Патологический характер

Патологические характеры



Характер (от греч. harax -- черта, примета, признак) -- это сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определенном отношении его к окружающей действительности и к самому себе.

Оглавление:

Характер -- это качество личности в целом. При этом «все черты характера являются чертами личности, но не все черты личности являются чертами характера» (К.К. Платонов).

Психопатии -- это патологические характеры сформировавшиеся под влиянием различных неблагоприятных (врожденных или приобретенных) факторов на основе аномалий высшей нервной деятельности.

Выделение группы патологических характеров поначалу было обусловлено потребностями судебной практики, например при решении вопроса о вменяемости (середина XIX века). Большой вклад в учение об этом внесли отечественные ученые-психиатры И.М. Балинский (), В.Х.Кандинский () и другие, которые рассматривали патологические характеры как стойкую аномалию личности. С.С.Корсаков характерным для патологического характера (психопатии) считал наличие дисгармонии душевного строя, обусловленной наследственностью, внутриутробной интоксикацией, инфекцией, травмой или неправильным воспитанием.

Стереотипизация реакций человека на те или иные значимые события приводит к формированию характерологических или патохарактерологических паттернов.



По мнению видного советского психолога А.Е. Личко, патологическая реакция отличается от вариантов нормального поведения следующими параметрами:

1. склонностью к генерализации, т.е. способностью возникать в самых различных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе неадекватными, поводами;

2. склонностью приобретать свойство патологического стереотипа, повторяя как клише по разным поводам один и тот же поступок;

3. склонностью превышать «потолок» нарушения поведения, никогда не превышаемый той группой, к которой он принадлежит;

4. склонностью приводить к социальной дезадаптации.



Патохарактерологические реакции являются психогенными личностными реакциями. Эти реакции отличают от «характерологических» -- непатологических нарушений поведения, которые проявляются только в определенных ситуациях, не ведут к дезадаптации личности и не сопровождаются сомато-вегетативными нарушениями. Патологические ситуационные (патохарактерологические) реакции чаще развиваются постепенно на основе психологических.

Под патохарактерологическим поведением понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе психического развития человека и его воспитания.

В современной клинической психологии выделяют три группы факторов, способствующих развитию патохарактерологических особенностей:

Генетические факторы определяют особенности функционирования аффективной сферы личности, которые под влиянием психосоциальных факторов в процессе развития становятся более определенными и стойкими. При нарушениях личности как раз отмечается усиление либо ослабление функционирования одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции. От этой системы зависят интенсивность и направленность бессознательной оценки разнообразных воздействий окружающей среды. Неравномерное развитие уровней базальной системы определяет дезадаптивный характер взаимодействия психики и среды.

Органические поражения мозга, возникающие в перинатальный период жизни ребенка, при травмах черепа или нейротоксических инфекциях также принимают участие в формировании расстройств личности. Учеными обнаружены изменения функционирования катехоламиновых систем, изменения биохимической активности мозга, латерализации, плотности мозговой ткани у людей с расстройствами личности. В развитии личностных расстройств факторы генетической предрасположенности и органического поражения мозга взаимодействуют с факторами психосоциального развития личности -- неблагоприятными семейными условиями, жестоким обращением и насилием в детстве, неправильным воспитанием. Именно с решающим действием факторов психосоциального развития связано формирование личностных расстройств при определенных генетических и органических предрасположениях.



Психосоциальные факторы проявляются, в основном, ситуативно обусловленными патологическими нарушениями поведения: делинквентностью, побегами из дома, бродяжничеством, ранней алкоголизацией и употреблением других психоактивных веществ, суицидальным поведением, транзиторными сексуальными девиациями. Среди делинквентных подростков до 16 лет 71% алкоголизируются, 54% совершают побеги из дома; у 10% отмечаются сексуальные девиации, у 8% -- суицидные попытки.

В зависимости от условий воспитания и обращения дети с разными генетическими и органическими предрасположенностями могут демонстрировать сходные модели проблемного поведения и социального взаимодействия. Обнаружение этого факта даже привело к тому, что одним из альтернативных терминов для обозначения психопатий некоторое время было словосочетание «социопатическая личность» (личность, имеющая нарушенные, неадаптивные coциальные связи).

Психопатии

Психопатии — это аномальные варианты личности или патологические характеры, при которых наблюдается недостаточность одних и преувеличенное развитие других свойств характера.

Подобное неравномерное развитие отдельных характерологических свойств — дисгармоничность психики — является основным признаком психопатии и проявляется уже с раннего возраста. Она касается в первую очередь эмоционально-волевых качеств личности при относительной сохранности интеллектуальных способностей. Психопатии возникают на основе врожденной неполноценности нервной системы, причиной которой может являться наследственность, вредности, воздействующие на зародыш и плод, родовая травма и т. д. Однако формирование и выявление психопатий в значительной мере происходит под воздействием внешней среды, т. е. неправильного воспитания, отрицательных влияний среды, психогенных травм, соматических заболеваний.

От олигофрении (см.) психопатия отличается интеллектуальной сохранностью; от психических заболеваний — отсутствием нарастающего дефекта личности; от неврозов — своей необратимостью. От истинных или конституциональных психопатий необходимо отличать психопатоподобные состояния — стойкие аномалии характера, возникающие в течение жизни после различных заболеваний (травм головного мозга, эпидемического энцефалита, шизофрении, инфекционных заболеваний и т. п.).

Формы психопатий выделяют преимущественно на основе преобладания тех или иных патологических черт характера.



Астенические психопаты характеризуются повышенной впечатлительностью, робостью, нерешительностью, а также легкой психической и физической истощаемостью. Они легко, хотя и ненадолго раздражаются, неспособны к длительным усилиям и усидчивой работе. Частые расстройства сна, нарушения аппетита и деятельности желудочно-кишечного тракта заставляют их проявлять повышенное внимание к своему физическому здоровью. Преобладает пониженное настроение.

Возбудимые психопаты (некоторые называют их эпилептоидными психопатами) отличаются чрезмерной раздражительностью, достигающей в ряде случаев приступов исступленной ярости. Из-за пустяка такие лица могут нанести оскорбление, побои, даже совершить убийство. Подобные состояния возникают у них особенно легко в периоды изменения настроения, проявляющегося обычно тоской и злобой. Это люди грубые, злопамятные, упрямые, склонные считаться только со своим мнением, деспотичные и вздорные. Среди них часто встречаются лица, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, азартные игроки.

Тимопаты — основным признаком этой группы, больных являются постоянные изменения настроения. Гипертимики — отличаются постоянно повышенным настроением, оптимизмом, нередко беспечным отношением к тому, что является недозволенным, а также избытком энергии, предприимчивостью, большой работоспособностью, которая, однако, может отличаться разбросанностью, и поэтому начатое ими дело часто не доводится до конца. Эти люди подвижные, общительные, часто бесцеремонные в обращении. Они любят спорить, легко приходят в раздражение, но быстро успокаиваются. Гипотимики — лица с постоянно пониженным фоном настроения, видящие в окружающем лишь отрицательное, унылые или мрачные пессимисты. Они всегда всем недовольны и в первую очередь сами собой, легко впадают в отчаяние. Малообщительны, малоразговорчивы, не любят привлекать к себе внимание и говорить о себе. Внешне часто выглядят медлительными, хмурыми и озабоченными.

Реактивно-лабильные психопаты отличаются, очень изменчивым настроением, смены которого зависят обычно от внешних, но зачастую самых незначительных поводов. Поэтому на протяжении дня у них много раз хорошее настроение может сменяться подавленным.

Психастенические психопаты (психастеники) отличаются тревожностью, неуверенностью в себе, склонностью к постоянным сомнениям и самопроверке. Всякое предстоящее действие вызывает у них размышления, порой мучительные. Нередко у них возникают разнообразные навязчивые состояния. Будущее всегда рисуется психастеникам полным трудностей и неудач, в связи с чем оно для них более значимо, чем происходящее в настоящий момент. В общении с людьми они застенчивы и боязливы. Раньше группу психастенических психопатов обозначали понятием «психастения».



Истерические психопаты — стремятся всегда казаться окружающим более значительными личностями, чем они являются на самом деле. При этом они сами убеждены в наличии у них разнообразных несуществующих достоинств и постоянно стремятся привлечь к себе внимание. Им свойственно позерство, склонность к фантазиям и лжи, капризность и изменчивость настроения. Их привязанности и переживания обычно лишены глубины, а суждения и действия их целиком зависят от случайных обстоятельств, в связи с чем могут быть диаметрально противоположными. Упрямство и несговорчивость сочетаются у них с повышенной внушаемостью.

Шизоидные психопаты отличаются замкнутостью, скрытностью, отсутствием потребности в общении с людьми. Вместе с тем у них нередко можно обнаружить богатую внутреннюю жизнь, проявляющуюся в фантазиях, самоанализе, анализе происходящего вокруг них, хотя внешне они могут казаться равнодушными к тому, что их окружает. Им свойственна повышенная обидчивость и ранимость, когда дело касается их самих, но вместе с тем они часто проявляют эмоциональную холодность к самым обыденным человеческим переживаниям.

Паранойяльные психопаты отличаются уверенностью в себе, повышенной самооценкой, настойчивостью, упрямством. Им чужды сомнения и колебания. Это люди чрезвычайно узкого кругозора, крайне односторонние в суждениях и оценках, склонные к фиксированию, внимания на небольшом числе идей, которые затем начинают доминировать в их сознании, вытесняя все остальное. Такими идеями могут быть изобретательство, борьба с мнимыми нарушениями, ревность, любовные притязания и т. д. Для их реализации паранойяльные психопаты проявляют необычное упорство, а неудачи лишь увеличивают его. У них часто развивается сутяжное поведение.

Под влиянием внешних факторов — психогенного или соматического характера, а иногда и без видимой внешней причины у психопатов возникают различные по своим клиническим проявлениям острые и затяжные реактивные состояния (см. Психогении), невротические реакции (см. Неврозы), депрессии. Эти преходящие психические расстройства относят к так называемой динамике психопатии.

Огромное значение в профилактике психопатии имеют правильное воспитание и соответствующая особенностям патологической личности профессиональная ориентация. В лечении психопатии большое значение принадлежит психотерапии (см.), а также лечению психотропными средствами (см.). Психопаты в периоды ухудшения состояния нуждаются в наблюдении и лечении у психиатра и невропатолога. В ряде случаев показано лечение в психиатрической больнице.

Психопатии (от греч. psyche — душа, душевные свойства и pathos — страдание, болезнь; синоним: патологические характеры, конституциональные психопатии, аномальные варианты личности) — характерологические особенности личности (становление которых происходит с момента ее формирования), выражающиеся в дисгармоничности главным образом эмоционально-волевых свойств при относительной сохранности интеллекта; эти особенности носят патологический характер, поскольку мешают такого рода субъектам безболезненно для себя и окружающих приспособляться к внешней среде.

Критерии понятия «психопатия». Присущие психопатам патологические свойства определяют всю структуру личности и являются более или менее постоянными. Существование в психике того или иного субъекта вообще каких-либо отдельных элементарных неправильностей и уклонений еще не дает основания причислять его к психопатам (П. Б. Ганнушкин). Практическим критерием психопатии является следующий: психопатические личности — это такие ненормальные личности, от ненормальности которых страдают или они сами, или общество. От олигофрений психопатии отличаются отсутствием врожденной умственной недостаточности (среди психопатов встречаются и одаренные люди). От психических заболеваний с прогредиентным течением (шизофрения, эпилепсия, органические заболевания) психопатию отличает отсутствие прогредиентности с развитием слабоумия, необратимого дефекта личности.

В прошлом к психопатиям относили так называемые дегенеративные психозы. В настоящее время этот термин не применяется как устаревший. Формально дегенеративные психозы сближает с психопатиями присущий тем и другим генетически-конституциональный фактор этиологии. В настоящее время эти психозы относят преимущественно к семейной (наследственно отягощенной) шизофрении, протекающей вяло, с психопатоподобными изменениями, которые нерегулярно прерываются острыми приступами («бредовые вспышки дегенерантов», описанные старыми авторами).

Следует также отличать психопатии от психопатоподобных состояний после черепно-мозговой травмы, инфекционных заболеваний, интоксикаций ЦНС, от эндокринопатий (см. Эндокринные психические синдромы). Примером психопатоподобных изменений являются нарушения характера у подростков, перенесших эпидемический энцефалит. Существенное значение для дифференциальной диагностики имеет установление того факта, что до появления психопатоподобных изменений развитие личности протекало нормально, изменения возникли после перенесенного заболевания. От неврозов психопатии отличаются общим дисгармоническим складом личности.

Для психопатии характерно недоразвитие одних или преувеличенное развитие других свойств, которые имеются у каждого здорового человека, но в более гармоническом сочетании (Е. А. Попов). Иными словами психопатиям свойственна частичная задержка развития личности (парциальная дизонтогения). Она проявляется преимущественно в области эмоций, воли, влечений в виде частичного инфантилизма (ювенилизма), асинхронности, неравномерности, запаздывания развития и приводит к формированию патологических врожденных особенностей нервной системы со стойкими нарушениями в соотношении основных свойств высшей нервной деятельности и во взаимодействии сигнальных систем, коры и подкорки.



Этиология. Психопатии полиэтиологичны. Причинами парциальной дизонтогении могут быть наследственные факторы, внутриутробное воздействие вредностей на зародыш и плод, родовые травмы, патология раннего постнатального периода. Недоразвитость, детскость психики проявляется в повышенной внушаемости, склонности к преувеличению и чрезмерно развитой фантазии у истеричных субъектов, в эмоциональной неустойчивости у эмотивно лабильных, в слабости воли у неустойчивых психопатов, в незрелом мышлении с чертами детскости, подверженном власти аффектов, у параноических психопатов. Велико значение в развитии психопатий неблагоприятных условий среды; неправильное воспитание, отрицательные влияния, психогенные травмы могут привести к обострению психопатических черт. По О. В. Кербикову, в одних случаях ведущим в развитии психопатий является конституциональный фактор («ядерные психопатин»), в других — фактор психогенного воздействия окружающей среды («патохарактерологическое развитие»).

Классификация и симптоматика. Общепринятой классификации психопатий нет. В свете учения И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности выделяют следующие основные типы психопатии (однако, кроме «чистых» видов психопатий, существуют и переходные формы).

Гипотимические (конституционально депрессивные) психопаты — лица с постоянно пониженным настроением, прирожденные пессимисты, с чувством неполноценности, недовольные собой, не способные к длительному волевому напряжению, легко впадающие в отчаяние, малоспособные к инициативе, очень чувствительные к неприятностям, видящие все в мрачном свете, медлительные, внешне угрюмые, мрачные и малоразговорчивые.

Гипертимические (конституционально возбужденные) психопаты — лица с постоянно повышенным настроением, самомнением, общительные, деятельные, подвижные. Их отличают поверхностность и неустойчивость интересов, отвлекаемость. Свои преувеличенные планы они редко доводят до конца. Их общительность переходит в чрезмерную болтливость и постоянную потребность в увеселениях. Они не различают границы между дозволенным и запретным. Многие из них склонны к лживости и хвастовству, у других преобладает выраженное самомнение и известная раздражительность, что приводит их к частым спорам («несносные спорщики»), а при возражениях — к вспышкам гнева.

Эмотивно лабильные (реактивно лабильные) психопаты отличаются крайней изменчивостью настроения, которое колеблется по самому незначительному поводу. Резкое замечание, воспоминание о печальном событии, мысль о предстоящей неприятности вызывают подавленность. Такие личности часто производят впечатление «капризных недотрог»; они отличаются богатством эмоциональных оттенков, подвижностью чувств, тяжело реагируют на психические травмы патологическими реактивными состояниями.



Астенические (конституционально нервные) психопаты характеризуются сочетанием психической возбудимости, раздражительности, чувствительности с повышенной истощаемостью и утомляемостью. При преобладании истощаемости выступают общая вялость, неспособность к длительному усилию и усидчивой работе, нерешительность, рассеянность, склонность к ипохондрии; настроение обычно угнетенное. При преобладании возбудимости — раздражительность, резко выраженное чувство собственной недостаточности в сочетании с чрезмерным эгоцентризмом, повышенным самолюбием, что может приводить к столкновениям с окружающими. Общим для астеников является быстрое падение продуктивности, вследствие чего они работают нерегулярно, порывами, часто удачно начинают, но быстро сдают, что дает повод обвинять их в лени. Многие из них робки, застенчивы, крайне чувствительны («мимозоподобность»).

Психастенические психопаты — см. Психастения.

Возбудимые (взрывчатые) психопаты отличаются крайней раздражительностью, доходящей до приступов ярости, причем сила реакции не соответствует силе и качеству раздражителя. По незначительному поводу такие лица могут оскорбить, устроить скандал, в гневе становятся агрессивными, могут нанести побои и ранения, не останавливаются даже перед убийством; поэтому возбудимые психопаты часто встречаются в судебно-психиатрической практике. Им свойственны приступы расстройства настроения (дисфории) в форме злобной тоски, иногда с примесью страха. Они склонны к злоупотреблению алкоголем и наркотическими средствами. Это люди односторонних, стенических (возбуждающих) аффектов, нетерпимые к мнению окружающих, настойчивые, упрямые, властные, придирчивые, требующие покорности и подчинения. В некоторых случаях злобность и агрессивность отступают у них на задний план и выступает чрезмерная сила влечений (люди влечений). Среди них встречаются азартные игроки и расточители, пьяницы, дипсоманы (запойные пьяницы), лица, проявляющие сексуальную извращенность или страдающие периодическими приступами неудержимого стремления к бродяжничеству (П. Б. Ганнушкин).

Истерические (жаждущие признания) психопаты характеризуются стремлением казаться в собственном мнении и в глазах окружающих значительными личностями, что не соответствует реальным возможностям и достоинствам этих субъектов. Истерическим психопатам свойственны театральность, позерство, часто лживость, склонность к нарочитым преувеличениям, чрезмерная сила фантазии, демонстративность поведения. В них сочетаются повышенная внушаемость с упрямством (истерический негативизм). Эмоции истерических психопатов неустойчивы и поверхностны; прочные привязанности у них заменяются жаждой признания, поступками, рассчитанными на зрителя, на внешний эффект. Они не брезгуют никакими средствами для привлечения к себе внимания, стараются казаться оригинальными, поразить окружающих необычными проявлениями какой-нибудь болезни (сцены припадков, обмороков), разыгрывают обиженных и оскорбленных, рассказывают о своих мнимых несчастьях и успехах, не останавливаются перед ложными обвинениями (например, обвиняют лечившего их врача в попытке изнасилования) и самооговорами (приписывают себе преступления, которых не совершали). Часто вместо трезвой оценки действительности выступают выдумки, реальная ситуация заменяется вымышленной. Психика истерических психопатов характеризуется детскостью, незрелостью. Тех из них, которые жажду признания сочетают с чрезмерно богатым фантазированием и лживостью, называют псевдологами (патологическими лгунами). Чаще всего выдумки касаются их собственной личности. Такая лживость далеко не всегда бывает бескорыстной: многие извлекают из своей лжи осязательную пользу путем афер, обмана, шарлатанства, выманивания под различными предлогами денег у доверчивых людей.

Паранойяльные психопаты (параноики) характеризуются склонностью к образованию сверхценных идей, которым свойственна сильнейшая аффективная окраска по сравнению со всеми остальными мыслями и представлениями, вследствие чего эти мысли и представления занимают господствующее положение в психической жизни и деятельности субъекта. Основной сверхценной идеей паранойяльного психопата является мысль об особом значении его собственной личности. Для них типичны крайний эгоизм, чрезмерное самомнение, узость кругозора, упорство в отстаивании своих убеждений, подчиненность мышления аффектам (правильно только то, что хочется и нравится параноику: «сильное желание есть отец мысли»). Паранойяльные психопаты стремятся видеть осуществленными свои желания и борются против тех лиц, которые этому противодействуют, развивая большую энергию, наживая большое количество врагов, частью действительных, большей частью воображаемых. Иногда такой психопат обнаруживает стремление к изобретательству, реформаторству, причем все, кто с ним не согласны, становятся его врагами, поскольку повышенная недоверчивость и подозрительность вообще свойственны паранойяльным психопатам. Непризнание окружающими достоинств психопата приводит его к столкновениям с окружающими, причем он не поддается ни убеждениям, ни угрозам, ни просьбам. Из неудач он только черпает силы для дальнейшей борьбы. Реакция его может выразиться в форме сутяжничества (кверулянтства): он затевает судебное дело, опротестовывает решения суда, обращается в органы печати, в высшие законодательные инстанции. Помимо подчиненности аффектам, мышление паранойяльного психопата характеризуется резонерством, выражающимся в наклонности к различного рода отвлеченным построениям, причем за доказанное принимается то, что еще нужно доказать.



Неустойчивые (безвольные) психопаты — слабовольные люди, которые легко подпадают под влияние среды, особенно дурной, легко следуют

плохим примерам, внушаемы, податливы, без глубоких привязанностей, не способны к последовательной целенаправленной деятельности, ленивы и неаккуратны. Под влиянием дурной среды легко спиваются, злоупотребляют наркотическими средствами. Воспитание и организованный труд создают условия для контроля над поведением безвольного психопата и позволяют ему стать достаточно полезным членом общества.

Шизоидные (патологически замкнутые) психопаты отличаются замкнутостью, скрытностью, нарушением контакта с реальностью, которая вследствие их замкнутости воспринимается чрезвычайно субъективно и неточно. У них нет аффективного резонанса к чужим переживаниям, понимание которых для них затруднено; им трудно найти адекватную форму контакта с окружающими. Характерно сочетание повышенной чувствительности и ранимости с эмоциональной холодностью, парадоксальность эмоциональных реакций и поведения. В жизни их обычно называют чудаками, оригиналами, странными, эксцентричными.

О соотношениях отдельных форм психопатий можно судить по следующей статистике (учитывающей субъектов, совершивших общественно опасные деяния): среди психопатов, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу в Институте судебной психиатрии им. проф. Сербского, преобладали возбудимые — 20,4% и истеричные — 17,2%.

Приведенная классификация психопатий является традиционной, но не единственной. В одной из последних систематик психопатий [Петрилович (N. Petrilowitsch), 1966] приведены следующие группы психопатов: гипертимные и экспансивные, депрессивные, астенические, с неустойчивым настроением и взрывчатые, неуверенные в себе, жаждущие признания, безвольные, фанатичные и паранойяльные, ананкасты (страдающие навязчивостями), бесчувственные.

Динамика психопатий выражается в колебаниях настроения, патологических психогенных реакциях (в ответ на психическую травму), в патологическом развитии личности (затяжные реактивные состояния), которое приводит к декомпенсации психопатии. У возбудимых психопатов легко возникают бурные аффективные разряды, у истерических — истерические психогенные психозы. Параноиды (бредовые синдромы) чаще наблюдаются у астенических психопатов, параноиков, истеричных, шизоидов. Депрессии особенно легко появляются у депрессивных и эмотивно лабильных психопатов. Астенические ипохондрические развития— у астеничных, эмотивно лабильных, истеричных. Сверхценное изобретательство, реформаторство, кверулянство — у параноиков. При оценке психопатии надо помнить, что с возрастом явления частичной задержки развития могут сглаживаться. Так, истерия развития, наблюдаемая в пубертатном возрасте, часто выравнивается в последующем, и личность становится достаточно уравновешенной. По мере развития личности исчезают детская псевдология и парциальные нарушения влечений. Волевая неустойчивость и психопатическая эмоциональная холодность могут быть преходящим состоянием юношеского возраста.



Выделяется патохарактерологическое развитие личности, при котором обнаруживается тесная связь с условиями окружающей среды (воспитание, семейное неблагополучие и т. д.). Под влиянием факторов внешней среды видоизменяется тип высшей нервной деятельности, формируются его типовые особенности, которые постепенно становятся такими же, как и при врожденной конституциональной психопатии, что и является основой для формирования определенной структуры психопатической личности. Например, формированию астенической психопатии может способствовать обстановка постоянного унижения, наказаний (О. В. Кербиков).

Практический врач должен обладать знанием клиники и динамики психопатии в такой степени, чтобы суметь ее диагностировать и направить больного для лечения и динамического наблюдения в психоневрологические диспансеры.

Лечение и профилактика психопатий включают психотерапию ( см.), воспитательные мероприятия, трудовую терапию, физиотерапию, медикаментозное лечение. Огромное значение имеют правильный трудовой режим и правильная профессиональная ориентация, способствующие необходимой тренировке нервных процессов психопата. Медикаментозное лечение имеет вспомогательное значение и должно быть строго индивидуализировано, единую схему дать нельзя. При дисфориях, состояниях аффективного напряжения и тревоги показаны либриум (элениум), мепробамат. Аффективно возбудимым назначают аминазин, резерпин, при депрессивных колебаниях настроения — тофранил (мелипрамин) с мепробаматом.

Судебно-психиатрическая экспертиза. В большинстве случаев психопаты признаются вменяемыми. Лишь в отдельных случаях (например, тяжелые астенические психопатии и паранойяльные) степень психопатии бывает настолько глубока, что психопат признается невменяемым.

Timepsyhology

Патологические характеры

Характер (от греч. harax — черта, примета, признак) — это сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определенном отношении его к окружающей действительности и к самому себе. Характер — это качество личности в целом. При этом «все черты характера являются чертами личности, но не все черты личности являются чертами характера» (К.К. Платонов).



Психопатии — это патологические характеры сформировавшиеся под влиянием различных неблагоприятных (врожденных или приобретенных) факторов на основе аномалий высшей нервной деятельности.

Выделение группы патологических характеров поначалу было обусловлено потребностями судебной практики, например при решении вопроса о вменяемости (середина XIX века). Большой вклад в учение об этом внесли отечественные ученые-психиатры И.М. Балинский (), В.Х.Кандинский () и другие, которые рассматривали патологические характеры как стойкую аномалию личности. С.С.Корсаков характерным для патологического характера (психопатии) считал наличие дисгармонии душевного строя, обусловленной наследственностью, внутриутробной интоксикацией, инфекцией, травмой или неправильным воспитанием.

Стереотипизация реакций человека на те или иные значимые события приводит к формированию характерологических или патохарактерологических паттернов.

По мнению видного советского психолога А.Е. Личко, патологическая реакция отличается от вариантов нормального поведения следующими параметрами:

1. склонностью к генерализации, т.е. способностью возникать в самых различных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе неадекватными, поводами;



2. склонностью приобретать свойство патологического стереотипа, повторяя как клише по разным поводам один и тот же поступок;

3. склонностью превышать «потолок» нарушения поведения, никогда не превышаемый той группой, к которой он принадлежит;

4. склонностью приводить к социальной дезадаптации.

Патохарактерологические реакции являются психогенными личностными реакциями. Эти реакции отличают от «характерологических» — непатологических нарушений поведения, которые проявляются только в определенных ситуациях, не ведут к дезадаптации личности и не сопровождаются сомато-вегетативными нарушениями. Патологические ситуационные (патохарактерологические) реакции чаще развиваются постепенно на основе психологических.

Под патохарактерологическим поведением понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе психического развития человека и его воспитания.



В современной клинической психологии выделяют три группы факторов, способствующих развитию патохарактерологических особенностей:

Генетические факторы определяют особенности функционирования аффективной сферы личности, которые под влиянием психосоциальных факторов в процессе развития становятся более определенными и стойкими. При нарушениях личности как раз отмечается усиление либо ослабление функционирования одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции. От этой системы зависят интенсивность и направленность бессознательной оценки разнообразных воздействий окружающей среды. Неравномерное развитие уровней базальной системы определяет дезадаптивный характер взаимодействия психики и среды.

Органические поражения мозга, возникающие в перинатальный период жизни ребенка, при травмах черепа или нейротоксических инфекциях также принимают участие в формировании расстройств личности. Учеными обнаружены изменения функционирования катехоламиновых систем, изменения биохимической активности мозга, латерализации, плотности мозговой ткани у людей с расстройствами личности. В развитии личностных расстройств факторы генетической предрасположенности и органического поражения мозга взаимодействуют с факторами психосоциального развития личности — неблагоприятными семейными условиями, жестоким обращением и насилием в детстве, неправильным воспитанием. Именно с решающим действием факторов психосоциального развития связано формирование личностных расстройств при определенных генетических и органических предрасположениях.

Комплексное решение данных вопросов может быть реализовано в психогенетическом исследовании, включающем с себя результаты и анализ как близнецовых, так и семейных исследований. Нами были проведены серия исследований, которые позволяют обозначить основные направления в решении указанных вопросов и выделить эмпирические основания психоген .

На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям — умениям пользоваться несло .



Этикет (от франц. etiquette) означает установленный порядок поведения где-либо. Это наиболее общее определение этикета. Культура поведения — поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешне .

Патология характера

Главная > Лекция >Психология

Характер. Акцентуации характера. Психопатии. Типы психопатий. Проявления психопатии в детском возрасте. "Псевдопсихопатии". Механизмы социальной и школьной дизадаптации, профилактика и коррекция при уродствах характера в детско-подростковом возрасте.

ХАРАКТЕР представляет собой совокупность стабильных индивидуальных личностных черт, складывающуюся и проявляющуюся в деятельности и общении и составляющую основу присущих данной личности форм поведения.

Психический склад личности каждого ребенка представляет собой постоянное, врожденное свойство, но личностные особенности, обусловленные наследованием черт родителей, в течение жизни претерпевают определенные видоизменения под влиянием экзогенно-органических (резидуально-органической церебральной недостаточности, черепно-мозговых травм, заболеваний головного мозга, тяжелых соматических заболеваний и т.д.) и социальных условий (адекватности воспитания, ситуации в семье, особенностей микросоциального окружения, наличия тяжелых психотравмирующих ситуаций и т.д.) факторов. В раннем возрасте может проявляться "ядро" будущих личностных аномалий, которые в дальнейшем развиваются при воздействии длительно действующих отрицательных или положительных средовых факторов. При благоприятных условиях патологические особенности характера сглаживаются, позволяя ребенку/подростку адаптироваться в жизни, а при неблагоприятных личностные свойства усиливаются, приводя к формированию уродств характера (психопатий).

Между усредненной нормой и психопатией располагается наиболее обширная сфера - АКЦЕНТУАЦИИ личности, характеризующиеся усилением, заострением отдельных характерологических черт у психические здоровых лиц. Особенности такого склада характера выражаются в избирательной уязвимости для определенных средовых факторов при нормальной или повышенной устойчивости к целому ряду других экзогенных факторов. Они проявляются только в определенной обстановке, а в остальное время остаются практически незаметными. По-видимому, во многих случаях акцентуации характера наиболее выраженными являются в подростковом и юношеском возрасте, а затем при наступлении зрелости сглаживаются. При акцентуациях характера отсутствуют расстройства адаптации, тотальность патологических личностных свойств и тенденции к однотипному способу личностного pеагиpования, что и отличает акцентуации от психопатии. Акцентуации характера являются вариантами нормы и не требуют наблюдения психиатра и психотропного лечения, хотя нередко показаны психологическая и психотерапевтическая помощь. Несмотря на существенные отличия от психопатий, акцентуации характера традиционно разделяются на те же типы, что и психопатии.



К ПСИХОПАТИЯМ относятся особенности личности, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада; они относительно стабильны, малообратимы, тотальны и определяют всю психическую структуру личности; патологические личностные особенности выражены настолько значительно, что препятствуют полноценной социальной адаптации.

Происхождение психопатии почти всегда связано с совокупностью наследственных, оpганических и социально-психологических фактоpов. Практически не выявляются чистые конституциональные (“ядерные”) психопатии, чистые оpганические формы (психопатоподобный синдром на резидуально-органической почве) или уродства характера, обусловленные исключительно неправильным воспитанием, депривацией, хроническими психотравмирующими воздействиями (патохаpактеpологическое pазвитие).

Развитие психопатии происходит поэтапно: I этап (детский возраст) характеризуется психопатическими пpоявлениями в виде pеакций по возбудимому, истеpическому, астеническому или неустойчивому типам; II этап (подростковый возраст) ярко окрашен утpиpованными пубертатными особенностями в виде негативизма, оппозиции, эгоцентризма, влечений, кризиса мотивации, стpемления к самоутвеpждению, группированию; на III этапе (в конце подросткового или в юношеском возрасте) происходит формирование определенного клинического типа психопатии.

Принято считать, что определенный клинический тип психопатии формируется не ранее 18-летнего возраста, в связи с чем установление диагноза психопатии до этого возраста является неправомерным. Действительно, до конца подросткового и даже начала юношеского возраста в большинстве случаев патологические черты характера лишены двух главных признаков психопатии - стабильности и тотальности; при этом нередко достаточно очевидным является третий облигатный признак психопатии - социальная (школьная) дизадаптация. Однако, во многих случаях диагноз все же официально звучит в медицинской карте до 18 лет при необходимости военно-медицинской или судебной экспертизы.

Выделяются следующие типы психопатий: шизоидный, психастенический, астенический, аффективный, паранойяльный, истерический, возбудимый, эпилептоидный, неустойчивый типы, группа эмоционально тупых личностей.

При сочетании различных психопатических черт речь идет о психопатии мозаичного круга (смешанный тип). В этих случаях не удается выделить ведущего (осевого) психопатического синдрома. Особенно часты мозаичные психопатические черты в подростковом возрасте в период становления психопатии; в дальнейшем, по миновании подросткового криза, чаще всего такая смешанность исчезает и кристаллизуется определенный тип аномальной личности. При сохранении на долгие годы смешанности психопатических черт формируется устойчивая психопатия мозаичного круга. Известны сочетания истерических и астенических, эпилептоидных и шизоидных, шизоидных и истерических, шизоидных и циклоидных и т.д. психопатических черт. Чем более мозаичной представляется личностная психопатическая структура, тем более она нуждаются в дифференциальной диагностике от постпроцессуального дефицитарного состояния в рамках шизофрении.



Шизоидная психопатия. Эту группу психопатий объединяет общая черта - аутистические тенденции, выраженные в большей или меньшей степени. Среди лиц с психопатией шизоидного круга есть робкие, застенчивые, тонкочувствующие натуры, мимозоподобные (сензитивные шизоиды, шизотимы) и, наоборот, равнодушные, холодные, сухие, рациональные, педантичные, деятельные (экспансивные шизоиды). Дети и подростки с формирующейся шизоидной психопатией обычно необщительны, сдержаны в проявлении чувств, погружены в свой мир, лишены синтонности, с трудом переносят перемену обстановки и сложившегося уклада жизни. Контакты с окружающими сопряжены для них с чувством неловкости, внутреннего напряжения и, как правило, ограничены узким кругом родных и друзей, в выборе которых такие подростки очень разборчивы. Из-за недостаточности сопереживания и интуиции неформальные контакты трудны для шизоидов. Замкнутость шизоидов обусловлена не столько застенчивостью и робостью, сколько отсутствием внутренней потребности в общении. Уже в дошкольном возрасте шизоиды проявляют отгороженность от сверстников, не хотят участвовать в совместных играх, при этом предпочитают общество взрослых, с которыми часто ведут серьезные беседы, не по-детски рассуждают, задают множество вопросов.

Сензитивные шизоиды робки, бездеятельны, предпочитают одиночество, погружены в мир собственных фантазий, нередко с визуализацией представлений. Экспансивные шизоиды активны, упорны в достижении целей, связанной с их сверхценными интересами, отличаются педантизмом в том, что касается их лично, при пренебрежении к нуждам окружающих.

Характерной чертой шизоидов является также дисгармоничность, парадоксальность проявлений эмоциональной жизни, поведения, внешнего облика. В детском возрасте отчетливо выступает несоответствие между ускоренным умственным развитием и недоразвитием двигательной сферы. Они выглядят странными, чудаковатыми, часто нелепыми в поведении. Их увлечения своеобразны, оригинальны, чаще всего односторонни. В связи с особенностями мышления и иногда с высокой одаренностью творчество шизоидов нередко поражает неожиданностью, необычностью, оригинальностью и высокой продуктивностью, особенно в абстрактных науках. В то же время дети и подростки с шизоидной психопатией с большим трудом овладевают бытовыми навыками, плохо ориентированы в обыденной жизни. Такие дети и подростки остаются равнодушными к нормальным человеческим потребностям, нуждам семьи. Основой шизоидного темперамента является психэстетическая пропорция (эмоциональные особенности типа “дерева-стекла”), т.е. сочетание черт повышенной чувствительности и эмоциональной холодности. При безразличии к окружающим, реальным событиям и реальным потребностям шизоиды часто готовы к самопожертвованию ради абстрактной идеи. Сопереживание, любовь, стремление помочь в горе близкому человеку чаще всего недоступны шизоиду. Они, как правило, привязаны к одному члену семьи, но и к нему далеко не всегда проявляют теплые эмоциональные чувства, оставаясь холодными, эгоцентричными и даже жестокими.

Декомпенсации шизоидной психопатии чаще всего возникают в подростковом возрасте и проявляется в заострении шизоидных черт, патологических поведенческих реакциях, невротических расстройствах со страхом и разнообразными навязчивостями, а также депрессиях с идеями отношения. Социальная адаптация шизоидов в юношеском и молодом возрасте во многом обусловлена соответствием сверхценных интересов выбранной специальности, уровнем активности, адекватностью взаимоотношений в рабочем коллективе, а также способностью близких принять их личностные особенности.

В качестве примера приводим случай, демонстрирующий подростка с шизоидной психопатией.



Родился от нормально протекавшей беременности, роды без осложнений. Раннее развитие: с опережением становления речи и задержкой формирования двигательных функций. До подросткового возраста очень часто болел простудными заболеваниями. Рос тихим, молчаливым, замкнутым, почти не задавал вопросов. В раннем возрасте признавал только мать, не отпускал ее от себя, кричал, плакал, когда оставался с отцом или бабушкой. Признавал только определенный набор пищи: ел макароны, сосиски и фрукты, отказываясь от всех остальных блюд. Не любил менять одежду. Не терпел в доме посторонних, прятался, плакал, говорил, что он не хочет, чтобы приходили эти люди. На улице избегал общества детей; если и играл в песочнице, ни с кем из детей не хотел контактировать, отворачивался, старался увести мать подальше от скопления детей. Дома был тихим, незаметным, играл один, в основном в мягкие игрушки, рисовал. Боялся темноты, одиночества, любых животных, бассейна, отказывался купаться в открытых водоемах. Много фантазировал, рисовал свои фантазии, но редко рассказывал их содержание матери. В 4 года без помощи взрослых научился читать, с тех пор любимым занятием стало чтение. Было сделано три попытки помещения его в детский сад, но он не смог там адаптироваться: плакал, не ел, не садился за стол, не ложился в кроватку, отталкивал от себя воспитателей, не интересовался игрушками, отворачивался от детей. Каждый раз после попытки помещения в детский сад заболевал простудным заболеванием с высокой температурой. В школу пошел в 7 лет, умея бегло читать и считать до 100. Не отвечал у доски до 5 класса, не отвечал на вопросы учителя в присутствии детей; разговаривал только с девочками, но односложно, лаконично, тихо; наотрез отказывался от всяких прогулок, кружков, экскурсий с классом. Время проводил дома один - с книжкой или за компьютером. Учился хорошо, особенно выделялся своими математическими способностями. Участвовал в олимпиадах, завоевывал первые места, но ни с кем не знакомился, соблюдая только внешние формальные правила поведения. Писал стихи, рассказы, но их не показывал. В 9 классе появился друг - мальчик из класса, спокойный, тихий, рассудительный, с которым они молча часами сидели за компьютером. Не согласуя своих планов ни с кем, после окончания средней школы легко поступил на механико-математический факультет МГУ. Учится хорошо, без напряжения, оставаясь таким же замкнутым, молчаливым, необщительным, формальным.

В данном случае речь идет о типичном случае шизоидной психопатии сензитивного типа. Мальчику на протяжении всей его жизни с раннего возраста присущи черты замкнутости, неоткровенности, чувствительности, ранимости, трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие потребности в обществе сверстников. Благодаря высокому интеллекту, активности, адекватной поддержке семьи мальчик уже в подростковом возрасте хорошо социально адаптирован, несмотря на отсутствие какого-либо ослабления шизоидной симптоматики.

При диагностике психопатии шизодного круга нередко возникают затруднения в ее дифференциации от псевдопсихопатии, или нажитой психопатии, которая возникает после перенесенного шизофренического приступа. У детей и подростков псевдопсихопатические состояния в виде личностного надлома возникают после нераспознанных ранних и сверхранних приступов-шубов, а также после стертых неверно диагностированных приступов у детей постарше. Проявления шизоидной психопатии и псевдопсихопатии у детей и подростков имеют чрезвычайное сходство и во многих случаях не поддаются разграничению. В пользу псевдопсихопатии говорит обнаружение в анамнезе стертого шизофренического приступа, периода нормального развития ребенка с последующим личностным сдвигом, выраженным дисгармоничным или задержанным развитием, стиранием гиперестетических эмоциональных свойств личности ребенка, нарастанием эмоциональной холодности.

Психастеническая (ананкастная) психопатия. Детям и подросткам с психастенической психопатией свойственны выраженная застенчивость, склонность к тревожным опасениям, мнительность, неуверенность в себе, боязливость, повышенная впечатлительность. Основными особенностями психастеников являются склонность к сомнениям, отсутствие уверенности в правильности своих суждений, поступков, оценки людей, нерешительность в выборе линии поведения. Психастеники несамостоятельны, зависимы, нуждаются в советах и консультациях, посторонней помощи, вплоть до назойливости в общении. Они склонны к болезненному мудрствованию, стремлению к самоанализу, к абстрактной интеллектуальной работе при отсутствии живости и яркости восприятия окружающего. Постоянное внутреннее беспокойство, тревога, неуверенность создают затруднения в принятии решений. Неуверенность в себе, как правило, компенсируется педантичностью, скрупулезностью, чрезмерной приверженностью к исполнению принятых инструкций, формализмом, перепроверкой полученных результатов, назойливыми расспросами окружающих по поводу правильности своих действий. Неудовлетворенные попытки реализации своих планов, неудачи в самоутверждении порождают пониженную самооценку, неуверенность в будущем. Дети и подростки с психастеническими чертами в основном доброжелательны, стремятся к общению, страдают от отсутствия дружеских связей, мечтают о легкости общения и перемене мест, но в связи с чрезмерной ранимостью, уязвимостью, неуверенностью себе, тревожностью практически не переносят изменений в устоявшемся жизненном укладе и долго, мучительно адаптируются в новом коллективе. Обладая хорошими интеллектуальными способностями или даже одаренностью в той или иной сфере знаний и искусства, дети и подростки с психастеническими особенностями часто посредственно или плохо учатся из-за чрезмерного волнения при устных ответах, паники при написании контрольных работ, медлительности, постоянных сомнений в правильности результатов, непрерывных проверок своих работ.

ПСИХОПАТИЯ

В психиатрической литературе описаны психопатии истинные, или ядерные, в происхождении коих решающая роль отводится наследственности. В таких случаях удается установить тот же тип характера у родителей, сибсов и родственников по боковым линиям; отмечается также раннее проявление аномалий характера и их относительная неизменность в течение жизни. Наконец, установлено, что психопатии могут возникать даже при самых благоприятных условиях воспитания.

Но известны случаи прямо противоположные: к формированию психопатий могут привести исключительно тяжелые социальные условия при совершенно нормальном исходном фоне. Такую же роль могут сыграть биологически вредные воздействия среды, особенно в пренатальном, натальном и раннем постнатальном периодах.



Среднее положение занимают случаи - а их большинство, - когда при генетической предрасположенности ребенок оказывается в условиях неблагоприятного воспитания, что и приводит к заострению определенных черт характера.

Итак, психопатии возникают как следствие:

1) заболевания - травмы мозга головного, инфекции, интоксикации, травмы психической, и пр.;

2) врожденной неполноценности системы нервной, вызванной факторами наследственности, вредностями, воздействующими на плод, родовой травмой и прочим, - психопатии конституциональные, или истинные; они проявляются уже в детстве в виде нарушений сферы эмоционально-волевой, причем интеллект может быть относительно сохранным.

Психопатов отличает прежде всего неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к депрессивным и состояниям навязчивым. По преобладанию определенных черт психического склада личности выделяются различные клинические типы психопатов, в том числе: астеничные, психастеничные, возбудимые, паранойяльные, истеричные, и пр.

Степень выраженности психопатий во взрослом возрасте зависит от условий воспитания и влияния среды.



Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, принято выделять такие классические типы психопатов (П. Б. Ганнушкин):

1) циклоиды, основной признак коих - постоянная смена настроения с колебаниями цикла от часов до месяцев;

2) шизоиды, для коих характерны уход от контактов, замкнутость, скрытность, легкая ранимость, отсутствие эмпатии, угловатость движений;

3) эпилептоиды, основной признак коих - крайняя раздражительность с приступами тоски, страха, гнева, нетерпеливость, упрямство, обидчивость, жестокость, склонность к скандалам;

4) астеники, коим свойственны повышенная впечатлительность, психическая возбудимость, сочетаемая с быстрой истощаемостью, раздражительность, нерешительность;

5) психастеники - тревожные, неуверенные в себе, склонные к постоянным раздумьям, патологическим сомнениям;

6) психопаты паранойяльные - склонны к образованию идей сверхценных, упрямы, подозрительны, эгоистичны; отличаются отсутствием сомнений, уверенностью в себе и завышенной самооценкой;

7) психопаты истерические - впечатлительны, внушаемы, эгоцентричны; характерны стремлением непременно обратить на себя внимание окружающих, причем оценка ими реальных событий всегда искажена в благоприятную для них сторону; в общении манерны, театральны;

8) психопаты неустойчивые - основные признаки: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих;

9) психопаты органические - отличаются врожденной умственной ограниченностью, могут хорошо учиться, но бесплодны, когда нужно применить знания или проявить инициативу; умеют «держать себя в обществе», но банальны в суждениях.

Четкой границы между психопатиями н вариантами нормальных характеров не существует. Указанным типам психопатов в норме соответствуют натуры с подобным характерологическим складом, но без патологической (психопатической) выраженности (-> характер: акцентуация). Под влиянием болезни или травм психических у психопатов могут возникать острые и затяжные реактивные и невротические состояния (-> психогения), а также депрессии.

В профилактике психопатий большое значение имеет адекватное воспитание, психотерапевтическое (-> психотерапия) и психофармакологическое (-> психофармакология) лечение.