Перцепция апперцепция

Понятие о перцепции и апперцепции



Апперцепция - внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмысмыслять и прошлого опыта, увидят разное.

Оглавление:

У них - разная апперцепция. Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.). Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие апперцепция развивалось в основном в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что она обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную апперцепцию. Гербарт ввел понятие апперцепции в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший апперцепцию в универсальный объяснительный принцип, считал, что апперцепция — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности. Представители гештальт-психологии сводили апперцепцию к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям. Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия.

ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio — представление, восприятие, от percipio — ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность ясному его осознанию — апперцепции. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

ПЕРЦЕПЦИЯ (от лат. percipere воспринимать) восприятие как акт; перципировать – воспринимать; n e p цептибильность – способность к восприятию, воспринимаемость (см. Апперцепция). Перцепционализм – учение, согласно которому только восприятие образует основу всего мышления и знания. Представителем перцепционализма был амер. философ Гамильтон

Перцепция апперцепция

Апперцепция – это свойство психики, которое способствует условному восприятию объектов окружающего мира, согласно своему опыту, интересам, мировоззрению и взглядам. Понятие апперцепция означает осмысленное, внимательное и вдумчивое восприятие. Бывает, что различные люди наблюдают нечто одно, но у них всех может сложиться различное впечатление об увиденном. Это происходит в силу их способа мышления, прошлого опыта, фантазии и восприятия – это и называется апперцепцией. У всех людей она разная.



Апперцепция это в психологии понятие, которым описывается психический процесс, обеспечивающий отношение зависимости восприятия объектов и явлений из прошлого опыта личности, её знаний, направленности, мотивов и целей, текущей основной деятельности, личностных особенностей (эмоций, установок и др.).

Апперцепция восприятия это осмысленный процесс созерцания вещей и явлений окружающего мира. На апперцепцию большое влияние оказывают интересы и влечения человека, его характер, способности, эмоциональное состояние, социальный статус, поведение и другие факторы.

Также на апперцепцию влияет психическое состояние, актуальная установка, поставленные задачи и цели деятельности.

Примеры понятия апперцепция: человек, специализирующийся на ремонтах квартир, придя на новоселье, будет в первую очередь замечать все тонкости сделанного ремонта, если работа была сделана не совсем качественно, то он это увидит, хотя другим людям будет казаться, что все нормально. Другой пример апперцепции: человек, пришедший в магазин за покупками, будет ориентироваться на то, что ему необходимо купить, а не на весь ассортимент товаровю

Апперцепция это в психологии термин, введенный Г. Лейбницом. Понятие апперцепция по Г. Лейбницу содержит в себе психические процессы памяти и внимания, является условием развитого самосознания и познания. После эпохи Лейбница понятие апперцепция изучалось многими психологами и философами – И. Кантом, В. Вундтом, И. Гербартом и другими.



И. Кант в отличие от Лейбница не ограничивал апперцепцию высшим уровнем познания, а считал, что ею обуславливаются сочетания представлений. Он различал апперцепцию эмпирическую и трансцендентальную.

И. Гербарт характеризовал апперцепцию, как процесс приобретения знаний, в котором воспринятые характеристики нового объекта или явления связываются с существующими знаниями, сбереженными в опыте. Также И. Гербарт ввел понятие «апперцептивная масса», которым обозначил предварительно приобретенные знания. Его представление демонстрирует, что понимание и учение зависят от осознания того, что между последними идеями и имеющимися знаниями есть связь.

В. Вундт апперцепцией считал активный интеллектуальный процесс избрания и структурирования внутреннего накопленного опыта, центра внимания в области сознания. В. Вундт активно использовал данный термин в экспериментальной психологии, но в актуальное время, понятие апперцепция встречается все реже. Но, концепции, заложенные в данном понятии, очень важны, поэтому делаются попытки введения этого термина в повторное употребление в науке.

Термин «апперцепция» используется в большей мере представителями когнитивной психологии. Вместе с существующим понятием апперцепции, американским психологом Брунером было выделено еще понятие социальная апперцепция, под которой понимают процесс восприятия материальных предметов, социальных групп, отдельных личностей, этнических национальностей, народов и так далее. Брунер выяснил, что субъекты апперцепции могут в достаточной степени влиять на личную оценку.

Социальная апперцепция позволяет индивидам в процессе восприятия быть более субъективными и пристрастными, нежели в восприятии предметов или каких-то явлений.



Социальная апперцепция восприятия это влияние группы, их мнений и настроений, хода совместной деятельности на человека, на его оценки.

Происхождение апперцепции является биологическим, культурным и историческим. Апперцепции являются и врожденными и приобретенными в то же время. Целостность апперцепции человека можно объяснить только через единство мира и строения человека. Нейрофизиологические данные о различении ощущений и восприятий согласуется с психологическими знаниями о человеке.

Трансцендентальная апперцепция

Кант рассматривал апперцепцию, как трансцендентальное единство апперцепций. Под ней он понимал единство самосознания, представление «Я мыслю», принесенное всякому мышлению и одновременно не относящееся к чувственности. Это представление сопровождает все другие установки и является с ними тождественным в любом сознании.

Трансцендентальное единство апперцепции – это целостность сознания любого мыслящего субъекта, относительно которого является допустимым представление о предметах и объектах. После написания Кантом труда «Аналитика понятий», в котором он дает перечень первоначальных понятий синтеза, посредством которых человек может соображать что-либо в разнообразии наглядного представления, автор реализовывает идею трансцендентальной дедукции категорий. И. Кант видел цель этой дедукции в конституировании доступных для познания объектов, как приложения категорий к созерцанию.

Кант делает попытки отыскать в рассудке источник всевозможных типов связей и синтезов. Он называет этот источник изначальным единством, без существования которого не было бы реальным всякое синтезирующее действие. Объективным условием возможности реализации синтезов рассудка и «объективности знания» является единство человеческого «Я», целостность сознания мыслящего индивида.



Проводя исследования этого единства сознания субъекта, Кант говорит, что оно не сможет являться результатом опыта или познания, поскольку априорно и является фактором возможности подведения разнообразности чувственного представления до априорного единства. Именно эта принадлежность чувственной многообразности к единому сознанию становится высшим объективным условием возможности синтезов.

Представление, которое может быть предано всякому мышлению, у Канта называется созерцанием. Вся разнообразность в созерцании относится к представлению «я мыслю» в субъекте, в котором имеется это разнообразие. Это представление является актом спонтанности, то есть чем-то не принадлежащим чувственности. Именно это и является апперцепцией, сознанием, поднимающим идею – «я мыслю», которое должно сопровождать другие представления и оставаться одним во всяком сознании.

Трансцендентальное единство апперцепции дано изначально, как базовое неотъемлемое человеческое свойство и Кант отвергает идею, согласно которой это единство было данное Богом. Опыт человека и естествознание становятся возможными, благодаря наличию в разуме априорных категорий и приложения их к чувственным данным.

Кант считал, что представление «я мыслю» способно выражать акт человеческого существования, этим уже было дано существование субъекта, но ему не было дано понимание того способа, которым необходимо его определять. Выходит, что «я не способен определить себя, как самодеятельное существо, но могу представить самодеятельность собственного мышления». Из этой формулировки возникает идея «вещи в себе». Подобно процессу познания человеком явлений внешнего мира синтезом рассудка многообразия, таким же самым образом, человек познает и себя.

Внутреннее человеческое Я является результатом воздействия на внутреннее субъективное ощущение «вещи в себе». Каждый человек является «вещью в себе».



Концепция другого мыслителя, Фихте, содержится в том, что его видение трансцендентальной апперцепции заключается в акте созерцания, посредством рассудка, в действии, в котором этот самый рассудок является интуитивным. Согласно идее Фихте, в процессе апперцепции впервые порождается человеческое «Я», таким образом, сознание делается тождественным самосознанию, оно рождается от влияния самого человека в ходе интеллектуальной интуиции.

В трансцендентальной апперцепции язык играет большую роль. Языки являются субстратом априорных правил, имеющих заранее выдвинутое решение о возможном объяснении, описании всех вещей в такой мере, в которой они создают некоторую закономерную взаимосвязь. Так достигается единство в осознании предметов и самосознания. Современное изучение науками человека, исходящее из семиотического или аналитического языкового основания рефлексии, постулирует то, что через интерпретацию знаков должна достигаться интерсубъективная единая интерпретация мира.

Трансцендентальность силы воображения берет на себя роль начального момента и опосредствования рассудка и чувственности, субъекта и объекта, представления и предмета и так далее. С помощью воображения осуществляется связь чувственности с рассудком, образуется чувственно понятие, с помощью которого осознается, то есть создается предмет знаний, предмет субъективной деятельности человека. Воображение является способностью к самому важному акту познания, с помощью которого реализовывается функция систематизации в сфере чувственно-рассудочной деятельности и в теоретическом познании, содействуя систематичности и единству самого познания в целом.

Перцепция и апперцепция

Известный немецкий психолог Г.В. Лейбниц разделил понятие перцепция и понятие апперцепция. Перцепцию он понимал, как явление примитивного, бессознательного, неопределенного представления какого-нибудь содержания, то есть нечто нечеткое, неясное. Апперцепции он давал другое определение, он считал, что это осмысленная, четкая, понятная категория восприятия.

Апперцепция имеет связь с прошлым духовным опытом человека, его знаниями, способностями. Апперцепция является рефлективным актом, с помощью которого человек способен постичь себя, понять свое «Я», на что не способно явление неосознаваемой перцепции.

Необходимо понимать это важное отличие между неосознанным восприятием внутренних процессов – перцепцией и апперцепцией, то есть сознательным восприятием, познанием своего внутреннего мира и его состояния.

Картезианцы немного ранее говорили о том, что неосознаваемые данные апперцепции не несут в себе смысла, что их значение не велико, исходя из этого, они подкрепили свое мнение о смертности самой души.

Апперцепция является важным психическим свойством индивида, которое выражается в процессе условного восприятия предметов и явлений от всего окружающего мира на основании мировоззрения человека, его интересов и личного опыта взаимодействия с предметами или явлениями.

Перцепция – это процесс приема и преобразования сенсорной информации, основываясь на которой создается субъективный образ явлений или объекта. С помощью данного понятия человек способен понять себя и особенности другой личности, и на основе этих знаний устанавливать взаимодействие, и проявлять взаимопонимание.

Г. Лейбниц продемонстрировал, что апперцепция это базовое условие самосознания. Позже он дополнил это определение процессами памяти и внимания. Таким образом, это понятие еще более расширилось и стало пониматься, как сочетание самых главных психических процессов.



Лейбниц в свое время употреблял термин перцепции в качестве не доходящего до сознания впечатления, которое отбивается на органах человеческих чувств, но такое определение уже отошло и в современной психологии перцепция понимается, как, тоже самое, что и восприятие.

Под апперцепцией понимается то ощущение, которое было уже воспринято сознанием. Понятия апперцепция примеры существуют самые разные, но для наглядности можно один привести. Если вблизи раздается звук, то он только сотрясает барабанную перепонку уха, но до самого человеческого сознания он уже не имеет возможности дойти – это простая перцепция, если человек обращает свое внимание на этот звук, пытается его уловить, сознательно услышать, понять, о чем он извещает – это уже апперцепция. Следовательно, апперцепция – это полностью сознательный процесс восприятия известного ощущаемого впечатления и он служит, своего рода, переходом от впечатления до познавания. Данный термин употребляется в узком и в широком смысле.

Первоначально воспринятые впечатления объединяются в одно общее представление о предмете, таким образом, из этих впечатлений формируются простейшие и базовые понятия. В этом смысле И. Кант извещает о процессе синтеза понятий, он даже старается доказать, что формы данного синтеза, роды сочетаний впечатления, понятие пространства и времени, основоположные формы понятий о категориях формируют прирождённое истинное достояние человеческого духа, которое не вытекает из непосредственного наблюдения.

Посредством этого синтеза, новое сформированное впечатление с помощью сравнения, сопоставления и других процессов, включается в перечень уже созданных понятий, наблюдений, впечатлений, находящихся в памяти, и занимает своё постоянное место между этими явлениями.

Данный процесс приобретения, усвоения и слияния понятий в единый круг, который будет все время расширяться за счет обогащения сознания новыми понятиями, представляет апперцепцию, как она есть в широком значении этого слова.



Немецкий психолог и философ И. Гербарт наводил интересное сравнение этого процесса апперцепции и процесса переваривания пищи в желудке человека.

Оба рода апперцепции не сильно отделяются друг от друга, поскольку вообще, восприятие какого-то отдельно взятого впечатления обуславливается деятельностью, образованной на основе сопоставления, сравнения, соединения, это можно наблюдать, когда человек пытается определить величину какого-то предмета.

Современная психология рассматривает апперцепцию, как зависимость каждого поступающего восприятия от всеобщего содержания психологической сферы человека. Под апперцепцией разумеется процесс осмысленного восприятия, благодаря которому, в связи со знаниями жизненного опыта, человек может выдвигать гипотезы об особенностях воспринимаемого предмета или явления. Современная психология исходит из данных о том, что психическое отображение любого воспринимаемого объекта не является зеркальным отражением этого самого объекта. Поскольку человек овладевает все время новыми знаниями, его восприятие находится в состоянии постоянной изменяемости, оно становится содержательным, глубоким и осмысленным.

Восприятие может быть более успешным и отличаться необходимой правильностью, полнотой и глубиной только при определенной соответствующей апперцепции. Знание такой закономерности апперцепции обвязывает партнеров учитывать прошлый жизненный опыт каждого из них, характер их знаний, направленность интересов и одновременно содействовать формированию нового опыта, усовершенствованию и пополнению знаний.

Социальная перцепция – это сложный процесс восприятия. Он содержит в себе: восприятие внешних признаков окружающих людей; последующее соотношение полученных результатов с реальными личностными факторами; интерпретация и прогнозирование на полученной основе возможных действий.

В социальной перцепции всегда имеется оценка одним человеком другого и формирование личного отношения к нему, проявляющееся в поступках и эмоциях, в результате чего происходит построение личной стратегии деятельности.



Социальная перцепция включает межличностное, само- и межгрупповое восприятие.

В узком значении социальную перцепцию обозначают, как межличностное восприятие внешних признаков, их соотношение с индивидуальными свойствами, интерпретацию и прогнозирование соответствующих поступков.

Социальная перцепция имеет два аспекта: субъективный (субъект – воспринимающий человек) и объективный (объект – человек, которого воспринимают). Перцептивный процесс взаимодействия и общения является взаимным. Личности воспринимают друг друга, оценивают и не всегда эта оценка бывает верной и справедливой.

Социальная перцепция имеет специальные особенности: активность субъекта социального восприятия, которая означает, что этот субъект (индивид или группа) не безразличен и не пассивен относительно к воспринимаемому, как это может быть в случае восприятия материальных, неодушевленных предметов.

Объект, как и субъект социальной перцепции, имеют взаимное воздействие, они стремятся модифицировать представления о себе на положительные. Воспринимаемые явления или процесс являются целостными, представляют, что внимание субъекта социального восприятия концентрируются не на моментах создания образа, как конечного результата отображения воспринимаемой действительности, а на оценочных и смысловых интерпретациях объекта перцепции. Мотивация субъекта социальной перцепции свидетельствует, что восприятие объектов социального направления, характеризуется слитностью познавательных интересов и эмоционального положения и отношения к воспринимаемому, зависимостью социального восприятия от мотивационно-смысловой направленности воспринимающего.



Примеры социальной апперцепции: восприятие участниками группы друг друга или индивидов из другой группы; восприятие человеком себя самого, своей группы и других групп; восприятие группой своего участника, членов других групп и наконец, восприятие одной группы другой.

В социальных и психологических науках, как правило, выделяют четыре главные функции социальной перцепции. Первая функция – это познание субъектом себя самого, что является первоначальной базой в оценке других людей. Второй функцией социальной перцепции является познание партнеров по взаимодействию между собой, что дает возможность ориентироваться в социальном обществе. Третья функция – это установление эмоциональных контактов, которыми обеспечивается выбор самых надежных и предпочтительных собеседников и партнеров. Четвертая функция социальной перцепции – это формирование готовности к общей деятельности на принципе взаимопонимания, позволяющей достигать больших успехов.

Апперцепция

Человек живет в непосредственной связи с окружающим миром. Он его познает, делает какие-то выводы, рассуждает. Почему одни люди воспринимают мир плохим, а другие – хорошим? Все это объясняется апперцепцией и перцепцией. Все это объединяется в трансцендентальное единство апперцепции. Человек познает мир не таким, каким он является, а через призму. Об этом более подробно расскажет интернет-журнал psytheater.com.

Мир жесток? Он несправедлив? Попадая в ситуацию боли и страданий, человек вдруг начинает думать о том, в каком мире он живет. Пока у него все в жизни идет хорошо и прекрасно, он особо не задумывается на эту тему. Мир человека не волнует, пока у него все идет «как по маслу». Но как только жизнь поворачивается в непригодное для человека направление, он вдруг начинает задумываться о смысле своего бытия, о людях и о мире, который его окружает.

Так ли мир плох, как о нем думают многие? Нет. На самом деле люди не живут в мире, в котором они появились. Все зависит от того, как люди смотрят на то, что их окружает. Мир в глазах каждого человека выглядит по-разному. Ботаник, лесоруб и художник по-разному смотрят на деревья, попадая в лес. Мир ли плох, жесток и несправедлив? Нет. Так на него смотрят те люди, которые его называют подобными словами.



Если вернуться к тому, что человек обычно начинает оценивать окружающий его мир только тогда, когда в его жизни что-то идет не так, как хотелось бы, то становится неудивительным, почему сам мир кажется ему жестоким и несправедливым. Сам по себе мир всегда был таким, каким вы его видите. И не имеет значения, смотрите вы на мир в хорошем расположении духа или в плохом. Мир не меняется только потому, что вы сейчас грустите или радуетесь. Мир для всех всегда одинаков. Вот только сами люди по-разному на него смотрят. В зависимости от того, как смотрите на него вы, он становится для вас таким, каким вы его видите.

Причем, обратите внимание, мир соглашается с любой точкой зрения, поскольку он настолько разнообразен, что может соответствовать любому представлению о нем. Мир ни плох и ни хорош. В нем просто есть все: и плохое, и хорошее. Вот только тогда, когда вы на него смотрите, видите что-то одно, не замечая все остального. Получается, что мир для всех людей одинаков, вот только сами люди видят его по-разному в зависимости от того, на что обращают свое личное внимание.

Что такое апперцепция?

То, в каком мире человек живет, зависит от апперцепции. Что это такое? Это однозначное восприятие окружающих объектов и явлений, что базируется на взглядах, опыте, мировоззрении и интересах, желаниях человека. Апперцепция – это вдумчивое и осознанное восприятие мира, которое поддается анализу человека.

Мир одинаков для всех людей, при этом все его по-разному оценивают и воспринимают. Причиной этого является различный опыт, фантазии, взгляды и оценки, которые дают люди, смотрящие на одно и то же. Это и называется апперцепцией.

В психологии под апперцепцией также понимается зависимость восприятия окружающего мира от прошлого опыта человека и его целей, мотивов, желаний. Другими словами, человек видит то, что хочет видеть, слышит то, что хочет слышать, понимает происходящие события так, как ему удобно. О разнообразии вариантов речи не идет.



На восприятие окружающего мира влияет множество факторов:

  1. Характер.
  2. Интересы и желания.
  3. Насущные цели и мотивы.
  4. Деятельность, которой человек занимается.
  5. Социальный статус.
  6. Эмоциональное состояние.
  7. Даже состояние здоровья и пр.

В качестве примеров апперцепции могут выступать такие случаи:

  • Человек, занимающийся ремонтами квартир, будет оценивать новую обстановку с точки зрения качественно сделанного ремонта, не замечая мебели, эстетики и всего остального.
  • Мужчина, который ищет красивую женщину, будет в первую очередь оценивать внешнюю привлекательность незнакомок, что и будет влиять на то, знакомиться с ними или нет.
  • Делая покупки в магазине, человек обращает большее внимание на то, что он желает купить, не замечая всего остального.
  • Жертва насилия будет оценивать окружающий мир с точки зрения наличия опасных сигналов, которые могут указывать на то, что возникает риск развития насильственной ситуации.

Многие психологи старались объяснить апперцепцию, что дало множество понятий данному явлению:

  1. По Г. Лейбницу, апперцепция – это достигнутое сознания и памяти ощущение через органы чувств, которое человек уже осмыслил и понял.
  2. И. Кант определял апперцепцию как стремление к познанию человека, который исходит из собственных представлений.
  3. И. Гербарт считал апперцепцию преобразованием имеющегося опыта на основе новых полученных данных из внешнего мира.
  4. В. Вундт определял апперцепцию структурированием имеющегося опыта.
  5. А. Адлер определял апперцепцию субъективным представлением о мире, когда человек видит то, что желает видеть.

Отдельно рассматривается социальная апперцепция, где человек смотрит на окружающий мир под влиянием мнения той группы, в которой он находится. Примером может послужить представление о женской красоте, которая на сегодняшний день сводится к параметрам. Человек поддается мнению общества, оценивая себя и окружающих людей с точки зрения данного параметра красоты.

Трансцендентальное единство апперцепции

Каждый человек склонен к самопознанию и познанию окружающего мира. Так И. Кант объединил данное свойство всех людей в трансцендентальное единство апперцепции. Трансцендентальная апперцепция – это объединение прошлого опыта с новым полученным. Это и приводит к развитию мышления, его изменению или закреплению.



Если что-то в мышлении человека меняется, тогда возможны изменения его представлений. Познание происходит через чувственное восприятие явлений и предметов. Это называется созерцанием, которое активно участвует в трансцендентальной апперцепции.

К восприятию окружающего мира подключается язык и воображение. Человек трактует мир так, как ему понятно. Если что-то ему непонятно, то человек начинает домысливать, придумывать или возводить в некий постулат, который требует только веры.

Мир оказывается разным для людей. Термин апперцепция активно используется в когнитивной психологии, где главная роль в жизни и судьбе человека отводится его взглядам и выводам, которые он делает на протяжении всей жизни. Основной принцип гласит: человек живет так, как он смотрит на мир и что в нем замечает, на чем акцентирует внимание. Вот почему у одних все складывается хорошо, а у других – плохо.

Почему для одних мир враждебный, а для других дружелюбный? На самом деле мир один и тот же, все зависит лишь от того, как сам человек на него смотрит. Когда вы подвержены положительным эмоциям, мир кажется вам приветливым и красочным. Когда же вы расстроены или находитесь в гневе, то и мир представляется опасным, агрессивным, тусклым. Многое зависит от того, в каком человек пребывает настроении и каким именно взглядом он смотрит на него.

Во многих обстоятельствах человек сам решает, как ему реагировать на те или иные события. Все зависит от того, какими убеждениями он руководствуется при этом. Отрицательные и положительные оценки основываются на тех правилах, которыми вы пользуетесь и которые говорят о том, какими должны быть другие люди и как они должны вести себя в тех или иных обстоятельствах.


Только вы можете себя разозлить. Окружающие не могут вас разозлить, если вы этого сами не захотите. Однако если вы поддадитесь манипуляциям других людей, тогда начнете чувствовать то, что от вас ожидалось.

Очевидно, что жизнь человека полностью зависит от того, как он реагирует, что позволяет и какими убеждениями руководствуется. Конечно, никто не застрахован от неожиданных неприятных событий. Однако даже в такой ситуации одни люди реагируют по-разному. И в зависимости от того, как именно отреагируете вы, будет дальнейшее развитие событий. Только вы решаете свою судьбу своим выбором, что чувствовать, что думать и как смотреть на происходящее. Вы можете начать себя жалеть или обвинять всех вокруг, и тогда вы пойдете по одному пути своего развития. Но вы можете понять, что необходимо решать вопросы либо просто не повторять ошибок, и пойти по другому пути своей жизни.

Все зависит от вас. Вы не избавитесь от неприятных и трагических событий. Однако в ваших силах иначе реагировать на них, чтобы вы становились только сильнее и мудрее, а не поддавались страданиям.

Перцепция и апперцепция

Каждому человеку свойственна перцепция и апперцепция. Перцепция определяется как бессознательный акт восприятия окружающего мира. Другими словами, ваши глаза просто видят, уши просто слышат, кожа ощущает и т. д. В процесс включается апперцепция, когда человек начинает осмыслять ту информацию, которую он воспринимает через органы чувств. Это сознательное, осмысленное, пережитое на уровне эмоций и мыслей восприятие.

  • Перцепция – это восприятие информации через органы чувств без его осмысления.
  • Апперцепция – это отражение личности, которая уже вложила в воспринятую информацию свои мысли, чувства, желания, идеи, эмоции и пр.

Через апперцепцию человек может познать себя. Как это происходит? Восприятие мира происходит через определенную призму взглядов, желаний, интересов и прочих психических составляющих. Все это характеризует человека. Он оценивает мир и жизнь через призму своего прошлого опыта, который может включать:

  1. Страхи и комплексы.
  2. Травмирующие ситуации, через которые человек не желает больше проходить.
  3. Неудачи.
  4. Переживания, которые возникали в той или иной ситуации.
  5. Понятия о добре и зле.

Перцепция не включает внутреннего мира человека. Вот почему данные не могут подвергаться анализу с целью познания человека. Индивид просто увидел или почувствовал, что свойственно всем живым существам, которые сталкивались с такими же раздражителями. Процесс самопознания происходит через ту информацию, которая подверглась апперцепции.



Перцепция и апперцепция являются важными составляющими в жизни человека. Перцепция просто дает объективную картину происходящего. Апперцепция позволяет человеку однозначно реагировать, быстро делать выводы, оценивать ситуацию с точки зрения того, приятна она ему или нет. Это свойство психики, когда человек вынужден как-то оценивать мир, чтобы автоматически реагировать и понимать, что ему делать в различных ситуациях.

Простым примером двух явлений можно назвать звук, раздающийся неподалеку от человека:

  1. При перцепции человек просто его слышит. Он может даже не обратить на него внимания, однако отметить его наличие.
  2. При апперцепции звук поддается анализу. Что это за звук? На что он похож? Что бы это могло быть? И прочие выводы человек делает, если он обратил внимание на раздающийся звук.

Перцепция и апперцепция являются взаимодополняющими и взаимозаменяющими друг друга явлениями. Благодаря данным свойствам у человека складывается целостная картина. В памяти все сохраняется: то, на что не было обращено внимание, и то, что человеком осознавалось. По необходимости человек может достать из памяти данную информацию и проанализировать, сформировав новый опыт произошедшего.

Апперцепция создает опыт, которым человек потом пользуется в дальнейшем. В зависимости от оценки, которую вы дали одному событию, у вас сложится конкретное мнение и представление о нем. Оно будет отличаться от взглядов других людей, которые дали событию другую оценку. В итоге получается мир, который многообразен для всех живущих существ.

Социальная апперцепция базируется на оценивании людей друг друга. В зависимости от этой оценки, человек выбирает себе конкретного индивида в друзья, любимые партнеры или превращает во врага. Здесь также принимает участие общественное мнение, которое редко поддается анализу и воспринимается человеком как информация, которую следует безоговорочно принять и ей следовать.

Апперцептивное восприятие как отражение личности

В психологии есть очень интересное понятие «апперцепция» - осознаваемое восприятие органами чувств новых впечатлений, которые таким образом становятся знанием; синтез апперцепции возникает тогда, когда человек составляет общее представление о чём-либо, используя свои личные впечатления.



Характеристика

Можно сказать, что человек целиком состоит из своих представлений. А все свои представления мы получаем через наши органы чувств. К примеру, когда мы говорим: «Сегодня облачно», то делаем такой вывод на основании своего зрения. Апперцепция, как более сложный процесс восприятия, идёт на один шаг дальше, так как рассматривает новые явления относительно всего прошлого опыта. Представление о человеке «Это Саша» является восприятием, но «Саша — мой друг» является апперцепцией, потому что это суждение основано на вашем прошлом опыте.

Схема апперцепции в философии

Апперцепция так или иначе проявляется в течение всей жизни человека, и в этом смысле её можно отнести к философскому понятию. В философии Канта есть такой термин, как «трансцендентальное единство апперцепции». Этот философ интерпретировал это явление как единство самосознания человека, которое даёт наглядное представление «я мыслю», но не опирается на органы чувств. Это представление, которое одинаково для каждого человека. Таким образом, трансцендентальная апперцепция демонстрирует единство мышления всех людей. Именно благодаря ей мы составляем суждения о предметах, общие для всего человечества.

Апперцептивное восприятие любого впечатления зависит от деятельности, которая основывается на сопоставлении, сравнении и соединении. Трансцендентальная апперцепция включает в себя все эти качества. Согласно теории Канта, трансцендентальное единство апперцепции представляет собой деятельность незамутнённого интеллекта, когда человек посредством воспринятых впечатлений создаёт полный объём представлений и понятий.

Вот ещё один пример для лучшего понимания этого философского понятия: если звук воспринимается ушами, но до сознания не доходит, то это перцепция. Если же человек слышит звук сознательно, тогда можно говорить об апперцепции. Это качество восприятия помогает нам усваивать новые понятия, обогащает наше сознание.



Фундаментальное качество психической жизни

Апперцепция также является одним из самых сложных психических процессов, известных в психологии. Этот термин относится к восприятию человека. Так психологи называют интерпретацию впечатлений, которые каждый человек получает через органы чувств.

Без этого понятия невозможно представить протекание любого психического процесса. Вот простой пример, позволяющий лучше понять, что представляет собой апперцепция в психологии. Допустим, человек пришёл на тематический семинар, где рассказывается какая-то новая информация, которая никак не связана с его интересами. В таком случае информация будет восприниматься лишь частично. Но неожиданно лектор затрагивает тему, которая сильно волнует человека. В таком случае всё его внимание будет полностью направлено на лектора. Психологи скажут, что сначала процесс протекал без апперцепции, а затем с ней.

Итак, апперцепция в психологии (от латинских слов ad — «к», perceptio — «восприятие») является одним из фундаментальных психических свойств. Любое восприятие предметов или явлений окружающего мира всегда обусловлено личным опытом. Личность осознаёт свои впечатления благодаря пониманию целостности своей психической жизни, а также запасу накопленных знаний. Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью интерпретации своих ощущений.

Процесс апперцептивного восприятия характеризуется несколькими свойствами:

  1. Воспринимаемые таким образом впечатления отличаются большей яркостью, живостью, отчётливостью.Поэтому часто апперцептивное восприятие отождествляется с сознательностью либо вниманием;
  2. Такие впечатления характеризует большая напряженность и активность. Этот процесс тождественен усилию воли;
  3. Человек апперцептивно воспринимает то, что его волнует или интересует больше всего, особенно это касается личностного «я». Такой процесс тесно связан с интересами личности.

Как это понятие видят разные учёные

Говоря об апперцепции, все учёные сходятся на том, что это умственная способность, с помощью которой человек осознаёт приходящие к нему идеи, как свои собственные. Это актуальное восприятие с дополнительным осознанием человеком того, что оно опирается на его личные впечатления;



Однако в философии и психологии встречается множество трактовок этого фундаментального понятия. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

  • согласно Канту, это свойство человеческого сознания, сопровождающее процесс добровольного самопознания. Кант считал, что это свойство присуще каждому человеку, поэтому объединял все наши суждения в «трансцендентальное единство апперцепции»;
  • Лейбниц использовал термин «перцепция» для описания впечатления, не достигшего сознания. Такое «простое» восприятие человек получает через органы чувств. Важно не путать этот термин с понятием «социальная перцепция», которое относится к социальной психологии. Апперцепция же означает ощущение, которое человек уже в состоянии осознать;
  • известный психолог Альфред Адлер называл индивидуальные представления личности об окружающем мире термином «схема апперцепции». Хорошо известны его слова: «Человек всегда видит то, что хочет видеть». Адлер был уверен, что апперцепция представляет собой личную концепцию окружающего мира, которая определяет человеческое поведение;
  • в психологии Гербарта это слияние новой идеи с теми, которые уже есть в сознании посредством их изменения. Этот учёный сравнивал апперцепцию с пищей, переваривающейся в желудке;
  • в психологии Вундта это психический процесс, при котором восприятие или мысль осознаётся наиболее ясно;
  • трансцендентальная апперцепция, как отдельное понятие, связывает новые качества с прошлым опытом;
  • в общей психологии под апперцепцией понимают любое восприятие;
  • в детской психологии и педагогике трансцендентальное единство апперцепции является своеобразным инструментом. Он позволяет ребёнку успешно обучаться путём объединения новых навыков с житейским опытом;
  • медицинские психологи называют этим понятием интерпретацию индивидом своих ощущений.

Современные психологи придерживаются такой точки зрения, что апперцептивное восприятие всегда является отражением личности. Поэтому, зная, что интересует данную личность, психолог может понять, что она из себя представляет. Итак, говорить об апперцепции можно тогда, когда в активном восприятии участвует внутреннее «я». Схема апперцепции, предложенная Адлером, считается сегодня одним из ключевых понятий когнитивной психологии.

Известно, что чувства любой личности отражают не реальные факты, а лишь её субъективные представления, которые приходят из внешнего мира. Такая схема восприятия постоянно усиливает себя. К примеру, когда человек боится, то склонен везде видеть угрозу, что ещё сильнее укрепляет его веру в то, что окружающий мир постоянно угрожает ему.

Апперцептивный процесс наглядно демонстрирует, что накопленный личностью индивидуальный опыт всегда участвует в психической деятельности. Поведение человека никогда не является пассивным: оно всегда зависит не только от накопления нового опыта, но и от воздействия на восприятие старого опыта. Это и является проявлением апперцепции в психической жизни каждого из нас.

Апперцепция

Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) - внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмыслять и прошлого опыта, увидят разное. У них - разная апперцепция.


Другое определение апперцепции — это психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).

Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия.

Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие апперцепция развивалось в основном в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что она обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную апперцепцию. Гербарт ввел понятие апперцепции в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший апперцепцию в универсальный объяснительный принцип, считал, что апперцепция — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили апперцепцию к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия.

апперцепция

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Апперцепция

Что есть окружающий мир? Почему для одних он кажется светлым и чистым, для других – злым и неприветливым? Ведь на самом деле мир один для всех. Почему у каждого человека свое особенное отношение к происходящему? Апперцепция играет главную роль в данном вопросе. Наряду с ней существуют перцепция и трансцендентальное единство апперцепции, примеры которых тоже будут рассмотрены.

Мир постоянно остается одним и тем же, меняется лишь то, каким его видит человек. В зависимости от того, как вы лично смотрите на мир, такие краски он приобретает. И самое удивительное то, что как бы вы на него ни посмотрели, вы увидите доказательства своему мнению. В мире присутствует все, что видит человек. Только одни люди акцентируют внимание лишь на хороших вещах, а другие – на плохих. Вот почему каждый смотрит на мир по-разному. Все зависит от того, на какие вещи вы обращаете внимание больше всего.

Ваше самоощущение определяется лишь вашим мнением об обстоятельствах, отношением ко всему происходящему. То, что вы думаете и как относитесь к тому или иному событию, определяет ваши чувства, эмоции, формирует определенную точку зрения, идею и т. д.

В мире происходит абсолютно все, что только подвластно человеческому уму. Необходимо научиться терпимости и не удивляться тому, что в мире сразу присутствуют и самые прекрасные вещи, и самые ужасные. Проявление терпимости – значит, осознанно относиться к несовершенству мира и самого себя, понимая, что никто и ничто не застраховано от ошибок.

Неидеальность заключается лишь в том, что мир, вы или другой человек не соответствуете своим или чужим представлениям. Другими словами, вы хотите видеть мир одним, а он таким не является. Вас хотят видеть блондином, а вы являетесь брюнетом. Терпимость проявляется в том, чтобы понимать, что вы, другие люди и окружающий мир не должны соответствовать чьим-либо ожиданиям и представлениям.

Мир таков, каков он есть - реальный и постоянный. Только сам человек меняется, а вместе с ним меняются мировоззрение и представление о том, что происходит в этом мире.

Апперцепция

Замечали хоть раз, что люди могут говорить об одном событии, в котором они принимали участие, однако каждый будет рассказывать свою историю, будто это два разных события? Апперцепция - это условное восприятие окружающего мира (предметов, людей, событий, явлений), в зависимости от личного опыта, знаний, представлений о мире и т. д. К примеру, человек, который занимается дизайном, попав в квартиру, в первую очередь будет оценивать ее с точки зрения обстановки, сочетания цветов, расположения предметов и т. д. Если в эту же комнату зайдет человек, который увлекается флористикой, он в первую очередь обратит внимание на наличие цветов, их ухоженность и пр.

Одна и та же комната – разные люди с различным опытом, профессиональными навыками и интересами – разное восприятие комнаты, которая по сути остается одинаковой для всех, кто в нее попадает.

Вдумчивое и внимательное восприятие окружающего мира на основе собственного опыта, фантазий, знаний и прочих взглядов называется апперцепцией, которая у людей разная.

Апперцепцию называют «избирательным восприятием», поскольку в первую очередь человек обращает внимание на то, что соответствует его мотивам, желаниям, целям. На основе своего опыта он пристрастно начинает изучать окружающий мир. Если же человек находится на стадии «хочу», тогда он начинает выискивать в окружающем мире то, что соответствует его желаниям, поможет в их реализации. Также на нее влияют установки и психическое состояние человека.

Данное явление рассматривалось многими психологами и философами:

  • И. Кант сочетал возможности человека, выделяя эмпирическую (познание самого себя) и трансцендентальную (чистое восприятие мира) апперцепцию.
  • И. Гербарт воспринимал апперцепцию как процесс познания, где человек получает новые знания и объединяет их с имеющимися.
  • В. Вундт характеризовал апперцепцию как механизм структурирования личного опыта в сознании.
  • А. Адлер знаменит своей фразой: «Человек видит то, что хочет видеть». Человек замечает лишь то, что соответствует его концепции мира, из-за чего формируется определенная модель поведения.
  • В медицине данное понятие характеризуется как способность человека интерпретировать собственные ощущения.

Отдельно выделяют социальную апперцепцию – личное отношение или оценка окружающих людей. К каждому человеку, с которым общаетесь, вы испытываете то или иное отношение (чувства). Это и называется социальной апперцепцией. Также сюда входит влияние людей друг на друга через идеи и мнение, ход совместной деятельности.

Выделяют такие виды апперцепции:

  1. Биологическая, культурная, историческая.
  2. Врожденная, приобретенная.

Апперцепция представляет важное значение в жизни человека. Сайт психологической помощи psymedcare.ru выделяет две функции:

  1. Способность человека меняться под влиянием новой информации, которую он осознает и воспринимает, дополняя тем самым свой опыт и знания. Меняются знания, меняется сам человек, поскольку мысли влияют на его поведение и характер.
  2. Способность человека выдвигать гипотезы в отношении людей, предметов, явлений. Основываясь на имеющихся знаниях и получая новый материал, он предполагает, предвосхищает, выдвигает гипотезы.

перейти наверх

Перцепция и апперцепция

Человек воспринимает окружающий мир. Как именно он это делает? Здесь может прослеживаться не только апперцепция, но и перцепция. В чем их отличие?

  • При апперцепции человек воспринимает мир осознанно, четко, в зависимости от прошлого опыта, имеющихся знаний, целей и направленности своей деятельности. Она является активной формой познания окружающего мира с целью дополнения собственных знаний и опыта.
  • При перцепции человек является «невключенным». Ее еще называют «бессознательной перцепцией», когда мир воспринимается просто так, нечетко, независимо.

Перцепция может не нести в себе никакого смысла и значения. Человек видит и чувствует окружающий мир, однако поступающая информация является настолько незначительной, что человек не обращает на нее внимания, не запоминает.

При апперцепции человек действует осознанно, выискивая из окружения то, что поможет ему в решении некой когнитивной задачи.

Простым примером перцепции и апперцепции является звук, который раздается недалеко от человека:

  • Если индивид обращает на него внимание, анализирует, осознает, запоминает произошедшее, тогда говорится об апперцепции.
  • Если индивид услышал, но не обратил внимания, не потрудился осознать происходящее, говорится о перцепции.

Перцепция и апперцепция взаимосвязаны. Часто бывают ситуации, когда человек сначала не обращает внимания на какие-то явления или людей, а потом нуждается в их воспроизведении, когда в процессе апперцепции осознает важность их запоминания. К примеру, человек знал о наличии какого-то сериала, однако не смотрел его. Познакомившись с интересным собеседником, заходит разговор о данном сериале. Человек вынужденно вспоминает о той информации, на которую он ранее не обратил внимания, теперь делая ее осознанной, четкой и нужной для себя.

Социальная перцепция характеризуется восприятием другой личности, соотнесением сделанных выводов с реальными факторами, осознание, интерпретация и прогнозирование возможных действий. Здесь происходит оценка объекта, на которого было направлено внимание субъекта. Самое главное – данный процесс является взаимным. Объект со своей стороны становится субъектом, который оценивает личность другого человека и делает вывод, ставит оценку, на основе чего формируется определенное отношение к нему и поведенческая модель.

Функциями социальной перцепции становятся:

  1. Познание самого себя.
  2. Познание партнеров и их взаимоотношения.
  3. Установление контактов эмоционального характера с теми, кого человек считает надежными и нужными.
  4. Готовность к общей деятельности, где все будут достигать определенных успехов.

Что представляется в вашем сознании, когда слышите то или иное слово, так вы и реагируете, видите окружающий мир. Мир сам по себе ни плохой, ни хороший. Он такой, какую оценку вы ему даете.

Здесь можно услышать: «А как же люди, которые постоянно мешают жить, обижают, предают?». Почему бы по мере своего успокоения после негативной ситуации или расставания не смотреть на своего обидчика с улыбкой? Ведь в другом человеке есть что-то хорошее, что вам когда-то нравилось, вместе с ним у вас в жизни происходили приятные события. Пока вы смотрите на своих обидчиков с улыбкой, они не могут вам причинить вреда и отнять у вас счастье. Более того, вы можете взять от них те качества, которые вас когда-то привлекали, и воспитать их в себе. Ведь пока вы стараетесь избегать своих обидчиков, пытаетесь их забыть, они причиняют вам боль при каждом воспоминании или напоминании о них. Вы тратите силы на то, чтобы убежать, вместо того чтобы просто не реагировать и развиваться, становиться лучше и сильнее.

Если вам что-то не нравится, просто измените свое отношение. Перестаньте бояться, прятаться, бегать. Начните не реагировать на неприятные вещи, но видеть их, а время уделять лишь тому, что вас радует. Ведь мир зависит от вашего видения его. Он может быть красивым и счастливым, если вы будете акцентировать внимание именно на этом. А может быть серым и скучным, если будете уделять время именно депрессивному состоянию. Мир нужно видеть таким, каков он есть.

Трансцендентальное единство апперцепции

Каждый человек обладает навыком трансцендентального единства апперцепции, которое понимается как объединение новых знаний с имеющимся жизненным опытом. Другими словами, это можно назвать обучением, развитием, изменением. Человек постоянно получает новые знания, информацию, нарабатывает навыки. Это объединяется с тем, что уже было получено ранее, создавая новое представление о себе, о людях, о мире в целом.

Трансцендентальное единство апперцепции включает в себя три фактора:

  1. Дедукцию – выделение частного вывода на основе общей информации. Через перцепцию человек переходит к апперцепции – познанию той информации, которая ему необходима.
  2. Созерцание – наблюдение, которое может потом быть предано разбору и анализу.
  3. Воображение – представление той информации, которая является дополняющей.

Человек заблуждается, когда думает, что видит окружающий мир таким, каким он есть на самом деле. В действительности человек видит все в искаженном спектре по причине влияния на мировосприятие некоторых факторов. Это могут быть убеждения того, что хорошо и что плохо, целенаправленность на одни идеалы и отвержение других, предрассудки и комплексы относительно каких-то жизненных явлений. На ошибочное мироощущение влияет множество факторов. Как это проявляется во внешнем мире?

Люди печально известны тем, что часто заранее принимают решения, а затем создают условия, в которых сделанные ранее выводы находят подтверждение. Человек сознательно замечает случаи, подтверждающие его подозрения и ожидания. Он замечает только то, что хочет видеть – примеры, подкрепляющие его предубеждения. Например, мужчина, подозревающий свою женщину в измене, будет видеть в каждом ее общении с другими представителями противоположного пола доказательства измены. Такой мужчина будет видеть не простое деловое общение его женщины и другого мужчины, а явные признаки флирта, которые в конечном итоге приведут к сексу. Он видит то, что хочет, а не то, что есть на самом деле.

Стереотипы играют свое. Очень ярко это проявляется в желании расположить к себе какого-либо человека. Например, женщина приносит мужчине пиво, потому что считает, что все мужчины пьют, с учетом того, что ее же первый брак рухнул по причине алкоголизма. Спрашивается: зачем продолжать стереотип дальше, если он уже разрушил предыдущие отношения? Так, к сожалению, поступают многие люди. В обычном состоянии духа они могут осуждать либо поощрять некоторые действия человека, но когда дело доходит до расположения к себе другого, они забывают о том, что стереотипы могут сыграть злую шутку, если ими воспользоваться. Как вы думаете, из-за чего разрушится брак женщины с этим мужчиной, которому она принесла пиво? Правильно, из-за алкоголизма, как и в первом случае.

Человек, критикуя другого человека, говорит не о нем, а о том, что увидел в нем самого себя. Он критикует те качества, которые присущи ему самому. И он реагирует на них отрицательно потому, что сам в себе эти качества ненавидит. Человека всегда раздражает в других то, что есть в нем самом. Большое количество осуждений говорит о принципиальности. Чем более вы принципиальны, тем больше вы осуждаете других. Данная игра является прекрасным защитным механизмом эго человека. Эгоизм никогда не позволяет своему хозяину замечать свои ошибки и недостатки, так как это убивает его. Прикрываясь несовершенством окружающего мира и людей, эго защищает человека от рассмотрения своих недостатков.

Еще одним прекрасным искажением мировосприятия являются так называемые ошибки. Человеку привычнее говорить о том, что что-то было сделано неправильно, нежели посмотреть на ситуацию с другой стороны. На самом деле ошибок не бывает! Их просто не существует! Есть всего лишь ситуации, к которым человек относится, как к ошибкам. Но сами по себе они не являются ошибочными.

Примеры апперцепции

Каждый человек обладает апперцепцией, только не осознает этого. Примеры апперцепции здесь могут быть многочисленные:

  • Хореограф при общении с людьми обращает внимание на то, как они двигаются, насколько пластичны их руки и ноги.
  • Просмотр телепередачи заключается в запоминании важной информации. Например, когда будет выпущен в прокат новый эпизод любимого сериала, хотя в телепередаче могло говориться об актере, который играет главную роль в этом жанре.
  • Человек, который не доверяет людям, будет видеть за каждым их словом обман, ложь, желание манипулировать.
  • Мастер по изготовлению лыж и горнолыжник по-разному оценивают лыжи. Мастер будет смотреть на качество и способы обработки материала, а горнолыжник будет оценивать упругость, прочность и прочие свойства лыж.
  • Желая ответить на свой вопрос, человек будет выделять информацию, которая частично или полностью дает нужные знания. Например, женщина после ухода любимого мужчины будет искать любую информацию, которая ответит на ее вопрос: как вернуть его?
  • Когда человек идет на работу, он не обращает внимания ни на что, кроме того, что связано с процессом поездки. Например, он будет не обращать внимания на людей, стоящих на остановке, а лишь отмечать, какие номера маршруток подъезжают.
  • Слушая мелодию, человек будет выделять лишь те звуки, которые ему приятны на слух.
  • При выборе, куда пойти отдохнуть, человек будет ориентироваться на опыт переживаний, через который он прошел, уже отдыхая в том или ином месте.

Концентрация на конкретных ощущениях, убеждениях, идеях и эмоциях заставляет человека ограничиваться в своих решениях, выводах и выборе. Человек будет избегать того, что раньше его напугало или причинило боль, при этом отправляясь или увлекаясь лишь тем, что дает положительные переживания.

Через какую призму вы смотрите на мир? Люди смотрят на мир каждый через свою призму. При слове «яблоко» одни представляют себе зеленое яблоко, а другие – красное. Смотря в одно окно, кто-то видит звезды, а другой – решетки. Таким образом, убеждения, верования, принципы «что хорошо и что плохо» - это та призма, через которую смотрит на мир человек, что и характеризует явление апперцепции. Итог – некоторое ограниченное восприятие мира, игнорирование всего остального.

Эта призма заставляет человека действовать тем или иным образом. Смотря через нее, человек совершает те или иные поступки. Соответственно, есть люди, которые считают нормальным сморкаться в общественных местах, и те, кто будет терпеть, пока не попадет в уборную, чтобы освободить свой нос. Есть люди, которые считают себя достойными стать богатыми, несмотря на то, что сейчас они живут на вокзале в картонной коробке, и те, кто считает себя недостойным богатства, даже если он закончил высшее образование и имеет крышу над головой.

В зависимости от того, через какой набор убеждений, принципов, правил, разрешений и запретов человек смотрит на окружающий его мир, он позволяет себе тот или иной образ жизни. Можно сказать, что многие люди не достигают своих целей и желаний только потому, что считают себя недостойными их иметь или неспособными достигнуть. Конечно, если человек считает себя недостойным и неспособным, то он ничего не будет делать ради достижения целей. И здесь уже не имеет значения, у кого какие возможности имеются. Есть люди без рук и без ног, зарабатывающие больше денег, чем те, кто физически полностью здоров.

Все зависит от того, во что вы верите, чем руководствуетесь и что сами себе разрешаете и запрещаете. Прогноз жизни при апперцепции может быть как счастливым, так и несчастным. Все зависит от глаз смотрящего человека, который выделяет из всей информации то, что ему хочется знать, видеть и слышать.

Но если человек изменит свою привычную призму, то меняются и его поступки, образ жизни, отношения и даже круг общения. Если хотите изменить свою жизнь, измените свои убеждения, принципы, «разрешаю» и «не позволяю». Все это неизбежно приведет к изменению вашего поведения и совершению новых поступков, а они уже в свою очередь приведут к получению новых последствий. И в зависимости от того, что и в какую сторону вы будете менять, ваша жизнь будет меняться в том или ином направлении.