Компьютерная зависимость статистика по россии

Исследование: 53% россиян признают себя зависимыми от Интернета



Специалисты мониторингового агентства NewsEffector провели исследование, чтобы выяснить, насколько россияне подвержены интернет-зависимости.

Оглавление:

Фото: Flickr by pacfolly Было опрошено 7800 человек в возрасте 18–55 лет из различных российских городов.

61% опрошенных чувствуют, что год от года количество времени, проводимого ими в Интернете, возрастает. При этом 30% респондентов признают, что часто просто бесцельно бродят по Интернету в поисках какой-либо информации.

Более трети респондентов ощущают постепенное усиление своей зависимости от всемирной паутины. 15% обеспокоены такой тенденцией.

В то же время, подавляющее большинство россиян (78% респондентов) уверены в том, что Интернет полезен человечеству. 5% настроены негативно, считая Интернет злом.



53% опрошенных признают, что вообще не могут жить без Интернета. 33% ощущают повышенную раздражительность и испытывают стресс при отсутствии доступа в Интернет.

25% российских женщин и 20% мужчин подтвердили готовность отказаться, в случае необходимости, от секса на три недели, но только не от доступа в сеть.

12% опрошенных мужчин и 9% женщин ставят Интернет выше общения с родными. 34% мужчин и 32% женщин предпочитают общаться с друзьями через Интернет, а не вживую.

17% женщин и 12% мужчин готовы ради Интернета отказаться от телефона, 78% мужчин и 75% женщин — от телевизора. Очень многие готовы пожертвовать ради доступа в сеть бытовым комфортом, в частности, горячей водой (69% мужчин и 42% женщин), и ограничить себя в еде (45% мужчин и 56% женщин).

Больше всего времени россияне проводят в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Mail.ru. На втором месте по популярности — сайты знакомств и эротические ресурсы. Далее идут сайты онлайн-игр, а за ними — новостные интернет-издания.



В целом, очевидно, что в России, как и во многих других странах, количество зависимых от Интернета с каждым годом увеличивается, и развитию этого сопутствующего прогрессу психического расстройства у людей крайне трудно противостоять.

Компьютерная зависимость статистика по россии

В нашей стране вопрос игромании также стоит очень остро. В связи с повсеместным запретом казино, игровых залов, игровых автоматов, возникла огромная сеть игровых интернет-клубов, и данная зависимость захватывает все больше количества российской молодежи.

Компьютерная игровая зависимость - форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно [15, с.3].

Компьютерная игровая зависимость поражает в основном молодую часть населения, преимущественно подростков. Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый возраст, - это подросткилет, которые только начинают знакомиться с миром. Бывает, что они неделями прогуливают школу, проводя сутки в компьютерных клубах. Подростки, ночующие в помещении компьютерных залов, уже стали реальностью сегодняшнего дня [5, с.23].

Официальной статистики по игромании в России нет. По данным СМИ, игроманов в России более 2 млн. человек. При этом, симптом компьютерно-игровой зависимости обнаруживается примерно у% российских подростков [20, с.16]. Приводятся данные, что в Москве на 10,5 млн жителей до 1 июля 2009 г. приходилось 516 залов игровых автоматов и 30 казино. По результатам выборочного опроса учеников городских школ было выявлено, что увлекаются компьютерными играми - 80 % из них, а дети в возрастелет уже имеют "игровой опыт" от 4 до 6 лет [8]. Опрос пользователей Facebook показал, что из 250 миллионов его пользователей 19 % признались, что чувствуют сильную игровую зависимость [2].



Конечно, многофункциональность компьютерных технологий и ее развитие не может не радовать наше прогрессивное общество. Более мощные компьютеры, более быстрые в функционировании очень удобны для людей, чья работа связана с взаимодействием с компьютером. Кроме того, в разумных пределах компьютерные игры являются даже полезными как средства, развивающие логику, внимание и мышление; многие игры могут быть познавательными.

Другое дело - компьютерные ролевые игры, во время которых игрок "перевоплощается" в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. Наибольшую опасность представляют "стрелялки", которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии, и создающими иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности [4, с.280].

Большинство ролевых компьютерных игр рассчитано на подростковый возраст. Эти игры написаны людьми старшего поколения, без учета возрастных психологических особенностей. Подобные игры сильно влияют на формирование современных детей и подростков в период их активной социализации и усвоения социальных ролей [6, с.956].

Отличительная особенность этой формы зависимости состоит в том, что при игровой зависимости деятельность человека полностью погружается в смоделированную компьютером реальность, при этом создается эффект участия игрока в виртуальной реальности. События в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен.

При этом, современные компьютерные игры обладают развитым звуковым и видео-сопровождением, которые создают ощущение реалистичности выдуманного мира и на время отстраняют пользователя от восприятия истинной реальности. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет подростку, страдающему игровой зависимостью, прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни. Происходит процесс, в процессе которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии, т.к. ребенок меньше интересуется обыкновенными игрушками и все чаще стремится к виртуальным играм.

Кроме того, разработчики, для усиления пристрастия к компьютерным играм, вводят в них дополнительные небольшие секретные задания, поиск которых требует массу времени. Еще один из способов развития игрой компьютерной зависимости - это предоставление широких мультимедийных возможностей, когда геймер может самостоятельно разработать собственный сценарий игры, а иногда даже собственные персонажи. Многие компьютерные игры включают в себя помимо решения логических задач и определенную эмоциональную нагрузку, которая во многом и объясняет большинство случаев сверхценного отношения к играм.

При ярко выраженной игровой зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая, социальная дезадаптация человека, на фоне которой, а также углубления в мир виртуальной реальности, могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения. Особая опасность здесь в том, что игроман может страдать раздвоением личности, т.к. начинает вживаться в роль какого-нибудь героя игры, представляя себя им, что может приводить к непредсказуемым последствиям [11, с.70].



В прессе появляется много сообщений о том, что игровая компьютерная зависимость приводила к трагическим последствиям. Так, в августе 2001 года - двадцатидвухлетний житель Таиланда умер во время игры в Counter-Strike. Отработав смену на заводе, он направился в Интернет-клуб. Друзья обнаружили его в критическом состоянии только на следующий день. Молодого человека доставили в больницу, однако было уже поздно и он умер не приходя в сознание. Причиной смерти стала сердечная недостаточность - геймер просто переволновался во время игры. А в октябре 2005 года после многосуточной игры в WorldofWarcraft, от истощения умерла китайская девочка [10].

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютерным играм. При этом, страдают прежде всего дети с неустойчивой психикой, способных поддаваться внешнему влиянию, т.е. в большинстве случаев игровая зависимость возникают на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром, невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым. Ребенок в процессе игры самоизолируется, и постепенно изменяется не только его отношение к игре, но и мировоззрение. Рушатся моральные принципы, происходит самоотторжение играющего от общества. Игровой мир полностью вытесняет реальность.

В игре детям и подросткам хорошо, - там они сильные, смелые, успешные. При этом, проиграв, они могут переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся фрагмент игры. Состояние игровой зависимости выбивает их из жизни, причем таким образом, что у него не остается других интересов, кроме игры. "Выныривая" из виртуального мира в реальный, дети и подростки испытывают дискомфорт, ощущают себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде.

Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоционально-психологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, конфликтные отношения со сверстниками и одноклассниками. Особенно игры захватывает тех детей и подростков, которые болезненно ощущают свою неуспешность, заниженную самооценку. Возможность избавления от своих комплексов они находят в виртуальном мире, при помощи игры они самоутверждаются, представления себя в различных обличьях [11, с.272].

По наблюдениям педагогов и родителей, патологическое пристрастие к компьютерным играм вызывает значительные проблемы, связанные с успешной социализацией детей, физическим и даже психическим здоровьем: появляется раздражительность, агрессивность, импульсивность, быстрая утомляемость, неспособность переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, нарушается сон, пропадает желание общения с кем-либо.



Дети и подростки ощущают депрессию и тревогу, когда что-либо или кто-либо мешает его планам "посидеть" за компьютером, часто погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру, например, размышляя о том, как пройти следующий уровень игры, страдает из-за несделанных важных дел реальной жизни [13, с.3].

Особо хотелось подчеркнуть отрицательный момент игр, связанный с возникновением иллюзии всевластия, в частности, по вопросу "жизнь-смерть" в игровом пространстве. Для детей и подростков характерна незрелость представлений о смерти, в связи с чем может быстро сформироваться представление о возможности иметь несколько "жизней", стоит лишь только "перезагрузить" игру, которые могут быть перенесены из виртуальной реальности в обычную жизнь.

В реальной жизни такой возможности нет, но дети, к сожалению, этого не понимают, и то, что сделано, порой уже не исправить. Так, весь мир обошел страшный случай, когда в Америке мальчик убил сестренку, не сомневаясь, что у нее, как у компьютерного персонажа, есть вторая жизнь.

Таким образом, пристрастие к азартным играм столь же опасно, как и злоупотребление алкоголем или наркотиками. Чрезмерное увлечение компьютерными играми стало одной из актуальных проблем молодежи начала третьего тысячелетия.

Компьютерные игры в настоящее время стали для многих детей и подростков важнее учебы или прогулки с друзьями. Они привязывают детей к несуществующим объектам, мешая получать удовольствие от общения с окружающими людьми. В результате у подростков отмечается отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. Игровая зависимость несет опасность, напрямую связанную с личностными изменениями.

Интернет-зависимость подростков. Статистические данные

Под термином «привычка» мы подразумеваем влечение субъекта к определенному чувству удовлетрорения. При этом субъекту не удается справиться с этим порывом, он чувствует навязчивое желание совершать определенное действие, которое может быть вредоносным как для самого субъекта, так и для окружающих. Все формы зависимости, как и рассматриваемый нами случай интернет-зависимости, характеризуются поиском чувства удовлетворения, в данном случае – при пользовании интернетом. В результате увеличивается время, которое затрачивается на достижение этого чувства. При этом отсутствие интернета может быть равносильно стрессовой ситуации.

Исследования специалистов по психическому здоровью относительно интернет-зависимости начались уже в 1996 году, но согласие в названии этого термина, критериях и методах диагностирования пока не достигнуто. Существует ряд терминов, связанных с неумеренным использованием интернета: возникновение привыкания к интернету, патологическое использование интернета, проблемное использование интернета, интернет-зависимость.

Однако невзирая на то, какое название применяется для описания феномена привычки к интернету, наличие зависимости человека от интернета не поддается сомнению. Зависимость существует при условии, если поведение человека, направленное на достижение чувства радости и на избавление от какого-либо психологического груза, выходит из-под его контроля. Человек постепенно перестает контролировать свое поведение и тягу к интернету, несмотря на ее отрицательные последствия.

Такая потеря контроля, возникающая у человека, попавшего в инрернет-зависимость, является бесспорной. Изучая статистические данные последних исследований, а также вспоминая современную социальную действительность, в которой все мы пребываем, мы убеждаемся, что использование интернета в современной Греции срослось с повседневной жизнью подростков и приняло колоссальные масштабы. Здесь стоит привести статистические данные исследования, проведенного Научно-исследовательским институтом психического здоровья, чтобы убедиться в справедливости сказанного. Исследование показало, что один из четырех подростков (24,3%), по крайней мере, три часа в день проводит за компьютером и интернетом, при этом в выходные дни этот процент практически удваивается и достигает 41%.

Ученики средних и старших классов посвящают много свободного времени скачиванию музыки из интернета, загрузке фотографий, играм и общению с друзьями в социальных сетях (Facebook, Twitter и т.д.). Процент увеличивается в зависимости от возраста: 14,1% – 11 лет, 25,8% – 13 лет, 33,7% – 15 лет. Результаты отличны и в зависимости от пола: 26,8% – мальчики, 21,9 – девочки. С 2006 по 2010 год число подростков, проводящих за компьютером не менее трех часов каждый день, увеличилось в четыре раза (с 5,7 % до 21,7%).

Кроме того, по крайней мере, один из шести пятнадцатилетних подростков выказывает признаки зависимости от пользования интернетом. 5,5% подростков, в особенности мальчики, обнаруживают симптомы зависимости от компьютерных игр. Трое из пяти пятнадцатилетних школьников (59,4%) проводят в интернете больше времени, чем изначально планируют. Двое из пяти (42,3%) признаются, что постоянно думают об интернете, один из трех (30,8%) использует интернет как способ ухода от своих проблем и выход негативным эмоциям, таким как безнадежность, чувство вины, стресс, депрессия и др.



Кроме того, один из четырех (25,4%) подростков чувствует, что должен находиться за компьютером все больше времени, чтобы почувствовать себя удовлетворенным. Аналогичный процент подростков говорит неправду своей семье или кому-либо другому, чтобы скрыть количество времени, проводимого за компьютером. Один из пяти подростков (19,7%) признается, что имеет неудачные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование интернета, в то время как один из шести (16,8%) подверг опасности важную составляющую своей жизни (отношения с близкими, работу, учебу) из-за чрезмерного использования интернета. Все высказанное подтверждается последним исследованием «Safer Internet 2008» для Греции, согласно которому трое из десяти греческих родителей не находятся рядом с детьми, когда те «сидят» в интернете, и 35% греческих родителей никак не ограничивают пользование детей интернетом.

Напротив, только один из десяти родителей запрещает скачивание музыки, фильмов и игр. Согласно другому международному исследованию, 74,4% опрашиваемых детей отвечают, что имеют доступ в интернет в любое желаемое время без каких-либо ограничений, а 9,7% признаются вопроснику – не родителям – что подвергались нападкам педофилов в чате, email и в различных социальных сетях. Примечательно, что, согласно международным исследованиям, средним возрастом первого знакомства с порнографией считается одиннадцать лет. Наибольшее потребление порнографии происходит в возрасте 12 – 17 лет, при этом сто тысяч интернет сайтов предлагают огромное количество детской порнографии.

80% подростков в возрасте 15 – 17 лет признаются, что не раз наблюдали в интернете сцены сексуального насилия. 90% детей в возрасте 8 – 16 лет смотрели порнографические фильмы, делая школьные домашние задания. Кроме исследования сайтов порнографического содержания, дети часто учатся азартным играм, склоняются к приему наркотиков, принимают участие в травмоопасных играх и даже доходят до самоубийства. Сетевые игры, изобилующие насилием, развивающие ненависть, садизм и стремление к смерти, также представляют огромную опасность.

Кроме того, с помощью интернета могут осуществляться различные действия порнографического характера. Молодые люди посещают соответствующие сайты, покупают различные товары в sex shop, знакомятся с женщинами легкого поведения и развращенными людьми.

Все вышеприведенные статистические данные указывают на постепенное увеличение количества времени, проводимого за интернетом среди греков – 55% населения, то есть более 5.100.000 жителей Греции. В соответствии с последними данными, греки занимают первое место по проводимому в интернете времени. Среднестатистический грек проводит в сети 17,1 часа в неделю, то есть посвящает интернету даже больше времени, чем телевизору (16,9 часа). Это на 2,3 часа больше средней цифры по Европейскому союзу. Предполагается, что к 2020 году количество пользователей интернета в мировом масштабе составит 5 миллиардов человек, в то время как в последующие три года все мобильные телефоны окончательно станут смартфонами.



На основании приведенных данных становится ясно, что зависимость молодежи от интернета несет серьезную угрозу для ее психического и физического здоровья. Активное изучение последствий неумеренного и бесконтрольного использования подростками интернета позволяет сделать вывод, что терапевтический подход к данной проблеме касается не только психологов, психиатров, социальных работников и других специалистов по психическим заболеваниям человека.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Статистика

В 2014 году CEO агентства Insight ONE опубликовали интересную статистику о состоянии игровой индустрии в России на 2014 год. Статистика основана на данных Mail.ru Group, J’son & Partners, NewZoo, RBK Money, White Label Statistics, Advertising Age, VirtualGiveaway, Jupiter Communications, МТС, «Евросети», Nielsen, The Esa.

По данным статистики:

  • 58% Россиян играют в игры;
  • средний возраст игрока — 30 лет;
  • 68% всех игроков взрослые люди (старше 18 лет);
  • 45% всех игроков России — женщины;
  • почти каждый 2-ой игрок семейный человек;
  • около 89% родителей играют в игры вместе со своими детьми (чаще всего детские игры);
  • 77% всех игроков играют хотя бы 1 час в неделю;
  • 36% играет в игры на своих смартфонах;

Онлайн-игры в России

Структура онлайн-сегмента сильно изменилась за последние 2 года — резко выросла доля социальных игр. Вырос также и средний возраст игрока — 33 года. На текущий момент онлайн-игры с оборотом более $1,3 млрд. являются самым прибыльным сегментом интернет-бизнеса в России.

Типичный игрок

  • средний возраст игрока — 33 года;
  • 45% игроков женаты/замужем;
  • 13% состоят в гражданском браке;
  • 40% MMO игроков являются родителями;
  • женщины обычно играют в социальные игры.

Сколько игроков в России

47% россиян являются активными интернет-пользователями, из них 68% активно играют в онлайн-игры.

Кто играет в компьютерные игры

За что игроки платят больше

Самая высокая доля платящих игроков среди пользователей онлайн-игр у сегмента ММО. Многопользовательские игры отличает лояльная аудитория, которая готова тратить на внутриигровые платежи порядкаруб. в месяц.



Компьютерная зависимость статистика по россии

  • По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями.
  • В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.
  • Более четверти детей проводят в Сети от 7 до 14 часов в неделю, или около 1-2 часов в день. В то же время каждый пятый ребенок находится в Интернете более 21 часа в неделю.
  • Большинство российских детей выходят в Сеть бесконтрольно. Около 80% детей в России выходят в Интернет через отдельные компьютеры в своих комнатах или через мобильные телефоны.
  • Более 80% российских подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей. Около 40% детей впоследствии начинают встречаться с сетевыми знакомыми в офлайне. В Европе только 8% детей встречаются с новыми онлайн-знакомыми в реальности.
  • Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными иг рами.
  • Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей
  • Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам.
  • Подростки от 12 до 17 лет являются основной группой риска для развития интернет-зависимости в силу своих возрастных особенностей.
  • Дети и подростки нуждаются в самовыражении. Если нет других средств поделиться своими мыслями и энергией, они обращаются к компьютеру.
  • Примерно треть вредоносного ПО, существующего в настоящее время, создана детьми до 11 лет. Дети начинают интересоваться разработкой кодов, столкнувшись с проблемами во время игр онлайн.
  • 204 миллиона новых электронных писем;
  • 20 миллионов просмотров фотографий на Flickr;
  • 6 миллионов просмотров страниц Facebook;
  • болеее 2 миллионов поисковых запросов в Google;
  • 1,3 миллиона просмотров видео в YouTube;
  • авторизаций пользователей в Facebook;
  • новых твитов в Twitter;
  • $— общая сумма продаж в Amazon;
  • часов музыки передает музыкальный сервис Pandora;
  • приложений скачивают пользователи;
  • 3 000 фото загружается на Flickr;
  • 1 300 человек начинают пользоваться мобильными устройствами;
  • более 320 новых профилей появляется в Twitter;
  • 135 троянских заражений ботнет-сетями;
  • более 100 новых профилей в Linkedin;
  • 30 часов нового видео загружается в YouTube;
  • 20 пользователей становятся жертвами кражи личных данных;
  • 6 новых статей публикуется в Википедии.

Технологии

Интернет

Откуда берется интернет-зависимость

Почему в России так много интернет-зависимых

Уровень интернет-зависимости обуславливается как проникновением интернета, так и уровнем жизни в стране, выяснили гонконгские ученые. Их исследование объясняет, почему в России так много пристрастившихся к интернету и социальным сетям.

В России очень высок уровень интернет-зависимости: по данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2013 году, 22% россиян признались, что проводят в интернете слишком много времени. При этом 11% респондентов заявили, что тратят его на проверку электронной почты.

Больше интернет-зависимых в России среди молодежи. 53% россиян в возрасте от 18 до 24 лет признались, что подолгу сидят в интернете, а 44% из них поглотили социальные сети.

Россияне действительно крайне много времени проводят в соцсетях: согласно исследованию, проведенному консалтинговой компанией A.T. Kerney, пользователи из России, а также из Индии, Нигерии и Бразилии больше половины своего времени онлайн тратят на социальные сети. Начиная с 2011 года Россия является лидером по количеству времени, проводимого типичным пользователем интернета в соцсетях — около 13 часов в месяц.

Несмотря на то что зависимость от интернета не признана психическим расстройством официально, психологи и психиатры говорят о ней уже 20 лет. Впервые об интернет-зависимости (правда, в шуточной форме) рассказал американский врач Айвен Гольдберг еще в 1995 году. Позже на это явление обратили внимание и другие специалисты. Так, английский психолог Марк Гриффитс выделил шесть критериев, по которым можно определить интернет-зависимость, а психиатр Кимберли Янг разработала тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости.



Больше всего внимания интернет-зависимости уделяют именно в Китае: в 2008 году она была объявлена угрозой здоровью нации, тогда же были созданы реабилитационные центры для лечения людей, слишком глубоко погрузившихся в сеть. В 2009 году подобные центры появились и в США.

Подробнее:

Главные поисковые запросы года по версии Google и «Яндекса»

Как выяснили психологи из Университета Гонконга, уровень интернет-зависимости людей зависит как от уровня удовлетворенности жизнью, так и, безусловно, от уровня проникновения интернета в регион.

Ученые проанализировали данные по 89 тыс. человек из 31 страны, с 1996 по 2012 год заполнивших «опросник Янг». Интернет-зависимыми признали по итогам около 6% людей, причем наибольшая их доля – 10,9% — обнаружена в странах Ближнего Востока (в Иране, Израиле, Ливане и Турции). В Северной и Западной Европе доля интернет-зависимых оказалась наименьшей — только 2,6%.

Согласно исследованию, уровень болезненного пристрастия к интернету находится в обратной зависимости от качества жизни в стране. Люди могут погружаться в виртуальный мир, чтобы избежать стресса офлайн — в реальной жизни.

По мере того, как границы между реальным и виртуальным мирами размываются, люди, которые часто сталкиваются с проблемами в офлайне, с большей вероятностью могут использовать интернет для бегства от реальности. Следовательно, закономерно предлагать обратную связь интернет-зависимости и удовлетворенности жизнью, считают ученые.



Качество жизни определяют, основываясь как на субъективных, так и на объективных индикаторах. Психологи определяют этот конструкт как субъективную оценку уровня жизни, поэтому рейтинги качества жизни зачастую основываются на опросах людей.

Россия – страна, в которой сочетаются оба описанных гонконгскими психологами фактора.

Согласно статистике Internet World Stats, уровень проникновения интернета в России составляет 62%. Это достаточно высокий показатель: так, например, уровень проникновения интернета в США (лидере мировой IT- и телеком-индустрии) — 78%. По данным ФОМ, месячная аудитория интернета в России — 71,7 млн пользователей.

Подробнее:

Эксперты рассказали о самых опасных киберугрозах 2014–2015 годов

При этом качество жизни в России достаточно низкое, особенно в сравнении с большинством других стран с настолько же высоким уровнем проникновения интернета. Индекс качества жизни (where-to-be-born index), разработанный компанией Economist Intelligence Unit, базируется на методологии, связывающей исследования по субъективной оценке жизни. Методика включает в себя исследования качества жизни по девяти параметрам: здоровье, семейная жизнь, общественная жизнь, материальное благополучие, политическая стабильность и безопасность, климат и география, гарантия работы, политическая свобода и гендерное равенство. Последний where-to-be-born index был подсчитан в 2013 году в 80 странах мира.

Согласно этому рейтингу, Россия занимает 72-е место из 80 исследованных стран, с индексом 5,31 (на первом месте Швейцария с 8,22). Ниже российского оказались индексы только восьми стран: Сирии, Казахстана, Пакистана, Анголы, Бангладеш, Украины, Кении и Нигерии.



Интернет-зависимость подростков: статистические данные

Преподаватель богословия Афанасиос Колиофутис*

Под термином «привычка» мы подразумеваем влечение субъекта к определенному чувству удовлетрорения. При этом субъекту не удается справиться с этим порывом, он чувствует навязчивое желание совершать определенное действие, которое может быть вредоносным как для самого субъекта, так и для окружающих. Все формы зависимости, как и рассматриваемый нами случай интернет-зависимости, характеризуются поиском чувства удовлетворения, в данном случае – при пользовании интернетом. В результате увеличивается время, которое затрачивается на достижение этого чувства. При этом отсутствие интернета может быть равносильно стрессовой ситуации.

Исследования специалистов по психическому здоровью относительно интернет-зависимости начались уже в 1996 году, но согласие в названии этого термина, критериях и методах диагностирования пока не достигнуто. Существует ряд терминов, связанных с неумеренным использованием интернета: возникновение привыкания к интернету, патологическое использование интернета, проблемное использование интернета, интернет-зависимость.

Однако невзирая на то, какое название применяется для описания феномена привычки к интернету, наличие зависимости человека от интернета не поддается сомнению. Зависимость существует при условии, если поведение человека, направленное на достижение чувства радости и на избавление от какого-либо психологического груза, выходит из-под его контроля. Человек постепенно перестает контролировать свое поведение и тягу к интернету, несмотря на ее отрицательные последствия.

Такая потеря контроля, возникающая у человека, попавшего в инрернет-зависимость, является бесспорной. Изучая статистические данные последних исследований, а также вспоминая современную социальную действительность, в которой все мы пребываем, мы убеждаемся, что использование интернета в современной Греции срослось с повседневной жизнью подростков и приняло колоссальные масштабы. Здесь стоит привести статистические данные исследования, проведенного Научно-исследовательским институтом психического здоровья, чтобы убедиться в справедливости сказанного. Исследование показало, что один из четырех подростков (24,3%), по крайней мере, три часа в день проводит за компьютером и интернетом, при этом в выходные дни этот процент практически удваивается и достигает 41%.



Ученики средних и старших классов посвящают много свободного времени скачиванию музыки из интернета, загрузке фотографий, играм и общению с друзьями в социальных сетях (Facebook, Twitter и т.д.). Процент увеличивается в зависимости от возраста: 14,1% – 11 лет, 25,8% – 13 лет, 33,7% – 15 лет. Результаты отличны и в зависимости от пола: 26,8% – мальчики, 21,9 – девочки. С 2006 по 2010 год число подростков, проводящих за компьютером не менее трех часов каждый день, увеличилось в четыре раза (с 5,7 % до 21,7%).

Кроме того, по крайней мере, один из шести пятнадцатилетних подростков выказывает признаки зависимости от пользования интернетом. 5,5% подростков, в особенности мальчики, обнаруживают симптомы зависимости от компьютерных игр. Трое из пяти пятнадцатилетних школьников (59,4%) проводят в интернете больше времени, чем изначально планируют. Двое из пяти (42,3%) признаются, что постоянно думают об интернете, один из трех (30,8%) использует интернет как способ ухода от своих проблем и выход негативным эмоциям, таким как безнадежность, чувство вины, стресс, депрессия и др.

Кроме того, один из четырех (25,4%) подростков чувствует, что должен находиться за компьютером все больше времени, чтобы почувствовать себя удовлетворенным. Аналогичный процент подростков говорит неправду своей семье или кому-либо другому, чтобы скрыть количество времени, проводимого за компьютером. Один из пяти подростков (19,7%) признается, что имеет неудачные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование интернета, в то время как один из шести (16,8%) подверг опасности важную составляющую своей жизни (отношения с близкими, работу, учебу) из-за чрезмерного использования интернета. Все высказанное подтверждается последним исследованием «Safer Internet 2008» для Греции, согласно которому трое из десяти греческих родителей не находятся рядом с детьми, когда те «сидят» в интернете, и 35% греческих родителей никак не ограничивают пользование детей интернетом.

Напротив, только один из десяти родителей запрещает скачивание музыки, фильмов и игр. Согласно другому международному исследованию, 74,4% опрашиваемых детей отвечают, что имеют доступ в интернет в любое желаемое время без каких-либо ограничений, а 9,7% признаются вопроснику – не родителям – что подвергались нападкам педофилов в чате, email и в различных социальных сетях. Примечательно, что, согласно международным исследованиям, средним возрастом первого знакомства с порнографией считается одиннадцать лет. Наибольшее потребление порнографии происходит в возрасте 12 – 17 лет, при этом сто тысяч интернет сайтов предлагают огромное количество детской порнографии.

80% подростков в возрасте 15 – 17 лет признаются, что не раз наблюдали в интернете сцены сексуального насилия. 90% детей в возрасте 8 – 16 лет смотрели порнографические фильмы, делая школьные домашние задания. Кроме исследования сайтов порнографического содержания, дети часто учатся азартным играм, склоняются к приему наркотиков, принимают участие в травмоопасных играх и даже доходят до самоубийства. Сетевые игры, изобилующие насилием, развивающие ненависть, садизм и стремление к смерти, также представляют огромную опасность.



Кроме того, с помощью интернета могут осуществляться различные действия порнографического характера. Молодые люди посещают соответствующие сайты, покупают различные товары в sex shop, знакомятся с женщинами легкого поведения и развращенными людьми.

Все вышеприведенные статистические данные указывают на постепенное увеличение количества времени, проводимого за интернетом среди греков – 55% населения, то есть более 5.100.000 жителей Греции. В соответствии с последними данными, греки занимают первое место по проводимому в интернете времени. Среднестатистический грек проводит в сети 17,1 часа в неделю, то есть посвящает интернету даже больше времени, чем телевизору (16,9 часа). Это на 2,3 часа больше средней цифры по Европейскому союзу. Предполагается, что к 2020 году количество пользователей интернета в мировом масштабе составит 5 миллиардов человек, в то время как в последующие три года все мобильные телефоны окончательно станут смартфонами.

На основании приведенных данных становится ясно, что зависимость молодежи от интернета несет серьезную угрозу для ее психического и физического здоровья. Активное изучение последствий неумеренного и бесконтрольного использования подростками интернета позволяет сделать вывод, что терапевтический подход к данной проблеме касается не только психологов, психиатров, социальных работников и других специалистов по психическим заболеваниям человека.

*Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Статистика интернет-зависимости

Возникновение зависимости от интернета не подчиняется закономерностям формирования других зависимостей. Если для развития традиционных форм зависимого поведения необходимо несколько лет, то у 25% интернет-аддиктов формирование зависимости от интернета происходит через 6 месяцев после начала использования интернета, у 58% - в течение следующих 6 месяцев, а у 17% - через год.

Результаты исследования, проведенного авторитетным изданием Educational Psychology Review в декабре 2005 года (A Review of the Research on Internet Addiction. Chien Chou , Linda Condron, John C. Belland) позволили определить ряд показателей, изучение которых указвает на степень интернет-зависимости. Среди них: количество времени, проводимого в интернете; способы проведения свободного времени; количество/качество сна, его нарушения из-за использования сети; проявления агрессивности/раздражительности при невозможности воспользоваться интернетом; ухудшение рабочих/учебных показателей в связи с использованием сети.



С помощью этих показателей исследователи определили пять степеней интернет-зависимости (отсутствие интернет-зависимости, слабая интернет-зависимость, переходный тип интернет-зависимости, сильная интернет-зависимость и абсолютная интернет-зависимость), с помощью которых была изучена распространенность интернет-зависимости среди молодежи мегаполисов мира.

В частности было выявлено, что среди молодежи мегаполисов мира доминирует промежуточный тип интернет-зависимости — (96,2%), все остальные типы зависимости незначительны. Сильная интернет-зависимость выявлена у 2,7% пользователей, число абсолютно и слабо зависимых примерно одинаково (0,6% и 0,4% соответственно), и практически отсутствуют независимые от интернета (0,1%).

Рост интернет-зависимости происходит одновременно с увеличением среди пользователей доли молодых людей, формально числящих себя в отношениях с партнером, но совместно с ним не проживающих, что, безусловно, не способствует росту непосредственной межличностной коммуникации. Среди абсолютно зависимой молодежи условного «брака» придерживаются 71%, а среди слабозависимых — только 20%.

Для российской молодежи прослеживается тенденция усиления интернет-зависимости при отсутствии семейной жизни. Среди независимых от интернета высок процент состоящих в браке: официальном (25%) и гражданском (25%); одинокие пользователи составляют половину этой группы. Среди слабозависимых одиноких пользователей — 57,1%, среди среднезависимых одиноких уже 77,5%, среди сильнозависимых — 94,7% и среди абсолютно зависимых — 100% одиноких пользователей.

Для россиян наличие детей является фактором, понижающим зависимость от сети — абсолютно и сильнозависимые россияне бездетны, среди сильнозависимых — родителей 3,5%, а среди слабозависимых — 14,3%.



По мере усиления интернет-зависимости, у человека уменьшается количество друзей в реальности. Абсолютный их минимум приходится на сильную степень интернет-зависимости (81,3%), в то время как среди абсолютно зависимых таковых всего 16,7%, что, вероятно, связано с тем, что сильнозависимые пользователи общаются в интернете значительно меньше абсолютно зависимых (22,6 и 50% соответственно), предпочитая другие виды интернет-активности. В то же время абсолютно зависимые имеют больше друзей в сети, чем в реальной жизни.

Количество интернет-зависимых людей, имеющих больше друзей в реальной жизни, уменьшается по мере усиления интернет-зависимости, наименьшее количество друзей в реальности — у сильнозависимых.

Занятость пользователя во многом определяет его доход, режим дня, интенсивность нагрузок (физических, интеллектуальных, психологических), а значит, досуг работающего интернет- пользователя зависит от наличия/отсутствия свободного времени, усталости после работы и т.д.

Значимым фактором является работа: при ее отсутствии интернет-зависимость усиливается. Однако абсолютное большинство людей без интернет-зависимости по всему миру - безработные. Вероятно, зависимость не затронула их благодаря активной жизненной позиции, общению (85% знакомств в реальности) и желанию проводить свободное время не только в интернете, а занимаясь спортом (52,7%), совершая прогулки (37%) и встречаясь с друзьями (31,5%).

У российских пользователей интернета обратная зависимость между привязанностью к сети и занятостью - 100% абсолютно зависимых не имеют работы.



Между стажем пользования интернетом и степенью зависимости имеется прямая взаимосвязь — чем больше срок пользования сетью, тем выше риск усиления интернет-зависимости. Показательно, что все независимые от сети пользователи начали регулярно пользоваться интернетом 5–10 лет назад, среди абсолютно зависимых таковых 28,6%. Если стаж пользователя в интернете превысил 10 лет, отмечается существенное увеличение степени зависимости от сети.

Формирование интернет-зависимости напрямую связано с количеством времени, проводимым в интернете с нерабочими/неучебными целями. Абсолютное большинство независимых и слабозависимых пользователей проводят в интернете досуг менее 3 часов ежедневно, в то время как абсолютно зависимые — более 10 часов в день.

Имеется связь между наличием у пользователя хобби и интернет-зависимостью: имеет хобби 100% независимых и слабозависимых, 35,5% сильнозависимых и 28,6% абсолютно зависимых пользователей — для последних хобби и проведение времени в интернете тождественны (50%).

Имеется также прямая связь между отсутствием распорядка дня и интернет- зависимостью: независимые пользователи всегда планируют время, среди слабозависимых таких 40%, среднезависимых — 30,6%, сильнозависимых — 3,2%, у абсолютно зависимых это значение равно нулю.

Состояние здоровья и физиологические особенности также влияют на формирование интернет-зависимости, причем чем больше пользователь акцентирует внимание на своем здоровье, тем сильнее он погружается в сеть. Так, среди среднезависимых с такими особенностями 8,6% людей, а среди сильнозависимых –19%. У независимых, слабозависимых и абсолютно зависимых пользователей явных проблем со здоровьем нет.



Изменение личности человека при игровой зависимости от компьютерных игр. Психология зависимости и пугающая статистика

В современном мире новых технологий и достижений человек постоянно имеет дело с различными информационными системами. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни для каждого из нас, некоторые используют его в информационных целях, другие – для общения и хобби. Безусловно, персональный компьютер выступает в роли помощника, выполняя познавательную и коммуникативную функции. Но тогда, когда время, проведённое возле компьютера, превышает допустимые нормы, человек становится социально-изолированным и его интересует только виртуальный мир, имеет смысл говорить о компьютерной зависимости.

Среди всех видов компьютерной аддикции наиболее распространена зависимость от игр. Согласно статистическим данным приблизительно 5% людей во всём мире страдают игроманией и нуждаются в психологической помощи.

Психология игровой зависимости

Сам игровой процесс является естественным занятием, игра присутствует в человеческой жизни с самого рождения. Играют все: футболисты на поле, ребёнок в детском саду, актёры на сцене. Но с рождением компьютеров многое изменилось, кибер-игра коренным образом отличается от игры обычной, так как человек погружается в иной мир, который не похож на реальность.

Компьютерная игромания – это уход от реальности в киберпространство, изменение психического состояния, навязчивые идеи и мысли. Человек, одержимый компьютерными играми, начинает путать виртуальный мир с реальностью, в тяжёлых случаях киберпространство становится главной средой существования.

По своей симптоматике игромания сходна с алкоголизмом и наркоманией. Симптомы игровой аддикции:


  • времяпрепровождение за компьютером более 5-7 часов в сутки;
  • вспышки агрессии на замечания других по поводу игромании;
  • невозможность отвлечься от компьютерной игры;
  • употребление пищи за компьютером;
  • изоляция от социальных контактов и общества в целом;
  • агорафобия;
  • деперсонализация;
  • игнорирование личной гигиены;
  • употребление психостимуляторов;
  • общение на темы исключительно игровой тематики;
  • отождествление себя с главным персонажем, полное растворение в игре;
  • состояние эйфории при игровом процессе;
  • вкладывание денежных средств в игровой процесс или на оборудование для игр.

Физиологические симптомы игромании:

  • сухость глаз;
  • бледность кожных покровов, анемия;
  • боли в спине, искривления позвоночника;
  • головные боли;
  • бессонница;
  • истощение, голодание (в тяжёлых случаях — обезвоживание);
  • ускорение обмена веществ;
  • учащение сердцебиения и пульса.

Существует большое количество разнообразных компьютерных игр, которые по-своему интересны игроманам, но самыми опасными для психики являются сетевые игры. Человек поначалу просто отождествляет себя с героем, далее происходит полное растворение в виртуальном мире и уход от реальности. Люди живут в киберпространстве: влюбляются, дружат, ссорятся, причём эмоциональная окраска взаимоотношений в сети намного ярче, чем в реальной жизни. В психологии игровой зависимости есть несколько важных аспектов:

  • потеря ощущения времени;
  • постоянное ощущение новизны;
  • искаженное восприятие своего Я;
  • изменение сознания;
  • антисоциальный характер;
  • ощущение виртуального могущества;
  • изменение волевого аспекта.

Зависимый игрок настолько увлечён игровым процессом, что у него теряется понимание течения времени и понятий «здесь и сейчас». Сознание постепенно перестаёт отличать реальное от виртуального. Известны случаи, когда зависимые от компьютерных игр люди играли по несколько дней подряд, без сна и отдыха.

Геймеры (в перев. с анг. «игра») могут играть в одну и ту же игру по несколько десятков лет, так как они постоянно обновляются (изменяется графика, придумываются новые интересные сюжеты). Возникает так называемое ощущение новизны, когда игра не просто не надоедает, а каждый раз воспринимается как нечто непривычное и интересное.

Компьютерная игровая зависимость стирает личностные грани, человек перестаёт жить своей жизнью, виртуальное существование героя становится доминирующим. Некоторые игроманы даже меняли имя в паспорте на игровой никнейм, изменяли внешность, чтобы наиболее походить на своего персонажа.

В игровой зависимости происходит искажение сознания, реальный мир воспринимается с трудом, в отличие от виртуальной реальности. В большей степени страдает когнитивная сфера игромана: рассеивается внимание, притормаживается мышление, искажается память.

Человек с компьютерной игровой зависимостью становится «социальным инвалидом», мышление приобретает аутичный характер. Игроманы перестают ходить на работу, посещать многолюдные места, общаться с родственниками и друзьями. Компьютерная игровая зависимость часто сопровождается боязнью большого скопления людей и открытых пространств.

В игре человеку кажется, что он может достигнуть всего, его самооценка высока и интеллектуальные способности находятся на пике. В реальности же всё выглядит иначе, личность становится бессильной: элементарные гигиенические процедуры становятся сложными для выполнения.

Обычная деятельность человека совершается с помощью волевых усилий, мотивационной сферы и основных поставленных целей. В виртуальной реальности же, напротив, действия происходят без волевого побуждения, по инерции. Игрок как будто находится под гипнозом, его сознание запрограммировано на прохождение игры. Часто у таких людей во время игрового процесса наблюдается стеклянный взгляд «в никуда», они не слышат обращённой к себе речи, не замечают ничего вокруг себя.

Компьютерная игровая аддикция состоит из 4 основных стадий:

  • лёгкая заинтересованность;
  • увлечённость;
  • аддикция;
  • привязанность и полное растворение в игровом процессе.

Чаще всего зависимы от компьютерных игр дети и подростки из-за незрелости психических функций и большей внушаемости. Однако в настоящее время наблюдается увеличение случаев игровой зависимости у взрослых. Известен трагический случай, когда 30-летний мужчина, проведя в игре более 4 суток, умер от остановки сердца. Резкие вспышки игровой зависимости у взрослых наиболее прослеживаются в период возрастных кризисов, жизненных неудач и хронических заболеваний.

У игроманов аддикцией наблюдаются следующие изменения в психике:

  • повышается уровень тревожности;
  • появляются страхи, возможны панические приступы;
  • повышается агрессивность и раздражительность;
  • проявляются признаки девиантного поведения и социопатии;
  • увеличивается склонность к насилию и убийствам;
  • повышается вероятность развития психических расстройств.

Статистика и шокирующие данные

Наиболее склонны к игровой зависимости от компьютерных игр дети подросткового возраста, в частности мальчики. Согласно опросу, проведённому среди американских школьников, 50% девочек проводят за компьютерными играми более 5 часов в сутки. Мальчики же, проводят более 7 часов в игре ежедневно, и их число составляет близко 80%.

Наибольший процент игроманов проживает на территории Японии и Китая. Известен случай, когда школьница играла в сетевую игру более трёх суток и умерла от обезвоживания. Один российский мужчина, потратил на сетевую игру почти миллион рублей и подал в суд на производителя, по причине «виртуальной кражи денежных средств». Один американский юноша настолько увлёкся виртуальным миром, что на правой руке, в которой он держал мышку, зажимая запястный канал, образовалась большая трудноизлечимая опухоль.

Часто компьютерные игры являются катализатором для развития врождённой психопатологии. Один из ужасных случаев, всколыхнувший всю Европу, произошёл совсем недавно: зависящий от компьютерных игр школьник расстрелял своих одноклассников и учителя. Психическое здоровье мальчика до игры было в норме, а после нескольких месяцев игромании у него проявились симптомы параноидальной шизофрении. Известны случаи, когда заядлые игроки агрессивного жанра становились маньяками-убийцами. Житель штата Луизиана в течение недели убивал по несколько человек, так как они казались ему монстрами из любимой компьютерной игры. Восьмилетний мальчик, проживающий в США, убил свою няню, переиграв в довольно известную игру криминального жанра.

Игровая зависимость от компьютерных игр может оставить тяжёлый отпечаток на психике человека. Личность становится антисоциальной, агрессивной, неконтролируемой, и в итоге полностью деградирует.