Когнитивная деятельность это

Что такое когнитивность?

Когнитивность (познание) – свойство человека к переработке и восприятию информации. В психологии этот термин широко используется для объяснения психологических процессов.

В психологии

Когнитивность в психологии трактуется как акт познания.

Оглавление:

Специалисты под этим термином подразумевают такие процессы как память, внимание, восприятие и принятие осознанных решений. К когнитивным состояниям не относятся эмоции, так как они возникают бесконтрольно и берут начало из подсознания.

Существует отдельное направление в прикладной психологии, известная как школа когнитивизма. Ее представители рассматривают поведение человека через его когнитивные процессы. Они считают, что человек поступает определенным образом, основываясь на особенностях мышления. Когнитивность в данном контексте считается приобретенным свойством, которое никак не связано с генетическими или гендерными особенностями.

Выделяют даже теорию когнитивного соответствия, которая была сформирована в 50-х годах прошлого столетия. Она описывает когнитивную структуру личности с точки зрения сбалансированности. Ведь главной мотивацией зрелого индивидуума считается сохранение целостности и достижение внутреннего баланса.

Понимание когнитивности породило отдельный раздел. Когнитивная психология изучает процессы познания и напрямую связана с изучение памяти, полноты восприятия информации, воображения, скорости мышления.

Познавательные процессы

Когнитивность имеет не только философское, но и прикладное значение. Как уже говорилось, этот раздел психологии предметно изучает когнитивные способности человека. Они могут быть одинаково развиты у всех индивидуумов, так и варьироваться в зависимости от генетических особенностей, воспитания или индивидуальных черт личности.

Когнитивные способности являются проявлением высших функций головного мозга. К ним относятся: ориентация во времени, личности и пространстве, способность к обучению, память, тип мышления, речь и многие другие. Психологи и неврологи в первую очередь обращают свое внимание на степень развития или нарушения именно этих функций.

Когнитивные функции, в первую очередь, связаны со способностью распознавать и перерабатывать информацию, а также характеризуют работу головного мозга. Ученые выделяют два основных процесса:

  • гнозис – умение распознавать и воспринимать информацию;
  • праксис - передача информации и совершение целенаправленных действий на основе этой информации.

Если даже один из этих процессов нарушается, то можно говорить о возникновении когнитивных нарушений.

Возможные причины

Когнитивные нарушения, как и любой патологический процесс в организме, не возникает на ровном месте. Чаще всего имеют место быть нейро-дегенеративные заболевания, патологии сосудов головного мозга, инфекционные процессы, травмы, злокачественные новообразования, наследственные и системные заболевания.

Одним из самых распространенных факторов возникновения когнитивных нарушений можно считать атеросклеротические изменения сосудов и артериальную гипертензию. Нарушение трофики тканей головного мозга часто приводит к структурным изменениям или даже гибели нервных клеток. Особенно опасны такие процессы в местах связей коры головного мозга и подкорковых структур.

Отдельно следует говорить о болезни Альцгеймера. Когнитивные нарушения при этой патологии являются ведущим симптомом и значительно снижают качество жизни самого пациента и его родственников. Основным проявлением является деменция, нарушение кратковременной и долговременной памяти и узнавания.

Классификация

Существует масса классификаций когнитивных нарушений. По степени тяжести и обратимости процесса выделяют:

Также по выпадениям определенных функций можно определить локализацию повреждения:

  • Поражение левого полушария характеризуется расстройством письма и счета (аграфия, акалькулия). Также может наблюдаться апраксия и афазия. Нарушается умение читать, распознавать буквы, страдает математическая деятельность;
  • Правое полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, воображение. Поэтому у пациента наблюдается дезориентация в пространстве и времени, ему становится сложно что-то представить или нафантазировать;
  • Когнитивные нарушения при поражении лобных долей следующие: пациент не может формулировать и выражать свои мысли, теряется способность запоминать новую информацию и воспроизводить старую;
  • При поражении височных долей человек страдает от невозможности распознавать запахи и зрительные образы. Также этот участок мозга отвечает за накопление опыта, запоминание и восприятие окружающей действительности через эмоции;
  • При повреждении теменных долей симптоматика может быть довольно разнообразной: от нарушения письма и чтения до дезориентации;
  • В затылочных долях головного мозга расположены зрительные анализаторы, поэтому возникают расстройства именно этого органа чувств.

Своевременная диагностика и терапия

Когнитивные нарушения на ранних стадиях очень трудно заподозрить. Сначала человека беспокоит только слабость, быстрая утомляемость, незначительное снижение некоторых функций или изменение настроения. Очень редко такие жалобы являются поводом для беспокойства. За консультацией к врачу обращаются уже на более поздних стадиях заболевания.

В первую очередь при подозрении на выпадение или снижение когнитивных функций необходимо тщательно собрать анамнез. Ведь эти симптомы не могут появиться без основной причины, на устранение которой и будут направлены основные лечебные мероприятия. При сборе анамнеза необходимо расспросить о наличии хронических заболеваний и постоянном приеме каких-либо препаратов. Ведь многие медикаменты, проникая через гемато-энцефалический барьер, способны влиять на клетки головного мозга.

Диагностика нарушений заключается в рассмотрении субъективных жалоб самого пациента и его близкого окружения (родственников, соседей по квартире), непосредственной оценки неврологического статуса и функциональных методах обследования. Существуют специальные тесты, с помощью которых можно точно определить не только когнитивные нарушения, но и их степень тяжести. Такие скрининговые шкалы помогают обнаружить такие патологии, как инсульт, сосудистая или сенильная деменция и другие. Не следует применять для диагностики слишком сложные тесты. Их данные не будут объективными, так как усложнение заданий в первую очередь будет свидетельствовать об интеллектуальном багаже, а не возможных нарушениях.

Также важно оценить эмоциональную сферу. Нередко у пациентов с депрессией наблюдается нарушение памяти и концентрации внимания. Также на это необходимо обратить пристальное внимание, так как скрининговые нейропсихологические тесты не всегда полностью раскрывают состояние психики.

Обследование с помощью МРТ или КТ способно прояснить многие органические патологии, например, сдавление участков головного мозга новообразованием или гематомой.

Лечение когнитивных нарушений следует начать с того нозологического заболевания, вследствие которого они появились. При отсутствии этиологического заболевания очень трудно назначить фармакотерапию.

Когнитивная деятельность

This page copyright © 1996 V.Dem'jankov, E.S.Kubryakova

Электронная версия статьи:

Демьянков В. З., Кубрякова Е. С. Когнитивная деятельность // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. – С. 51–52.

Когнитивная деятельность (cognitive activity; kognitive Tätigkeit; activité cognitive) - “ухватывание” и установление смысла, вслед за Г.Фреге [G.Frege 1914: 98] рассматриваемое [A.Bühler 1983: 48-65] как

своеобразный когнитивный процесс установления когнитивной значимости языкового выражения, его информативности. Смыслы же выражени считаются тогда объектами когнитивной деятельности и когнитивных установок. Например, в концепции “игровой семантики” Я.Хинтикки [J.Hintikka 1975] смысл выражения является функцией, дающей множеству возможных миров некоторый экстенсионал (предложениям приписываетс некоторое истинностное значение, привязанное к конкретному набору возможных миров).

Результаты К.Д. могут связываться с образованием системы смыслов (концептов), относящихся к информации относительно актуального или возможного положения вещей в мире – т.е. к тому, что индивид знает, предполагает, думает и/или воображает об объектах действительного и возможных миров [Павилёнис 1983: 102] и что входит в концептуальную систему человека.

К.Д. как составная часть сознания человека (другие компоненты сознания: компетенция – способность генерировать акты сознания – и конкретное знание – результат когнитивной деятельности, используемый в дальнейших когнитивных актах человека) разворачивается в определенном культурном контексте, что сильно ограничивает набор допустимых “возможных миров” [E.Morin 1986: 11]. В частности, содержание мифов, этические нормы, политические установления, религия и др. компоненты культуры сказываются на процедурах и результатах К.Д. Отсюда и представление о когнитивной деятельности как о наборе процедур, переводящих одну реальность человека в другую.

В более широком значении К.Д. – деятельность, в результате которой человек приходит к определенному решению и/или знанию, т.е. мыслительная деятельность, приводящая к пониманию (интерпретации) чего-либо. В таком случае связь К.Д. с пониманием предложений не обязательна [Pylyshyn 1984:]. Иногда поэтому К.Д. соотносится напрямую с понятием мышления, но относится прежде всего к процессам, сопровождающим обработку информации и заключающимся в создании особых структур сознания: тогда в К.Д. участвуют разные системы переработки информации, а потому образуемце структуры сознани нетождественны и зависят от того, по какому каналу пришла к человеку информация.

Когнитивная деятельность

Когнитивной деятельностью считают деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности ученика. К когнитивным способностям (от лат. cogito — мыслю) относятся: логические и эмоционально-образные способности, смысловое и разнонаучное видение, способности задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и др. Главным принципом развития познавательных способностей является первичность познания учеником реальности, а не изучение готовых «знаний» о ней. Самостоятельное изучение учениками одного и того же реального образовательного объекта приводит к получению индивидуальных образовательных продуктов — знаний об этом объекте, а также способов их получения.

Алгоритм для учащихся по исследованию образовательного объекта

Приведем пример алгоритмического предписания для учеников по исследованию ими образовательного объекта — феномена. Под феноменом здесь понимается необычное явление в природе, культуре, математике, словесности, живописи — в любой образовательной области.

1. Обозначьте обнаруженный вами феномен понятием, рисунком или символом.

2. Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении феномена.

3. Выразите необычность феномена, ту его суть, которая отличает его от других похожих явлений.

4. Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему.

5. Составьте план своего дальнейшего исследования феномена.

6. Предложите свою версию, гипотезу, объясняющую феномен.

7. Сделайте выводы из своего исследования. Проведите рефлексию своей деятельности и выполните ее самооценку.

Примеры заданий

Степень успешности когнитивной деятельности учащихся зависит от сформулированного задания. Приведем примеры заданий, предполагающих познавательную продуктивность учеников:

— предложите версию происхождения алфавита, появления письменности;

— объясните причины применения десятеричной системы счисления при измерении расстояний, а двенадцатеричной — при измерении времени;

— объясните графическую форму букв, цифр, нот, их взаимосвязь и последовательность;

— докажите или опровергните существование богов, духов, домовых;

— исследуйте слово «город», установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи;

— проведите опыт по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды;

— мысленно «проживите» все этапы развития растения и опишите

— найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разных

— выясните, что общего в цвете и музыке, в числах и геометрических

— отыщите общие принципы строения различных государств;

— сформулируйте закон отталкивания в природе;

— выведите закономерности собственной речи.

когнитивная деятельность

Russian-english psychology dictionary . 2013 .

Look at other dictionaries:

когнитивная деятельность — Ухватывание и установление смысла; образование системы смыслов (концептов), относящихся к информации относительно актуального или возможного положения вещей в мире … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Когнитивная нейробиология — наука, изучающая связь активности головного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами и поведением. Особое внимание когнитивная нейробиология уделяет изучению нейронной основы мыслительных процессов. Когнитивная… … Википедия

Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия

когнитивная сложность — психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. К. с. отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о… … Большая психологическая энциклопедия

деятельность психическая у животных — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во… … Большая психологическая энциклопедия

Когнитивная этология — (лат. cognitio  знание)  наука, изучающая интеллект животных. Под интеллектом понимают способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, возникающих при освоении нового круга жизненных задач. Современные научные… … Википедия

Когнитивная психофизиология (cognitive psychophysiology) — К. п. это междисциплинарная, возникшая благодаря частичному перекрытию психологии и физиологии, область исслед., в к рой предпринимаются попытки разрешить классическую проблему «разумной души» (mind), делая ставку на использование совр.… … Психологическая энциклопедия

Когнитивная терапия депрессии — Одни психотерапевтические методы используют в этом плане выражение теплоты и симпатии, другие – «дать выйти гневу», интерпретировать «потребность страдать», советовать больному принимать себя таким, «какой он есть», поощрять выражать свое чувство … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Когнитивная сложность — [лат. cognitio знание, познание] психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. К. с. отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной… … Психологический лексикон

лингвистика когнитивная — ЛИНГВИСТИКА КОГНИТИВНАЯ направление в языкознании, сложившееся в 70 х гг. 20 в и приобретшее широкую популярность в США и в Европе. У многих авторов (преимущественно в США) принято также название «когнитивная грамматика», обусловленное… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

животное: деятельность психическая — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во… … Большая психологическая энциклопедия

когнитивная деятельность

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим" . Т.В. Жеребило . 2010 .

Смотреть что такое "когнитивная деятельность" в других словарях:

Когнитивная нейробиология — наука, изучающая связь активности головного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами и поведением. Особое внимание когнитивная нейробиология уделяет изучению нейронной основы мыслительных процессов. Когнитивная… … Википедия

Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия

когнитивная сложность — психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. К. с. отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о… … Большая психологическая энциклопедия

деятельность психическая у животных — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во… … Большая психологическая энциклопедия

Когнитивная этология — (лат. cognitio  знание)  наука, изучающая интеллект животных. Под интеллектом понимают способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, возникающих при освоении нового круга жизненных задач. Современные научные… … Википедия

Когнитивная психофизиология (cognitive psychophysiology) — К. п. это междисциплинарная, возникшая благодаря частичному перекрытию психологии и физиологии, область исслед., в к рой предпринимаются попытки разрешить классическую проблему «разумной души» (mind), делая ставку на использование совр.… … Психологическая энциклопедия

Когнитивная терапия депрессии — Одни психотерапевтические методы используют в этом плане выражение теплоты и симпатии, другие – «дать выйти гневу», интерпретировать «потребность страдать», советовать больному принимать себя таким, «какой он есть», поощрять выражать свое чувство … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Когнитивная сложность — [лат. cognitio знание, познание] психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. К. с. отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной… … Психологический лексикон

лингвистика когнитивная — ЛИНГВИСТИКА КОГНИТИВНАЯ направление в языкознании, сложившееся в 70 х гг. 20 в и приобретшее широкую популярность в США и в Европе. У многих авторов (преимущественно в США) принято также название «когнитивная грамматика», обусловленное… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

животное: деятельность психическая — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во… … Большая психологическая энциклопедия

Когнитивность

Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Когнитивность в господствующих направлениях психологии

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивные процессы) находится под серьезным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.

Влияния

Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:

  • Психология (особенно когнитивная психология) и психофизика
  • Когнитивная неврология, неврология и нейропсихология
  • Кибернетика и изучение искусственного интеллекта
  • Эргономика и проектирование пользовательского интерфейса
  • Философия сознания
  • Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
  • Экономика (особенно экспериментальная экономика)
  • Теория обучения

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

  • Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (т.е. к когнитивным процессам)
  • Философия, эпистемология и онтология
  • Биология и неврология
  • Математика и теория вероятности
  • Физика, где эффект наблюдателя изучается математически

Нерешённые проблемы когнитивной теории

Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?

Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?

Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту - своего хозяина?

Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?

Может ли наличествовать связь между скоростью когнитивного процесса и частотой моргания?

Если да, то в чем эта связь заключается?

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин - когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

Когнитивный - что это значит?

Скорее всего прилагательное когнитивный произошло от имени существительного когнитивность.

Как и большинство научных терминов, слово когнитивность корнями уходит в "язык науки", то есть в латинский язык.

В переводе с латинского ( cognitio ) означает познание, осознание, изучение. Можно предположить, что образованное от существительного когнитивность прилагательное когнитивный имеет значение познаваемый, познавательный или умственный, а также связанный с изучением, осознанием, познанием и мышлением.

Например, когнитивная деятельность - это не что иное, как познавательная деятельность.

Когнитивный диссонанс - состояние человека, когда в его сознании сталкиваются противоположные, конфликтующие между собой представления.

Так как синонимами к слову "когнитивный" будут такие слова как познавательный и интеллектуальный - это слово связано с нашим сознанием. В "Википедии" говорится о том, что это процессы происходящие в нашем сознании имеющие исследовательский или изучающий характер.

К тому же, прилагательное "когнитивный" происходит от существительного когниция, что в переводе с латинского cognitio - "узнаю". Так что однозначно оно связано с нашим сознанием, нашими мыслями и другими химическими реакциями происходящих в нашем мозгу.

Это слово связано с нашим сознанием в котором рождается познание. Синонимом к слову когнитивный могут стать слова, как познавательный, познаваемый. Процессы, связанные с данным словом чаще всего являются своего рода изучением, исследованием каких-то тем.

Когнитивность - это проявление умственной деятельности, она не про поведенческие реакции. К когнитивным процессам относят восприятие, внимание, память, воображение, принятие решений. Так сложилось, что эмоции в эту группу не входят, хотя сейчас ученые активно изучают их когнитивную природу.

Таким образом, определение "когнитивный" указывает нам на связь понятия, которому дана такая характеристика, и способности человека обрабатывать внешнюю информацию, осуществлять умственное восприятие.

В русский язык слово «когнитивность» пришло из латыни. Основа слова «когнити» переводится, как осознание, принятие, изучение. Когнитивный означает мыслящий, изучающий. Некоторые оттенки это слово имеет в разных сферах деятельности. Так в психологии понятие «когнитивность» имеет отношение к психической деятельности. В философии когнитивность имеет отношение к восприятию человека в окружающем мире.

Когнитивность в переводе с латинского «познание, изучение, осознание» — термин, используемый в нескольких, прилично друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке информации извне. В психологии это понятие отождествляется с психическими процессами личности и особенно с изучением и пониманием так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто это определение встречается в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Что такое когнитивность и когнитивные навыки

Под когнитивностью подразумевается способность человека воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира. Психологи используют данное понятие, как характеризующее психические процессы личности, и особенно определение когнитивность относится к различным намерениям человека, его желаниям или убеждениям. Если термин применяется в широком смысле, то имеется в виду знание, или акт познания. Возможны интерпретации в социальном и культурном смысле, когда речь идет о так называемом становлении определенных концепций и знаний, выражающихся в действии и мыслях. Такое понятие, как когнитивные процессы, часто применяется к восприятию действия, памяти, воображения.

Когнитивные функции играют особую роль в психическом развитии человека, и их нарушение представляет собой наиболее часто встречающийся неврологический симптом. Так как когнитивные функции связаны непосредственно с деятельностью мозга, когнитивная недостаточность может закономерно развиваться, если имеются диффузные и очаговые поражения головного мозга. Нередко когнитивные расстройства обнаруживаются у пожилых людей. Как показывают данные статистики, до двадцати процентов пациентов, возраст которых превышает шестьдесят пять лет, страдают довольно тяжелыми когнитивными расстройствами в виде деменции.

Более легкие когнитивные расстройства у пожилых встречаются еще чаще, согласно некоторым данным, это от сорока и до восьмидесяти процентов больных, с учетом возраста. В настоящее время имеется тенденция к значительному увеличению длительности жизни, и поэтому в популяции становится больше пожилых лиц. В то же время, проблема когнитивных нарушений приобретает все большую популярность, и становится актуальной не только для неврологов, но и для других медицинских специалистов. Когнитивными функциями врачи называют функции головного мозга, являющиеся особенно сложными, с их помощью происходит рациональное познание мира. Когнитивные функции – это речь, память, гнозис, праксис, и конечно, интеллект.

Причины нарушения когнитивности

В настоящее время специалисты доказали, что когнитивность – это работа мозга, и не отрицается мнение, что природа любых когнитивных процессов управляема мозгом. Тем не менее, теория когнитивности не во всех случаях определяет данные процессы, как связанные с мозговой деятельностью, а также с другими проявлениями. Недавние исследования ученых в области когнитологии были направлены на то, чтобы выяснить, как именно мозг человека перерабатывает информацию. Данные исследования помогают разобраться, какие причины влияют на возникновение нарушений когнитивности. Их можно выявить, обратившись к специалисту, который установит нозологический диагноз.

Притом, всегда принимается во внимание, что любое когнитивное расстройство не всегда обусловлено первичным заболеванием мозга. Например, такое когнитивное нарушение, как деменция, может возникнуть как результат системного дисметаболического расстройства, они в свою очередь представляют собой осложнение различных заболеваний соматического или эндокринного типа. Также, причиной нарушенной когнитивности, имеющей дисметаболическую природу, являются заболевания почек, дефицит фолиевой кислоты, витамина В12, заболевания печени, гипотиреоз. В связи с этим, выявление различных нарушений когнитивности требует полноценного обследования, и на первом месте стоит лечение имеющихся у больного эндокринных или соматических заболеваний. Когнитивные нарушения могут быть вызваны сердечнососудистой недостаточностью, нарушенным обменом веществ, алкогольным или любым другим отравлением.

Возможно, причиной нарушения когнитивной функции является эмоциональная сфера. Поэтому, все пациенты, имеющие жалобы на пониженную память, и другие проблемы, связанные с деятельностью мозга, должны быть обследованы с учетом данного направления. Нередко причина кроется в депрессивном состоянии, причем, это касается пациентов любого возраста. Иногда объективное подтверждение нарушения когнитивных функций отсутствует, так используемые в диагностике скрининговые шкалы имеют недостаточную чувствительность. В связи с этим, для выявления причины нарушения требуется не только оценка эмоционального состояния, но и необходимо проведение повторных исследований, проведенных с интервалом в несколько суток.

Лечение нарушений когнитивности

Специалисты считают, что показатели когнитивности следует воспринимать в очень индивидуальном порядке, так как известно, что периодически у каждого человека могут возникнуть определенные когнитивные нарушения. В связи с этим, не стоит поднимать тревогу при единичных случаях нарушения памяти или восприятия. Тем не менее, если симптомы стали повторяться чаще, и это заметно окружающим, то стоит обратиться в неврологическую клинику, для того чтобы проверить работу мозга. Особенность когнитивных нарушений в том, что сами по себе они не проходят, и если не проводить лечение, нарушения будут лишь усиливаться. Иногда когнитивность может быть настолько нарушена, что возникает слабоумие.

Прежде, чем приступить к лечению, пациенту назначается нейропсихологическое тестирование, которое является методом объективизации когнитивных нарушений. Данные тесты позволяют пациенту выполнить определенные упражнения на запоминание, а также воспроизведение рисунков, слов. В тестах содержатся задачи, проверяющие концентрацию внимания. На основании данного исследования определяется, в каком состоянии пребывают когнитивные функции пациента, и врач принимает решение о методах дальнейшего лечения. В данном случае, терапевтическая тактика выбирается на основании тяжести выявленных нарушений, принимается во внимание их этиология, и другие факторы, такие, как возраст больного, ряд сопутствующих заболеваний.

Когнитивная педагогическая технология

учитель математики и информатики СОШ №1

КОГНИТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Когнитивистика (когнитивная наука) (лат. cognitio — познание) — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.

"Когнитивный" указывает на отношение к знаниям ("cognoscere" в переводе с латыни - "знать, узнавать"), а говоря определеннее, к способам получения знаний человеком и способам их сохранения в его сознании. Таким образом, когнитивные методы - это методы воздействия на то, как люди получают и хранят знания. Если мы имеем возможность влиять на эти процессы, мы практически получаем самый прямой и простой путь влиять на поведение людей, ведь люди делают те или иные вещи в зависимости от того, что они знают и что они узнают о текущей ситуации.

Современный этап в развитии цивилизации характеризуется резким увеличением объема информации и стремлением ускорить процесс её обмена. Поэтому основой развития общества является стремление к быстрому обмену информацией и создание простых и надежных для пользователей средств, которые позволят решить эту задачу.

В педагогической деятельности же большое накопление информации привело к непрерывному обучению. Обучаемым для успешного обучения необходим высокий уровень интеллектуального развития восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня логических операций и т. д. При недостаточном развитии указанных качеств они способны это компенсировать за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, степени притязаний, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Однако интерес к обучению и успеваемость все равно снижается. Чтобы этого не произошло, приобретенные ими знания должны быть осмысленны и ценностно-ориентированы. Один из путей решения данной проблемы – это совершенствование педагогической технологии. Современное образование предлагает множество различных видов таких технологий. На наш взгляд одной из самых эффективных педагогических технологий для активного обучения является – когнитивная технология.

В сфере познавательной деятельности когнитивные технологии базируются на положениях когнитивной психологии, занимающиеся человеческим разумом, мышлением и теми ментальными процессами и состояниями, которые с этим связаны.

В современных исследованиях интеллекта вместо понятий «внимание», «память», «мышление», которые характеризуют познавательную деятельность человека, используется термин «когнитивный». Этот термин означает «познавательный». Михаил Евгеньевич Бершадский с этим не соглашается. Он утверждает, что термин «когнитивный» описывает познавательную деятельность с точки зрения процессов информационного обмена человека с окружающей средой. Поэтому дословный перевод слова «когнитивный» как «познавательный» будет неточным. Ведь когнитивная психология изучает процессы восприятия, переработки, хранения и применения информации человеком при взаимодействии с внешним миром.

Основная цель когнитивной психологии – интеллектуальное развитие обучаемых в процессе усвоения систематического научного содержания.

Р. Солсо писал, что «когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов – от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессы развития; она охватывает всевозможные сферы поведения».

Когнитивная психология породила новое направление в педагогике – когнитивные технологии обучения. Под когнитивными педагогическими технологиями мы понимаем учебный процесс интеллектуального развития обучаемых, имеющий модульную структуру.

Одно из центральных понятий когнитивной технологии – понятие когнитивные схемы. Человек воспринимает информацию с помощью доступных ему когнитивных схем, если же эти средства отсутствуют, то информация либо воспринимается, либо частично искажается. Восприятие человека – это активный процесс сбора информации, осуществляемый с помощью специальных когнитивных схем, которые «формируются в процессе обучения в течение всей жизни, поэтому «опыт, знания, навыки воспринимающего оказывают критическое влияние на полноту восприятия реальных предметов и событий». Развитие нового учебного материала всегда сопровождается применением некоторых приемов, методов познания или логических операций, которые представляют собой способ преобразования информации. Для встраивания новой информации в уже имеющуюся у обучаемого систему знаний необходимо, чтобы в его сознании существовали когнитивные схемы, способствующие каждой применяемой процедуре. Если эти схемы отсутствуют, то способ получения новой информации обучаемым понят быть не может. Искаженная, неполная или ошибочная когнитивная схема, имеющаяся в сознании обучаемого, приводит к искаженному, частичному или ошибочному восприятию информации из окружающей среды, что затрудняет или делает невозможным адаптивное поведение. Поэтому обучение следует рассматривать как процесс формирования когнитивных схем, соответствующих той информации, которую необходимо научиться воспринимать и перерабатывать для адекватного реагирования на требования окружающих.

Когнитивная технология имеет модульную структуру. Каждый модуль – это система уроков, объединенных общей дидактической целью. Фактором формирования модуля, является процедурная информация в основе частного или общего метода научного познания. Каждый модуль делится на три блока уроков, на каждом из которых решается определенная дидактическая задача: блок входного мониторинга; теоретический блок; процессуальный блок.

Рис.1 Структура когнитивной технологии

Блок входного мониторинга. В этом блоке уроки предназначены для получения информации об уровне когнитивной готовности обучаемых к восприятию и пониманию новой учебной информации и выполнению различных познавательных действий и операций. Когнитивная готовность определяет успешность всей дальнейшей деятельности обучаемых по усвоению нового учебного материала. Для изучения актуального уровня когнитивного развития используется специальная система мониторинга, которая диагностирует базовые когнитивные характеристики интеллекта, имеющие нейрофизиологическую природу; общеучебные умения; межпредметные знания и умения; предметные знания и умения.

Теоретический блок. В этом блоке изучается декларативная информация. Основной задачей для учителя является формирование семантических сетей изучаемых понятий, связываемых с уже известными обучаемому понятиями с помощью общих логических и специфических предметных видов связи.

Процессуальный блок. В этом блоке изучается процедурная информация. Она содержит правила и алгоритмы выполнения различных видов предметной деятельности, способы преобразования объектов, применяемые в изучаемой предметной области для получения заданных результатов. Усвоение этой информации необходимо для овладения общими и частными методами, обеспечивающими адекватное восприятие, познание и преобразование окружающего мира для адаптации к условиям существования, принятым в данной культуре. Результатом учебного процесса является формирование в сознании каждого обучаемого когнитивной схемы.

После окончания изучения декларативной и процедурной информации, входящей в группу модулей, объединенных общим предметом изучения, следует триада уроков: обобщающее повторение, тематический итоговый контроль и коррекция. Таким образом, неправильное восприятие или искажение учебной информации, при использовании данной технологии, возможна ее коррекция.

Когнитивные технологии способствуют развитию широкого кругозора обучаемых. Обучаемые самостоятельно стремятся к поиску истины, критически воспринимают противоречивые идеи. Они способны к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределённости, приобретению новых знаний; обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию; стремиться к творческой самореализации.

Когнитивной деятельностью считают деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности ученика. К когнитивным способностям (от лат. cogito — мыслю) относятся: логические и эмоционально-образные способности, смысловое и разнонаучное видение, способности задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и др. Главным принципом развития познавательных способностей является первичность познания учеником реальности, а не изучение готовых “знаний” о ней. Самостоятельное изучение учениками одного и того же реального образовательного объекта приводит к получению индивидуальных образовательных продуктов — знаний об этом объекте, а также способов их получения.

Приведем пример алгоритмического предписания для учеников по исследованию ими образовательного объекта — феномена. Под феноменом здесь понимается необычное явление в природе, культуре, математике, словесности, живописи — в любой образовательной области.

1. Обозначьте обнаруженный вами феномен понятием, рисунком или символом.

2. Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении феномена.

3. Выразите необычность феномена, ту его суть, которая отличает его от других похожих явлений.

4. Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему.

5. Составьте план своего дальнейшего исследования феномена.

6. Предложите свою версию, гипотезу, объясняющую феномен.

7. Сделайте выводы из своего исследования. Проведите рефлексию своей деятельности и выполните ее самооценку.

Степень успешности когнитивной деятельности учащихся зависит от сформулированного задания. Приведем примеры заданий, предполагающих познавательную продуктивность учеников:

- предложите версию происхождения алфавита, появления письменности;

- объясните причины применения десятеричной системы счисления при измерении расстояний, а двенадцатеричной — при измерении времени;

- объясните графическую форму букв, цифр, нот, их взаимосвязь и последовательность;

- докажите или опровергните существование богов, духов, домовых;

- исследуйте слово “город”, установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи;

- проведите опыт по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды;

- мысленно “проживите” все этапы развития растения и опишите

- найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разных

- выясните, что общего в цвете и музыке, в числах и геометрических

- отыщите общие принципы строения различных государств;

- сформулируйте закон отталкивания в природе;

- выведите закономерности собственной речи.

В качестве примера приведём содержание одного из вариантов входной диагностики:

1. Дополни текст необходимыми словами.

Атрибут_______________позволяет задать способ)

2. Исключи лишнее понятие:

Title, body, hi, html, head

3. Расставь действия по созданию Web - страницы в правильном порядке:

1. Сохранение программы с расширением *.htm.

2. Набор текста программы.

4. Блокнот (для создания) текста программ Пуск^ Программы^ Стандартные^ Блокнот).

I. Между какими тэгами находится название документа?

4. Восстанови правильную последовательность слов:

символов, HTML, система (тегов), специальных, расставляемых, это, язык, в тексте.

5. Найди ошибки в HTML коде:

6. Круги Эйлера. Поставь напротив каждого тега номер соответствующего ему круга (рис. 2).

Проверка тестов осуществлялась следующим образом: во время проведения тестирования проводился визуальный контроль, а в дальнейшем учащимся были продемонстрированы правильные ответы, и они осуществляли самопроверку.

Проведение входной диагностики позволило определить готовность учащихся к восприятию и пониманию новой информации. По итогам диагностирования учащиеся были разделены на группы в зависимости от степени усвоения пройденного материала.

К первой группе были отнесены учащиеся с высоким уровнем когнитивного развития, которые успешно справились с диагностическими заданиями. Они изучали новый материал самостоятельно, используя Интернет и применяя дополнительные источники информации. Учащиеся из второй группы со средним уровнем когнитивного развития получили для изучения нового материала карту-инструкцию. Третья группа учащихся с низким уровнем когнитивного развития прослушала объяснения учителя, где помимо изучения нового материала были рассмотрены вопросы из диагностических заданий, на которые дети не смогли ответить. Усвоение нового материала проводилось посредством практической работы на компьютерах.

Знания и возможности, полученные при таком подходе, способствуют развитию высокого уровня интеллекта, формированию творческого потенциала, накоплению практического опыта, формированию необходимого в новых образовательных условиях методического мышления.

Когнитивные процессы: что это и как мы можем улучшить наши умственные процессы

Когнитивные или познавательные процессы – что это? Заметить происходящие вокруг нас события, вспомнить список покупок, решить , какую квартиру мы хотим арендовать, выслушать друга, рассказывающего о своей проблеме…Что общего между всеми этими действиями? Мы способны всё это делать благодаря нашим когнитивным или умственным процессам. В этой статье мы расскажем о том, какие виды когнитивных процессов существуют, как они участвуют в нашем обучении, как улучшить умственные процессы и многое другое.

Когнитивные или умственные процессы

Что такое когнитивные или умственные процессы?

Каждый день наш мозг решает огромное количество задач посредством умственных процессов. Это процессы, отвечающие за обработку всей информации, которую мы получаем из окружающей среды. Когнитивность даёт нам возможность познать мир вокруг нас.

Представьте себе: вы спокойно лежите на диване и смотрите телевизор. Вдруг, несмотря на вашу увлечённость сюжетом, вы чувствуете запах гари. Что вы предпримете? К счастью, ваш мозг сосредоточит ваше внимание на опасности, которая вам угрожает.

Вы вспомните о том, что забыли о пицце в духовке, как можно скорее побежите на кухню и осуществите ряд действий, чтобы вытащить из плиты ваш ужин. Далее вы примете решение о том, будете ли есть подгоревшую еду или нет, а затем вернётесь в салон. Всеми этими вашими действиями руководили когнитивные процессы.

Гармоничное взаимодействие умственных процессов необходимо для адекватной оценки действительности и нашей ответной реакции на неё. Благодаря этому мы можем гибко адаптироваться к различным ситуациям. Исполнительные функции нашего мозга координируют эти процессы.

Несмотря на то, что умственные процессы взаимодействуют между собой, они могут проходить и по отдельности. Например, мы можем увидеть, как люди с нарушениями речи или памяти могут прекрасно воспринимать сигналы или решать математические задачи.

Кто изучает когнитивные процессы?

Лингвистика, социология, неврология, антропология и философия – все эти науки изучают познавательные процессы. В психологии исследованием когнитивных процессов и способов их улучшения занимается когнитивная психология.

В шестидесятых годах прошлого столетия, благодаря исследователям из различных отраслей науки, произошла когнитивная революция, которая поспособствовала изучению этих процессов. В психологии умственные процессы очень глубоко изучаются. В настоящее время эти исследования находятся на подъеме: полученные знания применяются в психотерапии или маркетинге.

Например, техники нейрорисования очень помогают понять то, как мы обрабатываем информацию. В этой статье мы расскажем о том, как когнитивные процессы влияют на различные аспекты нашей жизни.

Виды когнитивных процессов. Какие умственные процессы существуют?

Базовые или низшие когнитивные процессы

Ощущение и восприятие

Ощущения возникают в результате действия различных стимулов и сигналов в нашем окружении. Мы принимаем их посредством наших чувств, познавая таким образом информацию из окружающего мира. Эти данные мы получаем непосредственно из окружающей среды или от нашего собственного тела. Базовый процесс восприятия, напротив, предполагает определённую интерпретацию полученной информации.

Мы постоянно и безо всякого усилия воспринимаем различные события. Мы осознаем движения людей вокруг нас, сообщения, получаемые на мобильный, вкус поглощаемой пищи, расположение мебели в комнате, наши собственные позы и т.д., принимаем эти сигналы и придаём им смысл.

Гештальт-психологи внесли большой вклад в изучение восприятия. Они посчитали, что “единое целое больше, чем сумма его частей”. Другими словами, по их мнению, мы активны в процессе восприятия нашей действительности. Таким образом были разработаны законы Гештальта, которые объясняют феномен восприятия с помощью оптических иллюзий.

Внимание

Несмотря на огромное количество информации, которая нас окружает, мы способны принять большое количество сигналов и стимулов, а также направить наше внимание на то, что нам интересно.

Некоторые действия, например, ходьба или жевание, не требуют внимания. Однако нам необходимо максимально концентрироваться на словах, которые мы говорим, и языке тела, если мы представляем важный проект требовательной аудитории.

К счастью, определённые процессы, которые мы повторяем, мы научились делать автоматически. Например, несмотря на то, что при обучении вождению нам поначалу приходится одновременно координировать множество действий, в дальнейшем мы это делаем “автоматически”, прилагая гораздо меньше усилий.

Память

Какой город является столицей Франции? Кто был вашим лучшим другом в школе? Как играть на флейте? Наша память имеет ответы на эти и множество других вопросов. Она позволяет нам шифровать получаемые из внешней среды данные, хранить их и в дальнейшем восстанавливать.

Мы обладаем различными видами памяти, например, сенсорная память, краткосрочная память, рабочая память, семантическая память, автобиографическая память и т.д. Эти виды памяти взаимодействуют между собой, но не все зависят от одних и тех же частей мозга. Например, люди, страдающие амнезией, могут помнить как нужно ходить и при этом не помнить кто является их супругом или супругой.

Когнитивные процессы: низшие или базовые и высшие или сложные

Высшие или сложные когнитивные процессы

Ум или интеллект

Что такое ум или интеллект? Это совокупность способностей, позволяющих нам решать различные задачи. Сейчас очень популярна теория множественного интеллекта Гарднера. Гарднер утверждает, что единого вида интеллекта не существует, и что предпочтительнее использовать различные способности в зависимости от ситуации и сферы деятельности.

Внутриличностный, лингвистческий, логико-математический, музыкальный интеллект – примеры этого высшего когнитивного процесса. В настоящее время также подчёркивается важность эмоциального интеллекта, так необходимого нам для того, чтобы справляться в повседневными ситуациями.

Существуют совершенно определённые признаки, характеризующие умных людей. Тем не менее, есть и специальные стратегии для развития интеллекта. Этот высший мозговой процесс не является статичным и не может быть ограничен только результатом, полученным в тесте на измерение интеллектуального коэффициента.

Мышление

Сложность и разнородность наших мыслей завораживает. Этот высший умственный процесс отвечает за решение проблем, рассуждение, принятие решений, творческое мышление, дивергентное мышление и т.д.

Чтобы упростить осуществление этих функций, наш мозг создает мысли и суждения. Нам необходимо сгруппировать идеи, предметы, людей и т.п. Это помогает нам ускорить наши умственные процессы. Однако в стремлении быть логичными мы игнорируем тот факт, насколько иррациональными мы являемся на самом деле.

Мы используем ярлыки, чтобы думать быстрее и не анализировать всю информацию. Это приводит к когнитивным предубеждениям, которые являются отклонением от нормального рассуждения. Например, иногда мы верим, что можем предугадать исход азартной игры.

На самом деле, зачастую когнитивные предубеждения приводят к когнитивным искажениям, крайне негативным и иррациональным мыслям, как, например, “весь мир меня ненавидит”. Однако мы сами в состоянии остановить наши навязчивые мысли.

Это удивительно, но мы можем производить и понимать различные слова и звуки, комбинировать бесчисленное множество букв и предложений, точно выражать то, что мы хотим сообщить и т.д. Так мы дополняем словами наш язык тела. Мы даже можем владеть несколькими языками.

Развитие речи происходит на протяжении всего нашего жизненного цикла. Коммуникативные навыки каждого человека различны и могут улучшаться при практике. Некоторые нарушения речи могут особенно затруднять общение по различным причинам, однако людям с такими проблемами также можно помочь.

Когнитивные процессы в образовании: применение и примеры

В психологии умственные процессы анализируются с целью содействия в улучшении нашего качества жизни. Важно, чтобы мы учились развиваться и управлять собой с рождения. На занятиях мы сталкиваемся с различными видами деятельности, которые испытывают наши способности усваивать знания, слушать наших товарищей или решать непредвиденные задачи.

Когнитивные процессы при обучении

Существуют различные теории обучения. Однако, за исключением ряда защитников теории ассоциативного обучения, ни одна из них не игнориует умственные процессы. С другой стороны, при обучении ни один познавательный процесс не происходит независимо от других. Мы прилагаем усилие и используем все наши ресурсы, чтобы улучшить наши учебные навыки и достичь осмысленного обучения.

Когнитивные процессы при чтении

Когда мы раскрываем книгу мы должны распознать буквы, не отвлекаться, вспомнить слова, которые мы читаем, соотнести прочитанное с тем, что мы узнали ранее и т.д.

Однако мы обрабатываем информацию по-разному в зависимости от того, хотим ли мы просто найти какой-то интересующий нас отрывок, готовимся ли мы к экзамену или просто хотим насладиться какой-либо историей.

Когнитивные процессы при письме

Что касается умственных процессов, задействованных в письме, здесь происходит то же самое, что и при чтении. Мы должны игнорировать шумы, которые мешают нам писать, следить за тем, чтобы почерк был разборчивым, помнить о том, что мы написали ранее, следить за орфографией и т.д.

Кроме того, необходимо, чтобы мы должным образом планировали то, о чём мы намерены написать. Это выражение является слишком бытовым? Поймут ли другие то, что я хочу передать? Этот ноль похож на букву “о”?

Как улучшить когнитивные или познавательные процессы? Советы и упражнения

Независимо от того, ищете ли вы упражнения для когнитивного развития детей или желаете улучшить собственные умственные процессы, мы дадим вам несколько общих рекомендаций как достичь желаемого. Наши когнитивные способности можно тренировать в любом возрасте.

1. Берегите своё здоровье

Наше физическое и психическое здоровье неразрывно связаны с когнитивными процессами. Существуют различные вредные привычки, угрожающие нашему психическому здоровью и снижающие нашу производительность в различных жизненных сферах. Например, привычка подолгу не отрываться от мобильного телефона перед сном, недооценивать себя, не беречь наши отношения с другими людьми или неправильно питаться негативно влияют на наши умственные процессы.

2. Пользуйтесь технологическими достижениями

Сегодня существуют различные упражнения, например, интеллектуальные игры, с помощью которых можно тестировать и тренировать мозг просто и увлекательно. Нейрообразование помогает нам лучше понять как учится наш мозг и развить наши мыслительные процессы.

CogniFit (“КогниФит”) является лидером когнитивной оценки и стимуляции. Благодаря увлекательным упражнениям, которые предлагает эта платформа, можно улучшить такие способности, как память, планирование, узнавание или зрительное восприятие. “КогниФит” предлагает упражнения для когнитивного развития как взрослых, так и детей.

3. Отмечайте ваши успехи

Регулярное использование инструментов самооценки или самотестирования позволяет нам отмечать наш прогресс, слабые стороны и продолжать совершенствоваться. Важно понимать, что развить свои когнитивные процессы, такие как ум или речь, возможно. Это вопрос практики и доверия к самому себе.

4. Развивайте критическое мышление

Задавать вопросы и не принимать любой ответ – это помогает нам стать более самостоятельными и компетентными. Критическое мышление позволяет нам улучшить способность к размышлению, устанавливать взаимосвязи между мыслями, развивать речь, глубоко анализировать наше окружение и т.д. Любопытство крайне важно для максимального использования нашего потенциала.

Существует множество способов развить критическое мышление у детей. Вы можете спросить у них, какие мотивы побудили человека вести себя определённым образом, попросить привести аргументы, которые они использовали для принятия того или иного решения или предложить поспорить с человеком, занимающим противоположную позицию по какому-либо вопросу. Вы и сами можете попробовать это сделать.

5. Читайте

Как мы упомянули раньше, при чтении задействовано множество когнитивных процессов. Кроме того, что чтение доставляет нам удовольствие и приносит новые знания, чтение – это отличный способ научиться решать единственную задачу или улучшить наши коммуникационные навыки.

6. Уделяйте время творчеству

Рисовать, писать рассказы, сочинять песни, придумывать танцы, участвовать в театральной постановке…Неважно что именно мы выбираем, важно то, что мы находим время на творчество. Каждый человек рождается со способностью творить, а начать творить – это уже вопрос практики и доверия самому себе.

Творческие задачи крайне полезны для наших познавательных процессов. Они помогают нам развить интеллект, концентрацию, способность находить оригинальные способы решения проблем, фиксировать наше внимание, расслабиться и т.д.

7. Избегайте мультизадачности

Иногда мы не понимаем как справиться со всеми нашими обязанностями. Логично, что мы пытаемся всё делать одновременно, чтобы поскорее всё закончить. Однако эта привычка контрпродуктивна. Это очень вредно, когда дети одновременно занимаются разными делами и не поглощены полностью чем-то одним.

Это удивительно, что мы можем координировать сразу несколько умственных процессов. Но когда мы одновременно пытаемся смотреть фильм, ответить на электронную почту, написать доклад по работе, вспомнить записи дел в ежедневнике и следить за приготовлением еды в духовке…скорее всего мы не выполним качественно ни одну из поставленных задач.

Необходимо концентрироваться на настоящем, чтобы насладиться моментом и быть более эффективным. Это лучший способ правильно выполнить и дальнейшие задачи. Если вам трудно сосредоточиться на том, что вы делаете, если вы постоянно отвлекатесь – можете попробовать медитацию осознанности Mindfulness.

8. Если хотите помочь детям – позвольте им справиться с трудностями самостоятельно

Важно поддерживать детей, чтобы они знали, что всегда могут рассчитывать на нашу помощь. Но если ребёнок привыкнет к тому, что окружающие его люди поспешат решить все его проблемы по первому зову, сам он не начнёт решать задачи, улучшающие его интеллект, и не будет искать альтернативы, способствующие развитию его базовых когнитивных способностей.

Нам нужно действовать только в случае необходимости. Можно что-то подсказать ребёнку, чтобы он приложил усилия и двигался в правильном направлении при решении проблемы, одновременно понимая, что может рассчитывать на нашу поддержку.

Если вы хотите больше узнать о когнитивных процессах или повторить прочитанное в данном материале, приглашаем посмотреть этот видеоролик о когнитивности, в котором рассказывается о когнитивных процессах в психологии.

Спасибо за внимание. А вы тренируете ваши умственные процессы?

Будем признательны за отзывы и комментарии к статье.