Основные направления психологии личности это

Основные направления изучения личности в отечественной психологии

В советской психологии сложилась традиция различения индивида и личности. Больше всего в направлении этого различения сделали два советских психолога - Б.Г.

Оглавление:

Ананьев и А.Н. Леонтьев. При некоторых различиях в понимании личности и при общих различиях или подходах эти авторы определяли природу и свойства индивида и проводили линию различия («демаркационную линию») в одном и том же месте.

Индивид, по их мнению, есть существо природное, биологическое, обладающее как врожденными, так и прижизненно сформированными свойствами.

Личность - социально сформированное качество.

Характеризуя человека как индивида, Б.Г. Ананьев писал, что имеются основания для выделения двух основных классов индивидуальных свойств:

В первый класс входят:

1) возрастные свойства, которые развертываются в процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции), и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям;

2) конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии-асимметрии, функционирования парных рецепторов и эффекторов).

Определяя указанные свойства как первичные, а психофизические функции и органические потребности - как вторичные, названные авторы отмечают, что в темпераменте и задатках происходит высшая интеграция всех этих свойств.

Определяя отличие личности от индивида, А.Н. Леонтьев писал, что личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих отношения субъекта. В качестве фундаментального отличия личности он называл специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности.

Для Б.Г. Ананьева исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе, где складывается и формируется данная личность.

А.Н. Леонтьев считает, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

А.Г. Ковалев представляет личность как синтез сложных структур, таких как:

- темперамент (структура природных свойств);

- направленности (система потребностей, интересов и идеалов);

- способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих "устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к бездействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности. Кроме того, он полагает, что "структура психической жизни личности" образуется путем соотношения психических процессов, психических состояний и психических свойств личности.

В отличие от него, В.Н. Мясищев придерживался двупланового строения и функционирования психики - потенциального и процессуального.

К потенциальному он относил такие качественные особенности личности: ум, талант, характер, способности;

К процессам - деятельность, мышление переживание, причем их функционирование является всегда диалектическим единством, при котором "о потенциале можно судить по его реализации в процессе, сам же процесс внутренне определяется характером потенциала".

В соответствии с его концепцией, единство личности характеризуется направленностью (доминирующими отношениями к тем или иным объектам), психическим уровнем развития, динамикой реакций личности (темперамент) и структурой личности, к которой относятся ". пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т.е. соотношение различных свойств психики или то, что по преимуществу называется характером личности."

С точки зрения В.Н.Мясищева структура личности есть лишь одно из определений ее единства и целостности, то есть более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

По другому представляет себе уровень интеграции в структуре личности К.К. Платонов. В соответствии с рядом критериев он выделяет динамическую функциональную психологическую структуру личности, состоящую из четырех подструктур:

- социально обусловленные особенности, формирующиеся путем воспитания (направленности, моральные качества);

- биологически обусловленные особенности (темперамент, половые и возрастные особенности, патологические органические изменения, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

- личный опыт, приобретенный в т.ч. и путем обучения (объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек);

- индивидуальные особенности различных психических процессов, или психических функций, как форм отражения (которые наиболее сильно зависят от биологически обусловленных особенностей).

Вдобавок же, "кроме указанных четырех основных, так сказать рядоположенных, выделяются еще две наложенные на них подструктуры - характера и способностей".

Причем, К.К. Платонов называет эту структуру функциональной "потому, что она как целое, так и составные ее элементы рассматриваются как психические функции.

Проводя свои исследования, Б.Г. Ананьев считает целесообразным не противопоставлять, а сопоставлять различные взгляды по степени интеграции личностных свойств в структуре личности, так как противоречивые взгляды отражают объективную сложность взаимопереходов между интегрированностью и дифференцированностью явлений развития личности.

Одним из самых существенных моментов в исследованиях Б.Г. Ананьева можно считать вывод о том, что структура личности строится на по одному, а по двум принципам одновременно:

1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные частные социальные и психофизиологические свойства;

2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономия каждого из них.

Нельзя также не упомянуть точку зрения А.Н. Леонтьева по этому вопросу: ". исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакую "структуру личности" установить невозможно; то реальное основание личности человека лежит в той системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями".

И далее: "Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Структура личности не сводится ни к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизированности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними".

Рубинштейн -“Основы общей психологии” выразил принцип единства сознания и деятельности. Всякое действие человека исходит из мотивов и направляется на цель; разрешает задачу и выражает отношение человека к окружающему.

Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания. С другой стороны осознанность действия зависят от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности.

Определение деятельности невозможно в отрыве от сознания. Разные движения могут означать разные поступки. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему сознательных действий, которое отличается от реакции иным отношением к объекту.

Действие - сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становиться поступком по мере того, как его отношение к субъекту поднялось в план сознания и превратилось в сознательное отношение.

Единство сознания и поведения раскрывается в самом их содержании - единство сознания и бытия. Осознание моих собственных переживаний совершается через раскрытие их отношений к внешнему миру. Через деятельность субъекта его психика становиться познаваема для других.

Для познания психики нужно исходить из принципа единства внутренних и внешних появлений. Психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно - через отношение к объективному миру.

Деятельность - взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру.

Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного продукта, который создается в деятельности и является ее целью: практическая (трудовая) и теоретическая(познавательная) деятельность.

В результате всякого псих. процесса как деятельности мозга формируют чувственный образ. Он не существует вне этого процесса. Всякий психический процесс - отражение, образ вещей и явлений мира, взятые в целостности. Подлинной единицей сознания является целостный акт отражения объекта субъектом.

Основные направления в психологии личности

Основные направления в психологии личности - раздел Психология, Й вопрос: Личность в психологической науке Глубинная Психология Личности Психоанализ З. Фрейда Индивидуальная Психология.

Глубинная психология личности Психоанализ З. Фрейда Индивидуальная психология А. Адлера Гуманистический психоанализ Э. Фромма Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни Аналитическая теория личности К. Г. Юнга Эго-психоанализ Э. Эриксона Трансакционный анализ Э. Берна Гуманистическая психология Гуманистическая теория личности А. Маслоу Человеко-центрированный подход К. Роджерса Экзистенциальная психология Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса Американская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь. Логотерапия В. Франкла Экзистенциальный анализ А. Лэнгле Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности Теория личностных конструктов Дж. Келли Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер Бихевиориальная психология Теория оперантного научения Б. Скиннера Диспозициональное направление в теории личности Диспозициональная теория личности Г. Олпорта Структурная теория черт личности Р. Кэттелла Психопатология личности Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда Патопсихология личности Б. В. Зейгарник Клиническая психология личности П.С. Гуревич Глубинная психология личности

Эта тема принадлежит разделу:

Й вопрос: Личность в психологической науке

Понятие человек как мы видели есть понятие родовое выражающее общие черты присущие человеческому роду Поскольку человек есть существо. Индивид есть отдельный конкретный человек которому наряду с родовыми. особенностей его мышления взглядов суждений мнений потребностей и запросов В этом смысле мы говорим об.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные направления в психологии личности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личност

К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу самооценки: 1. Прежде всего важно, чтобы психолог сохранял безусловное по

Мы остановимся только на когнитивной теории личности Дж. Келли, где она представлена как система конструктов. Внутри категории "познание" в качестве показателей поведения могут рассматрив

Для интерпретации сущности личности используют специфическую единицу анализа - конструкт. Термин "конструкт" идентичен слову понятие, которое обобщает материал и создает возможность предс

Личностный конструкт характеризуется тем, что в нем представлено и сходство отдельных реалий, и их отличие от других элементов. Конструкты имеют форму биполярных понятий (белый - черный, эгоист - а

Общий способ формирования конструктов состоит в том, что, прежде всего, для их организации необходимы три элемента. Два из них должны восприниматься как сходные, а третий - как отличный от первых д

Конструкт характеризуется биполярностью, диапазоном применимости и индивидуальностью. Биполярность означает, что у каждого конструкта имеется два полюса, полученные в опыте путем нахождения сходств

Функционирование любого конструкта имеет целью предсказание событий, которое, по Келли, выполняет роль мотива и цели познавательной деятельности. Утверждение связи конструирования и прогнозирования

Самоэффективность — вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации, один из ключевых терминов социально-когнитивной теории Альберта Бандуры. Общая самоэффективность ск

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев). Личность – "живой человек из плоти и крови"[1], вплетенный во множес

Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного, предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной

Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как

В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного (Jung,

Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») [

Пирамида потребностей Маслоу. Согласно А.Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, во

«Я»-концепция («я»-образ, образ «я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны

Я-реалыюе п Я-идеалыюе не только могут не совпадать, по в большинстве случаев значительно различаются. Это расхождение может приводить к различным, как позитивным, так и негативным, следствиям. С о

У. Джемс выделил две подструктуры Я-концепцип — чистое Я и эмпирическое Я — Мое. Мое — совокупность всего того, что человек может назвать своим: семья, предки, творческие достижения. Включает в себ

Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята немецким психиатром Э.Кречмером. В своей работе «Строение тела и характер» он утверждал, что каждой конст

Основная идея диспозиционного подхода, развиваемая рядом зарубежных психологов, заключается в том, что личность человека рассматривается с позиций его предрасположенности (диспозиц

Особенности потребностей человека. Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. О

— Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др. — Социальные — потребности в общении с другими людьми, в обществен

Э. Фромм . Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей. Непродуктивные типы характера: Рецептивный

Субъект - это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. А. Н.Леонтьев отмечал, что формирование личност

Джулиан Роттер . Поведенческий потенциал.Согласно определению Роттера, поведение состоит «из моторных акций, познания, вербального поведения, невербально выраженно

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней с

Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности: 1) ид («оно») – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознател

Второй представитель "социально-наученческого" направления - Дж. Роттер – является еще большим "когнитивистом", чем А. Бандура. Для объяснения поведения человека

Когнитивно сложный человек. Когнитивно простой человек. Имеет конструктную систему, содержащую четко дифференци

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личн

Классификация психических явлений.Среди многообразных проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Ковалев выдвинул гипот

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельн

Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразит

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеютс

Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обид

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объе

Темперамент (лат.Temperamentum - надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспек

Сила — способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения, возможность ЦНС выполнить определенную работу без необходимо

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и неспособным — тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного т

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность. Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на

На формирование личности влияют различные процессы как биологической, так и социальной природы. Влияния, осуществляемые на уровне генов, принято называть генотипическими, так как они в основ

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (). По его мнен

Структура психики человека. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

Группа социально-психологических закономерностей прижиз­ненного развития человека связывает его причинно с влиянием внешних условий. Эти условия многочисленны и разнообразны. Это состояние общества

Один и тот же человек в разных ситуациях может действовать не совсем так, как можно было бы ожидать, исходя из знания его свойств и качеств. В поступках и действиях человека интегрируются одновреме

Способности. Природа способностей.Французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии К Гельвеций ) - активный сторонник учения о решающей роли среды в фор

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпер

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявля­ются в разнообразной деятель

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях — они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Ес

Типологические модели акцентуаций характера и психопатий К. Леонгарда включает в себя 10 типов акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педанти

1. Гипертимический тип. Гипертимическая личность легко распознается в обычной беседе. Разговорчивость и жизнерадостное настроение сразу обращают на себя внимание. Умственная подвиж

Долгое время в психологии безраздельно господствовала гуморальная теория темпераментов, ведущая свое начало от древнегреческого врача Гиппократа (460—377 до н. э.). Гиппократ объяснял особенности т

Автономность в психологическом понимании можно определить как некое социально-психологическое качество, позволяющее человеку действовать независимо от внутренних и внешних установо

Для понимания физиологической основы характера необходимо обратиться к работам И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, а особенно к его учению о свойствах и типах нервной системы. В своих работ

Понятие норма является достаточно дискуссионным в обществоведческих науках. В философской литературе сегодня отсутствует такое определение норм, которое устраивало бы большинство исследователей, чт

Теории личности в основных направлениях психологии

Теория личности - это совокупность гипотез, или предположений, о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

1. Каков характер главных источников развития личности - врожденный или приобретенный?

2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности - сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?

4. Обладает ли личность свободой воли и в какой степени человек осуществляет роль над своим поведением?

5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие построены с использованием современных математических методов.

Гуманистическая теория личности.

Сторонников гуманистической психологии прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснения. Сами описания личности и событий в ее жизни в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем.

Так, К. Роджерс считал, что каждый человек стремится к самосовершенствованию и может достичь успехов на этом пути. Человек сам выбирает для себя смысл жизни, создает свой жизненный сценарий. Центральным понятием для К. Роджерса стало понятие "Я", включающее в себя представления, идеи, цели, ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Человек решает основные вопросы своей жизни: "Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?"

Образ "Я" складывается в результате личного опыта, успехов или неудач человека. Образ "Я" и жизненный сценарий человека влияют на восприятие им мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепция может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может быть истинным. Удовлетворенность человека собой, своей жизнью, мера счастья зависят от совпадения реального и идеального "Я".

Основная потребность человека согласно гуманистической психологии заключается в самореализации, т.е. стремлении к самосовершенствованию и самовыражению. А. Маслоу считал, что зрелая, самоактуализирующаяся личность должна обладать следующими характеристиками: активно воспринимать действительность и хорошо ориентироваться в ней; принимать себя и других такими, какие они есть; быть непосредственным в поступках и спонтанным в выражении своих мыслей и чувств; интересоваться внешним миром в противовес ориентации только на внутренний мир; иметь чувство юмора;иметь творческие способности; игнорировать условности, но не демонстративно; заботиться о благополучии других, а не только о себе; устанавливать с окружающими, хотя и не со всеми, вполне доброжелательные личные взаимоотношения; не прятаться от жизни, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения; предпочитать в жизни новые, нестандартные пути; открыто и честно вести себя во всех ситуациях; иметь готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению за нетрадиционные взгляды; уметь брать на себя ответственность; прилагать максимум усилий для достижения поставленных целей; уметь замечать и преодолевать сопротивление других, если нужно.

В любой момент жизни у человека есть выбор: движение вперед, преодоление препятствий или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность всегда идет вперед, преодолевает препятствия. Это не значит, что у нее не бывает неудач, но она вновь и вновь возвращается к задаче, пытаясь различными способами решить ее.

Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда.

Структура личности, по З. Фрейду, имеет три составляющие: "Оно", "Я" и "Сверх-Я", которые постоянно взаимодействуют друг с другом.

"Оно" (ид) - инстинкты, продукт унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого З. Фрейда) или неосознаваемый результат неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов).

"Я" (эго) - самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения.

"Сверх-Я" (супер-эго) - итог воспитания человека в обществе. Это нормы общества, мораль, совесть. Сверх-Я формируется благодаря семье, воспитателям, друзьям, коллективу, всем, с кем человек длительное время общается и кто является для него значимым.

Рис. 2. Карикатура на структуру личности З. Фрейда. "Оно" подобно горячему коню, который рвется, не разбирая дороги навстречу удовольствиям. "Супер-Я" - волоки, призванные держать человека в рамках приличия, "Я" призвано сбалансировать самые смелые потребности и нормы, общепринятые в обществе

По Фрейду, основные инстинкты - инстинкт удовольствия (либидо) и разрушения (мортидо) - постоянно требуют удовлетворения. Влечения "Оно" чаще всего находятся в конфликте с правилами "Сверх-Я", таким образом, между этими структурами личности постоянно происходит борьба. "Я" пытается разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения "Оно" были в максимальной степени удовлетворены и при этом не нарушались нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности, беспокойства, которые часто возникают у человека - это борьба в сознании между "Оно" и "Сверх-Я" (рис. 2).

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных переживаний, человек использует психологические защиты. Задача психологической защиты - ограждение сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и неадекватного, направленного на устранение дискомфорта. Это может быть регрессия, сублимация, вытеснение, замещение, проекция, рационализация и др. Краткое содержание основных способов психологических защит представлено в табл.1.

Таблица 1. Механизмы психологической защиты личности

Если защитные механизмы не срабатывают, неудовлетворенные, подавленные, запрещенные инстинкты могут появиться в закодированной, символической форме, например в описках, оговорках, шутках, странностях поведения, в сновидениях. Постоянное подавление "Оно" может привести к невротическим реакциям, неврозам, другим заболеваниям личности. Задача психотерапевта помочь раскодировать символы "Оно" и дать возможность клиенту отреагировать накопившееся напряжение, добиться катарсиса.

Сильно невротизированные личности, очень закомплексованные люди выстраивают неимоверно много защит, их символика столь сложна, что узнать реальную первопричину невротического поведения, истинное желание человека весьма трудно.

Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо. Исходя из этого он выделяет три больших этапа, распадающихся на несколько стадий.

Первый этап характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до 1 года и носит название оральной стадии, так как сексуальное удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания. Для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная зависимость, инфантильность.

Второй этап, который длится до начала полового созревания, характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл также этот этап нарциссизмом, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на этом этапе, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Он состоит из нескольких стадий. Первая, примерно до трех лет, - анальная, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жестокостью, аккуратностью и бережливостью. С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. Во многом это связано с тем, что в этот период нарастает напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Эта напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентный период в развитии сексуального инстинкта. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.

В подростковом возрасте дети переходят на последнюю стадию психосексуального развития. В этот период для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эта стадия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его типа личности. Либидозную энергию Фрейд считал основой не только развития индивидуального человека, но и человеческого общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь и междоусобица, оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение человека.

Теория личности К. Юнга.

Карл Юнг был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя. Основной причиной разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Свою систему Юнг назвал "аналитической психологией".

По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно оказывает влияние на личность человека и предопределяет его поведение с момента рождения. Коллективное бессознательное состоит из разных уровней. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Самый глубокий уровень складывается из следов дочеловеческого прошлого, т.е. из опыта животных предков человека. Таким образом, по определению Юнга, коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир.

Коллективное бессознательное проявляется у человека в виде архетипов, которые обнаруживаются не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Архетипы присущи любому конкретному человеку, но в них отражается коллективное бессознательное. Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент эмоциональности и даже перцептивные образы. Например, архетип матери - это всеобщая идея матери с чувственным и образным содержанием собственной матери. Ребенок получает этот архетип уже в готовом виде по наследству и на его основании создает конкретный образ своей реальной матери.

Кроме коллективного бессознательного существует, по мнению Юнга, личное бессознательное, но оно не отделено от сознания. Личное бессознательное состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными.

Структурные единицы личного бессознательного представляют собой сумму чувств, мыслей и воспоминаний. Юнг называл эти образования комплексами (например, стремление человека обладать большой властью у Юнга называется комплексом власти).

Юнг также ввел понятие "Я". За этим понятием скрывается стремление человека к целостности и единству. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным. "Я" может проявляться по-разному. В зависимости от его проявления людей можно разделить на определенные типы.

В основу классификации личностных типов Юнг положил направленность человека на себя или на объект. Соответственно, всех людей можно разделить на экстравертов и интровертов. Кроме этих основных типов Юнг говорит и о существовании дополнительных типов - интуитивного, мыслительного, эмоционального. Причем тип личности определяется соотношением различных функций, большинство из которых врожденные. Поэтому типы личности, по Юнгу, - это врожденные типы, которые не связаны с условиями общественной жизни.

Теория личности А. Адлера.

А. Адлер - основатель так называемой индивидуальной психологии. Он резко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Адлер подчеркивал, что основное в человеке - не его природные инстинкты, а общественное чувство, которое он называл "чувством общности". Это чувство является врожденным, но оно должно быть социально развито. Он выступал против мнения Фрейда о том, что человек от рождения агрессивен, что его развитие определяется биологическими потребностями.

Кроме этого, Адлер выступил против расчленения личности на три инстанции, о которых говорил Фрейд. По его мнению, структура личности едина, а причиной развития личности является стремление человека к превосходству. Однако это стремление не всегда может быть осуществлено. Так, из-за дефекта в развитии телесных органов человек начинает переживать чувство своей неполноценности, оно может также возникнуть в детстве из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсации.

Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорит о возможных ее уровнях. Например, он говорит о возможности выработать гиперкомпенсацию. Это особая форма реакции на свою неполноценность. Умение выработать сверхкомпенсацию приводит к тому, что физически слабые и безвольные люди начинают совершать мужественные действия. Более того, в гиперкомпенсации Адлер усматривает механизм творчества, активности. В качестве примера он любил ссылаться на личность Наполеона и считал, что особые способности Наполеона как полководца объяснялись отчасти тем, что у того было обостренное чувство неполноценности из-за малого роста. Примерами сверхкомпенсации для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, многие другие замечательные люди, не обязательно широко известные, но приносивше пользу окружающим.

Адлер выделил три основные формы проявления компенсации:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальными интересами.

2. Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.

3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации "нормальными" способами и "вырабатывает" симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.

Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало возможность Адлеру создать одну из первых типологий развития личности детей. Он считал, что развитое чувство общности дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему развития своих способностей. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование. В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии его личности. Так, неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок, так же как и позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации останавливает личностный рост, формирует неадекватную, завистливую, эгоистическую личность. В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию перерастает в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе общества, но о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль их жизни. Эти люди становятся все большими тиранами и агрессорами, они подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадя даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, а также люди, которые тиранят своих близких и родных. Таким образом, одно из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение уживаться, сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества. Адлер писал, что если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как неумение сотрудничать с окружающими является корнем всех невротических проблем и плохо приспособленных стилей жизни.

Таким образом, Адлер предпринял попытку социализировать теоретические воззрения Фрейда, хотя чувство неполноценности в его теории является врожденным, потому ему не удалось полностью избежать биологизации.

Теория личности К. Хорни.

Американская исследовательница Карен Хорни была вначале преданной ученицей Фрейда. В 1939 г., будучи уже в США, она издала книгу "Невротическая личность нашего времени", ставшую мировым бестселлером. В своей трактовке личности К. Хорни отходит от взглядов З. Фрейда, а впоследствии резко критикует Фрейда за его попытку свести механизмы поведения человека к двум тенденциям - либидозной и агрессивной, а также за пансексуализм.

Основу сущности человека Хорни усматривает во врожденном чувстве беспокойства. Младенец рождается с этим чувством, и уже с первых дней своей жизни он начинает чувствовать себя беспокойно. Это чувство окрашивает всю его дальнейшую жизнь, фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности. Чем вызвано это чувство? По мнению Хорни, человек постоянно переживает чувство враждебности мира, и желание избавиться от него порождает беспокойство. Все, что делает человек, - это трансформация чувства беспокойства. Оно является основной мотивацией его поступков. Хорни называет его чувством коренной тревоги, которая детерминирует поступки человека. Коренная тревога заставляет человека стремиться к безопасности.

Хорни утверждает, что человеком управляют две тенденции: стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Оба эти стремления часто противоречат друг другу, и тогда возникает невротический конфликт, который человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные способы ("стратегии") поведения. Хорни выделила четыре типа поведения:

1) невротическое стремление к любви как средству обеспечения безопасности в жизни;

2) невротическое стремление к власти, которое объясняется не какими-то объективными причинами, а страхом и враждебностью к людям;

3) стремление изолироваться от людей;

4) признание своей беспомощности (невротическая покорность).

Хорни считала, что разница между здоровым человеком и страдающим неврозом сводится лишь к тому, что противоречие между конфликтующими тенденциями у здорового значительно меньше, чем у невротика. По мысли Хорни, у здорового человека под влиянием временных внешних обстоятельств возникают "ситуационные неврозы". "Неврозы характера" же являются подлинной болезнью, так как в их основе лежит стойкий "изначальный конфликт".

Хотя Хорни резко критиковала биологизаторскую сущность учения Фрейда, в основном своем положении об "изначальной тревожности" и "коренной тревоге" она, по существу, повторяет Фрейда. В теории Хорни остаются основные положения фрейдизма: антагонизм природного и социального (принцип стремления к безопасности несовместим с удовлетворением человеческих желаний), фатальность врожденного механизма "коренной тревоги".

Теория личности Э. Эриксона.

В теории норвежского психолога Э. Эриксона () главной частью структуры личности является не бессознательное, как у Фрейда, а сознание, которое стремится в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуальности. Поэтому и сама эта теория называется эго-психологическая. Кроме пересмотра позиции Фрейда в отношении иерархии структур личности, Эриксон отходит от него и в понимании роли среды, культуры и социального окружения ребенка. Главными для него становятся положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только первые шесть лет жизни, как полагал Фрейд. Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку люди, т.е. не только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и друзья, работа, общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл процессом формирования идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, которая является главным фактором устойчивости к неврозам.

Он выделил восемь основных стадий в развитии идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать.

■ Первая стадия - до 1 года. В это время развитие определяется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру либо настороженности.

■ Вторая стадия - с 1 года до 3 лет. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих, это связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности.

■ Третья стадия - с 3 до 6 лет. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Развитие этих чувств связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность в заданном обществом русле и нормах.

■ Четвертая стадия - с 6 до 14 лет, в течение которой у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе, и зависит развитие данных качеств личности.

■ Пятая стадия - с 14 до 20 лет связана с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. На этой стадии главным фактором является общение со сверстниками, выбор своей профессии, способа достижения карьеры, т.е. фактически выбор путей построения своей дальнейшей жизни. Поэтому в это время для человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые отношения с окружающими.

■ Шестая стадия - с 20 до 35 лет связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми противоположного пола. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.

■ Седьмая стадия - с 35 долет является одной из важнейших, по мнению Эриксона, так как она связана либо со стремлением человека к постоянному развитию, творчеству, либо со стремлением к постоянству, покою и стабильности. В этот период большое значение имеют работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусным местом, а также его общение со своими детьми, воспитывая которых человек также может развиваться и сам. Желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и являются гибельными для личности, считает Эриксон.

■ Восьмая, последняя стадия наступает послелет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам; формируется чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности своей жизни, принятие ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря. Естественно, что такое чувство является гибельным для личности и ведет к ее невротизации. Это чувство отчаяния может появиться и раньше, но всегда оно связано с потерей идентичности, с "отвержением" (частичным или полным) каких-то эпизодов своей жизни или свойств своей личности. Поэтому Эриксон и говорил о важности формирования у человека активной, открытой и творческой позиции, постоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, писал о пагубности внутренних конфликтов.

Ни один психолог до него не подвергал сомнению необходимость формирования самостоятельности или преодоления чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считает эти качества положительными, но утверждает, что для детей с развитым чувством базового недоверия, зависимостью гораздо важнее оставаться в русле уже заданного пути развития, чем менять его напротивоположный, несвойственный им, так как он может нарушить цельность их личности, их идентичность. Поэтому для таких детей развитие инициативы, активности может оказаться губительным, в то время как неуверенность в своих силах поможет им найти адекватный для них способ жизни, выработать ролевую идентичность. Эти взгляды Эриксона особенно важны для практической психологии, для коррекции и формирования у детей свойственного им, индивидуального стиля поведения.

Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живет человек, так как нарушение ее, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека. Таким образом, теория Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения на личность, которые дают возможность увидеть процесс ее развития под разными углами.

Диспозициональная теория личности.

Диспозициональная (от англ. disposition - предрасположенность) теория имеет три основных направления: "жесткое", "мягкое" и промежуточное (формально-динамическое).

Главным источником развития личности согласно этому подходу являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие - со стороны среды.

"Жесткое" направление пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека: свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свойствами - с другой. При этом утверждается, что как сами жесткие биологические структуры, так и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов. Так, немецкий исследователь Э. Кречмер установил связь между телесной конституцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию. Например, люди астенического телосложения (худые, с длинными конечностями, впалой грудью) несколько чаще, чем представители других типов телосложения, обладают "шизоидным" характером (замкнуты, необщительны) и заболевают шизофренией. Лица пикнического телосложения (обильное жироотложение, выпуклый живот) несколько чаше, чем другие люди, обладают "циклотимическим" характером (резкие перепады настроения от возвышенного до печального) и чаще заболевают маниакально-депрессивным психозом.

Английский исследователь Г. Айзенк предположил, что такая личностная черта, как "интроверсия - экстраверсия" (замкнутость-общительность) обусловлена работой особой структуры мозга - ретикулярной формацией. У интровертов ретикулярная формация обеспечивает более высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром - им не нужна излишняя сенсорная стимуляция. Экстраверты, наоборот, тянутся к внешней сенсорной стимуляции (к людям, общению, впечатлениям и т.д.), потому что у них пониженный тонус коры, - их ретикулярная формация не обеспечивает корковые структуры мозга необходимым уровнем корковой активации.

Экстравертированный тип характеризуется направленностью на окружающий мир. Таким людям свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигательная и речевая активность. Они легко откликаются на различные предложения, "зажигаются", берутся за их выполнение, но также легко могут и бросать начатое, берясь за новое дело.

Интровертированный тип характеризует направленность личности на себя, на явления собственного мира. Для таких людей характерна низкая общительность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться за что-либо, они анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее, справедливо обратное.

В зависимости от сочетания параметров интроверсия-экстраверсия и нейротизм-стабильность, всех людей можно разделить на четыре группы (табл. 2).

Таблица 2. Категории людей, выделяющиеся на основе комбинации суперчерт

Важно отметить, что представленные в таблице черты, описывающие тот или иной тип личности, относятся к крайним вариантам типа. Понятно, что при менее выраженных особенностях (экстраверсии, интроверсии или нейротизма) и описания будут более "мягкими", не столь категоричными.

За годы существования данной концепции по всему миру проведено огромное количество исследований, в которых было выявлено множество различий между типами:

- экстраверты значительно более терпимо относятся к боли, чем интроверты;

- экстраверты делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе, чем интроверты;

- интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности, в то время как экстраверты склонны отдавать предпочтение работе, связанной с людьми;

- интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстраверты - по вечерам; соответственно, интроверты лучше работают утром, а экстраверты - во второй половине дня;

- интроверты чаше признаются в практике мастурбации, чем экстраверты; но при этом экстраверты вступают в половые связи в более раннем возрасте, более часто и с большим числом партнеров, чем интроверты.

Г. Айзенк отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента. В его модели представлены три фундаментальных свойства личности: интроверсия - экстраверсия, нейротизм, психотизм. Нейротизм - это свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью. Невротики легко впадают в панику, возбудимы, беспокойны, тогда как эмоционально стабильные люди уравновешены, спокойны. Психотизм объединяет свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов. Определенные соотношения свойств темперамента составляют типы темперамента.

"Мягкое" направление диспозициональной теории личности утверждает, что личностные особенности, безусловно, зависят от биологических свойств человеческого организма, однако от каких именно и насколько - не входит в круг исследовательских задач

Среди исследователей данного направления наиболее известным является Г. Олпорт - основоположник теории черт. Черта - это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Например, про человека, который постоянно разговорчив и дома, и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность. Постоянство черты обусловлено, по мнению Олпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека.

Помимо черт Олпорт выделял у человека особую надличностную структуру - проприум (от лат. proprium - собственно "я сам"). Понятие "проприум" близко к понятию "Я" в гуманистической психологии. В него входят высшие цели, смыслы, моральные установки человека. В развитии проприума основную роль Олпорт отводил обществу, хотя и считал, что черты могут оказывать косвенное воздействие на формирование тех или иных особенностей проприума. Человека, имеющего развитыйпроприум, Олпорт называл зрелой личностью.

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.