Категориальные признаки психического состояния

Категориальные признаки психического состояния

8.2. Определение, классификация и свойства состояний

Понятие “психологическое состояние” как специфическая психологическая категория введено Н. Д.

Оглавление:

Левитовым. Он писал: “Психологическое состояние — целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности” [1]. С тех пор психическое состояние как самостоятельное явление прочно вошло в категориальный аппарат психологии. Вместе с тем до недавних пор на фоне большого числа разноплановых прикладных исследований, особенно в тех областях психологии, которые связаны с деятельностью и жизнедеятельностью в особых, трудных и напряженных условиях, не существовало единой теории психических состояний, что приводило к терминологической путанице. Отсутствие единой теории объясняется сложностью самой этой категории: нечеткостью (размытостью) границ, многоуровневостью, многокомпонентностью и полифункциональностью состояний, а также наличием как интраиндивидуальной, так и интериндивидуальной вариабельности (изменчивости) каждого психического состояния [2, 3,4, 5].

“Психическое состояние — это субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающееся в единстве поведения и переживания в некотором континууме времени” [2]. Данное определение, на наш взгляд, содержит необходимые категориальные признаки, присущие психическому состоянию как специфическому явлению, и может использоваться в качестве опорного определения этой категории.

Действительно, любое психическое состояние может рассматретное проявление всех компонентов, явлений психики в данный момент [6]. При этом психическое состояние — это качественно новое образование, которое не является простым сложением частей, а обладает собственными закономерностями, свойствами и качествами.

Помимо целостности как свойства психических состояний, отмечается их ситуативность. Психическое состояние отражает своеобразие субъективных и объективных условий, создавшихся для человека на данный период времени. Однако важны не сами условия, а субъективное отношение к ним, т. е. значимым является субъективный образ той или иной ситуации. Необходимо, чтобы объективная ситуация стала элементом психологической среды. Отраженная психикой совокупность элементов ситуации становится значимой для субъекта, только приобретя для него определенный личностный смысл, а отражением этой значимой ситуации является возникающее психическое состояние [4]. Кроме того, данное определение указывает на еще одно категориальное свойство. Это рассмотрение психических состояний как единства переживания субъекта и его поведения.

Так, согласно Мясищеву, действия и переживания человека определяются не непосредственными внешними влияниями, а их накопленным обобщением во внутреннем мире, которое представляет систему отношений человека, вызывающих опосредованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его внешне инициативное и самостоятельное поведение, т. е. переживание есть накопленное обобщение во внутреннем мире субъекта, которое своими основаниями связано с системой отношений человека [4].

Переживание является вторичным фактором, посредством которого определенное состояние воздействует на психические процессы, поведение и деятельность.

Другими словами, объективные компоненты состояния могут воздействовать и воздействуют на организацию поведения непосредственно и еще опосредованно через их субъективное отражение и оценку, результаты которых, в свою очередь, трансформируются в элементы деятельности [4].

Состав психического состояния, характеризуемый степенью разнообразия и количественными соотношениями различных элементов, представлен у конкретных исследователей психических состояний по-разному. Так, некоторые выделяют в качестве основных компонентов любого психического состояния энергетическую, нейродинамическую, психомоторную и когнитивную подсистемы. Другие включают в состав психического состояния перцептивные, волевые, эффективные, мыслительные компоненты и сознание или рассматривают когнитивный, эмоциональный, мотивационный и активационный компоненты [7, 8, 9].

Таким образом, компонентный состав психического состояния определяется всей психикой, единством ее качественных энергетических, информационных, динамических и других составляющих в каждый конкретный момент времени. Структура психического состояния описывается с помощью трех критериев: уровневость, субъективность-объективность, степень обобщенности. На основе каждого из них формируется одна из подструктур общей структуры психического состояния [7].

Первая подструктура иерархична и совпадает с уровневой организацией человека. Она состоит из следующих уровней:

1) физиологический уровень (самый нижний) включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций;

2) психофизиологический уровень составляют вегетативные реакции, а также изменения психомоторики и сенсорики;

3) психологический уровень характеризуется изменениями психических процессов;

4) социально-психологический уровень включает характеристики поведения, деятельности и субъективных отношений.

Вторая подструктура координационного характера раскрывает наличие в состоянии субъективной стороны — переживания самого субъекта — и объективной — данные исследователя или наблюдателя.

Третью подструктуру психического состояния образуют три группы характеристик: общие, особенные и индивидуальные, которые находятся между собой в отношении включения [7].

Таким образом, психическое состояние имеет иерархичную структуру, совпадающую с уровневой организацией человека, и координационную, выражающуюся в субъективной (переживание) и объективной (поведение) сторонах состояния.

Любой признак психического состояния может быть положен в основу той или иной их классификации. Однако задача классификации заключается не только в том, чтобы выявить и указать признаки, которые могут являться ее основаниями, а в том, чтобы отразить сущность самого явления. Наиболее полная классификация, на наш взгляд, предложена Ю. Е. Сосновиковой [ 6]. В качестве наиболее общих и существенных принципов рассмотрения всех психических явлений, в том числе и психических состояний, она предлагает следующие категории: время, пространство, структура и функция. Указанная классификация, обладая бесспорными достоинствами, отличается громоздкостью, что затрудняет ее использование в практических целях. В связи с этим мы хотели бы обратиться к различным классам состояний, которые выделяет А. О. Прохоров, рассматривая проекции психических состояний на пространственновременную и информационно-энергетическую плоскости [4].

Исходя из теоретических представлений, можно выделить следующие виды психических состояний по шкале времени: оперативные, текущие и длительные [4]. Рассмотрим их краткую характеристику. Оперативные состояния истекают за короткое время (секунды или минуты). В этом временном отрезке в основном завершаются перцептивные, мнемические, волевые и другие действия, а последовательности стимулов объединяются в целостную группу. Они ситуативны и могут быть рассмотрены как реакции личности. Как правило, оперативные состояния являются много- состояниями, т. е. в их составе доминирует одна или две составляющие, преимущественно эмоциональная или волевая.

Текущие состояния длятся часы либо дни. В этом временном диапазоне совершаются главные жизненные и социальные функции, происходят основные события, в которые включена личность, реализуется намеченная деятельность. В структурном отношении их можно рассматривать как полисостояния, т. е. их структурное содержание является более сложным, оно представлено несколькими составляющими личности.

Длительные состояния протекают месяцы и годы. В данном временном диапазоне происходят качественные и количественные изменения на различных уровнях психической организации. Эту группу составляют полисостояния, которые характеризуются сложным, многокомпонентным содержанием, эти состояния обусловлены образом жизни [4].

Изучая проекцию психических состоянии на информационно-энергетической плоскости, выделяют равновесные и неравновесные состояния [4]. Равновесные устойчивы, имеют средний (оптимальный) уровень психической активности, их оптимальность проявляется в адекватном, предсказуемом поведении, эффективной деятельности и комфортном переживании. Неравновесные, в свою очередь, характеризуются неустойчивостью, более высоким или более низким уровнем психической активности (относительно среднего). В связи с этим в понятие “неравновесные состояния” включена такая группа состояний из общего континуума, проявления которых в поведении и деятельности зависят от уровня психической активности, а сами они актуализируются вследствие личностной значимости ситуаций, определенного содержания последних и высокой информационной насыщенности.

Проанализируем теоретически возможные и реально существующие виды состояний. Оперативные характеризуются относительно простым составом и небольшим количеством актуализированных структур. Короткий временной интервал не позволяет рассматривать в этой группе равновесные (устойчивые) состояния. При этом сами они могут классифицироваться в контексте неравновесности. Как показывает теоретический анализ, неравновесные состояния могут быть как высокого, так и низкого энергетического уровня, однако, и это показывают эмпирические исследования, кратковременные состояния низкого энергетического уровня практически не встречаются. Вместе с тем кратковременные состояния высокого энергетического радикала довольно часты. К ним относятся гнев, ярость, ужас, восторг и т. п.

Длительные неравновесные состояния, в свою очередь, имеют сложный состав и структуру, при этом они не могут иметь высокого энергетического радикала, поскольку психика не может долго функционировать на высоком энергетическом уровне, она быстро продвигается к истощению и в связи с этим стремится к минимизации энергетических затрат. Что касается текущих состояний, то в структурном отношении они могут быть как моно- так и поли-, как равновесными, так и неравновесными, как с высоким, так и с низким энергетическим уровнем.

Таким образом, мы можем выделить следующие группы психических состояний [5]:

1) оперативные моносостояния высокого энергетического уровня;

2) текущие равновесные моносостояния и полисостояния;

3) текущие неравновесные моносостояния и полисостояния;

4) длительные неравновесные состояния низкого энергетического уровня.

Необходимо отметить, что третья и четвертая группы не имеют жестких границ, т. е. текущее неравновесное состояние может стать длительным неравновесным состоянием с низким энергетическим радикалом. На наш взгляд, любое психическое состояние может быть рассмотрено с учетом предлагаемой нами схемы. Однако это вовсе не означает, что схема является полной и достаточной. Вместе с тем использование этой классификации может помочь при определении различных функций психических состояний.

Целесообразно разделить функции психических состояний на общие, т. е. присущие всем состояниям независимо от их вида, и преимущественные, т. е. специфичные, обусловленные качествами конкретных состояний. К общим относят функции отражения, интеграции, дифференциации, регуляции, формирования и развития [4]. Рассмотрим специфические функции психических состояний в зависимости от их принадлежности к той или иной группе и от плоскости основной дихотомии — положительно и отрицательно окрашенные.

Специфической функцией кратковременных неравновесных состояний высокого энергетического уровня (группы) является функция защиты, охраны психики от избыточного возбуждения и перевод ее на оптимальный уровень реагирования или даже низкий. Поэтому эта группа неравновесных состояний способствует быстрому разрешению ситуации (если это возможно) иногда даже неадекватным способом. Кроме того, преимущественной функцией отрицательных неравновесных состояний этой группы является активизация рефлективных процессов, необходимых для разрешения трудных ситуаций, а также появление нового знания, определяющего в дальнейшем избирательность по отношению к подобным ситуациям. Особенной функцией положительных неравновесных состояний высокого энергетического уровня является мотивационная; именно эти состояния способствуют когнитивно-познавательной проработке проблем и их разрешению.

Текущие равновесные состояния (2 группа) являются тем фоном, на котором разворачиваются и эффективно действуют психические процессы и свойства, включенные в ту или иную деятельность, в тот или иной акт поведения. Положительные текущие неравновесные состояния обеспечивают эффективность деятельности и поведения до тех пор, тока не будет достигнут желаемый или ожидаемый результат. Отрицательные текущие неравновесные состояния могут выполнять функцию антиципации (например, состояние тревожности) или функцию защиты (состояние утомления).

Длительные неравновесные состояния (4 группа) активизируют интеллектуальные функции субъекта и поисковую активность, необходимые для возникновения свойств и новообразований в структуре ментальности субъекта. В результате этого возникают обобщения (мысли, решения, новые смыслы, новые значения), приводящие к разрешению субъективно трудной проблемы.

С эволюционной точки зрения, психические состояния являются переходными формами между психическими процессами и интегральными психологическими образованиями. Их целесообразно назвать простыми психологическими состояниями.

В отличие от них, ряд таких состояний, как переутомление, стрессовые состояния и др., являются сложными.

Психическое состояние

1. Определение понятия «психическое состояние»

1.1Сущность и функции психического состояния

1.1.1 Категория состояния

1.1.2 Детерминанты состояния

1.1.3 Непрерывность состояний.

1.1.4 Структура состояния .

1.2 Характеристики состояния

1.2.1 Состав характеристик.

1.2.4 Временные характеристики психического состояния.

1.2.5 Эмоциональные характеристики психического состояния .

2. Младший школьный возраст

2.1 Особенности психического развития.

2.2. Эмоциональная сфера младших школьников

3.Тревожность, как проявление эмоциональной сферы
3.1 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста .

1.Предмет методы и цель исследования

Психические состояния - категория психических явлений, до настоящего времени во многом недостаточно изучена - как в отношении их теоретических основ, так и в прикладном, практическом плане.

В общепсихологическом аспекте такое положение отражено в слабой разработанности категории состояний по сравнению с другими категориями: не определено соотношение психического состояния с психическими процессами и свойствами, его место, роль и функции в целостном психическом и т.д.

В прикладном плане область изучения психических состояний предстает в виде мозаичной картины разнообразных фактов, частных методик, подходов и положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии: труда и инженерной психологии, спорта и медицинской психологии. Разноплановость и фрагментарность ведущихся исследований обусловливает наличие разнообразных «белых пятен» в отношении «номенклатуры», состава, структуры, механизмов, детерминации и функций состояний, в разработке диагностических методик.

Такой уровень разработанности проблемы психических состояний не способствует развитию исследований в этой области общей психологии. Он также свидетельствует и о том, что попытки решения обще- и частнопсихологических вопросов в рамках существующих подходов оказались недостаточно эффективными и пока не привели к созданию соответствующей теории психических состояний.

Одним из таких частнопсихологических вопросов является проблема изучения психических состояний в возрастном аспекте – их место и роль в развитии и формировании личности человека, влиянии на ведущий тип деятельности на определенном возрастном этапе.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном эта­пе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъ­екта, познающего окружающий мир и самого себя, приоб­ретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным:

—для формирования мотивов учения, развития устой­чивых познавательных потребностей и интересов;

—развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

—раскрытия индивидуальных особенностей и способ­ностей;

—развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

—становления адекватной самооценки, развития кри­тичности по отношению к себе и окружающим;

—усвоения социальных норм, нравственного развития;

развития навыков общения со сверстниками, уста­новления прочных дружеских контактов

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школь­ник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искус­ством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепля­ются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почув­ствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способ­ностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рам­ками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физи­ческих затрат. Именно поэтому изучение психических состояний младшего школьника является актуальной проблемой современных психологических исследований.

Объект изучения: особенности психических состояний младшего школьника

Предмет изучения: тревожность как психическое состояние в младшем школьном возрасте.

Цель и задачи курсовой работы : изучить особенности психических состояний младшего школьника

1) В теоретической части работы - проанализировать научную литературу по теме, раскрыть понятие «психическое состояние», сделать краткий обзор исследований по теме в отечественной и зарубежной психологической науке, раскрыть возрастные особенности психических состояний.

2) В практической части работы – выбрать наиболее подходящие к теме работы методики исследования психических состояний младшего школьника, провести исследование, проанализировать и обобщить полученные результаты.

3. Определение понятия «психическое состояние»

Один из парадоксов современной психологии, как отмечал В.Н. Дружинин[1] ,- несмотря на очевидное для большинства исследователей и практиков значение, которое имеет психология состояний, она до сих пор остается «золушкой» в семье «психологических отраслей (правда не единственной). В учебниках психологии и в учебных программах о психических состояниях не упоминалось или упоминалось вскользь, чаще всего в разделе, посвященном эмоциям. Не уделялось должного внимания разработке и изучению методов диагностики и регуляции психических состояний.

Определение психического состояния как особой психологической категории формулируется так: это - целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Термин «состояние» относится к числу метапонятий, а не собственно психологических категорий, наряду с терминами «функция», «система», «процесс», «свойство» и пр. В физике и других естественных науках «состояние» — есть мгновенная характеристика объекта, наиболее общее и неопределимое понятие. Множество изменений состояния объекта во времени обозначается как «процесс», а внешнее проявление состояния системы по отношению к другим системам как «функция». «Свойством» называется внешнее проявление состояния системы, неизменное во времени. В психологии «состоянием» называют некую внутреннюю характеристику психики человека, относительно неизменную во времени составляющую психического процесса (как это ни парадоксально звучит). Состояние проходит вместе с породившим его процессом (например, эмоциональным), а психическое свойство — внешняя, константная характеристика системы, рассматривается без учета времени. Возможны, разумеется, и другие трактовки отношений между этими понятиями. В любом случае «психическое состояние» не формально-теоретическая, а содержательная измеримая характеристика психики человека.

Состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Огромный объем этого класса психических явлений требует множества плоскостей анализа и описания. Вместе с тем, рассмотрение психических состояний не нашло должного места как в специальной научной, так и в учебной литературе. До сих пор трудно найти учебник по психологии, включающий в себя хотя бы небольшую главу о психических ,состояниях. Теория психических состояний далека до завершенности, и по сей день, многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены.

Недостаточная изученность психических состояний ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости, затрудняет учет влияния состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения. Остаются мало исследованные социальные и социально-психологические причины благоприятных и неблагоприятных состояний, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние. Для обучения и тренировки, лечения и реабилитации, организации трудового процесса и многих других сфер практики остро необходимы знания психологии состояний. Поэтому практическую значимость исследования состояний трудно переоценить.

1.1 Сущность и функции психического состояния .

В распространенном делении психических явлений- процессы, состояния и свойства - они выделены и перечислены в порядке убывания динамичности. Именно в такой последовательности снижается динамичность, лабильность, скорость изменения явлений. Состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности.

Мысль о различной локализации черт личности и состояний на шкале «стабильность—лабильность» в современных исследованиях проводится все более отчетливо. Черту определяют как постоянный способ индивидуального приспособления к окружающему, а психическое состояние — как активность «здесь и сейчас», как временное состояние сознания и настроения.

Черты личности и состояния, конечно, занимают разные места на шкале «стабильность—лабильность», но важнее подчеркнуть другой момент. В состояниях интегрирована актуальная выраженность черт личности, сила их проявления. Хотя Состояния оказывают значимое влияние на формирование черт, обратное влияние (со стороны черт) и для текущих, и для устойчивых состояний сильнее.

Лекции по психологии

Соотношение психических состояний, процессов и свойств .

1. Процессы, состояния и свойства можно рассматривать как показатели «устойчивости – изменчивости» психического. Тогда процессы преимущественно олицетворяют изменчивость, свойства – устойчивость, состояния занимают промежуточное положение, олицетворяя, устойчивость в изменении.

2. В генетическом плане исходной формой являются процессы, как конкретная реакция на конкретные раздражители. Длительное переживание процессов переходит в состояние. Многократное переживание состояний закрепляется в свойстве. Биологическая и психологическая целесообразность такой эволюции очевидны. Процесс – это предельно быстрый и по возможности адекватный ответ на раздражитель. Увеличение интенсивности, длительности или частоты воздействия раздражителя вырабатывается адаптационные механизмы. Состояния – один из видов таких механизмов.

Закрепление этих факторов успешного взаимодействия индивида со средой далее осуществляется в формировании у него соответствующих свойств (черт) личности.

3. Структурный аспект. Одновременное осуществление всех трех форм психического – атрибут психики.

Состояние есть результат совместного функционирования протекающих в данный момент процессов.

По определению Левитова состояние зависит еще и от предшествующего состояния.

Определение понятия «психическое состояние» . Психические состояния, в сравнении с другими категориями, психических явлений являются относительно малоизученной областью. Такая малоизученность находит свое отражение в определении понятия «психическое состояние». Ю.Е. Сосновикова, Н.Д. Левитов психические состояния рассматривают как «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности».

Е.П. Ильин, А.Б. Леонова связывают с изучением функциональных состояний, возникающих в деятельности, и прежде всего в трудовой. В частности Е.П. Ильин изучая психофизиологические состояния, дал следующие определение психофизиологическому состоянию: «это целостная реакция личности на внешние и внутреннее стимулы, направленная на достижение полезного результата.

А.О. Прохоров дает следующие определение «психическому состоянию» - это отражение личностью ситуаций в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени.

Определение А.О. Прохорова содержит все необходимые категориальные признаки, присущие психическому состоянию: целостность, ситуативность, устойчивость во времени, единство переживания и поведения, связь с личностными особенностями и психическими процессами.

Классификация психических состояний . Первая попытка классификации психических состояний представлена Н.Д. Левитовым. В основе классификации лежит подразделение состояний по аналогии с классификацией психических процессов. Он выделяет психические состояния, которые характерны для умственной деятельности, эмоциональные, волевые, характерологические и психические состояния, возникающие в труде.

Дальнейшие изучение шло в двух направлениях. Первое направление – исследование состояний в процессе деятельности. Е.П. Ильин, рассматривая годичный учебно-тренировочный цикл, выделяет состояния, связанные с основными этапами тренировочной деятельности: подготовка спортсмена к соревнованию (состояния предстартового возбуждения, апатия, мобилизованность и др.); выполнением основной (тренировочной и соревновательной) деятельности (монотония, психическое пресыщение, эмоциональная напряженность и др.); результаты спортивной деятельности (радость, фрустрация и др.); восстановлением работоспособности спортсмена. К характеристикам состояний он относит длительность протекания, степень активированности функциональных систем, глубину и качественные особенности развития.

Другое направление – личностно-деятельностный подход к психическим состояниям. К этому направлению можно отнести классификацию Ю.Е. Сосновиковой и В.А. Ганзена, В.Н. Юрченко. Выделили две группы состояний характеризующих аффективно-волевую сферу психической деятельности человека и состояния сознания – внимания. Каждая группа имеет характеристики, отражающие наиболее типичные, стержневые особенности входящих в нее состояний («напряжение – разрешение» - волевые, «сон – активация» - «сознание – внимание»).

В этом направлении классификацию психического состояния можно представить в следующим в виде: [1]

1. Деятельность: состояния, улучающие выполнения деятельности и ухудшающие.

2. Взаимоотношения и общения.

3. Личность (характер, система отношений к действительности).

4. Биологические структуры личности (характер)

5. Эмоциональные компоненты характера.

6. Волевые черты характера.

7. Интеллектуальные черты характера.

Классификация психических состояний по учебнику В.В. Никандрова.

Классификация базируется на критерии «доминирующий процесс в составе детерминант состояния».

1. Состояния с преобладанием влияния органических потребностей и процессов (органические состояния). Голод, жажда; сексуальное напряжение; гипоксия (кислородное голодание); переживание боли; общие самочувствие.

2. Состояния с преобладанием влияния сенсорно-перцептивных процессов (сенсорные состояния). Сенсорная депривация (отсутствие воздействий), сенсорный голод.

3. Состояния с доминированием эмоций и чувств (эмоциональные состояния):

По форме: настроения, аффекты, страсти, собственно эмоциональные состояния.

По содержанию: - в общих эмоциональных категориях: наслаждение, удовольствие, радость, эйфория, экстаз, ужас и т.д.

- по виду чувств: а) эстетические состояния: восторг, восхищение; б) этические (моральные) состояния: сочувствие, симпатия, антипатия, уважение, любовь, обида и т.д. в) интеллектуальные и праксические состояния.

4. Состояния с доминированием мышления (интеллектуальные состояния). Любопытство, недоумение, удивление, сомнение, умственное напряжение, скука, веселость.

5. Состояния с доминированием волевых процессов (волевые состояния). Волевые состояния соотносят с проявлением того или иного: а) волевого свойства личности: состояния уверенности – неуверенности, решительности – нерешительности, состояния проявления смелости, отваги, храбрости и др. б) этапами волевого процесса: состояние борьбы мотивов, напряжение принятия решения и т.п. в) мотивом: скука, опасность как сигнал действию, г) оценка и переосмыслением: разочарование, досада, стыд.

6. Состояния, связанные с выполнением действий и осуществлением деятельности (праксические состояния): готовность к работе, переживание удачи – неудачи, вдохновение, энтузиазм, мобилизованность, утомление, усталость, монотония.

7. Состояния с преобладанием процессов объективизации (психомоторные и речевые состояния) :

а) психомоторные состояния: двигательная активность – пассивность, мобильность, «легкость на подъем», подвижность – неподвижность, двигательная вялость;

б) речевые состояния: речевая активность – пассивность, неразговорчивость, болтливость, словоохотливость, «недержание речи».

8. Состояния с преобладанием влияния «сквозных» (интегративных) процессов (мнемические, творческие и аттенционные состояния):

а) доминирование памяти (мнемические состояния): состояния вспоминания, припоминания, воспоминания; состояние обострения – притупление памяти;

б) доминирование воображения (творческие состояния): состояние мечтательности, переживание грез, фантазирование, озарение.

в) доминирование внимания (аттенционные состояния): состояние сосредоточенности – рассеянности, повышенного – пониженного внимания, состояние бдительности.

9. Состояния, связанные с деятельностью сознания и самосознания (ментальные состояния). Активность – пассивность, бодрость – вялость, подъем – апатия, состояния, вытекающие из самооценки (самоуважение, самоуничижение, самобидчевание).

10. Общие многосложные состояния, несопоставимые с какой-либо одной сферой психики и преимущественно связанные с экстремальностью условий взаимодействия субъекта с миром (экстремальные состояния) . Состояния фрустрации, тревоги, напряженности, дискомфорта, стресс.

Функции состояний . Состояния играют роль «внутреннего информатора». Они в обобщенной форме сигнализируют о благополучии нашего актуального положения в среде. Они выполняют сигнальную функцию. Эта функция проявляется в состояниях, отражающих положение организма в органической среде (состояние голода, жажды и т.п.), и в ориентировочных состояниях (любопытство, заинтересованность).

Кроме «внутренней» сигнализации, направленной самому объекту переживаемого состояния, состояниям свойственна и «внешняя» сигнализация. Обычно эту сторону сигнальной функции называют сигнификативной, обозначающей. Благодаря ей выполняется и более общая функция психики – коммуникативная.

На основании сигнального значения данного состояния вырабатывается линия последующего поведения. Состояния выполняют регулирующую функцию.

Одной из существенных форм регуляции является адаптация. Приспособительный характер психических состояний очевиден.

В психотравмирующих ситуациях они притупляют негативные воздействия среды на индивида, оказывают тормозящие влияние на его ответные реакции, сохраняют гомеостаз его организма и психики. В этих случаях состояние позволяют предохранить психику и организм от разрушительных воздействий среды и саморазрушительных действий субъекта. Таковы состояния печали, тоски, горя.

Состояния фокусируют в себе действие протекающих процессов и имеющихся свойств, постольку они играют роль интегратора психической жизни человека. Интегративная функция выражается в объединении в состояниях прошлого, настоящего и будущего.

Состояния так же выполняют функцию компенсаторную дефицита внимания.

Из сигнальной и регулирующей функции вытекает функция ориентировки в среде. Определяется в первую очередь отношением человека к окружающему и самому себе, что составляет субъективный стержень состояний. Ориентировочная функция есть проявление и познавательной функции психики.

Таким образом, выделяют следующие функции психического состояния:

/ gosy_pechatat psy kak nauka

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название "потребность") организму (личности). Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудителъное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Мотивационная сфера личности динамична, мотивация тесно связана с эмоциями и влияет на них. И наоборот, эмоции могут обусловливать силу, длительность и устойчивость мотивации. Мотивационная сфера определяет волю человека, и взаимоформирует эмоционально-волевую сферу его личности.

Механизмы мотивационной сферы личности - осознание потребности, ее стимула, трансформирование потребности в мотив, осознание мотива.

Сила мотива - показатель непреодолимых стремлений личности. Она оценивается по глубине осознания потребностей и по интенсивности мотива.

Устойчивость мотива оценивается по наличии мотива во всех основных видах деятельности и сохранению ее влияния на поведение и деятельность человека в сложных (экстремальных, стрессовых) условиях.

К динамической стороне мотивов относятся свойства нервной системы, темперамента, сила ВНД и др. показатели, связанные с индивидуальной типологией и эмоционально-волевой сферой личности.

Содержательная сторона мотивов формируется на основе двух первичных полюсов:

1 - биологические потребности

2 - воспитываемые взрослыми специфически человеческие потребности (эмоциональные, познавательные, моторные и рецепторные потребности).

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, мировоззрением.

Направленность личности. Виды потребностей. Интересы и склонности.

В качестве ведущей характеристики личности выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Влечение – это наиболее примитивная биологическая форма направленности, это психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность, является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент.

Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. При его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. Являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность.

Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью.

Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные выше психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией. Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Сами мотивы формируются из потребностей человека.

Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Потребности по Маслоу: физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации – образуют так называемую пирамиду, в основании которой лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, составляют ее вершину.

Мотивация и деятельность.

Причинное объяснение поступков и действий наз-ся каузальной атрибуцией. Этот когнитивный процесс служит для выяснения причин поступков, а главное – для предсказания их, что важно при общении.

Первые работы в конце 50-х (Хайдер, Келли). Выяснилось, что ч-ку свойственно пользоваться определенными оценочными понятиями (конструктами) при характеристике др. людей и событий. И. Джоунс (1979) выявил закономерность (*ошибку атрибуции*): причины поступков ч-к видит в Л-ти совершающего этот поступок, а не во внеш. обстоятельствах. Особый вид каузальной атрибуции- приписывание ответственности за поступки. Чаще всего ч-к приписывает причины своих неудач др. людям или обстоятельствам. Если несчастье случилось с др. ч-ом, то ответственность за это приписывается ему (сам виноват). Т.е. люди склонны к объяснениям, поддерживающим их собственную самооценку.

Деят-ть может сопровождаться успехом или неудачей. Естественно, что ч-к стремиться к успеху. Но при этом поведение может мотивироваться либо мотивом достижения успеха, либо мотивом избегания неудачи (амер. Макклеланд, Аткинсон, Хекхаузен). При низкой и очень высокой степени мотивации эффективность деят-ти понижается.

Эта зависимость известна под названием закона Йеркса-Додсона. Эти авторы в 1908 г. обнаружили, что животные лучше всего научаются прохождению по лабиринту при средней интенсивности мотивации (она задавалась ударами тока). При этом для легких лабиринтов оптимум интенсивности мотивации оказался выше, чем для трудных.

В дальнейшем в 50-е года Даффи и Хебб подтвердили характер такой зависимости - успешности деят-ти от уровня эмоц. возбуждения. В целом, эту теорию называют либо по имени авторов (Йеркс-Додсон), либо теорией оптимальной активации.

ПОНЯТИЕ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма ( иногда - мотивом помощи, иногда - заботы о людях ). просоциальное, поведение можно определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует.

выделяются два основных подхода к пониманию мотивационной природы альтруистического поведения:

1) личностно-нормативный (со стороны нравственных норм и моральных убеждений личностей);2) эмоциональный (со стороны анализа роли альтруистических эмоций - эмпатии, сопереживания, сочувствия, симпатии в реализации альтруистического поведения).

проявление альтруизма связано с двумя мотивами: морального долга и сочувствия.

В связи с этим можно констатировать, что проявление альтруизма связано с двумя мотивами: морального долга (МД) и морального сочувствия (МС). Человек с МД совершает альтруистические поступки ради нравственного удовлетворения, самоуважения, гордости, повышения моральной самооценки (избегание или устранение искажения моральных аспектов Я-концепции представления о себе), относясь при этом к объекту помощи совершенно по-разному (и даже, иногда, отрицательно). Помощь носит жертвенный характер («отрывает от себя»). Люди с МД (а это, в основном, лица авторитарного типа) характеризуются повышенной личной ответственностью.

Человек с МС проявляет альтруизм в связи с идентификационно-эмпатическим слиянием, отождествлением, сопереживанием, но иногда не доходит до действия. Его помощь не имеет жертвенного характера, альтруистические проявления неустойчивы из-за возможного уменьшения идентификации и повышения личной ответственности.

Девиантная мотивация (мотивация отклоняющегося поведения).

К этой группе относятся:

мотивация вора, афериста, махинатора; мотивация наркозависимого, страдающего алкоголизмом; мотивация сексуального извращения.

Девиантная мотивация - это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы - все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности. Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Наконец, мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов.

Отклоняющееся поведение, как правило, сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении девиантного поведения играет тревога. Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации (расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий - Целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль. Саморегуляция, в свою очередь, может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка.

Следующая группа причин отклоняющегося поведения включает негативно-девиантный социальный опыт. Это дезадаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки), когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями. Это гакже элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий дефицит), составляющих основу дезадаптивности личности.

Психическое состояние: категориальные признаки и механизмы детерминации. Состав, структура, функции психических состояний.

Псих. состояние - самостоятельная категория, являющаяся целостной характеристикой псих. деят-ти за определенный промежуток времени.

Психические состояния проявляются как синдром (совокупность признаков), включающий изменение соматич-го сост-я (вегет-е изм-я), изменения в психич-й деят-ти, внутр. (субъектные) переживания.

Наиболее крупные работы по психическим состояниям в нашей стране: Н.Д. Левитов, А.О. Прохоров, Т.А. Немчин. Из зарубежных - Кэролл Изард.

А.О. Прохоров делит псих-ие состояния по критерию времени на актуальные, текущие, длительные (перманентные) и каждое из этих 3-х еще и по форме активности, которую они отражают: положительные и отрицательные - влияющие на деят-ть, общение, отношение к действительности, функциональные сост-я.

Сюда же относят эмоциональные, волевые и интеллектуальные сост-я (эти 3 ß из классификации Левитова. Каждое из них Левитов делил на ситуативные и характерологические, сопровождающие игру, учение или труд).

А.О. Прохоров разработал концепцию неравновесных (неустойчивых) состояний. В основе концепции - рассмотрение псих. состояний не во временной, а в энергетической плоскости. В *нулевой точке* находятся равновесные сост-я (состояния оптимальной активности - спокойствие, сосредоточенность, размышления, симпатия). К *неравновесным* относятся состояния повышенной психической активности (восторг, ярость, паника) и пониженной псих. активности (грусть, утомление, скука). Система не может долго находиться в неравновесном состоянии и быстро истощается. Неравновесные состояния (быстрые) обеспечивают разрешение ситуации (через организацию соответствующего поведения), а медленные - способствуют формированию новообразований Л-ти.

В целом, псих. состояния выполняют след-е функции:

интеграции (интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс – состояние – свойство), состоящих из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств (Прохоров, 1994). Благодаря этому обеспечиваются отдельные акты психической активности в текущем времени, организация «психологического строя» личности, необходимого для эффективного ее функционирования в различных сферах жизнедеятельности.)

регулирования (регулятивная функция адаптации к окружающей ситуации и среде), оценивания, отношения. К псих. состояниям относят такие группы (по Немову классы) как эмоц-е, волевые, мотивационные. Для психических состояний характерны различные функции - регулирования. интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс — состояние — свойство), состоящих)

адаптации (Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития.)

состояние выступает как форма саморегуляции психики и как одиниз важнейших механизмов интеграции человека как целостности — как единства его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития. Психическое состояние одновременно является формой интеграции и текущих изменений организма, и динамики психических процессов, и актуальных особенностей, как отдельных сфер личности, так и личности в целом (ее развития).

Основными детерминантами состояния являются:

а) потребности, желания и стремления человека (или, более точно, осознанные и

неосознанные потребности, стремления и желания);

б) его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы);

в) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и

понимание текущей ситуации).

Состояния имеют свою внутреннюю структуру. Она описана в работах В. А.Ганзена и В. Н. Юрченко[6], Ю. Е.

Сосновиковой[7] и других ученых. Ганзен иЮрченко выделили четыре структурных уровня:1. социально-психологический,2. психологический,

3. психофизиологический 4. физиологический.

На каждом из этих уровней можно рассмотреть субъективные и объективные характеристики. Субъективные характеристики отражены в самосознании индивида, в них проявляется самоотношение, результаты самопознания и саморегуляции. Объективные характеристики могут быть получены с помощью объективных измерений параметров организма и психики, анализа внешнего облика индивида, особенностей поведения и деятельности, продуктов труда.

В состояниях всегда есть и ситуативная, и трансситуативная составляющая. Определенные события или условия текущей ситуации могут надолго «потеснить» трансситуативную составляющую и в значительной степени определить многие параметры состояния, ограничивая их возможное разнообразие.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ — понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно ' статического момента, в отличие от понятия “психический процесс”, подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия “психическое свойство”, указывающего на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. К психическим состояниям относятся проявления чувств (настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и др.), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность, собранность), мышления (сомнения), воображения (грезы) и т. д. Предметом специального изучения в психологии являются психические состояния людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой обстановке, во время экзаменов, при необходимости экстренного принятия решения), в ответственных ситуациях (предстартовые психические состояния спортсменов и т. д.). В патопсихологии и медицинской психологии исследуются патологические формы психических состояний — навязчивые состояния, в социальной психологии — массовидные психические состояния (например, паника).

Динамика психических состояний, методы измерения и диагностики. Классификация.

Методики диагностики психического состояния.

Если исключить методы диагностики функционального состояния путем снятия психофизиологических показателей, то пожалуй самой распространенной группой методов окажутся опросники, направленные на самооценку своего ПС испытуемым.(айзенк)

Одной из самых распространенных методик диагностики ПС в отечественной психологии является САН, направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенный по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся ПС (по 10 на каждую шкалу).

Распространенным также является методика, разработанная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная Ю.Л. Ханиным, на диагностику личностной тревожности и реактивной. Последняя выступает в качестве ПС.

Среди наиболее известных опросников на диагностику ПС можно еще указать "Опросник нервно-психического напряжения" Т.А. Немчина, содержащий 30 высказываний и одну шкалу.

Можно также указать на два опросника, предложенных А.О. Прохоровым: "Опросник психических состояний школьника" и "Опросник психических состояний учителя". Эти опросники содержат по (соответственно) 74 и 78 названий конкретных состояний, таких как "азарт", "гнев", "ненависть", "досада", "чуткость" и т.п. Испытуемому необходимо обозначить степень выраженности каждого ПС.

Существует и ряд прикладных (по отношению к разным профессиям) опросников ПС. В качестве примера «Стресс и тревога в спорте»

К методам, не относящимся к опросникам можно отнести диагностику эмоциональной напряженности по особенностям речи, автоматизированную диагностику эмоциональной реактивности на основании предпочтения цвета или формы в структуре психического образа, методику экспертного визуального определения эмоционального состояния по мимике лица и др.

К опросникам можно отнести еще и методику Семикина В.В. "Рефлексия", позволяющую оценивать также параметры как функциональный комфорт, операциональная напряженность, эмоциональная напряженность, начальная стадия утомления, состояние выраженного утомления.

Пример использования классификации ПС для диагностики их можно найти у А.И. Юрьева: по условиям деятельности (осознание цели, достаточность средств и очевидность результатов) психические состояния делятся на 8 видов (функциональный комфорт, психическое утомление, психическая напряженность, отсутствие мотивации, эмоциональный стресс, монотония, тревожность, индифферентное состояние) и предлагается методический прием оценки текущего ПС и предсказывания будущего ПС по условиям трудовой деятельности.

К проективным методикам относится "Физиологический тест Кунина", позволяющий оценивать общую удовлетворенность работой.

Использование цветового теста Люшера тоже относится к проективным методикам .

Классификация психических состояний

Трудность - часто ПС пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функциониро­вания основных интеграторов психики (личности, интеллекта, созна­ния), используют термины состояние личности, состояние интел­лекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипно­тические и другие состояния.

Состояние бодрствования в покое - отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность ретикулярной формации и симпатической нервной системы, а в головном мозге отмечается чередование бетта-ритма (когда человек о чем-то думает) и альфа-ритма (когда мозг отдыхает).

Состояние релаксации это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил. расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло, тяжесть. Отмечается повышенная активность парасимпатической нервной системы и преобладание альфа-ритма в электроэнцефалограмме.

Состояние сна– Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга – чередование медленного и быстрого сна. На физиологическом уровне отмечается попеременная активация сначала парасимпатической, а затем симпатической нервной системы. Для медленного сна характерны тетта- и дельта- волны биопотенциалов мозга.

Оптимальное рабочее состояние - состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда . Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления и повышенная активность ретикулярной формации. Ритмы мозга – в основном лежат в бетта-диапазоне.

Состояние напряженной деятельности – это состояние, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях.. Для него характерны очень высокая активность симпатической нервной системы и высокочастотные ритмы головного мозга.

Монотония – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности. Преобладающие эмоции - скука, равнодушие, снижение показателей внимания. Часть поступающей информации блокируется на уровне таламуса

Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки.