Перцептивная структура это

Структура общения



Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Оглавление:

Коммуникативная сторона общения

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).



Средства коммуникации

Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал



КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения) , отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)



2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

- коммуникативные (заменяющие речь)

- описательные (их смысл понятен только при словах)

- жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.



Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.



- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

- Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Интерактивная сторона общения

Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой.

Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

Перцептивная сторона общения

Процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Структура общения. Перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения

Главная > Реферат >Психология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСТАНСКО-АМЕРИКАНСКИЙ СВОБОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра иностранных языков

«Структура общения. Перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения»

ВЫПОЛНИЛ: Коротков М.Г.



Студент 1 курса,

Группа: иностранный язык

ПРОВЕРИЛА: Фёдорова И.А.

Общение: структура, функции, основные понятия…………………5

Коммуникативная сторона общения………………………………. 7



Перцептивная сторона общения……………………………………. 8

Интерактивная сторона общения……………………………………11

II. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии………………………………………………………………………15

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения», «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.



За последниелет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

I. Структура общения.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:



Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.



1.1 Общение: структура, функции, основные понятия

Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — коммуникативная, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации.

Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами.



Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

В процессе общения как взаимодействии индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.



Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

1.2 Коммуникативная сторона общения.

Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных действий (невербально).

К вербальным средствам коммуникации относится речь – устная и письменная в ее смысловом значении. Существуют мнения, что интонации голоса, темп речи и другие сопутствующие проявления также относятся к категории вербальных. Однако если учесть, что подобные особенности могут не только дополнять, но и полностью отменять прямой смысл сказанного, мы считаем невербальными средствами все, не являющиеся, собственно, словами.

Таким образом, к невербальным средствам коммуникации относятся все остальные средства передачи информации:



околоречевые средства (интонации, громкость, темп, ритм речи, тембр голоса, дикция, звуки, сопутствующие речи – «э-э-э», «хм-м», покашливание и др.);

кинесические средства (мимика, жесты, позы тела, походка, прикосновения к партнеру и пр.);

дистанции (зоны) общения (расстояние между партнерами);

организация пространства (расположение партнеров друг относительно друга);

место общения (территория, на которой происходит общение);

время общения (не только время суток, но и момент психологического или физиологического состояния партнера);



запахи (парфюмерии, используемой партнерами, индивидуальные запахи, улавливаемые на бессознательном уровне, запахи окружающей среды, влияющие на эмоции человека);

стиль партнеров (одежда, прическа, аксессуары и пр.).

К невербальным средствам относятся все остальные неречевые средства передачи информации.

В процессе коммуникации происходит «расшифровка» вербальных и невербальных сигналов. По мнению психологов, человек осознает только около 10% информации, которой владеет его мозг, а значит, расшифровка и анализ информации происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном. Соответственно, реакция на полученное сообщение нами часто не осознается.

1.3 Перцептивная сторона общения.

Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.



Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. В ходе познания одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, построение стратегии изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. Таким образом, от меры точности "расшифровки" и понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит и успех организации с ним согласованных действий. Многим требуется время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других людей, может значительно отличаться от ожидаемого ими.

Очень часто восприятие человека человеком обозначают термином "социальная перцепция", введенным Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого "нового взгляда" (New Look) на восприятие. Позднее за этим термином закрепилось понимание процесса восприятия всех "социальных объектов" (другие люди, социальные группы и большие социальные общности), т.е. более широко, чем просто восприятие человеком человека. При рассмотрении общения целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Более того, само употребление термина "восприятие" также является не совсем точным, так как речь идет о познании человека человеком в целом, включая и когнитивные процессы.

Идентификация — уподобление себя партнеру по общению, является одним из самых простых способов понимания другого человека. Здесь предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попытки поставить себя на его место. Психоаналитики в этих процессах усматривают влияние переноса.

Эмпатия — другое, близкое по содержанию к идентификации, явление, понимаемое как "вчувствование", умение распознавать эмоции окружающих, откликаться на них. Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально его понять и эмоционально откликнуться на его переживания. Это вовсе не означает, что человек тем самым полностью одобряет линию поведения партнера и ее поддерживает. Он ее понимает и принимает, но свое поведение может строить иначе.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТРУКТУРА

Толковый словарь по психологии . 2013 .



Смотреть что такое "ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТРУКТУРА" в других словарях:

структура общения — общение: структура с позиций психологии социальной выделяются такие стороны общения: 1) сторона коммуникативная выражается в обмене информацией, ее понимании; в ходе общения адресант и адресат должны использовать одну и ту же знаковую… … Большая психологическая энциклопедия

Структура Интеллекта По Торренсу — Структура интеллекта по Э.П. Торренсу (от лат. structura взаиморасположение и intellectus ум) модель интеллекта . Выделяется такие элементы, как вербальное понимание, пространственные представления, индуктивные рассуждения, счетная способность,… … Психологический словарь

структура интеллекта по Торренсу — Этимология. Происходит от лат. structura взаиморасположение и intellectus ум. Автор. Э.П.Торренс. Категория. Модель интеллекта. Специфика. Выделяется такие элементы, как вербальное понимание, пространственные представления, индуктивные… … Большая психологическая энциклопедия

Структура личности — (лат. – строение) – основные составляющие проявления личности как целостной индивидуальной системы. Эта структура многомерна (стратометрична). Личность можно представить как единство духовного, душевного и телесного в человеке при ведущей и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

общение: структура — с позиций психологии социальной выделяются такие стороны общения: 1) сторона коммуникативная выражается в обмене информацией, ее понимании; в ходе общения адресант и адресат должны использовать одну и ту же знаковую систему; общающиеся влияют… … Большая психологическая энциклопедия



ОБРАЗ — форма отражения и освоения человеком объектов мира. В современной философии О. понимается не только как продукт сознания, но и как то, что формируется в социальности в виде знака, или даже, выходя за границы поля сознания в форме симулякр,… … Современный философский словарь

Адлерианская психотерапия (adlerian psychotherapy) — Основы А. п. были разработаны А. Адлером еще в то время, когда он входил в состав группы З. Фрейда. После отделения от кружка Фрейда в 1911 г. Адлер быстро расширил осн. положения своей теории и продолжал развивать ее вплоть до своей смерти в… … Психологическая энциклопедия

Восприятие (перцепция) (perception) — Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к рым это совершается. Классическая теория Представление о том, что все наши… … Психологическая энциклопедия

Л е к ц и я 5. Интерактивная и перцептивная стороны общения

Перцептивная сторона общения и ее структура.

Структурные компоненты интерактивной стороны общения.



Факторы, влияющие на формирование первого впечатления.

Б о р о з д и н а, Г. В. Основы психологии и педагогики / Г. В. Бороздина. – Минск: «Издательство Гревцова», 2009.

Л е о н т ь е в, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003.

Н а р т о в а - Б о ч а в е р, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Ч у ф а р о в с к и й, Ю. В. Психология общения в становлении и формировании личности / Ю. В.Чуфаровский. – М.: Изд-во МЗ-Пресс, 2002.

5.1. Перцептивная сторона общения и ее структура

Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. В ходе познания одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, построение стратегии изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. Таким образом, от меры точности «расшифровки» и понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит и успех организации с ним согласованных действий. Многим требуется время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других людей, может значительно отличаться от ожидаемого ими.

Очень часто восприятие человека человеком обозначают термином «социальная перцепция», введенным Дж. Брунером. Позднее за этим термином закрепилось понимание процесса восприятия всех «социальных объектов» (другие люди, социальные группы и большие социальные общности), т. е. более широко, чем просто восприятие человеком человека.

Психологические механизмы социальной перцепции:

Идентификация – уподобление себя партнеру по общению, является одним из самых простых способов понимания другого человека. Здесь предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия – «вчувствование», умение распознавать эмоции окружающих, откликаться на них. Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально его понять и эмоционально откликнуться на его переживания.

Рефлексия – определяется в процессах общения как знание и понимание того, как другой человек знает и понимает меня самого. В общении это выглядит как своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, последовательное взаимоотражение. Именно от этого зависит подлинное взаимопонимание, личностное развитие. Личность становится для себя тем, что она есть, через то, что она представляет собой для других.

Эффекты межличностного восприятия зависят от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации поведения, причин его. В обыденной жизни люди обычно мало знают о действительных причинах поведения другого. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения, которых в действительности нет. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения с каким-то имевшим место в прошлом опыте образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Так или иначе возникает целая система способов такого приписывания – каузальная атрибуция. Значительна при этом роль «первого впечатления», предубеждений и установок. Наиболее изученными механизмами «приписывания» являются эффекты «ореола» («галоэффект»), «первичности и новизны», а также «стереотипизации».

Эффект ореола. Происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще неизвестных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Эффекты «первичности» и «новизны» зависят от порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При восприятии незнакомых людей преобладающей является самая первая известная информация о нем. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация о нем оказывается наиболее значимой.

Стереотипизация – это сложившийся некоторый устойчивый образ события, явления или человека, которым мы пользуемся как своеобразным «сокращением» при взаимодействии. В более широком плане и все описанные выше эффекты можно рассмотреть как проявления стереотипизации. В житейском плане это всевозможные предубеждения и предвзятости. Антропологические стереотипы – стереотипы внешности. Социальные стереотипы – профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности. Эмоционально эстетические стереотипы суждения о психологических качествах даются на основе физиологической привлекательности.

Эффект проецирования – проявляется в склонности людей приписывать другим свои собственные установки, эмоции, мнения, иначе говоря, судить их по себе. И если кто-то считает, что все вокруг скупые, упрямые или нечестные, стоит задуматься – почему он так думает?

Казуальная атрибуция – предписывание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека, руководствуясь своими наблюдениями.

Учитывая эти феномены и значимость перцептивного аспекта общения, надо быть внимательными и к себе, и к окружающим. Ведь для успешного установления контакта с другими людьми важно не ошибиться в своих оценках. Изменять их, если изменяется поведение партнера, и меняться самому, если теряется взаимопонимание.

Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название «аттракция». Буквально аттракция – привлечение, но здесь не просто привлечение, а процесс формирования привлекательности какого-то человека и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения к нему. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Социальные психологи выделили факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей:

1. Наличие заранее заданных установок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз увидели его.

3. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ строго определенные личностные качества, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

4. Отсутствие желания и привычкиприслушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке.

5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках человека, происходящих со временем по естественным причинам. Однажды высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Половые различия в общении. Общение между мужчинами больше подчинено статусной иерархии, чем общение между женщинами. При этом люди с меньшими статусом выигрывают больше от использования социально приемлемых видов поведения, чем люди с высоким статусом. Общаясь между собой, мужчины и женщины демонстрируют в большей степени мужское, чем женское поведение: больше говорят по делу, чаще не соглашаются друг с другом. Различия в стереотипном поведении больше при общении с коммуникантом своего пола. Мужчины выражают больше несогласия при общении с мужчинами. Женщины общаются с женщинами в более драматическом ключе, чем с мужчинами. Коммуниканты обоего пола более убедительны в общении с женщинами, чем с мужчинами.

перцептивная структура

Russian-english psychology dictionary . 2013 .

Look at other dictionaries:

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТРУКТУРА — Свободное значение – общая когнитивно перцептивная организация сложного стимула. См. гештальт и связанные с ним статьи … Толковый словарь по психологии

структура общения — общение: структура с позиций психологии социальной выделяются такие стороны общения: 1) сторона коммуникативная выражается в обмене информацией, ее понимании; в ходе общения адресант и адресат должны использовать одну и ту же знаковую… … Большая психологическая энциклопедия

Структура Интеллекта По Торренсу — Структура интеллекта по Э.П. Торренсу (от лат. structura взаиморасположение и intellectus ум) модель интеллекта . Выделяется такие элементы, как вербальное понимание, пространственные представления, индуктивные рассуждения, счетная способность,… … Психологический словарь

структура интеллекта по Торренсу — Этимология. Происходит от лат. structura взаиморасположение и intellectus ум. Автор. Э.П.Торренс. Категория. Модель интеллекта. Специфика. Выделяется такие элементы, как вербальное понимание, пространственные представления, индуктивные… … Большая психологическая энциклопедия

Структура личности — (лат. – строение) – основные составляющие проявления личности как целостной индивидуальной системы. Эта структура многомерна (стратометрична). Личность можно представить как единство духовного, душевного и телесного в человеке при ведущей и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

общение: структура — с позиций психологии социальной выделяются такие стороны общения: 1) сторона коммуникативная выражается в обмене информацией, ее понимании; в ходе общения адресант и адресат должны использовать одну и ту же знаковую систему; общающиеся влияют… … Большая психологическая энциклопедия

ОБРАЗ — форма отражения и освоения человеком объектов мира. В современной философии О. понимается не только как продукт сознания, но и как то, что формируется в социальности в виде знака, или даже, выходя за границы поля сознания в форме симулякр,… … Современный философский словарь

Адлерианская психотерапия (adlerian psychotherapy) — Основы А. п. были разработаны А. Адлером еще в то время, когда он входил в состав группы З. Фрейда. После отделения от кружка Фрейда в 1911 г. Адлер быстро расширил осн. положения своей теории и продолжал развивать ее вплоть до своей смерти в… … Психологическая энциклопедия

Восприятие (перцепция) (perception) — Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к рым это совершается. Классическая теория Представление о том, что все наши… … Психологическая энциклопедия

Перцептивный

Перцептивный (лат. percipere – воспринимать). Относящийся к перцепции, то есть процессу отражения событий, предметов, явлений. В рамках психологии как науки термин «перцептивный» чаще всего используется для определения сенсорно-перцептивных процессов – тех, которые обеспечивают связь внутреннего и внешнего мира через работу органов чувств.

Изучению этих процессов всегда уделялось внимание, особенно в контексте неразрешенного вопроса о том, стоит ли рассматривать перцептивные (восприятие) и сенсорные (чувства) процессы как самостоятельные или составляющие единое целое. Однако с развитием теории творческого мышления как главного фактора в психологии познавательных процессов к ним стали относиться как к низшей ступени, и интерес к ним постепенно снизился.

Новый этап изучения сенсорно-перцептивных процессов пришелся на век научно-технического прогресса – в основном благодаря развитию техники, которая позволила произвести качественный сдвиг в обработке результатов исследований. В настоящее время по-прежнему не существует единого мнения относительно подхода к изучению сенсорно-перцептивных процессов, однако общая динамика развивается в пользу рассмотрения сенсорных и перцептивных процессов как отдельных элементов, образующих вместе с этапом информационного поиска единую функционирующую структуру.

Пример этого взаимодействия можно наблюдать в процессе коммуникации: на сенсорном уровне происходит акустический анализ и выделение звуков в составе слова. Само слово узнается на перцептивном уровне восприятия. Далее на смысловом уровне определяется сначала смысл слова, затем предложения и в итоге приходит понимание смысла всего сообщения, которое субъект получил в процессе общения.

Перцептивная сторона общения и ее структура

Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. В ходе познания одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, построение стратегии изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. Таким образом, от меры точности «расшифровки» и понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит и успех организации с ним согласованных действий. Многим требуется время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других людей, может значительно отличаться от ожидаемого ими.

Очень часто восприятие человека человеком обозначают термином «социальная перцепция», введенным Дж. Брунером. Позднее за этим термином закрепилось понимание процесса восприятия всех «социальных объектов» (другие люди, социальные группы и большие социальные общности), т. е. более широко, чем просто восприятие человеком человека.

Психологические механизмы социальной перцепции:

Идентификация – уподобление себя партнеру по общению, является одним из самых простых способов понимания другого человека. Здесь предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия – «вчувствование», умение распознавать эмоции окружающих, откликаться на них. Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально его понять и эмоционально откликнуться на его переживания.

Рефлексия – определяется в процессах общения как знание и понимание того, как другой человек знает и понимает меня самого. В общении это выглядит как своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, последовательное взаимоотражение. Именно от этого зависит подлинное взаимопонимание, личностное развитие. Личность становится для себя тем, что она есть, через то, что она представляет собой для других.

Эффекты межличностного восприятиязависят от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации поведения, причин его. В обыденной жизни люди обычно мало знают о действительных причинах поведения другого. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения, которых в действительности нет. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения с каким-то имевшим место в прошлом опыте образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Так или иначе возникает целая система способов такого приписывания – каузальная атрибуция. Значительна при этом роль «первого впечатления», предубеждений и установок. Наиболее изученными механизмами «приписывания» являются эффекты «ореола» («галоэффект»), «первичности и новизны», а также «стереотипизации».

Эффект ореола. Происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще неизвестных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Эффекты «первичности» и «новизны» зависят от порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При восприятии незнакомых людей преобладающей является самая первая известная информация о нем. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация о нем оказывается наиболее значимой.

Стереотипизация – это сложившийся некоторый устойчивый образ события, явления или человека, которым мы пользуемся как своеобразным «сокращением» при взаимодействии. В более широком плане и все описанные выше эффекты можно рассмотреть как проявления стереотипизации. В житейском плане это всевозможные предубеждения и предвзятости. Антропологические стереотипы – стереотипы внешности. Социальные стереотипы – профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности. Эмоционально эстетические стереотипы суждения о психологических качествах даются на основе физиологической привлекательности.

Эффект проецирования –проявляется в склонности людей приписывать другим свои собственные установки, эмоции, мнения, иначе говоря, судить их по себе. И если кто-то считает, что все вокруг скупые, упрямые или нечестные, стоит задуматься – почему он так думает?

Казуальная атрибуция – предписывание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека, руководствуясь своими наблюдениями.

Учитывая эти феномены и значимость перцептивного аспекта общения, надо быть внимательными и к себе, и к окружающим. Ведь для успешного установления контакта с другими людьми важно не ошибиться в своих оценках. Изменять их, если изменяется поведение партнера, и меняться самому, если теряется взаимопонимание.

Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название «аттракция». Буквально аттракция – привлечение, но здесь не просто привлечение, а процесс формирования привлекательности какого-то человека и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения к нему. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Социальные психологи выделили факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей:

1. Наличие заранее заданных установок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз увидели его.

3. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ строго определенные личностные качества, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

4. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке.

5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках человека, происходящих со временем по естественным причинам. Однажды высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Половые различия в общении. Общение между мужчинами больше подчинено статусной иерархии, чем общение между женщинами. При этом люди с меньшими статусом выигрывают больше от использования социально приемлемых видов поведения, чем люди с высоким статусом. Общаясь между собой, мужчины и женщины демонстрируют в большей степени мужское, чем женское поведение: больше говорят по делу, чаще не соглашаются друг с другом. Различия в стереотипном поведении больше при общении с коммуникантом своего пола. Мужчины выражают больше несогласия при общении с мужчинами. Женщины общаются с женщинами в более драматическом ключе, чем с мужчинами. Коммуниканты обоего пола более убедительны в общении с женщинами, чем с мужчинами.

Перцептивная функция общения

Перцепция (от лат. perceptio — психологическое восприятие) — процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии.

Дж. Брунер провел серию экспериментов и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. При оценке самого себя и других людей обычно рассматриваются их социальный статус, роль и влияние в обществе.

Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. (Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали монетки как большие, чем их реальные размеры, а дети из богатых семей — наоборот, как меньшие.)

Перцептивная функция общения в совместной педагогической деятельности' направлена на решение следующих задач: ' формирование содержания межличностного восприятия; содействие установлению взаимопонимания; обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Представляется, что перцептивная функция выступает в роли регулятора общения прежде всего постольку, поскольку она оказывается носителем своеобразной перцептивно-диагностической функции.

Выбор человеком той или иной линии поведения в каждой конкретной ситуации предполагает восприятие-оценку основных ее элементов, а именно: партнеров по взаимодействию; самого себя; ситуативного контекста в целом.

Это диагностирование наличествующей ситуации («здесь и сейчас») в виде оценки ее основных элементов образует наиболее существенный результат социальной перцепции с точки зрения вклада последней в развитие общения. Социологическими исследованиями установлено, что восприятие социальных объектов обладает определенной спецификой: воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону; внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего на смысловых и оценочных (в том числе причинных) интерпретациях объекта; существует большая зависимость восприятия от мотивационно-смысловой деятельности человека и связь ее с аффектами.

Межличностная перцепция есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга. Деловое общение на практике определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии, под которым в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Перцептивные умения и навыки проявляются, как правило, в умении понимать настроение партнера по его вербальному (словесному) и невербальному поведению. Восприятие другого человека может быть адекватным (т.е. соответствующим действительности) и (или) искаженным из-за приписывания личности некоторых свойств. Зачастую такое отражение оказывается неадекватным из-за индивидуальных особенностей человека и отсутствия у него навыков общения и умений «читать» характер или намерения партнера по элементам физиогномики или невербальным сигналам.

Такого рода оценка обычно строится на определенной информации об элементах ситуации общения, которую ее участники получают либо заранее, либо непосредственно в процессе общения.

Один из крупнейших разработчиков теоретических проблем перцептивной коммуникации А. А. Бодалев выделяет три ее типа: общеосведомительная информация. Она о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, накапливается и сохраняется длительное время, используется при общей оценке актуальных и потенциальных возможностей этого человека; конкретная и ограниченная осведомительная информация говорит лишь о готовности другого человека к деятельности определенной сложности и длительности и о характерном для него поведении в условиях этой деятельности; текущая оперативно-регулятивная информация о поведении, состоянии и возможностях человека получается при взаимодействии с ним в данный момент в конкретных условиях и используется при совместном решении задачи.

В профессиональном общении преподаватель общается с самыми разными людьми, в том числе и с теми, с кем встречается впервые, например с родителями учеников. Исследования свидетельствуют, что в основе восприятия не знакомых ранее людей и тех, с кем уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — с помощью механизмов межличностного общения.

На первое впечатление, которое складывается о человеке, несомненно, влияет фактор новизны. Считается, что мнение о новом человеке (идентификация) складывается в течение 4 с — 1 мин. В природе человека заложена внутренняя потребность быстро оценить новый объект, чтобы адекватно реагировать, например, на возможные угрозы или отчуждение. Поэтому мозг торопится отнести новую личность к тому или иному уже известному типу. По сути происходит стереотипизация, что явствует из самого этого слова (гр. stereos — твердый + tupos — отпечаток, т.е. повторяющийся без изменений, шаблонный).

В ходе одного из экспериментов психологи приготовили фотографии трех групп людей, чьи лица группа экспертов оценила как красивые, обыкновенные и некрасивые. Затем участников эксперимента (мужчин и женщин в возрасте от 18 до 24 лет) спросили: «Что вы можете сказать о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографии людей?». «Красивых» людей и мужчины, и женщины описали как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, более интеллектуальных, чем «некрасивых» и даже тех, что вошли в категорию «обыкновенных». Кроме того, испытуемые мужчины нашли красивых женщин более заботливыми и внимательными. Таким образом, и здесь сказался фактор привлекательности.

Социальный стереотип — это устойчивое представление о каких-либо личностях или явлениях, свойственное представителям той или иной группы. Происходит быстрая ориентировка, точнее всего определяются признаки социального статуса, остальные черты и параметры попросту достраиваются по определенным, заранее известным схемам. Эталоны и стереотипы человек усваивает с детства, на их основе формируется система ценностей, отражающаяся в установках, поведении и отношениях.

Существуют профессиональные стереотипы (белый воротничок — менеджер, белый халат — врач), физиогномические, этнические и др. Их отличают экономия мышления (не надо думать), защита (оправдание собственного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций (нападение), способ выхода группового напряжения.

Увидев впервые новый объект, мы сознательно или бессознательно определяем его категориями «нравится», «безразличен», «не нравится» (как бы соотнося с некоей шкалой «ненависть — любовь» (схема 3).

На основе таких оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии, порой даже

А — ненависть; В — антипатия; С — неприязнь; D — дружественные, партнерские отношения; Е — симпатия; F — любовь

любви к нему. В первые две недели отношения уточняются, люди присматриваются друг к другу, и уже в дальнейшем на характеристики, которые мы даем человеку, начинают влиять реальные взаимоотношения, складывающиеся между людьми, они-то и влияют на понимание и оценку друг друга.

Поскольку мы судим о другом человеке с первого взгляда, хорошо бы создать благоприятное первое впечатление и о себе самом. Это в последующих контактах в большинстве случаев люди «играют» необходимые роли, надевают «маски» в соответствии с ситуацией, демонстрируют свой имидж (от англ, image — образ).

Вызывая у других определенное представление о себе, человек творит образ, который можно назвать индивидуальным имиджем. В любом обществе существует совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии — учитель, бизнесмен, топ-менеджер, политик и т.п. В таких случаях речь идет уже о социальном и профессиональном имидже. Верно найденный имидж — одно из слагаемых успеха в деловом общении. Исходить при его формировании следует из тех требований, которые предъявляются человеку в организации, в обществе, но ориентироваться при этом на свою индивидуальность. Поскольку нашей памяти свойственно удерживать информацию в той же ячейке, куда она попала первоначально, постольку позитивный имидж так необходим для создания первого приятного впечатления.

В то же время известно, что порой оно бывает обманчивым. Психологи считают это следствием ошибок восприятия. Отметим некоторые из них. '

В основе предрассудков лежит предубеждение, т. е. необоснованное негативное представление о других людях. По своей природе предрассудки распространены и устойчивы. В их основе могут лежать чувства тревоги, угрозы безопасности. Чем более личность незаурядна, харизматична, самостоятельна в позициях и мнениях, тем менее она поддается бездумному принятию на веру предрассудков и стереотипов.

Эффект ореола проявляется в тенденции переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все другие его качества. Большинство людей также склонны переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них признаку, достоинству. В то же время, имея дело с личностью, которую он сам в чем-то превосходит, человек пытается недооценить ее, даже принизить ее возможности. При этом оказывается, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка или недооценка человека происходит по многим параметрам. Такую ошибку в психологии называют действием фактора превосходства.

Во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса. Л.Уилсон провел характерный эксперимент: в аудиторию заходил преподаватель с незнакомым для студентов мужчиной и сообщал, что проводится оценка их глазомера. Необходимо было «на глаз» оценить рост незнакомца и записать свою оценку на листочке. Затем Л.Уилсон представил этого человека: мистер Инглэнд, студент из Кембриджа. В другой группе эксперимент повторили в точности, но представили его как мистера Инглэнда, преподавателя из Кембриджа.

Психологические исследования свидетельствуют, что для определения параметра превосходства, для оценки статуса собеседника каждый из нас имеет как минимум два основных источника информации: внешний вид человека: его одежда, ее адекватность ситуации делового общения, имидж, эстетика и вкус; внешнее «оформление», включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, аксессуары, кейс, а в определенных случаях и машина, обстановка кабинета и т.п.; манера и стиль поведения человека — то, как он входит, садится, разговаривает, куда направлен его взгляд и как он смотрит, какие жесты, мимика, тембр и громкость голоса сопровождают его речь и пр.

Вместе с тем эти источники реально значимы лишь потому, что заложенная в них информация соответствует исторически сложившимся стереотипам. Как говорится, по одежке встречают, по уму провожают.

В Китае вплоть до XX в. самой распространенной одеждой был традиционный халат, причем женские от мужских отличались лишь деталями. Все ходили в халатах, и социальное положение владельцев халатов определялось лишь их фасоном и цветом. Так, халат хань желтого цвета мог носить только император, коричневый и белый — престарелые сановники, красного и синего цвета — герои. Студенты носили голубые халаты, крестьяне — белые, бедняки — черные. Даже застежка говорила о социальном положении: чем оно было выше, тем сложнее делались петли. Таким образом, задача распознавания статуса в то время была довольно простой.

Ошибочной иногда бывает оценка того человека, который нам нравится внешне; как правило, его считают более хорошим, умным, интересным. Зачастую в практике общения люди неправильно оценивают тех людей, кто к ним относится плохо, т. е. здесь проявляется фактор «отношение к нам». Те, кто кого-то высоко ценит и хорошо к нему относится, обычно кажутся этому человеку лучше тех, кто относится к нему не лучшим образом.

Американские психологи Р. Низбет и Т. Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими — отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию, после чего студентов просили дать оценку преподавателя. Результаты получились достаточно убедительными. Оценки студентов, с которыми преподаватель вел себя доброжелательно, оказались значительно выше, чем оценки его же, но в роли «отстраненного». Получается, что позитивное отношение к нам способствует приписыванию положительных свойств и отбрасыванию отрицательных и, наоборот, негативное отношение порождает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные.

Проекция заключается в том, что больше всего мы не любим в других именно те качества и недостатки, которыми обладаем сами, поэтому и приписываем другим людям собственные качества и характеристики, нас не украшающие (все врут, пьют, берут взятки; любой бы на моем месте поступил так же и т.п.). Наши оценки и первые впечатления также могут искажаться сиюминутным эмоциональным состоянием.

Эффект снисходительности состоит в том, что мы оцениваем другого человека чаще положительно, чем негативно, и используем по отношению к нему позитивные характеристики, особенно если по отношению к нам человек неконкурентоспособен или вызывает чувство жалости неуверенностью в себе, закомплексованностью, ущербностью.

Близок к эффекту снисходительности эффект фаворитизма. Те, кто в группе чувствуют себя любимцами, фаворитами, чаще воспринимают новичков с чувством превосходства, глядя на них сверху вниз. Но и фаворитов порой также оценивают неадекватно, завышая возможности из-за их высокой уверенности в себе.

Для эффективного общения важно не только то, как мы воспринимаем других или как они воспринимают нас, но существенно и самовосприятие; основной источник — восприятие себя через соотнесение, идентификацию (от лат. identiflcare — отождествление) себя с другими.

Как известно, на важность этого источника самовосприятия указывал еще К. Маркс, который писал, в частности, что в некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родился без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку.

Такого рода процесс соотнесения себя с другими в случае установления идентичности в каких-то отношениях позволяет использовать другого в качестве некоторой модели самого себя, модели, удобной для анализа и наблюдения в силу ее внешней заданное™, объективности.

Так, на основе источников восприятия себя самого можно назвать источники восприятия другого: через соотнесение (идентификацию, различение) другого с собой; через то, как его воспринимают другие; через восприятие результатов его деятельности; через непосредственное восприятие внешнего облика другого; через экспликацию (истолкование, объяснение) им своих внутренних состояний.

Человек воспринимает мир с помощью пяти сенсорных каналов органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Все они работают 24 ч в сутки. Однако основной объем информации (около 90%) приходится на зрение, а около 10 % — на слух. Информации для человеческого разума непостижимо много, поэтому природа создала физические и психологические ограничения, которые и способствуют, и препятствуют точному восприятию мира.

Перцептивные умения и навыки проявляются также в умении диагностировать настроение и эмоциональное состояние партнера по общению. Механизм образования различных отношений, эмоциональное восприятие людьми друг друга характеризуются понятиями «аттракция», «эмпатия» и «рефлексия».

Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягательность) — это не только умение нравиться другим, но и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.

Межличностная аттракция — процесс предпочтения одних людей другими; взаимное притяжение между людьми, умение вызывать взаимную симпатию. Эта эмоциональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений. Шкала эмоциональной оценки охватывает весь диапазон от «люблю» до «ненавижу». Наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции оказывают внешние и внутренние факторы.

Измерение межличностной аттракции провел Дж. Морено с помощью социометрического теста. Человеку предлагают назвать тех людей, с кем он хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие, а также тех, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле. (Кого бы вы хотели иметь начальником? С кем вы не хотели бы провести отпуск?) Социограмма обобщает информацию о межличностных предпочтениях среди членов группы, а также выявляет коммуникационные связи между ними.

Внешние факторы аттракции включают:

потребность в аффилиации (от англ, affiliate — соединять, свя- ’зывать), которая подразумевает стремление людей к объединению, потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание'нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью;

фактор эмоционального состояния, который выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении;

пространственную близость, которая проявляется в том, что при прочих равных условиях чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что у людей, более тесно общающихся, общая информация, общие вопросы и проблемы, интерес во взаимопомощи.

Известен эксперимент, получивший название «компьютерные танцы» (1987 г.), в котором участвовали более 750 студентов-первокурсников. На дискотеке с помощью компьютера производилась случайная разбивка на пары, но при одном условии — танцевать вместе весь вечер (два с половиной часа!). В этом случае аттракция возрастала, о чем свидетельствовало последующее желание продолжать встречаться.

Внутренние факторы аттракции включают физическую привлекательность.

Для развития этого чувства имеют значение социальная и личностная характеристика человека, особенности ситуации, фактор сходства и различия участников общения. Нам нравятся красивые люди. Недаром французы говорят, что привлекательная внешность — залог жизненных успехов.

Немаловажную роль в возникновении влечения играет -физиологическое возбуждение. Об этом свидетельствует такое исследование. На высоте 70 м, над ущельем, по которому протекает быстрая горная река, прохожих останавливала девушка, просила принять участие в эксперименте и сообщала свой телефон. Люди, которые перешли ущелье по шаткому висячему мосту, испытывая страх и возбуждение, звонили чаще, чем те, кто воспользовался прочным бетонным мостом (Майерс, 1987).

Вместе с тем связь между физической привлекательностью и аттракцией неоднозначна. Психологические исследования показывают, что когда человек уверен в себе, он выбирает наиболее красивого, при отсутствии такой уверенности он ориентируется на средний или даже на низкий уровень физической привлекательности. Замечено также, что влияние внешней привлекательности обычно выше в начале знакомства и снижается по мере того, как становятся известны другие черты этого человека. Недаром сказано, что к красоте привыкают так же, как и к безобразию.

В другом варианте описанного выше исследования партнера для танцев предлагалось выбрать заранее по фотографии людей разной степени привлекательности. Выбор делался обычно в пользу «средней красоты». Доказано также, что люди с завышенной самооценкой испытывают большую симпатию к красивым, с заниженной самооценкой — большую симпатию к некрасивым (Майерс, 1987).

Итак, формирование коммуникативной компетентности преподавателей обязывает владеть всеми функциями делового общения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Такого рода информированность поможет любому специалисту использовать нужные психологические механизмы эффективного группового взаимодействия, обмена информацией и взаимопонимания, особенно на вербальном и невербальном уровнях.