Перцептивная функция учителя

Перцептивная функция общения



Реакцию людей на те или иные события нередко определяют не объективные условия, а то, как люди их воспринимают и хотят ли воспринимать вообще. В каждый момент времени человек может воспринимать лишь незначительную часть доступных ему сенсорных стимулов, интерпретируя их в соответствии со своими представлениями, ценностями и ожиданиями.

Оглавление:

Процесс восприятия друг друга партнерами по общению выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Перцептивная функция - это межличностное восприятие. Необходимо отметить, что восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» в традиционном общепсихологическом смысле является не совсем точным. К таким чертам относится восприятие не только внешних характеристик объекта, но и его поведенческих и психологических характеристик: целей, мотивов, мыслей, способностей, эмоций и т. д. Кажется, вполне оправданным в качестве синонима «восприятие другого человека» использовать выражение «познание другого человека»[462].

Специфика межличностного восприятия при коммуникации включает следующие моменты:

— сообщения воспринимаются и оцениваются в свете актуальных потребностей адресата;

— всегда неизбежно искажение смысла сообщения в силу различий в опыте адресанта и адресата;



— информация, не находящаяся в области опыта адресата, воспринимается медленнее, чем информация, ему знакомая;

— в незнакомой ситуации работники склонны ориентироваться на те решения, которые уже были ими опробованы в похожих ситуациях;

— решить проблему точности интерпретации сообщения с помощью одних лишь языковых средств невозможно.

Учет всех этих обстоятельств представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как составная часть процесса общения, как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, а также отношений близости, привязанности или дружбы. Таким образом, можно сказать, что восприятие адресата означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию его поступков на этой основе. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных[463].

Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения: познавая партнера, изменяется сам адресант, и успех согласованных действий зависит от меры точности «прочтения» другого человека.



В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько действий: и эмоциональная оценка этого человека, и попытка понять смысл его поступков, и основанное на этом формирование стратегии изменения его поведения, и, наконец, построение стратегии собственного поведения.

Однако в процесс коммуникации включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Поэтому при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только свои потребности, мотивы, установки другого, но и то, как адресат понимает потребности, мотивы, установки адресанта. Следовательно, осознание себя через партнера по коммуникации имеет две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя его характеристикам. Например, предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки представить его жизненную ситуацию и связанные с ней переживания. Идентификация — один из самых простых способов понимания другого человека.

Данное понятие тесно связано с другим — эмпатией, т. е. эмоциональным откликом на проблему собеседника, сопереживанием его жизненным обстоятельствам и внутреннему состоянию. Эмпатия является не столько рациональным осмыслением проблем другого человека (как в случае идентификации), сколько стремлением эмоционально откликнуться на его проблемы, «прочувствовать» их[464].

Взаимодействие также зависит и от такого сложного явления как рефлексия. Рефлексия — это осознание адресантом того, как он воспринимается партнером по общению. (Следует отличать психологический термин «рефлексия» от философского; в философии под рефлексией понимается познание субъектом самого себя). Это уже не только знание или понимание другого человека, но и глубокое, последовательное взаимоотражение и воспроизведение внутреннего мира партнеров по взаимодействию[465].



Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. В общении партнеры оценивают друг друга, пытаясь построить определенную систему интерпретации поведения другого, объяснить причины его поступков.

Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать (атрибутировать) друг другу как причины поведения, так и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать и механизм идентификации). Так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

При этом одни люди склонны в процессе межличностного общения и восприятия в большей мере фиксировать физические черты, и тогда «сфера» приписывания значительно сокращается, другие — воспринимают преимущественно психологические характеристики других людей, и в этом случае открывается особый «простор» для аттрибуции.

Людям свойственно считать, что плохой человек обладает плохими чертами, а хороший — хорошими. Поэтому и приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: «плохим» людям всегда приписываются «плохие» поступки, а «хорошим» — хорошие. При этом нередко приписывая «плохому» человеку отрицательные черты, сам адресант по контрасту явно или имплицитно представляет себя носителем самых положительных черт. Это демонстрирует крайнюю субъективность процесса атрибуции.

Любопытно, что при оценке причин успеха и неуспеха важную роль играет позиция участника общения — является ли он субъектом оцениваемой деятельности или ее наблюдателем. Субъект неудачной деятельности приписывает свою неудачу, как правило, объективным обстоятельствам, в то время как наблюдатель ответственность за неудачу относит на счет самого исполнителя.



Все эти наблюдения свидетельствуют о важной роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, которое нередко надолго определяет отношение к его личности и поведению. В одном из исследований двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но одной группе было сказано, что это фотография закоренелого преступника, а второй — известного ученого. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет. Портреты, составленные обеими группами, разительно отличались друг от друга. В одном случае глубоко посаженные глаза и выдающийся подбородок свидетельствовали о затаенной злобе и решимости идти в своих преступных намерениях до конца, в другом — о глубине мысли и силе воли в преодолении трудностей[466].

Не менее важную роль в процессе межличностного восприятия играют характеристики объекта восприятия, во многом определяя успех или неудачу межличностной перцепции. Индивидуальные особенности людей различны, в том числе и в плане большей или меньшей «раскрытости» для восприятия другими людьми. На уровне житейского опыта эти различия нашли отражение в расхожих поговорках типа: «он — себе на уме» и т. д.).

Перцептивная функция общения

Перцепция (от лат. perceptio — психологическое восприятие) — процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии.

Дж. Брунер провел серию экспериментов и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. При оценке самого себя и других людей обычно рассматриваются их социальный статус, роль и влияние в обществе.

Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. (Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали монетки как большие, чем их реальные размеры, а дети из богатых семей — наоборот, как меньшие.)

Перцептивная функция общения в совместной педагогической деятельности' направлена на решение следующих задач: ' формирование содержания межличностного восприятия; содействие установлению взаимопонимания; обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.



Представляется, что перцептивная функция выступает в роли регулятора общения прежде всего постольку, поскольку она оказывается носителем своеобразной перцептивно-диагностической функции.

Выбор человеком той или иной линии поведения в каждой конкретной ситуации предполагает восприятие-оценку основных ее элементов, а именно: партнеров по взаимодействию; самого себя; ситуативного контекста в целом.

Это диагностирование наличествующей ситуации («здесь и сейчас») в виде оценки ее основных элементов образует наиболее существенный результат социальной перцепции с точки зрения вклада последней в развитие общения. Социологическими исследованиями установлено, что восприятие социальных объектов обладает определенной спецификой: воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону; внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего на смысловых и оценочных (в том числе причинных) интерпретациях объекта; существует большая зависимость восприятия от мотивационно-смысловой деятельности человека и связь ее с аффектами.

Межличностная перцепция есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга. Деловое общение на практике определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии, под которым в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Перцептивные умения и навыки проявляются, как правило, в умении понимать настроение партнера по его вербальному (словесному) и невербальному поведению. Восприятие другого человека может быть адекватным (т.е. соответствующим действительности) и (или) искаженным из-за приписывания личности некоторых свойств. Зачастую такое отражение оказывается неадекватным из-за индивидуальных особенностей человека и отсутствия у него навыков общения и умений «читать» характер или намерения партнера по элементам физиогномики или невербальным сигналам.

Такого рода оценка обычно строится на определенной информации об элементах ситуации общения, которую ее участники получают либо заранее, либо непосредственно в процессе общения.

Один из крупнейших разработчиков теоретических проблем перцептивной коммуникации А. А. Бодалев выделяет три ее типа: общеосведомительная информация. Она о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, накапливается и сохраняется длительное время, используется при общей оценке актуальных и потенциальных возможностей этого человека; конкретная и ограниченная осведомительная информация говорит лишь о готовности другого человека к деятельности определенной сложности и длительности и о характерном для него поведении в условиях этой деятельности; текущая оперативно-регулятивная информация о поведении, состоянии и возможностях человека получается при взаимодействии с ним в данный момент в конкретных условиях и используется при совместном решении задачи.

В профессиональном общении преподаватель общается с самыми разными людьми, в том числе и с теми, с кем встречается впервые, например с родителями учеников. Исследования свидетельствуют, что в основе восприятия не знакомых ранее людей и тех, с кем уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — с помощью механизмов межличностного общения.

На первое впечатление, которое складывается о человеке, несомненно, влияет фактор новизны. Считается, что мнение о новом человеке (идентификация) складывается в течение 4 с — 1 мин. В природе человека заложена внутренняя потребность быстро оценить новый объект, чтобы адекватно реагировать, например, на возможные угрозы или отчуждение. Поэтому мозг торопится отнести новую личность к тому или иному уже известному типу. По сути происходит стереотипизация, что явствует из самого этого слова (гр. stereos — твердый + tupos — отпечаток, т.е. повторяющийся без изменений, шаблонный).

В ходе одного из экспериментов психологи приготовили фотографии трех групп людей, чьи лица группа экспертов оценила как красивые, обыкновенные и некрасивые. Затем участников эксперимента (мужчин и женщин в возрасте от 18 до 24 лет) спросили: «Что вы можете сказать о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографии людей?». «Красивых» людей и мужчины, и женщины описали как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, более интеллектуальных, чем «некрасивых» и даже тех, что вошли в категорию «обыкновенных». Кроме того, испытуемые мужчины нашли красивых женщин более заботливыми и внимательными. Таким образом, и здесь сказался фактор привлекательности.



Социальный стереотип — это устойчивое представление о каких-либо личностях или явлениях, свойственное представителям той или иной группы. Происходит быстрая ориентировка, точнее всего определяются признаки социального статуса, остальные черты и параметры попросту достраиваются по определенным, заранее известным схемам. Эталоны и стереотипы человек усваивает с детства, на их основе формируется система ценностей, отражающаяся в установках, поведении и отношениях.

Существуют профессиональные стереотипы (белый воротничок — менеджер, белый халат — врач), физиогномические, этнические и др. Их отличают экономия мышления (не надо думать), защита (оправдание собственного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций (нападение), способ выхода группового напряжения.

Увидев впервые новый объект, мы сознательно или бессознательно определяем его категориями «нравится», «безразличен», «не нравится» (как бы соотнося с некоей шкалой «ненависть — любовь» (схема 3).

На основе таких оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии, порой даже

А — ненависть; В — антипатия; С — неприязнь; D — дружественные, партнерские отношения; Е — симпатия; F — любовь

любви к нему. В первые две недели отношения уточняются, люди присматриваются друг к другу, и уже в дальнейшем на характеристики, которые мы даем человеку, начинают влиять реальные взаимоотношения, складывающиеся между людьми, они-то и влияют на понимание и оценку друг друга.



Поскольку мы судим о другом человеке с первого взгляда, хорошо бы создать благоприятное первое впечатление и о себе самом. Это в последующих контактах в большинстве случаев люди «играют» необходимые роли, надевают «маски» в соответствии с ситуацией, демонстрируют свой имидж (от англ, image — образ).

Вызывая у других определенное представление о себе, человек творит образ, который можно назвать индивидуальным имиджем. В любом обществе существует совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии — учитель, бизнесмен, топ-менеджер, политик и т.п. В таких случаях речь идет уже о социальном и профессиональном имидже. Верно найденный имидж — одно из слагаемых успеха в деловом общении. Исходить при его формировании следует из тех требований, которые предъявляются человеку в организации, в обществе, но ориентироваться при этом на свою индивидуальность. Поскольку нашей памяти свойственно удерживать информацию в той же ячейке, куда она попала первоначально, постольку позитивный имидж так необходим для создания первого приятного впечатления.

В то же время известно, что порой оно бывает обманчивым. Психологи считают это следствием ошибок восприятия. Отметим некоторые из них. '

В основе предрассудков лежит предубеждение, т. е. необоснованное негативное представление о других людях. По своей природе предрассудки распространены и устойчивы. В их основе могут лежать чувства тревоги, угрозы безопасности. Чем более личность незаурядна, харизматична, самостоятельна в позициях и мнениях, тем менее она поддается бездумному принятию на веру предрассудков и стереотипов.

Эффект ореола проявляется в тенденции переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все другие его качества. Большинство людей также склонны переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них признаку, достоинству. В то же время, имея дело с личностью, которую он сам в чем-то превосходит, человек пытается недооценить ее, даже принизить ее возможности. При этом оказывается, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка или недооценка человека происходит по многим параметрам. Такую ошибку в психологии называют действием фактора превосходства.



Во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса. Л.Уилсон провел характерный эксперимент: в аудиторию заходил преподаватель с незнакомым для студентов мужчиной и сообщал, что проводится оценка их глазомера. Необходимо было «на глаз» оценить рост незнакомца и записать свою оценку на листочке. Затем Л.Уилсон представил этого человека: мистер Инглэнд, студент из Кембриджа. В другой группе эксперимент повторили в точности, но представили его как мистера Инглэнда, преподавателя из Кембриджа.

Психологические исследования свидетельствуют, что для определения параметра превосходства, для оценки статуса собеседника каждый из нас имеет как минимум два основных источника информации: внешний вид человека: его одежда, ее адекватность ситуации делового общения, имидж, эстетика и вкус; внешнее «оформление», включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, аксессуары, кейс, а в определенных случаях и машина, обстановка кабинета и т.п.; манера и стиль поведения человека — то, как он входит, садится, разговаривает, куда направлен его взгляд и как он смотрит, какие жесты, мимика, тембр и громкость голоса сопровождают его речь и пр.

Вместе с тем эти источники реально значимы лишь потому, что заложенная в них информация соответствует исторически сложившимся стереотипам. Как говорится, по одежке встречают, по уму провожают.

В Китае вплоть до XX в. самой распространенной одеждой был традиционный халат, причем женские от мужских отличались лишь деталями. Все ходили в халатах, и социальное положение владельцев халатов определялось лишь их фасоном и цветом. Так, халат хань желтого цвета мог носить только император, коричневый и белый — престарелые сановники, красного и синего цвета — герои. Студенты носили голубые халаты, крестьяне — белые, бедняки — черные. Даже застежка говорила о социальном положении: чем оно было выше, тем сложнее делались петли. Таким образом, задача распознавания статуса в то время была довольно простой.

Ошибочной иногда бывает оценка того человека, который нам нравится внешне; как правило, его считают более хорошим, умным, интересным. Зачастую в практике общения люди неправильно оценивают тех людей, кто к ним относится плохо, т. е. здесь проявляется фактор «отношение к нам». Те, кто кого-то высоко ценит и хорошо к нему относится, обычно кажутся этому человеку лучше тех, кто относится к нему не лучшим образом.



Американские психологи Р. Низбет и Т. Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими — отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию, после чего студентов просили дать оценку преподавателя. Результаты получились достаточно убедительными. Оценки студентов, с которыми преподаватель вел себя доброжелательно, оказались значительно выше, чем оценки его же, но в роли «отстраненного». Получается, что позитивное отношение к нам способствует приписыванию положительных свойств и отбрасыванию отрицательных и, наоборот, негативное отношение порождает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные.

Проекция заключается в том, что больше всего мы не любим в других именно те качества и недостатки, которыми обладаем сами, поэтому и приписываем другим людям собственные качества и характеристики, нас не украшающие (все врут, пьют, берут взятки; любой бы на моем месте поступил так же и т.п.). Наши оценки и первые впечатления также могут искажаться сиюминутным эмоциональным состоянием.

Эффект снисходительности состоит в том, что мы оцениваем другого человека чаще положительно, чем негативно, и используем по отношению к нему позитивные характеристики, особенно если по отношению к нам человек неконкурентоспособен или вызывает чувство жалости неуверенностью в себе, закомплексованностью, ущербностью.

Близок к эффекту снисходительности эффект фаворитизма. Те, кто в группе чувствуют себя любимцами, фаворитами, чаще воспринимают новичков с чувством превосходства, глядя на них сверху вниз. Но и фаворитов порой также оценивают неадекватно, завышая возможности из-за их высокой уверенности в себе.

Для эффективного общения важно не только то, как мы воспринимаем других или как они воспринимают нас, но существенно и самовосприятие; основной источник — восприятие себя через соотнесение, идентификацию (от лат. identiflcare — отождествление) себя с другими.



Как известно, на важность этого источника самовосприятия указывал еще К. Маркс, который писал, в частности, что в некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родился без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку.

Такого рода процесс соотнесения себя с другими в случае установления идентичности в каких-то отношениях позволяет использовать другого в качестве некоторой модели самого себя, модели, удобной для анализа и наблюдения в силу ее внешней заданное™, объективности.

Так, на основе источников восприятия себя самого можно назвать источники восприятия другого: через соотнесение (идентификацию, различение) другого с собой; через то, как его воспринимают другие; через восприятие результатов его деятельности; через непосредственное восприятие внешнего облика другого; через экспликацию (истолкование, объяснение) им своих внутренних состояний.

Человек воспринимает мир с помощью пяти сенсорных каналов органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Все они работают 24 ч в сутки. Однако основной объем информации (около 90%) приходится на зрение, а около 10 % — на слух. Информации для человеческого разума непостижимо много, поэтому природа создала физические и психологические ограничения, которые и способствуют, и препятствуют точному восприятию мира.

Перцептивные умения и навыки проявляются также в умении диагностировать настроение и эмоциональное состояние партнера по общению. Механизм образования различных отношений, эмоциональное восприятие людьми друг друга характеризуются понятиями «аттракция», «эмпатия» и «рефлексия».



Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягательность) — это не только умение нравиться другим, но и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.

Межличностная аттракция — процесс предпочтения одних людей другими; взаимное притяжение между людьми, умение вызывать взаимную симпатию. Эта эмоциональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений. Шкала эмоциональной оценки охватывает весь диапазон от «люблю» до «ненавижу». Наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции оказывают внешние и внутренние факторы.

Измерение межличностной аттракции провел Дж. Морено с помощью социометрического теста. Человеку предлагают назвать тех людей, с кем он хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие, а также тех, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле. (Кого бы вы хотели иметь начальником? С кем вы не хотели бы провести отпуск?) Социограмма обобщает информацию о межличностных предпочтениях среди членов группы, а также выявляет коммуникационные связи между ними.

Внешние факторы аттракции включают:

потребность в аффилиации (от англ, affiliate — соединять, свя- ’зывать), которая подразумевает стремление людей к объединению, потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание'нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью;

фактор эмоционального состояния, который выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении;



пространственную близость, которая проявляется в том, что при прочих равных условиях чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что у людей, более тесно общающихся, общая информация, общие вопросы и проблемы, интерес во взаимопомощи.

Известен эксперимент, получивший название «компьютерные танцы» (1987 г.), в котором участвовали более 750 студентов-первокурсников. На дискотеке с помощью компьютера производилась случайная разбивка на пары, но при одном условии — танцевать вместе весь вечер (два с половиной часа!). В этом случае аттракция возрастала, о чем свидетельствовало последующее желание продолжать встречаться.

Внутренние факторы аттракции включают физическую привлекательность.

Для развития этого чувства имеют значение социальная и личностная характеристика человека, особенности ситуации, фактор сходства и различия участников общения. Нам нравятся красивые люди. Недаром французы говорят, что привлекательная внешность — залог жизненных успехов.

Немаловажную роль в возникновении влечения играет -физиологическое возбуждение. Об этом свидетельствует такое исследование. На высоте 70 м, над ущельем, по которому протекает быстрая горная река, прохожих останавливала девушка, просила принять участие в эксперименте и сообщала свой телефон. Люди, которые перешли ущелье по шаткому висячему мосту, испытывая страх и возбуждение, звонили чаще, чем те, кто воспользовался прочным бетонным мостом (Майерс, 1987).



Вместе с тем связь между физической привлекательностью и аттракцией неоднозначна. Психологические исследования показывают, что когда человек уверен в себе, он выбирает наиболее красивого, при отсутствии такой уверенности он ориентируется на средний или даже на низкий уровень физической привлекательности. Замечено также, что влияние внешней привлекательности обычно выше в начале знакомства и снижается по мере того, как становятся известны другие черты этого человека. Недаром сказано, что к красоте привыкают так же, как и к безобразию.

В другом варианте описанного выше исследования партнера для танцев предлагалось выбрать заранее по фотографии людей разной степени привлекательности. Выбор делался обычно в пользу «средней красоты». Доказано также, что люди с завышенной самооценкой испытывают большую симпатию к красивым, с заниженной самооценкой — большую симпатию к некрасивым (Майерс, 1987).

Итак, формирование коммуникативной компетентности преподавателей обязывает владеть всеми функциями делового общения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Такого рода информированность поможет любому специалисту использовать нужные психологические механизмы эффективного группового взаимодействия, обмена информацией и взаимопонимания, особенно на вербальном и невербальном уровнях.

Функции и средства педагогического общения

Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности [1].

Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве, но для раскрытия сущности каждой из них рассмотрим их отдельно.



Педагогическое общение - это, прежде всего коммуникация - передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога. Обмен информацией - самый трудный, особенно для начинающего учителя аспект педагогической деятельности.

Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму.

Когда мы пользуемся языком для передачи информации, то он становится речью. Поэтому речь и язык тесно связаны между собой, это два аспекта единого целого. Речь - это деятельность общения, это язык в действии, или вербальная коммуникация. В качестве средств вербальной коммуникации выступают слова.

В.А. Сухомлинский считал, что слово педагога - это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника».

В зависимости от цели речь может быть:



- развлекательной, где главное занимательность, интерес, поддержание внимания;

- информационной - дает новое представление о предмете;

- воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека;

- убеждающей - предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое - либо положение;

- призывающей к действию.



В педагогической деятельности «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:

· правильность (соответствие литературно - языковым нормам(;

· точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);

· ясность, простота, логичность, доступность;

· богатство (разнообразие используемых языковых средств);



Чтобы умело пользоваться словом, педагогу над ставить перед собой такие вопросы: как сказать правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально

Речь отражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается.

Обмен знаниями в педагогическом общении происходит в монологической и диалогической формах устной речи.

Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала, выводов по проведенным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта форма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказательств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исторические экскурсы и т.д.).

Диалог - это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией. Переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно.



Диалог - это не просто вопрос - ответ, он ориентирован на решение учебно - воспитательных целей, он предлагает выявление (в беседе, дискуссии) отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопонимания, откровенности.

В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением.

В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать вопросы. Чтобы возникло диалоговое взаимодействие, предлагается выполнять следующие условия:

1) Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него.

2) Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение.

3) Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.

4) Делайте паузы во время беседы. Не захватывайте все «коммуникативное пространство».

5) Чаще смотрите в лицо школьнику. Своему собеседнику.

6) Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение.», «Докажите, что я неправ».

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли - важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона - умение слушать.

Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Это возможность сосредоточиться на речи партнера, способность выделить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, поддерживать, одобрять говорящего, умение понять своего собеседника.

В процессе общения педагогу необходимо избегать типичных ошибок слушания, среди которых можно выделить следующие.

- перебивание ученика во время его сообщения;

- поспешные выводы, которые заставляют ученика занять оборонительную позицию;

- поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего;

- непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказать реальную помощь.

Когда мы говорим об эффективности общения, то, по сути, имеем в виду степень достижения цели общения. Следовательно, вопрос об эффективности, успешности коммуникативной деятельности должен решаться в зависимости от учета целей каждой из сторон общения.

Таким образом, коммуникация в общении - это прежде всего влияние, воздействие на другого. Здесь рассмотрим механизмы влияния: внушение и убеждение.

В основе внушения лежит доверие. Поэтому, защищаясь от внушения, человек очень осторожно, постепенно проявляет доверие к незнакомому, новому человеку, а уже со знакомыми людьми строит свои доверительные отношения в зависимости от опыта совместной с ними деятельности. В своей педагогической деятельности учитель часто прибегает к внушению как воздействию на сознание.

Существуют некоторые приемы внушения, позволяющие добиться большей его эффективности. Выделим их.

- если вы хотите внушить что-нибудь человеку, смотрите ему в глаза;

- говорите властно и не проявляйте нервозность;

- ваши высказывания должны быть предельно понятными и желательно краткими;

- используйте доверительную интонацию, чтобы расположить к себе человека, а чтобы вызвать недоверие, прибегайте к пренебрежительному тону;

- умело выдерживайте паузы.

Внушенная информация прочно входит в сознание человека, поэтому злоупотреблять внушением нельзя. Переубедить человека можно тогда, когда в его сознании происходит процесс замещения одних аргументов другими.

Убеждение включает с одной стороны, воздействие, влияние на сознание личности, а с другой - результат этого процесса как устойчивую систему взглядов, на основе которых формируется потенциальная готовность личности действовать.

Убеждение - воздействие, в значительной мере опирающееся на интеллект слушающего, апелляция к его знаниям, логическому мышлению, жизненному опыту. Позиция, сложившая в результате убеждения, при всей своей твердости поддается пересмотру. Наличие убеждений свидетельствует о социальной зрелости личности. Процесс убеждения позволяет развивать у учащихся их логические возможности, способствует раскрытию творческого потенциала.

Существуют своеобразные барьеры, снижающие эффективность процесса убеждения. Выделим их.

- эмоционально-негативное отношение оппонента к рассматриваемому факту;

- стремление оппонента сохранить высокую самооценку;

- доводы и аргументы, высказываемые в нетактичной форме и т.д. [1].

Кроме главного оружия педагога - слова в его арсенале - целый набор невербальных (неречевых) средств общения.

К.С. Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов своих пяти чувств: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие. Эти бессловесные средства называют эмоциональным языком общения.

Экспрессивно-выразительные движения (кинесические средства) -- зрительно воспринимаемое поведение учителя, где особую роль в передаче информации играют поза, мимика, жест, взгляд.

Движения глаз, или, как принято называть, «контакт глаз» - важная составляющая невербальной коммуникации для педагога и учеников. Если дети смотрят на учителя, то это помогает сосредоточиться и понять то, что им говорят. Разговаривая со школьниками, целесообразно переводить взгляд с одного слушателя на другого, спереди - назад, слева - направо и обратно, стремясь создать впечатление у каждого, что именно его избрал объектом внимания. С одной стороны, - это требование элементарной вежливости, с другой - стимуляция школьников. И, наконец, это получение обратной связи, когда школьник внимательно слушает, работает на уроке. Взгляд выражает отношение к собеседнику. Если у ребенка пустой, отсутствующий взгляд, то это, возможно, указывает на утомление или угасание интереса к теме разговора. В этом случае учителю необходимо изменить ритм, окраску разговора, чтобы возродить интерес к себе, или объяснение следует прекратить. Когда во время разговора у школьника бегают глаза, он не выдерживает взгляда учителя и тут же отводит взор, можно предположить, что он говорит неправду, боится, старается умолчать о случившемся.

Еще один информативный компонент - поза. Установлено, что «закрытые» позы учителя (когда он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, -- и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Все это учащимися воспринимается бессознательно.

Под жестом обычно понимают движения рук или кистей рук. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

Е.И. Ильин называет руку учителя «главным техническим средством», К.С. Станиславский подчеркивал: «Руки высказывают мысль».

Многие начинающие педагоги задаются вопросами «Что делать с руками?», «Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?» Специалисты дают ряд советов, которые помогут преподавателям в учебно-воспитательном процессе. Вот некоторые из них. Не держать руки в карманах. Помните, что ваши жесты должны быть сводные и упругие, а не небрежные или вызывающие. Когда ребенок видит перед собой мечущуюся фигуру, это вызывает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы. С помощью рук можно показать размеры предмета, указать на что-либо, подчеркнуть важность сказанного. Не забывать, что руками можно попросить ребят сесть, приготовиться внимательно слушать, начинать работать, отдыхать и т.д. Находите для этого свои, только вам присущие яркие пластические выражения, свой индивидуальный язык общения. Иными словами пользоваться руками для создания образов своих идей. У артистичных педагогов жесты, с одной стороны, естественны и просты, а с другой стороны разнообразны и постоянно меняются.

Учитывая это, педагогу также важно следить за своей осанкой и походкой. Сутулая спина, опущенная голова, говорят о неуверенности, а это приводит к потере уважения. Каждое движение старшего должно выражать достоинство. Плохое настроение, раздражение недопустимы в стенах учебного заведения.

Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев, страх -- довольно высоким, горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса некоторых наставников, и вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогическим делом. Кое-чего можно достичь самовоспитанием, но радикально помочь нельзя.

Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь -- взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.

К такесическим средствам общения относятся поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем всеми выбранными средствами, вместе взятыми. Право на это имеет не каждый педагог, а только тот, кто пользуется доверием воспитанников. Использование динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус, возраст, пол учащихся и учителей.

К проксемическим относятся ориентация учителя и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норма педагогической дистанции определена следующими расстояниями:

персональное общение учителя с учащимся -- от 45 до 120 см;

официальное общение в классе00 см;

публичное общение при выступлении перед аудиторией50 см. [5].

Особенностью педагогического труда является постоянное изменение («разрыв») дистанции общения, что требует от педагога многократного приспособления к изменяющимся условиям и большого напряжения.

Таким образом, невербальные средства общения дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога.

Эффективность общения в педагогической деятельности во многом зависит от того, как педагог воспринимает, насколько знает воспитанников. Эта, перцептивная, функция общения очень важна и непроста в реализации.

В. А. Сухомлинский писал, что для учителя особо значимо умение чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его желания. Это сложный процесс, так как сложен и стремительно изменяется объект познания -- развивающаяся личность. Понять психические особенности учеников, почувствовать их состояние, настроение, изучить ценностные ориентации, разобраться в представлениях воспитанников о самих себе воспитателю помогут психолого-педагогические знания, использование разнообразных методов изучения личности, анализ произведений художественной литературы, изобразительного искусства.

Педагогов, умеющих хорошо разбираться в людях, В. Леви назвал гениями общения. У них прекрасное личностное видение ученика, видение каждого изнутри, умение читать другого человека, умение моделировать общение с учетом своеобразия индивидуальности личности.

В педагогической деятельности, в общении важно не только знание воспитанника, но и правильное понимание его. «Пойми ученика» -- это профессиональная заповедь педагога (И. А. Зимняя). Понять -- это значит проникнуть во внутреннее душевное состояние, понять мотивы его действий, поступков, переживаний.

А как можно этого достичь?

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. Что это означает? «Эмпатия -- постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия». Таким образом, можно сказать, что педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать. Но это возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, т. е. если у него развита рефлексия.

Педагог, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимающий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать, корректировать учебно-воспитательные взаимоотношения, управлять ими.

Познание, понимание и оценка в общении -- процесс двусторонний. Педагог познает своих воспитанников, они, в свою очередь, заняты «изучением» педагога. Понимание педагога и принятие его личности воспитанниками взаимосвязаны.

Психолого-педагогическими исследованиями выявлено, что представление воспитанников об учителе, тренере, руководителе туристического клуба опосредуется характером его деятельности, общественным мнением о нем.

Если педагог и воспитанники адекватно отражают друг друга, то педагогическое общение строится на взаимопонимании. Понимание, принятие друг друга помогает согласовывать действия, проявлять взаимное уважение, чувствовать настроение, предупреждать конфликты, устанавливать положительные межличностные отношения.

Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими словами -- управление деятельностью воспитанников.

Продуманное общение определяет эффективность разнообразных видов деятельности на уроке, успешность тренировки, творческого внеклассного дела, обеспечивает положительный результат взаимодействия.

Взаимодействие -- это совместные (педагог--воспитанник) действия по осуществлению общих целей деятельности, в процессе которой происходит взаимное влияние сторон друг на друга. В процессе взаимодействия проявляются внимание, интерес, согласие, сопереживание, сотрудничество учителей и учащихся, но это возможно если общение сопровождает каждый компонент деятельности.

Прежде всего, общение выступает как предпосылка, настрой к деятельности, формирует положительную установку на совместные действия. В общении выявляется, зачем, почему воспитанники должны включиться в деятельность. При этом педагог не предлагает цель учащимся, а совместно с ними ее определяет, стремится к тому, чтобы цель деятельности была понята и внутренне принята детьми.

Не менее значимо общение в организации деятельности. Важно не предлагать учащимся готовые формы и методы работы, а определить их в творческом поиске, общими усилиями педагогов и воспитанников. Общение в сотрудничестве упорядочивает действия педагога и действия учащихся. Оно стимулирует, координирует процесс деятельности, создает эмоциональную атмосферу, способствует формированию положительных отношений.

Обязательно общение и при завершении деятельности, при подведении итогов взаимодействия (урока, похода, тренировки). При этом важно сочетание оценки и самооценки совместных действий, прогнозирование деятельности и воспитанников, и педагога.

Педагогическое общение, проникая в деятельность, обогащает субъектов, участвующих в ней.

Взаимодействие требует четкого определения позиции воспитанников и педагогов, учета индивидуальных особенностей общающихся сторон, уровня развития учащихся и меры актуализации личностных потенциалов педагогов. Педагог выступает «то как активный, то как пассивный участник взаимодействия» (Н. Ф. Радионова). В процессе взаимодействия важно формировать чувство «мы», формировать эмоциональное единство педагога и учащихся: вместо «анализируйте текст» -- «сегодня мы займемся анализом текста», вместо «подумайте» -- «подумаем вместе».

В процессе взаимодействия возникает взаимопознание, взаимопонимание и, что особенно важно, формируются взаимоотношения. Сложившиеся отношения -- благополучные или неблагополучные -- сказываются на личностных образованиях воспитанников: их самостоятельности, творческой активности, нравственных ориентациях, эмоциональном восприятии действительности.

Совместная деятельность не гарантирует успеха в формировании правильных отношений. В создании положительного фона отношений особо значимо «наличие общих интересов, идей, единства взглядов на цели и задачи совместной деятельности, взаимовлияние, творческое обогащение» [1].

Выделенные информационная, перцептивная, интерактивная функции общения в реальной педагогической деятельности взаимосвязаны. Педагог познает воспитанников и при обмене информацией, и в совместных действиях. Взаимодействие невозможно без коммуникации и понимания общающихся.

Социально – перцептивная функция

Социально – перцептивная функция. Прежде всего идёт восприятие учителем другого участника образовательного процесса и особая чувствительность к нему: сочувствие, сопереживание, понимание проблем.

Слайд 7 из презентации «Общение учителей» к урокам педагогики на тему «Педагогическое общение»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Общение учителей.ppt» можно в zip-архиве размером 199 КБ.

Педагогическое общение

«Общение учителей» - Интерактивная функция. Ценят и цели, и взаимоотношения. Развитие и саморазвитие педагогической компетентности в работе с детьми, родителями. Несущие положительные эмоции. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжённость в общении. Общение. Умеренно – и цели, и взаимоотношения.

«Педагогическое общение» - А.С.Макаренко резко осуждал такую “погоню за любовью”. Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений. Модели общения педагога. Негативные последствия - отсутствие психологического контакта между педагогом и детьми. Адекватная оценка собственной личности. Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя.

«Общение педагогов» - Модель 7 –»Гид». Модель 5. «Менеджер». Такой стиль формирует отношения «преподаватель – студент». -Диалог и монолог в педагогическом общении. Диаметральная противоположность монологической и диалогической форм педагогического общения. Атмосфера в группе пронизана духом корпоративности. О. Диалог: Личностное равенство, субъектно-субъектные отношения.

«Педагог и ученик» - Правила взаимодействия с семьёй. Повестка: 1. Что такое культура общения? (Теоретическая часть и практикум. Обязательное установление личностного контакта с детьми. Какие особенности и тенденции педагогического общения в нашей школе можно выделить? Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

«Решение педагогических ситуаций» - Положительное в работе учителя часто забывается, промахи помнятся долго. Сущность педагогической ситуации. Определение. Противоречие. Разрешение. Ваши действия? Пример. Фазы развития педагогической ситуации. Конструктивное решение конфликтных ситуаций- необходимый элемент профессиональной подготовки учителя.

«Взаимодействие педагога и учащегося» - • Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Желаю Вам счастья и здоровья. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.