Особенности высших психических функций при нарушениях интеллекта

Виды нарушения психических функций



Человек обладает целым рядом уникальных функций: способностью мыслить, понимать и воспроизводить речь, запоминать информацию, воспринимать окружающую действительность и даже фантазировать.

Оглавление:

Подобные психические процессы в медицине принято называть высшими, а деятельность их обеспечивается развитой корой головного мозга.

Вследствие различных внешних и внутренних факторов могут возникать нарушения памяти, мышления и прочих психических функций человека. В основе развития разнообразных клинических синдромов лежит функциональное отличие полушарий головного мозга, при поражении которых как раз и возникают психические расстройства.Они могут быть как острыми, так и хроническими, временными и постоянными, но всегда требуют диагностики и лечения.

Расстройства памяти и внимания

Память – это важнейшая способность человеческого существа накапливать, удерживать и воспроизводить полученную информацию. Соответственно, функция данного процесса включает в себя несколько этапов: запоминание, сохранение и воспроизведение (узнавание). Нарушения памяти бывают очень многообразными. Незначительные расстройства могут возникнуть при обычном переутомлении, употребления алкоголя или определённых лекарственных препаратов, невротических реакциях и прочих состояниях. В подобных случаях нарушения памяти являются обратимыми. Как правило, они проходят при устранении провоцирующих факторов.

Более серьезные проблемы возникают при тяжелых патологиях центральной нервной системы, травмах и опухолях головного мозга. В таких ситуациях для полного или частичного восстановления памяти необходима экстренная медицинская помощь.



Возможные варианты патологии памяти

Нарушения памяти могут проявлять в виде дисмнезий и парамнезий (искажения воспоминаний). Дисмнезии, в свою очередь подразделяются на амнезии (отсутствие воспоминаний о событиях, произошедших в некий период времени), гипермнезии (усиление способности запоминать и воспроизводить большой объем информации на длительный период), гипомнезии (временное либо постоянно частичное снижение функции памяти).

В случае искажения воспоминаний, человек может замещать забытые фрагменты собственными фантазиями (конфабуляции) или фрагментами, относящимися к иному участку прошлого (псевдореминисценция). Также парамнезии включают в себя такие нарушения памяти, как криптомнезии, когда пациент предписывает себе воспоминания других лиц, эхомнезии – ощущения повторения событий, происходящих в прошлом или в сновидениях, палимпсесты – единовременное воспроизведение двух воспоминаний, полученных в один момент времени.

При различных психоэмоциональных нарушениях обычно страдает и концентрация внимания. У человека нарушается процесс обработки информации и способность к сосредоточению. Функциональные нарушения памяти и внимания часто возникают на фоне депрессивных состояний и повышенной тревожности.

Способность концентрировать внимание незаменима в процессе запоминания информации. Именно поэтому расстройства данной функции негативно влияют и на память человека. Патологии внимания могут проявляться в его неустойчивости (слабости), замедленности или рассеянности.



Существует мнение, что нарушения памяти и внимания – это необратимые процессы, возникающие вследствие возрастных изменений. В медицинских кругах подобная точка зрения считается ошибочной.

Расстройства мышления

Мышление также является одной из высших психических функций человека. По сути, данный процесс являет собой обобщенную форму восприятия и отражения различных объектов. Нарушения мышления могут развиться при разнообразных психических расстройствах, возникших вследствие определенных заболеваний (патологий сосудов головного мозга, болезни Альцгеймера, эпилепсии, черепно-мозговых травматических повреждениях и т.д.). Нарушения мышления включают в себя расстройства динамики мышления, нарушение его операционной стороны и нарушение мотивационного компонента.

Возможные варианты патологии мышления

Если у человека нарушена динамика мышления, для него характерны следующие формы клинических проявлений:

  • ускорение и бессвязность мышления, скачка идей, возникновение часто сменяющихся спонтанных ассоциаций, отсутствие целенаправленности мышления при сохранении способности к анализу собственных действий и признанию ошибок;
  • инертность мышления, при которой ассоциативный процесс становится замедленным, происходит задержка речевой реакции, возникают трудности с ответами на элементарные вопросы, наблюдаются явные нарушения логического мышления;
  • откликаемость – чрезмерная отзывчивость на любые внешние раздражители, которая часто сопровождается потерей ощущения места и времени, проявляются выраженные нарушения восприятия окружающей действительности;
  • непоследовательность суждений – неустойчивость суждений и ассоциаций при сохранении аналитической способности;
  • соскальзывание – внезапное отклонение от линии рассуждения в сторону случайных ассоциаций.

Если нарушена операционная сторона мышления, может возникнуть искажение процесса обобщения или его снижение (затруднение в обнаружении связи между различными предметами или полная неспособность осуществить данный процесс). Расстройства мотивационного компонента проявляются разноплановостью мышления (отсутствием целенаправленных действий), резонерством, некритичностью, бредовыми и навязчивыми состояниями.



Расстройства сознания

Нарушения сознания могут проявляться в его снижении, а также помрачении или изменении. Подобные состояния могут возникнуть вследствие многих неврологических и психических заболеваний, а также под влиянием внешних факторов (травмы, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами и т.д.). Такие нарушения сознания, как его снижение или выключение проявляются несколькими состояниями: обмороком (кратковременной потерей сознания), оглушением различной степени, сопором (патологическим сном) и комой (полное отсутствие сознания).

Острые нарушения сознания

При помрачении сознания у больного возникают такие синдромы, как делирий (острый психоз), аменция (синдром помрачения сознания, возникающий при истощении), онейроидное помрачение сознания, сопровождающееся галлюцинациями с одной стороны и фрагментарным восприятием окружающей действительности с другой.

Нарушения сознания, характеризующиеся его измененным состоянием, могут возникать даже у здоровых людей при переутомлении или повышенной концентрации на определенном предмете. Патологическими считаются следующие виды измененного сознания: большие и малые судорожные припадки, истерия, дисфория (приступы измененного настроения). Все эти формы нарушения сознания требуют тщательной диагностики у психолога и психиатра.

Расстройства личности

Нарушение личности или патологическое развитие личности – это стойкие расстройства различных областей психической деятельности человека. Эти расстройства проявляются дезадаптивным поведением, которое не связано с соматическими, психическими или неврологическими патологиями. Расстройства личности могут развиться еще в детском или подростковом возрасте вследствие недостаточного воспитания или наоборот слишком строгой дисциплины, антисоциального поведения родителей и т.д.



Нарушения личности принято классифицировать следующим образом:

  • Параноидальные. Чрезмерное недоверие к окружающим и подозрительность;
  • Шизоидное расстройство. Ограничение контактов с окружающими, отсутствие эмоциональных проявлений;
  • Диссоциальные. Игнорирование и нарушений общеустановленных норм и правил;
  • Пограничные. Нестабильность самооценки, социальных отношений, чрезмерная импульсивность;
  • Истерические. Стремление всегда быть в центре внимание, чрезмерная эмоциональность;
  • Нарциссические. Убежденность в собственном превосходстве;
  • Обсессивно-компульсивные. Стремление к совершенству, чрезмерная озабоченность порядком;
  • Зависимое расстройство личности. Паталогическая потребность в помощи и заботе окружающих;
  • Пассивно-агрессивные нарушения. Пассивное сопротивление или негативное отношение к адекватным требованиям и правилам;
  • Садистические. Стремление унижать других людей.

Стоит отметить, что большинство людей с нарушениями личности отказывают от медицинской помощи и всячески уклоняются от лечения.

Расстройства движений и действий

Нарушения движений и действий определяются как моторные расстройства, при которых человек не полностью контролируют движения своего тела (возникают нарушения координации движений), теряет способность к выполнению привычных бытовых действий и т.д. Нарушения движений и действий являются следствием расстройств исполнительных (эфферентных) и двигательных (афферентных) механизмов.

Нарушения координации движений и действий при эфферентных расстройствах вызываются парезами (ослабление движения мышц) или параличами. В основе афферентных нарушений обычно лежат более сложные процессы, такие как апраксия, кататоническая активность (бесконтрольные хаотичные движения), насильственные действия, при которых больные выполняют различные акты (плач, смех и т.д.) помимо своей воли.

Одним из примеров нарушений двигательной активности могут служить тики – непроизвольные, быстрые, повторяющиеся движения. Тики могут быть также вокальными, проявляющиеся в покашливании, шмыганье носом и т.д. Острые тики относятся к вариантам нормы, однако их хроническое течение считается патологическим, так как нарушает процесс нормального взаимодействия человека в социуме. Сочетание различных типов двигательных и вокальных тиков в медицине принято называть синдромом Туретта.



Расстройства восприятия и воображения

Восприятие и воображение – это часть познавательных процессов человека, возникающих вследствие отражения сигналов от коры головного мозга. Воображением называют особую форму человеческой психики, которая, по сути, занимает некое промежуточное положение между памятью, мышлением и восприятием. Нарушения восприятия могут быть вызваны патологиями ЦНС, психическими и нервными расстройствами, депрессиями, а также банальным переутомлением. Как правило, возникновение расстройств восприятия и воображения являются прямым следствием нарушения мышления.

Нарушения восприятия могут включать в себя иллюзии и галлюцинации (зрительные, слуховые и прочие), неузнавание окружающих людей и обстановки, деперсонализацию. Иногда у больных наблюдается искажение вкусовых чувств.

Что касается расстройства воображения, то оно может проявляться как в его дефиците, так и в патологической активности. Проявлением подобных нарушений может стать виртуализация сознания, мифомания, псевдология, диссоциация воображения и т.д.

Расстройства эмоциональной сферы

Психология рассматривает человеческие эмоции в качестве субъективных реакций на раздражители различного характера, которые могут проявляться в виде чувства наслаждения, тревоги, радости, страха и т.д. Все проявления жизнедеятельности человека сопровождаются эмоциями, которые являют собой механизм регуляции поведения и психической активности.

О нарушениях эмоциональной сферы говорят, когда на воздействие незначительных раздражителей у человека возникает чрезмерная, патологическая реакция. Как правило, провоцируют подобные расстройства органические поражения головного мозга, психопатии и прочие заболевания.

Классификация нарушений эмоциональной сферы включает в себя следующие виды расстройств:

Основные виды интеллектуальных нарушений

Анализ мышления неизбежно приводит к вопросу об умственных (мыслительных) способностях, т.е. к вопросу о том, что именно представляет собой наш ум, как устроен, каковы его особенности. Психология решает эти вопросы, исследуя то, что называется человеческим интеллектом, под которым обычно понимается совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи [Радугин, с. 66].

Интеллект подвержен изменению: в течение жизни способность к решению задач изменяется неравномерно. Большинство исследователей сходятся на том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причем наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет. К этому выводу независимо друг от друга пришли Я.А. Пономарев, Л. Терстоун, Ж. Пиаже, Н. Рейли и многие другие исследователи. Интеллект человека достигает своего максимального развития кгодам, затем наступает фаза стабилизации и слет происходит спад продуктивности интеллектуальных функций.

Развитие общих интеллектуальных способностей зависит не только от возраста, но и от вида деятельности (учебной, профессиональной), которой занимается человек.

В последнее время данные о снижении интеллекта у лиц пожилого возраста подвергаются критике. Сохраняются, в первую очередь, индивидуальные различия интеллекта. Анализируя данные многочисленных исследований, ведущий американский специалист в области тестирования интеллекта А. Анастази приходит к выводу, что снижение интеллекта, связанное с возрастом, проявляется только после 60 лет, а до этого периода различия средних данных по разным возрастным группам объясняются различиями поколений по уровню образования и культуры. Результаты эмпирических исследований говорят о жесткой связи интеллектуальной продуктивности людей влет с их профессией: некоторые интеллектуальные функции с годами могут развиваться даже в преклонном возрасте. Однако с возрастом все же происходит снижение продуктивности основного показателя интеллекта, а именно «общего интеллекта», за счет замедления мыслительного процесса, связанного со снижением скорости обработки информации. Причем скоростные показатели интеллекта по многочисленным данным снижаются уже с 30 лет.



Исследования калифорнийских психологов показали, что индивидуальные показатели интеллекта с 6 до 18 лет могут изменяться в пределах 30 единиц. Эти изменения были связаны не со спонтанными колебаниями, а с различиями в семейном окружении: у детей, оказавшихся в благоприятной эмоциональной среде, уровень интеллекта постоянно повышался, а у детей, по отношению к которым родители не проявляли достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта. По данным американских исследователей, решающим фактором, влияющим на относительный прогресс или регресс в развитии интеллекта, оказался уровень образования родителей. Что касается эмоциональных отношений, то эмоциональная подчиненность родителям влияла на спад IQ в возрасте от 4,5 до 6 лет. Подъем же IQ связан с эмоциональным одобрением со стороны родителей, поощрением инициативы и рассудительности, а также формированием родителями у ребенка еще не нужных для адаптации в данном возрасте умений и навыков.

Развитие интеллекта в школьном возрасте определяется преимущественно внутренней мотивацией ребенка – стремлением к высоким достижениям, тягой к соперничеству и любознательностью. [3]

Интеллект (от лат. intellectus - понимание и познание) – 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие интеллект как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам [там же, с. 349].

Интеллектуальная активность – специфически человеческий способ приспосабливаться к условиям своего существования. По определению американского психолога Д. Векслера, создавшего в 1939 году первую систему измерения интеллекта взрослого человека – Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Интеллект представляет собой многомерное явление, которое можно оценивать по трем измерениям: как систему операций с данными (оперативно); как сумму определенных данных (по содержанию); и по тому, к чему приводит наша интеллектуальная деятельность (то есть по её результатам).



Для общих характеристик типа интеллекта конкретного человека используют следующие понятия: а) конкретный практический интеллект, необходимый в повседневной жизни; б) абстрактный интеллект, с помощью которого оперируют словами, терминами, символами; в) «потенциальный интеллект» - совокупность врожденных способностей к мышлению, абстрагированию и рассуждению, достигающих своего потенциального развития клетнему возрасту (в зависимости от пола); г) приобретенный интеллект – характеристики общей суммы конкретных навыков, знаний, умений, обретаемых человеком в продолжение всей его жизни.

Как и все функции психики, интеллект находится под воздействием, с одной стороны, наследственности, а с другой – под влиянием окружающей среды (адаптационная обусловленность).

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus понимание, понятие) – определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности.

Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на труднопреодолимое препятствие: интеллект включает в себя способности к совершенно разнокачественным умственным операциям. Но системы измерений (тесты) получили значительное распространение (шкалы Векслера, тесты Стенфорд-Бине, Айзенка и др.). Чтобы осуществить более или менее целостное и, следовательно, точное измерение интеллекта, обычно используют два «субтеста». В одном предлагаются задачи, требующие действий с использованием слов (ВИП вербальный интеллектуальный показатель), в другом надо выполнить задания, практически не связанные с семантическими действиями (НИП – невербальный интеллектуальный показатель). Общий показатель складывается из их суммы, причем единых правил подобного «сложения» пока не существует.

Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, а самые низкие могут приближаться к 0, самые высокие – к 200. Стандартное (среднее для всех групп) отклонение – 16 баллов в каждую сторону. Таким образом, примерно 68% людей имеют средний показатель IQ – от 84 – 100 баллов. Две другие группы людей (по 16% каждая), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (IQ от 10 до 84), или как обладающие высоким (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).


Следует признать, что количественные измерения возможностей интеллекта оказались действительно эффективными только в отношении людей, которых принято называть слабоумными.

Важным условием успешного освоения школьной программы ребенком является достижение им так называемой «школьной зрелости» - определенного уровня физического и психического развития, который в идеале достигается к 6-7 годам. При нормальном развитии к концу дошкольного возраста заканчивается «ростовой скачок», изменяющий пропорции тела ребенка, замедляется энергия роста, укрепляется мышечная система, нарастает мышечная масса. Но вегетативная нервная система (регуляция и деятельность внутренних органов, устойчивость, выносливость организма) и периферическая нервная система (ловкость, координированность движений, особенно мелких и точных) – находятся в стадии активного созревания, который будет продолжаться весь младший школьный возраст. Продолжается формирование костной системы.

Особенно важное значение для обучения имеет созревание нервной системы – головного мозга. Развитие головного мозга запрограммировано генетически: в определенной последовательности на каждом этапе развития созревают определенные структуры. Созревание эволюционно молодых отделов происходит под влиянием внешней среды и зависит от поступающей в мозг информации. Умственное развитие ребенка тесно связано с его познавательной активностью – сложным процессом, который включает личностные и физиологические компоненты.

Взаимодействие с окружающим миром, которое лежит в основе познавательной активности, осуществляется через органы чувств. Обработка и анализ поступающей из окружающего мира информации происходят в различных отделах головного мозга; состояние и степень зрелости, которых влияют на качественный уровень протекающих в них процессов.

Наиболее важны для осуществления психических функций и доступны для исследования:

  • лобная – основные функции (формирование программ поведения, контроль и регулирование деятельности, выделение существенных элементов поступающей информации, сличение и интеграция, абстрактно-логическое мышление, направленное внимание);
  • теменная – отвечает за анализ и синтез сложных раздражителей, пространственную организацию деятельности, контроль за движениями, связана с организацией внимания, мотиваций и эмоций;
  • центральная- осуществляет моторную, интегративно-пусковую деятельность;
  • затылочная- осуществляется начальный этап приема и обработки зрительной информации;
  • височно-теменно-затылочная область – функция предметного различения, узнавание сложных образов. Она является «зоной перекрытия» корковых отделов зрительного, слухового, вестибулярного и кожно-кинестетических анализаторов, «отвечает» за объединение поступившей от разных органов чувств информации, узнавание и понимание ее;
  • височная – прием и передача слуховой информации, прием и анализ речевой информации – левое полушарие; неречевые сигналы, оценка тона, тембра, восприятие музыки, шумов – правое полушарие. Глубинные отделы височной области тесно связаны с функцией памяти и с формированием эмоций.
  • Глубинные структуры мозга участвуют в организации эмоционально-волевой деятельности, процессов памяти, внимания, сна и бодрствования.

    Существует тесная взаимосвязь глубинных отделов мозга со структурами коры головного мозга и, прежде всего с лобными отделами. Недостаточность, нарушение функций или поражение какой-либо из перечисленных областей коры или глубинных структур мозга сопровождается нарушениями соответствующих функций. Ни один из отделов мозга не функционирует независимо от других структур. Большое значение в осуществление деятельности головного мозга имеет разделение его на ДВА ПОЛУШАРИЯ. Зеркально похожие, они, тем не менее, различаются в своей деятельности.

    Анализируя каждый индивидуальный случай стойких трудностей в обучении и нарушения адаптации к школе, необходимо принимать во внимание не только особенности развития, состояние здоровья и пробелы в учебных знаниях, но и эмоциональное состояние ученика, направленность его личных усилий и интересов.

    Учителю приходится встречаться с различными состояниями, ведущими к нарушению усвоения школьных знаний и навыков. Эти состояния редко встречаются в изолированном виде. Появление какого-либо синдрома могут быть фасадом болезни, но гораздо чаще они являются особенностями индивидуального варианта развития и задача тех, кто занимается обучением ребенка – понять его специфические трудности, помочь ему компенсировать те или иные неблагоприятные тенденции развития, адаптироваться к социальным условиям, прежде всего к школьному обучению.

    Интеллектуальное развитие человека может быть рассмотрено с позиций нормы и отклонения: от умственной отсталости до одаренности.

    В Международной классификации болезней (МКБ, 10-й пересмотр) дается следующее определение умственной отсталости: «Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей» (с. 222).

    Термином «умственная отсталость» обозначается состояние стойкого снижения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга. К лицам с нарушением умственного развития относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций (отражения и регуляции поведения и деятельности), что выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), а также страдают эмоционально-волевая сфера, моторика и личность в целом.

    Как особая форма психического недоразвития умственная отсталость может возникнуть у ребенка вследствие различных причин. По этиологии их можно условно разделить на две основные группы: эндогенную (обусловленную как правило генетическими факторами) и экзогенную (обусловленную внешними факторами – инфекции, отравления, травмы и пр.), - возникшие на различных этапах развития ребенка.

    I. К ним относятся наследственные заболевания (микроцефалия - значительное уменьшение размеров черепа при нормальных размерах других частей тела и выраженная недостаточность умственного развития: окружность черепа не более 48 см, вес мозга менеег у взрослого; у детей –см при весе мозга от 250 до 900 г; фенилкенотурия особая форма слабоумия, в основе которой лежит наследственно обусловленное нарушение белкового обмена; наследственные болезни соединительной ткани; наследственные дегенеративные заболевания ЦНС и др.); нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна; олигофрения с ломкой Х-хромосомы; олигофрения при синдроме Клайнфельтера (встречается только у мужчин. Кариотип таких больных представлен 47 хромосомами за счет дополнительной Х-хромосомы – 47ХХХУ); олигофрения при синдроме Шерешевского-Тернера встречается только у женщин и характеризуется отсутствием одной половой хромосомы во всех клетках или в части клеток организма).

    II. Различного рода патогенные факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития:

  • внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия, вирусные – краснуха, эпидемический паратит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др.;
  • хронические заболевания матери: сердечно-сосудистой системы, почек и т.п.);
  • применение лекарственных препаратов;
  • курение, алкоголизм, наркомания родителей;
  • неправильное питание матери, различные физические и психические травмы, перенесенные в период беременности, работа женщины на вредном производстве, неблагоприятные условия окружающей среды;
  • иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных.

    III. В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга, а также нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит), реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации.

    Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора.

    Для психолого-педагогического анализа интеллектуального дефекта при умственной отсталости в практике часто используют классификацию М.С. Певзнер, которая выделяет 5 форм умственной отсталости:

  • Неосложненная форма умственной отсталости;
  • Умственная отсталость с нарушениями нейродинамики;
  • Умственная отсталость в сочетании с нарушениями анализаторов;
  • Умственная отсталость в сочетании с грубыми нарушениями личности;
  • Умственная отсталость в сочетании с психопатоподобными формами поведения.

    По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Общепринятая классификация, основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, определяют три основные группы: дебильность, имбецильность и идиотию.

    В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов. В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые». Степень слабоумия при психическом недоразвитии традиционно подразделяется по выраженности интеллектуального и личностного дефекта. По МКБ 10-го пересмотра ВОЗ выделяются следующие степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ). Сопоставление качественной характеристики снижения интеллекта (Россия) количественной характеристики (зарубежные страны) дает следующие соотношения:

    Умственно отсталые лица – разнородная по своему составу группа. В нее входят те, у которых поражение мозга возникло внутриутробно (в период развития эмбриона и плода), во время родов и после родов в период до трех лет, т.е. до становления речи. В этом случае имеет место олигофрения - особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. Термин «олигофрения» был введен немецким психиатром Э. Крепелином. В переводе на русский язык «олигофрения» означает «малоумие», но не является названием какой-либо определенной болезни. Олигофрения это клинически разнородная группа. Это название состояния, возникающего после различных видов поражения ЦНС ребенка в период до развития его речи. Проблемы изучения, обучения и социальной адаптации детей с нарушениями интеллектуального развития разрабатываются одной из отраслей специальной педагогики – олигофренопедагогикой.

    Причинами возникновения олигофрении более чем в половине случаев являются генетические аномалии (болезнь Дауна, аномалии половых хромосом и др., около 10% недоразвития связаны с нарушениями активности ферментов и в результате этого с изменениями обмена аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов).

    При всем многообразии причин, вызывающих олигофрению, для нее характерны следующие общие признаки: ранний срок поражения ЦНС и последующее прекращение заболевания. При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной дефектной основе, но длительного течения заболевания у ребенка нет и он практически здоров. Различия в нарушении психики, обусловленные характером разным характером заболевания, как бы перекрываются сходными условиями психического развития. Поэтому дети-олигофрены, несмотря на различия в этиологии заболевания, представляют в известной мере однотипную с психологической точки зрения группу.

    По данным Г.Е. Сухаревой, следует различать 3 группы патогенных факторов, обусловливающих возникновение олигофрении: неполноценность генеративных клеток родителей (в том числе наследственные заболевания и патология эмбриогенеза - болезнь Дауна); вредные воздействия на плод в период внутриутробного развития, родовая травма и постнатальные поражения нервной системы ребенка (инфекции, травмы, ожоги) до трех лет.

    Олигофрения проявляется в тотальном нервно-психическом недоразвитии. Недоразвитие затрагивает не только интеллект ребенка, но и все остальные функции и психические процессы. У детей с олигофренией отмечается замедленное формирование двигательных навыков по сравнению с нормой: они позже начинают сидеть, ходить, в дальнейшем часто отмечается неточность зрительно-моторной координации, замедление скорости реакции.

    Нарушено произвольное внимание, в некоторых случаях недостаточен объем внимания, его распределение и переключаемость. Восприятие у этих детей характеризуется бедностью и недостаточностью: меньший, по сравнению с нормой объем восприятия, затруднение в восприятии зрительно-пространственных соотношений, материала и формы предметов. Отмечается специфическое нарушение памяти: механическое запоминание нарушено незначительно либо вообще не нарушено, при некоторых формах (связанных с гидроцефалией или болезнью Дауна) встречается хорошее механическое запоминание целых предложений без понимания смысла. Опосредованное ассоциативное запоминание развито значительно хуже.

    Нарушения функции речи проявляются по-разному в зависимости от степени тяжести и причин олигофрении. Встречаются нарушения речевой моторики, приводящие к неправильному звукопроизношению. Страдает и содержательная сторона речи: недостаточен словарный запас, часто отмечаются нарушения грамматического строя речи. Пассивный словарный запас несколько больше активного, однако затруднено понимание слов и выражений, выходящих за пределы обиходной жизни. Нарушена регулирующая функция речи, ее использование для саморегуляции (самоорганизации) деятельности ребенка затруднено.

    Интеллект при олигофрении поражен также тотально и равномерно. Отмечается недостаточность формирования понятий, неспособность к самостоятельному обобщению и отвлечению. Нарушена также функция предметного анализа. При исследовании вербального и невербального интеллекта не отмечается существенной разницы в уровне достижений.

    Эмоционально-волевая регуляция также недостаточна. Актуальны только непосредственные эмоциональные раздражители, недостаточна способность к волевому подавлению и контролю эмоциональных импульсов.

    Общая незрелость личности проявляется в пассивности, высокой внушаемости, надоразвитии познавательных интересов и волевой регуляции.

    Еще одной особенностью психического недоразвития при олигофрении является иерархичность: более поздние высшие формы психических процессов страдают в большей степени, чем элементарные (например, при относительной сохранности элементарных функций моторики - ходьбы, хватания и др. нарушена точная координация движений, мелкая моторика кисти).

    Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых.

    Среди детей с недостатками развития большое место занимают те, у кого диагностирован синдром Дауна. В специальных учреждениях эти дети составляют 30% и более общего состава групп и классов. Частота синдрома Дауна, по одним источникам, составляет 1 на 700 новорожденных; по другим источникам, частота рождения живых детей с болезнью Дауна составляет 1 на1500 у женщин в возрасте до 30 лет. У женщин в возрасте старше 35 лет ее частота увеличивается в 7 раз. Таким образом, родители зрелого возраста попадают в группу риска.

    Механизм не расхождения хромосом в организме матери связывают с различными неблагоприятными факторами (гормональным нарушением в материнском организме, различными неблагоприятными влияниями окружающей среды: ионизирующей радиацией, воздействием токсических химических веществ и другими факторами). «Факторы риска» присущи всей человеческой популяции в равной мере.

    Болезнь Дауна относится к хромосомным заболеваниям, в основе которых лежит изменение числа или структуры хромосом. Заболевание названо именем врача, впервые описавшего ее в 1866 году. При болезни Дауна у человека не 46, как в норме, а 47 хромосом (3 хромосомы вместо 2 в 21 паре). Это наиболее частичный вариант данного заболевания. Хромосомный набор у родителей при этом варианте болезни Дауна нормальный.

    В более редких случаях (около 2%) при болезни Дауна у ребенка одновременно обнаруживаются как клетки с нормальным числом хромосом, так и клетки с 3 хромосомами вместо 2 в 21 паре. В 1959 году Лежен обнаружил в кариотипе этих детей трисомию по 21 хромосоме. Женщины, которые имеют такой набор клеток, могут рожать как здоровых детей, так и детей с болезнью Дауна. Риск рождения второго ребенка с болезнью Дауна в этом случае велик и достигает 30%. Имеются данные, что интеллект этих детей страдает в несколько меньшей степени, чем в первом случае.

    Более редким нарушением хромосом при болезни Дауна является так называемая транслокация, при которой уменьшение хромосомного набора связаны с переносом 21 хромосомы на другую хромосому. Здесь общее число хромосом в кариотипе (видоспецифический набор хромосом индивида) = 46, так как дополнительная хромосома перемещена на какую – либо другую хромосому. Этот вариант заболевания в половине случаев имеет наследственный характер и в половине случаев возникает в результате новой мутации.

    При наследственном характере заболевания родители внешне выглядят здоровыми. Частота рождения детей с этим вариантом болезни Дауна не зависит от возраста матери. Но имеет значение, в каком возрасте бабушка ребенка родила его мать с синдромом Дауна. В этом случае отличается более поздний возраст бабушек к моменту зачатия матерей. Раньше полагали, что трисомия (появление третьей хромосомы в паре) имеет место только в яйцеклетке, теперь известно, что эта мутация может возникнуть и в сперматозоидах отца.

    Основные признаки заболевания обнаруживаются сразу же после рождения. Характерны уменьшенные размеры головы, уплощенный и искошенный затылок, узкие глазные щели, нависающее как бы третье веко, плоское лицо с вытянутыми скуловыми дугами. Ушные раковины малы и ассиметричны, мочки часто деформированы и приращены, высокое небо, полуоткрытый рот, большой язык, губы толстые в трещинах, волосы на голове скудные и сухие.

    Характерны выраженные диспластические изменения скелета, аномалии в строении грудной клетки, конечностей, пальцы рук укорочены, мизинец искривлен. Нередко можно отмечать увеличение промежутка между первым и вторым пальцами стоп, синдактилию* 3 и 4 пальцев. Недоразвитие связочного аппарата приводит к чрезмерной подвижности в суставах. На ладони не редко наблюдается полная поперечная складка.

    Все эти проявления общей дисплазии сочетаются с недоразвитием и пороками ряда систем. Наиболее часто наблюдаются врожденные пороки сердца; различные зрительные нарушения (врожденная катаракта, микрофтальм, близорукость, астигматизм). Характерна высокая частота кондуктивных нарушений слуха. Во многих случаях отмечаются эндокринные нарушения: ожирение, снижение основного обмена, что многими авторами связывается с понижением функции щитовидной железы; характерно также недоразвитие половых желез и вторичных половых признаков.

    Все двигательные навыки при синдроме Дауна развиваются с выраженной задержкой, что в значительной степени обусловлено мышечной гипотонией и отставанием в развитии постуральных реакций. Обращает на себя внимание также малая масса тела при рождении, низкий рост, непропорционально по отношению к туловищу короткие конечности. Дети отличаются вялостью, мало кричат, плохо сосут. Признаки могут иметь и стертые формы, поэтому при подозрении на болезнь Дауна необходима консультация генетика, хромосомное обследование.

    Нарушения интеллекта варьируются от самых тяжелых степеней умственной отсталости до умеренных и более легких. Во всех случаях характерно сочетание недостаточности логического мышления с выраженной его тугоподвижностью. Интеллектуальные и двигательные нарушения при синдроме Дауна во всех случаях сочетаются с нарушениями речи, у большинства из них позднее развивается речь и стойки дефекты звукопроизношения; дети недостаточно хорошо понимают обращенную к ним речь, их словарный запас беден.

    Относительная сохранность эмоциональной сферы, хорошая подражательность детей с болезнью Дауна способствует тому, что интеллектуальная недостаточность этих детей для родителей становится очевидной в несколько более старшем возрасте, обычно после 2 – 3 лет. Дети отличаются конкретным, замедленным мышлением, у них нарушены внимание, смысловая память; механическая память остается более сохранной.

    Следует отметить, однако, что эти дети приветливы, общительны, доверчивы, они обычно проявляют нежную привязанность к близким и ухаживающим за ними людьми. Однако, некоторые из них могут быть повышено возбудимы, расторможены, упрямы.

    Для таких детей характерно позднее половое созревание и раннее проявление признаков старения организма. В этот период больные утрачивают приобретенные ранее навыки, отличаются пассивностью, бездеятельностью, иногда чрезмерно возбуждены. У таких детей снижена сопротивляемость к инфекциям, часто имеются заболевания сердца, слабость дыхательных путей; поэтому прежде они рано умирали. Применение современных видов медицинской помощи значительно сократило смертность детей с болезнью Дауна в раннем возрасте. Однако способов лечения самой болезни в настоящее время не найдено.

    Воспитывают детей с болезнью Дауна теме же методами, которые рекомендованы для детей со средней степенью умственной отсталости. Их можно научить самообслуживанию, домашнему труду, даже вязанию на спицах. Некоторые могут закончить 4 класса специальной коррекционной школы.

    При обучении ребенка с болезнью Дауна навыкам самообслуживания необходимо использовать их подражательность. Необходимо создавать как можно больше ситуаций, в которых ребенок мог бы наблюдать за действием взрослого при одевании, раздевании, умывании, уборке помещений и т. д. Если в семье есть еще дети, предоставьте ему возможность как можно больше наблюдать за их действиями и игрой. Если систематически обучать больного ребенка этим действиям, то обязательно будет видна положительная динамика.

    Для пробуждения активности ребенка очень полезными являются музыкальные занятия – музыкальная терапия или лечение музыкой, поскольку дети с болезнью Дауна очень восприимчивы к музыке, с удовольствием двигаются под нее, хлопают в ладоши, напевают. Поэтому им полезны специальные игры под музыкальное сопровождение, например катание мяча, ритмические движения, имитация действий персонажей сказок, разучивание простых стихотворений, считалок и т.п. Важное значение имеют специальные игры, направленные на развитие общей моторики, координации движений. Детей следует учить бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, скатывать его с горки.

    При проведении всех этих занятий следует использовать их характерную особенность – подражательность и музыкальность. Эти дети очень нуждаются в ласках, внимании к себе, малышу необходимо показывать большие яркие картинки, учить его рассматривать их, кратко объяснять содержание.

    Особое внимание следует обратить на развитие речи малыша, используя подражательность больного ребенка. Поэтому кроме проведения специальных занятий по развитию речи необходимо использовать принцип комментирования своих действий, за которыми наблюдает малыш, простыми предложениями типа: «я мою руки», «надеваю пальто», «стираю белье» и т. д. Нужно называть предметы и действия, на которых в данный момент сосредоточено внимание ребенка. Делая это постоянно, можно добиться значительного прогресса в развитии его речи.

    У детей с синдромом Дауна пассивный словарь намного богаче активного, т. е. они понимают чужую речь лучше, чем говорят сами, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит. Однако, ребенок может достаточно успешно справиться с заданиями, не связанными с использованием собственной речи, например разложить в группы картинки мебели и посуды или показать круг, квадрат.

    Дети – дауны эмоциональны. Большинство из них могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило, свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания даже по незначительному поводу очень сильны. У некоторых детей появляются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность, недоброжелательность.

    Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем - способность к общению с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т. е. социальная адаптация. Однако достаточно сложно проходит процесс обучения ребенка счету, хотя, если, начать занятия как можно раньше, со временем они приобретут определенные счетные навыки. Следует отметить, что в результате кропотливой и ежедневной работы с ребенком, он обязательно овладеет несложными видами хозяйственно–бытового труда, адаптируется к жизни.

    При воспитании в семье такого ребенка у родителей возникает вопрос: «какого уровня развития он может достичь?» Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от того, как рано и как упорно родители будут обучать малыша основным навыкам и умениям.

    Основной проблемой в настоящее время является коренное изменение общественного мнения специалистов относительно возможности развития и обучения этих детей и интеграции в среду здоровых сверстников. Важное значение имеет разработка и реализация специальных программ по их творческому развитию. В настоящее время в России создана Ассоциация Даун Синдром, которая в содружестве с ассоциациями других стран разрабатывает программы воспитания, развития и обучения этих детей. Мы верим, что потенциальные возможности развития этих детей могут быть раскрыты в значительно большей степени, чем это осуществлялось до последнего времени.

    При продуманно правильном воспитании и режиме они правильно себя ведут и приобретают хорошие привычки. Однако самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях не могут. Морально – этические правила усваиваются ими с трудом [14, с 12-16, 26-28, 38-39].

    Меньшая по численности группа – лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга, различных заболеваний (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией. Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявляться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи [15, с. 213].

    Распад психических функций, органическая деменция, является характерной моделью поврежденного развития [10, с.137]. В клинике различают два основных вида деменции – это резидуальная органическая деменция и прогрессирующая деменция. Резидуальная деменция проявляется в слабоумии, возникшем в результате остаточного поражения из-за травмы, инфекции, интоксикации. Прогрессирующая деменция становится следствием хронически протекающего менингита, менингоэнцефалита, опухолевого процесса, эпилепсии, склероза и пр.

    Г.Е. Сухарева на основе клинико-психологического анализа выделила 4 типа органических деменций у детей в зависимости от ведущего патопсихологического синдрома.

    Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщений.

    У второго типа на первый план выступают грубые нейродинамические расстройства. Это заметно по резкой психической истощаемости, по плохой переключаемости и устойчивости внимания, по нарушению логического строя мышления с выраженной склонностью к персеверациям.

    При третьем типе органической деменции резко выступает недостаточность побуждений к деятельности, что проявляется в вялости, апатии, снижении активности мышления. Как указал В.В. Лебединский, у этих детей в психическом статусе доминировали вялость, медлительность, пассивность; отмечалась эмоциональная бедность, слабость побуждений, отсутствие интеллектуальных интересов.

    При четвертом типе – в центре клинико-психологической картины находятся нарушения критики и целенаправленности мышления, с грубым расстройством внимания, импульсивностью. В.В. Лебединский отмечал, что у детей этого типа наблюдалось выраженное полевое поведение. Они отличались хаотичной двигательной расторможенностью, действиями по первому побуждению, склонностью к дурашливости и кратковременным агрессивным вспышкам. Грубые нарушения познавательной деятельности проявляются у детей в нецеленаправленности внимания, в непродуктивности запоминания и фрагментарности воспроизведения; также выявлено недоразвитие пространственного анализа и синтеза, фрагментарность восприятия, наблюдается нарушение критики своего поведения.

    При поврежденном психическом развитии ребенок приобретает дефект не раньше 2,5 – 3 лет, когда основные функциональные структуры мозга у него уже сформировались, однако время приобретения дефекта имеет важное значение при анализе специфики поврежденного развития. Структура дефекта при поврежденном развитии в отличие от психического недоразвития отличается парциальностью (частичностью) расстройств. Это могут быть грубые локальные корковые или подкорковые нарушения, что наглядно проявляется в нарушении гнозиса, праксиса, а также в регуляции поведения. Наряду с выпадением отдельных частных корковых функций у ребенка прежде всего отмечаются расстройства эмоциональной сферы.

    Поврежденное развитие может наблюдаться и у детей, перенесших тяжелые травмы головного мозга. В клинической практике различают два вида черепно-мозговых травм – это контузия (тяжелая травма мозга) и комоция (сотрясение мозга) и три стадии динамики последствий травмы: острая, подострая и резидуальный период.

    В отличие от комоции, при контузии в острой стадии (сразу после травмы) наблюдается длительное расстройство сознания, коматозные состояния, оглушенность, сонливость. У больного наблюдается нарушение ориентировки в окружающем. При комоции в острой стадии отмечается кратковременное расстройство сознания. Однако в обоих случаях у больного наступает адинамия, астения, могут наблюдаться речевые нарушения, амнезии, расстройства сна и пр.

    Вопросы для самоконтроля:
  • Что такое интеллект? Что влияет на его развитие?
  • Какие виды интеллектуального недоразвития Вы можете назвать?
  • Назовите причины и степени умственной отсталости?
  • В чем сущность деменции?

    Лекция IX.

    ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

    Познавательная деятельность и познавательные процессы

    Недоразвитие познавательной деятельности — основной симптом умственной отсталости. Поэтому вполне естественно начать характеристику детей-олигофренов с описания особенностей их познавательных процессов. Эти процессы составляют тот психологический механизм, при посредстве которого осуществляется познавательная деятельность. К познавательным процессам относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, все они являются одной из форм отражательной деятельности мозга.

    Ребенок с нарушением интеллекта страдает нарушением нервно-мозговых процессов, психика его отличается недоразвитием. С этим и связано стойкое нарушение познавательной деятельности детей-олигофренов.

    Как уже отмечалось, у ребенка с нарушением интеллекта сильнее всего страдают высшие формы психической деятельности, в том числе мышление как опосредованное отражение мозгом действительности.

    Но процесс отражения действительности един. Нарушения в одном каком-то звене оказывают влияние на всю цепь.

    Поэтому у ребенка-олигофрена недоразвиты как высшие, так и элементарные формы познавательной деятельности (формы непосредственного отражения действительности — ощущения, восприятия, представления).

    Мы знаем, что недоразвитие элементарных форм познавательной деятельности, вызванное влиянием органического дефекта, создает условия, при которых происходит нарушение высших психических процессов, так как ощущения, восприятия, представления составляют чувственную основу познания. В то же время низшие формы познавательной деятельности осуществляются при участии высших форм, в частности мышления. Поэтому мы и указывали, что острие коррекционно-воспитательного воздействия следует направить на развитие высших психических процессов, наиболее поддающихся педагогическому воздействию. Развитие элементарных психических процессов должно быть подчинено этой главной задаче и осуществляется в единстве с коррекцией высших форм психики, при участии которых, как уже отмечалось, осуществляется и чувственное познание.

    Протекая в условиях атипичного, аномального развития, и низшие и высшие психические процессы приобретают целый ряд особенностей. Знание их является тем важным условием, без которого невозможно достичь эффективного коррекционно-воспитательного воздействия. Общим для всех познавательных процессов является их зависимость от дефекта, от индивидуально-типологических особенностей нервной системы и психики данного ребенка, от свойств и особенностей его личности в целом. В то же время каждый процесс отличается особым характером развития и функционирования. Поэтому некоторые из них следует разобрать более внимательно.

    Особенности ощущений и восприятий детей с нарушением интеллекта

    Ощущения и восприятия детей с нарушением интеллекта зависят от состояния их анализаторов. У многих из этих детей они сохранны. Но органические нарушения в центральной нервной системе приводят к патологическим изменениям в работе анализаторов, а отсюда и те особенности, которыми характеризуются ощущения и восприятия этой категории детей.

    Самая существенная из этих особенностей заключается в нарушении коркового анализа и синтеза раздражения. У некоторых детей с нарушениями интеллекта поражены периферические отделы анализаторов; по данным ряда исследований, можно наблюдать повышение порогов всех видов чувствительности, в том числе и пороги болевых ощущений. Необходимо также отметить слабую дифференцированность ощущений. Наконец, детей с нарушением интеллекта характеризует медленная адаптация (приспособление к изменившимся раздражителям). Большое значение для коррекции ощущений у детей-олигофренов имеет сенсомоторное воспитание. Однако здесь очень важно, чтобы упражнения по развитию сенсомоторной культуры проводились в системе всего учебно-воспитательного процесса, а не изолированно, как это рекомендовалось так называемой психоортопедией. Иначе развитие элементарных форм познания будет оторвано от формирования высших психических процессов, и тогда основная задача специальной коррекционной школы VIII вида — коррекция недостатков личности ребенка с нарушением интеллекта в целом — достигнута не будет.

    Чем больше рецепторов участвует в познавательной деятельности, тем выше ее результаты, тем более успешно идет процесс коррекции ее недостатков.

    Восприятия детей с нарушением интеллекта, как показали многие исследования, характеризуются значительными особенностями. Наиболее изучены зрительные восприятия детей с нарушениями интеллекта. Оказывается, она протекают более замедленно, отличаются слабой дифференцированностью, что особенно проявляется в начальный период обучения.

    Глядя на предмет, дети с нарушением интеллекта различают не все его свойства, особенности строения, пространственные отношения. Исследования подтвердили, что константность восприятия (постоянство образа воспринимаемого предмета, сохраняемое несмотря на изменение физических условий, при которых воспринимается предмет: удаленность, освещенность, угол зрения) у детей с нарушением интеллекта выражена менее ярко, а зачастую ошибочно, искаженно. Активная перестройка восприятия у детей-олигофренов затруднена и замедленна. А сами восприятия характеризуются нарушением осмысленности, целеустремленности, целостности, избирательности, отличаются неточностью, бедностью и поверхностностью, узостью. Недоразвитие ощущений и восприятий детей с нарушением интеллекта, сочетающееся с нарушением высших психических функций, в том числе отвлеченного мышления, делает крайне необходимым широкое применение наглядности в учебной работе. Предметные уроки и другие формы наглядного преподавания способствуют развитию ощущений, восприятий, представлений детей с нарушением интеллекта, помогают корригировать чувственную основу познания, при помощи которой ребенок с нарушением интеллекта овладевает высшими формами логического познания.

    Внимание ребенка с нарушением интеллекта зависит от глубины и своеобразия дефекта, от особенностей личности ребенка в целом, от его направленности, от интересов и т. д. Выработка произвольного внимания у детей с нарушением интеллекта — задача весьма сложная. Внимание олигофрена слабее, чем у нормальных детей, и отличается крайней поверхностностью. У дебильного ребенка недоразвиты целенаправленность и устойчивость внимания, его избирательность и концентрация, распределенность и переключаемость. Ребенок с нарушением интеллекта отвлекается, соскальзывает с одного объекта на другой, его мышление и рассуждения непоследовательны.

    Часто у детей-олигофренов можно отметить перенос внимания с одних объектов на другие, с целого на часть, с содержания на форму, с существенного признака на малозначительный. Из-за недоразвития волевых процессов и слабости интеллектуальной регуляции у ребенка с нарушением интеллекта чаще и легче можно вызвать непроизвольное внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.

    Недостатки внимания ребенка с нарушением интеллекта связаны с особенностями внешнего торможения, с одной стороны, и образования ориентировочного рефлекса — с другой. Трудность образования и неустойчивость этого рефлекса особенно проявляются при восприятии нового объекта. Сосредоточенность внимания детей с нарушением интеллекта отличается значительным снижением интенсивности. Как показали исследования, при проведении опыта с зачеркиванием букв дети с нарушением интеллекта делали вдвое больше ошибок, чем нормальные.

    Различно и влияние утомления на внимание нормального школьника и ребенка с нарушением интеллекта.

    У детей с нарушением интеллекта внимание затухает чаще, чем у нормальных, а периоды понижения внимания значительно длиннее. Для нормального ребенка понижение интенсивности внимания или переключение на другой объект является своего рода отдыхом. У детей с нарушением интеллекта утомление ведет к резкому спаду внимания, переключение ведет к разрыву его и поэтому затруднено. Восстановление требует достаточно длительного отдыха.

    Недостатки внимания сказываются и на речи ребенка с нарушением интеллекта — он не следит ни за тем, как говорят окружающие, ни за собой. Это ведет к образованию грамматизмов. Недостатки внимания мешают детям с нарушением интеллекта следить и за своей моторикой, что вызывает хаотичность движений. Все эти дефекты внимания детей с нарушением интеллекта становятся особенно заметны при изучении ими незнакомого и сложного материала, при встрече с трудностями. Ребенок-олигофрен стремится обойти трудности, даже не сделав попытки их преодолеть. В то же время умственно отсталые имитируют внимание и в позе, и в мимике 1 .

    Память ребенка с нарушением интеллекта по сравнению с нормой характеризуется более слабым развитием и более низким уровнем всех процессов. Узнавание, запоминание, воспроизведение нарушены. Ученик специальной коррекционной школы VIII вида запоминает материал медленнее, забывает быстрее.

    Ребенок с нарушением интеллекта несколько лучше запоминает то, что вызывает у него яркие, эмоциональные переживания или, во всяком случае, непосредственный интерес. Остальное усваивается плохо. Особенно трудно олигофрену запомнить непривычное, отвлеченное, требующее для запоминания определенного усилия. Преднамеренное, осмысленное запоминание у детей особенно затруднено. Но и то, что удерживается непроизвольной, механической памятью, тоже быстро забывается. У школьников-олигофренов ослаблены оба вида памяти: и механическая, и логическая. Как правило, эти дети не умеют пользоваться имеющимся у них запасом знаний. Новые сведения уподобляются старым. Из-за инертности психики старые знания нередко затрудняют усвоение новых.

    На характер забывания определенное влияние оказывает склонность детей с нарушением интеллекта к охранительному торможению, очень часто вызывающему у них явления забывчивости.

    Наряду с замедленностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью несовершенство памяти учащихся специальной коррекционной школы VIII вида обусловлено еще и плохой логической переработкой и недостаточным усвоением воспринимаемого материала. В развитии памяти огромную роль играет разнообразие повторений при заучивании материала. Ученику этих школ требуется значительно большее число повторений.

    Развитие памяти ребенка-олигофрена происходит в направлении от механической к логической. Основная задача состоит в привитии навыков преднамеренного, осмысленного запоминания, умения самостоятельно и сознательно пользоваться удержанным в памяти материалом.

    Недоразвитие мышления — основной симптом умственной отсталости. Из трех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и отвлеченного, у школьника с нарушением интеллекта наименее развито последнее. Физиологической основой недоразвития мышления ребенка с нарушением интеллекта является нарушение аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, недоразвитие второй сигнальной системы и ее правильного взаимодействия с первой. Основным недостатком мышления ученика специальной коррекционной школы VIII вида является слабость обобщений и отвлечений. К числу других серьезных его недостатков следует отнести поверхностный характер, замедленность, инертность, малую подвижность. Надо отметить также негибкость и узость ума, стереотипность, шаблонность, некритичность и несамостоятельность мышления ребенка-олигофрена. К тому же оно (мышление) отличается нарушением целенаправленности, непоследовательностью рассуждений, соскальзыванием с одного предмета на другой, слабостью регулирующей роли мышления в действиях и поступках. Недостатки мышления связаны с недостатками речи, эти процессы взаимно обусловлены. Мышление ребенка с нарушением интеллекта характеризуется недоразвитием и несовершенством мыслительных операций и форм мышления. Ребенка-олигофрена необходимо вооружить умением анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать и абстрагировать. Он нуждается в том, чтобы его научили овладевать формами мышления: понятиями, суждениями, умозаключениями. Учитывая конкретный характер мышления детей с нарушением интеллекта, необходимо широко использовать наглядность в обучении.

    При корригировании недостатков мышления детей с нарушением интеллекта исключительно велика роль труда и практической деятельности вообще. В процессе трудовой деятельности происходит не только овладение необходимыми навыками и умениями, но и развитие всех сторон детской психики, в том числе и мышления. Главную роль играет, конечно, обучение основам наук и организация умственной деятельности учащихся. Наконец, для развития мышления огромное значение имеет организация разнообразных отношений и связей школьника с действительностью, формирующихся в процессе всевозможных видов деятельности.

    Речь детей-олигофренов развивается с задержкой. Она часто страдает нарушениями и расстройствами (особенно произношение), отличается бедной интонацией, невыразительностью, слабой мотивацией.

    Словарный запас детей с нарушением интеллекта значительно беднее, чем у нормального ученика. Пассивный словарь преобладает над активным. В связи с недоразвитием обобщающей функции речи ребенок с нарушением интеллекта не всегда понимает значение слова, затрудняется в употреблении терминов общего значения. Грамматический строй речи школьника-олигофрена обеднен. Он преимущественно изъясняется простыми предложениями. Недоразвитие речи ограничивает возможности общения детей с нарушениями интеллекта, затрудняет их интеллектуальное развитие и рост личности в целом.

    Благодаря коррекционно-воспитательной работе недостатки в развитии мышления и речи детей с нарушением интеллекта удается смягчить и преодолеть. Это становится особенно заметно в средних и старших классах 1 .