Системная рефлексия это

Дифференциальная модель рефлексии. Системная рефлексия



Рассмотренные выше разногласия в понимании рефлексии и оценке ее роли в регулировании жизнедеятельности во многом обусловлены тем, что одним словом называют разные формы рефлексии.

Оглавление:

Полному отсутствию самоконтроля, сосредоточенности лишь на внешнем интенциональном объекте деятельности (что можно обозначить термином «арефлексия») могут быть противопоставлены по меньшей мере три качественно различных процесса:

интроспекция, при которой фокусом внимания становится собственное внутреннее переживание, состояние

системная рефлексия, основанная на самодистанцировании и взгляде на себя со стороны и позволяющая видеть одновременно полюс субъекта и полюс объекта

квазирефлексия, направленная на иной объект, уход в посторонние размышления – о прошлом, будущем, о том, что было бы, если бы…



Интроспекция так же одностороння, как и арефлексия, и, как следует в частности из данных Ю.Куля, в ситуациях практической деятельности интроспективная «ориентация на состояние» проигрывает арефлексивной «ориентации на действие», хотя в контексте психотерапии она может быть весьма продуктивна. Квазирефлексия, уводящая в резонерские спекуляции и беспочвенные фантазии, является скорее формой психологической защиты через уход от неприятной ситуации, реальное разрешение которой не просматривается.

В психологическом механизме рефлексии как способности произвольного обращения человеком сознания на самого себя можно усмотреть два принципиальных момента: произвольное манипулирование идеальными содержаниями в умственном плане, основанное на переживании дистанции между своим сознанием и его интенциональным объектом, и направленность этого процесса на самого себя как на объект рефлексии. Именно единство этих двух аспектов образует полноценное рефлексивное отношение в узком смысле слова, с которым мы связываем новое качество саморегуляции. Различные возможные варианты их соотношения представлены в таблице 1.

Таблица. Структура рефлексивного отношения

Системная рефлексия оказывается наиболее объемной и многогранной; хотя ее осуществление достаточно сложно, именно она позволяет видеть как саму ситуацию взаимодействия во всех ее аспектах, включая и полюс субъекта, и полюс объекта, так и альтернативные возможности. Именно такой взгляд позволяет обнаружить новое качество себя, что является основой для дальнейшего самопознания и работы с внутренним миром. Для того чтобы успешно решать какую-то задачу, надо видеть максимальное количество ее элементов. Часто при решении жизненных, экзистенциальных проблем мы терпим неудачу, потому что мы не видим один важный элемент проблемной ситуации – самих себя. Поэтому, в частности, практически невозможно оказывать психологическую помощь своим близким, ибо невозможно выполнять роль психотерапевта, одновременно будучи элементом проблемной ситуации. А.Лэнгле отмечает необходимость решения двойной задачи соотнесения для того, чтобы быть самим собой: соотноситься с другими и соотноситься с самим собой. Для этого «нужно сначала увидеть самого себя и составить картину себя, что становится возможным благодаря определенной внутренней и внешней дистанции по отношению к собственным чувствам, решениям, действиям» (Лэнгле, 2005). Эта возможность не реализуется автоматически; даже человек с высоким уровнем развития рефлексивности и способности к самодистанцированию не обязательно проявляет эту способность и может в конкретной ситуации действовать вполне машинально.

В основе системной рефлексии лежит уникальная и достаточно редкая человеческая способность – смотреть на себя со стороны. Рассмотренное У.Джеймсом (1991) «вертикальное» расщепление Я на образ себя, описываемый через набор содержательных атрибутов (Я-концепцию, или Я-образ), и внутренний центр, не имеющий никаких описательных характеристик, но наличие которого принципиально важно как предпосылка субъектности, активности, инициируемой самим субъектом (экзистенциальное Я, или Я-центр), обнаруживается у самых разных авторов (Дж.Г.Мид, Дж.Бьюджентал и др.); Дж.Бьюджентал, например, разработал упражнение на разотождествление: человек заполняет 10 карточек с характеристиками «Кто Я?». Затем карточки раскладываются так, что сверху оказывается самая «поверхностная», снизу – самая значимая. Человек берет верхнюю карточку и пытается представить, каким бы он был, если бы не было этого атрибута. На каждую карточку выделяется 5 минут. После работы со всеми карточками должно остаться экзистенциальное, «чистое» Я. Можно согласиться с мнением А.Дейкмана о том, что «наблюдающее Я» (Я-центр, в нашей терминологии) в основном игнорировалось западной психологической традицией, и в поисках лучшего его понимания не обойтись без обращения к традициям восточного мистицизма.



Благодаря такому расщеплению Я на образ Я и внутренний центр, которое наиболее точно описано В.Франклом (1990) в терминах фундаментальной антропологической способности самодистанцирования, субъект оказывается в состоянии занять позицию по отношению к самому себе и из нее осуществить действия по отношению к самому себе. Самодистанцирование – это возможность отстраниться, посмотреть на себя со стороны, вынырнуть из потока собственной жизни. Клинические психологи знают, что непринятие себя таким, какой я есть, – не очень благоприятный симптом, однако абсолютное принятие себя как данности немногим лучше; способность самодистанцирования позволяет избирательно относиться к самому себе как к авторскому проекту, заботиться о себе и работать над собой (см. Иванченко, 2009), предпринимая усилия по направленному изменению того, что субъект считает нужным изменить. Небезынтересно в этом смысле расхождение взглядов на роль рефлексии В.Франкла и его ученика А.Лэнгле. Если Франкл признает только интенциональность, поиск смысла в том, что вне субъекта, то Лэнгле (2002) прямо говорит о необходимости самопознания, обращенного на свой же внутренний мир. По Франклу, такое самопознание вредно в том отношении, что вызывает побочные круги негативных явлений, такие как страх своего страха, поэтому он и вводит сходное по смыслу понятие «самодистанцирования», которое снимает традиционные «минусы» рефлексии.

М.С.Мириманова (2001), рассматривая рефлексию как механизм развития самоорганизующихся систем, также обращает внимание на то, что рефлексия – способ смотреть на себя как бы со стороны, причем модели такого смотрения могут быть весьма разными: можно направить свой мысленный взор в себя и попытаться наблюдать себя как некий объект. Рефлексия может быть способом понимания себя через другого (социальная рефлексия). Пытаясь понять другого человека через его отношение к нам, через его поступки и поведение, мы моделируем его видение нас в своем сознании. Каждая новая модель в определенном смысле и есть то «зеркало», в котором мы видим и свое отражение, получаем информацию о себе и своих отношениях с миром в форме отраженных в нашем сознании моделей. Таким образом, структура рефлексии может быть неоднородной.

Разведение четырех указанных видов процессов опирается на логическое различение четырех возможных фокусов направленности сознания: на внешний интенциональный объект (арефлексия), на самого субъекта (интроспекция), на себя и на объект одновременно, что предполагает самодистанцирование, способность посмотреть на себя со стороны (системная рефлексия) и на посторонние объекты за пределами актуальной ситуации (квазирефлексия).

Очевидно, что необходима дифференциация понятия рефлексивности и выделение различных ее видов не только по объектной направленности, но и по качественным особенностям рефлексивного отношения. Не любая рефлексия полезна, но не всякая и вредна; предложенный нами дифференциальный подход позволяет отделить в ней то, что является ценным ресурсом личностного потенциала, от «ментального мусора», выступающего ненужным балластом нашей деятельности, сознания и саморегуляции.

Системная рефлексия это

Дифференциальная модель рефлексии.



Мы предполагаем, что рассмотренные выше разногласия в понимании рефлексии и оценке ее роли в регулировании жизнедеятельности во многом обусловлены тем, что одним словом называют разные формы рефлексии. Полному отсутствию самоконтроля, сосредоточенности лишь на внешнем интенциональном объекте деятельности (что можно обозначить термином «арефлексия») могут быть противопоставлены по меньшей мере три качественно различных процесса: интроспекция, при которой фокусом внимания становится собственное внутреннее переживание, состояние, системная рефлексия, основанная на самодистанцировании и взгляде на себя со стороны и позволяющая видеть одновременно полюс субъекта и полюс объекта, а также квазирефлексия, направленная на иной объект, уход в посторонние размышления – о прошлом, будущем, о том, что было бы, если бы… (Леонтьев, 2006; 2007; 2009) Интроспекция является такой же односторонней, как и арефлексия, и, как следует, в частности, из данных Ю. Куля, в ситуациях практической деятельности интроспективная «ориентация на состояние» проигрывает арефлексивной «ориентации на действие», хотя в контексте психотерапии она может быть весьма продуктивна (Gendlin, 1981; Bugental, 1999). Квазирефлексия, уводящая в резонерские спекуляции и беспочвенные фантазии, является скорее формой психологической защиты через уход от неприятной ситуации, реальное разрешение которой не просматривается.

В психологическом механизме рефлексии как способности произвольного обращения человеком сознания на самого себя можно усмотреть два принципиальных момента: произвольное манипулирование идеальными содержаниями в умственном плане, основанное на переживании дистанции между своим сознанием и его интенциональным объектом (см.: Леонтьев, 1999, с. 144–145), и направленность этого процесса на самого себя как на объект рефлексии. Именно единство этих двух аспектов образует полноценное рефлексивное отношение в узком смысле слова, с которым мы связываем новое качество саморегуляции. Различные возможные варианты их соотношения представлены в таблице.

Структура рефлексивного отношения

Системная рефлексия оказывается наиболее объемной и многогранной; хотя ее осуществление достаточно сложно, именно она позволяет видеть как саму ситуацию взаимодействия во всех ее аспектах, включая и полюс субъекта, и полюс объекта, так и альтернативные возможности. Именно такой взгляд позволяет обнаружить новое качество себя, что является основой для дальнейшего самопознания и работы с внутренним миром. Для того, чтобы успешно решать какую-то задачу, надо видеть максимальное количество ее элементов. Часто при решении жизненных, экзистенциальных проблем мы терпим неудачу, потому что мы не видим один важный элемент проблемной ситуации – самих себя. Поэтому, в частности, практически невозможно оказывать психологическую помощь своим близким, ибо невозможно выполнять роль психотерапевта, одновременно будучи элементом проблемной ситуации. А. Лэнгле отмечает необходимость решения двойной задачи соотнесения для того, чтобы быть самим собой: соотноситься с другими и соотноситься с самим собой. Для этого «нужно сначала увидеть самого себя и составить картину себя, что становится возможным благодаря определенной внутренней и внешней дистанции по отношению к собственным чувствам, решениям, действиям» (Лэнгле, 2005, с. 46). Эта возможность не реализуется автоматически; даже человек с высоким уровнем развития рефлексивности и способности к самодистанцированию не обязательно проявляет эту способность и может в конкретной ситуации действовать вполне машинально.

В основе системной рефлексии лежит уникальная и достаточно редкая человеческая способность – смотреть на себя со стороны. Рассмотренное У. Джеймсом (1991) «вертикальное» расщепление Я на образ себя, описываемый через набор содержательных атрибутов (Я-концепцию, или Я-образ), и внутренний центр, не имеющий никаких описательных характеристик, но наличие которого принципиально важно как предпосылка субъектности, активности, инициируемой самим субъектом (экзистенциальное Я, или Я-центр; см. Леонтьев, 1993), обнаруживается у самых разных авторов (Дж. Г. Мид, Дж. Бьюджентал и др.); Дж. Бьюджентал, например, разработал упражнение на разотождествление: человек заполняет 10 карточек с характеристиками «Кто Я?». Затем карточки раскладываются так, что сверху оказывается самая «поверхностная», снизу – самая значимая. Человек берет верхнюю карточку и пытается представить, каким бы он был, если бы не было этого атрибута. На каждую карточку выделяется 5 минут. После работы со всеми карточками должно остаться экзистенциальное, «чистое» Я. Можно согласиться с мнением А. Дейкмана о том, что «наблюдающее Я» (Я-центр, в нашей терминологии) в основном игнорировалось западной психологической традицией и в поисках лучшего его понимания не обойтись без обращения к традициям восточного мистицизма (Дейкман, 2007).



Благодаря такому расщеплению Я на образ-Я и внутренний центр, которое наиболее точно описано В. Франклом (1990) в терминах фундаментальной антропологической способности самодистанцирования, субъект оказывается в состоянии занять позицию по отношению к самому себе и из нее осуществить действия по отношению к самому себе. Самодистанцирование – это возможность отстраниться, посмотреть на себя со стороны, вынырнуть из потока собственной жизни. Клинические психологи знают, что непринятие себя таким, какой я есть, – не очень благоприятный симптом, однако абсолютное принятие себя как данности немногим лучше; способность самодистанцирования позволяет избирательно относиться к самому себе как к авторскому проекту, заботиться о себе и работать над собой (см. Иванченко, 2009), предпринимая усилия по направленному изменению того, что субъект считает нужным изменить. Небезынтересно в этом смысле расхождение взглядов на роль рефлексии В. Франкла и его ученика А. Лэнгле. Если Франкл признает только интенциональность, поиск смысла в том, что вне меня, то Лэнгле (2002) прямо говорит о необходимости самопознания, познания, обращенного на свой же внутренний мир. По Франклу, такое самопознание вредно в том отношении, что вызывает побочные круги негативных явлений, такие как страх своего страха, поэтому он и вводит сходное по смыслу понятие «самодистанцирования», которое снимает традиционные «минусы» рефлексии.

М. С. Мириманова (2001), рассматривая рефлексию как механизм развития самоорганизующихся систем, также обращает внимание на то, что рефлексия – способ смотреть на себя как бы со стороны, причем модели такого «смотрения» могут быть весьма разными: можно направить свой мысленный взор в себя и попытаться наблюдать себя как некий объект. Рефлексия может быть способом понимания себя через другого (социальная рефлексия). Пытаясь понять другого человека через его отношение к нам, через его поступки и поведение, мы моделируем его видение нас в своем сознании. Каждая новая модель в определенном смысле и есть то «зеркало», в котором мы видим и свое отражение, получаем информацию о себе и своих отношениях с миром в форме отраженных в нашем сознании моделей. Таким образом, структура рефлексии может быть неоднородной.

Разведение четырех указанных видов процессов опирается на логическое различение четырех возможных фокусов направленности сознания: на внешний интенциональный объект (арефлексия), на самого субъекта (интроспекция), на себя и на объект одновременно, что предполагает самодистанцирование, способность посмотреть на себя со стороны (системная рефлексия), и на посторонние объекты за пределами актуальной ситуации (квазирефлексия). На основе обозначенной выше дифференциальной модели рефлексивности нами были разработаны две исследовательских методики: эссе «Взгляд со стороны» (Леонтьев, Салихова, 2007) и опросник «Дифференциальный тест рефлексивности» ДТР (Леонтьев, Лаптева, Осин и др., 2009).

При апробации опросника ДТР было показано существование трех качественно специфических видов рефлексии. Системная рефлексия не связана с показателями дезадаптации, однако ее адаптивную роль также необходимо исследовать. Интроспекция обнаруживает устойчивые взаимосвязи с показателями дезадаптации и соответствует как в теоретическом, так и в эмпирическом отношении конструкту рефлексивных размышлений (ruminations) и, вероятно, тесно связана с нейротизмом. В то же самое время, интроспекция, отражающая ориентацию субъекта на собственные переживания по поводу актуальной ситуации, выступает промежуточным звеном между квазирефлексией (оперирование объектами в «идеальном поле», оторванном от актуальной ситуации) и системной рефлексией (целостным представлением субъекта-в-ситуации).

В качественном исследовании системной рефлексии с помощью метода эссе «Взгляд со стороны» была показана возможность произвольного самодистанцирования. Были эмпирически обнаружены 4 типа выполнения инструкции, которые хорошо согласуются с нашими теоретическими представлениями: системная рефлексия, интроспекция, отчуждение и квазирефлексия. Системная рефлексия в эссе проявляла себя в том, что субъект сумел встать на чужую позицию и увидеть себя новыми глазами. Описание себя – в том, что субъект представляет в эссе обычный образ себя. Отчуждение – способ написания эссе, при котором формально инструкция исполняется и описание себя идет с точки зрения третьего лица, а содержательно – нет, т. к. в описании отсутствует психологическая интепретация. Фантазирование – способ ухода от выполнения инструкции, при котором субъект не описывает себя, а рассуждает на посторонние темы. При сопоставлении результатов трех выборок: психологов, менеджеров и представителей творческих специальностей – мы обнаружили ожидаемые закономерности. У психологов значимо более высок уровень ответов по типам самодистанцирования и отчуждения, а интроспекция значимо ниже; у «творческой» группы выше фантазирование; у менеджеров – интроспекция (Леонтьев, Салихова, 2007; Leontiev, Salikhova, 2010).



Таким образом, дифференциальная модель рефлексии позволяет предложить объяснение описанной выше амбивалентности регуляторных эффектов рефлексивных процессов. С негативными эффектами, описываемыми такими конструктами, как навязчивые размышления и ориентация на состояние, ассоциируются такие разновидности рефлексивного отношения, как интроспекция и фантазирование; напротив, системная рефлексия может быть связана с положительными эффектами регуляции, однако не прямыми связями, выявляемыми корреляционным анализом, а нелинейными связями более сложной природы, на которые, в частности, указывали А. В. Карпов (2004) и Е. А. Полежаева (2009) и изучение которых представляет собой ближайшую задачу нового этапа исследований в этой многообещающей области.

Очевидно, что рефлексивность как индивидуальная характеристика личности глубоко связана с личностным потенциалом как потенциалом саморегуляции, прежде всего с потенциалом самоопределения. Вместе с тем эта связь носит нелинейный и очень сложный характер; из всех составляющих личностного потенциала рефлексивность включена в него наиболее непрямым путем; кроме того, необходима дифференциация понятия рефлексивности и выделение различных ее видов не только по объектной направленности (Леонтьев, 1999; Карпов, Пономарева, 2000), но и по качественным особенностям рефлексивного отношения. Не любая рефлексия полезна, но не всякая и вредна; предложенный нами дифференциальный подход позволяет отделить в ней то, что является ценным ресурсом личностного потенциала, от «ментального мусора», выступающего ненужным балластом нашей деятельности, сознания и саморегуляции.

Рефлексия как философское понятие

Понятие рефлексии (от позднелат. reflexio – обращение назад) впервые возникло в философии Нового времени в рамках философского осмысления проблемы человеческого сознания. Изначально оно обозначало внутреннее обращение на самого себя, и только позднее приобрело переносный смысл отражения. Дж. Локк предложил разделить опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. Соответственно, идеи имеют своим источником либо внешние объекты, либо деятельность нашего ума (mind). Первый источник познания Локк называет ощущением, а второй – рефлексией. Таким образом, возникает понятие рефлексии как способности познавать свою умственную деятельность подобно тому, как мы познаем внешние нам предметы. «Под рефлексией… я подразумеваю то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» [Локк, 1985, с. 155]. Рефлексия дает «такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя» [Там же. С. 155]. Она появляется в процессе развития не сразу, потому что требует внимания. Рассуждения о собственной внутренней деятельности появляются только в зрелом возрасте, и то не у всех. Локк подчеркивает: «Душа не всегда сознает себя мыслящею» [Там же. С. 159].

Исследования рефлексивных процессов в психологии

В психологии понятие рефлексии развивается, начиная с работ У.Джеймса. Джеймс различал познающее Я и познаваемое Я: «Мое самосознание является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать две стороны» [Джеймс, 1991, с. 87].

Рефлексия как характеристика человеческого существования

На качественно новом уровне проблема рефлексии была поставлена С.Л.Рубинштейном, исходившим из того, что человек находится внутри бытия, а не только бытие внешне его сознанию [Рубинштейн, 1997, с. 9]. «Первичное отношение – это отношение к миру не сознания, а человека» [Там же. С. 48]. «В качестве субъекта познания <…> человек выступает вторично; первично он – субъект действия, практической деятельности» [Там же. С. 66]. Эта общая онтология, которую позднее Ф.Е.Василюк (1984) назвал «онтологией жизненного мира», противостояла картезианской «онтологии изолированного индивида» и интроспективной психологии, в которой человек мыслился исключительно как субъект познавательного отношения; имплицитно развивая традиции Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, Л.Бинсвангера и других философов экзистенциально-феноменологической традиции, она вводила в психологию представление о жизненном мире, с которым субъект изначально связан неразрывными узами.

Роль рефлексии в процессах саморегуляции

Одним из первых вопрос о роли рефлексии в процессах регуляции и саморегуляции напрямую поставил Ю.Н.Кулюткин (1979), опираясь на идеи Л.С.Выготского о высших психических функциях как интериоризированных социальных отношениях и об орудийном характере деятельности человека. «Понятно, что использование различных средств организации собственных действий оказывается возможным лишь в результате развития иерархической структуры личности, когда человек, выступая в качестве субъекта деятельности и осуществляя свою управляющую функцию, в то же время относится к самому себе как к объекту управления, как к исполнителю, действия которого он должен направить и организовать с помощью тех или иных средств. Механизм саморегуляции, основанный на подобного рода иерархическом разделении управляющих и контрольных функций внутри одной и той же личности, когда человек выступает для самого себя как объект управления, как “я-исполнитель”, действия которого необходимо отражать, контролировать и организовывать, и когда человек одновременно является для самого себя “я-контролером”, т.е. субъектом управления, – такой механизм саморегуляции имеет смысл назвать рефлексивным по своей природе. Заметим, что в данном случае речь идет не просто об отображении внутреннего мира другого человека в сознании воспринимающего, а о рефлексивной регуляции своих собственных внутренних процессов и действий» [Кулюткин, 1979, с. 24].

Амбивалентность рефлексивных процессов

Амбивалентность рефлексивных процессов с точки зрения их роли в регуляции жизнедеятельности обнаруживается и в других психологических подходах, не говоря уже о житейских представлениях. Рефлексия не всеми и не всегда оценивается как позитивная. Есть свидетельства, в том числе эмпирические, того, что слишком большая степень осознания, интеллектуальной работы может мешать и приводить к неблагоприятным последствиям. Не случайно она нередко воспринимается обыденным сознанием как досадное качество интеллигента, который много размышляет, но мало действует, как то, что мешает нам перейти к решительному действию. Это не просто досужий стереотип; в психологии накоплено много отчетливых данных, подтверждающих негативные эффекты рефлексии, в то время как польза от нее часто менее очевидна. Рефлексивные размышления (rumination) определяются как «способ реагирования на дистресс, заключающийся в повторяющемся и пассивном сосредоточении на симптомах дистресса, возможных причинах и последствиях этих симптомов» [Nolen-Hoeksema, Wisco, Lyubomirski, 2008, р. 400]. Т.Пыщински и Дж.Гринберг [Pyszczynski, Greenberg, 1987] вводят понятие «сфокусированного на Я внимания», которое является фактором развития, поддержания и усиления депрессии.

Дифференциальная модель рефлексии. Системная рефлексия

Мы предполагаем, что рассмотренные выше разногласия в понимании рефлексии и оценке ее роли в регулировании жизнедеятельности во многом обусловлены тем, что одним словом называют разные формы рефлексии. Полному отсутствию самоконтроля, сосредоточенности лишь на внешнем интенциональном объекте деятельности (что можно обозначить термином «арефлексия») могут быть противопоставлены по меньшей мере три качественно различных процесса: интроспекция, при которой фокусом внимания становится собственное внутреннее переживание, состояние, системная рефлексия, основанная на самодистанцировании и взгляде на себя со стороны и позволяющая видеть одновременно полюс субъекта и полюс объекта, а также квазирефлексия, направленная на иной объект, уход в посторонние размышления – о прошлом, будущем, о том, что было бы, если бы… [Леонтьев, 2006; 2007; 2009] Интроспекция так же одностороння, как и арефлексия, и, как следует в частности из данных Ю.Куля, в ситуациях практической деятельности интроспективная «ориентация на состояние» проигрывает арефлексивной «ориентации на действие», хотя в контексте психотерапии она может быть весьма продуктивна [Gendlin, 1981; Bugental, 1999]. Квазирефлексия, уводящая в резонерские спекуляции и беспочвенные фантазии, является скорее формой психологической защиты через уход от неприятной ситуации, реальное разрешение которой не просматривается.

Рефлексия: что это такое, значение для человеческой личности и способы развития этого качества

Рефлексия – это качество, присущее только человеку, как высшему существу, делающее его отличным от прочих живых организмов. Данным понятием интересуются философы, психологи, педагоги, они активно изучают этот феномен, его значение для человеческой личности, а также ищут пути к развитию этого качества у личности самостоятельно.

Определение феномена

Понятие рефлексия произошло от латинского reflecto, что означает обращение назад, размышление. Такой феномен как рефлексия имеет множество определений, каждое из которых уникально.



Рефлексивность – умение личности выходить за грань собственного «Я», размышлять, заниматься самоанализом и делать соответствующие выводы из этих размышлений. Сравнение своей личности с другими – способность критически и адекватно взглянуть на себя чужими глазами, как бы со стороны.

Теперь становится понятно, что такое рефлексия, для чего она нужна и чего можно добиться, развивая у себя это качество. Бешеный темп современной жизни оставляет человеку мало времени на обдумывание своих действий и познание собственного внутреннего мира. Между тем, умение проводить самоанализ и обдумывать собственные ошибки – крайне важно для развития полноценной, самодостаточной личности. В ходе развития навыков рефлексирования человек может научиться осознавать свою уникальность, отличие от окружающих людей, формировать свои мысли, цели и предназначение в этом мире.

Понятие в философии

Рефлексия в философии – это высший вид феномена, который включает в себя размышления об основаниях культуры человека и о первоначальном замысле человеческого бытия.

Сократ утверждал, что рефлексия – основное из возможных средств самопознания и самосовершенствования человека, именно способность оценивать свои мысли и поступки критически и отличают человека, как высшее существо, от всех остальных существ, населяющих планету. Именно благодаря способности к рефлексии человек имеет возможность прогрессировать, освобождаться от предрассудков, навязчивых мыслей, ошибок и заблуждений.

Пьер Тейяр де Шарден писал в своих трудах, что рефлексия – качество, присущее разумному человеку, отличающее его от животного и дающее ему возможность не только знать, но и осознавать это знание.



Эрнст Кассирер утверждал, что рефлексия дана человеку для вычленения наиболее важных моментов среди прочего «мусора» в глубинах подсознания и чувственных феноменах, и сосредоточения на основных моментах.

Психологическое понятие

Рефлексия в психологии – это одна из форм самоанализа, поэтому играет основную роль в науке о способности человека обращаться к своему подсознанию, совершая анализирование мыслей, поступков и целей.

Первым, кто предложил вывести рефлексию в самостоятельное понятие, был А. Буземан. Рефлексия по Буземану – это перенесение эмоциональных переживаний человека с внешнего мира на мир внутренний, то есть внутрь своего «Я». В 1920 году он начал изучение личностной рефлексии, путем экспериментов, с помощью эмпирического исследования самосознания, группы людей подросткового возраста.

В трудах Л. Рубинштейна говорится о том, что способность к рефлексии – это умение человека осознавать границы своего «Я». Он утверждал, что без этого качество невозможно развитие полноценной, зрелой личности.

Рефлексивный акт – это умение человека остановить поток собственный мыслительных процессов и переключиться с автоматического мышления на осознание своего психического и духовного внутреннего мира. В результате таких действий индивид приобретает возможность не только думать, анализировать, размышлять, но и просто жить.



Что может дать человеку рефлексированная деятельность или же рефлексия:

  • контроль и анализ собственного мышления;
  • оценка собственных мыслей, как бы со стороны, на их последовательность, логичность, обоснованность;
  • очистка собственного сознания от бесполезных и ненужных размышлений;
  • преобразование скрытых возможностей в явные и плодотворные, для глубокого самопознания;
  • оценка собственных шаблонов поведения в различных ситуациях;
  • выбор четкой жизненной позиции, вместо нерешительности и колебаний.

Таким образом, посредством наличия такого качества как рефлексия, человек может вырасти в понимании собственного «Я», овладеть самоконтролем и продвинуться на пути к разительным переменам.

Человек с низкой способностью к рефлексии ежедневно совершает ряд одних и тех же ошибочных действий машинально. Р. Энштейн считал, что совершать ежедневно одни и те же ошибочные действия и при этом ожидать разных результатов – путь к безумию. Ведь без способности к анализированию собственной личности (рефлексии) сбои в мыслительных процессах будут со временем накапливаться, и расти, подобно снежному кому.

Роль в психологической практике

Психолог, применяющий метод рефлексии во время работы с пациентом, помогает ему заглянуть в глубины своего сознания и изучить свое внутреннее «Я». Если работа проводится методично и успешно, человек учится обладать способностью анализировать собственные мысли, поступки и цели, начинает лучше понимать самого себя. С помощью рефлексивного метода (рефлексии) психолог направляет пациента к принятию единственно правильного решения, в обдумывании и поиске выхода из проблемной ситуации, при помощи направленности внутрь своей собственной личности.

Разбирая какую-то конкретную ситуацию, из которой человек ищет выход, психолог помогает ему в осознании следующих моментов:
  • какие именно ощущения и эмоциональные переживания испытывает пациент на данном этапе;
  • какое место в подсознании он считает слабым и уязвимым, то есть пострадавшим от внешней ситуации;
  • как использовать трудности, принесенные проблемной ситуацией и обернуть их в другую сторону, получая от этого выгоду для себя.

Суть работы психолога с рефлексивным методом (рефлексией) определяется направлением пациента на самостоятельный поиск ответов на сложные вопросы и путей выхода из проблемных ситуаций.



Существует несколько частей собственного «Я», которые пациент начинает осознавать с помощью психолога:

  1. Я, сам как отдельный индивид.
  2. Я, как человек среди людей.
  3. Я, как идеальное существо.
  4. Я в восприятии окружающих.
  5. Я, как человек среди людей, в восприятии окружающих.
  6. Я, как идеальное существо в восприятии окружающих.

В своей работе психологи используют три способа (разновидности) рефлексивности:

  1. Ситуативная. Позволяет личности глубоко проникнуть в корень ситуации и критически оценить все возможные нюансы происходящего.
  2. Саногенная рефлексия. Позволяет регулировать собственные проявления эмоций, блокирую в сознании тяжелые, ненужные переживания и размышления.
  3. Ретроспективная. Позволяет человеку оглянуться назад, проанализировать ошибки, совершенные в прошлом, и приобрести новый полезный опыт.

Психологи, работающие с рефлексивным методом (рефлексией), утверждают, что это лучший способ создания гармонии в сознании личности и самосовершенствования. При помощи рефлексии личность учится «собирать» в глубинах подсознания туманные и непонятные мысли, преобразуя их в успешные идеи, помогающие достичь успеха и благополучия.

Рефлексия дает человеку возможность не только познать свой внутренний мир, но и увидеть со стороны, как его воспринимают окружающие, а также узнать себя идеального (такого, каким человек мечтает стать).

Разновидности рефлексии

Традиционно в психологии разделяют рефлексию на несколько разновидностей:


  1. Коммуникативная – выступает механизмом познания окружающих людей, а объектом такого вида рефлексии становятся поступки, поведенческие шаблоны и реакции другого человека. Причины совершенных поступков дают представления о внутреннем мире посторонних людей.
  2. Личностная. Объектом познания выступает личность самого человека, оценивается собственное поведение, поступки, отношение к окружающим людям и себе самому.
  3. Интеллектуальная – развивается в ходе решения задач различной направленности. С помощью этой разновидности рефлексии человек учится вновь и вновь возвращаться к условиям задачи, подыскивая наилучшие варианты ее разрешения, более подходящие и рациональные.

Другие исследователи выделяют еще несколько разновидностей рефлексии – это философская, психологическая, социальная и научная. Рефлексия в философии и психологии были рассмотрены выше. Нужно подробнее рассказать о двух следующих видах рефлексии:

  1. Социальная рефлексия – это путь к пониманию поступков и эмоций другого человека через размышления от его имени, за него, данный вид рефлексии еще называют «внутренним предательством». Это познание постороннего человека собственными размышлениями, как думают про меня окружающие, и познание себя со стороны, глазами других людей. Социальное познание выделяет важную роль значению того, что думают посторонние про индивида. Если у человека широкий круг общения, он может знать о себе многое.
  2. Научная рефлексия – направлена на исследование научных знаний и методов, на способы получения результатов научной деятельности, на обоснования с научной точки зрения теорий и законов.

Рефлексию нельзя путать с самосознанием, хотя эти понятия очень похожи. Самосознание – это понимание индивидом своих поступков, мыслей и чувств, приходящее через культуру, ощущение собственного тела, через сформированные обществом правила и нормы поведения, а также через общение и взаимодействие в социальной среде (с окружающими людьми). То есть, сама жизнь обучает человека осуществлять самоконтроль, оценивать свои поступки, их последовательность и логичность, а также брать на себя ответственность за совершенные действия.

Как развить качество в себе

Чтобы овладеть навыками рефлексии (а сделать это может практически любой человек), можно применять следующие способы:

  • анализировать совершенные действия, в особенности после принятия важных решений;
  • стараться давать себе адекватную оценку;
  • думать и оценивать собственные поступки глазами других людей, делая из этого адекватные выводы и получая ценный жизненный опыт;
  • рабочий день нужно заканчивать, мысленно проанализировав все эпизоды, в том числе те, которые принесли удовлетворение. Неудачные эпизоды лучше оценивать глазами постороннего человека;
  • регулярно проверять, совпадает ли мнение о каком-либо человеке, сформированное в сознании, с тем, что есть на самом деле;
  • больше общаться с теми людьми, которые имеют противоположную точку зрения на вещи, это даст возможность активизировать способность к развитию рефлексии через понимание другого человека.

Развивая в себе рефлексивные навыки (рефлексию), каждый человек, уже по истечении полугода сможет заметить в себе перемены – увидеть способность разбираться не только в себе, но и в окружающих, прогнозировать поступки и мысли посторонних людей. Это принесет большую массу позитивной энергии, ведь ничто так не способствует развитию гармоничной и самодостаточной личности, как способность понимать себя и других, а также контролировать происходящее посредством коммуникативности и самосовершенствования.

Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии



Системная рефлексия Анализ – залог успеха. Что такое рефлексия? - презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВладислава Ларюшина

Похожие презентации

Презентация на тему: " Системная рефлексия Анализ – залог успеха. Что такое рефлексия?" — Транскрипт:

1 Системная рефлексия Анализ – залог успеха

2 Что такое рефлексия?

3 Рефлексия ( от греческого – обращение назад) Анализ и осознание собственного и чужого психического состояния, мыслей «Мышление, изучающее мышление» Что я делаю на самом деле? Что делаем мы?

4 Образовательная задача рефлексии как этапа учебного занятия Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками Обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

5 Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования Готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно- конфликтные ситуации Умение обретать новые смыслы и ценности Умение адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений Умение ставить и решать неординарные практические задачи. Основной показатель рефлексии - способность работать в условиях неопределенности.



6 Условия выполнения этапа рефлексии Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения Стимулирование учащихся к осмыслению того, что другие ( учитель, учащиеся) знают, понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции, когнитивные представления Реализация рефлексивного алгоритма

7 Рефлексивный алгоритм Я Мы Дело

8 Рефлексивный алгоритм Я - Как чувствовал себя? С каким настроением работал? Доволен ли собой? Мы – Комфортно ли было работать в группе, паре? Какие затруднения были в общении? Дело – Достиг ли цели учения? Какие затруднения возникли? Как буду преодолевать свои учебные проблемы?

9 Рефлексия в организационном поведении Осознание человеком того, как он воспринимается партнерами Задача- ситуация: Общаются между собой Роман и Денис. Сколько человек с точки зрения рефлексии в этой ситуации?

10 Ответ : Роман : 1) Какой он есть на самом деле 2) Каким он видит себя сам 3) Каким видит его Денис Денис: 1) Какой он есть на самом деле 2) Каким видит себя сам 3) Каким видит его Роман



11 Виды рефлексии в учебном процессе ( условные) Рефлексия по отношению к обратной связи, полученной от других людей - Обсуждение кого –либо из участников - Размышления обсуждаемого о том, что вызвало именно такую обратную связь - Дополнение понимания собственных действий

12 Виды рефлексии Рефлексия в конце какого –либо группового действия ( по окончании ролевых игр, упражнений, решения задач, КСО и т.д.) - Что произошло, что прояснилось. - Сравниваю свое поведение и свой образ мысли с поведением и мыслями других - Извлекаю из этого сравнения

13 Виды рефлексии Характерные ответы: - Я доволен….. - Я хотел бы изучить….. - В следующий раз я …… - Письмо самому себе… - Памятка себе..

14 Виды рефлексии Рефлексия без посторонней помощи ( общее молчание в течение нескольких минут : каждый думает о своем учебном опыте, делает выводы, не обсуждая ни с кем) - Что я понял.. - Что я не понял.. - Что хотел бы изменить.. - Я буду делать, как…

15 Виды рефлексии Рефлексия собственного развития: участники сопоставляют свое поведение в учебной деятельности и свое личностное развитие - Что думали и чувствовали в определенной ситуации - Насколько придерживались старых способов реагирования - Как часто появлялось что-то новое в процессе работы - Составляют баланс своих сильных и слабых сторон - Определяют важные для себя цели - Находится в состоянии войны с другими или рассматривает взаимодействие с другими как игру - Возможно решает, что означала метафора «Война для него раньше.



16 Вывод : Системная рефлексия Рефлексия учащимися своего учебного опыта Рефлексия учащимися своей деятельности Рефлексия школьниками общения и совместной деятельности Рефлексия учащимися своей личности

17 Педагогические техники, позволяющие решить образовательные задачи рефлексивного этапа Ассоциативный ряд Незаконченное предложение Разговор на бумаге Солнышко Лист обратной связи Письмо себе Телеграмма Барометр настроения Поговорки- зеркало настроения Интерпретация на открытках Памятки Двери- зеркало настроения Пейзаж – зеркало настроения

18 Рефлексия = успех УДАЧИ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

19 А здесь будут примеры рефлексии, которые вы используете на ваших урока СПАСИБО .

20 Типы рефлексии на уроках русского языка Синквейн - 1 строчка : существительное или местоимение - 2 строчка: 2 прилагательных - 3 строчка: 3 глагола или деепричастия, описывающие действия объекта - 4 строчка: фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету - 5 строчка: одно слово, характеризующее суть предмета



21 Синквейн на уроке по теме « Образ Пугачева в романе « Капитанская дочка»

22 Попробуйте составить синквейн по сегодняшней теме семинара 1 Строчка : семинар А дальше сами

23 Виды рефлексии на уроках русского языка Использование пословиц и фразеологизмов. 6 класс Например: - Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. - Поспешишь- людей насмешишь. - Больше знай, а меньше болтай. - Здоров на еду, да хил на работу. - Больше дела, меньше слов. - Лучше маленькое дело, чем большое безделье. - Дело мастера боится. - Без царя в голове. - Ломать голову. - Сидеть сложа руки. - Протянуть руку помощи.

24 Пожелание коллегам Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая детей слишком многому. Возбудите любопытство. Откройте глаза, но не перегружайте мысли. Достаточно заронить в него искру, огонь сам разгорится, где есть для него пища. А. Франс

25 Работа подготовлена Мацюк Е.А.к обучающему семинару



Понятие рефлексии и ее сущность

Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей еще со времен античной философии, в частности Аристотель определял рефлексию как «мышление, направленное на мышление». Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой и т.д.

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) - это одна из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание.

Рефлексию еще часто связывают с интроспекцией. Один из родоначальников метода интроспекции английский философ Дж. Локк считал, что существуют два источника всех человеческих знаний: первый - это объекты внешнего мира; второй - деятельность собственного ума.

На объекты внешнего мира люди направляют свои внешние чувства и в результате получают впечатления (или идеи) о внешних вещах. Деятельность же ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Рефлексия по Локку - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Он указывал на возможность «удвоения» психики, выделяя в ней два уровня: первый - восприятие, мысли, желания; второй - наблюдение или созерцание структур первого уровня. В связи с этим под интроспекцией часто понимают метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения. Иными словами, всякая рефлексия, которая направлена на изучение закономерностей, свойственных психике каждого человека, является интроспекцией, а в свою очередь, индивидуальное самонаблюдение, не имеющее такой цели, - только рефлексией.

В отечественной психологии вопросов рефлексии касались почти все авторы существующих психологических концепций. В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию:



- Осознания (Выготский Л.С, Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин В.Н., Семенов И.Н., Смирнова Е.В., Сопиков А.П., Степанов СЮ. и др.);

- мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н., Рубинштейн СЛ., Семенов И.Н., Степанов СЮ. и др.);

- творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.),

- общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева СВ. и др.); ^личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С, Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др.).

Л.С Выготский, например, считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании».

Психологической концепцией, в которой рефлексии отводится ведущая роль в самодетерминации человека, является субъектно-дея-тельностный подход СЛ. Рубинштейна Он подчеркивал, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя».



С понятиями «рефлексия» и «самосознание» СЛ. Рубинштейн связывал определение личности. Давая различные определения личности, он указывал: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании. Личностью, как мы видим, человек не рождается; личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? - что я сделал? - кем я стал?». Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности С.Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными. В данной концепции рефлексия имеет не только функции анализа того, что было, но и представляет собой реконструкцию и проектирование своего «Я», жизненного пути и в итоге - жизни человека.

По словам Я.А. Пономарева, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Среди современных разработчиков тории рефлексивной деятельности следует отметить А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова.

В подходе А.В. Карпова рефлексивность выступает как мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы - как «процессы третьего порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотиваци-онные, а второго порядка - синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.

А.В. Карпов пишет: «Способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям».

В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием. По этому поводу А.В. Карпов отмечает: «Рефлексия - это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания».

Многие авторы указывают на то, что именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности и не сводится ни к одной из них.

Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие:

- позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления);

- позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность;

- рефлексия позволяет найти ответы задач, которые без ее применения решению не поддаются.

В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова и СЮ. Степанова описывается достаточно много видов рефлексии.

СЮ. Степанов и И.Н. Семенов выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:

- Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к 6удующей, проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимании и согласованности действий в условиях совместной деятельности. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма;

- Коммуникативная рефлексия — рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А.Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком.

Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций:

Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами.

Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного «Я» как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.

Выделяются несколько этапов осуществления личностной рефлексии:

- переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как нерешаемых;

- апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;

- переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново.

Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «Я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.

На взгляд Ю.М. Орлова, личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности. Личностный рост, развитие индивидуальности, как сверхличностного образования, происходит именно в процессе осознания смысла, который реализуется в конкретном сегменте жизненного процесса. Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации.

Интеллектуальная рефлексия - предметом ее являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения по решению типовых задач.

В последнее время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, выделяют:

Объектом исследования экзистенциальной рефлексии являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности.

Рефлексия, возникающая в результате воздействия эмоциоген-ных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т.п., приводящая к уменьшению страдания от негативных эмоций, определяется Ю.М. Орловым как саногенная. Ее основная функция заключается в регуляции эмоциональных состояний человека.

Н.И. Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии:

- Логическая - рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.

- Личностная - рефлексия в области аффективно-потребност-ной сферы, связана с процессами развития самосознания.

- Межличностная - рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.

Отечественные ученые С.В. Кондратьева, Б.П. Ковалев выделяют следущие виды рефлексии в процессах педагогического общения:

- Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.

- Коммуникативная рефлексия - заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я - глазами других»).

- Личностная рефлексия - осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Е.В. Лушпаевой описывает такой ее тип, как «рефлексия в общении», который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия».

Автор выделяет следующие компоненты в структуре «рефлексия в общении»:

- личностно-коммуникативная рефлексия (рефлексия «Я»);

- социально-перцептивная (рефлексия другого «Я»);

- рефлексия ситуации или рефлексия взаимодействия.

Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.

Уровни рефлексии. А.В. Карповым выделены различные уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлектируемого содержания:

1-й уровень - включает рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения в ситуации другого человека;

2-й уровень предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте;

3-й уровень включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе;

4-йуровенъ заключает в себе представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации.

Формы рефлексии. Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, поиска причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

Субъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и группой.

Исходя из этого, И.СЛаденко описывает внутрисубъектные и межсубъектные формы рефлексии.

Во внутри субъектных формах различают:

Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям.

Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного, двух или более способов решения задачи.

С помощью дополняющей рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов.

Межсубъектные формы представлены:

Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения ими общей цели.

Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества.

Противодействующая рефлексия выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо.

Академик М.К. Тутушкина раскрывает смысл понятия рефлексии, исходя из характера ее функций, - конструктивной и контрольной. С позиции конструктивной функции рефлексия — это процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; активизация рефлексии для включения ее в процессы саморегуляции в деятельности, общении и поведении. С позиции контрольной функции рефлексия - это процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; механизм отражения или использования результатов отражения для самоконтроля в деятельности или общении.

Опираясь на работы Б.А. Зейгарник, И.Н. Семенова, СЮ. Степанова, автор выделяет три формы рефлексии, различающиеся по объекту работы:

- рефлексия в области самосознания;

- рефлексия образа действия;

- рефлексия профессиональной деятельности, причем, первые две формы являются основой для развития и формирования третьей формы.

Рефлексия в области самосознания — это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензи-тивной способности человека. Она различается тремя уровнями:

1) первый уровень связан с отражением и последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов;

2) второй уровень связан с осознанием себя как самостоятельной личности, отличной от других;

3) третий уровень предполагает осознание себя как субъекта коммуникативной связи, анализируются возможности и результаты собственного влияния на окружающих.

Рефлексия образа действия - это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком. Этот анализ представляет собой рефлексию (в чистом виде) как ее представляют в классической психологии, когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках.