Определение социотипа личности

Соционический тест



Этот онлайн тест самый оптимальный по соотношению вопросы/достоверность. Он определяет четыре аспекта Вашей личности и Ваш психотип (всего их 16).

Эта реализация дает расширенный результат.

Оглавление:

На основании полученных признаков определяется Ваш социотип. Так как тесты все равно имеют не очень высокую достоверность, на странице результата Вы увидите, какие признаки под вопросом. Также можно будет посмотреть вероятность совпадения остальных типов личности, с учетом недостоверных признаков.

В ответах основывайтесь на том, как вам комфортно себя вести, а не на том, как вы себя ведете или как вам хотелось бы, что бы вы себя вели. Выбирайте первый ответ, который вам оказался ближе, не раздумывая долго.

Тест не большой. Вопросов всего 20, в отличие от теста Гуленко, так что устать не успеете )



Соционика тест Гуленко В.В.: типы личности, таблица отношений.

Соционика - это наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, т.е. каким образом люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию. Соционика помогает лучше понимать возможности и способности других людей, что можно ожидать от человека.

Известный психолог К. Г. Юнг выделил два типа людей — экстравертов и интровертов. Люди также различаются по доминирующей функции, которая бывает мыслительной, эмоционально чувствующей, ощущающей или интуитивной. Типовая дифференциация отмечается со столь раннего возраста, что можно говорить о ней как о врожденной.

Психосоциотип личности — врожденная психическая структура, определяющая конкретный вид информационного обмена человека со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление и специфики предпочтений — экстраверсии или интроверсии. Выделяют 16 психосоциотипов (условно названных в честь самых известных их представителей), каждый из которых состоит с другими типами личности в различных отношениях: полное дополнение (дуальные); полудуальные; полная противоположность; деловые; тождество; квазитождество; зеркальные; суперэго; подвергаемый ревизии; ревизор; активизации; передатчик; приемник; родственные; миражные; конфликтные.

Соционика тест Гуленко В.В. (типы личности, таблица отношений):

Инструкция и вопросы соционического теста.



Выберите более подходящее для себя утверждение:

а) Вам нравятся ясность и определенность во всем, поэтому вы не склонны менять свои планы, убеждения и привычки. Неопределенность и многовариативность возможных решений вас раздражает. Вы не любите ничего откладывать "на потом", умеете равномерно распределять нагрузку и укладываться в заранее намеченные сроки. Предпочитаете иметь четко обозначенные задачи и конкретный временной график работы.

б) Вы не составляете четких планов на будущее, так как любите действовать без подготовки, по ситуации, рассчитывая на находчивость и везение. Вас не очень тяготит неопределенность, вы любите иметь в запасе несколько возможных вариантов решения проблемы. Вы легко переключаетесь с одного дела на другое, охотно пересматриваете прежние взгляды и решения. Вам трудно укладываться в сроки, подчиняться строгому графику или распорядку.

Выберите более подходящее для себя утверждение:

а) В своих решениях вы, прежде всего, опираетесь на факты и здравый смысл, не ставя их в зависимость от ваших чувств и отношений с окружающими. Умеете логично обосновывать свою точку зрения, руководствуясь аргументами и доказательствами, а не личными переживаниями. Считаете, что важнее быть правым, чем приятным. Не делаете незаслуженных комплиментов. Не любите обсуждать темы личной жизни других людей.



б) Вас глубоко интересуют темы, связанные с чувствами и отношениями между людьми. Вы охотно участвуете в обсуждении и решении их личных проблем, стараетесь улучшить взаимопонимание, так как не выносите разногласий и обид в своем окружении. Вам нравится делать другим комплименты, создавать теплую и приятную атмосферу общения. Вам трудно объективно оценивать тех, кому вы симпатизируете и тех, кто вам неприятен. Вы можете ставить личные отношения выше деловых.

Выберите более подходящее для себя утверждение:

а) Вы - реалист и практик, любите больше действовать, чем размышлять, многие вещи предпочитаете делать своими руками, не доверяя этого другим. Охотно занимаетесь бытовыми или практическими делами, заботитесь об окружающих. Ваши высказывания конкретны, вы не любите предположений и догадок, а также не испытанных на практике идей и методов работы. Внимательны к деталям, охотно все уточняете и проверяете сделанное собой и другими.

б) Вы - человек с развитым воображением, хорошо предвидите дальнейший ход событий. Склонны к сомнениям, не всегда уверены в себе, часто проявляете непрактичность в материальных вопросах. Любите творческую деятельность, поиск и эксперимент больше, чем гарантированную выгоду. Легко догадываетесь о том, что могло бы быть сделано и сказано другими и не нуждаетесь в уточнениях. Довольно рассеяны и неохотно проверяете сделанное.

Выберите более подходящее для себя утверждение:



а) Вы не любите чем-либо выделяться среди окружающих, выставлять свои заслуги напоказ. Предпочитаете больше слушать собеседника, чем высказываться. Не стремитесь брать на себя инициативу и ответственность за других. Вам ясен и понятен свой внутренний мир, поступки и побуждения, но вы не спешите рассказывать другим о себе и своих планах. Личная самооценка для вас значит больше, чем оценка окружающих.

б) Ваш внутренний мир достаточно сложный и противоречивый, поэтому вам легче охарактеризовать знакомого человека, чем самого себя. Вы склонны поступать опрометчиво, можете брать на себя слишком много дел или обязательств. Нуждаетесь в переменах занятий, проявляете инициативу в новых делах или знакомствах. Охотно делитесь своими переживаниями с другими людьми и нуждаетесь в их оценке ваших личных качеств и правильности поступков.

аааа - Максим Горький

бабб - Дон Кихот

аабб - Джек Лондон



Существуют четыре основных предпочтения, обусловливающих типы личности:

1. Первое имеет отношение к тому, откуда вы черпаете свою энергию: из внешнего мира (экстравертный) или изнутри себя (интровертный).

2. Второе связано с тем, как вы собираете информацию о мире: дословно и последовательно, опираясь на текущие реальные ощущения (сенсорно ощущающий), или произвольно, доверяя своей интуиции (интуитивный).

3. Третье относится к тому, как вы принимаете решения: объективно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализируя и планируя (мыслительно-логический), или субъективно, по велению чувств (эмоционально чувствующий).

4. Четвертое касается нашего образа жизни: являемся ли мы решительными и методичными (решающий, рациональный тип) или уступчивыми, гибкими, непосредственными, несколько спонтанными (воспринимающий, рациональный тип).

Согласно типологии Юнга, типы людей можно выделить по следующим характеристикам:

3. Мыслительный (логический)—эмоциональный (этический).

4. Ощущающий (сенсорный)—интуитивный.

Экстраверт заряжается энергией от людей и действий, поэтому направлен к внешнему миру, к общению. (Обозначим этот тип буквой Е.) Интроверт же черпает энергию внутри себя, он сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен (после разговора с собеседником ему хочется остаться наедине с самим собой и своими мыслями, как бы «перезарядиться). (Этот тип обозначим буквой I.)

Оба типа поведения абсолютно нормальны. Каждый из них пребывает преимущественно в своих границах, хотя и в школе, и в служебной деятельности поощряют экстравертов, заявляя, например: «Ваша оценка будет зависеть от того, как вы работаете в классе». Следует помнить, что интроверту необходимо предоставлять время для размышлений — таково объективное условие. Экстравертов мы видим выплескивающими свои мысли и чувства, а интроверты внешне проявляют себя лишь отчасти, они раскрываются, когда почувствуют доверие к окружающим или в исключительных обстоятельствах.

Для людей мыслительного, логического типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни. (Этот тип обозначим буквой Л.) Для представителейэмоционального типа главное — выражение своего отношения к событию, его оценка, «принятие или непринятие», приход к определенному решению в соответствии с чувствами, при учете того, как оно повлияет на других людей и взаимоотношения с ними. (Эмоциональный тип обозначим буквой Э.) Шкала Л—Э единственная, по которой выявляются половые различия. Шесть из десяти мужчин — люди типа Л, среди женщин соотношение прямо противоположно: 60% относят себя к категории Э.

Людям сенсорного (ощущающего) типа присуще восприятие событий как реальности, как чувственного опыта (ощущения, восприятие). Они предпочитают конкретную информацию: то, что можно увидеть, услышать, потрогать; фокусируют внимание на фактах и деталях. Критерием для принятия решений служит здравый смысл и опыт окружающих, им чуждо фантазерство, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе». (Этот тип обозначим буквой С.)



Интуитивный тип отличает способность прогнозировать будущее развитие событий, воображение, склонность собирать информацию произвольным образом, порой «скачкообразно», отыскивая в ней свой смысл и взаимосвязи между различными явлениями, доверяя интуиции и предчувствиям. При принятии решений люди такого типа опираются на свой внутренний голос, собственную интуицию, не оглядываясь на то, как поступают в подобных ситуациях окружающие люди. (Интуитивный тип обозначим буквой И). Когда два человека по-разному собирают информацию, их отношения могут быть поставлены под угрозу. Например, человек сенсорного типа спрашивает: «Который час?» — и ожидает услышать точный ответ, но слова человека интуитивного типа обычно бывают иными: «Уже поздно, и пора идти». Первый, теряя терпение, повторяет вопрос: «Скажи конкретно, который час?», на что второй, уверенный в своей правоте, может заключить: «Нельзя быть таким капризным. Я ведь сказал, пора идти, уже больше трех».

Человек рационального типа, решительный, способный принимать решение с минимальным напряжением, четко понимая, почему выбрано именно это. Он последовательно и настойчиво осуществляет принятое решение, не меняя его, четко планирует и контролирует свою жизнь и даже жизнь окружающих. Люди этого типа принимают какое-либо решение быстро, не всегда учитывая новую информацию, даже если та свидетельствует, что его необходимо изменить. (Рационально-решающий тип обозначим буквой Р.)

Для иррационального, или воспринимающего, типа характерно накопление информации вместо того, чтобы торопиться с решением. Последнее может неоднократно меняться в зависимости от обстоятельств, причем часто человек сам не может объяснить, почему изменил свое решение. Такая гибкость, спонтанность, некоторая стихийность жизни и поведения не всегда адекватно понимается окружающими людьми. (Иррационально воспринимающий тип обозначим буквой В.)

Людей с преобладающей сферой ощущений или интуиции относят к иррациональному типу, поскольку они способны гибко менять свое решение и поведение в зависимости от текущих ощущений или интуитивных предчувствий. Людей с преобладанием логики либо эмоций относят к рациональному типу, они склонны принимать четкие решения, для них «суждения важнее, чем ощущения».

Краткая характеристика психосоциотипов



Второй канал — дополнительный

Третий канал — «уязвимое место»

Четвертый канал — суггестивный

(интуитивный, эмоциональный, воспринимающий, иррациональный, интроверт)

«Живи сам и давай жить другим!»



Предчувствия (прогноз в общем плане, впитывает новые идеи)

Чувствует эмоции других, старается не ссориться, но порой эмоционально несдержан

Деловая логика порой подводит, трудно принять решение, поддерживать порядок в делах, быту

Отключается от реальных ощущений

(эмоциональный, интуитивный, решающий, интроверт)



«Не поддаваться нажиму и не давить самому на других!»

Чувствует отношение людей, не ссорится, терпит долго, прощает, помогает людям

Предвидит потенциальные возможности людей, моралист, гуманист, воспитатель

Сенсорика, воля, требовательность:

«Делай не то что хочется, а то, что нужно!»;

«Надо себя заставить»



Склонность к размышлениям, мечтам

(интуитивный, эмоциональный, воспринимающий, иррациональный, экстраверт)

Хорошо понимает людей, активизирует их; предвидит перспективу, новизну; шутливый

Чувствует, чего от него ждут люди, умеет управлять эмоциями других, убедить их; ищет компромисса; возбужден

Трудно дается логический анализ; много идей, гибкое поведение, но может упустить существенное



Невнимателен к реальным ощущениям, создает беспорядок

(эмоциональный, интуитивный, решающий, экстраверт)

Чувства бурные, несдержанные, любит быть в центре внимания;

чувствует эмоции других, умеет убеждать -

Хорошо прогнозирует события, действия людей, решителен, идет на конфликт



Любит комфорт, плохо переносит дискомфорт и боль

«Выгляди так, каким хотят тебя видеть».

Ослаблена, противоречивые суждения

(логико-интуитивный, решающий, интроверт)

Аналитическое, интересуют общие закономерности, идеи, а не факты



Чувствует перспективу, суть вещей, способен на нестандартные решения

Не переносит волевого давления, отстаивает свое мнение, не любит рутинную работу

«Надо себя заставить»

Зажаты, в конфликтах обвиняет других

(интуитивно-логический, иррациональный, интроверт)



Предчувствует будущее даже в деталях;

широта восприятия мира, непредсказуемость идей и поведения

Работоспособен, все может предусмотреть, педантичен, осторожен, экономен

Плохо чувствует эмоции людей, может проявить бестактность, настроить против себя; хмурый, беспристрастный внешний вид

«Не выражай открыто своих чувств!»



Сенсорика, воля: Ослаблена

(интуитивно-логический, иррациональный, экстраверт)

Чутье при решении задач, распознает способности людей;

глобальные размышления, житейская рассеянность

Теоретическая, анализ данных, построение теорий, классификаций



Слабая эмоциоанальная чувствительность к другим, поэтому бестактность, неадекватное поведение; перепады настроения.

Ощущения ослаблены, оторванность от реального мира, пребывает в мире фантазий

«Джек Лондон», или Бизнесмен, Прирожденный лидер

(логико-интуитивный, решающий, экстраверт)

«Дело надо делать!»



Деловая логика, мышление конкретное, практичность

«Гипотез не измышляю»

Видит перспективы, стратегическое планирование, риск продуман для достижения практического результата; умеет добывать деньги

Реалист, может переносить дискомфорт, вкус в одежде подводит

«Выгляди так, каким хотят тебя видеть другие!»



Порой гнев выплескивается, плохо понимает чувства людей, бесчувствен, высокомерен, прямолинеен, критикует других

«Драйзер», или Охранитель, Преданный делу

(эмоционально-сенсорный, решающий, интроверт)

Сильные эмоции; внешне сдерживается, избегает ссор; интересы других людей ценит выше своих, оказывает помощь людям, может дать отпор хаму

Воля, требовательность к себе, к другим; реализм, практичность, умение работать руками, выносливость, работоспособность, исполнительность, планомерность, решительность

Подводит; плохо ориентируется в людях, в возможных изменениях

«Не говори о плохом, лучше о приятном»

Ослаблена; не выделяет существенного; «не видит за деревьями леса», предпочитает четкие инструкции

«Максим Горький», или Попечитель, Прирожденный организатор

(логико-сенсорный, решающий, интроверт)

«Работа — на первом месте»

Классифицирует, анализирует «по полочкам», практическая, деловая направленность мышления

Сильная воля, реализм, жесткость, практичность, требовательность, стремление к порядку, дисциплине, контролирует, вникая в детали

подводит; он не предвидит события, возможности людей, не видит картину в целом, подозрительность, осторожность

Ослаблены; оставляет без внимания чувства и интересы других людей, свои эмоции подавлены, сдержанны, бывает непримирим

«Гюго», или Продавец, Друг всех и каждого

(эмоционлаьный, сенсорный, решающий, экстраверт)

Хорошо чувствует настроение людей, живет эмоциями, увлечениями; доброжелателен, общителен, умеет найти подход к людям

Ценит ощущения уюта, комфорта, одевается со вкусом, реалист; обращает внимание на детали, пунктуален

ослаблена; плохо улавливает тенденции событий, общую картину

«Планируй все заранее»

Ослаблена; плохо различает второстепенное и главное

«Штирлиц» или «Шерлок Холмс», Администратор, Прирожденный руководитель

(логико-сенсорный, решающий, экстраверт)

Деловая логика, практичность; анализирует множество деталей; «разведчик»; «умелые руки»; вырабатывает четкую программу действий

Реализм, внимание к деталям, «все видит, слышит, замечает»; пунктуален, аккуратен, эстет; замечает чужие ошибки, критичен к другим

Недоверчив к изменениям, анализирует ошибки, чтобы их не повторить.

«Планируй все заранее»

Не всегда поддаются контролю

(сенсорный, эмоциональный, иррациональный, интроверт)

«Живи сам и давай жить другим»

Стремится получить положительные ощущения, ценит уют, эстетичность, наслаждение жизни

Хорошо чувствует настроение людей, умеет ими управлять не ссорится, не критикует, улаживает конфликты

Деловая логика подводит, трудно заставить себя сделать что-либо помимо своих желаний, трудно принимать решения, выполнять инструкции

(сенсорно-логический, иррациональный, интроверт)

«Живи сегодняшним днем!»

Настроен отстраниться от неприятных ощущений, чувствителен к прикосновениям; ценит уют, комфорт

Стремится к практическому результату, изобретателен; решения его логичны, объективны

Скрывает, но может «взорваться», долго помнит обиды

«Не выражай открыто своих чувств!»

Непредсказуемость и непоследовательность поведения, гибкость

«Жуков», или «Македонский», Поощритель

(сенсорно-логический, иррациональый, экстраверт)

Сильная воля, целеустремленность, практичность, гибкие решения, независимость от людей, жесткость

Логический и конкретный анализ действительности; планирует в деталях работу; проявляет жесткий контроль

Сдержан в проявлении эмоций, ради реализации цели может игнорировать чувства, интересы, даже жизнь других людей

Гибкость и непредсказуемость поведения; ищет альтернативы решений, меняет решения «в последний момент»

«Наполеон», или Политик (сенсорный, эмоциональный, иррациональный, экстраверт)

Сильная воля, уверенный лидер, быстрые, решительные практические и тактические решения; конкретность восприятия, общительность

Понимает чувства людей, умеет ими манипулировать, расположить к себе; умеет демонстрировать напор своих чувств

Подводит; может упустить главный логический смысл событий; импульсивность, волюнтаризм, нелогичность поведения

Гибкость, непредсказуемость поведения; не способен смотреть вперед, предвидеть отдаленные последствия своих действий, которые являются неожиданными для него

Согласно особенностям психосоциотипа, между людьми будут складываться те или иные взаимоотношения.

1. Дуальные отношения (полное дополнение). Информация от другого человека воспринимается как поддержка, помощь, коррекция. Это происходит потому, что информация с первого (сильного) канала поступает на пятый (слабый, безразличный к критике и давлению, но охотно принимающий помощь). Взаимодополняют друг друга такие психотипы: «Есенин» и «Жуков», «Наполеон» и «Бальзак», «Штирлиц» и «Достоевский» и т. д. Они отличаются по экстраверсии—интроверсии, этике—логике, сенсорике—интуиции, но по признаку рациональность—иррациональность совпадают. Это надежные партнеры в работе, в семейной жизни.

Оказалось, что люди четырех типов могут полностью взаимодополнять друг друга, образуя оптимальные кварты, внутри которых — полная кооперация, взаимопомощь, поддержка, психофизиологическое регулирование, психологический комфорт и максимально продуктивная деятельность.

Первую кватру составляют такие типы, как «Дон-Кихот», «Дюма», «Робеспьер», «Гюго»; вторую — «Есенин», «Жуков», «Гамлет», «Максим Горький»; третью — «Наполеон», «Бальзак», «Драйзер», «Джек Лондон»; четвертую — «Габен», «Гексли», «Штирлиц», «Достоевский».

Любопытно, что, по наблюдениям медиков, люди, образующие одну кватру, имеют схожие заболевания: в первой часто страдают желудочно-кишечными заболеваниями; во второй — болезнями позвоночника и нервной системы; в третьей — гинекологическими, урологическими заболеваниями; в четвертой — кардиологическими и болезнями дыхательной системы.

Образно можно сказать, что первой группе присущи гармоничность, насыщенность эмоциональных и этических переживаний, второй — готовность действовать в жестоком мире, сила воли и ощущение момента; третьей — буря, натиск, борьба, активность; четвертой — оптимистичный практицизм, гармония и дружелюбие.

2. Конфликтные отношения. При тесном общении конфликты неизбежны, поскольку каждый из партнеров воздействует на третий канал — уязвимую точку, «больную мозоль» — другого. При удаленном общении люди в большей мере уважают партнеров, дают им советы (например, «Есенин» и «Штирлиц»). Конфликтные отношения в семье приводят к соматическим заболеваниям ее членов.

3. Отношения ревизии. Ревизор невольно оказывает воздействие на третий (уязвимый) канал другого человека, не чувствуя в ответ воздействия на себя, и поэтому может максимально приближаться к этому человеку, высказывая какие-либо замечания, на которые тот болезненно реагирует. Ревизор не понимает, почему на него обижаются, он ведь не хотел обидеть. Конфликт неизбежен при продолжительном взаимодействии. Если общение затрагивает функции, исключенные из первого и третьего каналов, то конфликт возникает не сразу, а с расширением зоны контакта.

Каждый психотип оказывается для какого-нибудь иного ревизором, одновременно будучи тем, кого подвергают ревизии.

Вторая сторона не может резко парировать обвинение — ревизор подавляет ее, в результате у нее развиваются неврозы, психосоматические заболевания.

4. Отношения тождества между людьми одного психосоциотипа. Информация легко передается от одного человека к другому (особенно в случае с Учителем и Учеником). Но если их знания оказываются равными, то эти люди становятся друг другу неинтересны: им не о чем беседовать, они не могут поддержать партнера, поскольку у них устанавливаются совершенно одинаковые психотипы.

5. Отношения супер-эго. Отношения уважения друг к другу. Суперэго значит "сверх-я". Партнер воспринимается как далекий и несколько загадочный идеал. Его манеры и образ мыслей вызывают интерес. Складываются внешне довольно прохладные отношения при внутренней симпатии друг к другу. Так проявляются эти отношения на далекой дистанции. Если нет темы для беседы, которой бы оба интересовались, общение носит довольно формальный характер. Хочется больше выразить свою точку зрения, чем послушать партнера. Это объясняется тем, что тема беседы всегда попадает в область ведущей, сильной функции одного и нормативной, тренируемой функции другого, слушать которую малоинтересно. Создается впечатление понимания и интереса к себе, хотя и подозреваешь, что он неглубокий. Когда произошло сближение, характер отношений приобретает новую, малоприятную сторону. На словах понимание обычно остается хорошим, особенно при совпадающих подтипах. На деле же получается так, как будто партнер делает все тебе на зло. О своих намерениях либо не предупреждают, либо мало прислушиваются друг к другу. Поэтому делают противоположное тому, что от тебя ожидает партнер. Это может породить немалые споры. Внутренняя предрасположенность к партнеру при этом не исчезает. Надежда на то, что идеал все-таки достижим, не пропадает. Сильно сказывается на этих отношениях также экстра-интроверсия партнеров. Из двух экстравертов, которых связывают отношения суперэго, один обычно недоволен другим, что тот мало уделяет ему внимания, чрезмерно занят посторонними делами. Из двух интровертов обычно одному кажется, что другой слишком навязчив, не оставляет его в покое. В обоих случаях на близкой дистанции возникают недоразумения и размолвки.

6. Отношения социального заказа. Сначала они дружественные, обе стороны восхищаются друг другом. Но все, что говорит или делает та сторона, которая должна реализовать определенное поведение, заказчику кажется не слишком важным. Он же, напротив, воспринимается первой стороной как весьма значительная фигура, и его указания выполняются безоговорочно. Вместе с тем сторона, исполняющая социальный заказ, стремится отделиться от заказчика, поэтому возможен разрыв отношений.

Особенно эффективной является группа из восьми человек, в которую входят два параллельных кольца, например: «Робеспьер» — «Габен» — «Драйзер» — «Есенин» — «Гюго» — «Гексли» — «Джек Лондон» — «Жуков». В этом случае повышается умственная и деловая активность всех участников (что важно для трудовых, научно-исследовательских коллективов).

7. Миражные отношения. Это отношения расслабления. При таком партнере не хочется заниматься делами. Деловое сотрудничество при таком характере отношений затруднено. Совершенно непонятны мотивы поступков друг друга. То, к чему стремится партнер, кажется несущественным, не заслуживающим внимания. Ожидают друг от друга совершенно иной активности. Поэтому один охлаждает другого в его деловых замыслах. Партнеры как будто играют в испорченный телефон. Интроверт в этой паре пытается избавиться от попыток экстраверта, навязать свое мнение, хочет добиться определенной автономии. Экстраверт же хочет сделать из интроверта "нормального" человека. Оба настроены к способностям друг друга критически. Размолвки в этих отношениях, как правило, непродолжительны. Партнеры тянутся друг к другу. Временами отношения становятся очень хорошими и теплыми. Это происходит тогда, когда они мало говорят на конкретные темы, а больше делают работу вместе. Обсуждение результатов успешно законченной работы воодушевляет, но при новых попытках приняться за дело вновь сталкиваются с теми же трудностями. Но вместе вряд ли можно многого достичь из-за невозможности собраться и работать на полную силу.

8. Родственные отношения. Отношения далеких родственников, которые говорят о формально нужных в данных условиях вещах, соблюдая законы вежливости и гостеприимства, но не желают особо вникать в подробности отношений друг с другом. С течением времени такие беседы надоедают, так как создается впечатление, что человек берется за решение проблемы не с того конца или не в той последовательности и не желает встать на твою точку зрения. Поэтому партнеры часто стремятся к некоторой средней линии, компромиссу. В компании эти отношения значительно улучшаются, потому что поведение партнера в контактах с другими людьми обычно очень нравится. В этом отношении "родственникам" есть чему поучиться друг у друга. Шансы на обучение, несомненно, тоже есть, так как речь идет в данном случае как раз о тренируемой словесно-поведенческой функции каждого из них. Один может научиться сдержанности, а другой, наоборот, большей активности. "Родственные" партнеры могут обращаться друг к другу за советом. Но потом получается так, что советчик сам начинает пользоваться полученной информацией в своих целях. В итоге тот, кто обращался, остается ни с чем, в стороне. Один и тот же случай рассматривается партнерами под разными углами зрения - так, как если бы это давало выгоду другому и приносило ущерб себе. Поэтому партнеры часто кажутся друг другу эгоистами, хотя напрямую таких претензий и не предъявляют. В семье эти отношения тяжелее ревизных, так как порождают недоверие друг к другу и не дают чувства собственной значимости. В методах выполнения одной и той же работы взаимопонимания тоже нет. Их наиболее развитые поведенческие функции противоположны. Пока оба на равных, они этим не задевают друг друга, особенно если оба интроверты, но когда один является начальником другого или при ином неравенстве позиций, это может привести к разногласиям и конфликтам, особенно при несовпадающих подтипах.

9. Зеркальные отношения. Эти отношения получили свое название из-за того, что слова одного отражаются, как в зеркале, в поступках другого. О чем любит рассуждать один из "зеркальщиков", то другой неосознанно реализует своим поведением. Однако такая реализация никогда не бывает полной, 100-процентной. Зеркало оказывается искривленным, так как корректирует, исправляет свои поступки каждый исходя из совсем других норм поведения, чем партнер. По этой причине и возникает недоумение, а порой и претензии друг к другу. Каждый стремится подправить поведение партнера, однако такие попытки перевоспитания не имеют шансов на успех. С другой стороны, если учитывать чисто словесную сторону общения, зеркальные отношения могут быть названы отношениями конструктивной критики. Дело в том, что в зеркальной паре оба партнера всегда либо теоретики, либо практики. Поэтому у них всегда найдутся общие темы для бесед и обсуждений. Причем каждый видит лишь 50% одной и той же проблемы, поэтому всегда интересно, что думает по этому же поводу "зеркальщик". В результате совместной работы происходит взаимная коррекция, уточнение. Критика почти всегда является конструктивной, так как действительно может быть учтена. Эти отношения хорошо подходят для дружбы, основанной на совместных интересах и увлечениях. Зеркальщики - часто хорошие приятели, им интересно вместе, хотя в общении не хватает полной откровенности и теплоты. По-настоящему теплая атмосфера возникает лишь тогда, когда появляется дуал одного из них, который обязательно является активатором другого. Довольно сильно сказываются на этих отношениях подтипы. Если один из них имеет усиленную рациональность, то для стабильности зеркальной пары нужен партнер с усиленной иррациональностью. В противоположном случае они сочетаются намного хуже, а совместная работа затруднена из-за большой разницы в темпе. Для семейной жизни эти отношения нежелательны: мелкие цели у партнеров совпадают, а глобальные, далекоидущие - нет. Разными являются и способы достижения цели. В основе этого лежит все то же несовпадение функций первого порядка - рациональности и иррациональности.

10. Деловые отношения. Это отношения равных партнеров. В полной мере дружескими их нельзя назвать, скорее товарищескими. Барьеров в общении не возникает, можно сказать друг другу все, что угодно. В этих отношениях всегда присутствует чувство безопасности: каждый из них чувствует, что от партнера не может исходить угроза. А это очень располагает, особенно если человек живет в недружественной среде. Кроме того в этих отношениях очень заметны роли человека - те качества, которые человек пытается усиленно представить в социуме. Из-за этого возможна игра в "кошки-мышки": умышленное чередование давления и послабления в разговоре. Дело в том, что в таких беседах один всегда имеет преимущество над другим. Все зависит от того, на какую тему зайдет беседа. В рамках этих отношений возможно совместное деловое сотрудничество. Но оно эффективно только при совпадающих подтипах, иначе словесная забава может перерасти в давление на те качества, которые человек хочет в себе развивать. Это давление всегда исходит от сильной функции партнера и воспринимается как гром среди ясного неба. Однако размолвки такого рода бывают нечасто. Обычно партнеры пытаются помочь друг другу. Во всяком случае, запрос на оказание помощи воспринимается правильно. Но сама помощь оказывается недостаточно интенсивно. Подводя итог, можно сказать, что эти отношения имеют среднюю степень комфортности. Против такого партнера ничего не имеешь, но в то же время и ничего за. Возникает ощущение разумного минимума, в котором отражается удовлетворение от общения с равным тебе и не скучным партнером.

Взаимоотношения между разными психосоциотипами

Сгруппировав психологические характеристики, получим описания, позволяющие легче понять окружающих людей. Конечно, они не будут столь же точными, как развернутые изложения психологических типов, но позволят контролировать ситуацию на работе.

Выделяется четыре группы людей.

«Аполлон» (ИЭ: интуитивные, эмоционально чувствительные; IИЭВ, IИЭР, ЕИЭВ, ЕИЭР; «Есенин», «Достоевский», «Гексли», «Гамлет»). Сила этих людей — в способности убеждать и сотрудничать. Это лидеры. Слабость — приверженность к индивидуальному подходу в решении проблем, иногда нежелание идти навстречу. Им присуще умение общаться с людьми и легко находить путь к сердцам окружающих, чего не в состоянии достичь представители других типов. Поэтому значительное большинство практикующих психологов, психиатров, психотерапевтов относятся к данному типу. Художественная литература — еще одна область, где он доминирует.

«Прометей» (ИЛ: интуитивные, мыслительно-логические; IИЛВ, IИЛР, ЕИЛВ, ЕИЛР; «Робеспьер», «Бальзак», «Дон-Кихот», «Джек Лондон»). Такие люди отличаются умением рассуждать логически и стратегически. Это природные аналитики. Но их слабая сторона — все усложнять, а также нетерпимо относиться к некомпетентности. Они наиболее хорошо ощущают себя в сфере науки, где существуют строгие закономерности, взаимосвязи и системы (в математике, философии, архитектуре).

«Эпиметей» (CP: сенсорно-решающие; IСЛВ, IСЛР, ЕСЭР, ЕСЛР; «Драйзер», «Горький», «Гюго», «Штирлиц»). Их преимущество — сильное чувство ответственности. Такие люди — хребет любой организации. Однако они жестки в суждениях и придерживаются слишком узкого взгляда на выполнение правил и инструкций. Вместе с тем обладают высокоразвитым чувством ответственности, поддерживают иерархические отношения в системе, где им приходится работать. Они прекрасно понимают механизмы взаимоотношения «начальник—подчиненный», причем могут одинаково успешно действовать в обеих ролях.

Большое значение имеет сохранение традиций и обычаев, помогающих поддерживать связь времен и поколений. Обычно эти люди (за исключением крайне выраженных интровертов) без труда решают бытовые проблемы и в житейских ситуациях могут дать 100 очков вперед представителям других типов.

Дионисий (СВ: сенсорно-воспринимающие; IСЭВ, IСЛВ, ЕСЭВ, ЕСЛВ; «Дюма», «Габен», «Наполеон», «Жуков»). Люди этого типа легко выполняют разнообразные задания, особенно в чрезвычайных ситуациях, возникающих на работе. Это тип беспокойных организаторов. Но им неинтересна повседневная рутинная деятельность, и они мыслят недостаточно широко. Главное стремление — к свободе, которая для них заключается в возможности следовать всем своим влечениям и импульсам. Они не только хотят обрести ее, но желают также, чтобы и окружающие знали об этом и об их импульсивности. Род выбираемой деятельности связан с риском. Они живут «здесь и сейчас» и предпочитают действовать.

Соционика тест Гуленко В.В. (типы личности, таблица отношений).

Определение социотипа личности

Дорогой друг! Для доступа ко всем сервисам, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

29 лет, Московская область

Тест на определение соционического типа

Из каждой пары слов выберите одно слово, которое в наибольшей степени соответствует Вам.

При выборе старайтесь не задумываться долго. Выбирайте те слова, которые в действительности к Вам подходят, а не те которые Вас привлекают.

(для интернет-сайтов - гиперссылки) на эту страницу запрещена.

Определение психосоциотипов личностей военнослужащих в целях подбора составов караула

Психосоциотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой.

Методика определения психосоциотипа разработана психологом Аушра Аугустинавичуте на основе исследований немецкого философа и психолога Карла Густава Юнга, а также созданной им типологии личности человека. Он первый выделил 4 пары противоположных друг другу характеристик личности: 1) экстраверсия – интроверсия; 2) рациональный – иррациональный; 3) мыслительный тип (логик) – эмоциональный тип (этик); 4) ощущающий тип (сенсорик) – интуитивный тип (интуит). Характеристики 3 ей и 4 ой пары будут проявляться в своеобразных функциях в зависимости от экстраверсии либо интроверсии человека

В психике человека выделяют 4 основных канала связи с миром: I канал – самый мощный, наиболее определяет тип человека: если человек – экстраверт, то канал занят "черной функцией", если – интроверт – "белой". По этому каналу человек получает наиболее полную информацию о мире. II канал называют "продуктивным" или "творческим" – это область активного действия, направленная во вне. III канал характеризуется невысокой энергетикой, поэтому психическая функция, размещенная в нем, оказывается весьма уязвимой для "постороннего воздействия" – это "точка наименьшего сопротивления", "уязвимая больная мозоль человека". IV канал – суггестивный канал, по этому каналу человек наиболее внушаем. Психическая функция, действующая здесь, - самая слабая из четырех.

Людей с преобладающей сферой ощущений или интуиции относят к иррациональному типу. Людей с преобладанием логики или эмоций – к рациональному. Все четыре функции (логическая, эмоциональная, интуитивная, ощущающая) представлены у каждого человека, но разной интенсивности, расположены на разных каналах и по-разному проявляются в поведении человека.

Основные правила расположения функций по каналам

  • если экстраверт в I (сознательном канале), то все остальные каналы – интровертивные и наоборот; функция II канала должна быть на другом полюсе по признаку "рациональный - иррациональный" с функцией I канала, т.е. если I канал занят рациональной функцией (логика, эмоции), то во II – обязательно будет иррациональная функция (чтобы обеспечить примерное равновесие психики человека);
  • IV канал занят функцией, противоположной той функции, которая находится на I канале.

Исходя из указанных правил расположения функций, можно выделить 16 психосоциотипов людей, для облегчения запоминания которых будем использовать имена знаменитых людей, имеющих соответствующий тип.

Психосоциотипы можно выделить с помощью тестов. Краткая характеристика психосоциотипов позволит проанализировать отличительные особенности и уязвимые качества каждого из них.

Есенин (ИЭИ) (интуитивно – этический интроверт) или "Искатель". На I канале находится "б.и." (интуиция – прогноз), что позволяет хорошо предчувствовать надвигающуюся опасность и пробовать избежать ее (предчувствие в общем плане, но не деталей, поэтому интуиция со знаком минус), часто вспоминает прошлый опыт, пытаясь извлечь урок из него, долго помнит отрицательные переживания прошлого; увлекается новейшими теориями, течениями мысли, размышляет о своих способностях, стремится понять себя. Чувствует течение времени, но его мягкая мечтательность приводит к тому, что он никогда не спешит. Иногда мечтает жить естественной жизнью в слиянии с природой (Жан Руссо).

II канал занят функцией – "ч.э.",- поэтому эмоции, чувства проявляются внешне заметно, хотя человек и старается вести себя с людьми учтиво, мягко; но в своей семье может ругаться и быть порой несдержанным. Но все же чаще предпочитает согласиться, лишь бы не ссориться. Старается никого не принуждать, не наказывать. Чувствуя эмоциональное состояние других людей, может их утешить, помочь. Эмоционально восприимчив к искусству и может увлекаться или заниматься искусством.

III канал "ч.л." – уязвимое место. С трудом дается деловая активность (или должен увлечься, или пробует себя заставить работать, но потом может забросить, отложить). Этот недостаток проявляется и в быту: ему трудно поддерживать постоянно порядок в квартире (может лениться), трудно поддерживать порядок и в финансовых делах: деньги могут валяться в неподходящих местах, бывают стихийные поступки. Недостаток активности проявляется и в том, что человек часто колеблется в выборе решения. Даже если этот человек выглядит достаточно активным, можно предполагать, что он заставляет себя быть таким, хотя в душе ему давно хочется расслабиться и вес забросить. Самостоятельной инициативы к физическому труду не проявляет, но как только ему это скажут делать, начинает трудиться, например готовить еду и т.д.

Бальзак (ИЛИ) (интуитивно – логический интроверт) или "Созидатель". I канал "б.и." – старается предсказать будущее, даже в деталях, хорошо чувствует развитие событий, хотя и склонен к пессимистическим прогнозам. Присущи пессимизм и скептицизм. Скрупулезен при рассмотрении любого вопроса, пытается все предусмотреть, поэтому присущи колебания, сомнения при решении вопросов.

II канал "ч.л." – работоспособен, деловит, упорен, настойчив, способен дойти до сути любой проблемы, может успешно заниматься физикой, математикой, программированием, однако сверхосторожен в принятии решения, педантичен везде и во всем. Умеет логически просчитать деловую выгоду от мероприятия или человека. Не любит разбрасываться деньгами. Умеет заботиться о здоровье, уюте.

III канал "ч.э." – излишнюю эмоциональность считает вредной, эмоции старается не проявлять, часто хмурый, недовольный или беспристрастный внешний вид (иногда неряшливый вид), но порой "взрывается". Плохо чувствует эмоциональное состояние других людей, поэтому может проявить бестактность, даже настроить против себя людей.

Дюма (СЭИ) (сенсорно – этический интроверт) или "Художник". I канал "б.с." – комфорт, удовольствие очень ценит. Его кредо: человек рожден, чтобы радоваться и наслаждаться жизнью, поэтому настроен на положительные ощущения, стремится их получить. Вспоминает события по ощущениям, которые они вызвали. Любит уют, хороший эстетический вкус в одежде, не любит беспорядка, особенно на рабочем месте. Природа и произведения искусства вызывают эстетические ощущения, интерес.

II канал "ч.э." – хорошо чувствует настроение людей, умеет ими управлять, не любит скандалы, не ссорится, уступает в споре (если спор не имеет для него принципиального значения), старается не наказывать детей, не принуждать. Но когда разгневан или хочет добиться своей цели, может быть эмоционально несдержан.

III канал "ч.л." – трудно сделать усилие над собой, заставить себя что-то сделать помимо своих желаний. Не любит кропотливую работу. Если надо проявить сверхнастойчивость в борьбе за власть – уступает. Не любит проявлять большую деловую активность, но в то же время ценит возможность заработать хотя бы и небольшую сумму. Если ему сделают замечание на предмет отсутствия деловых качеств, обижается, но виду не подает

Габен (СЛИ) (сенсорно – логический интроверт) или "Мастер". I канал "б.э." со знаком минус, поэтому настроен на уход от неприятных ощущений, не переносит грубого обращения, особенно к детям, чувствителен к прикосновениям, имеет хорошую сенсорно – образную память. Любит эстетическую красоту в сочетании с полезностью, целесообразностью. Большое внимание уделяет созданию уюта, комфорта, эстетики интерьера.

II канал "ч.л." – деловая активность, спокойно, основательно работает, стремится к целесообразности результатов труда, упорный, отстаивает свое мнение, упрямый, выполняет работу по своему усмотрению (если распоряжения начальника кажутся ему неверными). Никогда не занимается работой, которая не дает практических результатов, ценит сделанное, изобретателен.

III канал "ч.э." – чувства свои предпочитает скрывать, внешне выглядит спокойным, сдержанным, холодным, но может "взорваться", если его грубо обидели. Оправдываться не любит, долго помнит обиды, хотя и не высказывает этого. Не любит скандалов, эмоциональных вспышек окружающих, старается удалиться от таких людей.

Достоевский (ЭИИ) (этико – интуитивный интроверт) или "Писатель". I канал "б.э." – сразу чувствует отношение людей, старается избегать конфликтов, ссор – терпит очень долго. Никогда не скандалит, а "отодвигается" от неприятного человека, ведет себя с ним сухо, официально. Старается помочь людям в беде (и морально, и действиями). Старается быть с детьми справедливым, если чувствует, что сам не прав, - просит у ребенка прощения. Предполагает заочно в людях положительные качества, стремится установить теплые, дружеские отношения, может простить зло, причиненное ему ("б.э." со знаком "плюс").

II канал "ч.и." – интуитивно чувствует потенциальные возможности, стержень личности людей, считает, что главная ценность в человеке – его нравственность, его моральные устои, морально требователен к себе, анализ себя, муки совести за малейшие отступления от идеала. Бывает либо очень порядочным человеком, либо иногда бывает "ходячей добродетелью", "занудой – моралистом". Интересуется внутренним миром человека, может быть прекрасным учителем, воспитателем. Чувство любви к человеку, гуманизм характеризует его мирвоззрение. Среди этого типа много религиозных мыслителей и философов – Конфуций, В.С. Соловьев, Н.Ф. Бердяев и др.

III канал "ч.с." – недостаток воли считает пороком, поэтому целенаправленно формирует у себя волю ("Делай не то, что хочется, а то, что нужно!"). "Давит" на себя, заставляет себя делать то, что нужно, но на других людей не "давит". Не выносит, когда на него кто-то "давит", – "уходит от них", предпочитает дел с ними не иметь

Драйзер (ЭСИ) (этико – сенсорный интроверт) или "Охранитель". I канал "б.э." – эмоциональный человек, но не демонстрирует свои эмоции, сохраняет дистанцию в общении, редко идет на откровенность даже с близкими знакомыми. Избегает ссор, неприятных людей, которые сделали ему зло. Но в случае необходимости может постоять за себя, резко поставить на место хама. Резко делит людей на своих и чужих, непримирим к злу, не прощает зло, пытается иногда наказать зло. Часто считает, что мир нравственно испорчен и причина всех бед именно в этом. Любит говорить о моральных принципах, долге.

II канал "ч.с." – настойчивый, волевой, требовательный к себе и другим человек, может длительное время находится в напряжении, если это необходимо (например, одновременно и работать, и учиться, и ухаживать за ребенком, за престарелыми родителями, и вести домашнее хозяйство, и при этом выглядеть бодро, привлекательно). Часто экономный, бережливый, практичный человек, умеет хорошо готовить, любит часто убирать квартиру, стремится помочь другим людям. Способен выдерживать длительное волевое воздействие, направленное на него, и сам может проявлять сильную волю, упорство, ничто его не может остановить (например, комиссар Катаньи).

III канал "ч.и." – плохо ориентируется в истинных возможностях людей, может подозревать без всяких оснований.

Плохо чувствует изменения в обществе, экономике. Нервничает перед важными мероприятиями. Когда расстроен, нервничает, плохо контролирует себя: не помнит, куда что положит, подгорит еда, бьет посуду невзначай и т.п. В разговоре старается рассуждать логически, но свои поступки ему не всегда удается обосновать логически. Не любит, когда оценивают его способности и таланты.

Робеспьер (ЛИИ) (логико – интуитивный интроверт) или "Ученый". I канал "б.л." – аналитическое мышление, стремится во всем найти логику, построить модель, его интересуют общие закономерности, идеи, а не факты, присуща теоретико – научная направленность. Стремление к порядку, к системе проявляется и в работе, и в увлечениях. Среди этого типа много философов, ученых (Гегель, Платон, Рерих Н.К., Курчатов И.В., Сахаров А.Д., Кант).

II канал "ч.и." – интуиция позволяет глубоко проникать в суть происходящих явлений чувствовать перспективность, способствовать нестандартным решениям. Обычно имеет высокие нравственные нормы, хотя их не афиширует. Считает, что необходимо поступать справедливо, невзирая ни на что, присущ гуманизм.

III канал "ч.с." – плохо переносит волевое давление; если не согласен с начальством, будет отстаивать свою точку зрения. Трудно заставлять себя выполнять рутинную, однообразную работу, но если наметил, старается выполнить, довести до конца. Все свое время отдает интеллектуальному труду, быстро утомляется от физической работы. В разговоре с людьми демонстрирует вежливость.

Максим Горький (ЛСИ) (логико – сенсорный интроверт) или "Попечитель". I канал "б.л." – со знаком "плюс", поэтому мышление практически деловой направленности, стремится все классифицировать, планировать, разрабатывать детали плана, анализировать подробности, выполнять работу планомерно, в срок. Не любит неясностей, расплывчатости, нечеткости, стремится "разложить все по полочкам".

II канал "ч.с." – волевой, порой жесткий человек, лицо безэмоциональное, хорошо знает все правила, считает, что дисциплина, порядок – очень важны, требует от других соблюдения порядка порой грубо и жестко. Сам не спорит с начальством.

III канал "ч.и." – плохо оценивает возможности людей, часто не знает, на что способны люди, поэтому проявляет осторожность, стремится со всеми быть в хороших отношениях, склонен всех людей нивелировать, усреднять, подгонять под одну "шеренгу" (не любит ярких, необычных личностей). Под его руководством могут хорошо выполнятся производственные планы, но не исследовательские работы. Стремится проконтролировать каждый вопрос, углубляясь в детали (Сталин).

Гексли (ИЭЭ) (интуитивно – этический экстраверт) или "Журналист". I канал "ч.и." – хорошо понимает людей, их мотивы, прирожденный психолог, чувствует способности, достоинства других людей, любит вдохновлять, восхищаться талантами других людей, активизировать их (в том числе и для решения проблем). Улавливает перспективу в целом. Любит новизну во всем. Человек шутливый, игривый, много имеет хороших знакомых.

II канал "б.э." – старается сохранить хорошие отношения с людьми, ищет компромисс, демонстрирует дружелюбие, готовность помочь, хотя порой необязателен, легкомыслен, слишком шутлив. Хорошо чувствует, чего ждут от него люди, с удовольствием выполняя "социальный заказ". Умеет управлять эмоциями, симпатиями людей, умеет убедить, уговорить человека сделать что-либо. В детстве часто фантазеры, выдумщики. Среди этого типа много журналистов, политиков, психологов.

III канал "б.л." – трудно дается логический анализ, может иметь много идей, но логически обосновывать и реально проверять идеи не любит (пусть другие проверяют). Много фантазии, но маловато анализа, - может распыляться по мелочам, упуская самое существенное; иногда бывает авантюрным. Не любит, когда ему говорят, что он чего-то не понимает. Если складывается угрожающая обстановка, первый переходит в наступление

Дон Кихот (ИЛЭ) (интуитивно – логический интроверт) или "Новатор". I канал "ч.и." – присуще чутье, догадка при решении разных задач, может распознать способности людей. Мало интересуется выгодой, предпочитает заниматься тем, что ему интересно и тогда может доводить идеи и знания до детальной проработки, до многочисленных подробностей. Привлекает все новое, необычное, любит размышлять глобально. Любознательны, много читают. Из-за своего постоянного интуитивного "погружения" бывают очень рассеяны – могут забывать вещи, не замечать знакомых, проезжать свою остановку и т.п.

II канал "б.л." – теоретическая логика позволяет анализировать информацию, выделять причин+ы, следствия, строить новые свои теории, предварительно изучив имеющуюся информацию (литературу на данную тему). Людей тоже пытается классифицировать на разные категории (Эйнштейн, З. Фрейд).

III канал "б.э." – слабая эмоциональная чувствительность к отношениям приводит к тому, что он обычно плохо чувствует отношение к себе окружающих, поэтому его слова, поведение могут быть неуместны или недипломатичны. С незнакомыми людьми пробует быть осторожным, сдержанно официальным. Порядочность важна для самого человека, и высокие требования к порядочности других людей. Трудно забывает подлости людей. Старается объективно относится к людям, не заставлять их. Обычно выглядит спокойным и расслабленным, но в трудных ситуациях мобилизуется, проявляет волю и решительность. Если ему угрожают, может дать резкий отпор.

Наполеон (СЭЭ) (сенсорно – этический экстраверт) или "Политик", или "Цезарь". I канал "ч.с." – волевой, уверенный лидер, предприимчив, активен, стремится расширить свое влияние на большой круг людей. Легко парирует замечания и колкости в свой адрес, действует быстро, решительно. Внимание и активность часто переключаются с одной области на другую, но тем не менее лелеет одну заветную мечту, к которой стремится и осуществляет ее в результате. Хорошо умеет решать конкретные тактические задачи, отстаивать свои интересы и права, любит быть в центре внимания. Для достижения своих целей часто и с успехом использует волевой напор, пытаясь решить проблему с ходу, наскоком.

II канал "б.э." – чувствителен к эмоциональным отношениям людей, поэтому умеет манипулировать чувствами, настроениями других людей, умеет расположить собеседника к себе, поддерживать хорошие отношения. От своего влияния на людей получает большое удовольствие. Напор своих чувств умеет демонстрировать, может увлечь, повести за собой людей. В меру дипломатичен, но плохо воспринимает оппонентов, может склоняться к авторитарности по отношению к оппонентам. Может помогать людям в трудную минуту. Умело ухаживает за лицами противоположного пола, легко добивается взаимности (Юлий Цезарь, А.С. Пушкин). Среди людей этого типа встречаются прекрасные ораторы и писатели (Цицерон, Л.Н. Толстой, Д. Байрон).

III канал "б.л." – логика порой "хромает", склонен к волюнтаризму, к импульсивным реакциям. Быстро разрабатывает тактику действий, хотя может упустить главный логический смысл происходящих событий. Эмоциональные реакции часто могут брать верх над рациональными расчетами (к типу "Наполеон" близок М.С. Горбачев). Не любит, когда ему указывают на неразумность, нелогичность поведения, может вспылить, прийти в бешенство.

Жуков (СЛЭ) (сенсорно – этический экстраверт) или "Поощритель", или "Македонский". I канал "ч.с." – волевой, целеустремленный, практичный человек. Свои обязанности руководителя выполняет спокойно, методично, без суеты. Может проявить жестокость и непримиримость, если кто-то из его окружения делает не то, что он считает нужным. Энергичный, решительный, обязательно добьется задуманной цели. Ориентирован на решение крупных задач, которое может быть связано с подавлением противника.

II канал "б.л." – действует на основе логического анализа действительности, хорошо планирует в деталях свою и чужую работу, способен повести за собой людей, контролировать порядок и ход выполнения плана. Проявляя инициативу, предпочитает не демонстрировать себя чрезмерно.

III канал "б.э." – сдержан в проявлениях эмоций, не любит говорить о своих чувствах (не проявляя эмоций, сочувствия, поможет человеку в трудных ситуациях реально), одергивает эмоциональных мечтателей. Ради правоты, победы идеи, реализации плана может пойти на многочисленные человеческие жертвы, хотя в душе человек не злой и не жесткий. (К типу "Жуков" относился Ленин, Петр I, Ермак).

Гамлет (ЭИЭ) (этико-интуитивный экстраверт) или «Педагог», или «Актер». I канал «ч.э.» – человек интенсивных эмоций, настроение изменчиво, эмоции выплескиваются наружу, и тогда быстро все забывает и успокаивается. Свойственно эмоциональное, иногда драматическое восприятие мира, вплоть до трагедии чувств. Стремится накопить положительные эмоции, общаясь в небольшой компании близких знакомых. Стремится быть в центре внимания, очень зависим от того, какое мнение о нем сложилось у окружающих. Хорошо чувствует эмоциональное состояние других, способен сочувствовать, помочь.

II канал «б.и.» – хорошо прогнозирует события, прогнозирует действия знакомых людей, хороший физиономист, даже по фотографии может сказать, чего можно ждать от этого человека. Много дел сразу делать не любит, обычно дела выполняет тщательно, доводит до конца. Не склонен к терпению, компромиссам, идет на обострение конфликта, иногда бывает жестким, требовательным в семье, суровым к детям. Перед принятием важного решения долго сомневается и колеблется.

III канал «б.с.» – любит комфорт, но не умеет его организовать, бывает брезгливым, плохо переносит физический дискомфорт и боль. Обостренно воспринимает замечания о своей внешности, манере одеваться.

Гюго (ЭСЭ) (этико-сенсорный экстраверт) или «Оптимист», или «Продавец». I канал «ч.э.» – стремится избежать неприятных встреч, плохого настроения, не допустить пессимизма. Присуще обычно хорошее настроение, он доброжелателен, счастлив, даже трудности может с юмором встретить. Хорошо чувствует настроение других людей. Если загорается идеей, увлечением – остается ей верным до конца. Очень эмоционально воспринимает мир, живет эмоциями, его эмоциональная «неистовость» может проявиться и в замечательном выступлении, и в пламенной любви.

II канал «б.с.» – создает атмосферу уюта, внимания в общении, обходителен, вежлив, приветлив, но на грубость и хамство дает отпор. Одевается со вкусом. В доме создает эстетический вид, уют. Очень ценит семью – она для него стоит на первом месте. Любит гостей, общается с людьми. Настойчив, стремится достичь цели вопреки препятствиям.

III канал «б.и.» – плохо улавливает скрытые общественные процессы, поэтому может действовать «наивно» («с луны свалился»). Плохо различает, что главное, что второстепенное, поэтому часто суетится, хватается за все подряд. Очень сложные отношения со временем – часто опаздывает, задерживается из-за неумения рассчитывать свои действия во времени

Джек Лондон (ЛИЭ) (логико-интуитивный экстраверт) или «Фельдмаршал», или «Бизнесмен». I канал «ч.л.» – большой труженик, любую задачу рассматривает с точки зрения делового практицизма. Даже к обыденным делам подходит рационализаторски, что-то придумывает. «Дело надо делать» – их девиз. Мышление конкретное, опирающееся на факты. «Гипотез не измышляю». Способен на риск, но риск продуман. Сдерживает свои обещания. Чаще увлекается крупномасштабными делами. Умеет манипулировать денежными капиталами, умеет их добыть.

II канал «б.и.» – все заранее планирует, даже отдых. Точности, обязательности требует от себя и от других. Настроен на преодолевание преград. Видит направление развития событий, перспективы. «Время не ждет!». Может начинать новые дела, не закончив предыдущих. Подходит для опасных рискованных профессий (каскадер, милиция и т.п.), для бизнеса (Остап Бендер).

III канал «б.с.» – может переносить дискомфорт окружающей обстановки, если это не вредит здоровью, бывает интерес к туризму. Вкус в одежде может быть неважным. При недомогании, болезни психологическое самочувствие резко ухудшается, появляются мрачные мысли. С людьми любит шутить, острить, если с чем-то несогласен – дает возмущенные реплики.

Штирлиц (ЛСЭ) (логико-сенсорный экставерт) или «Адиминстратор», или «Шерлок Холмс». I канал «ч.л.» – активный, практичный, в работе любит порядок, (даже ложки, вилки должны лежать по порядку, а не вперемежку), тщательно обдумывает, планирует, анализирует детали любого дела. Высокая логичность, компетентность, присуща, но могут быть вспышки гнева, если его пытаются поучать те, кого он считает некомпетентным. Склонен к скрупулезной, практической деятельности, тщательной проработке деталей, не склонен рисковать. Собирает, анализирует множество фактов, прирожденный разведчик. Имеет «умелые руки», любит мастерить, проявляет изобретательность.

II канал «б.с.» – аккуратность, порядок, полезность, эстетичность – важны для него, и он умеет это создавать. Практичный в покупках.

III канал «б.и.» – анализирует прошлые ошибки, чтобы не повторять их в будущем. Консервативен, устойчив в привязанностях, недоверчив к тому, что может изменить его жизнь (смена работы или места жительства), плохо чувствует течение времени, иногда не успевает выполнить свое обещание к нужному сроку, хотя человек очень обязательный и ответственный. Выполняя работу, иногда опасается, что делает ее несвоевременно, поэтому старается опередить события. С незнакомыми людьми сдержан и даже холоден, но в кругу семьи может дать волю чувствам.

I канал – наиболее сильный канал, программный.

II канал – творческий, по которому человек взаимодействует со своим окружением, внося что-то новое.

III канал – точка наименьшего сопротивления, болевой канал.

IV канал – наиболее слабый, ролевой, адаптивный канал, по которому человек ориентируется на требования своего окружения.

Виды интертипных отношений и подбор состава групп.

Основным применением соционики в армии является подбор личного состава либо для караула, либо для отдельной группы военнослужащих, выполняющих задачи в отрыве от воинской части и даже для внутреннего суточного наряда, что существенно изменяет отношения внутри небольшой группы военнослужащих в лучшую сторону и помогает избежать появление многих конфликтов и излишнее волнение в таком коллективе.

Попробуем разобраться в значениях самих понятий интертипных отношений:

Дуальные отношения (полное дополнение). Информация от дуала воспринимается как поддержка, помощь, коррекция, так как информация с I сильного канала одного дуала приходит на IV канал другого (слабый безразличный к критике и давлению, но охотно принимающий помощь). Дуалы отличаются по признакам: «экстраверсия – интроверсия», «этика – логика», «сенсорика – интуиция», но по признаку «рациональность – иррациональность» совпадают. Дуалы – надежные партнеры в работе, в семье. Но оказалось, что возможны такие сочетания психотипов, когда люди четырех типов полностью взаимодополняют друг друга, образуя оптимальный квадры, в которых осуществляется полная кооперация, взаимопомощь, поддержка, психофизиологическое регулирование, психологический комфорт и максимальная продуктивность деятельности.

Квадра «альфа»: Дон Кихот, Дюма, Робеспьер, Гюго.

Квадра «бета»: Есенин, Жуков, Гамлет, Максим Горький.

Квадра «гамма»: Наполеон, Бальзак, Драйзер, Джек Лондон.

Квадра «дельта»: Габен, Гексли, Штирлиц, Достоевский.

Любопытно, что, по наблюдениям медиков, люди, входящие в одну квадру, имеют преимущественно похожие заболевания, так «альфа»-квадра часто страдает кишечно-желудочными заболеваниями, «бета»-квадра – болезнями позвоночника и нервной системы, «гамма»-квадра – гинекологическими, урологическими заболеваниями, «дельта»-квадра – кардиологическими и болезнями дыхательной системы.

Образно можно охарактеризовать, что для «альфа»-квадры присущи гармоничность, насыщенность эмоциональных отношений и этических переживаний, «бета»-квадра готова для действий в жестком мире, им присуща сила воли и чувство текущего времени, «гамма»-квадра – это буря, натиск, борьба, активность и «дельта»-квадра – оптимистичных практиков, гармонии и дружелюбия.

Полудуальные отношения (по I и IV каналам отношение дополнения, но нет компенсации по II и III каналам), поэтому когда люди знакомятся, строят планы, договариваются о делах, все идет хорошо, но при реализации задуманного они не могут эффективно помогать друг другу, так как у обоих есть одна и та же область, где оба не сильны, и в результате может возникнуть взаимное разочарование (например, между Есениным и Наполеоном).

Миражные отношения. Сильные каналы I – одинаковы, поэтому сильная функция партнера не ценится («я и сам так могу»), а слабая (IV) функция – предстает в особо неприглядном свете (деловые контакты малоэффективны). Могут реально помочь друг другу, но в делах не слишком серьезных (отдых, легкое общение). Например, между психотипами Есенин и Дон Кихот миражные отношения, но в семье они могут ужиться, так как возможен определенный процент психологического комфорта в их общении.

Полная противоположность. В каналах функции одинаковы, но в разной вертности, то есть смотрят на одни и те же проблемы с противоположных сторон, общение поверхностное, как бы на разных языках. Не могут скоординировать свои действия, даже в мелочах. Но в начале знакомства привлекают друг друга своей непохожестью, загадочностью, могут влюбиться, но потом из-за трудности, а порой невозможности достигать согласия – расстаются.

Эти отношения еще называют отношениями погашения, так, интроверт гасит активность экстраверта и у экстраверта начинает накапливаться раздражение. Но в принципе такие отношения малоэффективны – партнерам нечем «уколоть» друг друга.

Зеркальные отношения. Идет активный обмен информацией по сильным каналам: то, что думает один, без лишних слов реализует другой. Здесь конфликты маловероятны, а взаимная польза есть. (Например: Есенин – Гамлет).

Конфликтные отношения. При близком общении конфликты неизбежны, так как каждый из партнеров воздействует другому на III канал, на уязвимую точку, на «больную мозоль» друг друга. При дальнем общении уважают друг друга, советуют друг другу. (Например: Есенин – Штирлиц). В семье конфликтные отношения приводят к психосоматическим заболеваниям.

Отношения ревизии. Ревизор невольно оказывает воздействие на III уязвимый канал ревизуемого, в ответ не ощущая воздействия на себя, и поэтому может приближаться к ревизуемому слишком близко, высказывая какие-то замечания, на которые болезненно реагирует ревизуемый. А ревизор не понимает, почему на него обижаются, он ведь не хотел обидеть. Конфликт неизбежен при длительном взаимодействии. Если общение происходит по функциям, исключенным из I и III каналов, то конфликт возникает не сразу, а с расширением зоны контактов. Каждый психотип – ревизор для кого-то, и одновременно для кого-то – сам ревизуемый. Ревизуемый не может резко парировать обвинение – ревизор подавляет его, в результате у подревизного могут развиться неврозы, психосоматические заболевания (см. табл. 3).

Тождественные отношения между людьми одинакового психосоциотипа. Информация легко передается от одного человека к другому (хорошо для отношений «учитель-ученик», но если их знания выравниваются, они становятся неинтересны друг другу, охладевают друг к другу, не о чем беседовать, не могут поддержать друг друга, так как одинаковые слабые места и функции. Исключением может быть случай, когда перед ними стоит общая цель (например, Ленин и Крупская – сенсорно-логические экстраверты)

Родственные отношения. Похоже воспринимают мир, в деловых отношениях могут помочь друг другу, если у них одинаковые интересы. Но если интересы расходятся, отношения могут быть неприятными, раздражающими. На словах понимают друг друга, но действуют прямо противоположным образом, причем склонны считать другого чуть ли не предателем: «Мы договорились, а вы вон что делаете».

Отношения супер-эго. Различные функции I и II каналов, поэтому интересы совершенно различны, не могут понять друг друга, часто возникают конфликты. Каждый видит в другом те качества, которые хотел бы развить у себя, поэтому при дальнейшем общении могут уважать, ценить друг друга.

Деловые отношения. Партнеры хорошо понимают друг друга по II творческому каналу, отношения спокойные, но в целом это взаимодействие людей с разными целями. Близкие отношения нежелательны, так как короткая психологическая дистанция приводит к раздражению целями, намерениями партнера

Отношения активации. Творческая функция II канала каждого из партнеров активизирует слабую функцию другого партнера в его IV канале, то есть люди подстегивают активность друг друга. Отношения благоприятные, но нет полной компенсации, может настать утомление друг от друга в связи с разными ритмами жизни: один рациональный, другой иррациональный тип. Им необходимо на некоторое время отдалиться, отдохнуть друг от друга, после чего они снова с удовольствием общаются

Отношения квазитождества. Есть перекрест по слабым функциям. У них общие интересы, но разной вертности. Могут обсуждать общие темы, но из трудного положения каждый выходит собственным путем, в результате недопонимание друг друга. Конфликты бывают редко, но легко, без трений могут расстаться.

Отношения социального заказа. Вначале это отношения дружественные, оба восхищаются друг другом. Но все, что говорит или делает подзаказный, заказчику кажется не очень важным, а заказчик, напротив, воспринимается подзаказным как весьма значительная фигура, и его указания выполняются безоговорочно. Но подзаказный по возможности стремится отделиться от заказчика, поэтому возможен разрыв отношений.

Особенно эффективной является группа из восьми человек, в которую входят два параллельных кольца, например: Робеспьер – Габен – Драйзер – Есенин – Гюго – Гексли – Джек Лондон – Жуков, так как в этом случае повышается умственная и деловая активность всех участников (что очень важно для составов караулов и групп, выполняющих задачу в отрыве от части). Для малых групп (2-4 человека) следует отбирать военнослужащих, входящих по своему психотипу в одну квадру.

Рассмотренные психотипы людей можно разбить на разные группы: теоретики – практики, стратеги – тактики, логики – этики, позитивисты – негативисты, статики – динамики, конструктивисты – эмотисты.

Позитивисты: Дон Кихот, Наполеон, Габен, Есенин, Максим Горький, Гюго, Джек Лондон, Достоевский.

Негативисты: Бальзак, Гексли, Жуков, Гамлет, Штирлиц, Робеспьер, Драйзер, Дюма.

Позитивисты с радостью встречают новое, негативисты ничто не берут на веру, осторожно относятся к новому.

Теоретики: Дон Кихот, Бальзак, Джек Лондон, Робеспьер, Гексли, Есенин, Гамлет, Достоевский.

Практики: Дюма, Наполеон, Драйзер, Гюго, Габен, Жуков, Максим Горький, Штирлиц.

Тактики: Дон Кихот, Бальзак, Гексли, Есенин, Гюго, Драйзер, Штирлиц, Максим Горький.

Стратеги: Дюма, Наполеон, Габен, Жуков, Робеспьер, Джек Лондон, Достоевский, Гамлет.

Любопытно, что на основе определенного психотипа более вероятно возникновение строго определенных акцентуаций характера: например, гипертимный тип акцентуаций характера возможен у Гюго, Гексли, Дюма; циклоидный тип – у Жукова; сенситивный тип – у Достоевского; психастенический тип – у Робеспьера; шизоидный тип – у Максима Горького; застревающе-параноидный тип – у Штирлица; истероидный тип – у Гамлета; сверхпунктуальный тип – у Бальзака.

Методики определения психосоциотипа

Теперь приступим непосредственно к самому процессу определения психосоциотипа личности.

Тест «Определение социотипа личности»

Бланк расположения ответов выглядит так:

В столбцах от I до X отмечаются ответы, в столбце XI записывается сумма ответов в соответствующей строке и в столбце XII – результат. И потом по таблице 2 в нижней строке бланка – название типа. Если сумма баллов меньше 46, то в каждой из 4-х строк это будет означать: 1 – рациональный, 2 – интроверт, 3 – этик, 4 – интуит. При сумме баллов больше 54, для каждой строки это означает: 1 – иррациональный, 2 – экстраверт, 3 – логик, 4 – сенсорик. Если же сумма баллов в какой-либо из строк находится в пределах 46 – 54, то для уточнения следует применить другую методику, которая будет приведена ниже.

Обследуемым говорится: «Каждый вопрос содержит два варианта ответа. Выберите наиболее подходящий для вас и запишите количество баллов за выбранный ответ (баллы указаны в скобках рядом с вариантами ответов)». Далее зачитывается текст опросника:

1. Вы предпочитаете работать:

  • выполняя задание точно в срок (1);
  • не связывая себя определенными обязательствами (9).

2. В кругу своих знакомых вы, как правило:

  • в курсе всех текущих событий (9);
  • узнаете о новостях с опозданием (1).

3. У вас – скорее гуманитарный (1) – или скорее технический (9) склад ума.

4. Вы любите: мечтать о прошлом, или о будущем, или о чем-то совершенно воображаемом (1) – действовать или, по крайней мере, составлять точные планы, которые реально подготавливают будущее (9).

1. Хватает (хватало) ли вам вашего заработка? – обычно хватает (1), - часто приходится (приходилось) искать дополнительные средства: подзарабатывать, занимать (9).

2. Нравится ли вам: ходить на вечеринки, дискотеки, шумные бары (9) – или вы быстро устаете от этого (1)?

3. Вы – человек: скорее трезвый, рассудительный (9) – эмоциональный, сочувствующий (1).

4. Нравится ли вам: носить что-нибудь необычное (9) – или вы предпочитаете одеваться «скромно, но со вкусом» (1

1. Можете ли вы: легко взяться за случайную работу (9) – или вам гораздо удобнее работать по предварительной договоренности (1)?

2. На отдыхе, в путешествии: легко ли вы находите новых друзей (9) – или, как правило, остаетесь в некоторой изоляции от нового общества (1)?

3. Вам легко удается: подробно и ясно для других излагать свои мысли в письменной форме (1) – или это не ваша «стихия» (9)?

4. Любите ли вы: заниматься ежедневно хозяйством, внося в это элементы творчества (9), - или делаете это только по необходимости (1)?

1. Часто ли вы: меняете свои планы в последний момент (9) – или это бывает редко и раздражает вас (1)?

2. В компании вы, как правило: первым заводите беседу (9) – или ждете, когда с вами заговорят (1)?

3. Вы ориентируетесь в новых незнакомых местах: успешно (9) – плохо, легко теряетесь (1).

4. Как, по-вашему, следует выражать свои мысли писателю: буквально напрямую (9) – или пользуясь сравнениями, аналогиями, иносказаниями (1).

1. Легко ли вам: внезапно быстро куда-то собраться, бросив при этом начатые (запланированные) дела (9), - или такая ситуация раздражает вас (1)?

2. Интенсивное общение с новыми людьми: стимулирует вас, придает вам энергию (9) – или утомляет вас (1)?

3. Каким, по-вашему, хуже быть: несправедливым (9) или беспощадным (1)?

4. Вы довольно часто ощущаете: что у вас что-то побаливает и стремитесь устранить эти ощущения (9) – или вы плохо чувствуете потребности своего тела, болеете редко, но «по крупному» (1)?

1. Вы склонны поступать скорее: обдуманно, чем импульсивно (1), - или скорее импульсивно, чем обдуманно (9)?

2. Часто ли вы в разговоре ссылаетесь на авторитеты: «читал там-то, сказал тот-то» (9) – или вы обычно излагаете только свое мнение (1)?

3. Вы чувствуете себя уверенно: в логическом умозаключении (9), в оценке эмоционального состояния и взаимоотношений окружающих вас людей (1)?

4. Запоминаете ли вы: детали одежды людей, даже при недолгом общении с ними (9), - или вам довольно трудно вспомнить такие подробности, так как вы не обращаете на них внимания (1)?

1. Что, по-вашему, предпочтительнее: удостовериться, что все подготовлено и учтено (1), - или предоставляете событиям идти своим чередом (9)?

2. Вы поддерживаете отношения: с широким кругом людей (9) или с несколькими старыми друзьями (1)?

3. Вы более склонны: находить пользу в отношениях с людьми (9) – понимать мысли и чувства других (1)?

4. Вам больше интересно: то, что происходит в действительности (9), - или то, что может произойти (1)?

1. Предпочитаете ли вы: планировать свои дела на день, на неделю вперед (1) – или действовать по обстоятельствам (9)?

2. При столкновении с неблагоприятными обстоятельствами вы активно стремитесь: приспособить обстоятельства к себе (9) – или приспособиться к обстоятельствам, или избежать их (1)?

3. Вы руководствуетесь: рассудком (9) или велением сердца (1)?

4. Вы больше доверяете: своему опыту (9) – или своим предчувствиям (1)?

1. Руководствуетесь ли вы: строгими принципами (1) – или предпочитаете гибко приспосабливаться к обстоятельствам (9)?

2. Можете ли вы: найти тему для разговора даже с незнакомым человеком и заговорить первым (9) – или предпочитаете помолчать, особенно когда нет настроения (1)?

3. Вы слишком склонны: быть прямым и беспристрастным (9) – или сочувствовать людям (1)?

4. Как, по-вашему, что хуже: витать в облаках (9) – или придерживаться проторенной дорожки (1)?

1. Консервативны ли вы? Когда вы составили какое-то мнение: упорно ли вы за него держитесь (1) – или вас легко переубедить, соблазнить новой идеей (9)?

2. Легко ли вам: попросить людей о чем-либо (9) – или вы лучше все сделаете самостоятельно (1)?

3. Ваш стиль общения: вы любезны, предусмотрительны, стараетесь очаровать окружающих (1) – или общаетесь с ними просто, иногда с некоторой резкостью (9)?

4. Вы – человек скорее практичный, легко ориентируетесь в мире вещей (например, удачно делаете покупки, хорошо разбираетесь в ценах на них) (9) – или непрактичный, и если даже иногда вы стараетесь быть предприимчивым – это вам не слишком-то интересно и утомляет вас (1)?

Цифровой тест «Социотип» (В. Мегель, А. Овчаров)

Если же получилось так, что в предыдущем тесте в какой-либо из строк бланка получилось число в пределах 46 – 54, то следует применить следующую методику:

Из каждой пары описаний (1 – 2, 3 – 4, 5 – 6, 7 – 8) выберите одно и запишите его порядковый номер.

1. Ваша работоспособность, как правило, всегда одинакова и меняется только по определенным причинам. Вы последовательны в работе, все доводите до конца. Решения принимаете взвешенно и не любите их менять. Вам легко придерживаться установленных правил.

2. Ваша работоспособность зависит от настроения, которое может меняться без видимых причин. Периоды подъемов сменяются спадом активности. Вы часто действуете без подготовки, рассчитывая на везение,вам трудно подчиняться строгим инструкциям.

3. Вы не любите выяснять причины ссор и недоразумений. Ставите разум выше чувств, обьективно судите о людях независимо от симпатий. Предпочитаете не обсуждать темы личной жизни как своей , так и чужой.

4. Вы склонны идти на компромиссы в делах ради хороших отношений. Избегаете ссор. Вас интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Стараетесь сделать людям приятное, учтивы.

5. Вы реалист, не любящий пустых фантазий, практичны, уверены в себе. Предпочитаете не распылятся на несколько дел сразу. Тщательно занимаетесь одним. Многие вещи любите делать своими руками, проверяете результаты сделанного вами и другими.

6. Вы хорошо предвидите будущее, часто вспоминаете прошлое, стремитесь к новизне. Склонны к колебаниям и сомнениям, не всегда уверены в себе, рассеяны. Больше тяготеете к теории, чем к практике.

7. Вы осмотрительны, сдержаны, малоинициативны в общении, недоверчивы к новым людям. Контролируете себя в споре, чтобы не сказать лишнее.

8. Вы легко сходитесь с новыми людьми. Вам легче понять другого, чем себя. Вы непринужденны, импульсивны, откровенны. Часто склонны к риску и опрометчивости, несдержанны.

Далее по числовому коду определяется сам социотип: