Олигофрения мкб

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (F70-F79)

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е.

Оглавление:

познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.

Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.

При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

  • .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
  • .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
  • .8 Другое нарушение поведения
  • .9 Без указаний на нарушение поведения

Ориентировочный IQ составляет(в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.

Включены:

  • слабоумие
  • умственная субнормальность умеренной степеньи

Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.

Включена: умственная субнормальность средней тяжести

Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.

Включена: резко выраженная умственная субнормальность

Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность.

Включена: глубокая умственная субнормальность

Олигофрения мкб

4.8. Олигофрения МКБ-10 (F70-79)

(легкая умственная отсталость по МКБ 10)

IQ (интеллектуальный коэффициент)

I. Легкая дебильность

Могут формально обучаться в общеобразовательных школах, дублируют классы, с программой вспомогательной школы справляются. Мышление конкретно-образное, запас знаний достаточный для выполнения простого труда. Социально адаптированы.

1) Основной тип - легкое снижение интеллекта без эмоционально-волевых и соматоневрологических расстройств.

2) Психопатоподобный тип:

b) торпидный вариант с психомоторной заторможенностью,

c) астенический вариант.

Ограничение по линии ВКК

II. Умеренная дебильность

Могут оканчиватьклассов вспомогательной школы, приобретают простые трудовые навыки, в привычных бытовых ситуациях адаптируются, но при отклонении от стереотипа теряются.

1) Основной тип - умеренное снижение интеллекта без эмоционально-волевых и соматоневрологических расстройств.

контролю своего поведения - I ст.;

трудовой деятельности - I ст.

2) Психопатоподобный тип - с выраженными эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями поведения (бродяжничество, расторможенность влечений и т. д.).

3) Осложненный тип - наличие сопутствующих эпилептических припадков, ликвородинамических нарушений, выраженных резидуально-органических расстройств.

III. Выраженная дебильность

Выраженное недоразвитие интеллекта, могут оканчивать несколько классов вспомогательной школы, словарный запас скуден, нередко имеются дефекты речи, мышление конкретное, эмоциональная сфера обеднена, могут выполнять простую работу по дому под присмотром, социально дезадаптированы.

1) Основной тип - выраженное снижение интеллекта без эмоционально-волевых и соматоневрологических расстройств.

2) Психопатоподобный тип - с выраженными эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями поведения (бродяжничество, расторможенность влечений и т. д.).

3) Осложненный тип - наличие сопутствующих эпилептических припадков, резидуально-органических расстройств, ликвородинамических нарушений.

ориентации - I-II ст.;

контролю своего поведения - II ст.;

обучению - II-III ст.;

трудовой деятельности - II- III ст.

Более выраженная интеллектуальная недостаточность, чем при дебильности. Мышление конкретное, абстрагирование недоступно. Неспособны к решению даже простых житейских задач, адаптированы только к привычным условиям, нуждаются в постоянном руководстве. Не поддаются обучению во вспомогательной школе. Осваивают элементарные навыки самообслуживания, частично соблюдают личную гигиену. Словарный запас крайне беден, ограниченсловами, речь часто косноязычная.

ориентации - II ст.;

контролю своего поведения - II ст.;

обучению - III ст.;

трудовой деятельности - III ст.

Глубокий интеллектуальный дефект, мышление грубо конкретное, круг интересов ограничен физиологическими потребностями, запас слов крайне беден, имеется моторная недостаточность. Эмоциональная сфера мало развита, имеются навыки элементарного самообслуживания, не всегда контролируют функции тазовых органов, потребности примитивные, обучение во вспомогательной школе невозможно. Нуждается в контроле со стороны.

передвижению - I-II ст.;

ориентации - II ст.;

контролю своего поведения - II ст.;

обучению - II ст.;

трудовой деятельности - III ст.

Полное отсутствие интеллекта, выраженное недоразвитие речи или ее полное отсутствие, недоразвитие моторики, диспластичность тела, простейшие полярные эмоции, недифференцированые ощущения, нет навыков самообслуживания, ориентировки, неопрятны мочой, калом, нуждаются в постоянном постороннем уходе и контроле.

Медико-социальная экспертиза

Войти через uID

3.6.1 ОЛИГОФРЕНИЯ (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ)

3.6. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ И РАССТРОЙСТВАХ ПОВЕДЕНИЯ

3.6.1 ОЛИГОФРЕНИЯ (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ)

На сегодня в МСЭ и реабилитации при нервно-психических расстройствах, наряду с исторически сложившимся термином «Олигофрения», используется регламентированный в МКБ-10 диагностический термин «Умственная отсталость» (рубрика по МКБ F70-79). В Международной классификации функционирования (МКФ) умственная отсталость представлена доменами b 117 (функции интеллекта) и s 110 (структуры головного мозга).

Социальная значимость: в Российской Федерации среди причин инвалидности по психическим нарушениям у детей олигофрения устойчиво занимает первое место. Социальная значимость определяется и тем, что олигофрения, формируясь в раннем детстве, «сопровождает» человека все его жизнь.

Олигофрения - врожденная или приобретенная в раннем детстве (до трех лет) стойкая интеллектуальная недостаточность различной степени выраженности, лишенная прогредиентного течения.

Понятие «олигофения» является полиэтиологичной патологией, которую объединяет общий синдром – интеллектуальная недостаточность.

Основными этиологическими факторами олигофрении являются:

1. Хромосомные абберации;

2. Наследственные нарушения различных форм метаболизма;

3. Наследственные заболевания кожи, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы;

4. Воздействие патогенных факторов в период внутриутробной жизни плода;

5. Интранатальная травма

6. Органическое поражение мозга в родовой и постнатальный период (до трех лет).

Традиционно выделяют следующие формы интеллектуальной недостаточности при олигофрении: идиотия, имбецильность и дебильность. Кроме того, в структуре диагноза «Олигофрения» выделяют т.н. тип олигофренического дефекта (ОД), т.е. сочетание недоразвития интеллекта с расстройствами в сферах темперамента, характера, мотивации, значимыми при формировании социальной недостаточности (СН) и ограничений жизнедеятельности (ОЖД). Выделяется три типа олигофренического дефекта: основной; психопатоподобный; сложный (осложненный).

Рассмотрим подробнее степени интеллектуальной недостаточности и разновидности олигофренического дефекта.

Идиотия (рубрика по МКБ-10 F73, F72) – самая тяжелая степень олигофрении (5% от популяции детей-олигофренов). Тип ОД не выделяется; в целях социальной абилитации целесообразно выделять глубокую, умеренную и легкую степень идиотии. Глубокая степень: нет логически-ассоциативных связей между предметами и явлениями; речь отсутствует. Эмоциональные реакции полярны, примитивны – гневливость, апатия. Двигательные реакции бедны, малокоординированы. Ходьба поздно, ходят с трудом. Нет навыков самообслуживания (не могут одеться, пользоваться ложкой, вилкой; не опрятны мочой и калом). Легкая и умеренная степень: логически-ассоциативные связи крайне примитивны: пламя – не трогать; лед – холодный и др. Способны дифференцировать окружающих – радость, недовольство, гнев по отношению к конкретным лицам. Моторно неловки. Речь – знают отдельные обиходные слова; выговор с дефектом, фразовая речь отсутствует. Имеются навыки примитивного самообслуживания (еда ложкой, мытье лица, снимание простой одежды).

Имбецильность (рубрика по МКБ-10 F71)- вторая по частоте встречаемости степень интеллектуальной недостаточности (20% от популяции детей-олигофренов). Глубокая степень: имеются примитивные логически-ассоциативные связи, представления. Имеется эмоциональная дифференцировка окружающих. Обычно страдают тонкие, сложно координированные действия. Могут усвоить небольшой запас слов, строят короткую простую фразу, понимают обращенную речь на бытовом уровне. Имеются навыки элементарного самообслуживания, однако потребности примитивны. Обучение во вспомогательной школе не продуктивно (чтение отдельных слов, складывание-вычитание на простейшем наглядном материале). Тип олигофренического дефекта (ОД) выделять нецелесообразно. Легкая и умеренная степень: формируются конкретные логически-ассоциативные связи, конкретные представления (кошка, собака, но не кошки – собаки «вообще»). К самостоятельному решению интеллектуальных задач, даже простых и житейских – не способны; удовлетворительно адаптируются только в привычных, стандартных жизненных ситуациях, в связи с чем необходим постоянный контроль; однако, могут учиться во вспомогательной школе (усваивают простейший счет, написание отдельных слов, чтение простых текстов, вывесок и др.). Осваивают простейшие трудовые процессы (мытье посуды, полов, клейка пакетов, расфасовка и т.п.). У данных пациентов уже возможно выделение того или иного типа ОД – основного, психопатоподобного, сложного (осложненного).

Дебильность (рубрика по МКБ - F70): имеет особую социальную значимость (до 75% от детей-олигофренов). Выраженная степень дебильности. Моторная неловкость, задержка речи, навыков самообслуживания прослеживается к 2,5 – 3 годам. Ходят и говорят с 3 лет, фразовая речь – с 4-5 лет. Эмоциональные реакции маловыразительны, торпидны. Словарный запас беден, речь односложная, c аграмматизмами. Приобретение простейших трудовых навыков (уборка комнаты, мытье посуды и т.п.) значительно затруднено. Логически-ассоциативные связи конкретны. Концентрация внимания низка. Память механическая, малого объема. Образование возможно в объеме 4-6 классов вспомогательной школы. Выделяют 3 типа олигофренического дефекта: основной, психопатоподобный и сложный (осложненный).

Умеренная степень дебильности. Приобретение навыков самообслуживания замедлено, но достижимо. Эмоциональные реакции достаточно модулированы и ситуативно адекватны, особенно при основном типе ОД. Ходить и говорить начинают к 2 годам, простая фразовая речь – к 3-4 годам, речь дизартрична, сопровождается аграмматизмами, словарный запас не соответствует возрасту. Не справляются с программой общеобразовательной школы. Во вспомогательной школе оканчивают 6-8 классов. Могут приобретать простые трудовые навыки, при основном типе ОД адаптированы в труде, под контролем. В типовых жизненных ситуациях ориентируются достаточно, однако, дезадаптируются при любом отклонении от стереотипа.

Легкая степень дебильности. Раннее развитие без отставания. Эмоциональные реакции в целом ситуативно адекватны, особенно при основном типе ОД. Абстрактный смысл пословиц и поговорок не вычленяют; наглядно-образное мышление возможно. Возможно обучение в массовой школе до 4-5 класса, далее трудности с предметами, содержащими абстрактный материал. Вспомогательная школа в полном объеме. Словарный запас достаточный, но суждения поверхностны, легковесны, штампованы. Могут приобретать трудовые навыки в неквалифицироованых профессиях. Нередко образуют семьи, занимаются бытом, и др.

Наряду с анализом интеллектуального дефекта, в МСЭ и ре- (абилитации) оценивается также тип и степень выраженности ОД (особенности темперамента, характера, мотивации пациента, а так же наличие сомато-неврологической патологии).

Основной тип ОД формируется примерно у 80% детей с олигофренией. Характерен для дебильности или имбецильности легкой (умеренной) степени. По темпераменту эмоционально адекватны, синтонны, по характеру социально ориентированы. Как правило, охотно учатся во вспомогательной школе. Повзрослев, трудонаправлены, склонны к монотонности в работе. Цели, идеалы, представления, установки приземленные, шаблонизированные («быть как все»). В установках ригидны, меняют их с трудом. Однако, в практической деятельности свою мотивацию реализуют удовлетворительно. Свыше 60% олигофренов в степени дебильности при основном типе ОД достаточно социально адаптированы и не нуждаются в определении категории «ребенок-инвалид».

Психопатоподобный тип ОД могут иметь до 20% страдающих олигофренией в степени как дебильности, так и легкой (умеренной) имбецильности. Выделяют несколько его вариантов:

– эксплозивный вариант со стороны темперамента характеризуется возбудимостью, злобностью, раздражительностью, и т.п. Такие дети ситуативно неадекватны в поведении, требуют постоянного контроля их поведения. Небрежны в учебе, а повзрослев – и в работе; в целом деятельность таких пациентов неустойчива и мало целенаправлена. Поэтому даже при легкой степени дебильности дети с умеренным или выраженным эксплозивным вариантом ОД требуют социальной защиты и медикаментозной коррекции поведения. При более выраженных степенях дебильности, и при легкой имбецильности, сочетающихся с эксплозивным вариантом типа дефекта, есть все основания для определения таким детям инвалидности.

– при астеническом варианте психопатоподобного типа ОД ребенка дезадаптирует т.н. «астенический рисунок поведения». Такие дети жалуются на головные боли, быструю утомляемость, раздражительность, плаксивость, расстройства сна и т.п. Часты отказы от игр, от учебных занятий. При ЭПО - замедление темпа психической деятельности, неустойчивость внимания, повышенная утомляемость, низкая выносливость к психическому и физическому напряжению. Объективно наблюдаемые стойкие умеренные и выраженные расстройства, характерные для данного типа ОД, с отказом от деятельности, с дезорганизацией поведения и др. – говорят в пользу экспертного решения о мерах социальной защиты, даже в случае легкой степени дебильности, и тем более, в случаях других степеней интеллектуального недоразвития.

– апатический (апатически-торпидный) вариант психопатоподобного типа ОД: крайне низок темп психической деятельности, низок интерес к различным фор­мам деятельности, основной фон настроения - апатия; характерно безразличие к другим людям и самому себе; инте­рес к окружающему ограничен примитивными потребностями. Время часто проводят в постели, мал интерес к расширению навыков самообслуживания, к обучению. Навыки по социальной адаптации не стойки и вырабатываются медленно. Возможно привитие трудовых навыков к самым элементарным операциям (уборка, картонаж, и др.). Данный вид олигофренического дефекта наименее благоприятен для абилитации. При умеренных и выраженных апатических проявлениях здесь имеются существенные основания для признания ребенка инвалидом.

Сложный («осложненный») тип олигофренического дефекта характеризуется сочетанием интеллектуальной недостаточности (дебильность, легкая или умеренная имбецильность) с сомато-неврологической патологией – припадки, параличи, гиперкинезы, речевые расстройства (афазия и др.), энурез, энкопрез, слепо­та, глухота, недоразвитие конечностей, пороки сердца и т. д.

Показания для направления на МСЭ: возраст ребенка 3 и более лет; наличие стойкого непрогредиентного симптомокомплекса-дефекта интеллектуальной недостаточности различных степеней в сочетании с патологией в сфере темперамента и характера, либо стойкой сомато-неврологической симптоматикой умеренной, выраженной и значительно выраженной степеней; неэффективность проведения реабилитационных мероприятий.

Необходимые обследования при направлении на МСЭ: заключения специалистов: генетик (данные объективного осмотра с исследованием крови на кариотип, специальные методы исследования при наличии патологии метаболизма); психиатр, невролог, педиатр, травматолог-ортопед, окулист и т.д. (по показаниям); данные экспериментально-психологического обследования (ЭПО) у детей старше 3 лет (состояние психических процессов и интеллекта, оценка особенностей темперамента и характера); логопед (оценка состояния речевой функции); дефектолог; при необходимости: заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которое определяет вид обучения, его форму и режим; характеристика с места учебы, иные материалы объективного (клинико-экспертного) наблюдения, в т.ч. социальное обследование на дому; инструментальные и лабораторные методы исследования (по показаниям, в зависимости от этиологии и наличия сомато-неврологической патологии): МРТ, КТ, УЗИ головного мозга, нейросонография; ЭЭГ, ЭКГ и т.д.

Основной клинико-экспертно-функциональный диагноз складывается из:

а) синдрома интеллектуальной недостаточности с указанием степени выраженности; б) типа олигофренического дефекта с указанием степени выраженности, в том числе: основного; психопатоподобного; сложного (осложненного) - при сочетании нарушений психических функций с нарушениями соматических и неврологических функций.

Например: Олигофрения в степени выраженной дебильности. Выраженный сложный тип дефекта (с выраженными речевыми расстройствами).

Критерии инвалидности: стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения психических функций (в сочетании со стойкими нарушениями сомато-неврологических функций, в том числе - нарушения языковых и речевых функций; нарушения сенсорных функций; нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций; нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем; нарушения, обусловленные физическим внешним уродством), приводящие к ограничению способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению, контроля за своим поведением, определяющих необходимость социальной защиты ребёнка.

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах представлена в табл. 75-78.

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах (при умственной отсталости легкой степени)

Клинико-функциональная характеристика основных стойких нарушений функций организма

Содержание

Классификация олигофрений

Основная статья: Классификация олигофрений

Есть несколько классификаций олигофрений. Традиционно олигофрении классифицируются по степени выраженности. Есть также альтернативная, качественная классификация по М. С. Певзнер.

Диагностические критерии мкб-10

Общие диагностические указания F7X.X:

A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.

B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.

C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.

D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.

E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

Указания на нарушения поведения

.0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения

.1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения

.8 — с другими нарушениями поведения

.9 — без указания на нарушения поведения.

Классификация Е. И. Богдановой (ГУЗ РОКПНД, Рязань, 2010) [ источник не указан 925 дня ] :

.1 — Снижение интеллекта

.2 — Общее системное недоразвитие речи

.3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость)

.4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объёма восприятия)

.5 — Конкретность, некритичность мышления

.6 — Малопродуктивность памяти

.7 — Недоразвитие познавательных интересов

.8 — Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность)

Диагноз

Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

Степени

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости.

Лёгкая (F70.) — дебильность. IQ 50—69.

Умеренная (F71.) — имбецильность. IQ 35—49.

Тяжёлая (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ 20—34.

Глубокая (F73.) — идиотия. IQ < 20

Причины умственной отсталости

Генетические причины умственной отсталости (см. ниже);

Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы;

Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);

Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы.

Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.

Олигофрения мкб

Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако, у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера.

Четвертый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством:

F7х.0 с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F7х.1 значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения;

F7х.8 другие нарушения поведения;

F7х.9 без указаний на нарушение поведения;

Если известна этиология умственной отсталости, то следует использовать дополнительный пятый знак:

F7х.х1 обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальные инфекции, такие как краснуха, сифилис, токсоплазмоз; постнатальные инфекции, такие как

абсцесс мозга, энцефалит; интоксикации, такие как токсикоз беременности, желтуха, свинцовое отравление);

F7х.х2 обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах; постнатальная травма или гипоксия, когда не удается установить процесс формирования интеллектуального снижения);

F7х.х3 обусловленная фенилкетонурией;

F7х.х4 связанная с хромосомными нарушениями (например: болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, другие хромосомные болезни);

F7х.х5 обусловленная гипертиреозом;

F7х.х6 обусловленная гипотиреозом;

F7х.х7 связанная с недоношенностью (недоношенность без упоминания о другом патологическом состоянии);

F7х.х8 обусловленная другими уточненными причинами (например: нарушения обмена веществ, роста или питания, такие как врожденная аномалия головного мозга, краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.);

F7х.х9 обусловленная неуточненными причинами.

Наличие умственной отсталости не исключает дополнительных диагнозов, кодирующихся в других разделах классификации.

Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков. Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности. Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью. Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный.

/F70/ Умственная отсталость легкой степени

Люди с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умывание, одевание,контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря) и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначен-

ное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. В социокультуральных условиях, не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы. Тем не менее, если наряду с этим отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость, то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей или затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам.

В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающая в связи с ними потребность в терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем интеллектуальности, нежели специфические проблемы у лиц с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости. У все большей части больных, хотя еще и не у большинства, выявляется органическая этиология умственной отсталости.

При использовании надлежащих стандартизованных тестов по определению коэффициента умственного развития на легкую умственную отсталость указывают показатели в диапазоне 50-69. Имеется тенденция к задержке понимания и речи в разной степени, причем препятствующие развитию независимости нарушения экспрессивной речи могут сохраняться и в зрелом возрасте. Органическая этиология выявляется у меньшинства пациентов. С разной частотой встречаются сопутствующие состояния, такие как аутизм, другие расстройства развития, эпилепсия, расстройства поведения и физическая инвалидность. При наличии этих расстройств они должны кодироваться независимо от умственной отсталости.

/F70.0/ Умственная отсталость легкой степени

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F70.01 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.02 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.03 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.04 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F70.05 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.06 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.07 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F70.08 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F70.09 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F70.1/ Умственная отсталость легкой степени

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F70.11 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.12 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.13 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, обусловленная фенилкетонурией

F70.14 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, связанная с хромосомными нарушениями

F70.15 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

F70.16 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

F70.17 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F70.18 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, обусловленная другими уточненными причинами

F70.19 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, обусловленная неуточненными причинами

/F70.8/ Умственная отсталость легкой степени

с другими нарушениями поведения

F70.81 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.82 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.83 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.84 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F70.85 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.86 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.87 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F70.88 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F70.89 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F70.9/ Умственная отсталость легкой степени

без указаний на нарушение поведения

F70.91 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.92 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.93 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.94 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F70.95 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.96 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.97 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F70.98 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F70.99 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F71/ Умственная отсталость умеренная

У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совер-

шенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие

люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из

них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в

способности к установлению контактов, общению с другими людьми и

участию в элементарных социальных занятиях.

Коэффициент умственного развития обычно находится в диапазоне от 35 до 49. Для этой группы характерны расхождения в профилях тестирования способностей, когда у некоторых лиц достигаются высокие уровни по тестам на оценку зрительно-пространственных навыков по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи, а в других случаях значительная неуклюжесть сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы. Уровни развития речи варьируют: одни пациенты могут принимать участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях. Некоторые пациенты никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи. У большинства больных с умеренной умственной отсталостью может быть выявлена органическая этиология. В явном меньшинстве случаев имеют место детский аутизм и другие общие расстройства развития, оказывающие большое влияние на клиническую картину и необходимые реабилитационные мероприятия. Часты эпилепсия, а также неврологические и соматические нарушения, хотя большинство пациентов с умеренной умственной отсталостью способны ходить без посторонней помощи. Иногда возможно установить другие психиатрические диагнозы, но ограниченность речевого развития делает диагностику затруднительной и зависимой от информации, получаемой от тех, кто знаком с пациентом. Любое из подобных сопутствующих расстройств должно регистрироваться под самостоятельным кодом.

- нерезко выраженная имбецильность;

/F71.0/ Умственная отсталость умеренная

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F71.01 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.02 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.03 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F71.04 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F71.05 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F71.06 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F71.07 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F71.08 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F71.09 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F71.1/ Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F71.11 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.12 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.13 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F71.14 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с хромосомными нарушениями

F71.15 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F71.16 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F71.17 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F71.18 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная другими уточненными причинами

F71.19 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная неуточненными причинами

/F71.8/ Умственная отсталость умеренная

с другими нарушениями поведения

F71.81 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.82 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.83 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.84 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F71.85 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.86 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.87 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F71.88 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F71.89 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F71.9/ Умственная отсталость умеренная

без указаний на нарушение поведения

F71.91 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F71.92 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.93 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.94 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F71.95 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.96 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.97 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F71.98 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F71.99 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F72/ Умственная отсталость тяжелая

По клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Нижние уровни функционирования, отмеченные в F71.-, наиболее характерны и для этой группы пациентов. У большинства больных здесь наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы.

Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34.

- резко выраженная имбецильность;

/F72.0/ Умственная отсталость тяжелая

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F72.01 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F72.02 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F72.03 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F72.04 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F72.05 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F72.06 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F72.07 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F72.08 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F72.09 Умственная отсталость тяжелая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F72.1/ Умственная отсталость тяжелая

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F72.11 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F72.12 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F72.13 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.14 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с хромосомными нарушениями

F72.15 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.16 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.17 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F72.18 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная другими уточненными причинами

F72.19 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная неуточненными причинами

/F72.8/ Умственная отсталость тяжелая

с другими нарушениями поведения

F72.81 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F72.82 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F72.83 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.84 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F72.85 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.86 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.87 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F72.88 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F72.89 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F72.9/ Умственная отсталость тяжелая

без указаний на нарушение поведения

F72.91 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F72.92 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F72.93 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.94 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F72.95 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.96 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.97 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F72.98 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F72.99 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F73/ Умственная отсталость глубокая

У больных коэффициент умственного развития ниже 20, что означает, что они весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Они неспособны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Коэффициент умственного развития ниже 20. Понимание и использование речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных ко-

манд и выражением элементарных просьб. Могут приобретаться наиболее

базисные и простые зрительно-пространственные навыки и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в домашних и практических делах. В большинстве случаев устанавливается органическая этиология. Часты оказывающие влияние на подвижность тяжелые неврологические и другие соматические нарушения, такие как эпилепсия, а также расстройства зрения и слуха. Особенно часты общие расстройства развития в наиболее тяжелых формах, в частности атипичный аутизм. Эти расстройства более характерны для неподвижных больных.

/F73.0/ Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F73.01 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F73.02 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F73.03 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F73.04 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F73.05 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F73.06 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F73.07 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F73.08 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F73.09 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F73.1/ Умственная отсталость глубокая

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F73.11 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F73.12 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F73.13 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.14 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с хромосомными нарушениями

F73.15 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.16 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.17 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F73.18 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная другими уточненными причинами

F73.19 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная неуточненными причинами

/F73.8/ Умственная отсталость глубокая

с другими нарушениями поведения

F73.81 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F73.82 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F73.83 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.84 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F73.85 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.86 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.87 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F73.88 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F73.89 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F73.9/ Умственная отсталость глубокая

без указаний на нарушение поведения

F73.91 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F73.92 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F73.93 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.94 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F73.95 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.96 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.97 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F73.98 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F73.99 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F78/ Другие формы умственной отсталости

Эта категория должна использоваться только в тех случаях, когда оценка степени интеллектуального снижения посредством обычных процедур затруднена или невозможна из-за сопутствующих сенсорных или соматических нарушений, например, слепоты, глухо-немоты и при тяжелых поведенческих расстройствах или соматической инвалидизации.

/F78.0/ Другие формы умственной отсталости

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F78.01 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией

F78.02 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом

F78.03 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F78.04 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанные с хромосомными нарушениями

F78.05 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F78.06 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F78.07 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанные с недоношенностью

F78.08 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленные другими уточненными причинами

F78.09 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленные неуточненными причинами

/F78.1/ Другие формы умственной отсталости

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F78.11 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией

F78.12 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом

F78.13 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.14 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанные с хромосомными нарушениями

F78.15 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.16 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.17 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанные с недоношенностью

F78.18 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленные другими уточненными причинами

F78.19 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленные неуточненными причинами

/F78.8/ Другие формы умственной отсталости

с другими нарушениями поведения

F78.81 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией

F78.82 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом

F78.83 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.84 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

связанные с хромосомными нарушениями

F78.85 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.86 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.87 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

связанные с недоношенностью

F78.88 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

обусловленные другими уточненными причинами

F78.89 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

обусловленные неуточненными причинами

/F78.9/ Другие формы умственной отсталости

без указаний на нарушение поведения

F78.91 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией

F78.92 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом

F78.93 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

F78.94 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения, связанные с хромосомными нарушениями

F78.95 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

F78.96 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

F78.97 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

связанные с недоношенностью

F78.98 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

обусловленные другими уточненными причинами

F78.99 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

обусловленные неуточненными причинами

/F79/ Умственная отсталость неуточненная

Умственная отсталость устанавливается при отсутствии достаточной информации по отнесению больного к одной из вышеназванных категорий.

Эта рубрика используется также и в том случае, если возраст ребенка не позволяет точно установить степень умственной отсталости.

- умственная недостаточность БДУ;

- умственная дефицитарность БДУ;

/F79.0/ Умственная отсталость неуточненная

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F79.01 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F79.02 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F79.03 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F79.04 Умственная отсталость неуточненная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F79.05 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F79.06 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F79.07 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

связанная с недоношенностью

F79.08 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F79.09 Умственная отсталость неуточненная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F79.1/ Умственная отсталость неуточненная

со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения

F79.11 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F79.12 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F79.13 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.14 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с хромосомными нарушениями

F79.15 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.16 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.17 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F79.18 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная другими уточненными причинами

F79.19 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленная неуточненными причинами

/F79.8/ Умственная отсталость неуточненная

с другими нарушениями поведения

F79.81 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F79.82 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F79.83 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.84 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F79.85 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.86 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.87 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

связанная с недоношенностью

F79.88 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F79.89 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F79.9/ Умственная отсталость неуточненная

без указаний на нарушение поведения

F79.91 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F79.92 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F79.93 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.94 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F79.95 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.96 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.97 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

связанная с недоношенностью

F79.98 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F79.99 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами