Когнитивные умения

Формирование когнитивных умений учащихся

Современному информационному обществу требуется деятельный, активный человек, который может пополнять свои знания в течение всей жизни, находить нужную информацию и пользоваться ею.

Оглавление:

Сегодня роль педагогов в средней школе сводится не только к сообщению новых знаний учащимся, но и к организации такого процесса обучения, при котором учащийся должен сам приобретать знания. В связи с этим проблема формирования когнитивных умений учащихся считается приоритетной дидактической проблемой.

Под когнитивными умениями (от англ. cognitive - познавательный) будем понимать умения самостоятельно приобретать знания [1,с.31]. В педагогической литературе часто употребляется синоним «когнитивных умений» – «познавательные умения», однако, в последние годы чаще употребляется понятие «когнитивные умения». В работе мы будем оперировать двумя этими понятиями.

На необходимость формирования когнитивных умений обращали внимание такие советские педагоги, как Н.К. Крупская, К.Д. Ушинский и др. Н.К. Крупская, связывая процесс обучения с направлениями развития общества, считала, что школа является лишь подготовкой к жизни. За время обучения в школе учащиеся должны не только приобрести необходимые для жизни знания, но и овладеть средствами расширения и обогащения этих знаний. «Самая прекрасная школа,- писала она, - дает лишь сравнительно небольшой объем знаний. А между тем современная жизнь требует большого объёма общих и специальных знаний. Прогресс техники, прогресс науки, постоянная смена занятий, смена функций, необходимость продумывать и разрешать ряд новых возникающих проблем, требуют умений самостоятельно работать над приобретением знаний»[1,с.31].

Следовательно, общеобразовательная школа в настоящее время должна формировать не только систему специальных, предметных знаний, но и систему умений самостоятельного приобретения знаний (когнитивных умений), таких как, наблюдение, сопоставление и противопоставление фактов и явлений, сравнение нового с ранее известным, умение мыслить логически, умение использовать приемы мышления (индукцию и дедукцию), умение строить модели, умение систематизировать и классифицировать, структурировать, проводить мысленный эксперимент, умение интерполировать и экстраполировать.

Высокий уровень развития таких умений позволит учащемуся в дальнейшем не только стать конкурентоспособным специалистом в своей отрасли, но и быть самоорганизующейся, саморазвивающейся личностью, способной к постоянному пополнению своих знаний.

В начале XX в. британские психологи во главе с Ч. Спирменом разработали множество тестов психических функций, которые могли проводиться как с детьми, так и со взрослыми. Для оценки согласованности результатов разных тестов при измерении ими одной черты или одного свойства можно использовать коэффициент корреляции. Эта идея впервые была высказана Спирменом в 1904г. Серия проведенных им исследований завершилась публикацией в 1927г. его работы «Способности человека» [2,с.10]. В ней Спирмен развил теорию интеллекта, по существу, теорию когнитивных умений, в которой все умственные задачи рассматривались в той или иной степени в качестве измерений единственной черты или «фактора» когнитивных умений, который Спирмен назвал «g» (по первой букве полного названия «общие», general, умения). Спирмен считал, что фактор «g» измеряется всякий раз, когда умственная задача требует того, что он называл эдукцией, или выявлением отношений и коррелятов. Этот термин можно было бы назвать умозаключением или индукцией. Современники Спирмена, однако, оказались не готовы принять идею о единственном факторе когнитивных умений и продолжали считать, что различные задачи все же измеряют различные умения.

С развитием методов факторного анализа наметился явный прогресс в разрешении спорных вопросов, касающихся понимания когнитивных умений. Лидерами этого движения стали С. Барт, Г. Томсон в Великобритании и К. Холзингер, Т.Л. Келли и Л.Л. Терстоун в США.

Главная цель в изучении когнитивных умений того времени состояла в определении того, какие виды умений можно идентифицировать. В 1938 г. Терстоун опубликовал работу под названием «Первичные умственные способности» [2,с.12]. В ней автор сделал вывод о наличии множества видов интеллекта и опроверг предположение о существовании одного вида интеллекта – общего. В более поздних исследованиях Терстоуна и других ученых этот вывод был смягчен до предположения об «иерархической» организации когнитивных умений. Это предположение означало, что некоторые когнитивные умения являются крайне общими, входящими в состав разнообразной умственной деятельности, тогда как другие являются более специализированными.

В 70-х гг. ряд когнитивных психологов вернулись к исследованию тех простейших когнитивных функций, которые изучались Дж. Кэттеллом и другими в конце XIX в., в качестве возможных мер интеллекта. Современный уровень технологий и использование компьютеров предоставляют для этого новые возможности.

Термин «умения» в педагогике означает подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта учащихся [10,с.16].

Под когнитивными умениями мы будем понимать умения учащихся:

  • решать учебные задачи творческого характера;
  • проводить логические рассуждения;
  • находить выход из различных проблемных ситуаций в процессе учебных занятий;
  • систематизировать учебный материал;
  • использовать статистические методы обработки информации и выбора рациональных решений.

Задачи, которые формировали бы когнитивные умения учащихся, должны быть не только познавательными и интересными, но и должны содержать в себе какую – либо новую информацию, содержать проблему при ее решении; пути решения этих задач должны сводиться к рациональным подходам.

1. Абакумова, И.В. Когнитивный стиль студента как фактор успешности его обучения / И.В. Абакумова, И.П. Шкуратова // Когнитивный стиль: тезисы научно - практичского семинара. - Таллин, 1986.

2. Борисова, Ю.В. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика / Ю.В. Борисова, И.В. Гребенев // Народное образование. 2003. - №7.

3. Васильева, В.А. Методическое пособие по математике для поступающих в ВУЗы / В.А. Васильева, Т.Д. Кудрина, Р.Н. Молодожникова. – М.: МАИ, 1992.–304 с.

4. Волкова, С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / С.И. Волкова, Н.Н. Столярова. – М. : Просвещение, 1999.–332 с.

5. Галкин, Е.В. Нестандартные задачи по математике / Е.В. Галкин. – Челябинск: Взгляд, 2004.–448 с.

6. Глейзер, Г.И. История математики в школе: IX–X классы / Г.И.Глейзер. – М.: Просвещение, 1983.–351 с.

7. Гусев, В.А. Магистерская диссертация по методике преподавания математики: Методические рекомендации / В.А.Гусев, И.М.Смирнова.– М.: Прометей, 1996.–107с.

8. Демченкова, Н.А. Проблемно-поисковые задачи как средство формирования исследовательских умений будущего учителя в курсе методики преподавания математики в педвузе: дис…. канд. пед. наук: 13.00.02/ — Тольятти, 2000.

9. Журавлева, Н.С. Мониторинг познавательных умений школьников в процессе обучения физике: дис…. канд. пед. наук: 13.00.02/ — Екатеринбург, 2005.

10. Лошкарева, Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть учебно-воспитательного процесса: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08.: / Лошкарева Наталья Александровна. М., 1990.

11. Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. – М.: Просвещение, 1984.–175 с.

1.1.3 Базовые когнитивные умения

Базовые когнитивные умения

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов

Клод Адриан Гельвеций.

Когнитивные (познавательные) умения обучаемого имеют самый общий смысл и определяются человеческой природой обучаемого. Блок состоит из следующих умений, а желательно навыков:

– сопоставлять и противопоставлять факты и явления;

– сравнивать новое с ранее известным;

– использовать приемы мышления (индукцию и дедукцию);

– систематизировать и классифицировать;

– проводить мысленный эксперимент;

– интерполировать и экстраполировать.

Для реализации каждого из этих умений необходимо уметь выполнять более простые действия. Например, умение мыслить логически предполагает наличие следующих умений:

Каждое из перечисленных умений, в свою очередь, можно разложить на еще более простые умения. Например, умение обобщать состоит из умений:

– сопоставлять анализируемые понятия;

– выделять в каждом из понятий общие признаки и называть их;

– объединять понятия по этим признакам.

Методологические умения. Методологические умения определяют подход к познанию.

Ими являются умения:

– выделять в объекте предмет изучения;

– выявлять причину и следствие;

– учитывать количественную и качественную стороны явления;

– выявлять и разрешать противоречия;

– переходить от всестороннего рассмотрения к конкретному;

– придерживаться объективно-реального подхода к действительности;

– рассматривать любое явление с учетом условий его существования;

– переходить от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике;

– видеть частное в общем;

– формулировать цель деятельности;

– выбирать соответствующие средства, способы и методы для достижения поставленной цели;

– отделять существенное от несущественного;

– выявлять проявление общих закономерностей;

– критически относиться к достигнутым результатам;

– преобразовывать и перегруппировывать изучаемый материал.

Каждое умение из этого блока является составным и может быть разложено на более простые умения.

Например, умение рассматривать любое явление с учетом условий его существования включает в себя следующие умения:

– учитывать условия существования;

– учитывать существенное в процессе (явлении) в данный момент развития.

Общие умения. Общие умения выполняют организационные, обеспечивающие и исполняющие функции. В их состав входят следующие умения:

– планировать и организовывать как свою деятельность в целом, так и отдельные действия;

– накапливать и систематизировать знания;

– выражать свои мысли словами;

– формулировать нестандартные вопросы;

– организовывать собственную мыслительную деятельность;

– выражать оценочные суждения;

– искать и исправлять свои ошибки;

– планировать самостоятельную работу;

– доводить начатое дело до конца;

– организовывать свои действия в соответствии с заранее намеченным планом.

Укажем состав одного из перечисленных умений – организовывать собственную мыслительную деятельность. В него входят следующие умения:

– характеризовать изучаемое понятие максимальным количеством признаков;

– выделять существенные признаки изучаемого понятия;

– объединять понятия по общим признакам;

– структурировать изучаемый материал.

Для обучения весьма полезными являются умения:

– находить информацию по оглавлению, справочнику и словарю;

– пользоваться информационно-поисковыми системами (каталогами);

– правильно хранить литературные данные;

– владеть языком символов;

– работать с учебниками и другой литературой;

– работать на лекции

В свою очередь – работать с учебниками – состоит из следующих умений:

– выделять в прочитанном главные идеи и опорные понятия;

– выявлять связи между фактами, закономерностями и понятиями;

– разбивать по смыслу и группировать материал;

– самостоятельно формулировать выводы из прочитанного;

– составлять план воспроизведения прочитанного;

Когнитивные способности, или Немного о практическом интеллекте

Сколько копий сломано в связи с разными определениями интеллекта! А все дело в том, что классический IQ говорит только о том, насколько сложные академические задачи в идеальных условиях может решать человек. А жизненный успех связан, в основном, с так называемым практическим интеллектом. Этими нюансами занимаются ученые, исследующие когнитивные способности.

Примерно половина всех людей

Что же такое практический интеллект и почему он так важен? Абсолютно каждый здоровый умственно человек имеет огромные способности к адаптации. Правда, проявляются они по-разному. К классической адаптации за счет академического интеллекта способны только 8 психотипов из 16, да и то с разной степенью успеха, зависящей от индивидуальных, а не типовых особенностей.

Что же делают восемь остальных психотипов? Осваивают область как иностранный язык, то есть сложно и медленно. Но основные механизмы адаптации – использование догадки, волевых качеств, социальных связей, манипуляции эмоциональными состояниями. Конечно, не каждая профессия позволяет такое поведение, но люди «неакадемичных» типов обычно и не выбирают очень сложные интеллектуальные специальности.

Описывая когнитивные способности, нужно остановиться на самом актуальном определении интеллекта. Это - вовсе не способность найти нужную картинку для головоломки, подобрать число после 10 операций в уме или умение найти емкое и уместное слово. Познавательные способности – это умение адаптироваться в новой ситуации и решать объективно и субъективно новые для психики задачи.

Порог умственных способностей

Также такое определение интеллекта делает его величиной изменяющейся. Что весьма и весьма оптимистично. Хотя. практика показывает, что даже решению задач на классический, якобы неизменяемый IQ, можно научиться. Так что никакой это не постоянный фактор, а уже тем более – не предиктор жизненного успеха. Когнитивные способности человека просто должны перейти определенный порог, после которого, при условии мотивации и концентрации, у человека появляются шансы на успех. Было подсчитано, что для защиты докторской диссертации вполне достаточно коэффициента 120. Что не является чем-то заоблачным, обычно пара человек такого уровня есть в каждом классе средней школы.

Когнитивные способности – это очень неопределенный термин. И возник он из-за желания найти алгоритм, благодаря которому можно определить, насколько перспективен тот или иной ученик. Но оказалось, что выпускники одного и того же американского ВУЗа, как правило, одинаково успешны. Независимо от своей успеваемости, которая действительно связана с академической одаренностью.

Развитие познавательных способностей рекомендуется планировать с учетом конкретных навыков, нужных вам. То есть психика человека очень специфична. Вопреки распространенным убеждениям, успех в шахматах не дает автоматических преимуществ в других видах алгоритмической работы. Навыки из одной сферы в другую переносятся крайне плохо. Поэтому имеет смысл сразу учиться тому, что вам нужно. А не делать ставку на общее развитие.

Что такое когнитивные способности

Наверное, вы часто задумывались или вступали в дискуссию о том, что такое интеллект и как определить, какой человек умнее. Мы уже ясно понимаем, что большое количество знаний не позволяет судить о сильном интеллекте. Это говорит о начитанности, большой базе усвоенной информации. Такие люди могут достичь невероятных успехов, а могут и не добиться ничего. Поэтому если о человеке и можно сказать, что он умен, то подразумевая, прежде всего, его развитые когнитивные способности.

Следует сразу оговориться, что у ученых нет четкой точки зрения на то, что же такое когнитивные способности. Например, умение управлять своими эмоциями к ним не относится, поэтому этот навык следует развивать отдельно. Это — эмоциональный интеллект, который, тем не менее, связан с когнитивными способностями в виду особенностей нашего организма.

Итак, что можно отнести к когнитивным способностям?

А теперь представим себе человека, который овладел всеми этими способностями. Можно ли его назвать умным и очень талантливым? Безусловно. Такой человек способен запоминать массу информации, либо же решать, что запоминать, а что нет. Он умеет концентрироваться и не тратит время на то, чтобы снова вернуться в это состояние и вспомнить, на чем остановился. Он умеет воспринимать и считывать информацию из мира или поведения людей и делать правильные выводы. Может мыслить логично и творчески одновременно. Он принимает твердые решения, которые заканчиваются правильными действиями.

Именно поэтому когнитивные способности важнее любых других. Они являются той самой базой, на которой можно полноценно реализоваться в жизни. Улучшить свою память, внимание и концентрацию вы можете, пройдя этот курс.

Эти способности может развить в себе практически каждый человек. Существуют упражнения, которые могут улучшить любой из этих навыков. А что еще лучше — овладение одним навыком оказывает позитивное влияние на другие. Например, концентрация связана с улучшением памяти. А улучшение памяти тесно переплетается с развитием творческого мышления, потому что формирует десятки и сотни ассоциаций в голове относительно любого слова, образа или даже звука.

Если все эти навыки достаточно развиты, тогда человек может войти в состояние, называемое потоком. В нем он остается мысленно в настоящем моменте, у него невероятно повышаются все когнитивные способности, а особенно концентрация. У него все получается, он знает или чувствует, что нужно сделать, чтобы добиться результата. Существуют люди, которые научились пребывать в таком состоянии 24 часа в сутки. Например, Ричард Брэнсон, британский миллиардер. Уровень его восприятия просто поражает: он смотрит на мир и видит одни возможности.

Говоря об информации, нужно сказать, что, безусловно, знания необходимы. Даже с ее вседоступностью в эпоху Интернета, любознательность и начитанность являются показателями человека интересного и неординарного. Ведь если вы ничего не знаете и не обладаете никакой информацией, то и решения ваши будут достаточно примитивными. Поэтому помимо развития когнитивных навыков вам нужно стремиться к получению новых знаний, чтобы использовать их, смешивая, меняя и получая нечто новое и необычное. Пройдя курс по развитию творческого мышления, вы научитесь этому.

Ниже мы представляем вашему вниманию список книг, направленных на развитие ваших когнитивных способностей.

  • Гарри Лорейн «Развитие памяти и способности концентрироваться»
  • Эберхард Хойль «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней»
  • Дмитрий Гусев «Краткий курс логики: искусство правильного мышления»
  • Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
  • Франс Йоханссон «Эффект Медичи»
  • Питер Брегман «18 минут»

В этих книгах представлены самые разные способы развития когнитивных способностей. Поэтому просто читать для развлечения их не стоит. Выполняйте упражнения, вооружившись листом бумаги и ручкой.

В сети есть масса приложений, которые призваны улучшить работу вашего мозга. Вот наиболее интересные из них.

Их главный плюс в том, что если у вас есть смартфон, вы можете выполнять упражнения, где бы вы ни находились. Также все эти приложения ведут подробную статистику. Вы сможете следить за своими результатами и наглядно видеть прогресс. Помните, что вам потребуется в идеале заниматься этим каждый день. Даже если времени мало, выделяйте хотя быминут ежедневно.

Если выделить всего одну способность, которая принесет наибольшую пользу для вашего мозга, то это концентрация. Именно она «подтягивает» все остальные когнитивные навыки. Есть две простые игры, которые очень хорошо помогают в этом. Это «Числа» и «Таблицы Шульте».

Интересуетесь развитием когнитивных способностей на практике? Тогда курс «Когнитивистика: развитие мышления»» для вас. Присоединяйтесь!

Когнитивные умения

С раннего возраста ребенок начинает копировать выражение лица взрослых: улыбается, корчит гримасы, высовывает язык. Способность к подражанию чрезвычайно важна, поскольку именно благодаря ей ребенок обучается новым действиям и новым словам. Таким образом, умение подражать другим лежит в основе всех когнитивных навыков и, в сущности, всего развития ребенка.

После длительного периода пассивного рассматривания людей и лиц ребенок переходит к активному исследованию предметов. Поначалу он «все тащит в рот»: это связано с тем, что рот у ребенка – наиболее чувствительная часть тела, и, следовательно, он дает больше информации о предмете. Затем ребенок начинает трясти предметы, ударять их об окружающие поверхности, рассматривать, ощупывать, ронять и бросать. Так он получает сведения о свойствах каждого предмета – его текстуре, твердости или мягкости, его весе, вкусе, производимых им звуках, способности изменять форму, внешнем виде со всех сторон.

Многочисленные исследования позволили сделать интересные выводы: поначалу детям кажется, что объект существует, лишь пока они его видят, и исчезает, когда уходит из поля зрения. Поэтому маленький ребенок начинает плакать, когда мать выходит из комнаты, он думает, что она исчезла навсегда. Если игрушка выкатилась из его поля зрения, он не поворачивает голову, ему кажется, что этой игрушки больше нет. Понимание того, что предметы продолжают существовать, даже когда ты их не видишь, является важнейшей вехой в когнитивном развитии ребенка: оно означает зарождение абстрактного мышления. В результате этого понимания ребенок начинает поворачивать голову, чтобы взглянуть на предмет, учится примирятся с отсутствием людей и предметов, узнает их (прежде он считал, что вещи всякий раз появляются заново). Когда ребенок бросает или роняет игрушки и с удовольствием смотрит, как мама снова и снова их поднимает, это значит, что он стал понимать идею постоянного существования предметов. Ребенок начинает поворачивать голову вслед за предметами, а затем учится находить частично (а потом - и полностью) спрятанные предметы. Он получает удовольствие от игры в прятки, потому что она подтверждает: то, что спрятано, все равно существует.

Как только ребенок получает возможность передвигаться, он начинает исследовать окружающую обстановку, стремясь узнать как можно больше о мире вокруг себя. На определенной фазе развития даже целой коробки игрушек, поставленной в середине комнаты, становится не достаточно. Он непременно стремится открыть и закрыть все двери, опустошить все ящики гардероба и дотянуться до хрустальной вазы на верхней полке. Это утомительно для родителей, но необходимо – таким путем ребенок расширяет свои познания об окружающем: узнает, как открывается и закрывается дверь, как выглядит одни и те же предметы с разных точек зрения, познает такие природные явления, как свет, тень и эхо.

Начав играть с предметами, ребенок скоро узнает: если потрясти погремушку, она загремит, а если сжать в руке резиновую игрушку-«пищалку», на запищит. Так возникает понятие о причинно-следственных связях. Самый простой пример: ребенок нажимает на кнопку механической игрушки, и из открывшейся дверцы выскакивает собачка. Вскоре ребенок осознает, что появление собачки – прямое следствие того, что он нажал на кнопку. Дети изучают различные виды причинности, вот почему они так любят включать и выключать свет, телевизор и другие электрические приборы. Еще один пример – работа клавиатуры – если ребенок увидит, что от нажатия клавиш на экране что-то меняется, он будет надолго увлечен этим занятием. Понятие о причине и следствии чрезвычайно важно: оно дает ребенку представление о том, что он способен влиять на окружающее и что, следовательно, мир, в котором он живет, до известной степени поддается управлению и контролю.

Играя с несколькими предметами одновременно и изучая их взаимные отношения, дети начинают строить. Сначала они строят невысокие башни, мосты и другие конструкции. При этом он получает новые сведения о весе, форме и и размере предметов.

Когнитивные умения - это умения видеть и понимать в поведении других людей те параметры, которые в дальнейшем будут изменяться в собственном поведении.

Деятельная сфера. В этой области фиксируются разного рода по­веденческие проявления участников: определенные умения, необходимые в практической деятельности. Уровень умений оценивается методом наблюдения через экспертную оценку поведения участников. Исходя из представлений о возможности адекватной субъективной оценки испытуемыми собственных умений, деятельную сферу можно оценивать при помощи методики «Самооценка поведенческих умений».

Практическое использование данной модели показало, что первый блок, отражающий эмоциональ­ную реакцию на тренинг, является наименее информативным: слишком много допущений нужно сделать, чтобы предположить, что в любой «Анкете участника» участниками будет выда­ваться правдивая информация.

Наиболее целесообразно для комплексной оценки эффективности тренинга использовать модель, в которой учи­тывать значения психологических показателей на трех уровнях:

1. Эмоциональная оценка процесса и результатов обучения.

2. Субъективная оценка результатов обучения (самооценка желаний, знаний и когнитивных и поведенческих умений);

3. Объективная оценка результатов обучения (оценка показателей, доступных внешнему наблюдению и оцениваемых экспертами).

В соответствии с предложенной моделью эффективность группового тренинга целесообразно оценивать с помощью целого комплекса методик, куда входят как «Анкеты обратной связи» и «Анкеты самооценки», так и методик, позволяющих выявлять степень усвоения теоретического и практического материала тренинга, а также диагностировать ряд других изменений, связанных с прохождением тренинга (в случае, если речь идет о тренинге профессионального обучения).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Практические упражнения (из книги К.Рудестама «Групповая психотерапия», 2001, с.)

Структурированные упражнения важны по двум причинам: во-первых, они способствуют развитию группы и целенаправленному обучению, а во-вторых, выполняя такие упражнения, участники активно содействуют дос­тижению общегрупповых и индивидуальных целей. Стимулированное упражне­ниями научение зависит от их типа, а также от времени и способа их примене­ния. В психокоррекционных группах упражнения ставят перед участниками новые вопросы и вызывают у них новые чувства, подлежащие дальнейшему исследованию. С их помощью можно моделировать и осваивать новые формы поведения. Кроме того, практические упражнения способствуют сплочению группы, снижая барьеры, которые препятствуют эмоционально открытому об­щению, а также побуждают участников к более глубокому самоисследованию.

Определенные упражнения можно применять как при работе с Т-группами, где руководитель (тренер) в остальном практически не структурирует за­нятия, так и при работе с группами тренинга умений, которая вся может со­стоять из серий однородных упражнений. Те из руководителей групп, кто избегает упражнений, обычно считают, что это искусственный прием работы, который ограничивает спонтанное развитие групповых процессов и снимает с членов группы ответственность за то, какого рода опыт приобретают они в группе. В свою очередь, сторонники возможно более частого применения уп­ражнений убеждены, что они помогают выявлять общие интересы и разре­шать индивидуальные и общегрупповые проблемы.

Мнения расходятся и по вопросу о том, на какой стадии существования группы упражнения наиболее уместны. Большинство психотерапевтов полага­ют, что поначалу группа должна быть предоставлена сама себе и что преждевременное введение упражнений препятствует выражению важных индиви­дуальных эмоций. Однако позже структурированные упражнения могут оказать помощь при решении таких проблем, как борьба за власть, недостаток близости и сплоченности, недовольство руководителем. Другие специалисты считают, что структурированный подход к группе особенно важен на ранних этапах занятий, поскольку он позволяет мотивировать участников и ориенти­ровать их в наиболее плодотворном направлении.

Несмотря на столь очевидные расхождения во мнениях, руководителей групп согласны друг с другом в том, что упражнениями в психокоррекционных группах не следует пользоваться необдуманно, иначе занятия могут превра­титься в бесконечную череду салонных игр, а руководитель при этом станет не более чем затейником. Неопытные или неподготовленные руководители часто используют структурированные упражнения для того, чтобы прикрыть свое невежество или отсутствие навыков руководства группой. Эта стратегия особенно опасна в случаях, когда руководитель не понимает смысла и возможно­стей упражнения.

Выбор упражнений в значительной степени является делом вкуса. По мере приобретения опыта руководители групп начинают в меньшей степени ориен­тироваться на стандарты и вместо этого начинают относиться к известным им упражнениям как к резерву средств для иллюстрации стоящих перед группой проблем и для работы над их разрешением. Опытный руководитель будет при­менять упражнения своевременно и в соответствии с поставленной целью. Обдумывая упражнение, руководитель должен спросить себя, насколько оно со­ответствует его представлениям о групповом поведении, что оно может дать участникам и стоит ли польза от его применения того времени, которое будет на него затрачено.

Упражнения могут быть особенно полезными на занятиях групп с ограни­ченными сроками работы, во время проведения семинаров или марафонов, а также в тех случаях, когда руководитель группы или преподаватель должен сделать обзор множества различных подходов к работе с группами. При помо­щи упражнений можно продемонстрировать суть различных концепций гораз­до более живо, чем посредством объяснений «на пальцах». Убедительный при­мер тому привела Элизабет Минц, 1976. Речь идет об игре «разожми кулак». Члену группы предлагают разжать кулак партнера и при этом ему не говорят, как это сделать. Те, кто делает это мягко, но на­стойчиво, получают лучший результат, чем те, кто использует чисто силовые приемы. И это служит наглядным уроком, что тактичное убеждение может дать больший эффект, чем силовое давление.

Любое из приведенных здесь упражнений можно использовать на заняти­ях, имеющих целью продемонстрировать суть соответствующего этому упраж­нению метода работы с психокоррекционными группами. Кроме упражнений, которые иллюстрируют тот или иной метод работы с группами, суще­ствуют и другие приемы, которые могут быть полезными в случаях, когда надо сделать учеб­ный обзор самых разных методов. Можно предложить членам учебной группы, чтобы они вели дневник, куда записывали бы все свои впечатления, переживания и соображения в связи с текущим опытом пребывания в группе. Другая стратегия, полезная при работе с большими груп­пами, предусматривает отведение нескольких минут в начале каждого занятия на то, что участники общались друг с другом в мини-группах постоянного состава по три человека в каждой. В таких мини-группах участники, интересы которых во время работы в большой группе могут совпадать не полностью, имеют возможность рассказывать о своих успехах в достижении личных целей и оказывать друг другу помощь советами и ободрением.

Упражнения для каждого типа групп включают целый спектр различных видов деятельности, которые обычно расположены в порядке возрастания их сложности - от тех, что уместны на начальных стадиях работы в группе, до тех, что подходят для более продвинутых групп. В описании каждого упражнения указывают его длительность и требуемый для его выполнения уровень подготовки. Некоторые руководители групп предпочитают сначала провести упражнение, а потом объяснить его смысл. Другие поступают наоборот. В любом случае важно, что­бы участники сразу после выполнения упражнения имели немного времени для того, чтобы обменяться своими впечатлениями. Руководители, отдающие явное предпочтение эмоциональности и экспрессивности (в ущерб понима­нию), могут опасаться, что в ходе обсуждения непосредственные впечатления окажутся «заболтанными». Однако в большинстве групп отдается должное не только чувствам, но и пониманию того значения, которое полученный в груп­пе опыт может иметь для развития личности каждого участника и для его жизни вне группы.

Еще одна рекомендация, касающаяся выполнения упражнений, состоит в том, что участие в этой работе должно быть добровольным, то есть каждый в группе должен иметь возможность в любой момент отказаться от выполнения любого упражнения, не опасаясь, что это приведет к «потере лица». Неплохо перед началом упражнения поинтересоваться у группы, нет ли в настоящий момент чего-нибудь, что требует особого внимания. Наконец, принципиально важно, чтобы и руководитель группы, и участники имели в виду, что при выполнении упражнения чувства и поведение каждого из них важнее, чем необходимость довести упражнение до конца. Упражнение является средством исследования индивидуальных и групповых проблем, а не самоцелью.

Традиционным Т-группам структурированность несвойственна, и содержание их работы полностью определяет инициатива участников. Ниже приведены примеры упражнений, используемых в менее традиционных и, со­ответственно, более структурированных Т-группах.

Что такое когнитивность и когнитивные навыки

Под когнитивностью подразумевается способность человека воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира. Психологи используют данное понятие, как характеризующее психические процессы личности, и особенно определение когнитивность относится к различным намерениям человека, его желаниям или убеждениям. Если термин применяется в широком смысле, то имеется в виду знание, или акт познания. Возможны интерпретации в социальном и культурном смысле, когда речь идет о так называемом становлении определенных концепций и знаний, выражающихся в действии и мыслях. Такое понятие, как когнитивные процессы, часто применяется к восприятию действия, памяти, воображения.

Когнитивные функции играют особую роль в психическом развитии человека, и их нарушение представляет собой наиболее часто встречающийся неврологический симптом. Так как когнитивные функции связаны непосредственно с деятельностью мозга, когнитивная недостаточность может закономерно развиваться, если имеются диффузные и очаговые поражения головного мозга. Нередко когнитивные расстройства обнаруживаются у пожилых людей. Как показывают данные статистики, до двадцати процентов пациентов, возраст которых превышает шестьдесят пять лет, страдают довольно тяжелыми когнитивными расстройствами в виде деменции.

Более легкие когнитивные расстройства у пожилых встречаются еще чаще, согласно некоторым данным, это от сорока и до восьмидесяти процентов больных, с учетом возраста. В настоящее время имеется тенденция к значительному увеличению длительности жизни, и поэтому в популяции становится больше пожилых лиц. В то же время, проблема когнитивных нарушений приобретает все большую популярность, и становится актуальной не только для неврологов, но и для других медицинских специалистов. Когнитивными функциями врачи называют функции головного мозга, являющиеся особенно сложными, с их помощью происходит рациональное познание мира. Когнитивные функции – это речь, память, гнозис, праксис, и конечно, интеллект.

Причины нарушения когнитивности

В настоящее время специалисты доказали, что когнитивность – это работа мозга, и не отрицается мнение, что природа любых когнитивных процессов управляема мозгом. Тем не менее, теория когнитивности не во всех случаях определяет данные процессы, как связанные с мозговой деятельностью, а также с другими проявлениями. Недавние исследования ученых в области когнитологии были направлены на то, чтобы выяснить, как именно мозг человека перерабатывает информацию. Данные исследования помогают разобраться, какие причины влияют на возникновение нарушений когнитивности. Их можно выявить, обратившись к специалисту, который установит нозологический диагноз.

Притом, всегда принимается во внимание, что любое когнитивное расстройство не всегда обусловлено первичным заболеванием мозга. Например, такое когнитивное нарушение, как деменция, может возникнуть как результат системного дисметаболического расстройства, они в свою очередь представляют собой осложнение различных заболеваний соматического или эндокринного типа. Также, причиной нарушенной когнитивности, имеющей дисметаболическую природу, являются заболевания почек, дефицит фолиевой кислоты, витамина В12, заболевания печени, гипотиреоз. В связи с этим, выявление различных нарушений когнитивности требует полноценного обследования, и на первом месте стоит лечение имеющихся у больного эндокринных или соматических заболеваний. Когнитивные нарушения могут быть вызваны сердечнососудистой недостаточностью, нарушенным обменом веществ, алкогольным или любым другим отравлением.

Возможно, причиной нарушения когнитивной функции является эмоциональная сфера. Поэтому, все пациенты, имеющие жалобы на пониженную память, и другие проблемы, связанные с деятельностью мозга, должны быть обследованы с учетом данного направления. Нередко причина кроется в депрессивном состоянии, причем, это касается пациентов любого возраста. Иногда объективное подтверждение нарушения когнитивных функций отсутствует, так используемые в диагностике скрининговые шкалы имеют недостаточную чувствительность. В связи с этим, для выявления причины нарушения требуется не только оценка эмоционального состояния, но и необходимо проведение повторных исследований, проведенных с интервалом в несколько суток.

Лечение нарушений когнитивности

Специалисты считают, что показатели когнитивности следует воспринимать в очень индивидуальном порядке, так как известно, что периодически у каждого человека могут возникнуть определенные когнитивные нарушения. В связи с этим, не стоит поднимать тревогу при единичных случаях нарушения памяти или восприятия. Тем не менее, если симптомы стали повторяться чаще, и это заметно окружающим, то стоит обратиться в неврологическую клинику, для того чтобы проверить работу мозга. Особенность когнитивных нарушений в том, что сами по себе они не проходят, и если не проводить лечение, нарушения будут лишь усиливаться. Иногда когнитивность может быть настолько нарушена, что возникает слабоумие.

Прежде, чем приступить к лечению, пациенту назначается нейропсихологическое тестирование, которое является методом объективизации когнитивных нарушений. Данные тесты позволяют пациенту выполнить определенные упражнения на запоминание, а также воспроизведение рисунков, слов. В тестах содержатся задачи, проверяющие концентрацию внимания. На основании данного исследования определяется, в каком состоянии пребывают когнитивные функции пациента, и врач принимает решение о методах дальнейшего лечения. В данном случае, терапевтическая тактика выбирается на основании тяжести выявленных нарушений, принимается во внимание их этиология, и другие факторы, такие, как возраст больного, ряд сопутствующих заболеваний.

Когнитивные способности человека. Что это?

Слово «когнитивный» принято считать научным термином, данный термин редко встречается в повседневном общении людей. Но обозначает он прекрасно знакомые всем способности человека. Эти способности связывают людей с окружающим миром и способствуют составлению представления о нем.

К когнитивным функциям принято относить:

Внимание - поддержание обязательного для познания уровня психической активности.

Восприятие - построение образов и представления о чем-либо на основе полученной информации.

Гнозис - способность опознания сформированных образов, которые человек относит к категориям разума.

Память - способность сохранения и впоследствии воспроизведения полученной информации.

Интеллект - произведение действий с полученной информацией, благодаря памяти (анализ, оценка, обобщение, решение тех или иных задач).

Речь - способность общения, используя символическую знаковую систему, такую как язык.

Праксис - способность формирования и включения в деятельность двигательных навыков, а так же построение, заучивание и автоматизация последовательности движений.

Все способности напрямую связываются с деятельностью, которую оказывает головной мозг человека, они зависимы от целостного состояния организма. Когда нарушается развитие мозга, проходят определенные его повреждения или сбои в работе, вызванные заболеваниями или эмоциональными потрясениями. При нарушении развития мозга, качество когнитивных функций значительно снижается. Значимое снижение качества когнитивных функций принято называть когнитивным расстройством.

Когнитивные нарушения отрицательным образом отражаются на жизненных достижениях человека в бытовой, профессиональной, учебной или социальной деятельности.

Когнитивные способности – что это такое, как их развить?

Когнитивные способности человека даны от природы, их важно развивать, начиная с младенчества и на протяжении всей жизни. В пожилом возрасте когнитивные процессы начинают угасать, поэтому, чтобы оставаться в ясном уме и памяти надо «тренировать» мозг.

Что значит когнитивный?

Для обычного человека привычным является понятие – умственное или интеллектуальное развитие, а что значит когнитивный, ответит не каждый. Когнитивный – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.

Когнитивные исследования

Что такое когнитивные способности людей, тема интересует психологов, социологов, лингвистов, философов. Когнитивные исследования в разных сферах наук помогает понять и изучить следующие процессы:

  • познание человеком мира;
  • влияние языка и культуры на личную картину мира (субъективную);
  • что представляет собой сознательное и бессознательное и как это связано с мозговой деятельностью;
  • какие когнитивные способности врожденные, а какие приобретаются в разные возрастные периоды;
  • что значит когнитивные способности у искусственного интеллекта (можно ли создать в будущем искусственный разум, не уступающий человеческому).

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия направлена на устранение ошибок в мышлении и изменение нелогичных мыслей и убеждений на новые, конструктивные. Во время сеанса психотерапии, когнитивный психолог уделяет все внимание на то, что говорит клиент, как выражает свои мысли. Метод когнитивной терапии открыл А. Бек успешно применив его на многих пациентах страдающих депрессией и аффективными расстройствами.

Когнитивное мышление

Когнитивные способности мозга – это психические функции высокого порядка: внимание, гнозис, восприятие, речь, праксис, интеллект. Мышление – один из самых важных когнитивных процессов, подразделяется на три вида:

  • наглядно-действенное (преобладает у детей до 3 лет) – решение конкретных задач, познание и анализ предметов через манипуляции руками.
  • наглядно-образное – формируется с 4 до 7 лет. Решение задач при помощи оперирования мысленными образами.
  • отвлеченное – оперирование абстрактными понятиями, которые сложно представить.

Развитие когнитивных способностей

Как развить когнитивные способности в любом возрасте? Нормальное развитие человека предполагает интерес, любознательность и стремление к развитию – это заложено природой, поэтому важно поддерживать это и находится в состоянии постоянного интереса к миру и тому, что происходит вокруг. С самого момента рождения, когнитивные (познавательные) способности ребенка нуждаются в развитии - это должно стать одной из важных задач родителей .

Развитие когнитивных способностей у взрослых

Улучшение когнитивных способностей возможно в разном возрасте, и подходить к этому надо правильно, используя творческий подход, чтобы это не казалось рутиной. Открывая в себе исследовательский дух, человек улучшает свое мировосприятие, настроение и помогает развитию высших психических функций, к которым относятся когнитивные способности. Простые рекомендации психологов для продуктивной мозговой активности:

  • чистить зубы левой рукой (левшам – правой);
  • следуя на работу выбрать новый маршрут;
  • выбрать свой вариант физической нагрузки;
  • начать изучать иностранный язык;
  • разгадывание кроссвордов, загадок, шарад;
  • несколько минут в день делать простые вещи с закрытыми глазами;
  • развивать интуицию;
  • отказаться от вредной пищи в пользу здорового питания.

Развитие когнитивных способностей у детей

Когнитивные навыки важно развивать с самого младенчества. Современный выбор развивающих игрушек для детей огромен, но и не стоит пренебрегать подручными средствами, которые есть в каждом доме. Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:

  • игры с крупами и пуговицами (под строгим присмотром взрослых) – пересыпание из контейнера в контейнер);
  • разнообразные пальчиковые игры с потешками и прибаутками («сорока-ворона», «пальчик-пальчик где ты был»);
  • игры с водой (разливание по емкостям).

Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:

  • рисование и раскрашивание;
  • составление пазлов, мозаики;
  • вырезание изображения по контуру;
  • конструирование;
  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ;
  • нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
  • сочинение историй.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Тренировка когнитивных способностей залог продуктивного долголетия и ясного ума даже в преклонном возрасте. Мозгу нужна такая же зарядка как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:

  1. Синхронное рисование. Потребуется лист бумаги и 2 карандаша. Одновременно двумя руками рисовать геометрические фигуры. Можно начать с одинаковых фигур для каждой руки, затем усложнить упражнение, например, левой рукой рисовать квадрат, а правой треугольник. Упражнение балансирует работу обоих полушарий мозга, развивает когнитивные способности, моторику.
  2. Слова наоборот. Несколько раз в течение дня, пробовать услышанные от других людей слова произносить про себя наоборот.
  3. Вычисление. Все что подлежит подсчету важно выполнить путем устных умственных вычислений. Калькулятор убрать подальше.
  4. Автобиография. Существует 2 варианта упражнения. В первом человек начинает вспоминать и писать, отталкиваясь от настоящего момента, и углубляется год за годом к своему раннему детству. Во втором варианте – вначале описываются детские годы.

Утрата когнитивных способностей

Когнитивные функции и способности, с возрастом ухудшаются, связано это с возрастными изменениями, но чаще это случается из-за сопутствующих заболеваний и нездорового образа жизни. При первых симптомах важно обратиться к врачу для назначения поддерживающей терапии. Причины возникновения когнитивных нарушений:

  • нарушение гомеостаза и метаболизма;
  • ожирение;
  • диабет I и II типов;
  • гипотиреоз;
  • артериальная гипертензия (гипертония);
  • нарушение мозгового кровообращения;
  • инфаркт миокарда;
  • черепно-мозговые травмы;
  • употребление алкоголя и наркотиков;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона.

Классификация когнитивных нарушений:

  1. Легкое когнитивное расстройство – показатели тестов и психометрии могут быть в норме или наблюдаются незначительные отклонения. Человек начинает жаловаться на проблемы с памятью, быстрое утомление, внимание тоже при этом страдает – снижается концентрация.
  2. Умеренное когнитивное расстройство – около 15% такой формы нарушений трансформируются в дальнейшем в болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Симптоматика нарастает: ухудшение мышления, памяти и речи.
  3. Тяжелое когнитивное расстройство. Проявляются после 60 – 65-летнего возраста. Ярко выраженная клиническая картина, симптоматика характерная для деменции (слабоумия). Человек перестает ориентироваться в пространстве, впадает в «детский» возраст. Люди с тяжелыми когнитивными нарушениями нуждаются в постоянном уходе и медикаментозной терапии.

3. когнитивные навыки

Изучая окружающую обстановку и экспериментируя с вещами, дети познают окружающий мир: они узнают свойства и возможности различных предметов и материалов и понимают, каким образом могут сами влиять на окружающее.

Ребенок с рождения испытывает интерес к людям и их лицам. Из нескольких предметов, на которые можно смотреть, новорожденный всегда выбирает лицо. Наиболее интересны реальные лица, но дети с удовольствием рассматривают и лица на картинках, даже грубо нарисованные, фантастические или карикатурные.

С раннего возраста ребенок начинает копировать выражение лица взрослых: улыбается, корчит гримасы, высовывает язык. Способность к подражанию чрезвычайно важна, поскольку именно благодаря ей ребенок обучается новым действиям и новым словам. Таким образом, умение подражать другим лежит в основе всех когнитивных навыков и, в сущности, всего развития ребенка.

После длительного периода пассивного рассматривания людей и лиц ребенок переходит к активному исследованию предметов. Поначалу он «все тащит в рот»: это связано с тем, что рот у ребенка — наиболее чувствительная часть тела, и, следовательно, он дает больше всего информации о предмете. Затем ребенок начинает трясти предметы, ударять их об окружающие поверхности, рассматривать, ощупывать, ронять и бросать. Так он получает сведения о свойствах каждого предмета — его текстуре, твердости или мягкости, тяжести или легкости, его вкусе, производимых им звуках, способности изменять форму, внешнем виде со всех сторон.

Поначалу детям кажется, что объект существует, лишь пока они его видят, и исчезает, когда уходит из поля зрения. Поэтому маленький ребенок начинает плакать, когда мать выходит из комнаты, он думает, что она исчезла навсегда. Если игрушка выкатилась из поля зрения младенца, он не поворачивает голову, ему кажется, что этой игрушки больше нет1.

Понимание того, что предметы продолжают существовать, даже когда ты их не видишь, является важнейшей вехой в когнитивном развитии ребенка: оно означает зарождение абстрактного мышления. В результате этого понимания ребенок начинает поворачивать голову, чтобы взглянуть на предмет, учится примиряться с отсутствием людей и предметов, узнает их (прежде он считал, что вещи всякий раз появляются заново). Когда ребенок бросает или роняет игрушки и с удовольствием смотрит, как мама снова и снова их поднимает, это значит, что он начал понимать идею постоянного существования предметов. Ребенок начинает поворачивать голову вслед за предметами, а затем учится находить частично (а потом — и полностью) спрятанные предметы. Он получает удовольствие от игры в прятки, потому что она подтверждает: то, что спрятано, все равно существует.

Как только ребенок получает возможность передвигаться, он начинает исследовать окружающую обстановку, стремясь узнать как можно больше о мире вокруг себя. На определенной фазе развития даже целой коробки игрушек, поставленной посреди пола, ребенку недостаточно. Он непременно стремится открыть и закрыть все двери, опустошить все ящики гардероба и дотянуться до хрустальной вазы на верхней полке. Это утомительно для родителей, но необходимо — таким путем ребенок расширяет свои познания об окружающем: узнает, как открывается и закрывается дверь, как выглядят одни и те же предметы с разных точек зрения, познает такие природные явления, как свет, тень и эхо.

Начав играть с предметами, ребенок скоро узнает: если потрясти погремушку, она загремит, а если сжать в руке резиновую игрушку-«пищалку», она запищит. Так возникает понятие о причинно-следственных связях. Самый простой пример: ребенок нажимает на кнопку механической игрушки, и из открывшейся дверцы выскакивает собачка. Вскоре ребенок осознает, что появление собачки — прямое следствие того, что он нажал на кнопку. Дети изучают различные виды причинности, вот почему они так любят включать и выключать свет, телевизор, а также играть с клавиатурой компьютера.

Понятие о причине и следствии чрезвычайно важно: оно дает ребенку представление о том, что он способен влиять на окружающее и что, следовательно, мир, в котором он живет, до известной степени поддается управлению и контролю.

Дети начинают с того, что берут отдельные предметы в рот, трясут их и бросают, но затем переходят к изучению соотношения одних предметов с другими. Например, ребенок опускает ложку в чашку, кубик в коробку, загоняет мяч под табуретку или наполняет пустую коробку игрушками. Он учится соотносить размеры, форму и вес предметов, понимать, например, что «этот кубик слишком большой и в маленькую коробочку не влезет», или что «этот кубик надо положить посередине, иначе башня упадет». Сравнение размера, формы и веса предметов закладывает основы абстрактного и математического мышления.

Играя с несколькими предметами одновременно и изучая их взаимные соотношения, дети начинают строить. Сначала они строят невысокие башни из крупных кубиков и с удовольствием их разрушают. Постепенно, с развитием тонкой моторики, ребенок переходит к более мелким кубикам и другим строительным материалам, возводит высокие башни, мосты и другие конструкции. При этом он получает новые сведения о весе, форме и размере объемных предметов.

Изучение нового понятия всегда происходит в описанном порядке: сначала ребенок замечает, что два объекта похожи (подбор по сходству), затем начинает понимать, чем именно они похожи (выбор по определенным признакам) и, наконец, учится называть соответствующий признак или предмет.

Подбор по сходству

Сначала дети подбирают по сходству только абсолютно идентичные предметы (например, два одинаковых мяча). Обучение начинается с реальных предметов, таких, как кубики или игрушечные мишки; постепенно дети учатся соотносить реальный предмет с его изображением, а затем картинку с другой картинкой. Позднее ребенок может подбирать предметы одного цвета, затем осваивает отвлеченные понятия большого и маленького, длинного и короткого.

Способность подбирать предметы по сходству, иными словами, видеть сходство и различие предметов, необходима для того, чтобы впоследствии овладеть искусством чтения и счета.

Выбор по определенным признакам

Научившись подбирать схожие предметы, ребенок переходит к выбору предмета по определенному признаку. Например, отец просит ребенка выбрать из нескольких картинок изображение поезда или из нескольких разноцветных кубиков — синий. При этом ребенок узнает название признака и реагирует на него, но еще не произносит его сам.

На последней стадии овладения навыком ребенок самостоятельно произносит название предмета, цвета и т.д. Например, когда ему показывают изображение машины — он говорит: «Машина». При этом от ребенка требуются определенные навыки речи.

Ребенок учится анализировать набор предметов и разделять его на группы, состоящие из одинаковых или схожих предметов. Например, убирая свои игрушки, ребенок кладет кукол в одну коробку, а кубики в другую. Постепенно классификация предметов становится все более обобщенной. Например, ребенок может собрать вместе всю посуду или все, что нужно для купания.

Это умение мы используем на протяжении всей жизни, когда наводим порядок в своих вещах и в окружающей обстановке; кроме того, этот навык способствует организации мышления и памяти.

Слова, обозначающие числа, ребенок узнает и начинает использовать довольно рано, однако долгое время не воспринимает абстрактного понятия числа. Ему требуется время, чтобы понять, что «один» — это один предмет, «два» — два предмета и т.д. Сначала у ребенка формируются понятия «один», «два» и «много» (больше двух), и лишь затем он начинает понимать другие числа.

Кроме того, ребенок познает понятия, лежащие в основе математики: большой-маленький, длинный-короткий, тяжелый-легкий, и учится оперировать с понятиями вместимости, веса, размера (большой, больше, самый большой).

Постепенно ребенок понимает, что письменный текст имеет значение, которое можно «расшифровать», и что это значение всегда остается одним и тем же. Об этом он узнает, разглядывая книги. Поначалу ребенка интересуют книги с картинками; он начинает указывать на определенные иллюстрации и слушать чтение коротких текстов, которые их сопровождают. Узнав значение картинок, он понимает, что и текст имеет значение, его можно прочесть и понять. Ребенок видит, что каждый раз читается одно и то же. Слушая чтение знакомой книги, он начинает предсказывать, что произойдет дальше, и вставлять по памяти пропущенные слова. Иногда дети сердятся, когда родители что-то пропускают или добавляют при чтении.

Другой важный навык, необходимый для того, чтобы научиться читать,—способность различать и запоминать вид букв. Сперва ребенок учится различать и сопоставлять картинки, затем символы, а от символов переходит к буквам. Первыми узнаются наиболее знакомые слова: собственное имя и имена членов семьи, которые ребенок часто видит на карточках, подписях под фотографиями, именных чашках и т.п.

Рисование и письмо — сложные навыки, в которых сочетаются физическая способность и понимание. Для рисования ребенку необходима не только физическая возможность держать в руке карандаш и проводить линии, но и способность осознать отношение карандаша к бумаге и понять, что рисунок может что-то обозначать.

Поначалу дети беспорядочно черкают карандашом по бумаге, не обращая внимания на то, что у них получается. Затем начинают проводить вертикальные и горизонтальные линии, точки, а несколько позже — круги. Они учатся контролировать свои движения и сознательно стараются воспроизвести все более сложные геометрические формы. Ниже показана обычная последовательность, в которой ребенок овладевает навыками рисования.

Ребенок понимает, что рисование может служить двум целям: из геометрических фигур (квадрата, треугольника и т.п.) можно сделать и рисунки, и буквы, служащие для передачи сообщения. На этом этапе дети начинают копировать символы, в том числе буквы, и рисовать схематические изображения людей и домов.

Возможно, младенцы способны к запоминанию с рождения. По крайней мере, они очень рано начинают узнавать лицо, голос и запах матери. Дети запоминают «подсказки», позволяющие им ориентироваться в окружающем и понимать, что сейчас произойдет: например, звук журчащей воды подсказывает им, что сейчас они будут купаться.

Со временем память ребенка развивается: он запоминает предметы (и понимает, что это все те же предметы, а не новые), их свойства и собственные действия.

Укреплению памяти способствует развитие понятия о постоянном существовании предметов. Сначала дети запоминают людей и предметы в знакомом контексте: встреча с тем же самым человеком или предметом в другой обстановке может вызвать у них сложности. Так, ребенок, который до сих пор видел бабушку только дома, может не сразу ее узнать, если она придет за ним в ясли. Позднее дети запоминают повседневный уклад жизни, а также события, которые произвели на них особое впечатление.

Развитие памяти чрезвычайно важно не только для овладения такими когнитивными навыками, как чтение и письмо, но и для развития речи.

Маленький ребенок чрезвычайно легко отвлекается: его способность к концентрации внимания очень низка. Любой посторонний звук, интересная игрушка, появление нового человека и т.п. может заставить его забыть об игре. Постепенно ребенок учится сосредотачиваться на том, что делает, и не обращать внимания на посторонние раздражители.

В первое время ребенок так погружается в свое занятие, что не видит и не слышит ничего вокруг: однако со временем он овладевает умением воспринимать и обрабатывать сигналы из различных источников, например выслушивать и выполнять словесные инструкции, не прекращая игры1.

Поначалу для ребенка существует только «здесь и сейчас», поэтому он хочет, чтобы все его нужды и желания удовлетворялись немедленно. Постепенно у него развивается представление о последовательности событий («сначала пойдем в магазин, а потом на детскую площадку») и понятия «до» и «после». Сперва ребенок вырабатывает представление о настоящем, затем о будущем и, наконец, о прошлом, осваивая понятия «сегодня», «завтра», а потом «вчера».

Понятие «сюжетной игры» означает, что ребенок вводит в игру идеи, рожденные его воображением, и использует игрушки и другие предметы не в тех целях, для которых они изначально предназначены. О задачах и целях сюжетной игры существуют различные мнения, однако все ученые сходятся на том, что в развитии ребенка она занимает чрезвычайно важное место. В сюжетной игре ребенок тренируется в использовании навыков, не опасаясь неудачи. Благодаря игре развивается его понимание мира, социальных ситуаций и человеческих отношений (ср. психотерапевтические игры, которые проводятся с детьми, подвергшимися насилию). Сюжетная игра развивает абстрактное мышление ребенка (спичечная коробка — лодка, а спичка —весло), что очень важно для развития речи и вторичных когнитивных навыков. Различные сюжетные игры способствуют развитию речи. Как часто родители слышат из уст ребенка, играющего в «дочки-матери», свои собственные слова!

Вначале дети не столько играют с игрушками, сколько их исследуют: например, если дать ребенку, находящемуся на ранней стадии развития, игрушечную машинку, он будет трясти ее, бросать, брать в рот и т.п. Затем ребенок осознает назначение игрушки и начинает использовать ее функционально, например, катает машинку по полу. О сюжетной игре можно говорить, когда ребенок, к примеру, сталкивает две машинки и говорит: «Бум! Авария!»

1 Cooper, J., Moodley, M. and Reynell,J. (1978) Helping Language Development. London, Arnold.

Возможны самые разнообразные формы сюжетной игры, от самых простых игр, в которых роль воображения незначительна (например, игра в «питье» из пустой чашки), до целых представлений, в которых ребенок разыгрывает сложные роли (например, игра в магазин или в почтальона). Отличительной чертой сюжетной игры является то, что в ней один предмет (или человек) «играет роль» другого: например, спичечный коробок превращается в лодку, цепочка — в змею, сам играющий ребенок — в почтальона или продавца в магазине.