Олигофрен кто

Олигофрен - это. Олигофрения - причины, симптомы, формы и степени

Олигофрения – приобретённое или врождённое слабоумие, при котором страдают эмоции, поведение, воля, развитие больного. Сегодня узнаем, каковы причины появления, симптоматика, а также формы и степени этого заболевания.

Оглавление:

Определим, как ведут себя дети с таким диагнозом в зависимости от тяжести недуга.

Обозначение термина

Олигофрен – это человек, страдающий олигофренией – заболеванием, выражающимся в недоразвитии интеллекта и психики человека в целом. При этом недуге страдают также эмоции пациента, его поведение, воля, а также физическое развитие. Больные с этой патологией в настоящее время составляют до 3% от всего населения нашей планеты.

Симптоматика

Признаки олигофрении могут быть такие:

- Сильное отставание в умственном развитии.

- Запаздывание в физическом становлении (ребёнок слишком поздно начинает ходить, присаживаться и т. п.).

- Недоразвитие речи. Это может проявляться полным отсутствием или наличием бедного словарного запаса у взрослого человека. А вербальная связь больного осуществляется с помощью криков и стонов. Иногда синдром олигофрена проявляется неспособностью понимать речь другого человека.

- Подчиняемость и лёгкая внушаемость.

- Олигофрен – это больной, у которого наблюдается нарушение узнаваемости вещей и даже близких и родных людей.

- Невозможность выполнения простейших бытовых навыков, таких как мытьё посуды, чистка зубов, уборка, одевание и т. д.

- Эмоциональные нарушения в виде вспышек злости, агрессии, раздражительности.

Причины недуга

Олигофрен – это слабоумный человек, однако что может повлиять на возникновение этого страшного (с точки зрения социума) заболевания, сейчас определим. Итак, причины появления этого недуга могут быть следующими:

  1. Наследственность. К этой группе олигофрении относится синдром Дауна, истинная микроцефалия.
  2. Поражение плода, если во время беременности у матери наблюдался гормональный дисбаланс, была краснуха, сифилис, токсоплазмоз.
  3. Асфиксия плода и новорождённого (уменьшение или прекращение поступления кислорода к малышу), родовая травма, инфекции в малом возрасте, травма головы ребенка.

Уровни заболевания

Степени олигофрении бывают следующими:

Как проявляется дебильность?

Как отмечалось выше, существует три степени олигофрении. Самой лёгкой из них является именно дебильность. Больные дети начинают ползать, ходить, а затем и говорить позже здоровых крох. Также у них имеются дефекты артикуляции. Детки постарше, которые по возрасту являются школьниками, не читают никакую литературу, их интересы направлены только на удовлетворения естественных потребностей. Зачастую люди с диагнозом "дебильность" обучаются в специализированных школах. У таких пациентов нет собственных мыслей, взглядов, поэтому они постоянно копируют чужое поведение. Однако некоторым из них при задержке развития свойственна частичная одарённость, например, отличная зрительная или механическая память, способность складывать и вычитать в уме сложные цифры. Среди детишек, страдающих этой степенью олигофрении, отмечаются апатичные, злобные, упрямые, мстительные, заторможенные особы.

Несмотря на такое конкретно-образное мышление, люди с диагнозом "дебильность" могут делать несложные выводы.

Как проявляется имбецильность?

Это средняя степень тяжести олигофрении. Имбецилы понимают то, что им говорят другие люди, и даже сами могут произносить короткие фразы, слова. Такие больные необучаемые, также они не способны к самостоятельному труду. Они не могут ориентироваться в несложной обстановке. Некоторые имбецилы могут выполнять лёгкие счётные операции, имеют навыки самообслуживания (едят самостоятельно). Мышление таких больных примитивное, они лишены любой инициативы, инертны, внушаемы, постоянно нуждаются в уходе и надзоре. Такие пациенты сильно привязаны к родным и близким людям, похвалу и замечания они воспринимают адекватно.

Как проявляется идиотия?

Это наиболее глубокая степень олигофрении, при которой человек не разговаривает, а также не может мыслить. Больной с диагнозом "идиотия" не может ничего осмысленно делать. Эмоциональная жизнь такого больного исчерпывающая, для таких пациентов характерны лишь реакции удовольствия и неудовлетворения. У одних преобладают злобность и гнев, у других – вялость и безразличие, причём абсолютно ко всем вещам. Такие пациенты не понимают речи окружающих людей, а сами могут произносить лишь некоторые звуки, не в состоянии отличить родственника от незнакомого человека. Также они не владеют даже самыми простыми навыками самообслуживания, неаккуратны и требуют постоянного ухода.

Отдельные формы олигофрении

Каждой причине этого недуга соответствует свой характер заболевания. На сегодняшний день различают 4 формы олигофрении:

- Первая форма. Наследственный вариант заболевания, вызванный дефектными генеративными клетками матери поражённого ребёнка. К этой форме олигофрении относятся больные с синдромом Дауна, микроцефалией.

- Вторая форма. Сюда относятся виды психического недоразвития, которые вызваны внутриутробными факторами: инфекциями вирусного, бактериального, а также паразитарного происхождения.

- Третья форма. Это вариант, при котором задержка развития у ребёнка вызвана родовой травмой, пониженным содержанием кислорода у плода или удушьем во время родов. Также сюда входят маленькие пациенты, которые в возрасте до 3 лет перенесли энцефалит, менингит или у которых наблюдалась черепно-мозговая травма.

- Четвёртая и последняя форма – тип психического недоразвития, вызванный усилением основного врождённого недуга, например дефекта головного мозга, эндокринные патологии.

Дети-олигофрены: какие они?

Ещё во время беременности можно провести исследование генетических факторов плода. И если на этом этапе будет видно, что плод нездоров, то обычно делается аборт. Если ребёнок уже появился на свет, то, чтобы определить заболевание, специалисты исследуют соответствие рефлексов возрасту крохи, они наблюдают, есть ли у него отклонения в развитии. Если явные признаки болезни были замечены до 12 месяцев, то на втором году жизни уже врачами определяется форма и степень недуга. Дело в том, что именно в таком раннем возрасте проявляются тяжёлые формы олигофрении. У дошкольников заметить лёгкую степень этого недуга просто – достаточно посмотреть, как ребёнок ведет себя на занятиях: если он не способен выполнять элементарные задачи, то стоит обратить на это внимание. У таких мальчиков и девочек нарушено мышление, из-за этого происходит недоразвитость познавательной деятельности. Дети-олигофрены не способны устанавливать причинно-следственные связи, им непонятны элементарные процессы. Такие малыши воспринимают конкретную ситуацию, однако они не могут связать её с какими-то процессами. Поведение олигофренов трудно назвать хорошим: дети нередко отзываются о таких сверстниках плохо, они кажутся им злыми, грубыми и резкими. К сожалению, нездоровые мальчики и девочки не могут сдерживать своих эмоций, они дают чёткий ответ на конкретный раздражитель. Мыслят такие дети обобщённо, они не видят различий в обычных вещах. Например, если поставить на стол 3 яблока и 1 грушу и попросить назвать лишний предмет, то ребенок-олигофрен не сможет этого сделать. Кроме этого, у таких деток нет абстрактного мышления. Например, вычислить и сложить те предметы, которые они могут увидеть, больные не смогут.

В заключение

Из статьи вы узнали о том, что олигофрен – это человек, страдающий олигофренией, заболеванием, характеризующимся слабоумием, недоразвитием психического, интеллектуального, а иногда и физического состояния. Этот недуг может развиваться у плода в животе матери, а может проявиться и в раннем возрасте – до 3 лет. Имеется 3 степени олигофрении в зависимости от степени поражения больного: дебильность, имбецильность и идиотия.

Олигофрения

Олигофрения представляет собой заболевание, характеризующееся недоразвитием психики в целом и интеллекта в частности. Данный патологический процесс может иметь как врождённый, так и приобретённый характер (чаще возникает впервые 3 года жизни человека).

Сталкиваясь с подобным диагнозом, родственники больного задаются вопросом: «Олигофрения что это такое, и почему она возникает?" Олигофрения - это слабоумие, которое может быть вызвано разными причинами. Этиологические факторы, способные вызвать развитие данного патологического процесса, условно разделяют на 3 основные группы:

  • Наследственная предрасположенность. Часто наблюдается повреждение генеративных клеток;
  • Внутриутробные причины. Причины олигофрении внутриутробного генеза: внутриутробные инфекции, иммунный конфликт между плодом и матерью, злоупотребление алкоголем;
  • Перинатальные (возникают после рождения в течение первых трёх лет жизни).

Клиническая картина

Олигофрения симптомы которой зависят от степени выраженности патологического процесса, имеет ряд общих для каждой степени олигофрении признаков. В основе клинической симптоматики лежат следующие проявления недоразвития психики человека:

  • Нарушение познавательных процессов ребёнка;
  • Снижение памяти;
  • Скудность словарного запаса, неграмотность;
  • Снижение критики;
  • Снижение инициативности побуждений;
  • Неспособность самостоятельного принятия правильных и решений и выделения логичных выводов;
  • Неспособность нормально общаться со сверстниками и окружающими людьми, а также реагировать на них как следовало бы в определённой ситуации или обстановки;
  • Недостаточное развитие абстрактного мышления;
  • Высокая степень внушаемости;
  • Замедление физического развития.

Степени заболевания

Степени олигофрении оцениваются клиническими методами для определения психических и физических особенностей больного. В зависимости от интенсивности проявления умственного дефекта следует выделять 3 степени заболевания:

  1. Дебильность – самая лёгкая степень патологии. Коэффициент показателей интеллекта (IQ) варьирует в пределахбаллов. Больные с дебильностью могут самостоятельно производить самые простые арифметические действия: сложение и вычитание. Они достаточно неплохо владеют речевым аппаратом. Если данная степень выражена слабо, то ребёнка трудно выделить в группе здоровых сверстников. У таких людей сохранена эмоционально-волевая сфера и память на механические действия. Внимание фиксируется с трудом. Запоминание кратковременное. Действия больных зачастую не имеют определённой цели. В поведении преобладает негативизм. Отмечается слабость самообладания, а также повышенная внушаемость.
  2. Имбецильность – более тяжёлая степень заболевания, уровень IQ при которой составляет порядка 20-50. Эти люди способны произносить несложные фразы и пользоваться простыми речевыми оборотами. Словарный запас достаточно скуден, редко превышает 300 слов. Некоторые больные знают отдельные буквы, а также способны вести элементарный счёт. Механическая память и подражательность развиты хорошо. Эмоциональная сфера лиц с имбецильностью бедна и однообразна. Также люди крайне стеснительны и обидчивы. Они теряются при смене обстановки и нуждаются в постоянной опеке. Способны усваивать только лишь простые трудовые процессы: мытьё посуды, уборка, стирка.

Отклонения у больных людей становятся заметными, а сами люди выделяются из группы сверстников. Наблюдается отставание в физическом развитии.

Грубость умственной отсталости заключается в серьёзных нарушениях психики и физическом недоразвитии. У большинства больных имеет место нарушение строения внутренних органов. Также больные не способны овладеть локомоторными и статическими навыками. Практически не могут самостоятельно себя обслуживать. Эмоции скудны, связаны только с удовлетворением или недовольством, выражаются криком или возбуждённым поведением. Люди с идиотией злобны и агрессивны, причём свою ярость они зачастую направляют на себя.

Олигофрения симптомы которой напрямую зависят от степени выраженности заболевания, диагностируется путём глубокой и тщательной оценки психической сферы и физического статуса человека.

Лечение заболевания

Зная ответ на вопрос: «Олигофрения что это такое?», можно начинать проводить необходимые лечебные мероприятия. В том случае, когда причины олигофрении известны, на них следует обратить особое внимание. Так, например, если в роли этиологического фактора заболевания выступает сбой в метаболических процессах, первостепенно важной считается диетотерапия; если же речь идёт об инфекционной патологии, то на первый план выходят антибактериальные и противовирусные препараты (в зависимости от вида возбудителя).

В данный момент нет такой терапевтической схемы, которая могла бы избавить человека от болезни, поэтому применяется этиопатогенетическая терапия, направленная на коррекцию психических функций.

Для снижения возбудимости пациентам назначают препараты из группы транквилизаторов (Седуксен, Феназепам). Для коррекции умственной деятельности применяют ноотропы (Аминалон, Пирацетам). Не последнее место отводится трудотерапии.

Олигофрения

Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.

Олигофрения

Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% - умеренная, у 4% - тяжелая и у 1% - очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.

Причины и классификация олигофрении

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Симптомы олигофрении

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

Олигофрения у детей

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».

Диагностика олигофрении

Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Лечение и реабилитация при олигофрении

Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

Кто такие олигофрены?

На сегодняшний день известно огромное множество психических заболеваний. Олигофрения - это заболевание, которое характеризуется слабоумием, недоразвитием интеллектуального, психического, иногда и физического состояния. Болезнь может проявляться в раннем возрасте (до 3 лет), а также может развиваться у плода до его рождения. Олигофрения может быть спровоцирована повреждением отдельных участков мозга, перенесённой травмой или патологией.

Если говорить о том, что такое олигофрен, то ответ будет таков: это человек, чьи умственные способности, интеллект, абстрактное мышление, логика остановились в развитии. То есть, если человек рождается с олигофренией, его развитие остаётся на определённом уровне (зависит от степени). Если ребёнок приобретает болезнь, его умственные способности не развиваются, остаются стабильными (не ухудшается состояние).

Степени олигофрении

Что такое олигофрен? Это понятие имеет много значений, поскольку отличают такие степени данной болезни, как идиотия, дебильность и имбецильность.

Идиотия — самая глубокая степень олигофрении, проявляется умственной отсталостью, практически полным отсутствием речи, понимания окружающего мира, интеллекта.

Такая степень заболевания как имбецильность (средне выраженная степень) проявляется в затруднительном понимании окружающих, отсутствии логического мышления, интеллектуального развития. Люди на этой стадии воспринимают и узнают окружающих. Олигофрены привязаны к тем, кто о них заботится.

Дебильность – самая лёгкая стадия заболевания. Она сопровождается задержкой развития психики, мышления. Человек может окончить школу, приобрести элементарные навыки.

Олигофрения и деменция: отличия

Существует разница между теми, кто такие олигофрены, и теми, у кого проявляется деменция. Дело в том, что деменция - это снижение развития умственной деятельности. То есть, когда интеллект, память и понимание окружающего мира уже приобретённые снижаются под воздействием патологии. А олигофрения - это болезнь, которая проявляется до полного формирования мозга, то есть пока у ребёнка ещё не успели развиться интеллект и память.

кто такой олигофрен

Олигофрен - это человек больной олигофренией. Олигофрения есть врождённое либо приобретённое в раннем возрасте слабоумие, возникшее вследствие ряда причин. К таким причинам можно отнести: наследственные факторы, внутриутробное поражение плода и зародыша, вредные факторы перинатального периода и первых трёх лет жизни.

Первые упоминания об умственной отсталости в психиатрической литературе носили описательный характер. Клиницисты выделяли тяжелые формы психического недоразвития (идиотию, имбецильность) у больных, находившихся в психиатрических больницах. При умственной отсталости в степени идиотии почти не развивались речь и мышление. Больные нуждались в постороннем уходе и надзоре, так как не овладевали даже простыми навыками самообслуживания. Они были малоподвижны, подолгу лежали, принимали позу, близкую к эмбриональной. Движения их носили стереотипный характер раскачивания, помахивания, подпрыгивания, топтания на месте.

Ряд авторов подметили и своеобразие психомоторики умственно отсталых. Парадоксальность двигательных проявлений заключалась в том, что развитие высоких уровней деятельности сочеталось с резким недоразвитием более простых форм действий. Был описан, например, умственно отсталый ребенок, который мог играть на балалайке, но не умел самостоятельно одеваться (С. Я. Рабинович, 1916).

«Я знаю олигофренов, которые переплывают реку и подхватывают серсо в десяти метрах расстояния и при этом обезьяньем проворстве не умеют надеть чулок, завязать башмаков и т. д.» (Э. Сеген, 1903, с. 106). Обобщая первый этап научного изучения психомоторики умственно отсталых детей (XIX — начало XX в.), можно отметить, что он был клиническим. Но в клинических описаниях еще не выделялись четко двигательные нарушения, вызванные поражением определенных отделов головного мозга. Не характеризовались двигательные особенности легких степеней олигофрении.

Этиология. Причинами олигофрении могут служить: 1) наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы) ; 2) внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врожденный сифилис, токсоплазмоз) ; 3) вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорожденного, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода - конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия).

кто такой олигофрен

кто такой олигофрен

  1. У Владимира классный аватар, и с ответом я тоже согласна
  • ОЛИГОФРЕНИЯ - врожденное или рано приобретенное слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики в целом. Олигофрения - не прогредиентный процесс, а следствие перенесенной болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Олигофрения нередко сопровождаются пороками физического развития.

    Этиология. Причинами олигофрении могут служить: 1) наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы) ; 2) внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врожденный сифилис, токсоплазмоз) ; 3) вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорожденного, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода - конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия).

  • Олигофрения это не болезнь, но такое состояние ребнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

    Олигофрен - это человек больной олигофренией. Олигофрения есть врожднное либо приобретнное в раннем возрасте слабоумие, возникшее вследствие ряда причин. К таким причинам можно отнести: наследственные факторы, внутриутробное поражение плода и зародыша, вредные факторы перинатального периода и первых трх лет жизни.

    Первые упоминания об умственной отсталости в психиатрической литературе носили описательный характер. Клиницисты выделяли тяжелые формы психического недоразвития (идиотию, имбецильность) у больных, находившихся в психиатрических больницах. При умственной отсталости в степени идиотии почти не развивались речь и мышление. Больные нуждались в постороннем уходе и надзоре, так как не овладевали даже простыми навыками самообслуживания. Они были малоподвижны, подолгу лежали, принимали позу, близкую к эмбриональной. Движения их носили стереотипный характер раскачивания, помахивания, подпрыгивания, топтания на месте.

    Типичная картина психомоторики олигофренов в степени идиотии дана П. Бутковским: От недостатка смысла рождается и скудное действие воли. В безумных (олигофрения обозначалась в то время как врожденное безумие. Я. В.) душа бывает пуста, следственно и не приводит в такое положение мышцы, в котором бы она представлялась, как в зеркале. От сего-то зависит фигура безумных, не имеющая никакой живости, томный взгляд, не удерживающийся постоянно ни на каком предмете, бессмысленные мины, маловажная и невыразительная физиогномия. Щеки у них отвислы, рот открытый, слюна течет из оного, голова шатается, спина согнутая, руки трясутся, и творение таковое стоит более на согнутых коленях, как бы лишенное преимущества человеческого прямого стояния. Движения его медленные, без проворства и поворотливости. Некоторые сидят даже в продолжение целого дня на одном месте, не передвигая ни одного члена (1834, ч. 2, с. 3536).

    Средняя степень слабоумия (имбецильность) характеризовалась некоторым развитием речи, психических функций, доступностью элементарных актов самообслуживания и простых трудовых действий. Расстройства моторики у имбецилов были заметны больше в мелких движениях пальцев, в мимике. Они возникали не вследствие " слабости или недостаточности мышечных ощущений, обусловленных парезами за счет очагового поражения мозга. Авторы объясняли нарушение движений ограниченной способностью ассоциативной деятельности мозга.

    Г. Я. Трошин описывает эту недостаточность олигофрена так: Ему дали в руки два-три полена и велели отнести в мастерскую. Он несет, проходит в мастерскую, но не знает, что с ними делать. Казалось, брось на пол и кончено, но он не может, выражает неудовольствие, наклоняется к полу, чтобы положить дрова, но согнутое положение доставляет ему необычное ощущение. Он выпрямляется и опять стоит, затем снова наклоняется, затем снова выпрямляется. Надо ему помочь жестом, как бросить дрова. Так продолжается много дней, пока он не освоится с новой работой (1915, с. 612).

    Ряд авторов подметили и своеобразие психомоторики умственно отсталых. Парадоксальность двигательных проявлений заключалась в том, что развитие высоких уровней деятельности сочеталось с резким недоразвитием более простых форм действий. Был описан, например, умственно отсталый ребенок, который мог играть на балалайке, но не умел самостоятельно одеваться (С. Я. Рабинович, 1916).

    Я знаю олигофренов, которые переплывают реку и подхватывают серсо в десяти метрах расстояния и при этом обезьяньем проворстве не умеют надеть чулок, завязать башмаков и т. д. (Э. Сеген, 1903, с. 106). Обобщая первый этап научного изучения психомоторики умственно отсталых детей (XIX начало XX в.), можно отметить, что он был клиническим. Но в клинических описаниях еще не выделялись четко двигательные нарушения, вызванные поражением определенных отделов головного мозга. Не характеризовались двигательные особенности легких степеней олигофрении.

  • Это то в кого превратится олигарх, когда деньги кончатся.
  • Кто такой олигофрен?

    Олигофрения – дефект психологического развития, как правило врождённый, реже – приобретённый в младенческом возрасте. Ещё это явление называют умственной отсталостью или малоумием, так как его основное проявление – частичная или полная невозможность социальной адаптации из-за аномально низкого интеллекта. Выявить характерные нарушения развития можно в самом раннем возрасте – но, увы, данная болезнь не лечится. Единственное, чем можно помочь ребёнку-олигофрену, это постараться максимально полно адаптировать его к жизни в обществе. Разумеется, учитывая его особенности. Тому служат государственные социальные программы, но всему начало – семья.

    Многие семьи, узнав, что их ребёнок неполноценен, отказываются от него. Их можно понять, ведь такие дети никогда не станут ни предметом гордости, ни опорой в старости. Едва ли кто-нибудь станет всерьёз осуждать родителей, которых постигло такое горе. Но не всё так однозначно, и перед тем, как решится на столь ответственный и негуманный шаг, следует хорошо, очень хорошо подумать. «Почему негуманный? - спросите вы, - Ведь олигофрен ничего не понимает. Ему всё равно, где находиться – в семье или в детдоме». Это не совсем верно. Начнём с того, что умственная отсталость имеет три степени:

    - идиотия (IQ<20): абсолютно полная невозможность социальной адаптации. Больной не способен на самостоятельные, даже самые простые действия, не может научиться ходить, в некоторых случаях – даже сам жевать пищу. Речь, разумеется, тоже не развивается. Как бы ни цинично звучало, но идиот полностью недееспособен, и приспособиться к жизни в обществе не может.

    Это интересно

    - имбецильность (IQ 20-50): средняя степень слабоумия. Больного можно обучить простейшим действиям – самостоятельно есть и даже ухаживать за собой, выполнять несложные поручения. Развиваются имбецилы с опозданием, речь их как правило невнятна, чаще это звуки чем связные предложения. Самостоятельно жить имбецилы не могут, но при постоянном присмотре существовать вполне способны. Они узнают знакомых, привязываются к тем, кто за ними ухаживает, и грубо говоря, являются такими себе остановившимися в развитии большими детьми. При хорошем уходе и правильном воспитании могут быть частично адаптированы к жизни в социуме.

    - дебильность (IQ 50-70): самая лёгкая степень олигофрении. Таких людей от здоровых отличишь не сразу – они вполне сносно разговаривают, могут выполнять различные действия, от самообслуживания до простейшей работы (вроде уборки помещений или подметания тротуаров). При правильно организованном процессе социальной адаптации, дебилы способны научиться читать, считать и писать, выполнять несложные логические операции. Но при этом не могут жить самостоятельно из-за неспособности принимать решения, чрезмерной медлительности, доверчивости и впечатлительности.

    Как мы видим, далеко не все олигофрены безнадёжны. Да, воспитывать отсталого ребёнка – испытание, требующее настоящего мужества, и всё же это не брак производства, который можно безжалостно выбросить, а ваша плоть и кровь. Хоть и больной, но человек. Которого ещё можно спасти. Существует множество методик, занимаясь по которым с ребёнком, можно помочь ему адаптироваться в мире людей, обучить приёмам самообслуживания, хоть немного развить интеллект. В детдоме его бы воспитывали чужие люди, у которых душа за подопечного не болит, а ведь при воспитании таких сложных детей от педагога требуется поистине ангельское терпение и неутомимое упорство. А ещё любовь. Да, даже олигофренам нужна любовь, поэтому лучшие для них воспитатели – всё-таки родители.

    Дальнейшая социальная адаптация происходит в специализированных школах для детей с ограниченными возможностями. Разумеется, посещать обычное учебное заведение такой ребёнок не сможет, и причин тому множество – начиная от чрезмерно сложной для него программы, до возможной агрессии по отношению к нему одноклассников. Общение со сверстниками олигофрену необходимо также как и любому другому школьнику, и всё же нужно помнить: пусть и не со зла, но дети бывают жестоки, а потому умственно отсталому ребёнку лучше находиться в обществе себе подобных.

    Некоторые родители стараются изолировать детей-олигофренов от общества – кто-то стыдится неполноценного потомства, кто-то попросту бережёт его от возможных стрессов, но неправы и те, и другие. Только взаимодействие с миром может помочь ребёнку развиваться как личность – пусть медленнее чем его здоровые сверстники, пусть не добиваясь таких же успехов, но развиваться. Чтобы однажды стать пусть особенным, но всё же полноправным членом общества.

    Олигофрен

    Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) — "стойкое, малообратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга.

    "Точная оценка распространенности олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1% населения, однако подавляющая часть (85%) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1%. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1. Умеренные и тяжелые степени олигофрении равномерно представлены в различных слоях общества, легкие формы достоверно чаще наблюдаются в малообеспеченных семьях" (2; с. 462).

    Умственная отсталость — не прогредиентный (не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

    Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации». [1]

    Содержание

    Диагностические критерии МКБ-10

    Общие диагностические указания F7X.X

    • A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
    • B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
    • C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
    • D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
    • E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

    Указания на нарушения поведения

    • .0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения
    • .1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения
    • .8 — с другими нарушениями поведения
    • .9 — без указания на нарушения поведения.

    Диагноз

    Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

    Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

    Причины умственной отсталости

    • наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
    • внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусныеинфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);
    • вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).

    Профилактика олигофрении должна учитывать эти факторы и пытаться исключить их.

    Степени

    При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.

    На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости:

    Лечение

    Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (кретинизм, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

    Слабоумие

    Слабоу́мие — расстройство интеллекта, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению. Ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений.

    В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей).

    • Приобретённое заболевание — см. Деменция — от лат.de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум.
    • Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.
    • Эпилептическое слабоумие — выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).
    • Врожденное заболевание — олигофрения (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум).

    Умственно отсталые дети

    Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

    Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.

    Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

    В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.

    Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.

    Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.

    У умственно отсталых детей-дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

    Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

    У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

    Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.

    Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.

    Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.

    Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

    Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.

    Социальная адаптация

    В нашей стране с советских времён существовала система отделения «особых детей» от «нормального» общества. В итоге даже дети с относительно лёгкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Малыши с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые малыши тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.

    Сейчас можно утверждать, что традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что малыша с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в обычный детский сад, школу, хотя право на образование имеет каждый ребёнок, и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

    В последнее время наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. Если раньше (20—30 лет назад) маму еще в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то теперь все больше детей-олигофренов оказывается под опекой любящих родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение (в случае, если это необходимо), общение со сверстниками.

    Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Малыши, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).

    Распространенность

    Монреаль

    Распространенность нарушениеями умственного развития (НУР) в Монреале была высокой, увеличиваясь в когортах родившихся недавно, что наблюдается в большинстве стран. К факторам, приводящим к наблюдаемому увеличению, относятся расширение критериев диагностики, повышение внимания к проблеме (и, следовательно, улучшение выявления детей с НУР в обществе и при проведении эпидемиологических исследований), а также улучшение доступа к медицинским и социальным службам. Полученные результаты не подтверждают взаимосвязь между НУР и высоким уровнем экспозиции к тиомерсалу, сходным с уровнем, наблюдавшемся в США в 1990-х гг., также как и взаимосвязь между НУР и одно- или двухкратной вакцинацией против кори-паротита-краснухи. [2] , [3] англ.

    Слабоумие в культуре

    В перечисленных ниже произведениях главный герой является слабоумным: