Поведенческие цели

Поведенческие цели



Задачей рекламы является привлечение новых потребителей. Для этого необходимо убедить нового потребителя сделать первую покупку. Одним из способов получения точного результата такой работы является определение числа привлеченных потребителей путем подсчета полученных возвратных купонов, размешенных в рекламном объявлении.

Оглавление:

При этом число покупок, сделанное новы­ми потребителями в краткосрочном периоде, обычно не очень ве­лико.

Реклама, направленная на максимизацию эффективности од­ной цели, часто бывает неэффективна для других целей. Поэтому рекламисты создают дополнительные виды рекламы, как часть об­щей кампании. Значит, при многочисленных целях необходима разработка нескольких рекламных обращений, рассчитанных на ряд целевых групп. Однако известно, что когда рекламная кампа­ния сосредоточена на одной, четко сформулированной цели, зада­ча коммуникации достигается проще.

В заключение разговора о целях рекламной кампании покажем, почему увеличение объема немедленных продаж в качестве такой цели не может быть реализовано на практике в полном объеме.

Медиапланирование и рекламный бюджет.



Медиапланирование (media planning) — составление медиапланов (расписаний показов рекламных материалов), планирование рекламных кампаний, основа которого заключается в выборе медианосителей (ТВ, пресса, радио, наружная реклама,интернет ) для доставки рекламного сообщения, а также оптимизации размещения по охватным, стоимостным и прочим характеристикам.

Медианоситель (или рекламоноситель) — это конкретный представитель медиаканала, где размещается рекламное обраще­ние. Он отбирается по качественным и количественным показа­телям.

Качественные критерии медианосителей идентичны тем, которые рассматривались выше для медиаканалов. То есть те же самые кри­терии, только применяются они по отношению к отдельным, конк­ретным видам носителей. Например, при рассмотрении возможно­стей наружной рекламы будут сравниваться такие носители, как биллборды (щиты 3 х 6 м) и сити-форматы (1,2 х 1,8 м); при рас­смотрении телевидения будут сравниваться каналы «Россия» и «Первый канал». Поэтому более на этом останавливаться не будем.

(Очень подробно о них здесь: http://referatwork.ru/osnovi_reklami/section-11-3.html)

Большую часть рекламного бюджета составляют расходы на покупку в СМИ пространства для размещения рекламных материалов. В случае радио и телевидения — это покупка времени для демонстрации рекламного материала, в случае печатных СМИ — это покупка рекламных площадей. Для управления этими расходами необходимо составить медиаплан — точное описание параметров рекламной кампании.



Обычно медиаплан содержит следующие разделы:

· СМИ. В этой секции перечисляются все СМИ, в которых будет размещен рекламный материал.

· Цели. Цели и задачи данной рекламной кампании.

· Целевая аудитория. Описание целевой аудитории данной рекламной кампании, статистика по социальному и имущественному положению.

· Стратегия. Описывает какие шаги будут предприняты для достижения целей.



· Бюджет и календарь. Описывает на что и когда будут потрачены деньги.

· Рейтинговое число. Рейтинговое число, суммированное на всех рекламных площадках, демонстрирующих Вашу рекламу, выдаст нам итоговое GRP, что поможет понять величину охвата Вашей целевой аудитории: чем будет выше GRP, тем больше охват, тем эффективнее Ваша реклама.

Выбор компонентов медиаплана зависит от количества охвата целевой аудитории, эффективного времени выхода (прайм — тайма для необходимой нам целевой аудитории), от стоимости и специфики изданий. Свести воедино все эти показатели возможно только используя специальные программы для медиапланирования. Эффективность определяется в первую очередь конкретно поставленной задачей. Любое рекламное агентство может предложить своим клиентам независимые рейтинги, то есть провести экспертизу СМИ, на основании которой клиент может сам разработать свой МП. Можно сделать экспертизу уже имеющегося МП, рассчитать его эффективность по параметрам и узнать — сколько жителей города могут быть потребителями рекламируемого товара и какое число потенциальных потребителей вступит в контакт с рекламным сообщением и сколько раз. Для специалиста рекламного агентства главное, чтобы реклама принесла выгоду клиенту и выбор канала имеет значение только в этом плане

Одним из методов подсчета рекламного бюджета является метод, который основан на анализе предельных экономических показателей.

Наибольшую трудность представляет собой определение функ­циональной зависимости между расходами на рекламу и объемом продаж, что и является основой анализа по предельным показате­лям. Почему?



Во-первых, предположение, что именно реклама способствует увеличению объемов продаж, часто оказывается неправомерным.

Во-вторых, определение формы и параметров этой функцио­нальной зависимости — совсем не простая задача. Величины, кото­рые приходится одновременно анализировать, их сложная матема­тическая зависимость представлены на рис. 11.1.

В-третьих, с течением времени эта функциональная зависи­мость претерпевает существенные изменения, связанные с процес­сами, происходящими на рынке.

Рис. 11.1. Величины, используемые при определении рекламного бюджета по предельным экономическим показаниям

Рассмотрим некоторые наиболее используемые методы под­счета рекламного бюджета.



Метод «Процент от объема продаж»

Основной недостаток метода состоит в том, что он, по сути, не учитывает возможность рекламы влиять на объем сбыта товара, так как сумма расходов на рекламу определяется фактически достигну­тым или прогнозируемым объемом сбыта. Не исключено, что будут определены слишком высокие расходы на рекламу для марок, кото­рые уже хорошо укрепились на рынке, и наоборот: выделены явно Недостаточные средства для новых многообещающих товаров.

Второй недостаток данного способа заключается в том, что он игнорирует уровень рентабельности конкретного товара, так как. Все внимание обращается на объем его продаж. Логичнее использовать при анализе не объем продаж, а коэффициент рентабельности товара или величину отношения затрат к расходам. Такой подход при равных объемах продаж предполагает, что более рентабель-1е товары будут получать большую рекламную поддержку.

(Очень подробно есть здесь: http://referatwork.ru/osnovi_reklami/section-12-3.html)

МЕТОД КОНКУРЕНТНОГО ПАРИТЕТАМетод расчета рекламного бюджета, основанный на использовании опыта конкурентов при проведении рекламной кампании и исходящий из необходимости формировать рекламные расходы на уровне средних расходов предприятий, работающих в том же сегменте рынка

Метод «По определению доли рекламного рынка»

Этот метод является разновидностью метода конкурентного паритета. Согласно ему необходимо определить относительную долю, которую реклама торговой марки занимает в совокупной рекламе аналогичных торговых марок данной категории. Для этого делаются длительные замеры, например, в течение одного года. Этот показатель называется долей рекламного рынка (от англ. shear of value – SOV). По своей величине он близок к доле рынка, которую занимает товар. У фирм-лидеров часто SOV несколько меньше, чем их доля рынка (экономия расходов на рекламу благодаря росту масштабов деятельности). Но фирмы-новички, чтобы получить именно ту долю рынка, на которую они рассчитывают, вынуждены обеспечивать более высокую SOV по сравнению со своей долей рынка.

Практика показывает: чтобы новой фирме занять запланированную долю рынка, необходимо на рекламном рынке иметь долю в два раза выше. Лидеры рынка вполне могут поддерживать свое лидерство, удерживая свои SOV на тех уровнях, которые могут немного превышать соответствующие показатели своих конкурентов.

Дата добавления:1 ; просмотров: 35 ; Нарушение авторских прав

Поведенческие цели

Задачей рекламы является привлечение новых потребителей. Для этого необходимо убедить нового потребителя сделать первую покупку. Одним из способов получения точного результата такой работы является определение числа привлеченных потребителей путем подсчета полученных возвратных купонов, размешенных в рекламном объявлении. При этом число покупок, сделанное новы­ми потребителями в краткосрочном периоде, обычно не очень ве­лико.



Множественные цели

Реклама, направленная на максимизацию эффективности од­ной цели, часто бывает неэффективна для других целей. Поэтому рекламисты создают дополнительные виды рекламы, как часть об­щей кампании. Значит, при многочисленных целях необходима разработка нескольких рекламных обращений, рассчитанных на ряд целевых групп. Однако известно, что когда рекламная кампа­ния сосредоточена на одной, четко сформулированной цели, зада­ча коммуникации достигается проще.

В заключение разговора о целях рекламной кампании покажем, почему увеличение объема немедленных продаж в качестве такой цели не может быть реализовано на практике в полном объеме-

Это происходит по двум основным причинам.

1. Реклама — лишь один из многих факторов, влияющих на объем продаж, и бывает достаточно трудно выделить именно её влияние на уровень продаж (кроме рекламы большую роль играют цена, распределение товара среди дистрибьюторов, качество упа­ковки, характеристика самого товара, действия конкурентов, изме­нение вкусов потребителей).

Если бы в реальной ситуации все фак­торы оставались неизменными, то эффективность рекламы можно было бы оценивать исключительно по объему продаж. В жизни та­ких ситуаций практически не бывает.



2. Часто эффект влияния рекламы проявляется не сразу, а по ис­течении длительного времени. Если рекламная кампания ведется постоянно, то даже в этом случае ее влияние может проявиться лишь по прошествии длительного периода времени. В связи с этим возни­кает сложность в определении величины расходов на рекламу в зависимости от изменений в объемах продаж, вызванных именно рек­ламой, и необходимость поиска таких переменных показателей, ко­торые позволяли бы быстро определять уровень вклада рекламы в объемы продаж. Из этого можно сделать вывод: цели рекламы, сосредоточенные на объемах продаж, как правило, не очень действенные.

9.4. План рекламной кампании

Концепция рекламной кампании, которая обусловливается выбором маркетинговой стратегии и целей маркетинговых коммуникационной стратегией, применимой по отношению к ней, воплощается в обобщенном плане рекламной кампании. В этот план в обязательном порядке включают три основные группы вопросов: цели и задачи кампании, стратегия и тактика сообщений, стратегия и тактика каналов распространения рекламы.

Объединим все составляющие рекламного плана и представим его в виде свободной табл. 9.2.

Таблица 9.2. Поэтапный план проведения рекламной кампании

Поведенческие цели

Увеличение приверженности марке, уменьшение изнашивания рекламы



Защитная стратегия. Если темп изнашивания марки очень высокий (т.е. уровень повторных покупок низкий), то усилия необходимо направлять на уменьшение оттока потребителей из сегмента Е в сегмент О. В этом случае целью будет служить уменьшение вероятности того, что покупатели из сегмента Е будут хотеть время от времени пробовать другие торговые марки и, в конечном счете, прекратят использовать нашу марку.

Увеличение приверженности может уменьшать потребительскую чувствительность к цене. После создания приверженности к торговой марке можно назначать более высокую цену (либо уменьшать количество скидок) и, таким образом, увеличить свою валовую прибыль.

Также можно увеличить потребление определенного класса продукта существующими потребителями. Потребление продукта можно увеличить путем побуждения людей к более частому его потреблению или предложить потребление продукта в новой ситуации.

Результативность коммуникации определяется реакцией получателя. Наиболее желаемый результат заключается в закупке товара.

Важно знать, в каком состоянии находится целевая аудитория, то есть насколько близко она подходит к решению о покупке. Выделяют 6 состояний целевой аудитории:



Сущность каждого из перечисленных состоянии целевой аудитории заключается в следующем.

Осведомленность. Она определяется так:

- для начала устанавливается степень осведомленности аудитории; она может быть:

- знать только название товара;

- знать что-либо кроме названия.



- если большая часть аудитории является неосведомленной, задача – создать необходимую осведомленность (хотя бы знать название), это достигается путем простых обращений с повторением названия. Для этого необходимо время.

Далее следует этап предоставления аудитории более полных, всесторонних сведений.

Знание. Если целевая аудитория только осведомлена о фирме и ее товар надо снабдить более полными знаниями. В данном случае цель состоит в формировании знания о товаре.

Благорасположение (позитивное отношение).Имея знания о товаре, целевая аудитория может испытывать к нему различные чувства, иметь разное отношение (позицию). Различают такие виды отношений:

Если выявлено негативное отношение, то сначала надо выяснить причины, а затем решить как сформировать положительное мнение. Если неблагожелательное отношение вызвано недостатками товара, надо вначале их устранить, а затем создавать благоприятное мнение.



Предпочтения.Важным фактором является такой, при котором у контактной аудитории сложилось не только благоприятное расположение к товару, но и было ему отдано предпочтение. Для этого надо усиленно подчеркивать качество товара, его характеристики и другие свойства. После этого проводится повторный анализ потребительских предпочтений, и по его результатам судят об эффективности проведенной работы.

Убежденность.При наличии предпочтения у целевой аудитории все же может отсутствовать убежденность в целесообразности покупки данного товара. Для преодоления этого коммуникатор должен убедить покупателя в необходимости покупать товар.

Покупка.У целевой аудитории могут при наличии убежденности возникнуть какие-то препятствия к совершению покупки (ждут дополнительную информацию, откладывают покупку на более поздний срок). Задача коммуникатора – убедить в необходимости покупки. Для этого используют следующие приемы:

- установить вознаграждение за покупку;

- демонстрация товара, апробация в течении небольшого промежутка времени;

- сделать намек на то, что скоро этот товар станет недоступным.



Покупатели проходят обычно через все эти этапы. Задача коммуникатора – выявить на каком этапе необходимо большинство потребителей и на основе этого планировать свою деятельность, причем необходимо рассматривать затраты на перемещение клиентов по иерархии, а также вероятность принятия ими желаемого решения (покупки).

Поведенческие цели

Цели и принципы поведенческой коррекции

Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная четкость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный практический характер. Поведенческая интервенция хорошо сочетается с фармакотерапией. Среди других ее достоинств: широкий спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность.

Эффективность воздействия определяется его целями, которые, в свою очередь, формулируются на основе изучения ведущих механизмов и причин нежелательного явления. С момента зарождения бихевиоризма и до наших дней поведение личности преимущественно ассоциируется с внешними действиями, а поведенческие методы - с условными рефлексами. Тогда как современная поведенческая психология выходит далеко за рамки внешне наблюдаемого поведения. В настоящее время она является синтезом нескольких направлении, таких, как классическая поведенческая теория, необихевиоризм, когнитивный подход, теория социального научения, нейропсихология, копинг-теория. Более того, поведенческая психология широко использует данные, получение в других областях психологической науки, например в психоанализе.

Интеграция психологических знаний закономерно привела к углублению самого понятия "поведение". Сегодня в структуре поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: мотивация, побуждающая к поведению; эмоциональные процессы, сопровождающие поведение; саморегуляция поведения; когнитивная переработка информации; наконец, внешне наблюдаемые проявления и действия.



Нарушения в данных подсистемах выступают причинами отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия. Перечислим основные подсистемы отклоняющегося поведения.

Девиантная мотивация - это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы - все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности. Человеческие потребности - нормальные, например, в комфорте или бе-юпасности - становятся причинами отклоняющегося поведения в тех случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения. Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Наконец, мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов.

Другую группу причин составляют эмоциональные проблемы и тесно с ними связанные трудности саморегуляции. Отклоняющееся поведение, как правило, сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении девиантного поведения играет тревога. Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации (расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий - Целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль. Саморегуляция, в свою очередь, может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка.

Следующая группа причин отклоняющегося поведения включает негативно-девиантный социальный опыт. Это дезадаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки), когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями. Это гакже элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий дефицит), составляющих основу дезадац" тивности личности.

Рассмотренные причины девиантного поведения позволяют сформулировать стратегические цели психологической помощи личности с отклоняющимся поведением: » формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение); » интеграция индивидуального опыта; » совершенствование саморегуляции; » повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности; » выработка жизненно важных умений; » устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения; » расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности; » повышение уровня социальной адаптации.



Более частными и конкретными задачами психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности могут выступать [11, с. 250]: » устранение дефицита в поведенческих репертуарах; » усиление адаптивного поведения; » ослабление или устранение неадекватного поведения; » устранение изнурительных реакций тревоги; » развитие способности расслабляться; » развитие способности самоутверждаться; » развитие эффективных социальных навыков; » достижение адекватного сексуального функционирования; » развитие способности к саморегулированию.

Ведущую цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях.

Психологическая интервенция может осуществляться в форме консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии. Также она может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы. Во всех случаях, независимо от формы и условий, должны соблюдаться основные принципы поведенческой коррекции - наиболее общие требования к деятельности специалиста. Ведущими принципами поведенческой психологии являются: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество [5, 7, 11, 15]. При этом должны также соблюдаться общие принципы оказания психологической щи, рассмотренные в предыдущей главе.

Принцип объективности предполагает ориентацию преимущественно на внешне проявляемые и измеряемые переменные. Это могут быть: эмоциональные реакции, высказывания, жесты, физиологические проявления (сердцебиение, покраснение, дрожь), двигательные реакции, симптомы (головокружение, спазм мышц, страхи), мысли, конкретные действия и поступки. Поведенческие проявления должны фиксироваться максимально конкретно (объективно) и систематически.

Другой важный принцип - поведенческой оценки - указывает на необходимость проведения функционального анализа поведения клиента. Поведенческая оценка проводится при первой же встрече, а также впоследствии для оценки эффективности работы или изменения тактики воздействия. Она может осуществляться в форме заполнения таблицы с тремя колонками, каждая из которых, соответственно, содержит: » стимулы и ситуации (что предшествовало поведению); » поведенческие реакции личности (как реагировала личность); » результаты и последствия данных реакций (что следовало сразу за поведением).



Например, агрессивное поведение фиксируется каждый раз, как только возникает, с отметкой о форме, силе и продолжительности во втором столбце. В первый столбец заносятся пометки о конкретной ситуации, в которой разворачивалось поведение, и стимулах, его вызывающих, например: время, окружение, конкретная фраза начальника. В третью графу помещают данные о последствиях данного агрессивного поведения - переживания и мысли самого человека или реакции окружающих людей.

Поведенческую оценку обычно проводят в ходе интервью с клиентом или людьми, хорошо его знающими. Другой распространенной формой анализа поведения является дневник самонаблюдения клиента. Также используются: прямое наблюдение за клиентом; получение информации от других специалистов; организация ролевых игр. Дополнительными источниками данных, необходимых для оценки, могут быть: медицинская информация, результаты анкетирования и тестирования, экспертные оценки.

Следующий принцип обязывает рассматривать отклоняющееся поведение личности в системе ее значимых отношений. Принцип системности предполагает оценку роли девиантного поведения в Различных социальных системах и жизни личности в целом. Важно понимать, какую функцию симптоматическое поведение выполняет в различных ситуациях и системах (в семье, группе сверстников, учебно-профессиональной группе). Необходимо также оценить, как сами системы поддерживают дисфункциональное поведение.

Полученные данные позволяют определить: в чем суть проблем, они возникают и что способствует их закреплению. При этом важное значение имеет оценка функционального значения отклоняющегося поведения - той психологической "выгоды", которую человек из него извлекает и которая самоподкрепляет данное поведение.

В результате поведенческого анализа формулируются цели помощи, а также способы контроля ее эффективности. Поскольку у клиентов обычно бывает несколько проблемных областей, необходимо выявить степень опасности каждой из них, в соответствии с чем спланировать последовательность работы.



Поведенческая интервенция оценивается как достаточно авторитарная система, предполагающая контроль специалиста за поведением другого человека. Для личности с поведенческими проблемами возникает реальная опасность передачи ответственности за свое поведение специалисту. Все это делает особенно актуальным соблюдение принципа сотрудничества. В соответствии с данным принципом клиент не только должен проявлять осознанное желание изменения собственного поведения, но и активно участвовать в выборе целей и методов последующей работы (с учетом конкретных внутренних и внешних условий). Разделение ответственности происходит в форме заключения договора о сотрудничестве. Важную роль в повышении продуктивной активности личности играет самостоятельная работа (клиента) по выполнению домашнего задания в промежутках между терапевтическими встречами.

Таким образом, ведущим условием эффективности воздействия на отклоняющееся поведение личности является следование выделенным принципам поведенческой интервенции. Другим важным моментом, безусловно, можно назвать методы поведенческой интервенции. В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов: » стимулирование мотивации изменения поведения; » коррекции эмоциональных нарушений, » методы саморегуляции; » методы когнитивного переструктурирования; » методы угашения нежелательного поведения; » методы формирования позитивного поведения.

Ниже рассматриваются основные методы и методики воздействия на отклоняющееся поведение личности.

Поведенческие цели

Приближалось время ужина, маленький «Макс» был голоден и устал. После напряженного и активного дня, у него еще была продолжительная домашняя сессия с поведенческим терапевтом. Сессия была в разгаре, когда входная дверь распахнулась: мама мальчика пришла с работы.

Улыбаясь и светясь от восторга, мальчик тут же побежал к двери, ему не терпелось обнять маму, но тут вмешался терапевт и велел ему вернуться на место и закончить свое задание. Когда ребенок снова попытался подбежать к своей матери, терапевт встал на пути, загородив маму. Разочарованный, Макс разрыдался, он стал кричать и пытался ударить терапевта в знак протеста. Ему потребовалось несколько долгих часов, чтобы успокоиться.



Ошибка? Терапевт сосредоточился на поведенческих целях без учета социального и эмоционального функционирования ребенка. Будучи практикующим детским психологом, я регулярно наблюдаю этот подход в терапии у детей с задержкой развития и с проблемами психического здоровья. Это не только неэффективно, но и потенциально может навредить нашим уязвимым детям и их семьям.

Как писал психолог Росс Грин, дети делают что-то хорошо, когда они это могут. Когда ребенок не соглашается с тем, что мы просим его выполнить, мы должны понимать, что ребенок, вероятно, не делает это назло, чтобы плохо себя вести, а скорее реагирует в пределах своей незрелой социально-эмоциональной системы, которая все еще развивается. Первый шаг для решения этой проблемы: прекратите пытаться управлять и контролировать поведение ребенка до того, как у ребенка будет развита способность к самоконтролю.

Слишком часто взрослые реагируют на проблемное поведение - будь то вербальные протесты, физические действия, или эмоциональные вспышки - путем демонстрации последствий для этого «выбора». Но этот подход предполагает, что у ребенка есть способность управлять эмоциями и делать выбор, как будто ребенок может по-другому вести себя, не в ущерб своей психике. Это предполагает, что у него достаточна развита «Исполнительная функция». Но для многих детей с особенностями развития, подростков и даже молодых людей требуются годы жизненного опыта для развития этой способности.

У Макса, конечно, этой способности еще не было. Требование его терапевта превысило возможности Макса на данном этапе развития. Более того, терапевт должен был похвалить ребенка за то, что он хотел поздороваться с мамой, ведь стремление к эмоциональной связи и к контакту должно быть главной целью всех методов терапии. Такие поддерживающие отношения образуют основу, которая необходима для создания нейронных связей в мозге и, в свою очередь, в будущем будет способствовать развитию способности к контролю поведения и исполнительной функции.

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы помогать детям развивать навыки, учиться терпению или стремиться к большим возможностям. Но основная проблема, которую я вижу в поведенческой терапии, заключается в следующем: Когда мы настаиваем на том, чтобы дети с особенностями развития контролировали свое поведение до того, как они в состоянии это сделать, есть риск причинить больше вреда, чем пользы их психическому здоровью и социально-эмоциональному развитию.



Нам стоит несколько сместить фокус в терапии, принимая во внимание законы развития детской психики, подтвержденные нейронаукой и проявляя заботу об эмоциональном состоянии ребенка. Первый шаг: обратите внимание на то, что ребенок показывает нам в своем теле.

Обращайте внимание на физиологические признаки стресса:

  • Физические реакции, такие как плач, протест, увеличение частоты сердечных сокращений, широко открытые глаза, попытки убежать, ударить.
  • Отсутствие эмоциональной включенности, “замороженное” выражение лица; отсутствие интереса к другим; монотонный голос; зажатость и медлительность в движениях.

Если вы наблюдаете за ребенком, проявляющим стрессовые реакции, расставьте приоритеты:

  • Прежде всего, дайте ребенку сигналы о том, что он находится в безопасности (физически и эмоционально).
  • Стрессовая реакция является показателем того, что наши требования к ребенку превосходят его способность к выполнению задачи.
  • Будьте гибкими в отношении планов и немедленных целей терапии, чтобы сохранить теплую и дружескую атмосферу в работе с ребенком.

В целом, обращать внимание нужно, прежде всего, на то, что ребенок показывает нам в своих эмоциональных и телесных реакциях, а не на то, насколько хорошо он усвоил навыки и выполнил план. Это лучший способ определить, готов ли ребенок учиться или приобретать новое умение.

Когда мы в первую очередь уделяем внимание эмоциональным потребностям ребенка и чутко на них реагируем, поведение будет улучшаться естественным образом с течением времени, поскольку ребенок испытывает безопасность на эмоциональном и физическом уровнях. Все специалисты, работающие в областях психического здоровья и развития, должны понимать центральную важность этой прочной основы для детей и семей. Способность к установлению теплых, доверительных отношений с другими и эмоциональная стабильность являются лучшими маркерами для целей терапии и служат лучшей основой для будущего роста.

Поведенческие цели

Увеличение приверженности марке, уменьшение изнашивания рекламы

Защитная стратегия. Если темп изнашивания марки очень высокий (т.е. уровень повторных покупок низкий), то усилия необходимо направлять на уменьшение оттока потребителей из сегмента Е в сегмент О. В этом случае целью будет служить уменьшение вероятности того, что покупатели из сегмента Е будут хотеть время от времени пробовать другие торговые марки и, в конечном счете, прекратят использовать нашу марку.

Увеличение приверженности может уменьшать потребительскую чувствительность к цене. После создания приверженности к торговой марке можно назначать более высокую цену (либо уменьшать количество скидок) и, таким образом, увеличить свою …

Также можно увеличить потребление определенного класса продукта существующими потребителями. Потребление продукта можно увеличить путем побуждения людей к более частому его потреблению или предложить потребление продукта в новой ситуации.

Результативность коммуникации определяется реакцией получателя. Наиболее желаемый результат заключается в закупке товара.

Важно знать, в каком состоянии находится целевая аудитория, то есть насколько близко она подходит к решению о покупке. Выделяют 6 состояний целевой аудитории:

Сущность каждого из перечисленных состоянии целевой аудитории заключается в следующем.

Осведомленность. Она определяется так:

- для начала устанавливается степень осведомленности аудитории; она может быть:

- знать только название товара;

- знать что-либо кроме названия.

- если большая часть аудитории является неосведомленной, задача – создать необходимую осведомленность (хотя бы знать название), это достигается путем простых обращений с повторением названия. Для этого необходимо время.

Далее следует этап предоставления аудитории более полных, всесторонних сведений.

Знание. Если целевая аудитория только осведомлена о фирме и ее товар надо снабдить более полными знаниями. В данном случае цель состоит в формировании знания о товаре.

Благорасположение (позитивное отношение).Имея знания о товаре, целевая аудитория может испытывать к нему различные чувства, иметь разное отношение (позицию). Различают такие виды отношений:

Если выявлено негативное отношение, то сначала надо выяснить причины, а затем решить как сформировать положительное мнение. Если неблагожелательное отношение вызвано недостатками товара, надо вначале их устранить, а затем создавать благоприятное мнение.

Предпочтения.Важным фактором является такой, при котором у контактной аудитории сложилось не только благоприятное расположение к товару, но и было ему отдано предпочтение. Для этого надо усиленно подчеркивать качество товара, его характеристики и другие свойства. После этого проводится повторный анализ потребительских предпочтений, и по его результатам судят об эффективности проведенной работы.

Убежденность.При наличии предпочтения у целевой аудитории все же может отсутствовать убежденность в целесообразности покупки данного товара. Для преодоления этого коммуникатор должен убедить покупателя в необходимости покупать товар.

Покупка.У целевой аудитории могут при наличии убежденности возникнуть какие-то препятствия к совершению покупки (ждут дополнительную информацию, откладывают покупку на более поздний срок). Задача коммуникатора – убедить в необходимости покупки. Для этого используют следующие приемы:

- установить вознаграждение за покупку;

- демонстрация товара, апробация в течении небольшого промежутка времени;

- сделать намек на то, что скоро этот товар станет недоступным.

Покупатели проходят обычно через все эти этапы. Задача коммуникатора – выявить на каком этапе необходимо большинство потребителей и на основе этого планировать свою деятельность, причем необходимо рассматривать затраты на перемещение клиентов по иерархии, а также вероятность принятия ими желаемого решения (покупки).

Поведенческая психотерапия — основные цели, задачи и отличия от психоанализа

Одним из ключевых направлений психотерапии сегодня является поведенческая психотерапия. В основе этого метода находятся положения аналогичного подхода в психологии.

Сегодня большая часть отечественных и зарубежных специалистов-психотерапевтов в работе с клиентами прибегают именно к поведенческой психотерапии.

Общая информация

Сам термин «поведенческая психотерапия» был «рожден» в начале пятидесятых годов двадцатого столетия.

По мнению большинстве специалистов, предтечей этого ответвления в психотерапии была терапия условнорефлекторная, основанная на теории академика Павлова.

Немного истории

Далее, благодаря теории инструментального обусловливания были подчеркнуты позитивные и негативные стимулы, оказывающие влияние на поведение конкретного индивидуума.

В шестидесятых годах двадцатого столетия на этот метод оказала довольно сильное влияние теория социального научения. Автором этой теории был А.Бандура. В основе теории находится мысль о том, что новые поведенческие стереотипы формируются на фоне наблюдения за моделью поведения.

Отличия

Основным отличием поведенческого направления в психотерапии от гуманистических направлений и психоанализа следует считать фокусировку на поведенческих особенностях человека, которые видимы наблюдателю. По мнению лиц, являющихся «адептами» поведенческой психотерапии, все аномалии психического и эмоционального характера образуются на фоне деформирования адаптивных процессов индивидуума к окружающей среде. Эти процессы обуславливаются некорректными поведенч-ми стереотипами.

Поведенческое направление в психотерапии имеет конкретную цель. В частности, этот способ используется тогда, когда пациент жалуется на сильную тревогу или обсессивно-компульсивное расстройство. Помимо работы с обсессиями и паническими атаками, специалист обучает пациента основам адаптивного поведения.

Одной из ключевых задач является обучение выходу из конфликтных ситуаций и основным навыкам социального взаимодействия.

Для кого разработана методика

Поведенческая психотерапия, несмотря на относительную «молодость», используется достаточно широко. Чаще всего этот вид психотерапии эксплуатируется для:

  1. Купирования страха и тревоги, которая возникает перед выступлением.
  2. Купирования агрессии у ребенка.
  3. Улучшения поведения ребенка.
  4. Контроля в плане употребления пищи.
  5. Выработки корректного поведения во время конфликта.
  6. Купирования страха перед противоположным полом.

В отличие от иных методик, акцент здесь установлен не столько на стремлении к пониманию собственной личности, сколько на специальных упражнениях, предназначенных для выполнения необходимых навыков.

Основные техники

Техники поведенческой психотерапии основаны на подходах теории обучения. Эта теория предполагает, что в результате привычной человеческой реакции на условия внешней среды развиваются те или иные типы и признаки поведения. Актуальность техник поведенческой психотерапии объясняется тем, что в случае некорректной модели поведения на стрессовую ситуацию у человека «автоматически» проявляются признаки того или иного психического нарушения.

В частности, именно таким образом вырабатывается модель поведения, провоцирующая признаки страха.

У некоторых людей, испытавших не самые приятные ощущения в супермаркете, невольно «срабатывает» условный рефлекс: зайдя в магазин, человек испытывает страх даже несмотря на то что никакой угрозы для него нет. Избегая мета, где довелось испытать страх, человек пытается защититься от негативных ощущений. Последующее за этим облегчение позволяет человеку «успешно» избегать не только супермаркетов и магазинов, но и людных мест. Таким образом развивается агорафобия, симптоматика которой прогрессирует достаточно быстро.

Кому «это» нужно?

Техники поведенческой психотерапии актуальны для лиц, страдающих:

  • депрессивными состояниями;
  • агорафобией;
  • паническими атаками.

Благодаря тренировкам человек воспитывает в себе способность контролирования своих страхов даже в самых сложных ситуациях.

Какие техники используются?

Для помощи пациентам, страдающих от ОКР или серьезных депрессивных проявлений, используются следующие техники поведенческой психотерапии:

  • составление индивидуального расписания;
  • систематич-я десенбилизация;
  • градуир-е тесты.

Заключение

Современные специалисты в области психотерапии свято уверены в том, что «ноги» многочисленных страхов и фобий человеческих растут в неправильной модели поведения. Благодаря поведенческой психотерапии человек учится не только успешно справляться со страхами и паническими атаками, но и предотвращать их появление.

Усвоив технологию, человек может заниматься и в домашних условиях. Именно дома пациент имеет возможность активно проработать методы погашения тревожного состояния и полной релаксации.

Поведенческие цели

Опора на поведенческие цели

Как и в случае определения ценности покупателя, опора ИБК-планирования на поведенческие цели может быть легко обоснована переводом целей планирования на язык конечных результатов или, что более уместно, ROCI (прибыли на капитал, инвестированный в

Расходы и оценка, основанные на ROCI

Из предшествующего обсуждения должно было стать ясным, по крайней мере, одно – главным оправданием ИБК-планирования является его опора на прибыльность. Это должно нравиться корпоративному руководству, в особенности финансовым менеджерам. Однако переход к распределению ресурсов на основе ROCI может потребовать определенной переподготовки сотрудников. А теперь представьте себе реакцию на это финансовых работников компании, обладающей множеством брендов и работающей на множестве рынков, такой, скажем, как Procter & Gamble . Эти люди изучают и санкционируют расходы на широкий спектр брендов и программ. И работа их упрощается, если они твердо уверены, что значительных изменений бюджета от года к году происходить не будет. Однако при использовании ИБК-планирования, такого предположения сделать нельзя, что в особенности касается периода перехода от традиционного планирования к ИБК-планированию.

К сожалению, простого пути для обхода этого препятствия не существует, поскольку ИБК-планирование просто не будет работать, если плэннер не получит достаточных ресурсов. Однако, если вся остальная часть плана будет тщательно подготовлена и должным образом представлена, запрос о бюджете станет самоочевидным. ИБК-планирование зависит от доступности данных: как только становится доступной необходимая информация, мы должны широко использовать ее для обоснования наших инвестиционных запросов. (Кстати, вполне может оказаться, что расходы на ИБК для многих товаров понизятся по сравнению с прошлым, поскольку более точное определение целевых объектов приведет к повышению эффективности. Подумайте о том, какой радостью наполнит это сердца менеджеров!)

Цели поведенческой терапии

Цели поведенческой терапии

Поведенческая терапия стремится к тому, чтобы в результате лечения пациент приобрел так называемый коррективный опыт научения. Коррективный опыт научения предполагает приобретение новых умений совладания (копинг-умений), повышение коммуникативной компетентности, преодоление дезадаптивных стереотипов и деструктивных эмоциональных конфликтов. В современной поведенческой терапии этот коррективный опыт научения вызывает большие изменения в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах функционирования, а не ограничивается модификацией узкого диапазона паттернов ответных реакций в открытом поведении.

Коррективный опыт научения является результатом широкого диапазона различных поведенческих стратегий, которые осуществляются как в ходе лечебных сеансов, так и между сеансами терапии. Научение тщательно структурируется. Одной из отличительных черт поведенческого подхода является высокая активность пациента в реальной жизни между терапевтическими сеансами. Пациентам предлагается, например, практиковать релаксационный тренинг, контролировать ежедневное потребление калорий, совершать различные самоутверждающие действия, сталкиваться с ситуациями, вызывающими тревогу, воздерживаться от выполнения навязчивых ритуалов. Однако поведенческая терапия не является односторонним процессом влияния терапевта на пациента, направленным на вызов изменений в его убеждениях и поведении. Терапия предполагает динамическое взаимодействие между терапевтом и пациентом. Решающим фактором терапии является мотивация пациента. Сопротивление изменению и отсутствие мотивации являются причинами неудачного лечения.

Похожие главы из других книг

Глава первая Определение системной поведенческой психотерапии

Глава первая Определение системной поведенческой психотерапии Системная поведенческая психотерапия – это система практик, которая основана на КМ СПП и реализуется пациентом под руководством психотерапевта, с непосредственным участием психотерапевта, а также

Глава вторая Концептуальная модель системной поведенческой психотерапии

Глава вторая Концептуальная модель системной поведенческой психотерапии Концептуальная модель системной поведенческой психотерапии (КМ СПП) представляет собой технологическую основу психотерапевтической деятельности, то есть является инструментом, служащим

Часть вторая Концептуально-теоретический базис системной поведенческой психотерапии

Часть вторая Концептуально-теоретический базис системной поведенческой психотерапии Рождение на свет научного открытия представляет собой поистине странное явление: ученый исследует некие данности, получает определенный набор фактов, далее подыскивает некую

Глава 13. Правила, техника лечения и цели терапии

Глава 13. Правила, техника лечения и цели терапии Основное техническое правилоОсновное, важное и существенное правило психоаналитической техники заключается в том, что пациенту предлагается в качестве обязательного условия лечения предельно откровенно говорить

Теория терапии

Теория терапии В каждом психотерапевтическом подходе имплицитно содержится идея психологической нормы. Подчеркнем, что речь идет именно о психологической, а не о психической норме. Вопрос о том, что представляет собой психическая норма, чаще всего решается

2.1. Аналоги ландшафтной арт-терапии в деятельности психиатрических учреждений. Использование ландшафта в арт-терапии

2.1. Аналоги ландшафтной арт-терапии в деятельности психиатрических учреждений. Использование ландшафта в арт-терапии Идеи о благотворном влиянии окружающей среды на психическое здоровье человека использовались при обустройстве психиатрических клиник Европы и

2.2. Методы арт-терапии и креативной терапии, применяемые при травматическом стрессе и постстрессовых расстройствах

2.2. Методы арт-терапии и креативной терапии, применяемые при травматическом стрессе и постстрессовых расстройствах При оказании арт-терапевтической помощи переживающим травматический стресс и постстрессовые расстройства может быть использована как индивидуальная,

Глава 7 Интеграция поведенческой терапии

Глава 7 Интеграция поведенческой терапии

Теоретические основы поведенческой терапии

Теоретические основы поведенческой терапии Современная поведенческая психотерапия не ограничивается приложением принципов и процедур классического и оперантного обусловливания к лечению клинических проблем. Различные подходы в поведенческой терапии отличаются

Общие характеристики поведенческой терапии и ее цели

Общие характеристики поведенческой терапии и ее цели Поведенческую терапию характеризуют два основных положения, которые отличают ее от других терапевтических подходов. Первое положение: в основе поведенческой терапии лежит модель научения человеческого поведения –

Применение поведенческой терапии

Применение поведенческой терапии 1. Тревожные состояния. Клинические исследования в различных странах показали, что поведенческая терапия эффективна при лечении фобических расстройств, более того, поведенческая терапия является лечением выбора при фобиях. Главной

Тактика поведенческой терапии

Цели и основные стратегии когнитивной терапии

Цели и основные стратегии когнитивной терапии Целями когнитивной терапии являются: исправление ошибочной переработки информации и помощь пациентам в модификации убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и эмоции. Когнитивная терапия вначале нацелена на

ЦЕЛИ ТЕРАПИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ

ЦЕЛИ ТЕРАПИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ Когда мы рекомендуем поддерживающую психотерапию (как, впрочем, и экспрессивную психотерапию или психоанализ), важно еще на консультации или в самом начале терапии достичь ясного понимания основных целей и специфических задач

ФОРМЫ, ЦЕЛИ И ТЕХНИКИ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ

ФОРМЫ, ЦЕЛИ И ТЕХНИКИ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ Прежде чем я опишу основные групповые методы, которые применяются в контексте данного подхода, мне хочется ясно определить терапевтическую функцию этих методов. В нашей модели каждому пациенту нужен прежде всего один сотрудник, в

Общие характеристики поведенческой терапии

Общие характеристики поведенческой терапии Поведенческую терапию характеризуют два основных положения, которые отличают ее от других терапевтических подходов (G. Terence, G. Wilson, 1989). Первое положение: в основе поведенческой терапии лежит модель научения – психологическая

Глава 5. Поведенческие цели в терапии: виды поведения, подлежащие усилению или ослаблению

В стандартной когнитивно-поведенческой терапии терапевтические задачи определяются посредством поведенческих целей, т. е. видов поведения, которые подлежат устранению или усилению. Я использую такой же подход. В ДПТ каждая цель представляет собой класс видов поведения, относящихся к определенной теме или сфере функционирования. Конкретный вид поведения, который становится целью в рамках каждого класса, определяется для каждого пациента индивидуально; выбор цели зависит от начальной и последующей оценки поведения. Важность этого аспекта невозможно переоценить.

Общая задача: усиление диалектических паттернов поведения

Первостепенная и самая масштабная цель ДПТ – усиление паттернов диалектического поведения у индивидов с ПРЛ. Проще говоря, это означает как усиление диалектических паттернов мышления и когнитивного функционирования, так и помощь пациентам в изменении их обычно экстремального поведения на более сбалансированные, интегративные реакции.

Диалектическое мышление – это «золотая середина» между универсалистским (от лат. universalis – общий, всеобщий. – Примеч. ред.) и релятивистским (от лат. relativus – относительный. – Примеч. ред .) мышлением. Универсалистское мышление предполагает существование незыблемых универсальных истин и универсальный порядок вещей. Истина абсолютна, при конфликте мнений одно из них будет истинным, а другое – ложным. Релятивистское мышление подразумевает невозможность существования универсальных истин и произвольность порядка вещей. Истина относительна, бесполезно искать истину в конфликте мнений, потому что их правота или неправота зависит от восприятия наблюдателя. В отличие от этих позиций диалектическое мышление предполагает развитие и эволюцию истины и порядка вещей с течением времени. При конфликте мнений истина устанавливается путем выяснения того, что было упущено обоими участниками при определении порядка вещей. Истина создается новым порядком вещей, который охватывает и включает в себя то, что прежде отвергалось обоими участниками (Basseches, 1984, p. 11 ).

Таким образом, диалектическое мышление, скорее, сродни конструктивному мышлению, где акцент делается на наблюдении основополагающих изменений, происходящих в результате взаимодействия индивидов со своим окружением. Когнитивная терапия Майкла Махони (Mahoney, 1991 ), которую он называет «эволюционным конструктивным» подходом к терапии, представляет собой яркий пример конструктивного мышления. Этот подход отличается от недиалектических паттернов мышления – таких, например, как структурализм, где делается акцент на паттернах, которые остаются неизменными независимо от времени и обстоятельств.

Как я уже упоминала в главе 2, диалектическое мышление требует способности преодолевать противоречия и воспринимать мир как сложное и многоаспектное явление; принимать противоречивые идеи и мнения, объединять их и генерализировать на новые ситуации; нормально относиться к постоянным переменам и непоследовательности; а также признавать, что любая всеохватывающая точка зрения несет в себе внутренние противоречия. Если мы не можем сдвинуться с мертвой точки при рассмотрении определенной проблемы, можно применить диалектический подход – выяснить, что мы упустили, не были ли искусственно заужены границы проблемы, не рассматриваем ли мы проблему слишком упрощенно. Индивиды с ПРЛ, наоборот, склонны мыслить крайними категориями и жестко придерживаться определенной точки зрения. Все в жизни для них делится на черное и белое. Таким людям зачастую трудно принимать и учитывать новую информацию, они предпочитают отыскивать абсолютные истины и конкретные факты, которые никогда не меняются. Общая задача ДПТ заключается не в том, чтобы заставить пациентов видеть мир как сочетание различных оттенков серого, а скорее в том, чтобы помочь пациентам видеть одновременно и черный, и белый цвета, а также достичь такого их синтеза, который не умалял бы сущности ни одного из них.

Людям, не способным к диалектическому мышлению, или даже тем, кто просто никогда об этом не задумывался, может быть трудно понять, о чем именно здесь идет речь. Вот пример: представьте пациентку, выросшую в семье с радикальным мировоззрением. Став взрослой, она отвергает большинство идей, которые были привиты в детстве, и принимает другое мировоззрение. Ее семья активно выражает свое недовольство. Пациентка рассуждает следующим образом: либо права она, а ее родные ошибаются, либо она ошибается, и тогда права ее семья. Тот, кто не прав, должен отказаться от своих ошибочных взглядов и принять другую, верную точку зрения.

С формальной точки зрения, задача терапевта – помочь пациентке объективно рассмотреть обе позиции и установить, которая из них ближе к истине, а также понять, какие факторы мешают принять истину. Либо пациентка обладает дисфункциональным мышлением, которое следует изменить, либо ее суждения адекватны, и тогда терапевт должен помочь пациентке принять собственные чувства и поверить в себя.

Человек с релятивистским мышлением решил бы, что ни одно из мировоззрений не может считаться абсолютно верным или неверным. В этом случае терапевт направил бы основные усилия на помощь пациентке в установлении того, какая из противоположных позиций может считаться для нее более полезной. Акцент мог бы делаться на проблемах, которые возникают в связи с принятием пациенткой ответственности за собственную точку зрения, либо на дисфункциональной потребности пациентки в согласии с другими людьми или в ответственности других людей за ее действия.

Терапевт с диалектическим мышлением поступил бы иначе – помог бы пациентке установить факторы, которые сформировали ее мировоззрение за определенный период времени, а также определить последствия ее собственных действий, которые в свою очередь повлияли на мировоззренческие установки членов ее семьи и других людей, с которыми она взаимодействует. В этой ситуации терапия была бы направлена на обнаружение факторов, препятствующих дальнейшему развитию и изменению. Терапевт мог бы подвести пациентку к исследованию того, как каждая мировоззренческая установка вытекает из другой и дополняет ее, и к выводу о том, что можно ценить иное мировоззрение без ущемления собственной позиции.

Еще один пример. Предположим, пациентка сообщает своему терапевту о том, что чувствует сильное побуждение к самоубийству. После долгих и бесплодных попыток решения этой проблемы терапевт предлагает пациентке лечь в клинику – до тех пор, пока не пройдет кризис. Пациентка отказывается от госпитализации. Терапевт продолжает убеждать пациентку в необходимости стационарного лечения. Иногда пациентка может видеть сложившуюся ситуацию с формальной позиции: она считает собственные потребности и ценности более значимыми и приоритетными, чем потребности и ценности терапевта. В конце концов, безопасность пациентки – ее личное дело. Терапевт не имеет права навязывать пациентке свои ценности, отправляя ее в психиатрическую больницу, если она с ним не согласна. Пациентка может решить, что в будущем ей стоит скрывать определенную информацию или не говорить правды о своих суицидальных наклонностях – словом, притворяться «нормальной», а также не прибегать к помощи терапевта в решении проблем, связанных с ее суицидальностью.

В другое время мышление пациентки может быть более релятивным, или менее абсолютным. Пациентка считает, что она вправе говорить с терапевтом о своих суицидальных побуждениях, не боясь вынужденной госпитализации. Если она не способна настоять на своем и отказаться от госпитализации, какой смысл в тренинге уверенного поведения, который ей пришлось пройти? При этом терапевт заботится о ней и хочет, чтобы она осталась жива, даже если ему придется навязать ей свою волю. Обе точки зрения представляются в равной мере справедливыми, однако конфликт кажется неразрешимым, поэтому пациентка оказывается в тупике.

Если пациентка способна занять диалектическую позицию, она может взглянуть на проблему как столкновение задачи терапевта по созданию условий, способствующих автономии пациентки, с одной стороны, и его долга защищать пациентку от возможного вреда – с другой. Задача усиления автономии может требовать действий, которые будут затруднять поддержание безопасности пациентки (например, тренинг уверенного поведения и воспитание доверия к собственным решениям). И наоборот, задача обеспечения безопасности пациентки может привести к действиям, ограничивающим ее автономию (склонение пациентки к отказу от своего мнения в пользу мнения терапевта). Если пациентка способна соглашаться с таким положением вещей и ценить его, она может принять решение о сотрудничестве с терапевтом для решения своих суицидальных проблем и в то же время попытается найти способ убедить терапевта в своей безопасности. Пациентке, так же как и терапевту, придется достичь некоторого компромисса между автономией и безопасностью. И в то же время пациентка не собирается забывать о собственных терапевтических задачах. Она может принять решение приложить все силы для достижения успеха в терапии, чтобы трансформировать сложившуюся систему и примирить конфликтующие ценности [1].