Лекарство олигофрен

Лечение и профилактика олигофрении



Лечение олигофрении тесно связано с соответствующим воспитанием и обучением. Терапия должна проводиться по возможности в соответствии с этиологией и патогенезом. Для профилактики олигофрении большое значение имеет ликвидация алкоголизма, обеспечение нормального протекания беременности и предохранение матери от инфекций, интоксикаций, а также правильное питание во время беременности и борьба с родовым травматизмом.

Оглавление:

В России существует четко разработанная система лечебно-реабилитационных учреждений, обеспечивающая разнообразную помощь больным олигофренией.

В системе органов здравоохранения имеются специальные детские психиатрические больницы или психиатрические отделения при соматических стационарах, где лечатся дети-олигофрены в тех случаях, когда у них возникают психозы. Амбулаторная помощь оказывается им детскими врачами-психиатрами в психиатрических диспансерах или специальных кабинетах при детских поликлиниках.

В системе Министерства просвещения существует сеть вспомогательных школ, в которых дети с различными степенями дебильности получают в течение 8-летнего обучения общеобразовательные знания в объеме начальной школы, осваивая одновременно несложные специальности.

Вспомогательные школы связаны с предприятиями местной промышленности, на работу в которые и направляются дети, окончившие эти школы.



В системе органов социального обеспечения для больных олигофренией в степени идиотии и имбецильности существуют дома инвалидов. Здесь наряду с обеспечением ухода проводятся необходимые лечебно-воспитательные мероприятия.

Для направления больного в одно из этих учреждений создаются специальные комиссии, в состав которых входит и детский врач-психиатр.

Направить больного на такую комиссию может только врач.

Задача фельдшера состоит в возможно более раннем выявлении больных олигофренией и их направлении к врачу-психиатру.

Лечение. По возможности активная и целенаправленная терапия проводится в отношении отдельных вариантов олигофрении с ясной этиологией и патогенезом. Так, при олигофрении, связанной с конгенитальным сифилисом, применяют специфическую терапию; при олигофрении, обусловленной токсоплазмозом,— дараприм (хлоридин) в комбинации с сульфаниламидными препаратами. При олигофрении, осложненной эндокринопатией, применяют те или другие гормональные препараты (тиреоидин, питуитрин, гипофизин). Во всех случаях олигофрении, осложненной гидроцефалией, большое значение приобретает дегидратационная терапия, а в отдельных случаях — и оперативное вмешательство. При травматических формах олигофрении, при наличии субдуральных гематом, при ликвородинамических расстройствах с нарушением коммуникаций применяют хирургическое лечение. При олигофрении, обусловленной нарушением обмена веществ (фенилкетонурия, галактоземия, сукрозурия), основным методом лечения является диетотерапия. Так, при фенилкетонурии показана пища, лишенная фенилаланина, гидролизат белков казеиновой кислоты с прибавлением витаминов, достаточное количество углеводов, жиров и минеральных кислот. Больные галактоземией получают пищу, лишенную молока. Галактозу заменяют другими сахарами. При фруктозурии из пищи удаляют фруктозу, при сукрозурии — сахарозу. Во всех случаях олигофрении большое внимание уделяется тем методам лечения, которые стимулируют развитие ребенка и повышают функциональную активность коры полушарий. Для этих целей применяется глютаминовая кислота, которая ускоряет общее и психическое развитие ребенка, повышает его активность. Глютаминовая кислота оказывает и побочное действие: у некоторых детей отмечалось двигательное беспокойство, повышение влечений, раннее половое созревание. При двигательном беспокойстве лечение глютаминовой кислотой необходимо сочетать с успокаивающими средствами. В качестве стимуляторов корковой активности применяют и ряд других средств — витамины группы В (В12, В15, B1), психотропные средства (ниамид, нуредал, индопан, центедрин и др.). В случаях олигофрении с явлениями двигательной расторможенности и повышением влечений показаны нейролептические средства (аминазин, резерпин, тизерцин и др.). Большинство авторов, применяющих эти препараты, подчеркивает значительное улучшение поведения больных с двигательной расторможенностью, повышенной эффективностью, агрессией, упорным онанизмом. Больные становятся более спокойными, легче поддаются педагогическому воздействию.



Лечебная педагогика является одним из главных путей коррекции интеллектуальной недостаточности, воспитательного воздействия на недоразвитую личность и приспособления ее к жизни. Обучение должно проводиться в специальных учреждениях специалистами-педагогами, использующими для этих целей особые методы преподавания. Терапевтический эффект лечебно-воспитательной работы тем больше, чем раньше она начинается. Для обеспечения медицинского и педагогического обслуживания детей, страдающих олигофренией, создается специальная сеть учреждений, дифференцированная по возрасту детей и степени их интеллектуальной недостаточности. В эту сеть входят: психоневрологические учреждения для детей ясельного и преддошкольного возраста, страдающих резидуальными явлениями перенесенных органических поражений мозга; детские сады для умственно отсталых детей; вспомогательные школы и интернаты для обучения олигофренов школьного возраста; школы-интернаты с лечебно-производственными мастерскими для олигофренов необучаемых, но способных к освоению несложных видов труда; учреждения для больных с тяжелыми формами олигофрении, требующих надзора и ухода. Отбор детей в эти учреждения проводится специальной комиссией по определенным показаниям.

Профилактика. При множественности причин, могущих обусловить олигофрению, пути профилактики этого заболевания очень разнообразны. Все те мероприятия, которые проводятся для оздоровления населения (ликвидация инфекций и детского травматизма, борьба с алкоголизмом, соблюдение особой осторожности в работе с расщепляющимися веществами), являются в то же время мерами предупреждения олигофрении. Целям профилактики олигофрении служит и развернутая система охраны материнства и младенчества: диспансеризация и лечение беременных, организация специальных медицинских учреждений по патология беременности, обеспечение населения сетью родильных домов и детских консультаций. Большое профилактическое значение имеют борьба с родовым травматизмом, недоношенностью, ранняя гемотрансфузия для предупреждения гемолитической желтухи. Важным мероприятием, обеспечивающим благоприятное течение олигофрении, лучшее приспособление больных к жизни и социально полезному труду, является раннее распознавание олигофрении и своевременное начало лечебных и коррекционно-педагогических воздействий.

Лекарство олигофрен

Олигофрения – группа различных патологических состояний, характеризующихся врожденным или приобретенным в раннем детстве (до 3-х лет) слабоумием, выражающаяся в недоразвитии интеллекта и психики в целом. Также у детей олигофрения нередко сопровождаются пороками физического развития.

Важно отметить, что при олигофрении у ребенка уровень недоразвития интеллекта стабилен и не имеет тенденции к прогрессированию, а при правильном подходе он даже повышается.

Возможных причин олигофрении довольно много и все они до конца не изучены, зачастую это совокупность определенных факторов. Установлено, что при олигофрении снижение интеллекта обусловлено органическим поражением головного мозга. Наиболее частыми причинами возникновения олигофрении являются: наследственная предрасположенность, вредные факторы влияющие на организм матери при беременности, например, лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп, гепатит). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать олигофрению у ребенка.



Фактором риска олигофрении являются: недоношенность, стремительные роды, родовые травмы, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, детские инфекции, врожденная гидроцефалия).

Различают три основных типа слабоумия (олигофрении):

Дебильность – самая легкая степень слабоумия. У людей, страдающих данным типом олигофрении, преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует.

Имбецильность – средняя по тяжести степень олигофрении.

Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Некоторые способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания.

Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении, характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления. Идиоты произносят лишь отдельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних.



На сегодняшний день существует множество методов для диагностики и лечения олигофрении, об этом пишут в интернете, газетах, говорят на телевидении, но правильно подобрать наиболее подходящею методику лечения олигофрении, сможет только высококвалифицированный в данном направлении, специалист. Лечение олигофрении назначается каждому индивидуально, в зависимости от происхождения заболевания, течения болезни, индивидуальных особенностей и многих других факторов.

Диагностикой и лечением олигофрении на протяжении многих лет занимаются высококвалифицированные специалисты ЦЕНТРА ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ Европейской клиники «Сиена-Мед», где успешно используются, новейшие европейские методы диагностики и лечения олигофрении.

Непосредственно обращаясь за консультацией в ЦЕНТР ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ Европейской клиники «Сиена-Мед», детский врач-нейропсихоневролог не только поставит правильный диагноз, но и назначит максимально результативное лечение олигофрении как в условиях ЦЕНТРА ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ Европейской клиники «Сиена-Мед» (с включением нейробиомодулирующего управления, транскраниальной синхронизационной модуляции, вегетосенсорной стимуляции, коггерентации и многих других программ, направленных на лечение олигофрении у детей), так и в домашних условиях.

Помните: лечение олигофрени должно быть начато как можно раньше, так как на ранних стадиях развития олигофрении можно достичь положительного результата за более короткий срок, чем в позднем ее проявлении.

Олигофрения: симптомы, степени, лечение

Олигофрения – группа заболеваний, отличающихся по происхождению и степени тяжести. Проявлением болезни служит приобретенное в детстве или врожденное слабоумие, а также сложности в адаптации к социуму.



Люди, страдающие данным заболеванием, могут читать и писать, выполнять несложный математический счет, делать несложную работу и даже создают семьи. Уровень адаптации к социуму зависит во многом от характера заболевания и поведения человека. У добродушных и спокойных людей жизнь достаточно успешна. У агрессивных и легко возбудимых пациентов часто проявляются трудности во взаимодействии с людьми и при выполнении обычных дел. Также у них наблюдается склонность к употреблению токсимонических веществ и бродяжничеству, попаданию под чужое влияние.

Классификация олигофрении

Существует три степени олигофрении:

  1. Идиотия – самая тяжелая форма заболевания. Человек не разговаривает, не способен научиться даже самым простым навыкам по уходу за собой. У таких больных наблюдается эмоциональная ограниченность, отсутствие продуктивной деятельности. Им необходимы специальные условия содержания, постоянный уход.
  2. Имбецильность. Люди с умеренной степенью заболевания отличаются безинициативностью, примитивным мышлением, легкой внушаемостью. Они понимают простую речь, произносят короткие фразы, их можно научить считать, иногда читать и даже писать. Больные нуждаются в постоянном уходе и наблюдении. Из эмоциональных реакций у них проявляются стыд, злопамятность, привязанность. Страдающие имбецильностью реагируют на то, как их хвалят или ругают. Для таких пациентов существуют специальные школы и медучреждения.
  3. Дебильность – легкая степень олигофрении. Диагностировать у детей её сложно, поэтому делают это только по достижению десятилетнего возраста. Проявляется заболевание в виде отсутствия способности воспринимать и выражать сложные понятия, абстрактно мыслить. У детей наблюдается замкнутость, страх в новой обстановке, изменение в поведении, рассеянное внимание, неадекватное поведение.

Больные легкой степенью олигофрении часто без проблем овладевают речью в достаточной степени, могут ухаживать за собой. Замедленное развитие детей в этом случае не вызывает беспокойства у окружающих. Заболевание проявляется в начале учебной деятельности и выражается в неспособности запоминать преподносимый материал. Такие больные хорошо ориентируются в быту и могут жить самостоятельно.

Причины и факторы возникновения олигофрении

Основные причины возникновения заболевания:

  • нарушение обмена веществ на генетическом уровне;
  • хромосомная аномалия;
  • неблагоприятные воздействия на яйцеклетку и сперматозоиды;
  • вредные воздействия на ребенка в утробе.

На самом деле это заболевание – слабоумие, полностью захватившее личность, проявляющееся недостаточной интеллектуальностью. Заметно это патологическое состояние еще в детстве, и дальше оно уже не развивается. Симптомы могут выражаться в нарушениях двигательной, речевой и эмоциональной систем.

Другие причины возникновения олигофрении:

  • инфекции внутриутробные: токсоплазмоз, краснуха у беременных женщин;
  • гормональные нарушения, иммунноконфликт крови матери и плода;
  • алкоголизм, наркомания в период вынашивания ребенка;
  • родовая и послеродовая травма черепа;
  • генетические заболевания;
  • частое применение рентгена;
  • грубые нарушения в питании и недоедание, недостаток йода у будущей матери;
  • недостаточное воспитание и общение с ребенком в неблагополучных семьях.

Признаки и симптомы олигофрении

Слабоумие можно выявить, обратив внимание на следующие симптомы:

  • сложности в адаптации к новой среде;
  • рассеянное внимание;
  • неусидчивость;
  • трудности в соблюдении режима;
  • плохое поведение;
  • отсутствие интереса к учебе;
  • частые мигрени;
  • частичный паралич конечностей;
  • отсутствие способности обобщать и запоминать;
  • слаборазвитая эмоциональная сторона.

Личностное формирование у таких людей отсутствует. Также наблюдаются отклонения на физическом уровне. У больных заметны неправильное строение черепа, диспропорции в телосложении, отставания в половом развитии и росте.

Часто встречаются разнообразные дефекты, например, заячья губа, маленькая голова с большим лицом и прочее. Врожденное заболевание иногда сопровождается тяжелой формой, которая характеризуется безразличием, вялым состоянием, периодическими приступами раздражительности.

Диагностика

Диагностика олигофрении направлена на установление степени тяжести заболевания и причины его появления. Делать это необходимо в раннем возрасте. Чтобы поставить точный диагноз, специалисты изучают полный анамнез всей семьи, данные о протекании беременности матери ребенка, перенесенных в этот период заболеваниях, особенностях родов и первых лет жизни малыша.



Не меньшую роль в постановке диагноза играет клиническое обследование, исследования неврологических, физических и интеллектуальных отклонений. Кроме того, проводятся лабораторные, психологические, патофизиологические исследования. Выясняется, как часто ребенок болел простудами, как питался. Проводится оценка уровня адаптации в социуме, отношений с родителями и окружающими людьми.

Магнитно-резонансная и компьютерная томографии головы помогают определить существующие повреждения тканей головного мозга.

Лечение олигофрении

Существует три вида лечения данного заболевания: симптоматическое, корригирующее и специфическое.

Симптоматическое лечение олигофрении зависит от происхождения заболевания и может ограничиваться противосудорожной, общеукрепляющей терапией. Кроме того, используются препараты для стимуляции психических процессов.

Корригирующее лечение – специальные методики обучения, психологическая поддержка, помощь больным в социальной адаптации и прочее. Проводится в соответствующих учреждениях. Применяется при легкой и средней степени заболевания.

Специфическое лечение олигофрении назначается специалистом в зависимости от степени тяжести заболевания. Предусматривает использование специальной диеты, заместительной терапии.



Тяжелые формы заболевания сопровождаются необходимостью постоянного ухода и надзора в специальных лечебницах и домах инвалидов.

Лечение назначается специалистом после проведения основательной диагностики. Обычно применяют транквилизаторы, ноотропы, нейролептики, гормоны или медикаменты, содержащие йод.

Народная медицина предлагает заменить ноотропные препараты отварами из женьшеня, лимонника, а также соком алоэ. Все эти лекарственные растения положительно воздействуют на деятельность мозга, активизируя его. Однако без консультации со специалистом принимать их не рекомендуется. Незнание схемы правильного их употребления и дозы может привести к появлению психозов, злобы и агрессии у больного.

Лечить ребенка при наличии симптомов олигофрении можно начинать с раннего возраста – с момента, как будет поставлен диагноз. Подбирает схему терапии только врач, делается это с учетом особенностей конкретного ребенка. Кроме того, специалист назначает специальный режим питания.

Используемые препараты призваны улучшить обменные процессы в тканях мозга. Помимо медикаментов, назначаются витамины и аминокислоты.

При нарушениях в поведении обязательно выписывают нейролептики или транквилизаторы. Эффективность лечения зависит и от мероприятий, направленных на реабилитацию больного олигофренией. То есть необходимо оказать профессиональную помощь и в коррекции его поведения. Коррекцией поведения и социализацией больных занимаются специализированные школы, где детей обучают школьным знаниям и помогают освоить несложную профессию.



Средняя и тяжелая форма заболевания у детей требует постоянного ухода и наблюдения за состоянием здоровья. При первых же признаках олигофрении у малыша необходимо срочно обратиться за консультацией к специалистам. Полная диагностика поможет определить степень заболевания и назначить эффективную терапию.

Чтобы не упустить момент, родителям необходимо постоянно следить за здоровьем и поведением своего чада. Чем раньше обнаружится заболевание, тем больше шансов на эффективную социализацию ребенка.

Профилактика олигофрении

К профилактическим мерам относятся консультации семей, где заболевание является наследственным. Рекомендуются специальные методики обслуживания малышей, их адаптации к социуму.

Меры профилактики олигофрении у будущего ребенка во время беременности матери включают:

  • регулярное посещение женской консультации, акушера-гинеколога;
  • своевременную постановку на учет;
  • отказ от курения и алкоголя;
  • прогулки по два часа каждый день;
  • правильный режим дня;
  • восьмичасовой полноценный сон;
  • сбалансированное питание;
  • отказ от вредной пищи: жаренного, консервированного, острого, горячего;
  • правильное родовспоможение, недопущение использования щипцов.

Осложнения и последствия

К осложнениям олигофрении относятся нарушения трудовой и социальной адаптации с ярко выраженным отсутствием интеллекта. При тяжелой и средней тяжести заболевания могут развиться антисоциальное агрессивное поведение, попытки убийства, суицидальные наклонности и прочее.



Диета при олигофрении

Развитие слабоумия можно остановить в раннем возрасте, начав своевременное лечение. В процессе терапии специалисты рекомендуют исключить из рациона ребенка белковые продукты, а также бобовые культуры и мучные изделия, заменив их на препарат «Берлофан».

Чтобы стимулировать активность мозга больных олигофренией, необходимо включить в рацион питания продукты, в состав которых входят витамины группы В, а также блюда, приготовленные из овощей и фруктов.

В качестве профилактики заболевания беременным женщинам показано полноценное питание, которое снижает риск возникновения инфекций, повышает иммунитет.

Трофимова Ярослава, медицинский обозреватель

4,451 просмотров всего, 10 просмотров сегодня



Олигофрения

Олигофрения - приобретенное в раннем детстве или врожденное слабоумие, выражающееся в значительном недоразвитии психики, затрагивающее в первую очередь интеллект человека. Олигофрения не является прогредиентным процессом, а развивается вследствие перенесенного заболевания. Для оценки степени умственной недостаточности проводятся стандартные психологические тесты, по оценкам результатов которых определяется интеллектуальный коэффициент обследуемого. Зачастую олигофрения сопровождается пороками физического развития. В обиходе данное заболевание у детей достаточно часто называют психической отсталостью, а непосредственно самого ребенка - умственно отсталым

Причины олигофрении

Выделяют три группы факторов, способных спровоцировать развитие данного заболевания, это:

- Внутриутробные инфекции во время протекания беременности (токсоплазмоз, врожденный сифилис , краснуха, гормональные нарушения), иммуноконфликт крови ребенка и матери, наркомания, алкоголизм и другие вредные привычки матери (провоцируют нарушения снабжения плода питательными веществами), послеродовые и родовые травмы черепа ребенка

- Специфические наследственные нарушения обмена веществ, различные генетические синдромы и хромосомные патологии ( синдром Дауна , синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфелтера , синдром Рубинстайма-Тейби, различные типы мукополисахаридоза и пр.)

- Наиболее тяжелые формы олигофрении развиваются вследствие совокупного воздействия на организм как эндогенных, так и экзогенных факторов (врожденная гидроцефалия , детские инфекционные заболевания, травмирование головы малыша в раннем детстве, асфиксия новорожденного и плода и пр.)

Степени олигофрении

Легчайшей степенью слабоумия является дебильность . Дети с данным отклонением чаще всего в состоянии закончить начальную школу и способны к самостоятельной жизни. У дебилов превалирует конкретно - описательный тип мышления, способность к абстрагированию практически полностью отсутствует. Некоторые дебилы несмотря на малую продуктивность мышления и задержку общего психического развития являются частично одаренными, что может проявляться в отличной зрительной и механической памяти, способностью в уме производить сложные арифметические операции и пр. Дебилов подразделяют на заторможенных (торпидных), мстительных, злобно - упрямых, вяло - апатичных и возбудимых (эретичных)



Средней по тяжестью степенью олигофрении является имбецильность . Имбецилы в состоянии произносить короткие фразы и понимают речь окружающих. Некоторые больные могут освоить простейшие навыки самообслуживания, производить элементарные математические (счетные) операции, а также усвоить простейшие трудовые навыки. Имбецилы адекватно реагируют на порицание или похвалу, очень привязаны к родным, их эмоции более дифференцированы. Мышление данной группы больных очень примитивно, они внушаемы, инертны, полностью лишены инициативы, при изменении обстановки легко теряются, нуждаются в постоянном уходе

Наиболее глубокой степенью олигофрении является идиотия , которая характеризуется практически полным отсутствием мышления, а также речи. Для идиотизма характерна неосмысленная деятельность. Эмоциональная жизнь таких людей ограничивается примитивными реакциями неудовольствия и удовольствия. Идиоты в состоянии произносить лишь отдельные звуки или слова, не в состоянии понять речь их окружения, не могут отличить родственников от посторонних. Такие люди не в состоянии самостоятельно есть, не могут элементарно себя обслужить, нуждаются в постоянном уходе

Симптомы олигофрении

У всех больных олигофренией присутствуют общие признаки психического недоразвития:

- Слабоумие проявляется не только в недоразвитии познавательного процесса, оно охватывает личность в целом: страдает интеллект, мышление, воля, эмоции, моторика, речь, внимание, память и восприятие

- Ведущая роль в структуре психических дефектов принадлежит неспособности к обобщению и недостаточности абстрактного мышления (мышление ситуационное, образное, конкретное). Словарный запас отличается бедностью, фразы элементарные и построены неграмотно. Память и внимание ослаблены, иногда может быть хорошо развита механическая память (избирательное запоминание цифр, номеров телефонов и пр.). У больных отмечается снижение уровня инициативы и побуждений. С задержкой также протекает и физическое развитие



Диагностирование олигофрении на первом году жизни ребенка основывается на комплексе симптомов психического и физического отставания в развитии. Диагноз олигофрения устанавливают детям, если они в самом раннем возрасте неспособны на одной точке фиксировать взгляд, не держат до года голову, не сидят, не поворачивают голову на звук, не гулят и не улыбаются при обращении к ним. У малышей второго года жизни олигофрения проявляется недоразвитием моторики и речи, отсутствием желания познавать окружающую среду. Ребенок не пытается повторить действия взрослых и не понимает к нему обращенную речь. У дошколят легкая степень олигофрении проявляется в неспособности к самообслуживанию, плохой обучаемости, преобладании примитивных эмоций и в слабо развитой речи

Лечение олигофрении

Для своевременного выявления у детей различных форм олигофрении, существует единая во всем мире патронажная система контроля психического и физического развития детей от самого рождения до школы. К сожалению проведение лечения данного заболевания возможно лишь в случае метаболической этиологии олигофрении, при котором ребенку показано назначение лекарственных препаратов для коррекции обмена веществ, причем качество лечения напрямую зависит от восприимчивости к данному лечению организма ребенка.

При остальных формах олигофрении возможно проведение лишь вспомогательной терапии ноотропами, аминокислотами, витаминными комплексами, препаратами для уменьшения внутричерепного давления и стимуляции мозгового кровообращения.

Для компенсации олигофренического дефекта немаловажное значение имеют трудовое обучение, а также лечебно - воспитательные мероприятия. Наряду с органами здравоохранения, в социальной адаптации и реабилитации олигофренов большую роль играют вспомогательные школы - интернаты, мастерские и ПТУ для умственно отсталых

Олигофрения

Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.



Олигофрения

Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% - умеренная, у 4% - тяжелая и у 1% - очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.

Причины и классификация олигофрении

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.



Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Симптомы олигофрении

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.



Олигофрения у детей

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».



Диагностика олигофрении

Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Лечение и реабилитация при олигофрении

Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.



Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

Как проявляется олигофрения — причины, симптомы, диагностика. Методы лечения олигофрении

Олигофрения – врождённое или приобретённое до трёх лет отставание в психическом развитии. Оно является следствием перенесённой болезни или генетических факторов и в дальнейшем не прогрессирует. Степень задержки развития обычно оценивается с помощью стандартных тестов на интеллект. Может сопровождаться различными врождёнными пороками.

Олигофрения – достаточно распространённое состояние, большинство исследований сообщают, что порядка 1% населения Земли страдает этим заболеванием. Некоторые источники указывают на заболеваемость около 3%. Среди больных значительно преобладают лица мужского пола – их примерно в полтора раза больше женщин. Возрастные пики диагностики олигофрении – 6-7 илет – возраст начала обучения в школе и службы в армии.

Причины олигофрении

Олигофрения является синдромом, который формируется в результате множества возможных причин:


  • Вредные воздействия во время родов и в возрасте до трёх лет (гипоксия плода, асфиксия во время родов, иммунологический или резус-конфликт матери и ребёнка, инфекции детского возраста, гидроцефалия в первые годы жизни, черепно-мозговые травмы).
  • Вредные факторы, воздействующие внутриутробно: гормональные нарушения, вирусные инфекции (краснуха, герпес), микробные инфекции (токсоплазмоз, сифилис).
  • Генетические и хромосомные болезни, в том числе болезнь Дауна, микроцефалия, различные ферментные нарушения.

Иногда заболевание классифицируют согласно перечисленным причинным факторам, выделяя три формы олигофрении – генетическую, внутриутробную, перинатальную.

Имеются несколько хорошо изученных болезней, сопровождающихся олигофренией.

  • Гидроцефалия – избыточное накопление ликвора в желудочках мозга вследствие затруднения его оттока или избыточной продукции.
  • Микроцефалия – уменьшение размеров черепа и соответственно мозга.
  • Фенилкетонурия – нарушение метаболизма аминокислоты фенилаланина, вследствие чего образуется значительное количество токсичного продукта распада. При раннем начале лечения можно предотвратить развитие олигофрении.
  • Токсоплазмоз – паразитарное заболевание, при наличии инфекции у женщины токсоплазмы проникают в плод и вызывают множественные пороки развития, в том числе головного мозга.
  • Болезнь Дауна – наличие дополнительной 21 хромосомы, проявляется характерным внешним видом, пороками сердца, задержкой умственного и физического развития разной степени.

Симптомы олигофрении

Олигофрения не является отдельной болезнью, более правильно называть её патологическим состоянием, которое может быть признаком различных заболеваний. Поэтому её симптомы обычно сочетаются с различными соматическими проявлениями, а также нарушениями в речевой, двигательной и эмоциональной сфере. Характерные для олигофрении проявления следующие:

  • Нарушение абстрактного мышления. Самое характерное проявление олигофрении – нарушение, вплоть до полного отсутствия, образного мышления. Мышление больных конкретное, ситуационное, напоминает таковое у детей 2 – 3 лет.
  • Задержка психического развития всесторонняя – она охватывает помимо интеллекта и личностные качества – память, речь, эмоциональную и двигательную сферу, волевые аспекты, способность к восприятию, способность к концентрации внимания, мышление.
  • Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные. Больных с лёгкими формами олигофрении удаётся обучить осмысленному чтению, при тяжелых формах максимум, которого можно достичь при многолетнем обучении – механическое чтение по буквам без понимания смысла прочитанного.
  • Внимание рассеянное, олигофрены неспособны надолго сосредоточиться на одном деле, их всё отвлекает. Отсутствует побуждение к систематической деятельности, инициативность.
  • Память ослаблена, однако описаны случаи избирательного механического запоминания рядов цифр, номеров, имён.
  • Задержка личного развития проявляется неспособностью ориентироваться в обычных житейских ситуациях – купить еду в магазине, выбрать одежду по погоде и подобных. Незрелая личность олигофрена легко внушаема, своё состояние воспринимает некритично, с трудом принимает адекватные решения.
  • Задержка физического развития в зависимости от формы олигофрении бывает очень значительной, взрослый больной может соответствоватьлетнему подростку.

В большинстве случаев яркая, развёрнутая симптоматика заболевания появляется только в школьном возрасте. Олигофрения у детей младшего возраста выражается в отставании психического и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или отсутствующем интересе к окружающему миру, отсутствием желания и способностей для общения со сверстниками, затруднениями при необходимости оперирования абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только олигофрению тяжелой степени, остальные начинают проявляться позже.

Степени олигофрении

Одним из самых показательных диагностических методов у больных с олигофренией является определение коэффициента интеллекта. В зависимости от результата выделяют следующие степени олигофрении:

  1. Дебильность – самая лёгкая степень заболевания, при которой коэффициент интеллекта колеблется в границахбаллов. Такие дети оканчивают специализированные учебные заведения, в течение нескольких лет изучая программу, примерно соответствующую 4 классам обычной школы. Они осваивают счёт, чтение (часто механически), элементарные навыки письма. Полностью обслуживают себя, могут совершать простые покупки в магазине, помогают по хозяйству. Иногда встречаются парциально одарённые больные – при общем низком уровне развития у них отлично развита одна способность – память, художественные способности, умение делать сложные арифметические расчеты. Больные с дебильностью могут освоить несложные профессии.
  2. Имбецильность – средняя из стадий олигофрении. Такие больные хорошо понимают обращённую к ним речь, могут выучить несколько простых фраз, освоить элементарный счёт. Их можно обучить уходу за собой. При наличии специально оборудованных рабочих мест они могут выполнять элементарные операции. Имбецилы сильно привязаны к родным, ярко реагируют на порицание и похвалу. Мышление их заторможено, они не проявляют инициативы, с трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам, в незнакомой обстановке теряются.
  3. Идиотия – олигофрения самой тяжелой степени. Такие больные – глубокие инвалиды, нуждающиеся в постоянном уходе. У них присутствует только зачаточная речь и мышление. Эмоции ограничиваются примитивным удовольствием при удовлетворении физиологических нужд и неудовольствием в обратном случае. Часто бывают озлоблены и агрессивны. В речи окружающих понимают только отдельные слова или не понимают вовсе. Родственников не узнают. Навыки самообслуживания большинство из них усвоить не могут.

Диагностика олигофрении

Некоторые болезни, приводящие к задержке умственного развития, например болезнь Дауна, сейчас можно диагностировать ещё на ранних сроках беременности. В случае выявления такой патологии врач подробно разъясняет родителям, что такое олигофрения, какими нарушениями развития она может сопровождаться, каким вырастет ребёнок с данным заболеванием. После этого решается вопрос о сохранении либо прерывании беременности.

Следующий этап диагностического поиска наступает сразу после рождения ребёнка и состоит в скрининговом исследовании крови на фенилкетонурию и гипотиреоз – заболевания, которые также приводят к задержке умственного развития.

Если же симптомы олигофрении появились у предположительно здорового ребёнка – необходимо выполнить широкий круг исследований для поиска её причины. В первую очередь детально выясняется история жизни пациента и его семейный анамнез: есть ли у членов семьи психические заболевания или случаи задержки развития, как протекала беременность, воздействовали ли на плод какие-то вредные факторы, болела ли мама во время беременности, не было ли гипоксии или асфиксии во время родов, как протекал послеродовый период, были ли травмы у больного.

Далее производится осмотр больного с целью выявления психических и неврологических нарушений, определения тяжести заболевания. После этого назначаются различные клинические, биохимические, иммунологические и цитологические исследования для определения наличия врождённых инфекций, нарушений ферментной системы, заболеваний внутренних органов.

В зависимости от результатов обследования выбирается тактика дальнейшего ведения пациента.

Лечение

К сожалению, большинство случаев олигофрении невозможно вылечить. Некоторая коррекция возможна только для ферментопатий (мукополисахаридоз, фенилкетонурия) в случае их раннего выявления и начала лечения.

Для остальных форм олигофрении лечение только симптоматическое. Обязательно устранение внутриутробной инфекции при её выявлении. В качестве поддерживающего лечения назначают ноотропы, мультивитамины, нейрометаболики, антиоксиданты, биогенные стимуляторы, антигипоксанты.

При выраженной заторможенности можно применять фитотерапию со стимулирующим эффектом, адаптогены. Психомоторное возбуждение является показанием для использования транквилизаторов, нейролептиков.

Крайне важна психическая и социальная реабилитация олигофренов. Больные нетяжелыми формами (дебилизм) – старательные работники, которые эффективно и усердно справляются с монотонным или тяжелым трудом. Для их обучения создаются специальные школы-интернаты и профтехучилища, в которых им дают базовое образование и обучают какой-либо профессии. Параллельно проводится социально-просветительская работа с родителями пациента. Все больные олигофренией подлежат оформлению инвалидности и получению социального пособия.

Профилактика

Предупреждение заболевания олигофренией начинается с планирования беременности. Супругов необходимо обследовать на инфекции (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, сифилис и другие), при выявлении – пролечить. Во время беременности крайне важно оберегать женщину от любых, особенно вирусных, заболеваний. На ранних сроках необходимо обследование на генетические патологии. Качественное родовспоможение и предупреждение травм и болезней у новорождённых детей также помогут уменьшить частоту заболевания олигофренией.

У детей с врождённой патологией можно предотвратить развитие тяжелой олигофрении и остановить её развитие на ранних стадиях путём ранней диагностики и качественного лечения врождённых заболеваний.