Описание методики цветовой тест люшера

Тест Люшера — описание и интерпретация

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Оглавление:

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических»; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто а впервые.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + + );

третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = = );

седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — —)

На основании анализа болеерезультатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Зоны (+ +; х х; = =; — —) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от cреды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком —, и все остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком —, например:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Цветовой тест Люшера. Полный вариант методики.

Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Тест Люшера также основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Методика Люшера характерен тем, что может за короткое время (время проведения - меньше 10 мин) дать глубокую и обширную, причем свободную от сознательного контроля испытуемого, характеристику его психологического состояния.

Зарубежные психологи применяют тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных тестируемых.

Цветовой тест Люшера (Полный вариант методики):

Выберите, цвет, который сейчас наиболее Вам приятен. Просьба к Вам при этом не связывать цвет карточки с цветом Вашей одежды или машины,отвлечься от них. Затем из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный. Повторите процедуру с оставшимися шести цветами, затем пятью и так до конца. Записывайте цвета в том порядке, котором они были выбраны от наиболее приятного до наименее. Через 2-3 мин опять вернитесь к 8 цветовым карточкам и проделайте то же самое. При этом не нужно ориентироваться на порядок раскладки в первом выборе, выбирайте цвета, как будто а впервые.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый (0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + + );

третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = = );

седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — —)

На основании анализа болеерезультатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Зоны (+ +; х х; = =; — —) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от cреды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком —, и все остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком —, например:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Цветовой тест Люшера - как инструмент личностной психодиагностики

Цветовой тест Люшера является одной из наиболее популярных проективных методик. Цветовая психодиагностика, которую позволяет проводить тест Люшера, направлена на эффективное выявление психоэмоционального состояния людей разных возрастов.

Вряд ли найдётся человек, который не слышал бы о существовании тесной взаимосвязи между психическим состоянием и цветом. Психологи давно искали эффективную методику, которая давала бы возможность правильно интерпретировать цветовой выбор испытуемых, но впервые это удалось сделать швейцарскому психологу-психиатру Максу Люшеру в середине прошлого века. Сегодня тест Люшера входит в арсенал любого практикующего психотерапевта и является качественным инструментом психодиагностики. Вы всегда можете пройти его онлайн на нашем сайте, а также получить краткую интерпретацию совершенно бесплатно.

Инструмент для личностной психодиагностики

ЦТЛ (или Цветовой тест Люшера) впервые был описан в 1948 году. Он сразу принёс своему автору всемирную славу. Проективный тест Люшера даёт представление о склонности человека к определённой деятельности, о преобладании того или иного настроения, выявляет наиболее устойчивые черты личности.

Какой бы ни была цель психотерапевта, цветовой тест Люшера требует серьёзного опыта в интерпретации. При публикации этого теста автор не раз подчёркивал, что этот метод отлично работает лишь при использовании стандартизированного набора цветовых стимулов.

К сожалению, многие современные специалисты в области психологии пренебрегают инструкциями автора теста и занимаются самостоятельной расшифровкой. В результате интерпретация теста часто оказывается недостоверной и не вызывает доверия клиентов. Поэтому вам надо либо найти специалиста, который сумеет правильно продиагностировать вас по ЦТЛ, либо пройти этот тест онлайн, ограничившись краткой расшифровкой.

Краткое описание

Специалистам известно два варианта теста Люшера: краткий и полный. Оба этих варианта вы можете пройти онлайн на нашем сайте. ЦТЛ даёт возможность увидеть истоки внутриличностных конфликтов и построить адекватную систему психотерапевтических воздействий.

Обычно этот тест используют для определения психоэмоционального состояния личности. Ещё он эффективен:

  • при комплектации коллективов;
  • для профориентации;
  • при подборе кадров;
  • при подборе брачного партнёра;
  • в геронтологических и этнических экспериментах;
  • при подборе брачного партнёра;
  • для психодиагностики детей дошкольного возраста.

Суть тестирования заключается в ранжировке предлагаемых цветов, основываясь на ощущении их приятности для себя. Человек должен поочерёдно расположить все цвета, начиная с самого предпочитаемого. Тестирование проводят при дневном освещении, используя стандартный стимульный материал. В зависимости от формы теста, человеку приходится выбирать из 8 либо 48 цветов. Восьмицветовой тест является более распространённой формой, а полный вариант ЦТЛ чаще используется в клинической психотерапевтической практике.

Сокращённый вариант

Хотите получить результат быстро, без детального анализа структуры личности? Пройдите краткий (восьмицветовой) вариант этого теста! Такая форма ЦТЛ состоит из стимульного материала в виде набора из 8 цветов. Каждому стимулу присвоен порядковый номер: 0 для серого, 1 для синего, 2 для зелёного, 3 для красного, 4 для жёлтого, 5 для фиолетового, 6 для коричневого, 7 для чёрного. Также эти цвета делятся на основные и дополнительные.

Основными цветами являются: зелёный, синий, красный, жёлтый. Они отражают наиболее предпочитаемое поведение человека и рассказывают о его склонностях. Чаще всего человек стремится расположить эти цвета на первых 5-ти позициях, хотя встречаются самые разные варианты.

К дополнительным цветам относят коричневый и фиолетовый, а также чёрный и серый. Эти цвета являются символами разнообразных негативных проявлений: тревожности, страхов, стрессов и огорчений. Значения этих цветов тоже определяются их ранжированием. Обычно их место (кроме фиолетового) находится ниже 4 позиции, но, конечно же, вы вольны ставить их туда, куда вам захочется.

Развёрнутый вариант

Если вы хотите получить развёрнутую личностную характеристику, то пройдите полный вариант теста Люшера. Он состоит из 48 стимулов в виде всевозможных сочетаний дополнительных и основных цветов. Это позволяет детально изучить отношения человека, провести глубинную психодиагностику его психоэмоционального состояния. Ключ к интерпретации этого варианта ЦТЛ находится в подсознании человека.

Значение цветовых стимулов

Зная, что тот или иной цвет означает для того или иного человека, можно многое сказать о нём. Основные психологические особенности разных цветовых типов очень точно отражают личность и предпочтения испытуемого. Цветовой тип определяется по основному предпочитаемому цвету, то есть говорят о «жёлтом» человеке или, скажем, «синем». Каждый цветотип имеет свои особенности, характеристики, предпочитаемую деятельность и даже любимое хобби и стиль одежды. Благодаря простоте и наглядности, цветовой тест Люшера часто используют как основу многих современных тестов и методик, позволяющих работать с эмоциональной сферой человека. Зная цветотип человека, можно легко подобрать ему подходящего компаньона по работе, брачного или сексуального партнёра.

Типология «цветовой личности» по Люшеру уже давно перещеголяла по популярности сам тест. Оказалось, что наши цветовые предпочтения также непосредственно влияют на мотивацию и поведение. Доказано, что молодёжь до 25 лет предпочитает красный и жёлтый цвета, а людям постарше нравятся коричневые, серые и зелёные тона. Эти цвета также выбирают молодые люди, если они разочарованы в жизни, либо страдают от невроза или физических заболеваний. Сегодня ЦТЛ с успехом используют в своей работе как семейные и детские психологи, так и врачи-психотерапевты.

В разное время цветовой тест Люшера получал самые разные отзывы: от полного восторга до резкой критики. Однако, по мнению большинства специалистов, этот тест является одной из самых ценных и интересных проективных методик.

Тест (старшая, подготовительная группа) на тему:

Цветовой тест М. Люшера. Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов.

С помощью данного теста можно определить эмоциональное самочувствие ребенка не только в данный момент, но и выявить предпочитаемое эмоциональное состояние, а также его оценочное отношение к детскому саду, семье, предстоящей учебе в школе и т.д (приложения 1-8).

Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности (отношения) к :

ü уровню комфортности ребенка в детском саду;

ü к предстоящему школьному обучению;

ü к детскому саду в период адаптации

Скачать:

Предварительный просмотр:

Е. Д. Полякова, педагог-психолог

МБОУ Начальная школа-детский сад г. Ессентуки Ставропольский край. 2016.

Диагностика эмоционального состояния дошкольников

Цветовой тест М. Люшера

Области применения. Данная методика может быть использована:

  1. при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду;
  2. при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
  3. при диагностике ситуации в семье;
  4. для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации;
  5. для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Данный тест состоит из стимульного материала ( восьми цветовых карточек ) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.

Время проведения – 5-8 минут.

Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.

Методические рекомендации. Процедура проведения теста: экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.

Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование : опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять..

Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным . Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.

Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной от 28 мм до 50 мм. В диагностике детей обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера):

  1. синий
  2. зеленый явно предпочитаемые цвета
  3. красный предпочитаемые цвета
  4. желтый
  5. фиолетовый нейтральные цвета
  6. коричневый
  7. черный негативные цвета
  8. серый (нулевой)

Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение.

Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный - стремление к власти, доминированию, зеленый - упорство, настойчивость и т.д.

Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция , занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние - подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди д ополнительных - со сферой бессознательного.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние , второй — действительное . В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования и выбрать систему оценки, сравнив результаты желаемого и действительного состояния ребенка.

1. Оценка результатов эмоционального состояния.

4 балла - в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние .

3 балла - допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.

2 балла - смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый - на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное - требуется помощь психолога, педагога.

1 балл - черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии , требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).

Приложение 1. Стимульный материал. Цветовые карточки.

Приложение 2.Таблица протокола исследования эмоционального состояния ребенка. Цветовой тест Люшера.

Порядок предъявления карточек

Порядковый номер цвета по Вальнеффору

(индикатор психологического благополучия )

Интерпретация позиций. Баллы оценки эмоционального состояния

Заключение педагога-психолога об эмоциональном состоянии ребенка

В начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда

Красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда

Смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый - на последних позициях

Черный и серый в начале ряда. Ребенок отказывается от выполнения задания

Порядковый номер выбранного цвета (выбранные позиции ряда)

Цветовой тест отношений М. Люшера. Назначение, содержание, характеристика диагностических возможностей

Цветовой тест отношений М. Люшера. Назначение, содержание, характеристика диагностических возможностей.

Тест опубликован в 1948г. Это проективная методика исследования личности. Метод основан на субъективном предпочтении цветовых стимулов.

Тест Люшера - проективный тест, предназначенный для исследования личности путем анализа ее субьективных предпочтений при выборе цветовых стимулов.

Стимульный материал состоит: из разноцветных квадратов.

Полный набор – 73 квадрата 25 различных цветов и оттенков.

Обычно используется неполный набор из 8 цветов.

Метод применяется в профориентации и консультативной практике.

Восьмицветовой тест Люшера состоит из 4-х основных цветов

  • (темно-синего, сине-зеленого, оранжево-красного, желтого)
  • и 4-х дополнительных цветов (фиолетового, коричневого, черного и серого).

Каждый цвет имеет свой номер и символизирует определенные потребности, эмоциональные состояния и основные способы компенсации, фрустрации неудач.

Синий цвет символизирует спокойствие, удовлетворенность.

Зеленый – чувство уверенности, настойчивости, упорство, иногда упрямство.

Оранжево-красный – силу воли, агрессивность, наступательность, доминирование, возбуждение, автономность.

Желтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

Основные цвета должны занимать первые позиции.

Дополнительные цвета символизируют тревожность, стресс, страхи, огорчения.

Выбор в области основных цветов связан с осознаваемыми тенденциями, а среди дополнительных – со сферой бессознательного.

Таким образом, интерпретируется не столько символика цвета, сколько комбинации цветов и предпочтения, т.е. те позиции, которые занимают основные и дополнительные цвета в выборе испытуемого.

  • Испытуемому предлагают выбрать «самый приятный» цвет, не соотнося его ни с представлениями об одежде (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим. Необходимо выбрать предпочтительный цвет из 8-ми предложенных.
  • Далее испытуемый должен выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся и т.д. таким образом, получается ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.
  • В интерпретации и анализе результатов важно: какую позицию в выборе испытуемого занимает тот или иной цвет, какие цвета (основные или дополнительные) стоят на первых позициях, а какие – на последних.
  • Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, указывают на цели и способы достижения,
  • Третий и четвертый – предпочитаемыми, указывают на истинное положение вещей, ситуацию, в которой человек себя ощущает, образ действий, который подсказывает сложившаяся ситуация.
  • Пятый и шестой – нейтральными, безразличие, невостребованные в данный момент резервы, бездействующие особенности личности.
  • Седьмой и восьмой – вызывающими антипатию, негативное отношение, указывают на подавленные потребности.

Тест основан на предположении о том, что:

  • выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
  • тест основан на разработанной Люшером теории личности, имеющей два основных измерения: активность – пассивность и гетерономность – автономность.

Как узнать больше о себе благодаря цветовому тесту Люшера?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Наверное, каждый из вас пробовал с помощью многочисленных тестов найти более точные описания своей тонкой натуры. Сегодня они очень популярны, поскольку позволяют заглянуть в тайны подсознания благодаря самым удивительным методикам.

Цветовой тест Люшера — это интересное путешествие в потайные комнаты своего разума благодаря реакциям на цвет. Основой анализа выступает выбор цветовой гаммы среди множества представленных одновременно.

Ваша задача сделать выбор из предложенных комбинаций, в которых вам четко и конкретно предлагают определить наиболее симпатичный оттенок и наиболее неприятный. На самом деле, основополагающим предположением выступает интересная особенность.

Часто сам выбор способен максимально точно определить те факторы о которых даже не догадывается испытуемый. Это может быть направленность на конкретную сферу деятельности, эмоциональное настроение в настоящий момент, функциональная устойчивость, а также основные черты характера, что преобладают в личности.

Наука психология применяет данную методику в определении важных критериев, что считаются основными при выборе профессии, эффективному подбору персонала, социологических исследованиях и даже при составлении наиболее подходящего портрета партнера для семейной жизни.

Максим Люшер в своем тесте охарактеризовал цвета по психологическому восприятию и разделил их на 4 основных и 4 дополнительных оттенка. В самом конце теста человек получит всего 8 позиций с четкой интерпретацией.

Стоит отметить, что первый выбор цветовых предложений демонстрирует то состояние, к которому стремиться человек, а финальное разделение по предпочтениям — реальное.

Я предлагаю вам ознакомиться с более подробным описанием шагов к источнику самопознания, дабы прохождение теста находило обдуманный отклик в вашем понимании.

Теоретическая характеристика позиций после выбора

  • Позиция первая способна показать средства для достижения желаемых целей, мечт и стремлений;
  • задача второй — выяснить цель к которой подсознательно движется личность;
  • третья и четвертая направленны на раскрытие предпочтений в цветовой палитре и более детально описывают ощущения и эмоции от нахождения в действительной ситуации (или же действия, осуществляемые в реальности);
  • а вот пятая и шестая позиции говорят о нескрываемом безразличии к предложенному варианту цветов. Это знак того, что человек проходящий тест не связывает внутренние переживая и эмоции с данными оттенками;
  • седьмая и восьмая ступень выражают более чем негативное отношение к раскладке. В психологическом пояснении это трактуется, как подавление потребностей, намерений и преследуемых мотивов, находящих отражение в этой палитре.

Значение цвета

Правильная оценка основных позиций цветов — гарантирует наиболее точную трактовку реального положения дел в голове. Если им довелось заполучить почетное место дальше пятой позиции, то ощущение тревоги, неудовлетворенности и неуверенности перевесят более позитивные эмоции.

Но как понять, какие именно потребности обозначает каждый из главенствующих цветов, дабы эффективно провести диагностику?

1. Синий цвет

Его характеристика выражается в желании индивидуума обрести покой, душевное спокойствие и реализацию амбиций. Также немалую роль отыгрывает устойчивая привязанность положительным перспективам.

2. Зеленый

Конкретная, четко сформулированная потребность в самоутверждении.

3. Красный

Этот самодостаточный цвет выражает стремление действовать незамедлительно активно и во что бы то ни стало — добиться успеха в жизни!

4. Желтый

Цвет солнца объясняет потребность в надежде, расширении перспектив, возможностей и линии горизонта.

Логика цветового выбора по методике Люшера

Все мы знаем, что восприятие света, цвета и форм, можно смело назвать объективным процессом анализа. Но знаете ли вы о том, что для человеческих глаз не существует такого понятия, как «чистая» интерпретация цвета?

Мы способны его видеть только на определенных фонах, в окружении конкретной текстуры и предметной обстановки. Именно поэтому наш мозг иногда существенно ошибается, принимая определенные цвета за другие.

Более того, я хочу заметить, что на оригинальное восприятие оказывают влияния массивные факторы, которые нельзя не учитывать. Среди них есть возраст, уровень воспитания, качество зрения, общее физическое состояние, наряду с эмоциональным.

Из таких аспектов и складывается пазл, основой которого выступает субъективная трактовка цветовой палитры, на основе которой проводят этот личностный тест.

Сам принцип работы методики М.Люшера оформлен в процесс ранжирования. Обязательным условием выступает полное абстрагирование. Очень важно, чтобы в момент прохождения теста личность была избавлена от стресса, переживаний и попытками вернуться к мыслям о «цветовых трендах этого сезона».

Главная миссия испытуемого в момент выбора — довериться внутренним ощущениям и оценивать данные по принципу: «нравится» в убывающую сторону.

Таким образом можно добиться подсознательного выбора, а это как раз и влечет за собой объективный анализ состояния индивидуума.

При таком подходе можно добиться атмосферы, в которой вы свободно доверитесь интуиции, визуальным симпатиям, отвлекаясь от болезненных дум о насущном.

На сегодняшний день тестом пользуются во всем мире, устанавливая его даже на мобильный телефон. Да-да, существует множество программ, созданных с учетом разных платформ. Доступно две версии теста — полная и краткая.

Конечно же, техника интерпретации и в том, и в том варианте достаточно замысловатая. Но зная значение всех этапов прохождения теста, можно позволить себе считывать анализ на уже понятном для себя языке.

Чем уникальна методика, спросите вы? Скажу так, он собрал в себе факты, что позволяют в краткие строки получить полную картину своего психического и, что немаловажно, физического состояния.

Это некий индикатор, невероятно точно определяющий зоны человеческой тревоги, его стремления. Также он предлагает конкретные советы для улучшения качества всех сфер своей жизни.

Влияние цвета

Многие знают, настолько сильно цвет способен повлиять на особь. Он позволяет выйти с депрессии, погрузиться в спокойное состояние или взбодриться перед важным мероприятием, заразив оптимизмом.

Одни тона привносят с собой тревожные мысли, другие — дарят жизнерадостность и колоссальное воодушевление. Опытные умы и психологические исследования создали некую характеристику цветов, с которой я хочу вас познакомить!

Естественно, учитывалось множество влиятельных факторов. Начиная от значения символики для разных континентов мира, половой принадлежности и конечно же возрастной группы. Итак, что имеем в итоге?

  1. Красный цвет в основном выбирают те люди, которые блещут энергетическими фонтанами и чувством нескрываемой гордости за себя любимого;
  2. оранжевый предпочитают интуитивно сильные личности или заядлые мечтатели;
  3. желтый приглянется тем, кто очень легок в общении, коммуникабелен и весьма интеллигентен;
  4. зеленый — прогнозируемый выбор тех людей, которые во всем видят путь к самоутверждению, а иногда и за чужой счет;
  5. голубой или небесный цвет часто нравится особям с отсутствием чувства ответственности. То бишь — беззаботным;
  6. синий — привлечет внимание меланхоликов и скромных личностей;
  7. фиолетовый понравится инфантильным натурам, которых очень легко внушить на подвиги или провалы.

Друзья, информацию я предоставила!

Теперь вы сможете разгадать тайны, что спрятаны в глубинах вашего «Я». Поделитесь блогом с близкими и обязательно пройдите тест Люшера, а в комментариях расскажите о впечатлениях!

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера — психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером, входит в тройку самых популярных (наряду с тестами Айзенка и Кеттелла).

Цветовая диагностика Люшера создана на предположении, что цветовые предпочтения способны отображать:

  • эмоциональное состояние,
  • мотивационную сферу,
  • специфику отношений с другими людьми,
  • склонность человека к деятельности определенного вида,
  • а также его функциональное состояние и наиболее постоянные свойства характера.

Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов.

В настоящее время существует два варианта теста: краткий и полный.

При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов (4 основополагающих цвета, 4 дополнительных): — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Необходимо выделить максимально предпочитаемый цвет из восьми предложенных, далее выбрать наиболее приятный из оставшихся.

Предпочтение отдается именно цвету, не надо его ассоциировать с любимым цветом одежды или глаз.

Через несколько минут операцию повторить.

Первый выбор говорит о желаемом состоянии, второй – о реальном.

1-я позиция отображает средства достижения цели (например, выбор синего цвета скажет о намерении действовать уравновешенно, без лишних усилий)

2-я позиция показывает цель, которой желает достичь тестируемый

3-я и 4-я позиции характеризуют выбор цвета и отображают ощущение подлинной обстановки, в которой пребывает тестируемый, или же образ действий, на который его вынуждают обстоятельства

5-я и 6-я позиции отражают равнодушие к цвету, нейтральное отношение к нему

7-я и 8-я позиции говорят об отрицательном отношении к цвету, желание сдерживать какие-либо нужды, мотивы настроение, отображаемые данным цветом

При отсутствии конфликта основополагающие цвета должны занимать первые пять позиций. Дополнительные цвета говорят об отрицательных тенденциях: беспокойстве, стрессе, опасениях.

Оптимальный вид деятельности

Жажда гармонии, стремление к доверию, пониманию, состраданию, отсутствию конфликтов, товарищеским отношениям, любовь, приверженность, безмятежность

Нарушение отношений, одиночество, тревога

Деятельность, в которой важна рассудительность, акцент на содержательной, смысловой части информации, эстетической и этической сторонах деятельности, влечение к кабинетной манере работы без причастности к обширной сфере контактов: научные работники, теоретики, искусствоведы, филологи, литераторы, канцелярские работники

Склонность к самоутверждению, росту положения, власти, почтению, популярности, превосходству, уверенности, самостоятельности, напористости, обороне

Дефицит популярности, принуждение, унижение, оскорбление, неспособность дать отпор

Профессии, в которых требуется формально-логическое мышление, базирующееся на цифровой знаковой системе, точные науки, педантизм, интровертизм, кропотливость, точность: черчение, выпиливание, рисование, шитье, конструирование.

Стремление к достижениям, успеху; активность, натиск, деятельность, борьба, энергичность

Перевозбуждение, раздражение, слабость, изнеможение, защита

Деятельность, требующая лидерских качеств, предприимчивости, целеустремленности, склонности к риску: руководители, администраторы, общественники, активисты

Стремление к изменению, выходу, избавлению, расслаблению; ожидание, упование на везение, жизнерадостность, избегание проблем

Разочарование, отчаяние, подозрение, недоверие

Профессии, связанные с обширным общением разного уровня, отсутствием формализма; приветствуется свободный выбор действий

Стремление к отождествлению, идентификации с кем-то, эротические и эстетические устремления, жажда нравиться, вызывать к себе интерес, производить впечатление, получать похвалы

Сдерживание эмоций, рациональность, контроль, скромность, стремление быть неприметным

Этот цвет любят подростки и личности со своеобразным, нестандартным типом мышления.

Деятельность на границе сублимации нереализованных желаний (педагогика, искусство), а также оригинальность иерархии ценностей (психология, философия, нетрадиционные методы лечения, астрология)

Стремление к физическому комфорту, безопасности, отдыху, эротическому удовлетворению, нездоровое состояние, подавленность, утомление, голод

Отрицание физических нужд, слабости, самоограничение

Стремление к разрушению, враждебность, злобность, неприятие, протест, несогласие

Отрицание и сдерживание враждебности и злобности

Стремление избежать участия, «потеряться», маскировка, утаивание

Активное включение в ситуацию

Цветовой тест Макса Люшера Методика расчета №2

Макс Люшер (M. Luscher) родился в 1923 году в городе Безель в Швейцарии. Изучал социологию, философию права и религии, клиническую психиатрию. В 1949 году защитил диссертацию по философии и психологии. Изучал в Стокгольме и Париже методы психотерапии. Работал в качестве доцента в Швейцарском антропологическом институте. Практиковал как психотерапевт, а также читал лекции в Базеле, Цюрихе и Париже. С 1957 по 1960 год работал в Амстердаме на должности профессора. Затем руководил медико-психологическими и социологическими исследованиями, проводимыми с использованием его теста в Западной Германии (Гамбург, Берлин, Мюнхен). С 1966 постоянно живет и работает в Швейцарии.

Структура и процедура теста Люшера

В настоящее время существует два варианта теста: краткий и полный. Краткий вариант ЦТЛ представляет из себя набор (таблицу) 8-ми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

3. «4-х основных цветов»

5. «зеленого цвета»

6. «красного цвета»

7. «желтого цвета»

Протокол клинического теста Люшера

1. Таблица 1. (серого цвета)

2. Таблица 2. (8-ми цветов)

3. Выбор цвета с помощью окошечка Оценочные числа (3-7 таблицы)

Затем из оставшихся цветов выбирается следующий цвет, который нравится испытуемому. Его номер заносится на вторую позицию. Из трех остальных цветов испытуемого просят назвать самый несимпатичный для него цвет, номер которого экспериментатор ставит на последнюю позицию рангового ряда. Если тестирование направлено на индивидуальную диагностику, то ранжирование последних двух цветов не производится и испытуемый переходит к следующей таблице цветового теста Люшера. При исследовании группы испытуемых необходимо определить места оставшихся 2-х цветов.

СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ЦВЕТОВ В ТАБЛИЦАХ №3-7.

4.1.2. Обработка результатов тестирования

Обработка результатов полного варианта цветового теста Люшера производится в 3 этапа:

Варианты присвоения функциональных знаков

0 4 7

0 4 7

Профильный анализ учитывает, какие цвета у испытуемого составили друг с другом устойчивую пару (их обводят кружком0, а какие «держатся» отдельно (обводятся квадратом). Например, цвета 3 и 6 — устойчивая пара и это позволяет, несмотря на то, что коричневый, а затем и красный занимают пятую позицию ряда, стандартно оцениваемую знаком «=», присвоить этим цветам знак «х». Выборы отдельных цветов, согласно Люшеру, интерпретируются иначе, чем составивших пару, что также подчеркивает преимущество профильного анализа над стандартным вариантом. Так цвет 5 должен интерпретироваться отдельно, а не в паре с 2, как в случае стандартного варианта (выбор 2).

0 4 7

В «кубе», по мнению Люшера, воспроизводится динамика конфликта. Возникает он в результате «неудовлетворенного притязания» [+], то есть фрустрации потребности, что вызывает первичную защиту или компенсацию фрустрации (-) в виде отказа от данной потребности.

4.1.3. Основы интерпретации цветового теста Люшера

Ядро теоретической концепции М. Люшера составляют два понятия — «структура» и «функция» цвета.

Структурные значения «основных цветов

«Автономность — гетерономность» отражает, «характер» цвета, его «силу» и «доминирование» : «автономность» — означает независимость от внешних влияний и способность самому оказывать влияние. По М. Люшеру, это качество присуще красному и зеленому, в противоположность синему и желтому, которым свойственна «гетерономность» — т.е. зависимость от внешних влияний. На психологическом уровне «автономность отражает самоопределение, произвольность, самостоятельность, а гетерономность — уступчивость, компромисс, покорность, избегание.