Каузальная атрибуция как механизм социальной перцепции

Функции и механизмы социальной перцепции (идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, аттракция )



Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков.

Оглавление:

Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ- это понятие было введено З. Фрейдом, но широкое распространилось за рамками психоанализа, в частности - в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности.

1. Преимущественное понимание - как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом (=> интроекция) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве.

2. Опознание чего-либо или кого-либо. В этом значении термин используется в психологии общей и в психологии инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании некоего признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр. Когда объект идентификации - человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании коего можно:

1) отнести личность к некоему классу или типу - например, идентификация преступника;



2) признать личность целостной и идентичной самой себе.

3. Представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого (-> проекция); наделение его своими чертами, чувствами, желаниями, - например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов.

4. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним.

Эмпатия - понимание чувств других людей и готовность оказать эмоциональную поддержку. Эмпа́тия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.

Как будто становишься этим другим, но вовлекаешся в его состояние не полностью, а оставаясь и собой также: именно это дает возможность в эмпатии сохранять разумность.



Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (педагоги, психологи, психотерапевты, руководители, продавцы, менеджеры персонала и проч.).

Эмпатия связана с эмоциональностью не напрямую: есть люди с развитой эмпатией, но вовсе не эмоциональные. При этом развитие эмпатии имеет обычным следствием развитие и эмоциональности.

Если вы хотите лучше понимать чувства других людей, для развития эмпатии полезно практиковать следующие упражнения:

Все упражнения для "Страуса": "Запоминание лиц", "А что это он", "Как он смеется", "Я глазами других", "Сопереживание", "Перевоплощение", а также любые гадания и игры в "Ассоциации". Кроме этого, развитию эмпатии способствует общее развитие эмоциональности.

Обращение к чувствам - чаще женская стратегия. Стандартные варианты - это обращение к сопереживанию ("Посмотри, как из-за тебя плачет сестренка!" или "Пожалуйста, не серди маму"),



Рефлексия - обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки. Понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов.

Рефлексия есть обращенность сознания на себя. В смысле этого определения, мысль, речь, воображение и др. способы сознательной деятельности могут быть рефлективными, если c помощью них обращаются на самих себя: размышление о том, как я мыслю, чувства по поводу моих чувств, воображение по поводу того, что я (или кто-то) навоображал.

В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

На рефлексии построены также некоторые специализированные военно-философские модели (см. Тактика, Стратегия, Стратагемы).

Рефлексия и действие

Рефлексия поддерживает и уточняет действие. Действование без рефлексии - необдуманность и бестолковость. Рефлексия без действий - зацикливание на себе. И то и другое - ошибочное поведение.



Психологические характеристики рефлексии

Глубина рефлексии. Психологический тест:

Трем людям с завязанными глазами надевают красные колпаки и говорят, что у каждого из них на голове может оказаться либо красный, либо белый колпак.

Повязку снимают, и дают задание:

поднять руку, если они увидят хотя бы один красный колпак, а если кто-то догадается, какого цвета на нем колпак — тот пусть выйдет из комнаты.


В первый момент все поднимают руку, но потом возникает пауза. Наконец, один из участников выходит.

Ход мысли может быть примерно таким:

«На мне белый колпак?»

— «Нет, если бы он был белым, один из нас увидел бы это и подумал бы, что третий участник видит красный колпак лишь на нем самом, и потому поднимает руку. Тогда он должен выйти, но он не выходит. Значит, на мне красный колпак».

Этот участник рассуждал за одного и другого из партнёров, в то время как в рассуждение третьего участника было включено рассуждение только одного из них.

Рефлексию следует отличать от самосознания. Не всякая рефлексия - обращение сознания на свое знание - становится самосознанием. Самосознание есть такая рефлексия, при которой ее предметом становится знание себя.

Обдуманность - результат включения сознания на предстоящее. Осознанность - на происходящее. Рефлексия - включение сознания на уже происшедшее. Смотри Обдуманность, осознанность, осмысленность, рефлексия

Каузальная атрибуция - то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.

Каузальная - причинная, вследствие то или иной причины. Атрибуция — приписывание, приписывание характеристик себе или другому человеку. Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру.

Чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него глючить, придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы ("это из-за ситуации!"), а нестандартному — личные ("это его решение или особенности"). Самая распространенная ошибка ("фундаментальная ошибка атрибуции") - объяснение поведения личными особенностями человека там, где оно на самом деле определялось ситуацией.

"Ты нарошно!" - "Нет, пойми, просто сложилась такая ситуация. " - "Я тебе не верю! Не вали все на ситуацию!"



Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач - всё прямо наоборот.

Аналогично, наши симпатии обычно на стороне тех, с кем мы больше прожили и с кем больше провели времени, кто нам - свои↑.

Спокойствие как способ диагностики состояния другого человека

Спокойствие - обязательное условие качественной диагностики состояния других людей. Когда вы абсолютно спокойны - вы как зеркало, люди смотрятся в вас и видят в вас себя.

Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком (см. Восприятие межличностное) привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения (см. Эмоции), оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.



6.Основные эффекты восприятия (эффект ореола, эффект «первичности и новизны», эффект средней ошибки, эффект логической ошибки, эффект проекции, стереотип) .

Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. Если общее первое впечатление о каком-либо человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам. В основе эффекта ореола, как и многих других явлений социальной перцепции (см. Перцепция социальная), лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о социальных объектах, необходимой для успеха той или иной деятельности, ее категоризацию, упрощение и отбор.

Эффект новизны — феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком (см. Перцепция социальная) по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке. Если эта информация носит оценочный, пристрастный характер, то может возникнуть эффект ореола, или галаэффект.

Эффект первичности (в процессах общения) (англ. primacy effect) - часто имеющее место в коммуникативных процессах явление, когда наибольшее влияние на формирование впечатления (напр., о человеке) оказывает информация, переданная в первую очередь.

Эффект первичности не сводится лишь к особенностям памяти и одноименному мнемическому эффекту (см. Позиционная кривая). Более ранняя информация создает установку (когнитивную схему), которая в дальнейшем выполняет роль фильтра: установка «усиливает» информацию, подтверждающую ее, и «ослабляет» информацию, которая противоречит ей. Эффект первичности не является универсальным, в ряде случаев обнаруживается против. эффект, который называется «эффект недавности» (recency effect). Последний часто наблюдается в случае явно выраженной конфронтации альтернативных мнений и оценок (позиций), напр., в судебном процессе (особенно в ситуации, когда решение принимается сразу же после выслушивания сторон, но не после перерыва в несколько дней)



Эффект «средней ошибки», заключается в тенденции сгладить оценки наиболее ярких, выдающихся особенностей другого человека, в сторону усредненого показателя. Если конечно вы про психологические исследования, которые посвященны характеристикам объекта восприятии,которые в свою очередь в значительной мере влияют на процесс межличностной перцепции. хотя .. я могу и ошибаться, но согласно структурам казуальной атрибуции - думаю, что это так. А заключаеться или применяеться для оценки восприятия людьми друг друга.

Эффект проекции - проецирование на людей собственных качеств вызывает установку на ожидание и соответствующего поведения.

Этот эффект очень часто проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека. Д. Карнеги обращает внимание на формирование умения взглянуть на происходящее глазами другого человека, а не по обычной схеме: «Я бы так не поступил». Конечно, холерик не будет вести себя как флегматик, поэтому и не следует этого ждать от него. «Эффект проекции» связан с уровнем развития рефлексивного механизма. Человеку, конечно, проще увидеть то, что ему хорошо знакомо и понятно, т. е. самого себя в другом человеке. Классический пример проекции – ситуация, когда менеджер считает, что потребности его подчиненных такие же, как и его собственные.

Cтереотип - («твердый» + «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.

Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.

Большое значение имеет то, как человек воспринимает партнера по общению. Часто восприятие человека человеком называют социальной перцепцией. Но это понятие, считает Г.М. Андреева, в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Поэтому восприятие человеком человека отнюдь не исчерпывает понятия «социальная перцепция».

Н.Р. Битянова определяет социальную перцепцию как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальную перцепцию нельзя рассматривать как чисто когнитивный, «рациональный» акт запечатления внешних свойств воспринимаемого человека. В ней обязательно присутствуют и оценка другого, и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать поведение, создание собственной стратегии поведения.



Можно так же выделить четыре основные функции социальной перцепции: 1. познание себя; 2. познание партнера по общению; 3. организация совместной деятельности на основе взаимопонимания; 4. установление эмоциональных отношений.

Социальная перцепция рассматривает процессы и эффекты построения образов участников общения, процессы социальной рефлексии, процессы формирования социальных стереотипов и формирования объяснительных моделей коммуникации. Выделяются два главных аспекта изучения процесса социальной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а второй – с анализом механизмов межличностного отражения.

Существует ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека, позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

Механизмы социальной перцепции. Можно говорить о существовании механизмов, обеспечивающих познание и понимание другого человека, самого себя в процессе общения с ним, и обеспечивающих прогнозирование поступков партнера по общению.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ. МЕХАНИЗМЫ И ЭФФЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ. КАУ­ЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ.

Содержание, эффекты, механизмы межличностного восприятии.



Поскольку человек вступает в общество всегда как личность, то он и воспринимается другими как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем другого человека», расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые при этом возникают играют важную роль. Т.к. познавая другого формируется сам познающий индивид и от меры точности прочтения другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем общественного самосознания: с одной стороны богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление и о самом себе. Маркс: «Человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». У Выготского: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собою для других». Представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии , что этот другой дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид соотносит себя с другими не вообще, а прежде всего преломляя соотнесение в разработке совместных решений. Ходе познания другого человека одновременно осуществляются несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять строй его поступков, основанная на этом стратегия его поведения и построение стратегии собственного поведения. При построении стратегии взаимодействия каждому активному субъекту приходится принимать в расчет не только установки, потребности и мотивы другого человека, но и как этот другой понимает мои мотивы, потребности и установки. Таким образом, анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Кроме того, туда также включается и каузальная атрибуция.

Идентификация– отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление ему себя. Иногда предположение о внутреннем состоянии человека строится на основе попытки поставить себя на место другого человека. Экспериментально установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией (состояние близким по содержанию).

Эмпаиттия – особый вид понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию, она суть аффективное понимание. Ситуация другого человека не сколько «продумывается», сколько «прочувствывается». Механизм эмпатии в определенных местах схож с механизмом идентификации: умение поставить себя на место другого, выглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обаятельно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как его стоит другой. Если же я проявляю эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том и в другом случае налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело — понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело — понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действуя по-своему. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии.

Рефлексия термин в социальной психологии означает осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя».



Каузальная атрибуция как механизм межличностного восприятия занимает особое место: важно и разработано в многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях.

Каузальная атрибуция - это процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда дефицит информации и приходится заменить приписыванием. Приписывание осуществляется либо на основе сход­ства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуа­ции (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникает целая система способов атрибуции.

Мера и степень приписывания зависят от: степени уникальности или типичности поступка и степени его со­циальной «желательности» или «нежелательности». В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение (например, терпе­ливое поведение преподавателя на экзамене в случае слабого ответа студента) есть поведение, предписанное ролевыми образцами, оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение (преподаватель не выдерживает и начинает кричать и топать ногами) допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Так же и во втором случае: социально «желательное» поведение - соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое (юноша посторонился и пропустил в дверь пожилого человека). При нарушении таких норм (оттолкнул старика и пролез вперед — социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется. Этот вывод близок рассуждению С. Л. Рубинштейна о «свернутости» процесса познания другого человека в обычных условиях и его «развернутости» в случаях отклонения от принятых образцов.

Характер атрибуций зависит также и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции (Г. Келли ):

  • личностная атрибуцию (причина приписывается лично совершающему поступок),
  • стимульная ат­рибуция (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие)
  • обстоятельственную атрибуцию (при­чина совершающегося приписывается обстоятельствам).

Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершаю­щееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюда­тель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя. В этой связи были выявлены возможные ошибки атрибуции, которые важно учи­тывать в процессе межличностного восприятия.



Особый практический интерес представляет часть теорий атри­буции где анализируется вопрос о приписывании ответственнос­ти за какие-либо события, что тоже имеет место при познании чело­века человеком. На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сде­лан вывод о том, что они составляют основное содержание межлич­ностного восприятия. Но этот вывод не разделяется всеми иссле­дователями (некоторые полагают, что нельзя полностью отождеств­лять атрибутивный процесс и процесс межличностного познания), важность открытия явления атрибуции очевидна для более углублен­ного представления о содержании межличностного восприятия.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик субъекта и объекта восприятия, т.к. они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В одном случае пытаются найти ответ на вопрос о роли характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия: какие именно характеристики здесь значимы, при каких обстоятельствах они появляются и т.д. Именно субъект восприятия как бы «читает», по выражению С. Л. Рубинштейна, другого человека. Суть этого «чтения» включается в том, что «читаются» внешние данные человека, со­ставляющие как бы «текст», а затем они расшифровываются, за ними скрывается смысл. «Чтение» осуществляется бегло, автоматически, а последующая расшифровка во многом зависит от особенностей чи­тающего. Так было установлено, что одни люди склонны в большей мере фиксировать физические черты, другие пытаются более непос­редственно воспринимать психологические характеристики окружаю­щих, т.е. в большей мере включают механизм приписывания. Выявле­на также зависимость приписываемых характеристик от предшеству­ющей оценки объектов восприятия.

Другой ряд экспериментальных исследований посвящен характе­ристикам объекта восприятия, от них также в значи­тельной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивидуальные психологические особенности разных людей раз­личны, в том числе и в плане большего или меньшего «раскрытия» себя для восприятия другими людьми. На уровне здравого смысла эти различия фиксируются достаточно четко («он — скрытный», «он — себе на уме» и т.д.). Однако эти соображения здравого смысла мало чем могут помочь при установлении причин этого явления, а значит, и при построении прогноза успешности межличностного восприятия. Все подобного рода экспериментальные исследования поставили чрез­вычайно важную проблему эффек­тов межличностного восприятия: эффект первого впечатления (уста­новки), эффект ореола, эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации.

Эффект установки играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека (преступник - крупный ученый). После этого каждой группе было предложено соста­вь словесный портрет сфотографированного человека. Портрет получился соответствующий.

Многочисленные эксперименты позволили обсудить в литературе принципиальные вопросы о том, насколько же точно первое впечатле­ние вообще, какой срок оптимален для составления более или менее адекватного образа другого человека и какие еще факторы могут влиять на межличностное восприятие. Без всестороннего анализа этих проблем невозможно прогнозировать успешность межличностного восприятия.



Эффект ореола - тенденция переносить предвари­тельно полученную благоприятную или неблагоприятную информа­цию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринима­емые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта вос­приятия. Проявление: общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно прояв­ляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информа­цию об объекте восприятия и когда суждения касаются мо­ральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характерис­тики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком. Эксперименты:

- Регистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия: «любимые» и «нелюбимые» дети. Хотя «любимые» (в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а «нелюбимые» выполняли его кор­ректно, воспринимающий приписывал положительные оценки «лю­бимым», а отрицательные — «нелюбимым». Это соответствует теории соответствия о том, что людям вообще свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хо­рошими чертами». Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: плохим людям все­гда приписываются плохие поступки, а хорошим — хорошие. Как пра­вило, позитивные качества преувеличиваются при восприятии пре­восходящих нас по какому-то параметру людей.

- был продемонстрирован перенос физи­чески привлекательных черт на психологические характеристики воспринимаемого человека: группе мужчин были показаны фотографии красивых, обычных и явно некрасивых женщин и попросили высказаться об их чертах. Только красивые были наделены такими чертами, как крепкие, уравновешенные, любезные и даже заботливые и вниматель­ные. Эффект ореола выражает тенденцию затемнить определенные характеристики и высветить другие, играет роль свое­образного фильтра при «прочтении» партнера по общению.

Эффект «первичности и новизны» - касается значимости определенного по­рядка предъявления информации о человеке для составления пред­ставления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая». Эксперимент: Четырем группам студентов был представлен некий незнакомец, которого нужно было описать в терминах качеств его личности, и о котором было сказано: экстраверт; интроверт; сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; то же, но в обратном порядке. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В 3-й и 4-й группах впечат­ления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления ин­формации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случа­ях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуаци­ях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», ко­торый заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информа­ция оказывается наиболее значимой. Однако однозначного ответа на вопрос, какой же способ предъявления информации о другом челове­ке оптимален, не существует.

Стереотипизацця рассматривается как один из эффектов межличностного восприятия, хотя, может быть, ее можно по­нимать и в более широком плане — как явления, сопровождающего все процессы социальной перцепции. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г., - негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.



Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при позна­нии людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Основная причина: групповая принадлежность человека, например, профессиональная принадлежность. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все бухгалтеры — педанты»). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к:

- определенному упрощению процесса познания другого человека; при этом стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку не происходит «сдвига» в сторону эмоционального принятия или непринятия другого. Остается просто некоторая констатация закрепленных черт, которая хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходима, ибо помогает сокращать процесс познания.

- как только констатация заменяется оценкой стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких пре­дубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных ис­следованиях, но естественно, что они особенно отрицательно прояв­ляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными яв­ляются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной ин­формации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

ЛЕКЦИЯ 6. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ОБЩЕНИЯ



Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.

«В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку как бы «читаем» его, т. е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний, психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

Суть процесса восприятия и понимания человека человеком отражена в приведенной выше цитате Сергея Леонидовича Рубинштейна (Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1960, С. 180).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Назвав восприятие «социальным» он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия.



Джером Сеймур Брунер / Jerome Seymour Bruner (р. 1915) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.

Дж. Брунер под социальной перцепцией понимал обусловленность процессов восприятия социальными факторами. В настоящее время под социальной перцепцией понимают восприятие так называемых социальных объектов, куда включаются личности, малые и большие группы.

Довольно часто в научной литературе понятие «социальная перцепция» используется в узком значении: под социальной перцепцией понимают восприятие субъектом субъекта (межличностное восприятие) в процессе общения.

Социальная перцепция — это важный психологический процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Так, постепенно выстраивается взаимодействие. По сути дела, результаты субъективной оценки партнера служат основой для построения поведения по отношению к нему. Партнер в свою очередь строит поведение, анализируя поведение и внешние проявления, которые предоставил ему наблюдатель.



МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

К механизмам социальной перцепции относят: идентификацию, рефлексию, каузальную атрибуцию.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (перцептивная) (англ. perceptual identification) — один из видов перцептивного действия; является промежуточным звеном между актом различения и опознанием; состоит в сличении 2 объектов или в сличении воспринимаемого объекта с эталоном, записанным в памяти, и установлении их тождества или различия. И. всегда предполагает дихотомическое разделение всей совокупности сигналов на класс сигналов, тождественных эталону по всем признакам (положительная И.), и на класс сигналов, не тождественных эталону хотя бы по 1 признаку (отрицат. И.). По данным Т. П. Зинченко (1981), отрицат. И. осуществляется с большей скоростью и точностью по сравнению с положительной. Это объясняется тем, что для положительной И. необходимо установление тождества сигналов по всем опознавательным признакам, в то время как для отрицат. И. достаточно установление различия между ними хотя бы по 1 признаку. (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).

Идентификация это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я». При этом неизбежен пусть временный, но отказ от собственного «Я».

ЭМПАТИЯ(от греч. empatheia — сопереживание).



1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование).Способность к Э. — необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации.Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическаяЭ.) и за другого (гуманистическаяЭ.).

Сопереживая,человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация.

При сочувствиичеловек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм).

Наконец, симпатия— теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, Т. П. Гаврилова).

Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты (Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ. 1979). Эмпатия имеет три уровня.

В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагироиания. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим).

Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости. В изложенном подходе достаточно убедительно и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии (эмоциональная и действенная). Вместе с тем ее первый уровень (когнитивная эмпатия), связанный с пониманием состояния других людей без изменения своего состояния), является, по нашему представлению, чисто когнитивным процессом.

Эмпатия, эмпатийность в отношении с партнером может рассматриваться как одно из наиболее важных профессиональных качеств психолога, педагога, социального работника, менеджера. В большинстве случаев высокая профессиональная эмпатийность — результат специального обучения навыкам самоанализа, развития сензитивности, способности к эмпатическому вниманию (слушанию).

РЕФЛЕКСИЯ (англ. reflection) — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д. … Понятийно, процессуально и функционально Р. связана с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием. Формирование Р. начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития (по Э. Эриксону главная проблема отрочества — рефлексивная задача «Кто я?»). В концепции развивающего обучения (Давыдов В. В. и др.) Р. рассматривается как существенный показатель высокого умственного развития. Нередко выделяют Р. языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др. (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).

Рефлексия это осмысление субъектом того какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Другими словами это представление о том, что думают обо мне другие. Это и познание другого через то, что он думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого.

Обратная связь это получение адресатом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения. Другими словами это реагирование на действия партнера. Эффективная обратная связь предполагает описание поведения человека без приписывания мотивов действий, оценки установок или личностных черт. Обратная связь тем более объективна, чем больше в ней информации о партнере и его конкретном поступке, и чем меньше о взаимоотношениях. Объективная обратная связь вызывает наименьшую психологическую защиту и наибольшее желание понять, изменить поведение, помогает партнеру лучше разобраться в своем собственном поведении и его последствиях.

Стереотипизация это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам. Стереотипизация — необходимый и полезный инструмент социального познания мира. Он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека, сделать его понятным, а, следовательно, прогнозируемым. Однако стереотипизация может и ограничивать восприятие человека, а, следовательно, и его поведение.

На эффективность общения большое влияние оказывают также стереотипы восприятия.

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

Эффект первичности(эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Стереотипы могут играть положительную роль во взаимоотношениях с людьми, так как они экономят энергию, способствуют более быстрой реакции автоматически реагировать во многих случаях. Вежливость с собеседником — выработанный у многих стереотип, который позволяет устанавливать контакт.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП (англ. stereotype; от греч. stereos — твердый + typos — отпечаток) — устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о к.-л. явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде (син. социальный штамп); усваивается индивидом в процессе социализации. В этом значении термин «стереотип» ввел амер. социолог У. Липпманн(Lippmann) в книге «Общественное мнение» (1922). Хотя стереотип по определению имеет социальное происхождение и распространение, атрибут «социальный» позволяет дифференцировать это понятие от др. значений термина «стереотип» (полиграфический стереотип; стереотипное поведение инстинктивного или условно-рефлекторного типа, динамический стереотип; ритуал). Однако термин «С. с.» может пониматься и в более узком смысле: как стереотипное представление о социальнойгруппе или общности (и ее членах). В этом смысле различают социальные (напр., этнические) автостереотипы (представления о своей группе) и гетеростереотипы (представления о др. группах). Т. о., С. с. — это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные, ценностные и прескриптивные значения социальным группам и их типичным представителям. С. с. (как правило, гетеростереотип), ассоциированный с негативным отношением (эмоционально-оценочным компонентом) к той или иной группе, называется «предубеждением» (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).

Уолтер Липпман (1889-()1974) — американский писатель, журналист, политический обозреватель, автор оригинальной концепции общественного мнения.

Познавательные возможности человека ограничены: человек не может знать всё, быть абсолютно информированным, так как окружающая среда слишком сложное и изменчивое образование. Преодолевая разнообразие мира, человек систематизирует знание о нём в категории. Эти категории, — фикции, стереотипы, элементы псевдосреды, с помощью которых человек приспосабливается к своему окружению. Поведение человека есть реакция на стимулы псевдосреды.

Стереотипы объединяются в системы стереотипов, которые предстают в виде повседневных укладов, верований, учений, социальных институтов и т. д. И так вплоть до стереотипа, охватывающего все системы стереотипов и известного под названием «социальная реальность».

5.2.5. КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ

Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

В социальной психологии существует целый раздел, посвященный изучению закономерностей восприятия причин поступков — каузальная атрибуция.

Механизм каузальной атрибуции относится к ситуации социального познания и означает причинное объяснение поступков.

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (англ. causal attribution, от англ. attribution — приписывание, наделение + лат. causa — причина) — атрибуция относительно причинсвоего или чужого поведения или возникновения конкретной ситуации (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий (А. В. Юревич, А. В. Петровский Социальная психология. Словарь).

Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции (англ. Attribution theory), разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение (Г. М. Андреева Содержание и эффекты межличностного восприятия // Социальная психология Третье издание М.: Наука, 1994).

Келли Гарольд / Kelley, Harold H.(р. 1921).Все научные вклады Г. Келли связаны с социальной психологией и относятся к теории малых групп, включая теорию атрибуции, рассматривающую восприятие причин поведения, и к изучению близких отношений.

Хайдер Фриц / Heider, Fritz (1896—1988). Хайдер работал в исследовательской лаборатории Курта Коффки, занимаясь проблемами, связанными с глухотой. Концепции Хайдера изложены в его книге «Психология межличностных отношений» (The psychology of interpersonal relations).

Ли Росс / Lee Ross(1942) — профессор психологии Стэнфордского университета США, один из основателей Стэнфордского центра по изучению конфликтов и переговоров, действительный член Американской академии наук и искусств.

МЕРА И СТЕПЕНЬ АТРИБУЦИИ

Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:

1 соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно, степень приписывания будет меньше;

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);

объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);

обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель – личностную.