Когнитивный что это такое

Когнитивные способности – что это такое, как их развить?

Когнитивные способности человека даны от природы, их важно развивать, начиная с младенчества и на протяжении всей жизни. В пожилом возрасте когнитивные процессы начинают угасать, поэтому, чтобы оставаться в ясном уме и памяти надо «тренировать» мозг.

Оглавление:

Что значит когнитивный?

Для обычного человека привычным является понятие – умственное или интеллектуальное развитие, а что значит когнитивный, ответит не каждый. Когнитивный – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.

Когнитивные исследования

Что такое когнитивные способности людей, тема интересует психологов, социологов, лингвистов, философов. Когнитивные исследования в разных сферах наук помогает понять и изучить следующие процессы:

  • познание человеком мира;
  • влияние языка и культуры на личную картину мира (субъективную);
  • что представляет собой сознательное и бессознательное и как это связано с мозговой деятельностью;
  • какие когнитивные способности врожденные, а какие приобретаются в разные возрастные периоды;
  • что значит когнитивные способности у искусственного интеллекта (можно ли создать в будущем искусственный разум, не уступающий человеческому).

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия направлена на устранение ошибок в мышлении и изменение нелогичных мыслей и убеждений на новые, конструктивные. Во время сеанса психотерапии, когнитивный психолог уделяет все внимание на то, что говорит клиент, как выражает свои мысли. Метод когнитивной терапии открыл А. Бек успешно применив его на многих пациентах страдающих депрессией и аффективными расстройствами.

Когнитивное мышление

Когнитивные способности мозга – это психические функции высокого порядка: внимание, гнозис, восприятие, речь, праксис, интеллект. Мышление – один из самых важных когнитивных процессов, подразделяется на три вида:

  • наглядно-действенное (преобладает у детей до 3 лет) – решение конкретных задач, познание и анализ предметов через манипуляции руками.
  • наглядно-образное – формируется с 4 до 7 лет. Решение задач при помощи оперирования мысленными образами.
  • отвлеченное – оперирование абстрактными понятиями, которые сложно представить.

Развитие когнитивных способностей

Как развить когнитивные способности в любом возрасте? Нормальное развитие человека предполагает интерес, любознательность и стремление к развитию – это заложено природой, поэтому важно поддерживать это и находится в состоянии постоянного интереса к миру и тому, что происходит вокруг. С самого момента рождения, когнитивные (познавательные) способности ребенка нуждаются в развитии - это должно стать одной из важных задач родителей .

Развитие когнитивных способностей у взрослых

Улучшение когнитивных способностей возможно в разном возрасте, и подходить к этому надо правильно, используя творческий подход, чтобы это не казалось рутиной. Открывая в себе исследовательский дух, человек улучшает свое мировосприятие, настроение и помогает развитию высших психических функций, к которым относятся когнитивные способности. Простые рекомендации психологов для продуктивной мозговой активности:

  • чистить зубы левой рукой (левшам – правой);
  • следуя на работу выбрать новый маршрут;
  • выбрать свой вариант физической нагрузки;
  • начать изучать иностранный язык;
  • разгадывание кроссвордов, загадок, шарад;
  • несколько минут в день делать простые вещи с закрытыми глазами;
  • развивать интуицию;
  • отказаться от вредной пищи в пользу здорового питания.

Развитие когнитивных способностей у детей

Когнитивные навыки важно развивать с самого младенчества. Современный выбор развивающих игрушек для детей огромен, но и не стоит пренебрегать подручными средствами, которые есть в каждом доме. Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:

  • игры с крупами и пуговицами (под строгим присмотром взрослых) – пересыпание из контейнера в контейнер);
  • разнообразные пальчиковые игры с потешками и прибаутками («сорока-ворона», «пальчик-пальчик где ты был»);
  • игры с водой (разливание по емкостям).

Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:

  • рисование и раскрашивание;
  • составление пазлов, мозаики;
  • вырезание изображения по контуру;
  • конструирование;
  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ;
  • нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
  • сочинение историй.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Тренировка когнитивных способностей залог продуктивного долголетия и ясного ума даже в преклонном возрасте. Мозгу нужна такая же зарядка как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:

  1. Синхронное рисование. Потребуется лист бумаги и 2 карандаша. Одновременно двумя руками рисовать геометрические фигуры. Можно начать с одинаковых фигур для каждой руки, затем усложнить упражнение, например, левой рукой рисовать квадрат, а правой треугольник. Упражнение балансирует работу обоих полушарий мозга, развивает когнитивные способности, моторику.
  2. Слова наоборот. Несколько раз в течение дня, пробовать услышанные от других людей слова произносить про себя наоборот.
  3. Вычисление. Все что подлежит подсчету важно выполнить путем устных умственных вычислений. Калькулятор убрать подальше.
  4. Автобиография. Существует 2 варианта упражнения. В первом человек начинает вспоминать и писать, отталкиваясь от настоящего момента, и углубляется год за годом к своему раннему детству. Во втором варианте – вначале описываются детские годы.

Утрата когнитивных способностей

Когнитивные функции и способности, с возрастом ухудшаются, связано это с возрастными изменениями, но чаще это случается из-за сопутствующих заболеваний и нездорового образа жизни. При первых симптомах важно обратиться к врачу для назначения поддерживающей терапии. Причины возникновения когнитивных нарушений:

  • нарушение гомеостаза и метаболизма;
  • ожирение;
  • диабет I и II типов;
  • гипотиреоз;
  • артериальная гипертензия (гипертония);
  • нарушение мозгового кровообращения;
  • инфаркт миокарда;
  • черепно-мозговые травмы;
  • употребление алкоголя и наркотиков;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона.

Классификация когнитивных нарушений:

  1. Легкое когнитивное расстройство – показатели тестов и психометрии могут быть в норме или наблюдаются незначительные отклонения. Человек начинает жаловаться на проблемы с памятью, быстрое утомление, внимание тоже при этом страдает – снижается концентрация.
  2. Умеренное когнитивное расстройство – около 15% такой формы нарушений трансформируются в дальнейшем в болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Симптоматика нарастает: ухудшение мышления, памяти и речи.
  3. Тяжелое когнитивное расстройство. Проявляются после 60 – 65-летнего возраста. Ярко выраженная клиническая картина, симптоматика характерная для деменции (слабоумия). Человек перестает ориентироваться в пространстве, впадает в «детский» возраст. Люди с тяжелыми когнитивными нарушениями нуждаются в постоянном уходе и медикаментозной терапии.

Когнитивный - что это значит?

Скорее всего прилагательное когнитивный произошло от имени существительного когнитивность.

Как и большинство научных терминов, слово когнитивность корнями уходит в "язык науки", то есть в латинский язык.

В переводе с латинского ( cognitio ) означает познание, осознание, изучение. Можно предположить, что образованное от существительного когнитивность прилагательное когнитивный имеет значение познаваемый, познавательный или умственный, а также связанный с изучением, осознанием, познанием и мышлением.

Например, когнитивная деятельность - это не что иное, как познавательная деятельность.

Когнитивный диссонанс - состояние человека, когда в его сознании сталкиваются противоположные, конфликтующие между собой представления.

Так как синонимами к слову "когнитивный" будут такие слова как познавательный и интеллектуальный - это слово связано с нашим сознанием. В "Википедии" говорится о том, что это процессы происходящие в нашем сознании имеющие исследовательский или изучающий характер.

К тому же, прилагательное "когнитивный" происходит от существительного когниция, что в переводе с латинского cognitio - "узнаю". Так что однозначно оно связано с нашим сознанием, нашими мыслями и другими химическими реакциями происходящих в нашем мозгу.

Это слово связано с нашим сознанием в котором рождается познание. Синонимом к слову когнитивный могут стать слова, как познавательный, познаваемый. Процессы, связанные с данным словом чаще всего являются своего рода изучением, исследованием каких-то тем.

Когнитивность - это проявление умственной деятельности, она не про поведенческие реакции. К когнитивным процессам относят восприятие, внимание, память, воображение, принятие решений. Так сложилось, что эмоции в эту группу не входят, хотя сейчас ученые активно изучают их когнитивную природу.

Таким образом, определение "когнитивный" указывает нам на связь понятия, которому дана такая характеристика, и способности человека обрабатывать внешнюю информацию, осуществлять умственное восприятие.

В русский язык слово «когнитивность» пришло из латыни. Основа слова «когнити» переводится, как осознание, принятие, изучение. Когнитивный означает мыслящий, изучающий. Некоторые оттенки это слово имеет в разных сферах деятельности. Так в психологии понятие «когнитивность» имеет отношение к психической деятельности. В философии когнитивность имеет отношение к восприятию человека в окружающем мире.

Когнитивность в переводе с латинского «познание, изучение, осознание» — термин, используемый в нескольких, прилично друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке информации извне. В психологии это понятие отождествляется с психическими процессами личности и особенно с изучением и пониманием так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто это определение встречается в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Слово когнитивный

Слово когнитивный английскими буквами(транслитом) - kognitivnyi

Слово когнитивный состоит из 11 букв: в г и и й к н н о т ы

Значения слова когнитивный. Что такое когнитивный?

Когнитивный стиль, англ. Cognitive style (от лат. соgnitіо — знание и греч. stylos — букв. стержень для письма) — термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают.

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ (англ. cognitive style — познавательный стиль; от лат. cognitio — знание, познание) — складывающаяся в процессе онтогенеза, характерная для личности совокупность взаимосвязанных приемов, способов…

Прохоров Б.Б. Экология человека.

Когнитивный стиль - термин, обозначающий характерный стиль или способ, используемый индивидом в подходе к решению задач. Различают следующие когнитивные стили: 1. импульсивность-рефлексивность – эмоциональность…

КОГНИТИВНЫЙ МАРКЕР Гипотетическое представление о психических процессах индивида. Термин был введен Р. Омстрейном в его теории восприятия отрезков времени. Согласно теории Омстрейна, феноменальное протекание времени, прежде всего…

Оксфордский словарь по психологии.

Когнитивный маркер - термин Р. Омстрейна, означающий, что субъективное восприятие длительности временных интервалов зависит от числа познавательных действий, выполненных в течение этого отрезка времени.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Когнитивный маркер - термин, связанный с гипотезой Р. Омстрейна, согласно которой субъективное восприятие длительности временных интервалов зависит от числа познавательных действий, выполненных в течение этого отрезка времени.

Когнити́вный диссона́нс (от англ. слов: cognitive — «познавательный» и dissonance — «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (лат. dissonans - нестройно звучащий, cognitio - знание, познание) - концепция в социальной психологии, объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов…

Социология: Энциклопедия.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (лат. dissonans - нестройно звучащий, cognitio - знание, познание) - концепция в социальной психологии, объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов…

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов

Когнитивная карта (от лат. cognitio — знание, познание) — образ знакомого пространственного окружения. Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром.

Когнитивная карта - субъективная картина: - создающаяся в результате активных действий в окружающей среде; - имеющая пространственные координаты: верх-низ, право-лево, близко-далеко; - локализующая отдельные воспринимаемые предметы.

КОГНИТИВНАЯ КАРТА (англ. cognitive тар) - субъективное представление о пространственной организации внешнего мира, о пространственных отношениях между объектами, об их положении в среде.

Большой психологический словарь.

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА, наиболее распространенное (особенно в Европе) название направления лингвистических исследований, сложившегося во второй половине 1970-х годов и имевшего в дальнейшем значительное число последователей.

Когнитивная лингвистика — направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта.

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА По мнению исследователей, одна из наиболее эффектных и радикальных по своим претензиям инноваций в лингвистике последней четверти ХХ века.

Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (cognitive science) - комплекс наук, изучающих познание и высшие мыслительные процессы на основе применения теоретико-информационных моделей.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (англ. cognitive science) - широкая междисциплинарная область исследований и знаний, а также совокупность многих дисциплин, которые изучают преимущественно интеллект (разум), но делаются попытки охватить всю психическую сферу.

Большой психологический словарь.

Когнитивная наука наука о мышлении, имеющая дело с широкой областью мыслительных структур и процессов, включая восприятие, запоминание, решение задач; цель когнитивной науки — определить природу механизмов, имеющихся у человека в процессе мышления…

Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (от лат. cognito — познание; англ. cognitive science — наука о процессах познания) — область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие мыслительные процессы с помощью информационных моделей.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (анг. cognitive science; от лат. cognitio — знание, познание) — область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие когнитивные функции с помощью моделей переработки когнитивной информации.

Прохоров Б.Б. Экология человека.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. cognitio — знание, познание), одно из ведущих направлений совр. заруб. психологии, изучающее структуру и протекание познават. процессов человека.

Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. cognitio - знание, познание). Оформление этого направления в психологии обычно связывают с именем амер. ученого У. Найссера, опубликовавшего в 1967 кн. под одноименным названием…

Современная западная философия.

Когнитивная психология – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Возникло в конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. как реакция на бихевиористское отрицание внутренней структурной организации психических процессов и принижение…

Словарь справочник по социальной работе.

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Первый опыт применения поведенческой терапии основывался на теоретических положениях И. П. Павлова (классическое обусловливание) и Скиннера (Skinner В. F.), (оперантное обусловливание).

Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасовский.

Когнитивно-поведенческая психотерапия, также Когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) — общее понятие, описывающее психотерапии, в основе которых лежит предпосылка.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Основные положения К. п. были сформулированы Беком (Beck А. Т.) независимо от Эллиса (Ellis А.), который в 1950-е гг. разработал метод рационально-эмоциональной психотерапии.

Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасовский.

Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Когнитивное развитие (cognitive development), приобретение, систематизация и использование ребенком знаний от младенчества до совершеннолетия. Наиб, авторитетная теория К.р. была выдвинута Пиаже…

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова когнитивный

Это неожиданный эффект, поскольку стандартные методы терапии эпилепсии когнитивный дефицит компенсировать, как правило, не могут.

Что такое когнитивность?

Когнитивность (познание) – свойство человека к переработке и восприятию информации. В психологии этот термин широко используется для объяснения психологических процессов.

В психологии

Когнитивность в психологии трактуется как акт познания. Специалисты под этим термином подразумевают такие процессы как память, внимание, восприятие и принятие осознанных решений. К когнитивным состояниям не относятся эмоции, так как они возникают бесконтрольно и берут начало из подсознания.

Существует отдельное направление в прикладной психологии, известная как школа когнитивизма. Ее представители рассматривают поведение человека через его когнитивные процессы. Они считают, что человек поступает определенным образом, основываясь на особенностях мышления. Когнитивность в данном контексте считается приобретенным свойством, которое никак не связано с генетическими или гендерными особенностями.

Выделяют даже теорию когнитивного соответствия, которая была сформирована в 50-х годах прошлого столетия. Она описывает когнитивную структуру личности с точки зрения сбалансированности. Ведь главной мотивацией зрелого индивидуума считается сохранение целостности и достижение внутреннего баланса.

Понимание когнитивности породило отдельный раздел. Когнитивная психология изучает процессы познания и напрямую связана с изучение памяти, полноты восприятия информации, воображения, скорости мышления.

Познавательные процессы

Когнитивность имеет не только философское, но и прикладное значение. Как уже говорилось, этот раздел психологии предметно изучает когнитивные способности человека. Они могут быть одинаково развиты у всех индивидуумов, так и варьироваться в зависимости от генетических особенностей, воспитания или индивидуальных черт личности.

Когнитивные способности являются проявлением высших функций головного мозга. К ним относятся: ориентация во времени, личности и пространстве, способность к обучению, память, тип мышления, речь и многие другие. Психологи и неврологи в первую очередь обращают свое внимание на степень развития или нарушения именно этих функций.

Когнитивные функции, в первую очередь, связаны со способностью распознавать и перерабатывать информацию, а также характеризуют работу головного мозга. Ученые выделяют два основных процесса:

  • гнозис – умение распознавать и воспринимать информацию;
  • праксис - передача информации и совершение целенаправленных действий на основе этой информации.

Если даже один из этих процессов нарушается, то можно говорить о возникновении когнитивных нарушений.

Возможные причины

Когнитивные нарушения, как и любой патологический процесс в организме, не возникает на ровном месте. Чаще всего имеют место быть нейро-дегенеративные заболевания, патологии сосудов головного мозга, инфекционные процессы, травмы, злокачественные новообразования, наследственные и системные заболевания.

Одним из самых распространенных факторов возникновения когнитивных нарушений можно считать атеросклеротические изменения сосудов и артериальную гипертензию. Нарушение трофики тканей головного мозга часто приводит к структурным изменениям или даже гибели нервных клеток. Особенно опасны такие процессы в местах связей коры головного мозга и подкорковых структур.

Отдельно следует говорить о болезни Альцгеймера. Когнитивные нарушения при этой патологии являются ведущим симптомом и значительно снижают качество жизни самого пациента и его родственников. Основным проявлением является деменция, нарушение кратковременной и долговременной памяти и узнавания.

Классификация

Существует масса классификаций когнитивных нарушений. По степени тяжести и обратимости процесса выделяют:

Также по выпадениям определенных функций можно определить локализацию повреждения:

  • Поражение левого полушария характеризуется расстройством письма и счета (аграфия, акалькулия). Также может наблюдаться апраксия и афазия. Нарушается умение читать, распознавать буквы, страдает математическая деятельность;
  • Правое полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, воображение. Поэтому у пациента наблюдается дезориентация в пространстве и времени, ему становится сложно что-то представить или нафантазировать;
  • Когнитивные нарушения при поражении лобных долей следующие: пациент не может формулировать и выражать свои мысли, теряется способность запоминать новую информацию и воспроизводить старую;
  • При поражении височных долей человек страдает от невозможности распознавать запахи и зрительные образы. Также этот участок мозга отвечает за накопление опыта, запоминание и восприятие окружающей действительности через эмоции;
  • При повреждении теменных долей симптоматика может быть довольно разнообразной: от нарушения письма и чтения до дезориентации;
  • В затылочных долях головного мозга расположены зрительные анализаторы, поэтому возникают расстройства именно этого органа чувств.

Своевременная диагностика и терапия

Когнитивные нарушения на ранних стадиях очень трудно заподозрить. Сначала человека беспокоит только слабость, быстрая утомляемость, незначительное снижение некоторых функций или изменение настроения. Очень редко такие жалобы являются поводом для беспокойства. За консультацией к врачу обращаются уже на более поздних стадиях заболевания.

В первую очередь при подозрении на выпадение или снижение когнитивных функций необходимо тщательно собрать анамнез. Ведь эти симптомы не могут появиться без основной причины, на устранение которой и будут направлены основные лечебные мероприятия. При сборе анамнеза необходимо расспросить о наличии хронических заболеваний и постоянном приеме каких-либо препаратов. Ведь многие медикаменты, проникая через гемато-энцефалический барьер, способны влиять на клетки головного мозга.

Диагностика нарушений заключается в рассмотрении субъективных жалоб самого пациента и его близкого окружения (родственников, соседей по квартире), непосредственной оценки неврологического статуса и функциональных методах обследования. Существуют специальные тесты, с помощью которых можно точно определить не только когнитивные нарушения, но и их степень тяжести. Такие скрининговые шкалы помогают обнаружить такие патологии, как инсульт, сосудистая или сенильная деменция и другие. Не следует применять для диагностики слишком сложные тесты. Их данные не будут объективными, так как усложнение заданий в первую очередь будет свидетельствовать об интеллектуальном багаже, а не возможных нарушениях.

Также важно оценить эмоциональную сферу. Нередко у пациентов с депрессией наблюдается нарушение памяти и концентрации внимания. Также на это необходимо обратить пристальное внимание, так как скрининговые нейропсихологические тесты не всегда полностью раскрывают состояние психики.

Обследование с помощью МРТ или КТ способно прояснить многие органические патологии, например, сдавление участков головного мозга новообразованием или гематомой.

Лечение когнитивных нарушений следует начать с того нозологического заболевания, вследствие которого они появились. При отсутствии этиологического заболевания очень трудно назначить фармакотерапию.

когнити́вный

[нем. kognitiv, франц. cognitif Большой толковый словарь русского языка

Под ред. С. А. Кузнецова

когнити́вный

[от лат. cōgnitio знание, познание]

1. Книжн. Связанный с познанием, с мышлением; познавательный.

К. анализ (исследование процессов познания человеком окружающего мира, а также способности человека приобретать новые знания).

К. система человека (центральная нервная система и органы чувств, с помощью которых человек познает окружающий мир и самого себя).

когнити́вный

1. Психол. Связанный с сознанием, мышлением.

(направление в психологии, исходящее из признания первичности умственной деятельности человека, а не его поведенческих реакций, что характерно для бихевиоризма).

(направление в лингвистике, возникшее в конце 20 в., изучающее закономерности отражения в языке познавательных процессов, происходящих в сознании говорящего).

Когнитивность

Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Когнитивность в господствующих направлениях психологии

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивные процессы) находится под серьезным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.

Влияния

Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:

  • Психология (особенно когнитивная психология) и психофизика
  • Когнитивная неврология, неврология и нейропсихология
  • Кибернетика и изучение искусственного интеллекта
  • Эргономика и проектирование пользовательского интерфейса
  • Философия сознания
  • Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
  • Экономика (особенно экспериментальная экономика)
  • Теория обучения

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

  • Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (т.е. к когнитивным процессам)
  • Философия, эпистемология и онтология
  • Биология и неврология
  • Математика и теория вероятности
  • Физика, где эффект наблюдателя изучается математически

Нерешённые проблемы когнитивной теории

Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?

Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?

Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту - своего хозяина?

Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?

Может ли наличествовать связь между скоростью когнитивного процесса и частотой моргания?

Если да, то в чем эта связь заключается?

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин - когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

КОГНИТИВНЫЙ

Связанный с сознанием, с мышлением. Когнитивные процессы. Когнитивная психология (направле-ние в психологии, исходящее из признания первичности умственной деятельности человека, а не его поведенческих реакций, что характерно для бихевиоризма).||Ср. МЕНТАЛЬНЫЙ.

Что такое КОГНИТИВНЫЙ, КОГНИТИВНЫЙ это, значение слова КОГНИТИВНЫЙ, происхождение (этимология) КОГНИТИВНЫЙ, синонимы к КОГНИТИВНЫЙ, парадигма (формы слова) КОГНИТИВНЫЙ в других словарях

когнитивный

- относящийся к познанию, к функциям мозга, которые обеспечивают формирование понятий, оперирование ими и получение выводных знаний. К. лингвистика - отрасль языкознания, занимающаяся ролью языка в познании.

(Источник: «Словарь иностранных слов». Комлев Н.Г., 2006)

Что такое КОГНИТИВНЫЙ? Значение и толкование слова kognitivnyj, определение термина

ая, ое, психол. Связанный с сознанием, с мышлением. Когнитивные процессы. Когнитивная психология (направле-ние в психологии, исходящее из признания первичности умственной деятельности человека, а не его поведенческих реакций, что характерно для бихевиоризма).

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

ЯХТ-КЛУБ - яхтклуба, м. Спортивная организация, объединяющая лиц, занимающихся .

ЯХТА - ы, ж. Парусное, моторное или паровое судно .

ЯХТСМЕН - а, м., одуш. Спортсмен, занимающийся парусным спортом, .

ЯШМА - ы, мн. нет, ж. Непрозрачный поделочный камень .

. АРИЙ - Конечная составная часть иноязычных существительных со значением .

. БИОЗ - Конечная составная часть сложных слов, обозначающая "связанный .

. ГАМИЯ - Вторая составная часть сложных слов, означающая: "относящийся .

. ГЕН - Вторая составная часть сложных слов, обозначающая "связанный .

. ГЕННЫЙ - Вторая составная часть сложных прилагательных, обозначающая "связанный .

Когнитивность

Когнити́вность (лат.  cognitio , «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Содержание

Когнитивность в господствующих направлениях психологии Править

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивные процессы) находится под серьезным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism ).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.

Влияния Править

Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

Нерешённые проблемы когнитивной теории Править

  • Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
  • Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
  • Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту - своего хозяина?
  • Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?
  • Может ли наличествовать связь между скоростью когнитивного процесса и частотой моргания?
  • Если да, то в чем эта связь заключается?

Когнитивная онтология Править

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин - когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

Что такое когнитивность и когнитивные навыки

Под когнитивностью подразумевается способность человека воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира. Психологи используют данное понятие, как характеризующее психические процессы личности, и особенно определение когнитивность относится к различным намерениям человека, его желаниям или убеждениям. Если термин применяется в широком смысле, то имеется в виду знание, или акт познания. Возможны интерпретации в социальном и культурном смысле, когда речь идет о так называемом становлении определенных концепций и знаний, выражающихся в действии и мыслях. Такое понятие, как когнитивные процессы, часто применяется к восприятию действия, памяти, воображения.

Когнитивные функции играют особую роль в психическом развитии человека, и их нарушение представляет собой наиболее часто встречающийся неврологический симптом. Так как когнитивные функции связаны непосредственно с деятельностью мозга, когнитивная недостаточность может закономерно развиваться, если имеются диффузные и очаговые поражения головного мозга. Нередко когнитивные расстройства обнаруживаются у пожилых людей. Как показывают данные статистики, до двадцати процентов пациентов, возраст которых превышает шестьдесят пять лет, страдают довольно тяжелыми когнитивными расстройствами в виде деменции.

Более легкие когнитивные расстройства у пожилых встречаются еще чаще, согласно некоторым данным, это от сорока и до восьмидесяти процентов больных, с учетом возраста. В настоящее время имеется тенденция к значительному увеличению длительности жизни, и поэтому в популяции становится больше пожилых лиц. В то же время, проблема когнитивных нарушений приобретает все большую популярность, и становится актуальной не только для неврологов, но и для других медицинских специалистов. Когнитивными функциями врачи называют функции головного мозга, являющиеся особенно сложными, с их помощью происходит рациональное познание мира. Когнитивные функции – это речь, память, гнозис, праксис, и конечно, интеллект.

Причины нарушения когнитивности

В настоящее время специалисты доказали, что когнитивность – это работа мозга, и не отрицается мнение, что природа любых когнитивных процессов управляема мозгом. Тем не менее, теория когнитивности не во всех случаях определяет данные процессы, как связанные с мозговой деятельностью, а также с другими проявлениями. Недавние исследования ученых в области когнитологии были направлены на то, чтобы выяснить, как именно мозг человека перерабатывает информацию. Данные исследования помогают разобраться, какие причины влияют на возникновение нарушений когнитивности. Их можно выявить, обратившись к специалисту, который установит нозологический диагноз.

Притом, всегда принимается во внимание, что любое когнитивное расстройство не всегда обусловлено первичным заболеванием мозга. Например, такое когнитивное нарушение, как деменция, может возникнуть как результат системного дисметаболического расстройства, они в свою очередь представляют собой осложнение различных заболеваний соматического или эндокринного типа. Также, причиной нарушенной когнитивности, имеющей дисметаболическую природу, являются заболевания почек, дефицит фолиевой кислоты, витамина В12, заболевания печени, гипотиреоз. В связи с этим, выявление различных нарушений когнитивности требует полноценного обследования, и на первом месте стоит лечение имеющихся у больного эндокринных или соматических заболеваний. Когнитивные нарушения могут быть вызваны сердечнососудистой недостаточностью, нарушенным обменом веществ, алкогольным или любым другим отравлением.

Возможно, причиной нарушения когнитивной функции является эмоциональная сфера. Поэтому, все пациенты, имеющие жалобы на пониженную память, и другие проблемы, связанные с деятельностью мозга, должны быть обследованы с учетом данного направления. Нередко причина кроется в депрессивном состоянии, причем, это касается пациентов любого возраста. Иногда объективное подтверждение нарушения когнитивных функций отсутствует, так используемые в диагностике скрининговые шкалы имеют недостаточную чувствительность. В связи с этим, для выявления причины нарушения требуется не только оценка эмоционального состояния, но и необходимо проведение повторных исследований, проведенных с интервалом в несколько суток.

Лечение нарушений когнитивности

Специалисты считают, что показатели когнитивности следует воспринимать в очень индивидуальном порядке, так как известно, что периодически у каждого человека могут возникнуть определенные когнитивные нарушения. В связи с этим, не стоит поднимать тревогу при единичных случаях нарушения памяти или восприятия. Тем не менее, если симптомы стали повторяться чаще, и это заметно окружающим, то стоит обратиться в неврологическую клинику, для того чтобы проверить работу мозга. Особенность когнитивных нарушений в том, что сами по себе они не проходят, и если не проводить лечение, нарушения будут лишь усиливаться. Иногда когнитивность может быть настолько нарушена, что возникает слабоумие.

Прежде, чем приступить к лечению, пациенту назначается нейропсихологическое тестирование, которое является методом объективизации когнитивных нарушений. Данные тесты позволяют пациенту выполнить определенные упражнения на запоминание, а также воспроизведение рисунков, слов. В тестах содержатся задачи, проверяющие концентрацию внимания. На основании данного исследования определяется, в каком состоянии пребывают когнитивные функции пациента, и врач принимает решение о методах дальнейшего лечения. В данном случае, терапевтическая тактика выбирается на основании тяжести выявленных нарушений, принимается во внимание их этиология, и другие факторы, такие, как возраст больного, ряд сопутствующих заболеваний.