Положительные девиации

Понятие «негативная девиация»



Девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.

Оглавление:

О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

Девиантное поведение можно рассматривать в широком и узком смысле:

Любые действия, не соответствующие социальным нормам и стереотипам данного общества

Всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм



Аномия - беззаконие. Аномия - состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами. (Это бывает в смутные, переходные периоды: глубокие реформы, революции, гражданские войны)

Чувство жалости, сочувствия

Жестокое обращение с животными

Позитивная девиация - это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, но не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, и т.д.

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения и / или осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство и т.д. Причины негативной девиации социологи ищут в самых разных направлениях: в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, зависть, гедонизм и т.д.); в их биологических и психологических особенностях (умственные дефекты, психопатия и т.д.); в социальных условиях жизни (воспитание, человеческое окружение, бедность и т.д.).



Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по выступающей нижней челюсти, реденькой бородке и пониженной чувствительности к боли.

У. Шелдон, американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела, что означало присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу - человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом - свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф - тело отличается силой и стройностью - проявляет беспокойство, активен, и не слишком чувствителен. Этоморф - тонкое и хрупкое тело - отличается склонностью к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. По Шелдону, наиболее склонны к девиации мезоморфы.

Э. Дюркгейм предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. Основной причиной девиации является аномия - «отсутствие регуляции», «безнормность». Это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми или противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, миграция, смешение социальных групп и т.д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются виды девиации. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. Девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующих положений, ведет к совершенствованию социальных норм.

Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Он выделяет типы поведения, которые являются вместе с тем типами приспособления к обществу. Первый тип - конформность - соответствие культурным целям и средствам. Второй тип - инновация - согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения (рэкет, шантаж, спекуляция, торговля наркотиками). Третий тип - ритуализм - отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается у представителей низшего слоя среднего класса (бюрократ, абсолютизирующий формальные процедуры). Четвертый тип - ретритизм (бегство от действительности) - отрицание цели и средств. Характерно для лиц, оказавшихся вне общества, которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство (бродяги, наркоманы, пьяницы). Пятый тип - бунт - отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

Р. Линтон ввел понятие модальной и нормативной личности. Нормативная - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру. Это как бы идеал личности данной культуры. Модальная - более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более не стабильно общество, тем больше людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью.



Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Их интересы не соответствуют нормам большинства (уличные банды, группы заключенных).

Миллер утверждал, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. То есть индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Таким субкультурам присущи готовность к риску, выносливость, стремление к «острым ощущениям» и «везение».

Конфликтологический подход к девиации представлен «радикальными криминолагами». Они отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Некоторые конфликтологи утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов - это орудие, которое правящие классы используют против тех, кто лишен власти. Отсюда следует, что «радикальная криминология» не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы.

В настоящее время сформировались определенные подходы к профилактике девиантного поведения: 1. прежде всего, это информационный подход, т.е. информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу; 2. необходимо проводить профилактическую работу с будущими родителями (о вреде пьянства и наркомании); 3. среди направлений профилактики девиантного поведения существует медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера.

В зависимости от совокупности причин, условий, личностных свойств, люди достигают различного уровня развития или степени девиантности. Таким образом, модель отклоняющегося поведения состоит из трех составляющих: 1. установленные образцы, нормы поведения; 2.определенные условия социальной среды, особенности конкретной проблемной ситуации; 3. свойства и особенности личности, предрасположенной к отклоняющемуся поведению.



Чем длительнее влияют негативные условия среды, тем устойчивее становится предрасположенность к девиантному поведению. Чем менее способна личность к преодолению конфликта, тем большая вероятность девиантного поведения.

По мнению многих ученых и практиков, социальная девиация - процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения, но и управлять ими. Решение проблем девиации и девиантного поведения должно способствовать минимизации и пресечению негативной девиации, созданию условий для проявления оптимального сочетания интересов отдельного человека, социальной группы с социальной направленностью общественного развития. Эти обстоятельства требуют радикального изменения отношения общества к проблемам социализации, созданию системы выращивания жизнестойкого поколения, способного развивать общество на началах гуманизма, социального равенства и справедливости.

Позитивные и негативные девиации

Девиации (отклонения), как правило, бывают негативными. Например, преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, проституция, терроризм и т.д. Однако в некоторых случаях возможны и позитивные девиации, например резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», отклонение от нормы, но при этом быть общественно полезным. Аскетизм, святость, гениальность, новаторство — признаки позитивных девиаций.

Негативные девиации делятся на два типа:

отклонения, которые направлены на причинение вреда другим (разнообразные агрессивные, противоправные, преступные действия);



отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.).

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте.

Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.

Американский социолог Роберт Мертон () считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.). Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации — бунт против общества, культуры и установленных целей и средств.

В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант — вернуться на криминальный путь.

Отметим, что в современном мире девиантное поведение наиболее характерно длямолодежи как нестабильной и наиболее уязвимой социальной группы. В нашей стране особую тревогу вызывают молодежный алкоголизм, наркомания, преступность. Для борьбы с этими и другими девиациями требуются комплексные меры социального контроля.

Положительные девиации, их примеры в истории

Главная > Реферат >Социология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНО – СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Реферат по дисциплине

“Концепция устойчивого развития”

“Положительные девиации, их примеры в истории”

1. Социальная норма и девиантное поведение



2. Социальные факторы девиантного поведения

3. Негативные формы девиантного поведения

4. Позитивная девиантность

Заключительная часть (подведение итогов)

Поведение человека есть результат взаимодействия его внутренней природы и процесса социализации, в качестве составных элементов которого выступают другие индивиды. Следовательно, можно сказать, что в социальном поведении человека проявляются генетические и биологические особенности, а также то, что он освоил в процессе воспитания и своего жизненного опыта.



Поведение можно определить как реакцию человека на внутренние и внешние «раздражители», в числе которых могут быть как другие индивиды, так и различная опосредованная информация, затрагивающая интересы человека. Поведение может быть как осмысленным, так и инстинктивным, когда мы, например, оглядываемся на звук шагов идущего за нами человека. Однако для общества небезразлично, какими средствами, методами и действиями пользуется человек (группа, общность), чтобы достичь своих целей.

Важными детерминантами уровня дозволенного, так сказать, санкционированного обществом поведения являются социальные нормы, закрепленные в культуре, образе жизни общества, общности, групп и индивидов; отклонения от них мы рассматриваем как патологию.

С понятием нормы мы уже знакомы. В широком смысле оно означает правило, руководящее начало. Однако не все правила могут рассматриваться как социальные нормы, а только такие, которые регулируют общественное поведение людей и их взаимоотношения с обществом. В этом поведении проявляется социальная сущность индивида, отражающая общественное бытие и предъявляемые обществом (или другими группами) требования к поведению личности или социальной группы.

1. Социальная норма и девиантное поведение

Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от каких-либо норм.

Для того чтобы говорить о содержании девиантности, необходимо иметь хотя бы общее представление о норме, ее сущности.



Норма рассматривается различными науками.

В социологии ей уделяется значительное место.

Понятие нормы считается социологами едва ли не центральным, ключевым в социологической науке.

Социальная норма понимается как исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.

С точки зрения субъекта формирования норм их разделяют на:

официально установленные нормы



фактически сложившиеся нормы.

Официально установленные - это те нормы, которые создаются законодателями либо другими уполномоченными на то лицами.

Нормотворчество воплощается здесь в:

своде юридических законов,

правилах внутреннего распорядка в организациях и учреждениях,



уставах общественных организаций и т. п.

Фактически сложившиеся нормы - это те правила, которые возникли стихийно либо в процессе исторического развития общностей, либо под воздействием какого-либо стечения обстоятельств.

К разряду подобных норм относятся:

Под влиянием жизненных обстоятельств возникают нормы временного действия.

Они, впрочем, могут закрепиться в нравах людей, если неблагоприятные обстоятельства перманентно повторяются.



К нормам, появившимся как следствие обстоятельств, относятся, например, так называемые «возникающие нормы», которые формируются в ходе взаимодействия индивидов в толпе.

Это сиюминутные нормы поведения, действующие лишь до тех пор, пока толпа не рассеется или не получит импульс к трансформации, т.е. к новому образу действий и норм.

Социальные нормы также можно классифицировать по механизму оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей.

В этом случае можно выделить:

нормы - образцы поведения;



Известно, что идеал недостижим.

Однако его ценность заключается в свойстве быть ориентиром, примером с абсолютным значением для индивидов или групп, которые стремятся совершенствовать себя или свою деятельность.

Образец в отличие от идеала играет роль средства для достижения какой-либо цели.

Имеется немало образцов поведения, отступление от которых не вызывает осуждения окружающих.

Индивид волен выбирать средства, сообразуясь с собственным опытом, знаниями, склонностями.

Например, не все выпускники школ следуют хрестоматийному образцу, согласно которому необходимо поступить в вуз.



Профессиональные нормы регулируют отношения между коллегами, облегчают выполнение служебных обязанностей.

Статистические нормы выражают некие свойства, присущие большинству людей, событий.

Например, для большинства супружеских пар России является нормой иметь одного-двух детей.

Каждое общество имеет средний показатель рождаемости, смертности, дорожно-транспортных происшествий, самоубийств, браков, разводов и т. д.

Подобные нормы никто не предписывал, и в этом смысле они также оказываются фактически сложившимися.



Существует диалектика норм общества, их взаимный переход и противоречие.

Например, официально установленные нормы и нормы фактически сложившиеся могут не соответствовать друг другу.

Скажем, повсеместно не соблюдаются правила дорожного движения пешеходами; игнорируются нормы выгула собак в городах, запреты посещать лес в засуху и т.п.

Фактически сложившиеся нормы могут получать статус официальных.

Так произошло в нашей стране на рубежех годов, когда перепродажа товаров народного потребления была узаконена.


Большинство социальных норм складывается как результат отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.

Нормы облегчают индивиду вхождение в группу, социальную общность, помогают взаимодействию людей, способствуют слаженному выполнению функций социальных институтов.

Однако отражение объективных закономерностей может оказаться неадекватным, искаженным, вообще противоречивым.

В этом случае установленная норма окажет дезорганизующее действие.

Выходом из ситуации станет отклонение от нормы.

Получается, что анормальной является норма, а отключения от нее - нормальны.



Иногда такое происходит вследствие волюнтаризма законодателей, когда официально закрепленные нормы нарушают функционирование системы.

Это, например, антиалкогольные кампании в США (20-е годы) и СССР (80-е годы), когда возникли подпольные организации по продаже алкоголя.

Это также попытка некоторых теоретиков оправдать взяточничество (конец 80-х - начало 90-х гг. в России) и трактовать его как нужную плату за дополнительную услугу, что способствовало еще большему росту коррупции.

Нормы общества, равно как и другие элементы культуры, имеют тенденцию к консерватизму.

Однако социальные системы под воздействием внешних и внутренних процессов изменяются.



Нормы, адекватно отражавшие социальные отношения в прошлом, уже не отвечают запросам изменившейся системы.

Только отклонение от них дает возможность выйти из затруднительного положения.

Проходит время и отклонение превращается в норму, норма - в отклонение.

Теперь непосредственно переходим к анализу девиантного, т. е. отклоняющегося, поведения.

Средства массовой информации обращают внимание чаще всего на крайние формы девиаций: убийства, изнасилования, проституцию, наркоманию, самоубийства.

Однако диапазон девиантности значительно шире, чем перечисленные негативные явления.

Сейчас обратим внимание на то, что девиантность - оценочное понятие.

Одни формы поведения одобряются, другие, наоборот, осуждаются группой или обществом.

Представления людей о «позитивном» и «негативном» не являются постоянными величинами.

Они меняются как во времени, так и в пространстве.

Изменения во времени означают, что у одного и того же народа один и тот же поступок может расцениваться в одну эпоху как позитивный, а в другую - как негативный.

Например, отток евреев из СССР воспринимался большинством как проявление непатриотизма, приспособленчества.

Сейчас же отношение к эмиграции стало более терпимым, как, впрочем, и к женщинам, вступающим в брак с иностранцами из развитых стран.

Изменения в пространстве необходимо рассматривать в контексте культур.

Изменения в физическом пространстве касаются различия культур народов.

Например, американский социолог Н. Смелзер утверждает, что

в небольшом городе Канзасе проституция считается нелегальной и девиантной,

в Рено она узаконена, но не вызывает одобрения,

в Париже - легальная и не вызывает осуждения.

Различие оценок девиантности в социальном пространстве понимается как различие культурных представлений групп и слоев, составляющих одно общество.

Например, мелкое хулиганство в подростковой среде считается едва ли не доблестью, проявлением «истинно мужских» качеств, а взрослые имеют совершенно иное мнение об этом.

Таким образом, норма и девиантность - явления весьма относительные.

2. Социальные факторы девиантного поведения

В повседневной практике люди поступают довольно гибко: отстаивают свои интересы, исходя из ситуации.

Мало кто идет на конфликт с господствующим мнением.

Иначе говоря, большинство из нас остается конформистами.

Однако есть люди, которые не могут ни при каких обстоятельствах изменить собственные убеждения и активно их отстаивают.

Они рискуют быть

лишенными привычного круга жизненных благ.

Принципиальные люди часто бывают неудобны окружающим, от них избавляются в трудовых коллективах и организациях.

Однако без их фактически девиантного поведения социальные структуры с большей степенью вероятности приходят в упадок.

Ею обладают люди, воплощающие своим обликом и поведением эталон этикета и морали.

Они всегда вежливы, подтянуты, начитаны, участливы, отличаются мягкостью манер, склонны уступать, не навязывают своего мнения, не пренебрежительны в отношении к кому-либо.

Поведение таких людей одобряется окружающими.

Но следовать их примеру не торопятся.

Совершенно очевидно, что перечисленные черты сформированы не сверхмотивацией к интеллигентности.

Они сформированы особенностями личной судьбы и образа жизни, которые вряд ли можно скопировать.

3. Негативные формы девиантного поведения

Деление девиантности на позитивную и негативную условно.

Это связано с условностью различия нормы и отклонения от нее.

Некоторые виды девиантного поведения весьма сложно оценить однозначно под углом зрения общественной пользы или вреда.

К примеру, значение гомосексуализма в настоящее время широко дискутируется в нашем обществе.

Гомосексуалисты всегда будут считаться девиантами, так как их меньшинство.

Негативный аспект гомосексуализма очевиден:

он не ведет к деторождению (не выполняется главная биологическая функция секса),

в его сферу могут вовлекаться индивиды, не предрасположенные к подобному отклонению,

ломаются судьбы людей.

Вместе с тем, как показывает исторический опыт, гомосексуализм иногда является надежной основой человеческой солидарности и сплоченности.

Например, в древних Фивах существовал особый отряд, состоящий из геев.

Он считался непобедимым, поскольку, как писал Ксенофонт, «нет сильнее фаланги, чем та, которая состоит из любящих друг друга воинов».

Гомосексуальная сплоченность использовалась «сильными мира сего» для решения собственных политических проблем.

Но эта сплоченность также была опасна властям, если гомосексуалисты находились в числе приближенных.

Известно, как расправился Гитлер с кликой Рема, которая обрела устойчивость благодаря гомосексуализму ее ведущих участников.

Гитлер понимал, что связь чиновников из его окружения на иной, неслужебной основе неподконтрольна фюреру.

Значит, непредсказуема и чревата для него потерей власти.

В определенной мере положительное значение имеет аутизм.

Затворническая жизнь некоторых писателей и поэтов помогает им сосредоточиться на создании неординарных произведений.

Например, А. Грин, пребывая в мире грез, отразил его в своих книгах.

Воображаемая реальность, возникшая благодаря автору, до сих пор помогает читателям отвлечься от рутинной повседневности.

Хотя в реальной жизни А. Грин испытывал затруднения в налаживании элементарных человеческих контактов.

Кроме того, известно, что немало талантливых ученых, композиторов, актеров, писателей и т.п.

чрезмерно увлекаются алкоголем,

приобщаются к наркотикам,

не брезгуют пользоваться услугами проституток,

играют в азартные игры,

намеренно шокируют публику всевозможными выходками.

Подобный парадокс пытаются объяснить наличием в человеке двух начал.

Девиантность изображается подобно положительному и отрицательному зарядам.

Их соединение только и может обеспечить горение лампы.

Вероятно, одаренные люди находятся «по ту сторону» от господствующих представлений о норме и отклонении.

Такая ситуация приносит немало страданий как близким, так и самим дарованиям.

Вообще роль страдания в творчестве достаточно велика.

Вершин творчества часто достигают люди, раздираемые внутренними противоречиями.

Их жизнь соткана из одобряемых и неодобряемых девиаций, сомнений, душевных мук.

4. Позитивная девиантность.

Наибольший интерес всегда вызывает такое свойство личности, как гениальность.

Самодеятельным творчеством, прежде всего художественным, занимаются миллионы людей.

Профессиональным творчеством - тысячи.

Однако вершин мастерства достигают немногие.

На вершине успеха оказываются особо одаренные природой индивиды.

Свою жизнь они посвящают либо искусству, либо науке, либо изобретательству.

Однако образ жизни таких людей зачастую бывает непонятен окружающим

они либо не имеют семьи,

либо отказываются от бытового комфорта,

либо непрактичны в повседневных делах и т.п.

либо чрезвычайно капризны,

либо придирчивы к мелочам,

либо допускают нелепые выходки и т.п.

Девиантность творчески одаренных людей, нашедшая выход в художественных произведениях,

помогает гражданам понять себя и окружающий мир,

А научные открытия способствуют прогрессу различных сфер человеческого бытия.

В качестве яркого примера такой девиантности можно привести Альберта Эйнштейна - гениального физика-теоретика, одного из основателей современной физики, создавшего частную и общую теории относительности, автора основополагающих трудов по квантовой теории света и мн. др., но совершенно беспомощного в быту, чрезвычайно рассеянного и оторванного от жизненной действительности.

Другим примером девиантности, но в искусстве, является Сальвадор Дали. Едва ли в художественной культуре человечества новейшего времени найдется личность, обладавшая таким творческим потенциалом и универсализмом. Магическая притягательность его произведений вселяет необъяснимый ужас и восторг, разочарование и надежду, низвергает в бездну страстей и искушений.

Список примеров позитивной девиантности в различных сферах деятельности, подарившей человечеству возможность наслаждаться высокими материями, можно продолжить: философ-экзистенциалист и блистательный литератор, чья философская проза вошла в золотой фонд современной культуры – Жан-Поль Сартр. Знакомство читателей с его творчеством растянулось на многие десятилетия, долгое время оно искусственно сдерживалось. Идеологических чиновников, от воли которых зависели публикации, театральные постановки, тон критических статей, Сартр пугал как слишком «левый» - и вместе с тем слишком интеллигентный, слишком свободный, слишком непредсказуемый. Уже давно подмечено, что художественное творчество – род недуга, болезненный симптом, в нем выражают себя непримиримые внутренние противоречия личности, которые могли бы уничтожить её, не будь у них этого эстетического выхода. Но болезнью страдал не лично писатель, а целая цивилизация; этим и объясняется творчество Сартра.

Заключение

Роль социальной среды в формировании социальных отклонений вплоть до преступного поведения признается и западными учеными. Поэтому должны быть и новые социальные программы борьбы с отклонениями. Они должны способствовать социальной терапии всего общества, повышению его физического здоровья, культуры и благосостояния. Только путем изменения организационной культуры общества можно выйти на более высокие уровни социальных отношений, что будет способствовать росту социальных форм поведения населения.

Список используемой литературы

Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. - СПб., 1995.

Бачинин В.А. Антропология анормативного поведения // Общественные науки и современность. – 2001. - № 3.

Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования.. - № 4.

Кармадонов О.А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель // Социально-гуманитарные знания. – 2001. - № 6.

Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. – М., 2000.

Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.

Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования.. - № 9.

Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.

Юридическая социология. Учебник для вузов. – М., 2000.

Положительные девиации

Характеристика позитивных девиаций на современном этапе реформирования российского общества, как необходимых составляющих прогрессивных изменений социальных систем в рамках различных современных научных теорий и подходов психологии девиантного поведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В России активно осуществляются современные социальные и экономические преобразования, поэтому требуют переосмысления отдельные сложившиеся взгляды на актуальные проблемы общества. Проводимые радикальные реформы, затронувшие все сферы его жизнедеятельности (экономическую, социальную, политическую, духовную), привели к ряду изменений социально-негативного и позитивного характера. Проблема личности актуализируется в условиях социальных изменений, в частности, влияния девиантных факторов на процессы социальной идентификации личности. Именно в современную эпоху инноваций проблема взаимоотношений личности и общества приобретает особую остроту. В современных условиях социальной нестабильности поведение людей часто находится вне ординарных рамок, имеет тенденцию к отклонению от стандартов и становится все менее предсказуемым. Любое проявление девиации - будь оно положительное или отрицательное - по сути, является противостоянием, бунтом личности против общепринятых норм, ценностей, традиций, социальных образцов, сложившейся системы в целом. Но итог этого бунта в зависимости от девиантного полюса будет кардинально разным. Девиантное поведение как феномен социальной реальности все еще является недостаточно изученным. Современная российская действительность демонстрирует мозаичность идентификационного пространства и, соответственно, многообразие идентификационных стратегий и способов социальной самоидентификации личности, которые необходимо исследовать с учетом влияния как внешних социокультурных детерминант, так и внутренних индивидуально-личностных факторов. психология девиантный поведение общество

Изучение девиантных явлений в рамках многочисленных научных подходов и теорий преимущественно посвящено характеру и особенностям негативных девиаций. В зарубежной науке психология девиантного поведения сложилась как самостоятельная научная дисциплина, но в нашей стране находится на пути развития. В.А. Пятуниным сделана попытка систематизировать разноплановые исследования девиантного поведения. Представляет интерес положение: «Если есть общество со своими законами и моралью, то обязательно должны быть люди, их нарушающие, иначе такое общество перестанет развиваться, а то и совсем существовать».

В обыденной жизни границы между нормативным и отклоняющимся от норм поведением оказываются размытыми. Поэтому вопрос позитивных девиаций и их положительного влияния на общественную систему зачастую незаслуженно обходят стороной. Говоря о позитивных девиациях, мы будем подразумевать инновационный тип отклоняющего поведения - процесс появления и реализации новых средств, методов производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных ценностей, продуктов и услуг. Сущность инновационного поведения - это преодоление рутинных, традиционных приемов, методов и форм деятельности во всех сферах экономической, политической, социальной, духовно-нравственной жизнедеятельности общества. Преодолевая сопротивление консервативных и реакционных сил, инновационное поведение порой радикально меняет материальные и духовные ценности, способствует прогрессивному развитию общества. Позитивные девиации являются постоянным спутником прогрессивных изменений социальных систем. Творчество, креативность, новаторство - позитивные девиации, обеспечивающие развитие современного социума. Позитивные девиации мотивируют и направляют созидательное поведение личности. Совокупность определенных факторов, воздействующих на личность, с одной стороны, могут способствовать полной реализации ее позитивного творческого потенциала, однако, с другой - на каждом шагу возникают вероятно возможные и непредвиденные препятствия, способные нарушить, затормозить или даже порой необратимо подавить развитие столь хрупкого образования.

В настоящее время не вызывает сомнения утверждение, что позитивные девиации - ведущая сила общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в них заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений. Не подлежит сомнению, что фактически без положительных проявлений девиантного поведения социальные структуры могут прийти в упадок, ведь гениальность отдельных личностей можно рассматривать как позитивную девиантность (Сергей Есенин, Сальвадор Дали, Альберт Эйнштейн). Творчество Жан-Поля Сартра (Франция) объясняло внутренние противоречия современной ему цивилизации.

Позитивные девиации также являются неотъемлемой частью человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступая тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. Понимание значимости позитивных девиаций для общественного прогресса подчеркивает необходимость всестороннего изучения особенностей и специфики столь интересного явления .

За последние десять лет экономических и социальных преобразований в обществе все чаще стали появляться примеры проявлений положительной девиации. Многие ученые считают, что девиантное поведение вносит в развитие общества как диссонанс, так и поддерживает прогрессивные направления. Несомненно, самопожертвенность, сверхтрудолюбие, искренность, стремление высказать правду, относятся к примерам положительных девиаций, а поведение, выходящее за рамки здравого смысла и даже закона, к отрицательным. Рассмотрим некоторые аспекты этих проявлений.

В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так, родители вынуждены бороться с влиянием уличных групп, культом насилия в СМИ, противоречивостью политического положения и т.д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей. В нашем сложном обществе существует множество конфликтующих нормативных образцов, которые способствуют возникновению феномена отклоняющегося поведения. Например, столкновение норм и ценностей, регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и норм и ценностей в «перестроенном» обществе. Иногда бывает трудно выбрать линию неотклоняющегося поведения.

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой - поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать (в разумных пределах), какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы его дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. Нравственные нормы перестают контролировать поведение членов группы или общества, основополагающие ценности могут быть отвергнуты последними, и у индивидов теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения - все это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.

Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и последующего принятия их членами социальных групп, которые в торжественной обстановке отменяют старые нормы и называют новые. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая старые устои, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся .

По нашему мнению, очень важно не потерять ту грань между действительно положительными девиациями и девиациями как формы поведения, стоящего за гранью нормального развития общества.

Постановка проблемы позитивных девиаций личности, таких как творчество и креативность, талант и гениальность, жизненный путь и свобода творческой личности, обнаруживается в многочисленных трудах зарубежных (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, О. Вейнингер) и отечественных философов (Н.А. Бердяев, Вл. Соловьев, П. Флоренский, В.В. Розанов, Б.П. Вышеславцев, Н. Хамитов).

Если рассматривать девиантное поведение в качестве социальной проблемы, то мы также не можем не согласиться с доводами многих ученых, исследовавших это направление в контексте изучения преступного поведения молодого человека. Я.И. Гилинский первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение».

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников) .

Наиболее приемлемым при разграничении нормы и девиации считается так называемый статистически-адаптационный подход, при котором «норма» представляет собой: 1) что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы; 2) что-то наиболее приспособленное к окружающей среде.

В соответствии с социальным подходом к девиантному следует относить поведение, опасное для общества и окружающих людей. Однако не всегда солидарность людей - норма, а классовая борьба - отклонение от нее. Это - «норма-идеал», пришедшая из этики. Таким образом, проблема нормы - междисциплинарная проблема, корни которой лежат в общебиологических закономерностях психического развития человека и психосоциальных особенностях, а также в этико-философских нормах.

При рассмотрении в данной статье формы девиантного поведения с точки зрения философии, социологии, психологии и права нам хотелось бы подчеркнуть то, что как положительные девиации, так и отрицательные, нуждаются в широком научном осмыслении и трактовке, так как индивид более склонен поступать конформно «как все», соизмеримо с общепринятыми стандартами, так как он заинтересован в положительной общественной оценке своего поведения. Что же касается иных примеров, то позитивные девиации всегда стоят у истоков чего-то совершенно нового, уникально и самобытного. Это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления и поведения.

Позитивные девиации личности необходимо понимать как социально-духовный феномен. Особый интерес представляет изучение проявлений позитивных девиаций в таких сферах как наука и искусство.

Основные сферы бытия современной России требуют все возрастающего количества людей, способных к повседневным и планомерно организуемым творческим решениям, а от отрицательных девиаций нашему обществу в процессе его эволюции необходимо постепенно и планомерно избавляться.

Таким образом, девиации могут иметь положительные или интеграционные последствия для социальной жизни. Положительные девиации способны стать примером групповой солидарности, катализатором социальных изменений, т.е. каждое нарушение девиантами общепринятых правил поведения в обществе служит самому обществу предостережением, что социальная система функционирует неправильно. В итоге возникает необходимость внесения изменений в социальную систему (публичные протестные акции). Отклоняющееся от принятых норм поведение небольшого числа людей способно проникнуть в сознание общества, может стать началом создания новых образцов, преодолевая традиции.

В нашей работе признается роль социальной среды в формировании положительного девиантного поведения. Поэтому считаем необходимым создание социальных программ борьбы с отклонениями вплоть до преступного поведения. Эти программы должны способствовать социальной терапии всего российского общества, повышению его культуры и благосостояния. Только путем изменения организационной культуры общества можно выйти на более высокие уровни межличностных отношений, что будет способствовать росту социальных форм поведения населения.

1. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для ВУЗов.М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М»,2001.

2. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции. М: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия». 2010.

3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. «Социологические исследования», 1991. №4.

4. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? «Социологические исследования», 1998. №9.

5. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001.

TopPsychologia

Позитивная и негативная девиация

Однако, необходимо различать, условно говоря, положительную, или отрицательную, или негативную (от лат. Negatives- отрицательный) девиацию.

Позитивная девиация- это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное или даже, возможно, как «ненормальное», но в тоже время в основном не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости и сочувствие и т.д.

Яркий пример- международные благотворительные акции американского предпринимателя и общественного деятеля Джорджа Сороса( род. в 1930). Только в России фонд Сороса израсходовал за десять лет () более 350 млн. долл. Или другой, менее масштабный, но показательный пример - самоотверженное поведение человека, давшего приют в своей квартире бездомным животным.

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения и/или осуждения. Сюда можно отнести террорзм22, вандализм, воровство, предательство, жесткое обращение с животными и т.д.

Оговоримся, что отклонение от норм не всегда означает что-то плохое (в Средневековье, например, все новое в большинстве своем было отклонением от норм и чаще всего жестоко каралось.) если бы не было таких «положительных» отклонений , то не было бы и общественного процесса.

Терроризм( от лат. Terror-страх, ужас)- подавление противников путём применения насилия.

Вместе с тем все, как известно, всегда относительно, а люди подчас субъективны и резки в оценках и склонны «навешивать ярлыки» на всех, кто не вписывается в их представлениях о норме. Поэтому в девиантах у части общества могут быть оказаться обыкновенными «моржи» (купальщики в проруби), джоггеры23, путешественники- одиночки (вроде отважного россиянина Федора Конюхова (род. в 1951)), активисты «Гринписа»24 или даже тот, кто не лишает себя пользы и удовольствия ходить пяток- десяток километров на работу пешком.

Есть и индивидуальные отклонения от норм, неопасные для окружающих. Например, вам захотелось надеть платье кричащего цвета. Это вызывает порицание и негативные оценки окружающих вас людей ( особенно пожилых), но вреда им не принесёт.

Джоггер (от англ. Jog- двигаться подпрыгивая, трястись) человек, занимающийся бегом трусцой.

«Гринпис» (от англ. Green-зелёный + peaсe-мир, покой, порядок =(Greenpeace)- международная экологическая организация, защищающая окружающую среду от вредных воздействий со стороны людей. Основана в городе Ванкувере( провинция Британская Колумбия, Канада) в 1971г. небольшой группой противников американского испытания ядерного оружия на Аляске(США). Насчитывает около 3 млн. уплачивающих взносы членов. Штаб- квартира в Амстердаме (Нидерланды).

Почему я выбрала именно исследовательскую работу по выявлению страхов, потому что, поставив перед собой цель, решила действительно получить положительный результат. Так же, создавая этот проект, я получала опыт работы с детьми, училась правильно с ними общаться. Что касается выбранной темы, я считаю, что нужно заниматься выявлением стра .

«Некоторое время назад я присутствовала при ситуации, которая произошла с моей очень хорошей подругой. Она учится в одном из институтов нашего города, на очном отделении. Днём учеба, а вечером она подрабатывает продавцом в магазине. Она - одна из успешных студенток курса. Всегда выполняла все необходимые задания, вовремя сдавала рефера .

Диспозициональная теория личности была предложена Гордоном Олпортом. Проводя синтез определений личности, существовавших на тот момент, Олпорт приходит к выводу о том, что «человек – это объективная реальность», и то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума, есть личность. Согласно Олпорту, личность представляет со .

Положительные девиации личности как фактор развития общества

Дата публикации: 04.05.04

Статья просмотрена: 2850 раз

Библиографическое описание:

Николаева Л. В., Парусова М. М. Положительные девиации личности как фактор развития общества // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С.. — URL https://moluch.ru/archive/113/29319/ (дата обращения: 31.03.2018).

В данной статье раскрывается проблема положительных девиаций как фактора развития общества. Обоснуется необходимость изучения влияния положительных девиаций на развитие личности и общества, рассматривается парадоксальный характер девиаций в жизни общества.

Ключевые слова: девиантное поведение, положительные девиации, личность, общество.

В современном высокоразвитом обществе большой интерес для исследователей представляет поведение индивида. В наше время, время социальной нестабильности общества, поведение людей все больше склонно к отклонению от общепринятых социальных норм и стандартов. Из — за того, что поведение части людей уже не отвечает социальным нормам это поведение для общества становится непредсказуемым. Вследствие этого, оно переходит в девиантное.

Любая форма проявления девиантного поведения — либо положительная, либо отрицательная — это протест индивидов против традиций, ценностей, норм и стандартов, уже образовавшиеся в обществе в целом. Но этот протест в зависимости от того, в каком направлении он будет развиваться, будет совершенно разным. Девиантное поведение как явление социальной действительности во всей совокупности проявлений все еще находится на недостаточно изученном уровне.

Вследствие распространения такого явления, как положительные девиации личности, которые выступают как фактор развития общества, появляется необходимость уделять ему более пристальное внимание, чтобы в будущем, провести экспериментальное исследование по данной проблематике.

Большое внимание изучению проблемы проявления девиантности уделяли такие ученые, как: Змановская Е. В., Менделевич В. Д., Хомич А. В., Беличева С. А., Ч. Ломброзо, У. Шелдон, Э. Кречмер, П. Джекобс, О. Кинберг, А. Штумпль, Е. Гейер, Ж. Пинатель, Е. А. Байер, З. Фрейд, Я. И. Гилинский, В. Н. Кудрявцева, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, К. А. Абульханова-Славская, О. Ланге, Н. В. Васина, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенин, Г. И. Колесникова, Р. В. Овчарова, Ю. А. Клейберг, В. В. Ковалев, Э.Дюркгейм, и многие другие.

Девиантное поведение по мнению В. Д. Менделевича, это — «система поступков или отдельные постулаты, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [4, С.14].

Е. В. Змановская же утверждает, что «девиантное (отклоняющееся) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [2, C.15]. Данные трактовки более точно раскрывают сущность девиантного поведения.

Существуют ряд теорий, которые объясняют возникновения девиаций. Биологические теории исходят из того, что главной причиной формирования девиантного поведения является физиологические особенности человека. Психологические теории считают, что главный детерминант формирования девиантного поведения нужно искать в раннем детстве, что отклонения в поведении зависят от правильного прохождения этапов становления психики человека. Социологические теории твердят, что в возникновении девиантного поведения главенствующую роль занимает место индивида в социуме, его отношение с другими членами общества.

Отклонения от общепринятых социальных норм может быть представлено двумя формами проявления девиантного поведения:

– Негативные, т. е. нарушающие жизнедеятельность общества, дезорганизующие социальную систему, разрушающие ее и влекущие за собой в конечном итоге девиантное поведение;

– Позитивные, т. е. служащие инструментом развития и усовершенствования социальной системы общества, повышение ее подготовленности и выступающие как фактор развития общества.

Рассмотрением проблемы позитивных девиаций личности, например таких как, гениальность, творчество, креативность, талант занимались многочисленные зарубежные (О. Вейнингер, Ф. Ницше) и отечественные философы (Н.Хамитов, В. Флоренский, Н. Бердяев).

Позитивные девиации подразумевают под собой прогрессивное изменение системы общества. Новые идеи, инновации, креативность, новаторство, творчество — это девиации, которые несут позитивный характер и, которые обеспечивают и ведут к развитию современного общества, современного социума. Они занимаются мотивирующей и направляющей функцией по отношению к поведению человека, как представителя микросоциума. Есть определенные факторы, которые влияют на личность. Их воздействие рассматривается с двух сторон: с одной стороны, содействуют полному осуществлению позитивного творческого потенциала личности, с другой же — внешние обстоятельства жизнедеятельности способны нарушить, притормозить и иногда могут заглушить развития позитивного образования.

Позитивные девиации возникают всегда осмысленно и имеют целенаправленный характер. Эти девиации играют огромную роль в самореализации и саморазвитии личности. Поле для реализации позитивно — девиантной личности является безграничным. В свою очередь, позитивно — девиантная личность — это совокупность характеристик, которые несут под собой творческий потенциал в своей сфере деятельности, самовоспитание, умение владеть культурой потребления информации, креативность мышления, высокая выносливость в работе, осознание своего «Я» на более качественном новом уровне и многое другое. Проявление творческого и креативного подхода в решение сложных задач и умение мыслить неординарно является очень важным и актуальным в современном обществе.

На сегодняшней день позитивные девиации — один из факторов развития общества, в них заключены начала искусства, техники, культуры, жизни социума и его взаимоотношений. В действительности без положительных проявлений девиантного (отклоняющегося) поведения структура общества может прийти в упадок, так как гениальность некоторых личностей воспринимается как позитивная девиантность. Яркими примерами такой девиантности являются Сальвадор Дали, Сергей Есенин, Жан Поль, Альберт Эйнштейн. Стоит отметить, что гениальные люди как представители позитивной девиантности, не приспособлены к бытовому образу жизни. Они либо не имеют семьи, либо крайне капризны, либо позволяют себе нелепые выходки, либо не практичны в обыденных делах. Например, Альберт Эйнштейн — гениальный физик — теоретик, один из основателей современной физики, создатель частной и общей теории относительности и многое другое. В жизни же неприспособлен в быту и крайне отстранен от реальной действительности.

«Позитивные девиации также являются неотъемлемой частью человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступая тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. Понимание значимости позитивных девиаций для общественного прогресса подчеркивает необходимость всестороннего изучения особенностей и специфики столь интересного явления» [5, С.5].

Многие ученые утверждают, что проявления девиантного поведения ведут к противоречию в развитии социальных структур общества, но и в тоже время подкрепляют прогрессивные течения общества. Бесспорно, такие характеристики личности, как искренность, огромное трудолюбие, правдивость в общении с людьми, принадлежат положительным девиациям, а поведение, которое выходит за границу разума и даже закона, являются проявлением отрицательных девиаций.

Социальные отклонения в обществе имеют парадоксальный характер. С одной стороны, вносят опасность в стабильность общества, с другой стороны — сохраняют эту стабильность. Каждый член общества должен знать, какое поведение он может ожидать от взаимодействия с окружающими его людьми, какое поведение окружающие люди ждут от него самого, какими социальными нормами должны руководствоваться его дети. Девиантное поведение разрушает эту систему. Когда в обществе наблюдаются постоянные социальные отклонения, то происходит дезорганизация культуры общества и нарушение социального порядка. Вследствие этого, нравственные нормы не контролируют поведения всех членов общества, важнейшие ценности не воспринимаются обществом, люди теряют чувство безопасности, появляется неуверенность в своих действиях и силах. Поэтому общество будет работать продуктивно только тогда, когда большая часть населения будет признавать сложившиеся нормы и поступать согласно ожиданиям других индивидов.

С другой стороны, девиантное поведение — одно из средств адаптации культуры к социальным изменениям общества. Никакое современное общество длительное время не будет статичным. Сообщества должны менять образец своего поведения из — за перемен в окружающей среде. Резкое повышение рождаемости, инновации, открытия в науки, изменения в физическом плане — все это приводит к необходимости признания новых социальных норм и привыкание к ним всех членов общества. Новые социальные нормы возникают и функционируют вследствие обыденного поведения людей и постоянного столкновения внешних обстоятельств. Отклонения от прежних, привычных норм поведения незначительного числа индивидов приводит к созданию новой, нормативной формы поведения. С течением времени отклоняющиеся поведение, которое содержит в себе уже новые, нормативные нормы, попадает в сознание индивидов. И тогда, когда членами общества усвоено поведение, которое включает в себя уже новые социальные нормы, оно перестает быть девиантным (отклоняющимся).

«Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников)» [1]. Очень важно не утратить с течением времени ту границу, которая отделяет действительно положительные девиации от девиаций как форму поведения индивида, стоящую за чертой нормального функционирования общества.

Следует подчеркнуть, что положительные девиации личности, требуют большого научного понимания, так как личность склонна поступать «как все», сопоставлять себя с общепринятыми стандартами, поскольку она заинтересована в социально — желательной оценки своего поведения.

Позитивные девиации личности стоит воспринимать как социально — духовное явление. Особое внимание представляет исследования проявления позитивных девиаций в сферах науки и искусства. Основные сферы общества нуждаются в тех людях, которые способны к творческому решению задач, а от отрицательного проявления девиаций нужно постепенно избавляться.

Таким образом, проблема девиантного поведения в настоящее время очень важна и актуальна. Особое внимание уделяется положительным проявлениям девиантности. Положительные девиации способны быть примером группового согласия, выступать ускорителем социальных изменений общества, т. е. любые нарушения социальных норм и правил поведения девиантами, являются сигналом обществу о том, что социальные структуры общества функционируют ненормально, т. е. неправильно. В результате складывается необходимость внесения поправок, т. е. изменений в социальные структуры общества. Отклоняющееся от общепринятых социальных норм и правил поведения незначительного числа населения способны внедриться в сознание всей общественной жизни, что говорит о начале создания новых социальных норм, установок и образцов поведения, тем самым преодолевая устаревшие традиции.

В будущем на основе того, что теоретическая часть такой проблемы — позитивные девиации личности как фактор развития общества, изучена довольно глубоко, нужно провести экспериментальное исследование. Это поможет доказать, что в нашем современном обществе действительно имеют место быть положительные девиации, поскольку именно они выступают как фактор развития общества, помогают совершенствовать социальные структуры общества в прогрессивную сторону. Позитивные девиации — это начало чего — то нового, уникального и необыкновенного. Это умение человека приносит в общество новые, необыкновенные идеи, выбирать нестандартные решения, отходить от традиционных образцов поведения.

Положительные девиации личности играют большую роль в развитии социальных структур общества. Они выступают как фактор развития общества, поскольку именно они приносят в социум новые, оригинальные идеи, которые необходимы для успешного функционирования социальных структур общества.

  1. Гилинский Я. И. Социальное насилие. Монография. СПб: Алеф-Пресс, 2013. 184 с.
  2. Змановская Е. В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
  3. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001.- с.
  4. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
  5. Сминщикова Э. В. Позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме: Дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2012.