Кто такой бихевиорист

Бихевиоризм

Человек выражается в своих поступках. Каждое утро он встает с кровати и начинает что-то делать. Когда происходит взаимодействие с другими людьми, он поступает одним образом, а его собеседники – другим.

Оглавление:

Почему люди совершают разные поступки в одних и тех же ситуациях? Все, что касается поведения человека, изучается бихевиоризмом в психологии, теорию, направления и представителей которых следует рассмотреть.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм – психологическая идея социальной психологии, которая занимается изучением поведения человека. Она основывается на идеях И. Павлова, который занимался изучением реакций животных, а также Дж. Уотсона, желавший сделать психологию более точной наукой, которая имеет объективные и видимые доказательства.

Большой вклад совершил Б. Скиннер, который занимался сопоставлением поведенческих действий с умственными реакциями. Он пришел к выводу мнимости и иллюзорности свободы воли, морали и прочих высокодуховных норм, поскольку человек действует исключительно с позиции манипулирования и влияния на окружающих.

Поведение – набор поступков, реакций и эмоционального настроя, которые выражает человек в определенной ситуации. Поведение выделяет человека либо, наоборот, напоминает о других людях, с которыми вы ранее общались и наблюдали у них подобную манеру. Это компонент любого индивида, зачастую регулируемый им самим.

Почему поведение людей бывает настолько отличным или похожим друг на друга? Почему одни люди поступают так, а другие - иначе в одной и той же ситуации? Все зависит от источника. Поведение регулируется следующими факторами:

  • Мотивами человека.
  • Социальными нормами, принятыми в обществе.
  • Подсознательными программами, алгоритмами поступков, которые человек усвоил в детстве или которые продиктованы инстинктами.
  • Сознательным контролем, то есть человек понимает, что он делает, зачем и сам контролирует процесс собственного поведения.

Сознательный контроль - это высший уровень развитости человека. Люди очень редко могут контролировать свое поведение, так как зачастую включаются в эмоциональный фон происходящего, подчиняясь эмоциям, а они уже диктуют им определенную программу поведения, которую они привыкли выполнять в конкретной ситуации. Но когда человек включается в ситуацию без чувственного восприятия, тогда он способен контролировать собственное поведение.

Подсознательные программы очень важны для человека особенно на первых годах жизни. Пока индивид не достиг сознательного возраста, он руководствуется инстинктами и моделями поведения, которые наблюдает в окружающем мире. Данный способ копирования позволяет человеку выжить, отрепетировать наработанные другими способы контакта с другими людьми и определиться, какие эффективные для него, а какие нет.

Социальные нормы усваиваются человеком уже в более сознательном возрасте. Оно зачастую продиктовано лишь желанием вызвать симпатию или интерес у других людей, а также наладить с ними деловые контакты. Социальные нормы очень хороши на первых этапах знакомства с новым человеком, но затем поведение меняется в зависимости от участников знакомства.

Мотивы человека также регулируют его поведение. Они занимают фоновую позицию, когда человек делает что-то, что не противоречит его желаниям. Но когда индивид начинает «наступать себе на горло», то есть делать что-то во вред собственных интересов, тогда его мотивы начинают занимать главенствующую позицию в алгоритме поведения.

Бихевиоризм в психологии

Когда психологов заинтересовал вопрос, что побуждает человека совершать конкретные действия, это привело к развитию целой науки – бихевиоризма, что берет свое название от английского слова «behavior» - в переводе «поведение». Бихевиоризм в психологии занимается изучением поведения. Психические процессы не становятся абстрактными явлениями, а проявляются как реакции организма.

Согласно мнению бихевиористов, мысли и чувства не могут влиять на поведение человека. Полезными становятся лишь реакции, которые возникают у человека вследствие воздействия на него определенных стимулов. Соответственно, здесь действует формула «стимул – реакция – поведение».

  • Стимул – это воздействие внешнего мира.
  • Реакция – это ответ человеческого организма на попытку отвергнуть или приспособиться к возникшему стимулу.

Между стимулом и реакцией может находиться подкрепление – это дополнительный фактор, который воздействует на человека. Подкрепление может быть:

  • положительным, то есть побуждает человека совершать ту реакцию, на которую он настроен (похвала, вознаграждение и пр.);
  • отрицательным, то есть побуждает человека не совершать тех поступков, на которые он настроен (критика, наказание, боль и пр.).

Положительное подкрепление побуждает человека в дальнейшем совершать те действия, которые он совершил. Отрицательное подкрепление говорит человеку о том, что необходимо отказаться от предпринятых действий, изменить модель поведения.

Бихевиористы не рассматривают внутренние мотивы поведения, поскольку их трудно изучить. Рассматриваются лишь внешние стимулы и реакции. Бихевиоризм идет в двух направлениях:

  1. Предугадывание реакции на основе имеющихся стимулов.
  2. Определение потенциального стимула по реакции человека.

Научение данной области позволяет изучать индивида, на которого хочется воздействовать. Ранее считалось невозможным предвосхитить поведение человека, однако бихевиоризм рассматривает механизмы влияния на людей. Люди, которые знают, какие стимулы смогут побудить на совершение нужных им поступков, могут создать такие условия, которые помогут им в достижении желаемого, что и является влиянием, манипуляцией.

В дополнении ко всем имеющимся данным были взяты учения Павлова – условные рефлексы, их формирование и закрепление.

Психолог Толмен не так упрощенно смотрел на схему «стимул – реакция», указывая, что в возникновении тех или иных поступков участвуют его физическое и психическое состояние, опыт, наследственность. Таким образом, данные факторы влияют на человека сразу после стимула, побуждая его на конкретные поступки, которые с годами могут меняться.

Синнер опровергал иллюзию свободы воли, поскольку указывал на выбор тех или иных поступков в зависимости от результатов, которых он достигнет или желает достичь. Таким образом было введено понятие оперантного воздействия, когда человек сначала ориентируется на последствия своих поступков, а потом выбирает, какие из них совершить.

Бандура основывал свои учения на склонности человека к подражанию. Более того, он копирует лишь то поведение, которое, как ему кажется, является наиболее благоприятным для него.

Направления бихевиоризма

Основоположником различных направлений бихевиоризма является Джон Уотсон (классический бихевиоризм). Он изучал лишь видимые явления, полностью исключая внутренние (психические) стимулы. В его концепции существовали только стимулы и реакции, которые у многих живых существ были одинаковыми. Это помогало ему сформировать теорию о том, что при создании определенных внешних условий окружающей среды можно влиять на развитие тех или иных склонностей, качеств, моделей поведения человека.

Павлов изучал рефлексы живых существ, которые формировались в зависимости от стимула и подкрепления. Чем значимее становилось подкрепление, тем глубже укреплялся рефлекс.

Бихевиоральное направление позволило дополнить психологические знания, которые лишь со временем были правильно скорректированы. Так, значимыми стали «что желает человек выразить через свое поведение», «что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию», «что индивид хочет изменить в собственном поведении».

На определенном этапе упрощенная схема «стимул – реакция» не вызывала одобрения со стороны специалистов, что разрешилось лишь со времен внесения в данную схему переменной. Таким образом, не только стимул влиял на поведение человека, но и прочие составляющие его психики и физиологии.

Необихевиоризм ставил своей задачей «программирование» действий человека с целью достижения им положительных результатов. Здесь неважным становилось воспитание человека. Главное – достижение цели через совершаемые поступки.

Ошибкой бихевиористов являлось исключение индивидуальных особенностей личности. Не замечалось, что разные люди неодинаково реагируют на одни и те же стимулы и ситуации. Всех людей можно объединить в группы по поступкам, но не сказать о том, что все действуют одинаково.

Теория бихевиоризма

В основе классических учений лежала теория бихевиоризма Павлова и Бехтерева. Павлов изучал рефлексы живых существ, а Бехтерев внес понятие «коллективной рефлексологии». Человек, который находится в группе, сливается с нею, образуя единый организм, при этом практически не участвует в выборе действий. Он совершает те поступки, которые совершает вся группа.

Айзенк рассматривал поведение человека в зависимости от ситуации, в которой он пребывает. Есть постоянная модель поведения, которая характеризуется постоянством индивида пребывать в определенных условиях, и изолированные поступки, которые совершаются в неординарных ситуациях.

Патопсихология – наука об анормальном поведении и анормальных психических процессах. Вводя такое определение, поднимается проблема соотношения нормы (нормальности) и отклонения от нее (анормальности).

Под анормальным подразумевают ненормальное – то, что находится за пределами обычного и общепринятого. Общество имеет свои стандарты поведения и стереотипы образа действий, устанавливающие, что допустимо, а что нет. Для индивидов, семей, а также для других групп населения определяются свои нормы, или стандарты, поведения. Если люди нарушают эти стандарты, общество закрепляет за подобным поведением либо человеком, действующим вне установленных шаблонов, ярлык «ненормальности».

Анормальное поведение определяется как такое низкоадаптивное поведение и такие психические процессы, которые способны причинить кому бы то ни было физический и психологический ущерб.

Понятие психического заболевания пришло из психиатрии, раздела медицины, посвященного психическим нарушениям. Начиная с XIX века, лечением людей с анормальным поведением занимались врачи. При этом они рассматривали «безумцев» именно как больных, а не как морально несостоятельных или одержимых. Таким образом, анормальное поведение было возведено в ранг одной из медицинских проблем и стало рассматриваться как недуг, поддающийся диагностике и лечению. Подобная точка зрения известна как медицинская модель психического заболевания. Когда задумались о существовании иных, отличных от медицинской модели способов оказания помощи психически больным людям, к процессу поиска подключились психологи.

Представители бихевиоризма

Основным отличием бихевиоризма является изучение поведения живого существа, а не его сознания. Здесь главным являлось то, что можно изменить или пощупать, и отвергалось все, что не поддается чувственному изучению. Представителями бихевиоризма были:

Каждый внес свою лепту в данную науку, основывая свои опыты лишь на реакциях живых существ. Благодаря им существует множество теорий того, как формируются поступки, чем они мотивируются, как на них можно влиять и даже программировать.

Фильмы, передачи, сериалы, мультфильмы и прочие телевизионные программы, которые человек постоянно смотрит, программируют его. Демонстрируемое героями поведение откладывается в подсознании, что потом влияет на то, как он сам поступает в реальной жизни. Вот почему многие люди предсказуемы и однообразны: они ведут себя так, как поступают те персонажи или их знакомые, за которыми они постоянно наблюдают. С самого детства каждому человеку дано качество – повторять, как обезьянка, все, что видишь в других людях. Люди ведут себя одинаково, поскольку наблюдают за одними и теми же персонажами (особенно по телевизору), которые и программируют их на определенные модели поведения.

Если все люди на похоронах плачут, то и вы сами вскоре начнете плакать, хотя в первые разы можете не понимать, почему должны делать это. Если мужчины бьют своих жен, то и сами начинаете бить свою жену, хотя вначале были против насилия. Постоянно наблюдая за поведением окружающих людей или любимых персонажей по телевизору, вы приучаете себя поступать так же. И этот закон действует независимо от того, нравится вам это или нет.

Однако можно применить данные знания и в благих целях. Например, можно выработать в себе качества и свойства, которые вас привлекают в других людях. Почаще наблюдайте за ними, общайтесь, обращайте внимание на те проявления личности, которые вас привлекают, и вскоре вы за собой заметите эти же качества. Ведь можно не только плохое, но и хорошее в себе выработать, постоянно контактируя с людьми, которые на собственном примере демонстрируют положительные модели поведения. Учитесь у них, используя простой закон «обезьянки»: становитесь лучше, просто наблюдая за теми, чьи качества и поведение вам нравятся.

Человек является сложным существом, чью жизнь во всех аспектах еще следует изучать. Бихевиоризм лишь частично раскрывает завесу. Если подкрепить знание информацией из других областей, то можно получить более полную картину. Итог познания бихевиористских учений – понимание собственного и чужого поведения, а также способность создавать такие обстоятельства, которые побудят окружающих на нужные действия.

Если у человека возникли проблемы с познанием собственных поступков, тогда рекомендуется обратиться за помощью психолога на сайте psymedcare.ru. Специалисты займутся рассмотрением мотивов, стимулов, а также прочих факторов, которые участвуют в формировании того или иного поведения.

Когда человек научится управлять собственным поведением, он сможет изменить свою жизнь. Ведь окружающие люди видят лишь то, что человек делает. Они не умеют читать мысли и не обладают психологическими познаниями, чтобы понимать мотивы других. Человек должен понимать, что его поступки являются теми стимулами, которые вызывают у окружающих совершение тех или иных действий. Если поступки других людей не нравятся, значит, необходимо пересмотреть сначала собственное поведение.

Порой необходимо исходить не из понятий, «правильно или неправильно я поступаю», что означает моральность действий, а из категорий, «как интерпретируются мои поступки другим человеком». Ваши поступки – это стимул для другого человека, который полностью зависит от отношения к ним и вызываемых эмоций. Даже самые правильные поступки могут восприниматься негативно, что и приводит к непредсказуемым реакциям.

Бихевиоризм

Автор Татьяна в 04/05/2015 . Опубликовано Бихевиоризм

Суть бихевиоризма вряд ли возможно выразить лучше, чем цитатой известного психолога Джона Б. Уотсона, которого часто считают «отцом» бихевиоризма:

«Дайте мне дюжину здоровых детей, физически хорошо развитых, и я гарантирую, что если получу для их воспитания определенные мной внешние условия, то, выбрав наудачу любого из них, я сделаю из него по моему произволу любого специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его склонностей, желаний, способностей, призвания, национальности».

Джон Уотсон, «Бихевиоризм» (1930)

Что именно Уотсон имел в виду?

Термин «бихевиоризм» относится к направлению психологии, основанному Джоном Б. Уотсоном — оно основано на убеждении, что поведение можно измерить и модифицировать. Бихевиоризм появился с публикацией в 1913 году классической работы Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» ( Psychology as the Behaviorist Views It ). Вплоть до середины 1950-х годов бихевиоризм занимал доминирующее положение в психологии.

Почему же в начале ХХ века это направление стало таким популярным? «Бихевиоризм стал почвой для зарождения американской социальной науки», — в 1998 году пояснил Джон А. Миллс в своей книге «Контроль: история поведенческой психологии» ( Control: A History of Behavioral Psychology ). — «Очевидно же, научно-исследовательская деятельность и теоретические взгляды американских бихевиористов до середины 1950-х годов были обусловлены стремлением создать теорию, которая могла бы помочь при составлении общественно полезных прогнозов».

Основы бихевиоризма

Так в чём же, собственно, заключается суть бихевиоризма? Бихевиоризм представляет собой концепцию научения, основанную на идее о том, что всё поведение приобретается посредством обусловливания, которое происходит через взаимодействие с окружающей средой. Бихевиористы считают, что именно наша реакция на стимулы, предъявляемые окружающей средой, формируют наше поведение.

С точки зрения этого направления, поведение может быть изучено при помощи систематического наблюдения; психическое состояние и психические процессы — эмоции или, например, настроение — при этом учитываться не должны, поскольку они носят слишком субъективный характер.

Уотсон предполагал, что человека можно обучить чему угодно — независимо от таких факторов, как генетический фон, личностные черты, мысли. В пределах его физических возможностей, естественно.

На это и направлено обусловливание:

  • классическое обусловливание — техника, используемая в поведенческом обучении, при которой ранее нейтральный стимул связывается с безусловным и, в конце концов, вызывает ту же реакцию самостоятельно.
  • оперантное обусловливание представляет собой метод научения, который действует посредством серии подкрепляющих желательную реакцию стимулов и наказаний за нежелательную.

Персоналии

Выделяется целый ряд талантливых психологов, которые оставили неизгладимый след в истории бихевиоризма, в том числе:

Важные события

1863 — свою работу «Рефлексы головного мозга» опубликовал И.М. Сеченов, также он ввел понятие тормозных процессов в центральной нервной системе;

1900 — Иван Павлов начал изучать рефлексы;

1913 — Джон Уотсон опубликовал «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой кратко описаны основы бихевиоризма;

1920 — Уотсон и Розали Рейнер провели знаменитый эксперимент «Маленький Альберт»;

1943 — Кларк Халл опубликовал «Принципы поведения» (Principles of Behavior);

1948 — Беррес Ф. Скиннер опубликовал книгу «Вальден Два» (Walden II), в которой описал утопическое общество, основанное на принципах бихевиоризма;

1959 — Ноам Хомский раскритиковал бихевиоризм;

1971 — Беррес Ф. Скиннер выпустил книгу «По ту сторону свободы и достоинства» (Beyond Freedom and Dignity), в которой он утверждал, что свободная воля не более чем иллюзия.

Критика бихевиоризма

  • Многие критики утверждают, что бихевиоризм весьма однобоко подходит к пониманию человеческого поведения и что поведенческие теории не учитывают свободной воли и внутренних механизмов.
  • Бихевиоризм не учитывает других видов научения, особенно тех, что не подразумевают использования подкрепления и наказания.
  • Люди и животные способны менять свое поведение в соответствии с новой информацией, даже если предыдущая модель поведения была создана путем подкрепления.

Сильные стороны бихевиоризма

  • Бихевиоризм основывается на идее важности наблюдаемого поведения, которое легче поддаются количественной оценке; так, сбор данных при проведении исследований упрощается, результаты таких исследований могут похвастаться объективностью.
  • Эффективные терапевтические методы — интенсивное поведенческое вмешательство, анализ поведения, жетонные системы и обучение методом дискретных проб — корнями уходят в бихевиоризм. Они очень полезны в модификации поведения у детей и взрослых.

Бихевиоризм и другие психологические школы

Многие мыслители считали, что бихевиоризм неоправданно пренебрегает факторами, которые оказывают сильное влияние на поведение. Фрейд, например, считал, что бихевиористы зря не принимают во внимание подсознание, чувства, желания и т.д. Карл Роджерс и других гуманисты считали, что бихевиоризм — слишком жёсткая и ограниченная система, не учитывающая такие факторы, как свободная воля.

Позже эксперты в области биопсихологии не раз подчёркивали, что особенности строения головного мозга и генетика играют определяющую роль в механизме формирования поведения человека. Многие специалисты обращают внимание на вопросы мышления, принятия решений и решения проблем, языка. Бихевиористы отвергают важность всех этих процессов и высказываются в пользу изучения лишь только наблюдаемого поведения.

Сегодня бихевиоризм уже не обладает тем влиянием, какое он оказывал на науку в середине XX века; однако некоторые его положения по-прежнему используются — дрессировщиками при работе с животными; родителей и учителями в воспитании детей. Довольно часто взрослые используют подкрепление/наказание для того чтобы сформировать у ребёнка новую модель поведения и предотвратить воспроизведение нежелательной.

Методы влияния на человеческие поступки через призму бихевиоризма

Сам термин «бихевиоризм» происходит от английского слова «поведение» - это направление психологии, который изучает основы поведения человека, причины тех или иных поступков, а также методы влияния. Классический бихевиоризм включает в себя также наблюдение за животными. Что примечательно, эта ветвь психоанализа не видит существенных отличий между поведением человека и братьев наших меньших.

История возникновения

Впервые о бихевиоризме американский психолог Джон Уотсон заявил в 1913 году в своем докладе «Психология, какой ее видит бихевиорист». Его основная идея заключалась в том, что психолог должен изучать поведение, отделяя его от мышления или психической деятельности. Он призывал наблюдать за человеком, точно так же, как за любым предметом исследования естественных наук. Уотсон отрицал значимость изучения сознания, ощущений, эмоций пациента, потому что считал их недостаточно объективными и пережитками философского влияния. Ученый стал в своем роде первооткрывателем науки только из-за того, что озвучил идею, которая активно обсуждалась в научных кругах. Огромное влияние на становление теории сыграло учение о рефлексе (И. П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев).

За время обучения в университете Джон Уотсон посвятил много времени наблюдению за поведением животных. В своей статье о бихевиоризме он раскритиковал популярный в то время метод интроспективного анализа (самоанализ без дополнительных методов исследования).

Его целью было умение предсказывать поведение человека и направлять его. В лабораторных условиях он вывел понятия «стимул-реакция». Это вытекает из учения о рефлексах как ответа на внешний или внутренний раздражающий фактор. По мнению ученого любая поведенческая реакция может быть предугадана, если врачу известны стимул и реакция пациента на него.

Реакция научного мира

Джона Уотсона можно по праву назвать лидером бихевиористичекого движения. Его идеи так пришлись по вкусу психологам, что его мировоззрение приобрело массу поклонников и сторонников. Популярность метода классического бихевиоризма также объясняется его простотой: никаких дополнительных исследований, простое наблюдение и анализ результатов.

Наиболее известными учениками считаются Уильям Хантер и Карл Лешли. Они работали над изучением отсроченной реакции. Ее суть заключалась в предоставлении стимула « сейчас» и получения реакции «потом». Наиболее распространенный пример: обезьяне показывали, в котором из двух ящиков находится банан; затем на время ставили ширму между животным и лакомством, убирали и ждали решения поставленной задачи. Тем самым было доказано, что приматы способны к отсроченной реакции.

Карл Лешли позже пошел по другому пути. Он изучал связь между реакцией на раздражители и различными участками центральной нервной системы. В своих опытах на животных он развивал определенный навык, а затем удалял различные части мозга. Он хотел выяснить зависит ли стойкость навыков от участков коры головного мозга. В ходе его экспериментов было установлено, что все участки мозга равноценны и взаимозаменяемы.

В 40-х годах этого же тысячелетия бихевиоризм трансформировался и дал жизнь новому направлению в психологии – необихевиоризму. Он появился потому, что классический бихевиоризм не мог дать исчерпывающие ответы на постоянно возникающие вопросы. Уотсон не учел, что поведение людей намного сложнее поведения животных. И один стимул может вызвать огромное множество «откликов». Поэтому необихевиористы ввели «промежуточные переменные»: факторы, влияющие на выбор линии поведения.

Отцом необихевиоризма является Б.Ф. Скиннер. Его мировоззрение отличалось от классических представлений бихевиоризма тем, что он не считал неподтвержденные объективно данные научными. Он не ставил перед собой цель воспитания, его больше интересовали мотивы и побуждения, движимые человеком.

Суть метода

Бихевиоризм несет в себе простую идею, что человеческим поведением можно управлять. Этот метод основан на определении зависимости стимул-реакция.

Основоположниками этого направления было выдвинуто мнение, что выбранное поведение человека является ответной реакцией на окружающую действительность. Уотсон пытался это продемонстрировать на примере поведения младенцев. Наиболее известен опыт с белой крысой. 11-месячному ребенку давали играть с лабораторным животным, которое не проявляло никакой агрессии, и малыш был вполне счастлив. Через некоторое время, когда ребенок вновь брал в руки животное, за его спиной сильно стучали палкой по металлической пластине. Младенец пугался громких звуков, бросал животное и плакал. Вскоре его пугал сам вид белой крысы. Таким образом, ученый искусственно сформировал негативную связь «стимул-реакция».

Бихевиоризм ставит перед собой цель управлять и предсказывать поведение человека. Этим по сей день успешно пользуются маркетологи, политики, менеджеры по продажам.

Поклонники этого направления определяют прямую зависимость от воздействия общества и окружающей среды на становление человека как личности.

К минусам данной теории можно смело отнести то, что никто не учитывает генетическую предрасположенность (например, тип темперамента передается по наследству) и внутренние мотивы, которые оказывают не последнее влияние на принятие решений. Ведь нельзя проводить параллель между поведением животного и человека, не учитывая различие психики и сигнальных систем.

Джон Уотсон считал, что если правильно подобрать стимулы, то можно запрограммировать человека на определенное поведение и выработать в нем необходимые качества личности и черты характера. Это ошибочное мнение, так как во внимание не берется индивидуальные особенности каждого и внутренне стремления, желания, побуждения. Отвергая идею различия и человеческой индивидуальности, все усилия приверженцев классического бихевиоризма направлены на создание послушной и удобной машины.

Методы

Гуру бихевиоризма использовал в своей практике следующие методы:

  • Простое наблюдение;
  • Тестирование;
  • Дословная запись;
  • Метод условных рефлексов.

Метод простого наблюдения или с использованием техники стал основным и полностью соответствовал главной идее этого направления в психологии – отрицание интроспекции.

Тестирование было направлено на более детальное изучение поведения человека, а не его психологических особенностей.

А вот с методом дословной записи все оказалось немного сложнее. Его использование говорит о несомненной пользе интроспекции. Ведь даже при своих убеждениях, Уотсон не мог отрицать важную роль наблюдения за глубинными психологическими процессами. В его понимании речь и словесное выражение мыслей было сродни действиям, за которыми можно наблюдать и которые можно анализировать. Записи, которые нельзя было объективно подтвердить (мысли, образы, ощущения) в расчет не принимались.

Ученые наблюдают за испытуемым в естественных для него условиях и в искусственно создаваемых в лаборатории ситуациях. Большую часть своих экспериментов они проводили на животных и выводили определенные закономерности и связи в их поведении. Полученные данные они переносили на человека. В опытах с животными исключалось влияние промежуточных факторов и внутренних скрытых мотивов, что упрощало обработку данных.

Метод условных рефлексов позволяет отследить прямую связь с учениями Павлова и Сеченова. Уотсон изучал закономерности между «стимулом» и реакцией на раздражитель и сводил их к простейшему союзу «стимул-ответ».

Бихевиоризм в психологии сводится к упрощению ее до уровня наук, которые довольствуются исключительно объективными фактами и данными. Этот раздел психологии стремится исключить ментальную составляющую и инстинктивное поведение человека.

Поведенческая психотерапия

Бихевиоризм как теоретическая ветвь психологии трансформировался в поведенческую психотерапию, которая стала одним из ведущих методов решения проблем.

Когитивно-бихевиориальная терапия направлена на решение психологических проблем, причиной возникновения которых были неправильные или вредные убеждения и аффирмации.

В начале прошлого столетия Эдвард Торндайк сформулировал два основных закона, которые успешно применяются и в современной психотерапевтической практике:

  1. Закон эффекта: чем сильнее удовольствие, которое вызывает определенное действие, тем сильнее связь «стимул-реакция»; соответственно, негативно окрашенные эмоции делают эту связь более слабой;
  2. Закон упражнения: повторение какого-либо действия облегчает его выполнение в дальнейшем.

В этой практике пациент играет ведомую роль: он отвечает на вопросы психолога, выполняет рекомендованные упражнения. В ходе лечения члены семьи принимают живое участие в терапевтических мероприятиях: они поддерживают пациента, помогают ему выполнять «домашние задания».

Бихевиоризм привнес в это направление психотерапии принцип «минимального вторжения». Это означает, что вмешиваться в жизнь пациента врач должен только в той степени, которая необходима для решения конкретной задачи. Отправной точкой является определенная проблема, которая требует разрешения (принцип «здесь и сейчас»).

Бихевиориальная терапия имеет в своем арсенале множество методов:

Подскажите кто такие бихевиористы и чем они занимались

с моделями поведения работают

Необихевиоризм - разновидность бихевиоризма, предполагающая более сложную связь между стимулом и реакцией: существует промежуточное звено - интеллект человека, работающий по принципу программируемой матрицы с прогнозируемыми связями между входом и выходом. В этом случае нет четкой и прямой связи между стимулом и реакцией, а есть набор реакций на определенный стимул, обусловленный личностными характеристиками индивида.

Бихевиорист

Бихевиори́зм (от англ. behaviour — «поведение», ещё один вариант произношения: «би-хэ́й-вио-ри́зм» с двумя ударениями) — направление в психологии, объясняющее поведение человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.

Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта, в противоположность ассоцианизму и психоанализу.

Содержание

Методы

Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека.

В СССР

В СССР бихевиоризм рассматривался как буржуазное извращение психологии. Особенно активно критиковал этот подход А.Н.Леонтьев. В основном критика сводилась к тому, что бихевиоризм отрицал роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека.

В то же время к бихевиоризму были близки существовавшие в СССР в 1920—1930-е гг. «объективная психология» П.П.Блонского и «рефлексология» В.М.Бехтерева.

Развитие

Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

См. также

  • Организационное поведение
  • Необихевиоризм
  • Инструментальный рефлекс
  • Дескриптивный бихевиоризм
  • Молекулярный бихевиоризм
  • Молярный бихевиоризм
  • Рефлекс
  • Когнитивная психология
  • Этология

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бихевиорист" в других словарях:

бихевиорист — м. 1. Приверженец бихевиоризма. 2. Представитель бихевиоризма. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

бихевиорист — бихевиор ист, а … Русский орфографический словарь

БИХЕВИОРИСТ — Тот, кто поддерживает теоретические и методологические положения бихевиоризма … Толковый словарь по психологии

Бихевиоризм (behaviorism) — Б. оставался наиболее значительным движением в эксперим. психологии на протяжении трех четвертей XX в. Истоки Б. можно проследить в работах таких психологов, как Э.Л. Торндайк и И. П. Павлов, еще до его формального провозглашения Джоном Б.… … Психологическая энциклопедия

Бихевиоризм: история (behaviorism: history) — В широком контексте развития психологии, науки и американского об ва Б. имеет чрезвычайно богатую и насыщенную событиями историю. Очерк его истории проще всего начать с краткого словарного определения Б. как «психологической школы, считающей, что … Психологическая энциклопедия

Лаудан Ларри — Ларри Лаудан и методология исследовательских традиций Цель науки решение проблем В книге «Научный прогресс» (1977) Лаудан определил науку как «тип деятельности, направленной на решение проблем». Базовыми характеристиками модели научного… … Западная философия от истоков до наших дней

Психотерапия (psychotherapy) — П. это метод работы с пациентами/клиентами в целях оказания им помощи в модификации, изменении или ослаблении факторов, мешающих эффективной жизни. Она предполагает взаимодействие между психотерапевтом и пациентами/клиентами ради достижения этих… … Психологическая энциклопедия

Редукционизм (reductionism) — Согласно иерархии наук, предложенной О. Контом, самое высокое положение отводится математике, далее следуют астрономия, физика, биология, этика и социология. Хотя совр. стандарты делают ранжирование Конта сомнительным, его логика вполне очевидна … Психологическая энциклопедия

УОТСОН Джон Бродес — (Watson, John Broadus) (), американский психолог. Родился в Гринвилле (шт. Южная Каролина) 9 января 1878. Учился в университете Фермана и Чикагском университете. В профессор экспериментальной и сравнительной психологии, а также … Энциклопедия Кольера

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

Бихевиоризм - это что такое? Бихевиоризм в психологии, его представители

Бихевиоризм – это движение в психологии, которое полностью отрицало сознание человека как самостоятельное явление и отождествляло его с поведенческими реакциями индивида на различные внешние раздражители. Проще говоря, все чувства и мысли человека сводились к двигательным рефлексам, вырабатываемым у него с опытом в течение жизни. Эта теория в свое время произвела революцию в психологии. О ее основных положениях, сильных и слабых сторонах мы поговорим в этой статье.

Определение

Бихевиоризм – это направление в психологии, изучающее поведенческие особенности людей и животных. Свое название это течение получило не случайно - английское слово «behaviour» переводится как «поведение». Бихевиоризм на многие десятилетия определил облик американской психологии. Это революционное направление радикально преобразовало все научные представления о психике. В его основе была заложена мысль о том, что предметом изучения психологии является не сознание, а поведение. Поскольку в начале 20 века было принято ставить знак равенства между этими двумя понятиями, возникла версия, что устраняя сознание, бихевиоризм устраняет и психику. Основателем этого течения в психологии стал американец Джон Уотсон.

Суть бихевиоризма

Бихевиоризм – это наука о поведенческих реакциях людей и животных в ответ на влияние окружающей среды. Важнейшей категорией этого течения является стимул. Под ним понимается любое стороннее воздействие на человека. Сюда входит и наличная, данная ситуация, подкрепление и реакция, в качестве которых может выступать эмоциональное или словесное реагирование окружающих людей. При этом субъективные переживания не отрицаются, но ставятся в зависимое положение от этих воздействий.

Во второй половине ХХ века постулаты бихевиоризма были частично опровергнуты другим направлением – когнитивной психологией. Однако многие идеи этого течения и в наши дни широко используются в отдельных направлениях психотерапии.

Мотивы возникновения бихевиоризма

Бихевиоризм – это прогрессивное направление в психологии, возникшее на фоне критики основного метода изучения психики человека в конце XIX века – интроспекции. Основанием для сомнения в достоверности этой теории послужил недостаток объективных измерений и разрозненность получаемых сведений. Бихевиоризм призывал изучать поведение человека как объективный феномен психики. Философской основой этого течения стала концепция Джона Локка о появлении на свет индивида с чистого листа и отрицание существования некой мыслящей субстанции Гоббса Томаса.

В противоположность традиционной теории, психолог Уотсон Джон предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Эти понятия можно было подвергнуть измерению, поэтому данное воззрение быстро нашло преданных сторонников. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Павлов.

Теория Павлова

Бихевиоризм в психологии основывался на исследованиях нашего соотечественника – академика Ивана Петровича Павлова. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.

В свою очередь Уотсон Джон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные. Как именно формируются сложные формы поведения, ученым раскрыто не было. Эксперименты Уотсона были весьма спорными с точки зрения морали, что вызывало негативную реакцию окружающих.

Исследования Торндайка

На основе многочисленных исследований возник бихевиоризм. Представители разных психологических направлений внесли немалый вклад в развитие этого течения. Например, Эдвард Торндайк ввел в психологию понятие оперантного поведения, которое складывается на базе проб и ошибок. Этот ученый называл себя не бихевиористом, а коннексионистом (от английского «connection» - связь). Свои эксперименты он проводил на белых крысах и голубях.

То, что природа интеллекта базируется на ассоциативных реакциях, утверждал еще Гоббс. То, что соответствующее умственное развитие позволяет животному приспособиться к условиям окружающей среды, заметил Спенсер. Однако лишь с опытами Торндайка пришло понимание того, что сущность интеллекта может быть выявлена без обращения к сознанию. Ассоциация предполагала, что связь осуществляется не между некими идеями в голове у подопытного, и не между движениями и идеями, а между ситуациями и движениями.

За исходный момент движения Торндайк, в противоположность Уотсону, принимал не внешний импульс, заставляющий тело подопытного двигаться, а проблемную ситуацию, заставляющую организм приспосабливаться к условиям окружающей действительности и строить новую формулу поведенческого реагирования. По мнению ученого, в отличие от рефлекса, связь понятий «ситуация - реакция» можно было охарактеризовать такими признаками:

  • отправная точка – проблемная ситуация;
  • в ответ организм пытается противостоять ей как целое;
  • он активно ищет соответствующую линию поведения;
  • и выучивается новым приемам методом упражнения.

Бихевиоризм в психологии во многом обязан своим появлением теории Торндайка. Однако в своих исследованиях он пользовался понятиями, которые это течение впоследствии полностью исключило из понимания психологии. Если Торндайк утверждал, что поведение организма формируется на чувстве удовольствия любо дискомфорта и выдвигал теорию о «законе готовности» как о способе изменения импульсов реагирования, то бихевиористы запрещали обращаться исследователю и к внутренним ощущениям субъекта, и к его физиологическим факторам.

Положения бихевиоризма

Основоположником направления стал американский исследователь Джон Уотсон. Он выдвинул несколько положений, на которых основывается психологический бихевиоризм:

  1. Предметом изучения психологии является поведение и поведенческие реакции живых существ, так как именно эти проявления могут быть исследованы путем наблюдения.
  2. Поведение определяет собой все физиологические и психические аспекты существования человека.
  3. Поведение животных и людей необходимо рассматривать как совокупность двигательного реагирования на внешние раздражители – стимулы.
  4. Зная характер стимула, можно предугадать последующую реакцию. Научиться верно предсказывать действия индивида – основная задача направления «бихевиоризм». Поведение человека можно формировать и контролировать.
  5. Все реакции индивида имеют либо приобретенную природу (условные рефлексы), либо передаются по наследству (безусловные рефлексы).
  6. Поведение человека – это результат обучения, когда успешные реакции путем многократного повторения автоматизируются, закрепляются в памяти и впоследствии могут быть воспроизведены. Таким образом, формирование навыков происходит с помощью вырабатывания условного рефлекса.
  7. Речь и мышление также следует считать навыками.
  8. Память является механизмом удержания приобретенных навыков.
  9. Развитие психических реакций происходит всю жизнь и зависит от окружающей действительности – условий жизни, социального окружения и так далее.
  10. Периодизация возрастного развития отсутствует. Никаких общих закономерностей в формировании детской психики на разных возрастных этапах нет.
  11. Под эмоциями нужно понимать реакции организма на позитивные и негативные стимулы окружающей среды.

Плюсы и минусы бихевиоризма

В каждом направлении научной деятельности существуют свои сильные и слабые стороны. Направление "бихевиоризм" также имеет свои плюсы и минусы. Для своего времени это было прогрессивное направление, но сейчас его постулаты не выдерживают никакой критики. Итак, рассмотрим достоинства и недостатки этой теории:

  1. Предмет бихевиоризма – изучение поведенческих реакций человека. Для своего времени это был весьма прогрессивный подход, ведь ранее психологами изучалось лишь сознание индивида в отрыве от объективной реальности. Однако расширив понимание предмета психологии, бихевиористы сделали это неадекватно и однобоко, полностью игнорируя сознание человека как явление.
  2. Последователи бихевиоризма остро поставили вопрос об объективном изучении психологии индивида. Однако поведение человека и других живых существ рассматривалось ими только во внешних проявлениях. Ненаблюдаемые психические и физиологические процессы ими полностью игнорировались.
  3. Теория бихевиоризма подразумевала, что поведением человека можно управлять в зависимости от практических нужд исследователя, однако из-за механического подхода к изучению проблемы поведение индивида сводилось к совокупности простейших реакций. Вся активная деятельная сущность человека при этом игнорировалась.
  4. Бихевиористы сделали метод лабораторного эксперимента основой психологического исследования, ввели практику опытов над животными. Однако при этом ученые не видели особой качественной разницы между поведением человека, зверя или птицы.
  5. При установлении механизма выработки навыков были отброшены важнейшие компоненты – мотивация и психический образ действия как основа его реализации. Социальный фактор бихевиористами исключался полностью.

Представители бихевиоризма

Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Однако один исследователь не способен в одиночку создать целое движение. Еще несколько ярких исследователей пропагандировали бихевиоризм. Представители этого течения были выдающимися экспериментаторами. Один из них, Хантер Уильям, создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал. Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.

Другой ученый – Лешли Карл – пошел еще дальше. Он с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.

Другие течения бихевиоризма

И все же попытка низвести сознание до совокупности стандартных поведенческих реакций не увенчалась успехом. Бихевиористам требовалось расширить понимание психологии и включить в него понятия мотива и редукции образа. В связи с этим в 1960-е годы появилось несколько новых течений. Одно из них – когнитивный бихевиоризм – было основано Э. Толменом. Оно основывается на том, что психические процессы при научении не ограничиваются связью «стимул – реакция». Психолог нашел промежуточную фазу между этими двумя событиями – когнитивное представление. Таким образом, он предложил свою схему, разъясняющую суть поведения человека: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты он видел состоящими из «когнитивных карт» (умственных образов изученной местности), возможных ожиданий и прочих переменных. Свои взгляды Толмен доказывал различными экспериментами. Он заставлял животных искать корм в лабиринте, и они находили пищу разными путями вне зависимости от того, к какой дороге были приучены. Очевидно, что для них цель была важнее, чем способ поведения. Поэтому Толмэн назвал свою систему взглядов «целевым бихевиоризмом».

Существует направление «социальный бихевиоризм», которое также вносит свои коррективы в стандартную схему «стимул-реакция». Ее сторонники считают, что при определении стимулов, которые должным образом будут воздействовать на поведение человека, нужно учитывать индивидуальные особенности индивида, его социальный опыт.

Бихевиоризм и психоанализ

Полностью отрицал сознание человека бихевиоризм. Психоанализ, в свою очередь, был направлен на изучение глубинных особенностей человеческой психики. Основоположник теории Зигмунд Фрейд вывел два ключевых понятия в психологии – «сознание» и «бессознательное» - и доказал, что многие поступки человека нельзя объяснить рациональными методами. В основе некоторых поведенческих реакций человека лежит тонкая интеллектуальная работа, протекающая вне сферы сознания. Бессознательным могут оказаться угрызение совести, чувство вины, острая самокритика. Первоначально теория Фрейда была встречена в научном мире прохладно, однако со временем она завоевала весь мир. Благодаря этому движению психология вновь начала изучать живого человека, проникать в сущность его души и поведения.

Со временем бихевиоризм изжил себя, так как его представления о человеческой психике оказались слишком однобокими.

Бихевиоризм

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.

Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм - бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции - с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).

Основной метод классического бихевиоризма - наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Миссия бихевиоризма - перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения. Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.

"Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!". - Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.

Джон Уотсон - основатель бихевиоризма

Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее "что в поведении есть", "что мы в поведении изменить хотим" и "что для этого конкретно следует сделать". Со временем, однако, возникла необходимость различать бихевиоральный и поведенческий подход. Бихевиоральный подход в практической психологии - подход, реализующий принципы классического бихевиоризма, то есть работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Однако поведенческий подход - шире. Он включает в себя не только бихевиоральный, но и когнитивно-бихевиоральный, и личностно-поведенческий подход, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) - любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность. См.→

Бихевиоризм подход хорошо сочетается с другими подходами современной практической психологии. Многие современные бихевиористы используют элементы и гештальт-подхода, и элементы психоанализа. Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д.Роттера.

В психотерапии бихевиоральный подход - один из многих часто используемых подходов.

Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации - по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета. Смотри Основные подходы в практической психологии

Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы. Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В сложных, запутанных, "личностных" случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести. Смотри →