Синдроме аспергера

Причины, симптомы и методы лечения синдрома Аспергера



Редкое заболевание «синдром Аспергера» получило своё название в честь детского педиатра и психиатра Ханса Аспергера из Вены, который впервые описал это расстройство личности у детей как аутистическую психопатию.

Оглавление:

Хотя люди с синдромом Аспергера встречаются и среди взрослых людей, обычно это заболевание является довольно мягким вариантом детского аутистического расстройства у детей, обладающих сохранным интеллектом. Своеобразие и специфику этого аутистического заболевания среди глубоких расстройств развития определяют такие симптомы, как сохранность речи.

Аутистическое расстройство развития

Психиатрия выделяет 5 серьёзных нарушений детского развития, которые характеризуются большими сложностями социального взаимодействия в сочетании со стереотипным повторяющимся набором интересов, действий, занятий. Одним из таких нарушений детского развития считается синдром Аспергера. И хотя это расстройство долгое время называли аутистической психопатией, от истинного аутизма его отличает сохранность когнитивных и речевых способностей. Помимо этого, синдром Аспергера характеризует выраженная неуклюжесть.

Когда австрийский детский психиатр Ханс Аспергер впервые описал этот синдром в 1944 году, он наблюдал детей, отличавшихся рядом специфических признаков. Эти дети отличались физической неловкостью, были неспособны к невербальному общению, обладали ограниченной эмпатией по отношению к своим ровесникам. Распространённость этого расстройства у детей, имеющих лёгкую умственную отсталость, примерно 0,5 на. Дети с синдромом Аспергера, обладающие нормальными интеллектуальными способностями, отмечаются в 20 случаях на десять тысяч. Среди детей, страдающих синдромом Аспергера, преобладают мальчики.

Современное описание больных с синдромом Аспергера появилось только в 1981 г., а ещё через 10 лет были разработаны стандарты диагностики. Но и сегодня этот синдром вызывает у исследователей множество нерешённых вопросов. До сих пор неизвестно, какие признаки и симптомы однозначно отличают синдром Аспергера от детского аутизма, а также какова его распространённость. Дошло до того, что многие исследователи решил совсем отказаться от постановки диагноза «синдром Аспергера», предлагая переименовать его в «аутистическую болезнь, имеющую разные степени».



Действительно, синдром Аспергера - своеобразная форма детского аутизма, своеобразная пожизненная дисфункция, проявляющаяся в мироощущении человека, его отношении к окружающим. Обычно у людей с синдромом Аспергера имеется определённый спектр расстройств, а кроме того, синдром Аспергера считается «неявной дисфункцией» (расстройство никак не определяется внешне).

В отличие от детского аутизма, у ребёнка с синдромом Аспергера совсем не выражены речевые проблемы, а интеллект в норме либо выше нормы. У него отсутствует неспособность к обучению, как при детском аутизме, но определённые трудности в обучении всё же имеются. К таким затруднениям относят: дислексию, эпилепсию, апраксию, СДВГ (гиперактивность, отсутствие внимания).

Психологическое состояние больных

Больные с синдромом Аспергера неловки в коммуникациях, они либо слишком молчаливы, либо чрезмерно разговорчивы, совсем не умеют учитывать в беседе реакции и интересы своего визави. Это происходит потому, что у них имеются нарушения невербальных навыков коммуникации, координация движений также нарушена. В речи синдром Аспергера проявляется стереотипными повторениями, странными фразами, неадекватной интонацией, неправильным применением местоимений. При тестировании больные этим расстройством показывают очень высокий уровень запоминания, благодаря чему часто достигают больших достижений в узконаправленных интересах.

При грамотной поддержке и стимуляции лица с синдромом Аспергера успешно живут полноценной жизнью. Однако детям с синдромом Аспергера бывает трудно распознавать знаки, которые обычные люди воспринимают подсознательно (интонация, разные жесты, мимика). Поэтому им бывает очень сложно взаимодействовать с ровесниками, в свою очередь, это вызывает у них сильнейшую тревогу, растерянность, беспокойство. Помимо этого, дети с синдромом Аспергера очень неуклюжи, а также склонны к повторяющимся или навязчивым действиям. Несмотря на сравнительно позитивный прогноз, такие патологии сопровождают больного ребёнка до самого взросления.

Хотя многие такие дети ходят в обычную школу, всё же некоторым детям с синдромом Аспергера из-за их особых проблем доступно только специальное образование. Подростки и молодые люди с синдромом Аспергера не умеют правильно ухаживать за собой, а также их слишком волнуют проблемы в любовных и дружеских отношениях. Несмотря на довольно высокий интеллект, большинство молодёжи с синдромом Аспергера не выходит на работу, хотя они вполне способны вступать в брак, самостоятельно работать.

Подростки, обладающие синдромом Аспергера, сильно переживают своё отличие от других. Причинами их тревоги чаще всего являются зацикленность на придуманных ими ритуалах, нахождение в неясных ситуациях, а также волнение из-за промахов в значимых социальных взаимодействиях. Стрессовая реакция, возникающая из-за такой тревоги, проявляется в виде ухода от общения, общей невнимательности, возникающей зависимости от навязчивостей, гиперактивности, а также в негативистском либо агрессивном поведении.


Помимо этого, синдром Аспергера очень часто сопровождается депрессивными состояниями. Такая депрессия возникает как следствие хронической фрустрации из-за регулярных неудач в попытках заинтересовать собой окружающих. Также возможно возникновение аффективных расстройств. Предположительно частота суицидов у взрослых с синдромом Аспергера довольно высока, но пока это ещё не доказано.

Точные причины возникновения этого заболевания до сих пор неизвестны, лечение также очень вариативно. Психотерапевтическая поддержка направлена на улучшение функционирования больного. Она основывается на методах поведенческой психотерапии, направленных на устранение специфических дефицитов и коррекцию коммуникационных навыков. Постепенно, по мере взросления, общее состояние большинства таких детей существенно улучшается, но ряд коммуникационных, личностных, социальных сложностей всё равно остаётся.

Лица с синдромом Аспергера живут столько же, сколько и обычные люди, однако риск возникновения Большой депрессии, а также невроза тревожности значительно повышен. Кроме того, существует большая вероятность суицидальных попыток. Но всё же, большинство людей, страдающих синдромом Аспергера, позитивно рассматривает своё заболевание как особенность, а не инвалидность, которую обязательно надо вылечить.

Причины

До сих пор синдром Аспергера изучен мало. Люди с синдромом Аспергера бывают какой-угодно национальности и вероисповедания, культуры и социального происхождения, однако существует определённая тенденция к повышенной вероятности этого заболевания у людей из высших слоёв общества.

Достоверно известно, что это заболевание по неизвестной причине намного чаще встречается у мужчин. Однако современные данные исследований позволяют предположить нейробиологическую природу такого аутистического расстройства. Вторая версия заключается в том, что синдром Аспергера вызывает сочетание двух факторов – фактор генетический и фактор экологический.

Помимо этого, доказано, что синдром Аспергера никак не зависит от воспитания ребёнка, его индивидуальных особенностей или социальных обстоятельств.



Симптоматика

Люди с синдромом Аспергера отличаются особыми проблемами в таких социальных сферах: коммуникативная сфера, сфера взаимодействия и воображения. Эти симптомы – настоящая «триада аутистских нарушений».

  1. Сложности коммуникации в социуме. Люди с синдромом Аспергера испытывают сложности социального выражения себя через эмоции. Они плохо понимают жесты, мимику либо тон голоса другого человека. Поэтому им трудно найти тему для беседы, а также правильно вести её. Общаясь, люди с синдромом Аспергера используют вычурные фразы или слова, даже не зная, что они значат. Они всё воспринимают очень буквально, поэтому плохо воспринимают сарказм, метафорические высказывания, анекдоты и шутки на разные темы. Чтобы помочь в коммуникации человеку с синдромом Аспергера, надо всегда выражаться очень кратко и чётко;
  2. Сложности взаимоотношений с социумом. Люди с синдромом Аспергера стремятся к общению, однако постоянно сталкиваются с сложностями взаимоотношений в социуме, которые вызывают у них очень сильную тревогу либо волнение. Люди с таким расстройством трудно поддерживают близкие отношения, плохо воспринимают известные всем «стандарты социума». Так, они могут находиться неприлично близко к незнакомому человеку, заговорить на неуместную ситуации тему. Кроме того, люди с синдромом Аспергера полагают, что все окружающие непредсказуемы, поэтому они периодически замыкаются в себе, ведут себя равнодушно и безразлично;
  3. Сложности социального воображения. Лица, обладающие синдромом Аспергера, славятся очень богатым воображением. Многие становятся известными артистами, писателями или же музыкантами. Однако, у людей с синдромом Аспергера есть большие сложности в социальном воображении, а именно: невозможность прогнозирования возможных вариантов, непринятие мнения окружающих, невозможность трактовки чувств, мыслей или действий иного человека. Кроме этого, у больных синдромом Аспергера отмечаются ограничения в их творческой деятельности, поскольку для них приемлема только повторяющаяся, последовательная деятельность.

Дети с таким синдромом сталкиваются со сложностями в таких играх, где надо уметь притворяться или кого-то изображать. Им нравится заниматься тем, что базируется на логике и системности, например, математикой.

Дополнительные признаки

Педантичность - стремясь сделать мир вокруг не таким хаотичным, люди с синдромом Аспергера настаивают на своих правилах, распорядках. Так, дети школьного возраста могут стремиться ходить в школу всегда одинаковой дорогой. Неожиданное изменение расписания занятий приводит их в полное замешательство. Взрослые люди с таким синдромом планируют свой режим дня согласно определённым шаблонам. Так, если они привыкли приступать к работе в определённое время, неожиданный перенос начала рабочего дня может привести их к сильнейшей панике.

Увлечённость. Люди с синдромом Аспергера отличаются сильнейшим до одержимости интересом к какому-то хобби, коллекционированию. Бывает так, что этот интерес остаётся на всю жизнь, а в другом случае одно занятие заменяется другим. Так, больной таким расстройством может полностью сосредоточиться на информации, которую надо знать о машинах, чтобы обладать исчерпывающими знаниями о них. При наличии сильного стимула люди с таким расстройством вполне в состоянии учиться либо работать, занимаясь своим любимым делом.

Проблемы сенсорики. Синдром Аспергера вызывает сенсорные сложности в одном либо сразу во всех сенсорных системах (сложности со слухом, осязанием, зрением, вкусом, обонянием). Степень сложности вариативна: все чувства больного либо чрезмерно усилены (суперчувствительные люди), либо развиты очень слабо (малочувствительные люди). Так, слишком громкие звуки, слепящий свет, неприятные запахи, специфическое покрытие или пища могут стать причиной болезненных ощущений, а также тревожности для людей, имеющих такое расстройство.



Люди с нарушенной сенсорной чувствительностью с трудом ориентируются в пространстве, избегают препятствий. Им сложно находиться на определённом расстоянии от незнакомых людей, а также выполнять задачи на тонкую моторику, например, завязывание шнурков. Больной человек может периодически кружиться либо качаться из стороны в сторону, чтобы удержать равновесие, суметь справиться с внезапным стрессом.

Диагностика расстройства

Диагностика синдрома Аспергера проводится между 3 и 10 годами. Экспертизу производит группа, включающая в себя специалистов из разных областей. Диагностика состоит из разнообразных методик: неврологической и генетической экспертиз, тестов на интеллектуальные особенности, проверки психомоторики, тестов на невербальные и вербальные умения, исследования стиля обучения, а также способности больного жить самостоятельно.

Взрослых людей диагностировать намного сложнее, потому что все стандартизированные диагностические критерии этой болезни были сконструированы специально для детей, а сама симптоматика заболевания сильно меняется с взрослением человека. Поэтому диагностика взрослых требует особого подхода и составления детальной истории заболевания. Анамнез собирается на основании данных, полученных от пациента, а также от его знакомых. Врачи в основном основываются на информации о поведении больного в детском возрасте.

Такой диагноз как «Синдром Аспергера» ставится, если у больного имеются следующие симптомы и признаки:

  1. Нарушение взаимодействия с другими согласно критериев аутизма (как минимум два признака):
    • нарушение невербалики (прямой взгляд, неадекватные мимика, поза, и применение социальных жестов);
    • нет взаимодействия со сверстниками;
    • нет стремления разделять интересы, эмоции либо свои достижения. Отсутствует демонстрация объектов своего интереса, достижений другим;
    • недостаток социальной, а также эмоциональной взаимности;
  2. Стереотипные повторяющиеся поведенческие реакции, интересы, деятельность, за исключением фиксации на определённых предметах или нефункциональных элементах, манерности поведения больного, поскольку это соответствует критериям аутизма (как минимум один признак):
    • наличие одного или же нескольких стереотипных ограниченных интересов, ненормальных по своей интенсивности, направленности;
    • жёсткое стремление к специальному ритуалу;
    • стереотипная моторика (размахивание руками, скручивание пальцев);
    • настойчивое собирание и разбирание объектов;
  3. Дисфункции в социальной деятельности;
  4. Отсутствие задержки речевого развития (это значит, что отдельно взятые слова уже используются в два года, а связные простые фразы ребёнок произносит к трём годам);
  5. Нет очевидного отставания мышления, отсутствует адаптация. Навыки самообслуживания, соответствующие своему возрасту, хорошо развиты (кроме взаимодействия в социуме). Ребёнок очень любознателен;
  6. Симптомы заболевания не соответствуют полноценным критериям какого-либо иного общего специфического расстройства развития либо одной из форм шизофрении, а также симптомам шизотипического расстройства личности, расторможенного либо реактивного расстройства детской привязанности, ананкастного личностного расстройства, обсессивно-компульсивных расстройств.

Двигательное развитие ребёнка с этим расстройством может быть довольно замедлено, а общая дискоординация бывает частым (но не фиксированным) признаком диагностики. Специфические навыки, часто связанные со специфическими интересами, являются характерными, но также совсем не обязательными для диагностики расстройства Аспергера.



Дифференциация

Хотя это расстройство является довольно специфической болезнью, тем не менее, есть некоторые симптомы, благодаря которым дифференциальная диагностика этого заболевания может быть существенно затруднена. Проводя дифференциацию, врач-психиатр должен отделить симптомы собственно расстройства Аспергера от других аутистических расстройств и заболеваний.

Шизофрения: при дифференциальной диагностике относительно шизофрении отмечается, что при синдроме Аспергера нет галлюцинаций и бреда, отсутствует прогрессирующее ухудшение социальных навыков и наследственная отягощённость шизофренией или другими психозами.

Детский аутизм: обладает целым рядом похожих симптомов. Главным отличительным признаком отличия детского аутизма от синдрома Аспергера является то, что при синдроме не отмечается общее отставание развития речи. К тому же, больные с синдромом Аспергера хоть как-то могут понимать невербальную информацию, всё-таки могут использовать интонации для коммуникации.

Сравнение симптомов детского аутизма и синдрома Аспергера:

Синдром Аспергера: симптомы и лечение

Синдром Аспергера - основные симптомы:

  • Нарушение сна
  • Повторение одних и тех же слов и фраз
  • Нарушения сенсорики
  • Отсутствие коммуникабельности
  • Неумение подобрать нужную тему и слова
  • Склонность к монологам
  • Склонность к упорядочиванию
  • Монотонность речи
  • Слабо выраженная жестикуляция и мимика
  • Концентрация на одном занятии

Пожалуй, многим доводилось смотреть фильм «Человек дождя». Именно этот фильм привлёк внимание общества к людям, страдающим аутизмом – заболеванием, которое характеризуется определёнными нарушениями развития головного мозга. Синдром Аспергера является разновидностью аутизма.

Этот синдром во многом влияет на восприятие человеком окружающего мира, информации, взаимодействие его с другими людьми. Увы, эта дисфункция является пожизненной, но если приложить определённые усилия, то можно в достаточной мере сделать пребывание в обществе приятным для человека.

Что может послужить причиной появления заболевания?

Синдром Аспергера – врождённое генетическое нарушение, потому развиться после рождения ребёнка под влиянием внешних факторов оно не может. Если же говорить о наследственности, то здесь тоже все не совсем ясно: современная медицина пока не пришла к единому мнению по поводу того, является ли синдром Аспергера наследственным заболеванием, или же это спонтанная мутация. Однако, как бы там ни было, никаких прямых зависимостей, которые позволили бы уменьшить риск возникновения данного заболевания, нет.

Как проявляет себя этот синдром

Проявления синдрома Аспергера можно заметить у ребёнка примерно с трёх лет, до этого малыш может развиваться вполне нормально: он в положенный срок обучается речи, моторика тоже соответствует возрасту. А вот в дальнейшем же могут проявляться следующие признаки болезни:

  • Ребёнку трудно наладить контакт с окружением. Несмотря на то что никаких задержек в плане речи у детей с синдромом Аспергера нет, им трудно заводить новые знакомства, всячески взаимодействовать в социуме. В особенности проявляется это при контакте со сверстниками: в садике, школе, во время игр на детской площадке и т. д. Таким детям сложно понять эмоции других детей, их интересы и те правила поведения, которые неизбежно возникают даже в такой маленькой ячейке социума.
  • В разговоре ребёнок то и дело повторяет одни и те же слова, фразы, притом монотонно, почти без интонаций, из-за чего его речь кажется неестественной, как бы механической. Характерны для такого заболевания и повторяющиеся движения, выполняемые будто бы неосознанно: стук пальцев по столу, наматывание на палец пряди волос. Если смотреть на фото с такими детьми, то отмечается некая неуклюжесть позы.
  • Неумение подобрать нужную тему и нужные слова. Часто из-за подобной манеры поведения таких людей считают грубыми и бестактными, но это далеко от истины: просто человек, родившийся с синдромом Аспергера не способен следить за реакцией собеседника и понимать, что тому нравится, а что нет. Также таким людям довольно сложно понимать намёки, шутки и прочее в таком духе: они все понимают в прямом смысле, и это нужно учитывать.
  • Склонность к монологам. В разговоре дети с подобным заболеванием редко следят за реакцией собеседника: ребёнок не смотрит в лицо слушателю, не делает пауз, ожидая отклика на свой рассказ. Они просто выдают скопившуюся информацию. Часто отсутствует зрительный контакт с собеседником, да и вообще какой бы то ни было контакт. Но тем не менее они полностью осознают, что ведут беседу с другим человеком, воспринимают ситуацию абсолютно адекватно.
  • Жестикуляция и мимика почти не выражены. Если со словарным запасом у ребёнка с подобным заболеванием все хорошо (в этом плане они часто даже опережают здоровых детей), то с невербальной частью общения все обстоит несколько иначе: нет размахивания руками, гримас и ужимок, которые обычно характерны для детей. Выражение лица обычно остаётся отстранённым, а взгляд направлен в никуда (это заметно даже на фото). Это делает речь ещё более неестественной, неловкой, будто говорит не человек, а робот.
  • Повторяющиеся действия, склонность к упорядочиванию. Часто у тех, кто родился с синдромом Аспергера, появляется тяга к перфекционизму, то есть к стремлению все упорядочивать. Игрушки выстраиваются по величине, книги складываются в ровную стопочку. Да, у детей старшего возраста подобное явление может свидетельствовать о куда более безобидной тяге к аккуратности, но для ребёнка 3–5 лет подобное стремление к порядку крайне нетипично. Довольно известным стало фото, где совсем ещё маленький ребёнок складывает кубики в идеально ровный столбик. К тому же детям с нарушениями психики свойственно выполнять определённые действия изо дня в день. Такие действия у ещё называют ритуалами.
  • Концентрация на каком-либо одном занятии. Многозадачность при синдроме Аспергера, увы, не характерна: напротив, для таких детей гораздо проще, к примеру, выбрать одну тему разговора и следовать ей. То же самое наблюдается и в отношении хобби, увлечений: человек может отлично разбираться, к примеру, в математике, но при этом не иметь ни малейшего понятия о деятелях изобразительного искусства, фото- и видеотехнике и т. д. Все свободное время, все силы посвящаются любимому занятию, будь-то собирание марок или конструирование моделей самолётов.

Выше были перечислены наиболее характерные для синдрома Аспергера симптомы, однако это не значит, что они должны проявляться все сразу, или же то, что только этим списком признаки синдрома Аспергера и ограничиваются. Однако если множественные признаки указывают на вероятность наличия этого заболевания, то необходимо обратиться к врачу для обследования и комплексного лечения.

Диагностика – как распознать этот синдром

Диагностировать синдром Аспергера – дело не из простых, ведь симптомы этого заболевания схожи с признаками других психических расстройств. Однако чем раньше болезнь будет обнаружена, тем безболезненнее будет проходить адаптация человека с синдромом Аспергера в обществе. Но, опять же, обнаружить заболевание не так-то просто, потому требуется проводить один тест за другим. Притом к делу должны быть привлечены генетики, специалисты в области неврологии. Необходимо будет пройти тест на интеллектуальное развитие, генетические исследования, тест на психомоторику и т. д. Бояться этого не стоит: каждый тест (за исключением генетических исследований, конечно) будет проводиться в форме беседы или игры.



Непременно должна быть проведена дифференциальная диагностика. Как уже было сказано, часть симптоматики синдрома Аспергера характерна и для других заболеваний, потому важно отсеять все лишнее. В основном тест помогает исключить такие болезни:

  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • гиперактивность;
  • различные формы депрессивных состояний;
  • синдром дефицита внимания;
  • неврастения.

Кроме того, все эти психические заболевания могут сочетаться с синдромом Аспергера, так что этот момент также необходимо прояснить. К тому же синдром Аспергера очень часто путают с синдромом Каннера, то есть классическим аутизмом. Но различия между этими заболеваниями есть, и они будут приведены ниже.

  • Аутизм проявляется уже на первых годах жизни, в то время как синдром Аспергера до 3–4 лет диагностировать ни при личном контакте, ни по фото практически невозможно.
  • При классическом аутизме часто нарушена функция речи, в то время как при Аспергере словарный запас не только соответствует уровню здорового ребёнка аналогичного возраста, но и превосходит его. Более того, дети с синдромом Аспергера начинают говорить куда раньше, чем ходить. Дети с классическим аутизмом – наоборот.
  • Интеллект у аутистов значительно снижен, у половины же наблюдается умственная отсталость, притом выражена она довольно ярко. При Аспергере же умственные способности не отстают от нормальных, а иногда и превосходят.
  • Аутисты живут как бы в собственном мире и прогнозы относительно их адаптации в обществе зачастую весьма неутешительны. Многие из аутистов больны вдобавок шизоидной психопатией. Люди же с синдромом Аспергера, несмотря на некоторые особенности поведения, вполне способны вести нормальную жизнь. В особенности если с ребёнком работают специалисты и облегчают процесс налаживания контакта с окружающим миром.

Как видно, синдром Аспергера не является, в отличие от классического аутизма, непреодолимым барьером к нормальной жизни. Потому важно вовремя обратить внимание на присущие синдрому Аспергера симптомы и посетить врача.

Тесты, помогающие обнаружить наличие синдрома

В нынешнее время существует несколько тестов, которые в значительной мере облегчают диагностику синдрома Аспергера. Среди них:

  • Тест RME. Этот тест предполагает постановку диагноза, основываясь на взгляде пациента. Порой это делают даже по фото. Предназначен он в основном для маленьких детей. Однако результаты подобного тестирования могут быть не вполне точными.
  • Тест RAADS-R. Предназначен для подростков от 16 лет и взрослых. Позволяет выявить аутизм, синдром Аспергера и прочие подобные нарушения психики.
  • Тест EQ. Определяет уровень эмпатии человека, то есть его эмоционального развития. У людей с Аспергером эти показатели снижены.
  • Тест AQ. Выявляет наиболее характерные черты поведения людей с подобным заболеванием: наличие «ритуалов», зацикленность на каком-то одном деле или задаче и т. д.

Перечисленные выше тесты облегчают диагностику заболевания, нельзя говорить о наличии синдрома Аспергера, основываясь только на результатах тестирования или фото. Необходим визит к психологу, психиатру, неврологу и прочим специалистам.

Лечение заболевания

Убрать синдром Аспергера как таковой нельзя, так как это генетическое заболевание, однако можно сгладить проявления этой болезни, которые мешают человеку прижиться в обществе. Конечно же, лечение это комплексное и напрямую зависит от симптомов конкретного человека. К примеру, может понадобиться помощь следующих специалистов:


  • Логопед. Да, словарный запас у детей с синдромом Аспергера достаточно велик, однако дело здесь больше не в том, что говорит ребёнок, а как он это делает. Логопед поможет малышу придать разговорам эмоциональную окраску, «живые» интонации, сделать речь ярче и насыщеннее. Будут подкорректированы и невербальные методы общения: ребёнок научится непринуждённо жестикулировать, позировать для фото и т. д.
  • Психолог. Собственно, именно психолог в большей мере ответственен за исход лечения. Этот врач поможет ребёнку взаимодействовать с социумом, ощущать настроение собеседника, воспринимать те скрытые посылы, которые люди часто адресуют друг другу при общении и т. д.
  • Педагог-дефектолог. Как и психолог, такой педагог способен помочь ребёнку ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, он сможет найти нужный подход в плане обучения.
  • Общая терапия: массаж, лечебная физкультура, физиопроцедуры. Все это поможет не только убрать некоторую неловкость движений, которая порой присуща людям с подобной болезнью, но и поспособствует релаксации, восстановлению всего организма.

Многим подобное лечение кажется довольно трудоёмким, однако оно крайне необходимо для дальнейшей жизни детей с синдромом Аспергера, в особенности для её социальной стороны. И потому важно правильно подойти к вопросу реабилитации детей, страдающих от синдрома Аспергера.

Прогнозы и профилактика

У синдрома Аспергера, а, точнее, у людей с таким заболеванием есть все шансы стать нормальными членами общества, и прогнозы относительно такого исхода радуют. Да, некоторые особенности останутся с человеком на всю жизнь, но, в конце концов, каждый человек является личностью по-своему особенной. Очень часто люди, у которых диагностировали синдром Аспергера, находят себя в точных науках: математике, физике, сфере IT, искусству фото- и видеосъёмки и т. д. Более того, некоторые известные личности обладали таким синдромом. Среди них Эйнштейн, Ньютон и другие люди науки. И уж конечно, с тем, что они добились в жизни значительных успехов, спорить трудно.

Что же касается профилактики (речь, конечно, здесь идёт о тех, кто задумывается о родительстве и хочет не допустить появления синдрома Аспергера у своих детей), то все, что здесь можно посоветовать – это следить за своим здоровьем и избегать вредных привычек. Есть ещё мнение, что на появление синдрома может влиять экологическое состояние окружающей среды. Ничего более конкретного в деле профилактики синдрома Аспергера современная медицина предложить, увы, не может.

В качестве завершающего аккорда можно сказать, что дети с синдромом Аспергера непременно должны наблюдаться у психологов, психиатров и других специалистов, притом в довольном раннем возрасте. Прогнозы хороши, и можно добиться значительного снижения проявлений заболевания. Потому при наблюдении странностей в поведении ребёнка нужно отвести его к соответствующему специалисту. И в этом нет ничего постыдного, ведь психическое здоровье играет такую же важную роль, как и физическое.

Если Вы считаете, что у вас Синдром Аспергера и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: психотерапевт, невролог, генетик.



Также предлагаем воспользоваться нашим сервисом диагностики заболеваний онлайн, который на основе введенных симптомов подбирает вероятные заболевания.

«Я живу с синдромом Аспергера»

31 марта 2017 в 14:21

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Для России он особенно важен: в нашей стране мало что знают о различных расстройствах аутистического спектра, кроме, собственно, классического аутизма, он же — аутизм Каннера. Однако это лишь одна из многочисленных форм проявления этого расстройства.

Зачастую слово «аутист» ассоциируется с образом ребенка, чаще мальчика, который не разговаривает и проводит все время, смотря в одну точку и раскачиваясь из стороны в сторону. В реальности многие люди, независимо от возраста и гендера, имеют расстройства аутистического спектра. Они ходят на работу, имеют семьи и ведут достаточно активную социальную жизнь. По разным оценкам, аутизм в той или иной форме имеют до двух человек из ста.

Эти люди абсолютно невидимы в России — как для окружающих, так и для врачей. Они вычеркнуты из системы здравоохранения, психологической помощи и психиатрии. С точки зрения официальной российской медицины их нет. Синдром Аспергера — один из наиболее распространенных диагнозов РАС, однако в России его не ставят взрослым, только детям. Ситуация абсурдная, поскольку синдром Аспергера — это врожденное расстройство психики, которое не лечится.



Корень проблемы лежит в том, что раньше считалось, будто к 18 годам легкие формы аутизма либо исчезают, либо перетекают в тяжелые. Хотя это давно уже опровергнуто медиками и учеными за рубежом. В России однако каких-то мер для изменения медицинской практики в этой области не приняли: по достижении совершеннолетия человеку либо снимают диагноз, либо записывают в классические аутисты (в случае очень плохой социальной адаптации), либо выбирают некий условно схожий диагноз, например шизоидное расстройство личности, чтобы поставить человека на учет и оказывать ему хоть какую-то помощь. При такой системе большинство предпочитает не иметь официального диагноза вовсе и остается со своими проблемами один на один. Это замкнутый круг, в результате которого состояние человека, оставшегося без помощи, часто ухудшается, и вытащить себя из него может только он сам.

Женщина, живущая с синдромом Аспергера, рассказала The Village о том, как такие люди учатся жить в обществе, строят карьеру, заводят семью и с какими сложностями сталкиваются.

О самом синдроме и его основных симптомах

Синдром Аспергера — одна из форм аутизма, самая легкая, если так можно выразиться. Это расстройство сказывается на поведении человека, его восприятии мира и процессе формирования отношений с окружающими. Люди с синдромом Аспергера испытывают сложности в трех областях: коммуникации, взаимодействии и социальном воображении. Проще говоря, мы плохо понимаем социальные знаки, расшифровка которых для других является естественным процессом: нам тяжело считывать тон голоса, выражение лица собеседника, воспринимать намеки. Кроме того, мы испытываем сложности с тем, чтобы донести до собеседника собственные эмоции невербально, проявляем эмоции не всегда понятным для окружающих образом и имеем сниженные способности к эмпатии. Симптомы у разных людей могут быть выражены по-разному и проявляться в различной степени.

Носители синдрома Аспергера — это люди с сохранным интеллектом, более того, часто их интеллектуальное развитие выше среднего, особенно в детстве. При этом однако часто есть сложности в обучении: это связано с неспособностью понять и принять нормы поведения в школе. Кроме того, аутизму часто сопутствуют синдром дефицита внимания и гиперактивности, обсессивно-компульсивное расстройство, дислексия и так далее.

Лично мне никогда официально не диагностировали дополнительных расстройств, однако у меня определенно существует прозопагнозия — лицевая слепота. Я с трудом запоминаю лица, испытываю трудности с узнаванием даже тех людей, кого вижу часто. Однажды я не узнала собственного папу, который догнал меня по дороге от метро. Также мне сложно узнавать себя на фотографиях. В основном я ориентируюсь по дополнительным признакам: одежда, прическа, конкретные жесты, голос. Здесь очень помогает свойственное людям с аутизмом внимание к деталям, некая зацикленность на мелочах. Я автоматически запоминаю гардероб своих коллег, их прически, манеру держаться. Вы же можете узнать знакомого с другой стороны улицы, не видя четко его лица? Так и тут: лицевая слепота забывается и компенсируется другими навыками, когда живешь с ней постоянно.

В прошлом у меня также были признаки ОКР — все свои действия я просчитывала, все движения повторяла определенное количество раз, считала шаги, останавливаясь после определенного количества. Это связно с повышенным уровнем тревожности. Симптомы почти сошли на нет, когда я научилась жить со своим аутизмом. Но это был длительный процесс.



Синдром Аспергера — скрытая дисфункция, то есть нельзя понять по внешнему виду человека, что у него аутизм. Велика вероятность того, что аспи, как мы обычно себя называем, есть и среди ваших знакомых. Я не скрываю свой диагноз от близких и коллег, и меня иногда спрашивают, почему синдром Аспергера при его кажущейся безобидности относят к аутизму. Дело в том, что мне и другим людям с СА никогда не стать такими, как нейротипики — так мы называем тех, кто не в спектре. То есть мы не сможем посмотреть на мир вашими глазами — даже в самые лучшие и спокойные дни. Обычное восприятие мира нам недоступно. Зато мы можем доходить до состояния, свойственного «классическим аутистам»: из-за стресса и эмоциональной перегрузки с нами случаются истерики с полным отключением от реальности, в худшие периоды мы можем надолго переставать разговаривать и часами сидеть на одном месте, раскачиваясь из стороны в сторону, глядя в одну точку.

Мир человека с аутизмом, даже высоконфункциональным, в сто раз громче мира обычного человека, и речь идет не только и не столько об аудиальной стороне. Представьте, что вы увеличили звук в колонках на максимум и басы гудят прямо вам в ухо, при этом вы вовсе не на рейве в «Рабице», а пытаетесь перед работой почистить зубы и заварить чай. Примерно так все и чувствуется, когда ты в аутистическом спектре. Мозгу требуется больше усилий, чтобы обработать входящую информацию: звуки, запахи, визуальные данные, тактильные ощущения, даже самые простые — от одежды, движения и температуры воздуха. В процессе, как правило, надо с кем-то разговаривать, взаимодействовать и даже решать конфликтные ситуации. Если вы, конечно, не выбрали путь полного уединения и ухода от мира.

Работа, стресс и суперспособности

Сейчас мне 27, у меня есть хорошая работа, семья и несколько друзей, с которыми я стараюсь в меру своих возможностей поддерживать отношения. К этому моменту своей жизни я мало выделяюсь, удачно сливаюсь с толпой и не доставляю окружающим почти никаких проблем. В этом, в общем-то, суть успеха аутистичного человека — стать как все, мимикрировать и не отсвечивать.

Жизнь человека с аутизмом связана с большим уровнем стресса и эмоциональных перегрузок. Стресс начинается с утра, и к вечеру его уровень обычно только нарастает и тревожность накапливается. Вот пример моего обычного утра. Все зависит от того, в каком настроении и в каких условиях проснешься — или у тебя будет более или менее спокойное начало дня с возможностью раскачаться и набраться сил для выхода из дома, или все пойдет по жесткому сценарию прямо с постели.

У меня есть ребенок, а значит, почти нет шансов проснуться в спокойной обстановке. Он встанет, когда встанет, и к этому моменту я вряд ли успею выспаться. Если я не выспалась, мир вокруг становится громче еще раз в двадцать. Сын тоже не всегда может проснуться в хорошем настроении, так что, помимо попыток заставить действовать себя, приходится уговаривать и его. Уровень тревожности и стресса при этом, естественно, растет. На единственном более или менее толковом российском сайте для людей с синдромом Аспергера я как-то наткнулась на переведенный с английского материал про шкалу стресса и сенсорной перегрузки при аутизме. Ощущения на каждой из ступеней классифицируются начиная с относительного спокойствия, последнюю ступень называют мелтдаун. Это сенсорная и эмоциональная перегрузка, которая заставляет тебя взрываться, и результат со стороны выглядит максимально некрасиво, а иногда и просто страшно.



Перед тем как выйти из дома, мне нужно представить, какой дорогой я пойду, какие ощущения буду испытывать в процессе, что может случиться. Я прогоняю в голове множественные сценарии, которые должны подготовить меня к тому, что мир за пределами квартиры гораздо громче и куда более непредсказуем. При этом я не затворник — я люблю гулять, люблю интересные мероприятия, солнечные дни и прогулки в парках. Но все, даже удовольствие, дается мне через челлендж, и всегда приходится оценивать, будут ли полученные впечатления стоить тех усилий, которые придется потратить для их достижения, и ответ не всегда очевиден.

Я стараюсь ходить одними и теми же маршрутами, особенно если спешу, потому что это проще и дает возможность сохранить силы, которые я затрачу на восприятие новой среды, для каких-то более важных задач. Соблюдения этого принципа и правильное распределение своих ресурсов в свое время и позволило мне начать полноценную адаптацию к обществу, дало возможность учиться и работать, а также иметь личную жизнь.

Я езжу на метро и, как правило, читаю в процессе что-то, связанное с работой, плюс в моих ушах всегда музыка. Она заменяет собой лишние звуки и позволяет меньше обращать внимание на то, что происходит кругом. Жара, толпа, говорящие люди, лишние взгляды — все это отнимает силы, провоцирует панику, а мне это совсем не нужно. Конечно, полностью изолироваться не получается — обстановка рано или поздно догоняет, и когда я изначально была не в самом лучшем состоянии, мне иногда приходится выходить из вагона, чтобы постоять в углу станции и немного прийти в себя. Мне повезло, что работа находится примерно в 15 минутах ходьбы от ближайшей станции метро. Это дает возможность сбросить полученный в транспорте стресс и прогуляться под музыку. Музыка — это действительно панацея от многих видов перегрузок и способ сбавить градус, когда это необходимо.

Мелтдаун — состояние, в которое попадает человек с аутизмом, когда больше не может выносить громкость окружающего мира

Человек с высокофункциональным аутизмом может работать, и даже работать в коллективе. На самом деле нам проще добиться успеха в работе, чем построить счастливую семейную жизнь



Секрет предельно прост — заниматься любимым делом. То есть всем, конечно, стоит выбирать работу по душе, но в случае с аутизмом это действительно краеугольный камень. Люди с синдромом Аспергера, как правило, имеют специальные интересы — это темы и занятия, которые нас поглощают и которым мы готовы отдавать все свое время. Часто эти интересы связаны с систематизацией и каталогизированием. Интересно все, что можно вписать в некую схему, нас завораживает внутренняя логика процессов. Именно поэтому среди людей с аутизмом так много высококлассных специалистов в IT-индустрии. Аутист-программист или хакер, редко выходящий из дома, — не стереотип из сериалов, а вполне распространенный персонаж. Также среди людей с СА достаточно много математиков, физиков, филологов и юристов. Специальные интересы дают фору в узких специальностях — тут мы можем развернуться лучше всего. Согласитесь, не так просто найти сотрудника, который из чистой любви к делу будет ночами сидеть за грудой книг, маниакально выискивая все новые и новые факты об интересующей его проблеме.

Моей первой страстью была история, потом ее сменили языки. Помимо русского и украинского, я свободно говорю на французском и английском, а также в разной степени могу поддержать беседу на испанском, португальском и хинди. В группу по хинди я пришла спустя полтора месяца после начала курса, и преподаватель отнесся ко мне со скепсисом — она сомневалась, что я смогу догнать остальных, которые к тому моменту освоили весь алфавит, произношение и учились читать. Через две недели я ушла далеко вперед — потому что ночевала с учебниками, схемами, грамматическими справочниками. Для меня было невероятным удовольствием смотреть на страницу, полную странных закорючек, и понимать, что я могу все это прочитать и, более того, понять, что там написано. Я ходила на хинди до конца учебы в университете, оставшись через пару лет единственным человеком из той первой группы.

О своих специальных интересах мы можем говорить часами, и нам сложно понять, что собеседник, в общем-то, плевать хотел на такие детали и слушает просто из вежливости.

Мой второй специальный интерес тесно связан с первым — это тексты вообще и новости в частности. Собственно, в этой сфере я и работаю. Я готова писать новости и читать новости по ночам, ранним утром, вместо обеда, параллельно с обедом, с телефона, планшета, тормозящего компьютера — как угодно. Единственное, что меня ограничивает, — это наличие ребенка. В какой-то момент я поняла, что начинаю работать в ущерб ему, и теперь стараюсь более разумно распределять ресурсы. Умный менеджмент собственной жизни — единственное, что действительно дает человеку с высокофункциональным аутизмом шанс вписаться в этот мир.

Детство, постановка диагноза и стремление к общению

В детстве мама водила меня к психологу, но не помню, чем закончились эти походы. Детский сад стал для меня настоящим адом, воспоминания об этом до сих пор доводят меня до слез. Я часами сидела на одном месте, глядя в окно, прикосновения посторонних людей вызывали панику и ужас, непонимание правил и необходимость им подчиняться раздражали. Я не понимала игр других детей, того, над чем они смеются, почему ведут себя тем или иным образом.



Шутки я воспринимаю буквально и сейчас; часто смеюсь просто за компанию; очень не люблю, когда пытаются подшутить надо мной. В детстве я запоем читала книги с анекдотами и рассказывала их родственникам и гостям. Я пыталась запомнить, что смешит людей, стараясь вписаться в принятую схему общения.

Именно в детском саду у меня впервые появилось ощущение, что я инопланетянин, которого бросили на Земле. Такое чувство, что ты понимаешь язык, но знаешь его недостаточно хорошо, чтобы понимать происходящее, а культура и обычаи новой планеты тебе и вовсе незнакомы. Это ощущение сохранилось со мной на всю жизнь. Недавно я даже сделала себе такую татуировку с одиноким человечком на планете. Впрочем, слово «одинокий» не совсем уместно, на деле я почти никогда не чувствовала себя одинокой. Мир внутри всегда был и остается интереснее, чем мир снаружи, мне комфортно в нем.

В детстве я говорила маме, что не хочу вырастать, потому что боюсь потерять свое особенное видение мира, перестать замечать прекрасные детали: отблеск на цветах, тихие весенние запахи. Я боялась, что буду видеть мир более серым и плоским, не замечая мелочей. В каком-то смысле я осталась ребенком в теле взрослого и сохранила детское восприятие.

Несмотря на очевидные сложности, с которыми я сталкивалась в саду и школе, мой аутизм остался без диагноза до самого университета. Я училась на вечернем, параллельно ходила на дополнительные занятия по языкам и работала. Вокруг было много новых людей, обстановка была незнакомой и неисследованной, и ситуация начала резко ухудшаться. Если раньше я могла отсидеться молча в сторонке или по-тихому покинуть сложную обстановку, то взрослая жизнь таких поблажек не давала. Мелтдауны стали случаться все чаще.

Средний возраст, в котором ребенку диагностируют синдром Аспергера, — 6 лет и 2 месяца



При мелтдауне полностью теряется контроль над собой, единственное желание и цель — прекратить то, что происходит в данную минуту и провоцирует такое состояние

В такие моменты человек становится агрессивным, говорит какие-то вещи, которых на самом деле не думает, лишь бы отогнать от себя людей, провоцирующих стресс. Мы всеми силами пытаемся покинуть место, в котором нам плохо, чтобы добраться до точки, где можно уединиться и успокоиться.

При этом случаются вспышки физической агрессии по отношению к людям, которые, например, стараются тебя удержать. Впрочем, чаще мы причиняем физический вред себе, стараясь хотя бы через эти ощущения выключить себя из реальности. В этот момент восприятие боли снижено и можно серьезно себя поранить. Часто человек при мелтдауне разговаривает сам с собой, использует самостимулирующее поведение, или стимминг. Это всем известное раскачивание из стороны в сторону, например, хотя форм у него может быть много. Я кинестетик, то есть воспринимаю мир в первую очередь на ощупь, поэтому многие мои стимминговые привычки связаны скорее с этой областью. Например, даже в спокойном состоянии я делаю одни и те же определенные движения пальцами.

Приступы с истериками регулярно происходили со мной, когда я была подростком, но тогда это связывали с проблемами переходного возраста и случалось такое чаще всего дома. Когда истерики несколько раз повторились на людях, я впервые задумалась, что, возможно, дело не в моем характере и что-то со мной действительно не так. Это была очень страшная мысль, которую я всячески от себя прогоняла. Я даже искала в интернете признаки шизофрении и немного успокоилась, поняв, что ее у меня точно нет.

Существует стереотип, что все люди с аутизмом — интроверты, но это миф. Лично мне нужно периодически куда-то выбираться, нужно взаимодействие с людьми. Другой вопрос, что мне это не во всех формах доступно.

Во время учебы в универе у меня появилась компания, с которой я достаточно часто проводила время. Обычно речь шла о квартирниках или барах — клубы и концерты для меня практически запретная тема. Тогда у меня возникла схема, которая позволяла ходить на вечеринки, получать свою дозу общения, но более или менее избегать связанного с этим дискомфорта.



Во-первых, на почти всех встречах я употребляла алкоголь. Для меня в состоянии опьянения все приглушается, откатывает ступенью ниже в личной шкале стресса. Знаю, звучит так себе, но это до сих пор мой мостик в общении с людьми, и я продолжаю пользоваться этим способом на людных мероприятиях. Речь, конечно, не идет о том, чтобы напиться до невменяемого состояния, а именно о легкой степени опьянения. Во-вторых, даже во время общения я научилась организовывать периоды одиночества — уходить на 15 минут в ванную, выходить прогуляться на полчаса — обычно я шла на пустую детскую площадку кататься на качелях, это моя любимая форма стимминга. Вечеринки часто затягивались до ночи, и человек, с которым я тогда встречалась, беспокоился, что я хожу в темноте одна по улицам. У нас появилась договоренность, что он может выходить со мной и гулять где-то на отдалении, чтобы видеть меня, но не мешать.

Все эти вещи происходили на глазах у моих друзей, которые также обращали внимание на то, что я буквально понимаю шутки, остро реагирую на некоторые вещи, начинаю очень неуклюже вести себя при стрессе, не воспринимаю каких-то общепринятых норм. В какой-то момент друзья начали задавать вопросы. Мне предлагали помощь: сходить со мной к врачу, разобраться вместе.

В какой-то момент я приняла тот факт, что что-то не так, и впервые загуглила свои симптомы, и все они сводились к синдрому Аспергера. С этого момента я стала читать все статьи по теме, рассказы людей с СА, смотреть фильмы с такими героями. Пазл складывался, все вставало на свои места. Было абсолютно непонятно, что с этим знанием делать, но от него становилось на удивление спокойно. Можно было хоть немного расслабиться и не стараться так отчаянно казаться нормальной. Хотя, это, конечно, тоже ловушка. Постановка диагноза не должна становиться поводом отказаться от работы над собой. Я прошла все имевшиеся официальные тесты для самодиагностики — результат по всем был средним или ниже среднего для взрослого с высокофункциональным аутизмом. Например, в том пресловутом тесте на эмпатию, который недавно активно шерили в фейсбуке, у меня 13 баллов против средних 20 для людей с СА.

На этапе самодиагностики я на некоторое время остановилась, занимаясь тем, что с новыми знаниями старалась построить свою жизнь более эффективно. Тогда я работала в месте с достаточно строгой корпоративной культурой. Мне давались очень тяжело огромное количество социальных условностей и всяческих обязательных встреч для поддержания командного духа. Через пару месяцев после трудоустройства я регулярно плакала в туалете, пережидая момент, когда смогу вернуться к коллегам, чтобы не устраивать истерик прямо при них. В какой-то момент я поняла, что не справляюсь сама со всеми сложностями, и решила обратиться к специалисту. В государственную поликлинику идти смысла не было, а в частную было дорого, но я решила, что вопрос денег наименее важен, и пошла к платному психиатру. За несколько встреч мы заново вместе прошли все тесты, обсудили мои сложности, восприятие мира, и он подтвердил мой диагноз.

К сожалению, он не смог помочь мне в решении проблем, и несколько специалистов после него тоже не смогли. Все сходились во мнении, что я достаточно неплохо научилась организовывать свое пространство и занятия так, чтобы мне было более комфортно, поэтому количество мелтдаунов сократилось до нескольких в год — вместо нескольких раз в неделю, как бывало в худшие периоды жизни. Для какого-то более глубокого изменения ситуации уже необходимы медикаменты. Они не могут вылечить аутизм, но могут существенно упростить жизнь человеку с таким диагнозом. Впрочем, на какие-то серьезные препараты я не решилась до сих пор — боюсь потерять за ними себя.