Опросник тревожность

Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности.

Оглавление:

У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Опросник тревожность

Для исследования тревожности у старших подростков и юношей А.Д.Андреевой в 1988 г. был модифицирован опросник Ч.Д.Спилбергера (STPI — State Trait Personal Inventory). Он позволяет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта. Гнев и тревога — базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям.

Описание

Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую — эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению была модифицирована направленность входящих в методику высказываний и инструкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке в ходе учебной работы в классе. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету; в этом случае текст инструкции конкретизируется применительно к данному предмету. Указанный вариант опросника наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала.

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций входят в обе части опросника, причем каждая шкала состоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке (см. Ключ и опросник Спилбергера).

Опросник тревожности Спилбергера

Опросник тревожности Спилбергера.

Цель: исследование ситуативной и личностной тревожности учащихся.

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Баллы в бланке ответов означают:

1 - «Нет, это не так»

4 - «Совершенно верно».

1. Я чувствую себя свободно

3. Я не чувствую скованности

7. Меня волнуют возможные неудачи

8. Я чувствую себя отдохнувшим

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

11. Я уверен в себе

13. Я не нахожу себе места

15. Я не чувствую скованности, напряжения

18. Я слишком возбужден, мне не по себе

19. Мне радостно

21. Я испытываю удовольствие

22. Я очень быстро устаю

23. Я легко могу заплакать

24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.

26. Обычно я чувствую себя бодрым

27. Я спокоен, хладнокровен, собран

28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

29. Я слишком переживаю из-за пустяков

30. Я вполне счастлив

31. Я принимаю все слишком близко к сердцу

32. Мне не хватает уверенности в себе

33. Обычно я чувствую себя в безопасности

34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

35. У меня бывает хандра

37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

38. Я так сильно пере живаю свои разочарования, что потом долго не могу оних забыть.

39. Я уравновешенный человек

40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих ситуативную тревожность(СТ) и личностную тревожность (ЛТ).

Показатели СТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

где Е1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 17, 18;

Е2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20.

где Е1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

Е2 — сумма остальных зачеркнутых цифрпо пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

до 30 баллов — низкая тревожность;

умеренная тревожность(средняя);

46 и более — высокая тревожность.

ТЕСТ — ОПРОСНИК « ШКАЛА САМОЭФФЕКТИВНОСТИ»

( Р. Шварцер, М. Ерусалем)

Цель: определение самоэффективности, т. е. веры в собственные способности и в возможность собственного успеха.

Особенности опросника: желательно дать испытуемым рекомендации относительно того, как выявленные и осознанные качества могут быть использованы в дальнейшей личной и профессиональной жизни в целом и в процессе обучения — в частности на какие сильные стороны можно опереться, на какие недостающие качества стоит обратить особое внимание.

Инструкция: «Оцените высказывания по степени своего согласия с ними и поставьте « +» в соответствующем столбце с выбранным баллом:

1 - «абсолютно неверно»;

2 - «едва ли это верно»;

3 - « скорее всего, верно»;

4 - «совершенно верно».

Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложной проблемы

Если мне что-нибудь мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели

Мне довольно просто удается достичь своих целей

В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести

При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что могу с ними справиться

Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем

Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности

Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов её решения

Я могу что-нибудь придумать даже в безвыходных, на первый взгляд, ситуациях

Я обычно способен держать ситуацию под контролем

Более 35 баллов — высокий уровень;

27 — 35 баллов — средний уровень;

до 27 баллов — низкий уровень.

Тест — опросник «Индекс жизненной удовлетворенности»

Цель: определение отношения человека к себе и к собственной жизни, общего эмоционального фона, его настроения на данный момент жизни.

Примечание: активность человека в обучении зависит от того, насколько комфортно он ощущает себя в данный момент времени, насколько он адаптирован к неожиданно возникающим жизненным обстоятельствам.

Инструкция: «Оцените каждое утверждение в соответствии со степенью вашего согласия. В столбике с номером вопроса поставьте любой знак против нужного ответа - «согласен», «не согласен», «не знаю».

1.Сейчас мне многое кажется лучше, чем я ожидал раньше.

2.Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю.

3.Сейчас самый мрачный период в моей жизни.

4.Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть.

5.Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда я был младше.

6.Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные.

7.Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.

8.Я считаю, что в будущем меня ожидают интересные и приятные дела.

9.К своим делам и занятиям я испытываю такой же интерес, как и раньше.

10.Взрослея, я ощущаю какую-то усталость.

11.Взросление не беспокоит меня.

12.Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения.

13.Я не изменил бы свою прошлую жизнь, даже если имел бы такую возможность.

14.По сравнению с другими людьми моего возраста я сделал массу глупостей в своей жизни.

15.Я выгляжу лучше, чем большинство моих ровесников.

16.У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время.

17.Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что многое упустил в своей жизни.

18.Я слишком часто (по сравнению с другими людьми) нахожусь в подавленном состоянии.

19.Я получил довольно много из того, чего ожидал от жизни.

20.Что бы ни говорили, а с возрастом большинство людей становятся хуже, а не лучше.

Ключ для обработки результатов

Индекс общей жизненной удовлетворенности определяется начислением баллов по ключу. Максимальный индекс жизненной удовлетворённости составляет 40 баллов. Средняя жизненная удовлетворенность —баллов. Показатели менее 20 баллов считаются низкими.

В качестве дополнительной информации о том, какие конкретные сферы жизни приносят удовлетворение или неудовлетворение (недовольство), можно посчитать количество баллов по шкалам (максимальное количество баллов по каждой шкале — 8).

1. Интерес к жизни. Суждения № 1, 6, 9, 11. Шкала отражает степень энтузиазма, увлеченного отношения к обычной повседневной жизни.

2. Последовательность в достижении цели. Суждения № 8, 13, 16, 17. Высокие показатели отражают такие особенности отношения к жизни, как решительность и стойкость, направленные на достижение цели. Низкая оценка отражает пассивное примирение с жизненными неудачами, покорное принятие всего, что приносит жизнь.

3. Согласованность между поставленными и достигнутыми целями. Суждения № 2, 4, 5, 19. Высокие показатели отражают убежденность человека в том, что он достиг или способен достичь тех целей, которые считает для себя важными.

4. Положительная оценка себя или собственных поступков. Суждения № 12, 14, 15, 20. Высокий балл отражает высокую самооценку, низкий балл — низкую самооценку.

5. Общий фон настроения. Суждения № 3, 7, 10, 18. Шкала показывает степень оптимизма, бодрости духа, удовольствия от жизни.

Результаты данного теста позволяют довольно быстро получить информацию об общем эмоциональном состоянии человека, о сферах жизни, которые являются проблемными для него. Знание особенностей человека может помочь выбрать верную тактику взаимодействия с ним.

Классные часы: «Счастливых экзаменов!»

Когда человек в панике, он не способен

сосредоточиться на решении той или иной

проблемы, однако заставив себя мысленно

принять самое худшее, мы тем самым сбрасы-

ваем груз панического беспокойства и оказыва-

емся в состоянии искать и находить пра-

Цели: 1) создание положительного психологического настроя с целью успешной сдачи экзаменов; 2) профилактика стрессовых ситуаций в экзаменационный период.

Оборудование: результаты предварительного анкетирования выпускников.

Участники: выпускники, классный руководитель, педагог - психолог, преподаватель биологии.

Форма проведения: беседа с использованием тренинговых упражнений.

Предварительная подготовка: провести с выпускниками анкетирование, обработать результаты.

1.Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?

2.Какие ощущения испытываешь с предстоящими экзаменами?

3.Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день?

4.Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала? Какие?

5.Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты считаешь наилучшим?

6.Как ты считаешь, какие продукты питания активизируют умственную деятельность?

Учащимся предлагается прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:

1 — почти никогда;

4 — почти всегда.

1. Меня редко раздражают мелочи.

2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.

3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.

4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.

5. Не переношу критики, выхожу из себя.

6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.

7. Все свое свободное время я чем-нибудь занят.

8. На встречу я всегда прихожу заранее или опаздываю.

9. Я не умею выслушивать, вставляю реплики.

10. Страдаю отсутствием аппетита.

11. Беспричинно бываю беспокоен.

12. По утрам я чувствую себя плохо.

13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.

14. И после продолжительного сна я не чувствую себя нормально.

15. Думаю, что сердце у меня в порядке.

16. У меня бывают боли в спине и шее.

17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой.

18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.

19. Думаю, что я лучше многих.

20. Не соблюдаю диету, все постоянно колеблется.

30 баллов и меньше — Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Часто видите себя в «розовом свете».

баллов — Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова(т. е. у Вас есть стремление чего-нибудь достигнуть), так и в отрицательном. По всей видимости, Вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.

46 — 60 баллов — Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для Вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добъётесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.

61 балл и больше — вы живете как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни! Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.

1. Вступительное слово классного руководителя о важности предстоящего экзаменационного периода. Основные проблемы данного этапа в жизни выпускника.

2. Этапы экзаменационного периода:

- подготовка к экзамену;

- во время экзамена.

Подготовка к экзамену.

1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.

2. Можно ввести в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно к-л картинки или эстампа ( графическое изображение, художественный оттиск) в этих тонах.

3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - «сова» или «жаворонок», в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться, повторяться (какие именно разделы и темы).

4. Начни с самого трудного, с того раздела или темы, что знаешь хуже всего. Если же тебе «трудно раскачаться», можно начать с того материала, который тебе интереснее и привлекательнее (постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдёт).

5. Чередуй занятия и отдых: скажем 40 минут занятий, затемминут — перерыв. Можно в это время перекусить, послушать музыку, полить цветы, принять душ и т. п.

6. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

7. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по предметам. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

8. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.

9. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

10. Оставь день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена (ЕГЭ).

1. Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одного дня, одной ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

2. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

3. Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Во время экзамена (ЕГЭ).

1. В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.) Будь внимателен.

От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

2. Бланк ответов ты заполнишь печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например буква «а». Часть информации записывается в закодированной форме, которую тебе покажут перед началом тестирования.

3. Экзаменационные материалы состоят из 3-х частей: А, В, С. Исправления в бланке ответов крайне нежелательны.

Универсальные рецепты для более успешного выполнения тестирования.

1. Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопитесь не спеша. Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

2. Начни с лёгкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнёт работать более ясно и четко, ты войдёшь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия будет направлена на более трудные вопросы.

3. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошёл до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

4. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых лёгких вопросах.

5. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь всё, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект — забудь о неудаче в прошлом задании. Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.

6. Исключай! Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на 1-2 вариантах, а не на всех 5-7(что гораздо труднее).

7. Запланируй два круга!Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).

8. Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

9. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, то интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, интуиции следует доверять. Выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

10. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

4. Сообщение преподавателя биологии о рациональном питании во время экзаменов.

Правила здорового питания.

- Потребляйте разнообразные продукты. При приеме пищи старайтесь есть хлеб, крупяные и макоронные изделия, рис и картофель.

- Несколько раз в день ешьте овощи и фрукты ( 500 г в день). Предпочтение отдавайте продуктам местного производства.

- Ежедневно употребляйте молоко и молочные продукты с низким содержанием жира и соли: кефир, кислое молоко, сыр, йогурт.

- Можно заменять мясо и мясные продукты с высоким содержанием жира на бобовые, рыбу, птицу, яйца, нежирные сорта мяса.

Опросник оценки тревожности

. Реактивная тревожность. Наиболее часто психологический стресс протекает в форме реактивной тревожности. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в определенной ситуации. Обычно уровень реактивной тревожности изменяется(повышается или снижается) накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, соревнованиями, выступлениями в аудитории. Тревожность может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление от которых еще не утратило своего воздействия на личность.

Но реактивная тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — необходимое условие для успешной деятельности. При этом существует индивидуальный уровень «полезной тревоги». В то же время очень высокая реактивная тревожность вызывает снижение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Слишком низкий ее уровень может плохо сказаться на результатах деятельности. Ниже приводится тест, разработанный Ч. Спилбергером, с помощью которого можно проверить уровень реактивной тревожности (табл. 1).

Инструкция: прочитать каждое из приведенных предложений и подчеркнуть цифру справа, соответствующую подходящему ответу.

Таблица 1. Реактивная тревожность

2. Мне ничто не угрожает

3. Я нахожусь в напряжении

4. Я испытываю сожаление

5. Я чувствую себя свободно

7. Меня волнуют возможные неудачи

8. Я чувствую себя отдохнувшим

9. Я встревожен(а)

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

11. Я уверен(а) в себе

13. Я не нахожу себе места

15. Я не чувствую скованности, напряженности

18. Я слишком возбужден(а) и мне не по себе

19. Мне радостно

Обработка данных: подсчитать сначала сумму подчеркнутых цифр по пунктам (предложениям) 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18. Затем получить сумму подчеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. Из первой суммы вычесть вторую и к результату прибавить 50.

2. Личностная тревожность. Для человека характерны беспричинные или плохо объяснимые ожидания неприятностей, предчувствие беды, возможных утрат. Психика в состоянии напряжения и повышенного контроля над происходящим: человек обеспокоен своей судьбой, переживает за близких, жизнь проходит под девизом: «как бы чего не случилось». Обычно он сам признает, что повода для волнения нет, или он незначителен, тем не менее чувство тревоги не покидает его и дестабилизирует физическое и психическое состояние, накладывает отпечаток на разные стороны жизнедеятельности.

Личностная тревожность — устойчивое состояние, характеризующееся склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие. В тревожный стереотип поведения трансформируется все: незначительные соматические нарушения, психологический дискомфорт, восприятие некоторых сторон действительности, жизненные позиции.

В итоге личность дестабилизирована: чем-то обеспокоена и не удовлетворена, иногда почему-то несчастлива и волнуется по пустякам, в чем-то не уверена и чего-то боится. Личностная тревожность фиксируется с помощью опросника Ч. Спилбергера, который предлагается для самооценки (табл. 2).

Инструкция: прочитать каждое из приведенных суждений и подчеркнуть цифру справа, соответствующую вашему варианту ответа.

Таблица 2. Личностная тревожность

Опросник тревожность

Мне ничто не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я внутренне скован

Я чувствую себя свободно

Меня волнуют возможные неудачи

Я ощущаю душевный покой

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я не нахожу себе места

Я не чувствую скованности

Я слишком возбужден и мне не по себе

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

У меня бывает приподнятое настроение

Я бываю раздражительным

Я легко растраиваюсь

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

Я чувствую прилив сил и желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня тревожат возможные трудности

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я бываю вполне счастлив

Я все принимаю близко к сердцу

Мне не хватает уверености в себе

Я чувствую себя беззащитным

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

Бывает, что я чувствую себя неудачником

Я уравновешенный человек

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

При помощи ключа к данной методике определяется количество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.

Выводы об уровне развития

3,5-4,0 балла — очень высокая тревожность.

3,0-3,4 балла — высокая тревожность.

2,0-2,9 балла — средняя тревожность.

1,5-1,9 балла — низкая тревожность.

0,0-1,4 балла — очень низкая тревожность.

Опросник тревожность

Цель : дифференцированное измерение тревожности как состояния (ситуационная тревожность - СТ) и как личностного свойства (личностная тревожность - ЛТ).

Описание : опросник по исследованию тревожности состоит из 40 утверждений: 20 предназначены для оценки СТ и 20 для оценки ЛТ. Соответственно эти утверждения представлены в 2-х бланках с разными инструкциями.

Процедура проведения: Исследование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предлагается сначала бланк с вопросами направленными на изучение ситуативной тревожности, а затем бланк с вопросами направленными на изучение личностной тревожности. В опроснике нужно оценить каждое утверждение относительно того, в какой степени они соответствуют представленному состоянию. Возможны 4 варианта выбора, в зависимости от степени выраженности.

Инструкция : Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент (обычно). Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Обработка результатов: подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой шкале. Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20.По некоторым пунктам баллы начисляются в обратном порядке, это пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11. 15, 16, 19, 20, 21, 26, 27, 30, 36, 39. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности.

3,5 – 4,0 балла – очень высокая тревожность;

3,0 – 3,4 – высокая тревожность;

2,0 – 2,9 – средняя тревожность;

1,5 – 1,9 – низкая тревожность;

0,0 – 1,4 – очень низкая тревожность.

Следует осторожно относиться к очень низкому уровню тревожности. Необходимо проанализировать отдельные пункты, характеристики.

Шкала ситуативной тревожности

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Шкала тревоги. Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)

Методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина (тест на тревожность Спилбергера Ханина) определяет уровень тревожности исходя из шкалы самооценки (высокая, средняя, низкая тревожность).

Тревожность ситуативная (СТ) возникает как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению и т.д.). Личностная (ЛТ) - дает представление о подверженности личности воздействию тех или иных стрессоров по причине своих индивидуальных особенностей.

Ситуативная и личностная тревожность связаны с видами темперамента (по Я. Стреляу). Так высокий уровень вовлеченности в деятельность (т.е. высокий уровень СТ) характерен для меланхоликов, средний – для флегматика низкий – для холерика и в последнюю очередь, для сангвиника.

Другую картину можно наблюдать при сравнении с видами темперамента (по Я. Стреляу) с личностной тревожностью (ЛТ). Высокий уровень личностной тревожности, говорящий о высокой личностной активности наблюдается у сангвиников и меланхоликов, низкая – для личности флегматика и холерика.

Шкала тревоги. Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина):

Тест на тревожность, часть I.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ в ДАННЫЙ МОМЕНТ. Отвечайте первое, что пришло в голову.

Шкала самооценки (СТ) - Тестовый материал (вопросы)

43. Шкала «Проявления тревожности». Опросник самоотношения

43. Шкала «Проявления тревожности». Опросник самоотношения

Шкала «Проявления тревожности» (Manifest Anxiety Scale, MAS) – личностный опросник. Предназначен для измерения проявлений тревожности. Опубликован Дж. Тейлор в 1953 г.

ШПТ состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для шкалы проявления тревожности осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги».

1. Я не в состоянии сосредоточиться на одном предмете.

2. Даже в прохладные дни я легко потею.

Обработка результатов исследования осуществляется аналогично процедуре MMPI. Индекс тревожности измеряется в шкале Т-баллов (см. шкальные оценки). Шкала проявления тревожности нередко используется в качестве одной из дополнительных шкал MMPI. При этом результат измерения тревожности не только дополняет данные по основным клиническим шкалам MMPI, но и в некоторых случаях может быть привлечен к интерпретации профиля в целом.

Личностный опросник, направленный на исследование комплекса факторов отношения к себе. Предложен В. В. Сталиным в 1985 г.

Методика содержит 62 пункта, сформулированных в виде утверждений. Используются два варианта ответов: «согласен» и «не согласен». 7 факторов легли в основу четырех шкал опросника.

1. Самоуважение (14 пунктов) – шкала направлена на отражение аспектов самоотношения к своим способностям, самостоятельности, оценки возможностей контролировать свою жизнь, степени веры в свои силы.

2. Аутосимпатия (16 пунктов) – шкала на позитивном полюсе объединяет доверие к себе и положительную самооценку.

3. Самоинтерес (8 пунктов) – отражение меры близости к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственном интересе для других.

4. Ожидаемое отношение от окружающих (13 пунктов).

Наряду с приведенными шкалами в опроснике предусмотрена возможность оценивания по обобщенному фактору «глобального самоотношения» (чувства «за» или «против» себя). Балл по глобальному самоотношению подсчитывается на основании учета ответов на 30 пунктов опросника.

Опросник стандартизирован на выборке из 260 испытуемых. Имеются данные об удовлетворительной ретестовой надежности (коэффициенты от 0,57 до 0,90 по отдельным шкалам, интервал ретеста 7-10 дней). Проводятся исследования конструктной валид-ности.

Тест на тревожность Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина

Тест на тревожность

самооценки (высокая, средняя, низкая тревожность).

Инструкция (I ЧАСТЬ)

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующий вариант в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ в ДАННЫЙ МОМЕНТ.

Инструкция (II ЧАСТЬ)

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующий вариант в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО (НЕ ПРЯМО СЕЙЧАС).

Вопросам возникновения тревоги и стресса посвящено множество научных работ, разработано большое количество опросников и тестов: для диагностирования тревожности и оценки ее уровня у каждой конкретной личности. Очень важно знать уровень тревоги, так как именно этот показатель обусловливает поведение индивидуума как реакцию на какой-либо внешний раздражитель (ситуацию).

Тревога по Спилбергеру

Много трудов и работ было написано Чарльзом Спилбергером. В соответствии с трудами Спилбергера, следует разделять тревогу как состояние и тревогу как свойство. Первая определяет тревогу как кратковременную реакцию на раздражитель (нормальная реакция организма на внештатную ситуацию), вторая – как склонность личности к возникновению тревоги (в зависимости от личностных качеств). На основании данного разделения Ч. Спилбергер разработал тест на тревожность. Адаптацию теста для русскоязычного населения выполнил Ю.Л.Ханин, известный в своих кругах деятель в области психологии. Поэтому тест называется по имени двух ученых Спилбергера и Ханина. Этот тест имеет большое значение для диагностики уровня тревожности.

Именно с этой диагностики начинается исследование различных личностных нарушений. Тест-исследование Спилбергера-Ханина можно незамедлительно пройти онлайн и понять, являются ли неврозы и недомогания (головокружение, дискомфорт в области сердца) следствием повышенного уровня тревоги. Кроме этого, тест позволяет оценить уровень тревоги самостоятельно, в рамках проведения самоконтроля и самоанализа качеств личности и восприятия ею определенных ситуаций, что способствует самовоспитанию.

Тест на тревожность, прохождение которого онлайн, занимает всего несколько минут, позволяет оценить уровень тревоги по двум направлениям: оценка ситуативной тревожности и тревожности личностной. Собственно говоря, это единственный тест, позволяющий оценить эти два показателя в рамках одного исследования, аналогов больше нет.

Суть теста

Определенный уровень тревоги – это естественное состояние, обусловленное жизнедеятельностью человека. Проблемы, переживания, волнения, ситуации, воспринимаемые личностью как угроза для самооценки и др. – провоцируют изменение уровня тревоги в течение дня. Тест позволяет оценить индивидуальную предрасположенность к тревоге в данный момент и в перспективе, для чего разработаны 2 шкалы:

  • Опросник, оценивающий ситуативную тревожность построен на ряде утверждений, актуальность которых человек оценивает по шкале от 1 до 4, где 1 – совершенно неверно, 4 – абсолютно верно. Утверждения типа «Я спокоен», «Я встревожен», «Мне радостно» описывают состояние и настроение здесь и сейчас. Тревога, в зависимости от ситуации, может быть обусловлена эмоциями, переживаемыми в данный конкретный момент времени: беспокойство, уныние, радость, печаль.
  • Опросник, оценивающий личностную тревожность, содержит утверждения типа «Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть», «Я слишком переживаю из-за пустяков», «Я уравновешенный человек». То есть в данном случае человек оценивает состояние в течение длительного периода, для чего ему приходится делать самоанализ своего душевного состояния и личностного восприятия проблем. Если ситуативная тревожность зависит от текущего момента времени, то личностная характеризует количество тревожных ситуаций в длительный период времени, скорость и глубину их переживания.

После прохождения теста подсчитывается уровень тревожности: чем выше балл, тем выше уровень тревоги. Преимущество данного теста заключается не только в том, что одновременно оцениваются уровни тревоги в конкретный момент времени и в длительный период, но и в том, что выделяется широкий спектр ситуаций, на которые человек реагирует.

Что значат результаты

Если в ходе проведения теста выяснилось, что ситуативная тревога на высоком уровне, а личностная – ниже среднего, значит, человек переживает эмоцию (положительную или отрицательную) в данный период, но быстро тревогой справится с тревогой. Обратные показатели свидетельствуют о том, что человек склонен тревожится часто, воспринимает действительность субъективно, постоянно чувствует угрозу и склонен долго это переживать.

Конечно, в одном случае, тревога не возникает при переживании каких-либо внештатных ситуаций, а в другом случае на аналогичную ситуацию человек настолько эмоционально реагирует, что повышается не только тревога, но и возникает стресс. При этом таких переживаний, к примеру, в неделю, может не быть вовсе, а может по несколько раз за день. Отсюда появляется постоянная подавленность и стресс. Поэтому для более глубокого анализа и выявления причин тревожности следует проводить дополнительные тесты.

Шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности

Тест Спилбергера-Ханина — это единственная методика, которая позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, связанное с текущей ситуацией.

Этот тест поможет вам определить выраженность тревожности в структуре вашей личности. Тревожность как личностная черта означает мотив или приобретенную поведенческую позицию, которая заставляет человека воспринимать широкий круг объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности.

Реактивная (ситуативная) тревожность характеризует состояние человека в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Тестирование по методике Спилбергера-Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Мне ничто не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я внутренне скован

Я чувствую себя свободно

Меня волнуют возможные неудачи

Я ощущаю душевный покой

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я не нахожу себе места

Я не чувствую скованности, напряжения

Я слишком возбужден и мне не по себе

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

У меня бывает приподнятое настроение

Я бываю раздражительным

Я легко расстраиваюсь

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

Я чувствую прилив сил и желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня тревожат возможные трудности

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я бываю вполне счастлив

Я все принимаю близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе

Я чувствую себя беззащитным

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

Бывает, что я чувствую себя неудачником

Я уравновешенный человек

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка результатов включает следующие этапы:

  • Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
  • На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
  • Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

Очень высокая тревожность (> 46) прямо может быть связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными сры­вами и с психосоматическими заболеваниями.

Низкая тревожность (<12), наоборот, характеризует состояние как депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Мы уже говорили выше, что под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность человека к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и научиться разбивать большие задачи на более мелкие

Для людей с низким уровнем тревожности, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, формирование чувства ответственности в решении тех или иных задач.

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь, 2005. С.44−49.

2. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. С.124−126.

3. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С.121−122.