Калинина румия рашидовна

Калинина Румия Рашидовна

Опыт работы психологом-консультантом - 23 года, семейным психотерапевтом - 7 лет.

Являюсь членом Российского психологического общества, 10 лет возглавляла Псковское региональное отделение Российского психологического общества, имею почетное звание "Заслуженный работник науки и образования" РАЕН.

Оглавление:

Являюсь автором 65 научных статей по психологии, 4 научных монографий, 9 книг по детской и семейной психологии.

Работаю в направлениях: Личностно-центрированная терапия, Рационально-эмотивная терапия, Системная семейная терапия

Психолог Калинина Румия Рашидовна

Кандидат психологических наук (1999 г.).

Доцент, семейный психотерапевт.

Образование: Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, специальность – психолог, преподаватель (1992 г.).

Автор книг «Тренинг развития личности ребенка», «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду», «Введение в психологию семейных отношений».

Опыт преподавания – 18 лет.

гг. – Псковский вольный институт.

С 2004 по настоящее время – Псковский государственный педагогический университет.

Опыт семейного консультирования – с 1996 года, семейной психотерапии – с 2005 года.

Калинина Р.Р., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Доцент кафедры общей и социальной психологии

Ученая степень - кандидат психологических наук;

Образование - В 1992 году окончила факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «психолог, преподаватель психологии». В этом же году поступила в аспирантуру по специальности «Психология» в Санкт-Петербургский государственный университет. В 1999 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук. В 2009 г. присвоено ученое звание доцента. В 2010 г. присвоена квалификация семейного психотерапевта Эстонской ассоциацией семейных психотерапевтов

Тел. 8(,

  • 2007 – стажировка в г. Москва по теме «Современные педагогические технологии»
  • Социально – педагогический менеджмент в системе реабилитации и интеграции людей с нарушениями в развитии. АНО «Образовательном центре социальной адаптации» г. Пскова со стажировкой в Германии
  • Практика краткосрочной системной семейно терапии на основе подхода Берта Хеллингера. ИПП «Иматон», г. Санкт – Петербург
  • Английский язык как средство профессиональной межкультурной коммуникации ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет», г. Псков
  • Подготовка к сдаче международного экзамена ESOL на уровень владения английским языком ФГОУ «Псковский государственный университет»
  • Исследование психологии и психофизиологии человека. Некоммерческое пратнерство Палата Судебных Экспертов, г. Москва

Параллельно преподавательской деятельности в вузах г. Пскова (Псковский государственный педагогический институт, Новгородский государственный университет, Псковский Вольный институт) работала педагогом-психологом в дошкольном образовательном учреждении (1992 – 1998 г.г), руководителем муниципальной психологической службы (1997 – 2001 г.г.), заместителем директора по научно-методической работе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Пскова (2001 – 2006 г.г.), психологом-консультантом (с 2001 г.). Была научным руководителем муниципальных и областных экспериментальных площадок в муниципальных образовательных учреждениях (1998 – 20010), являлась заместителем декана по научной работе факультета психологии (2010 – 2014), Председателем правления Псковского регионального отделения Российского психологического общества (2006 – 2013), является директором Научно-образовательного центра по социальной психологии ПсковГУ

Список публикаций (ключевые публикации, монографии, пособия):

  1. Адаптация младших дошкольников к условиям дошкольного учреждения: Учебно-методическое пособие. - Псков: Издательство ПОИУУ, 1995. – 39 с.
  2. В гостях у Золушки: Занятия, игры, упражнения: Учебно-методическое пособие. - Псков: Издательство ПОИУУ, 1997. – 136 с. ISBN59-8
  3. Программа творческо-эстетического развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - СПб: Издательство «Речь», 2002. – 168 с. ISBN27-3
  4. Тренинг развития личности дошкольника: Учебно-методическое пособие. - СПб: Издательство «Речь», 2005. – 160 с. ISBN60-9
  5. Введение в психологию семейных отношений: Учебное пособие. - СПб: Издательство «Речь», 2008. – 351 с. ISBN34-4
  6. Прикоснись к душе ребенка: Учебно-методическое пособие. - СПб: Издательство «Речь», 2011. – 160 с. ISBN60-9
  7. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду: Учебно-методическое пособие. - СПб: Издательство «Речь», 2011. – 144 с. ISBN88-5.

Румия

Румия Калинина

Информация

Другое

Действия

2 907 записей

-"никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить"- проблема с памятью.

-"нечаянно пропустил, не заметил"- проблема с вниманием.

-"не понял"- проблема с мышлением, скоростью обработки информации.

-"не могу представить"- проблема с воображением.

* Возможность посмотреть по новому на Ваши отношения

* Разобраться с тем, что происходит в отношениях на самом деле.

* Понять, как можно улучшить отношения.

* Узнать свой секрет счастливых отношений.

Складывается такое впечатление, что родители забыли, что перед ними ещё ребёнок, и требуют с него, как с взрослого.

Румия Рашидовна Калинина

Кандидат психологических наук, доцент, специалист по работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, участник Российско-германских образовательных проектов "Социальная реабилитация и интеграция незащищенных слоев населения" (500 часов).

"Социально-психологический менеджмент в системе реабилитации и интеграции людей с нарушениями в развитии (250 часов) с прохождением стажировки в социальных учреждениях Германии (200 часов), главный специалист "Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции" (стаж работы в системе специального образования 10 лет), автор книг по детской психологии.

Калинина румия рашидовна

Специальность: Training Program in Family Psychotherapy

Член организации:

Российское психологическое общество

Мне 28 лет. Я не женат и девушки нет .Работаю простым механиком, но зарплата для нашего региона вполне достойная. Мои родители хотят чтоб у меня была семья, но в тоже время они наивно полагают что после выхода на пенсию .

Мой муж и раньше выпивал, но существовала норма. Сейчас пьёт запойно по 2, 3 недели и каждый день. Еле-еле дорабатывает до конца рабочего дня, обещает постоянно что бросит, отходняки мучительные, кодировались, ложился под капельницу, но всё не на дол.

26 лет. Занимаюсь танцами, а также хожу в тренажерный зал. Не могу открыться людям, скованная в разговоре с незнакомыми мне людьми. Очень трудно поддерживать разговор в незнакомой компании. Обычно сижу и отмалчиваюсь. Боюсь, что меня не так поймут ли.

Мне 19 лет, мужу 37 Делотв том, что раньше у нас все было хорошо, но теперь все иначе, детей у нас нет, да он и не хочет похоже, так как у него есть ребенок. Мой муж начал меня бить, не то что сильно, но бывает в голову ударит, придушит, .

Ещё в начале отношений молодой человек всегда помогал родителям и 4 старшим братьям, по началу я думала что это мило и показывает на то каким он будет для нашей семьи, но это маниакальная помощь без раздумий. Дать крупную сумму брату, когда мы копим .

Меня волнует вопрос моего одиночества, отсутствия семьи и детей, да и вообще всяческих отношений с мужчинами. Мне 29 лет, но отношения в моей жизни были лишь однажды - в 18 лет я познакомилась с молодым человеком, встреч.

Мне кто то в карман подкинул записку с надписью "я тебя люблю" но это был не мой парень. Я обещала что буду рассказывать парню всё,но тут я не рассказала. И он узнал про эту записку, сказав что один мальчик был около моей куртки. И ему стало очень об.

Здравствуйте. Это потрясающе, что можно обратиться за советом к Вам. Спасибо огромнейшее заранее! Дело вот в чем, с молодым человеком встречаюсь уже 3,5 года. Нам обоим 20 лет.Он весьма непростой человек, до меня вообще был уверен в том, что долгих о.

Я родила 3 года назад доченьку,недавно узнала,что беременна!с мужем поговорили он сказал,рожать,я вся в сомнениях,потому-что во-первых только вышла с декрета,как то не хочется опять домасидеть ,во вторых не давно устроилась на работу(на испытательно.

Всю жизнь отношения идут по 1ому сценарию, скорее всего связано это с тем, что меня бросил отец. Не могу жить и строить полноценную жизнь с мужчинами. Сколько стоит прием у психолога? и можете ли вы мне помочь.

Сыну 6 лет, сменили пол месяца назад сад. В новом саду девочки всячески задевают, толкают, дошло до того, что сдернули шорты с нижнем бельем и все в группе смеялись, а ребенок плакал от бессилия, так как девочек обижать нельзя. Как правильно ребенку.

С детства не было стабильности.мать пьет,бабушка пьет,брат уехал,друзей нет,поддержки моральной ждать не от кого. У меня двое детей,с мужем бывшим не общаемся,на алименты не подавала,брать с него нечего.сейчас рассталась с парнем,живу у бабушки с сес.

Здравствуйте помогите как избавиться от навязчивых идей по поводу измены жены ,постоянно ревную её,она говорит и клянётся здоровьем детей что она не изменяла и нет любовника,я пытаюсь верить но всё равно иногда накрыв.

Добрый день! С молодым человеком мы уже в отношениях чуть больше года. Я вспоминаю, как добивалась его внимания к себе довольно длительное время. Эта была первая в моей жизни сильная влюбленность, плавно перешедшая в любо.

Здравствуйте! Такая ситуация. живем с парнем уже 5ый год, нам по 26 лет. Немного предыстории. До него я год встречалась с другим парнем, любила очень и всегда была рядом с ним, мы часто куда-то ездили с его компанией, весело и беззаботно проводили.

Семья | 20.10.2017 | Круглый стол

Проблемы рано или поздно случаются в каждой семье. Кто-то просто терпит – даже теряя себя. Кто-то стремится сохранить отношения, но не знает, как это можно сделать. Кто решает начать новую жизнь. От чего же зависит, где поставить запятую в фразе «Сохранить нельзя разрушить».

Любовь | 31.10.2016 | Круглый стол

Любовь предполагает верность и моногамию? Или же наличие любви не мешает сексу с другими? Или можно любить двоих - находя в каждых отношениях что-то свое? Можно ли сказать, что если изменил, значит и не любил.

Напомню: энурез – это недержание мочи у детей старше 5 лет. В своей статье я буду рассматривать энурез как невротическую реакцию, то есть как имеющий психологические, а не органические причины.

Кризисы | 09.07.2012 | Круглый стол

Кризис среднего возраста. Что это? Он бывает у всех? У мужчин, у женщин? С какого возраста он начинается и как проще всего его пережить?

Алкогольная зависимость - алкоголизм, наверное самая распространенная форма зависимости. На нашем сайте мы получаем огромное количество вопросов о том как с ней справиться. Нам пишут как сами зависимые так и их родственники. На этом круглом столе предлагаю обсудить эту тему. Для чего люди пьют? Как справиться? Что делать родственникам зависимых?

Миф в семейной психологии – это иррациональное (не имеющее обоснования), убеждение, представление, понимание о семье, отношениях между членами семьи, не подвергающееся сомнению. Понятие «семейный миф» в семейной психотерапии впервые описал М. Ферейра в 1963 году. В семейной психотерапии выделяют мифы, присущие конкретной семье, основанные на ее истории.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что каждый человек в своей жизни задавал себе такие вопросы: Как найти того единственного (или единственную), с которым можно было бы прожить всю жизнь как в сказке – «они жили долго и счастливо»? Как не ошибиться в выборе? Как узнать среди других свою судьбу, не пропустить ее? Например, есть известная романтичная легенда.

Дети - это всегда прекрасно. Но это так же и большие трудности. С чем придется столкнуться молодым родителям? Как подготовиться к этому молодой паре? Что следует учитывать при появлении первого ребенка?

«Мама! А он меня обижает!» - «Неправда, она первая начала!» Не правда ли знакомый диалог? Или еще такое: "Мама, почему Таньке всегда достается лучший кусок?!", "Папа, пусть Ваня подвинется. Он в прошлый раз сидел возле окна!". Думаю, что примеры вы сами можете продолжать бесконечно. И так тема нашего разговора – ревность между братьями и сестрами.

Калинина Румия Рашидовна

семейная психология, психологическое консультирование, психология развития, психологическая помощь

Параллельно преподавательской деятельности в вузах г. Пскова (Псковский государственный университет, Новгородский государственный университет, Псковский Вольный институт) работала педагогом-психологом в дошкольном образовательном учреждении (1992 – 1998 гг), руководителем муниципальной психологической службы (1997 – 2001 гг.), заместителем директора по научно-методической работе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Пскова (2001 – 2006 гг.), психологом-консультантом (с 2001 г.). Была научным руководителем муниципальных и областных экспериментальных площадок в муниципальных образовательных учреждениях (1998 – 20010), являлась заместителем декана по научной работе факультета психологии (2010 – 2014), Председателем правления Псковского регионального отделения Российского психологического общества (2006 – 2013), является директором Научно-образовательного центра по социальной психологии ПсковГУ. В 2010 г. присвоена квалификация семейного психотерапевта Эстонской ассоциацией семейных психотерапевтов. Научные публикации: общее количество - 70, в том числе: 1. Калинина Р.Р. Проблема личностной зрелости в педагогической деятельности // Вестник ПГПУ. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. Вып. 11. – Псков: ПГПУ им. С.М.Кирова, 2010. – С. 70-78. 2. Калинина Р.Р. Представление о будущем и жизненные ценности студентов высших учебных заведений // Вестник Псковского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. – Псков: Изд-во ПсковГУ, 2011. - № 13. – С. 177 – 182. 3. Калинина Р.Р. Половозрастные особенности эмоциональных состояний детей-сирот, воспитывающихся в НОУ «Детская Деревня – SOS» // Наука Красноярья. Красноярск: Издательство ООО «Научный инновационный центр», 2013. - №6 (11). – 208 с. – С.. 4. Калинина Р.Р. Восприятие обучающимися с интеллектуальной недостаточностью профессионально-личностных качеств педагогов // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. №11.4 (47). (Проблемы науки и образования).с. – С.. 5. Kiseleva N.A.,Kalinina R.R., Kovalevskaya E.V. Emotional and cognitive characteristics of children living in the SOS Children's Village // Middle East Journal of Scientific Research. – IDOSI Publications, 2014. – 20 (12). – С.. 6. Калинина Р.Р. Адаптация младших дошкольников к условиям дошкольного учреждения: Учебно-методическое пособие. - Псков: Издательство ПОИУУ, 1995. – 39 с. 7. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки: Занятия, игры, упражнения: Учебно-методическое пособие. - Псков: Издательство ПОИУУ, 1997. – 136 с. 8. Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - СПб: Издательство «Речь», 2002. – 168 с. 9. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: Учебно-методическое пособие. - СПб: Издательство «Речь», 2005. – 160 с. 10. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений: Учебное пособие. - СПб: Издательство «Речь», 2008. – 351 с. Калинина Р.Р. Прикоснись к душе ребенка: Учебно-методическое пособие. - СПб: Издательство «Речь», 2011. – 160 с. 11. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду: Учебно-методическое пособие. - СПб: Издательство «Речь», 2011. – 144 с. 12. Калинина Р.Р. Возможности психологической коррекции эмоционально-личностного отношения к социуму у детей-сирот. // Вестник Кемеровского государственного университета. - Кемерово: Изд-во КемГУ, 2014. №3 (59). Т.3. - С3. Калинина Р.Р., Ковалевская Е.В. Стратегии поведения детей-сирот в стрессовых ситуациях: особенности и возможности коррекции. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: www.science-education.ru/(дата обращения: 17.11.2014). 14. Калинина Р.Р. Особенности социально-психологической адаптации приемных семей, проживающих в Детской Деревне - SOS. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов XXXIX Международной научно-практической конференции. / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. - С.19-23. 15. Калинина Р.Р. Представление о семье у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста (на примере Детской деревни-SOS Псков) // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Курск: Изд-во КГМУ, 2014 (в печати)

Участие в конкурсе «Золотая Психея»

  • «Комплексное сопровождение замещающих семей», программа сопровождения, построенная на основе научно-исследовательской работы (в номинации «Проект года в психологической практике», 2014 г.), номинант
  • «Введение в психологию семейных отношений», печатное издание (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2008 г.), номинант

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!

Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение Калинина Румия Рашидовна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время

Диссертацияруб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Авторефератруб., доставка 1-3 часа, с(Московское время), кроме воскресенья

Калинина Румия Рашидовна. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение : Дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 : СПб.,c. РГБ ОД, 61:99-19/203-9

Содержание к диссертации

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (литературный обзор)

1.1. Нравственное развитие в дошкольном возрасте 7

1.2. Роль семьи в нравственном развитии дошкольника 19

1.3..Роль педагога-воспитателя в нравственном развитии дошкольника 37

1.4. Структура детского коллектива и его роль в нравственном развитии дошкольника 44

2. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Задачи исследования 53

2.2. Методы и организация исследования 54

3. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

3.1. Развитие когнитивного компонента нравственности в дошкольном возрасте . 74

3.2. Развитие эмоционального компонента нравственности в дошкольном возрасте. 80

3.3. Развитие поведенческого компонента нравственности в дошкольном возрасте. 90

3.4. Взаимосвязь компонентов нравственного развития 95

4. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ И ЕЕ РОЛЬ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

4.1. Анализ межличностных отношений в семье дошкольника 97

4.2. Воспитательные позиции родителей дошкольника 105

4.3. Личностные особенности родителей 111

4.4. Влияние семьи на нравственное развитие дошкольника 116

5. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

5.1. Личностные особенности воспитателя 127

5.2. Восприятие дошкольником личности воспитателя 135

5.3. Влияние воспитателя на нравственное развитие дошкольника 143

6. РОЛЬ ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

6.1. Психологическая характеристика группы детского сада 146

6.2. Влияние группы сверстников на нравственное развитие дошкольника 158

Введение к работе

Данная работа посвящена исследованию нравственного развития, трех его компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого в дошкольном возрасте, а также изучению влияния социального окружения дошкольника (семьи, воспитателей, сверстников) на этот процесс.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с людьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. О важности нравственного воспитания в дошкольном возрасте, его роли в социализации ребенка писали Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, В.К.Котырло, С.Г.Якобсон.

Нравственное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду. Семья как первая социальная группа, в которой воспитывается ребенок, имеет огромное значение в развитии нравственности. Роль семьи, необходимость доброжелательной, теплой обстановки, роль детско-родительских отношений в нравственном воспитании ребенка показали в своих исследованиях М.И.Лисина, А.И.Захаров, А.Б.Добрович, А.С.Спиваковская, С.В.Ковалев, Р.Бернс.

Особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями. Изучению личностных и профессиональных качеств педагога, его стиля взаимодействия с воспитанниками посвящены исследования Б.Г.Ананьева, Н.В.Кузьминой, А.А.Бодалева, Е.А.Панько.

Влияние детского коллектива, его психологического климата на формирование личности ребенка, в том числе его нравственных качеств, изучали такие психологи как М.И.Лисина, Т.А.Репина, А.В.Петровский, В.С.Мухина, Я.Л.Коломинский.

Таким образом, проблема нравственного развития детей дошкольного возраста и роли социальной среды в нравственном воспитании подрастающего поколения является научно значимой и актуальной. Однако проблема развития различных компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого) нравственности остается мало разработанной до настоящего времени. В некоторых исследованиях прослеживается недооценка дошкольного возраста в нравственном развитии ребенка. В этих исследованиях делается акцент на более поздние периоды жизни (младший школьный возраст, подростничество). Недостаточно изучена взаимосвязь компонентов нравственности, а также гетерохронность развития составляющих внутри каждого компонента.

Мало изученной до настоящего времени является проблема влияния личностных особенностей родителей и педагогов на нравственное развитие ребенка, на его различные компоненты. Также в литературе не рассматривается роль детского коллектива в становлении различных компонентов нравственности.

Изучению вышеназванных проблем и посвящено данное исследование.

Работа состоит из введения, шести глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. В главе 1 представлен обзор литературы, посвященный нравственному развитию в дошкольном возрасте, роли семьи, педагога-воспитателя и детского коллектива в этом процессе. В главе 2 сформулированы цель, задачи и гипотеза, методы и

организация исследования. В главе 3 на основе экспериментальных данных анализируется развитие трех компонентов нравственного развития (когнитивного, эмоционального и поведенческого) и их взаимосвязь в дошкольном возрасте. В главе 4 анализируются межличностные отношения в семье дошкольников, воспитательные позиции родителей, их личностные особенности, также анализируется влияние этих показателей на развитие компонентов нравственности. В главе 5 рассматриваются личностные особенности воспитателя детского сада, восприятие их воспитанниками и их влияние на нравственное развитие дошкольников. В главе 6 приводится психологический анализ группы детского сада (ее структура, психологический климат) и ее влияние на нравственное развитие дошкольника. Библиография включает 171 наименование, в том числе 8 на иностранном языке.

Нравственное развитие в дошкольном возрасте

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.

Важность вопроса о моральном развитии ребенка, его острая практическая направленность давно привлекли к себе внимание исследователей. Существует множество как теоретических, так и практических экспериментальных исследований, авторы которых решают проблему нравственного воспитания с различных точек зрения. При этом авторы обычно не разводят понятия "мораль" и "нравственность", используя их как идентичные понятия, синонимы, как это и принято в современной философской науке (в частности, в этике) [126,148]. В дальнейшем исследовании эти понятия будут использоваться как синонимичные.

Традиционно нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка. В этом случае человек действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения. Сама нравственность рассматривается как система, состоящая из нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной деятельности [15].

А.А.Бодалев [22] отмечал, что в ряду первоочередных проблем нравственного развития существенное место занимает проблема объективных факторов, которые обеспечивают это развитие. И главной задачей в этой связи он считает выяснение, когда, как и какими своими сторонами они влияют на развитие личности и вместе с тем, как эти стороны должны изменяться, чтобы человек формировался не с любыми характеристиками духовного развития, а только с теми, которые отвечают высоким общечеловеческим идеалам.

Содержание морали можно рассматривать как систему, состоящую из следующих компонентов: 1) нравственные отношения, 2)нравственные мотивы действия, 3) нравственные чувства, 4)нравственное сознание. При этом выделяется система развертывания и функционирования морали в обществе, которая включает в себя: 1)концептуальную мораль (господствующая в обществе теоретическая модель морали), 2) должную мораль (требование общества к нравственному поведению своих членов), 3) сущую мораль (реальное нравственное поведение, моральное сознание членов общества) [129].

Усвоение ребенком нравственных отношений предполагает переход социальных, внешних по отношению к ребенку, нравственных требований в его внутренние этические инстанции. Такой переход обуславливается тремя моментами: 1) представленностью определенного нравственного содержания ребенку, знакомством с ним ребенка, 2) раскрытием нравственного смысла, подразумевающим умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении, 3) переходом имеющихся у ребенка нравственных знаний в нравственные мотивы поведения, путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации [120].

Многие отечественные психологи [96,132,139,160] считают, что для нравственного воспитания личности необходимо комплексное воздействие на личность, формирование в единстве нравственного сознания, нравственных чувств и поведения. При этом разные авторы обращают большее внимание тому или иному компоненту этих систем, по-разному подходят к решению проблемы нравственного развития и воспитания.

Задачи исследования

Проведенный анализ литературы показал актуальность проблемы нравственного развития и воспитания дошкольника. Было выявлено, что на нравственное развитие ребенка оказывает влияние его ближайшее социальное окружение, а именно семья, воспитатели детского сада, группа сверстников. Вместе с тем недостаточно изучена процесс нравственного развития ребенка в дошкольном возрасте. Также существует мало работ, посвященных исследованию влияния на этот процесс как личностных характеристик взрослых, окружающих ребенка (родителей, воспитателей), так и психологических характеристик детского коллектива. Таким образом, целью данного исследования стало изучение становления нравственности в дошкольном возрасте и роли социального окружения с целью оптимизации воспитательного процесса подрастающего поколения.

Задачами исследования явились:

1. Изучение нравственного развития дошкольника, трех его компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого.

2. Изучение семьи (личностных особенностей родителей, межличностных отношений, родительской позиции) и ее роли в нравственном развитии дошкольника.

3. Изучение личностных особенностей воспитателей детского сада, особенностей взаимоотношений воспитатель-ребенок и их роли в нравственном развитии дошкольника.

4. Исследование психологической структуры группы детского сада и ее роли в нравственном развитии дошкольника.

5. Выработка методических рекомендаций для родителей и воспитателей по нравственному воспитанию в дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: Дошкольный возраст - первоначальный этап нравственного развития, в частности трех его компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. В процессе нравственного развития между компонентами устанавливаются структурные связи. При этом нравственному развитию дошкольника способствует благополучный психологический климат семьи: эмоционально положительные отношения между родителями и ребенком, их активное участие в его жизни, принятие его, а также высокий уровень самоактуализации и творческого мышления взрослых (родителей, воспитателей). На нравственное развитие дошкольников также оказывает влияние эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников, оптимальный психологический климат детского коллектива.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы было проведено экспериментальное исследование, состоящее из шести серий.

В первой серии изучалось нравственное развитие дошкольников, а именно развитие трех его компонентов: конитивного, эмоционального и поведенческого. Для этого был разработан блок методик.

Для выявления уровня осознания детьми нравственных норм была использована модифицированная методика "Закончи историю" [144]. Методика позволяет выявить, насколько дети могут оценить и мотивировать поступки своих сверстников, дать им нравственную оценку, насколько они осознают нравственные нормы. Детям предлагались незаконченные истории, в которых герои оказывались перед выбором того или иного поступка, имеющего нравственное содержание. В зависимости от поступка, герой истории проявлял следующие качества:

- доброту (альтруизм) или эгоизм,

- щедрость или жадность,

- трудолюбие или лень,

- правдивость или лживость.

Данные нравственные понятия были выбраны потому, что с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют.

Развитие когнитивного компонента нравственности в дошкольном возрасте

Нравственные диады "забота о другом (доброта) - эгоизм" и "щедрость - жадность" наиболее интенсивно усваиваются в первой половине дошкольного детства (различия количественных данных, полученных в выборках младших и средних дошкольников по этим параметрам, достоверны на 0.1% и 1% уровне соответственно), далее существенного развития не происходит (различия данных средних и старших дошкольников по этим параметрам статистически незначимы). Столь раннее формирование осознания этих понятий обусловлено, что такие понятия как "добрый", "злой", "жадный" являются основными, часто встречающимися в дошкольном возрасте в виде оценок поступков литературных героев, личности ребенка. Более того, понятие "добрый" в повседневной речи обычно включает в себя понятие "щедрый", а понятие "злой (эгоист)" - "жадный". Именно этим можно объяснить незнание детьми младшего и среднего дошкольного возраста самого слова "щедрый", которые они заменяют словами "добрый", "нежадный". (В "Словаре синонимов русского языка" [119] слово "щедрый" не имеет синонимов).

Нравственная диада "честность - лживость" усваивается примерно равномерно на протяжении всего дошкольного детства (различия данных младших и средних дошкольников достоверны на 0.1% уровне, а средних и старших дошкольников - на 2% уровне). Это свидетельствует о том, что честность как качество личности остается значимой на протяжении всего дошкольного возраста, на нем акцентируется внимание, начиная с младшего дошкольного возраста. В то же время для усвоения этого понятия ребенку требуется больше времени, так как его понимание не лишено противоречивости (например, это касается так называемого ябедничества - ведь ребенок в этом случае говорит правду, а взрослый его осуждает за это).

Нравственная диада "трудолюбие - лень" наиболее интенсивно усваивается во второй половине дошкольного детства (различия достоверны на 0.5% уровне), тогда как вначале этого периода существенных изменений в уровне развития не обнаружено (различия статистически незначимы). Это связано с появлением определенных требований к трудовым навыкам подросших детей со стороны взрослых (самообслуживание, уборка игрового уголка и т.д.).

Половых различий ни в динамике, ни в уровне развития нравственного сознания не обнаружено.

Необходимо отметить, что до конца дошкольного детства большинство детей (80%о), зная основные нравственные нормы, как надо (хорошо) и как не надо (плохо) поступать в той или иной ситуации, не могут обосновать, объяснить необходимость нравственных поступков. Основным аргументом у них является "так надо" или "так поступают хорошие дети". Так детей, имеющих 3-ий уровень развития когнитивного компонента нравственности, в младшей группе не зарегистрировано, в средней - 11,8% детей, в старшей - 20%.

Это говорит о недостаточном развитии когнитивного компонента нравственного развития в дошкольном возрасте - дети пока формально усваивают те или иные нравственные нормы, не задумываясь об их смысле, они ориентируются часто лишь на социальный контроль (наказание или награда и т.д.). То есть взрослые (воспитатели детского сада, родители) не уделяют достаточно внимания развитию когнитивного компонента нравственности, а ограничиваются лишь декларированием тех или иных норм, требованием их выполнения от ребенка. Знания же детей дошкольного возраста чаще существуют в виде представлений, чем понятий. То есть ребенок может использовать в речи то или иное понятие, но не может дать его определение.

Это умозаключение подтверждает тот факт, что при сравнении количественных показателей, полученных у испытуемых одного возраста, но из разных групп детского сада, значимых различий не обнаружено ни по одному показателю. Следовательно, развитие когнитивного компонента идет по преимуществу стихийно, оно специально не организовано. Поэтому представляется целесообразным рекомендовать родителям и педагогам, воспитывающим дошкольников, обратить внимание на этот аспект нравственного воспитания (см. [48]). Организация занятий, посвященных нравственному воспитанию дошкольников, позволяет ускорить нравственное развитие дошкольников. В частности, количество старших дошкольников, достигших 3-го уровня развития когнитивного компонента, увеличилось до 67%.

Книга: Калинина Румия Рашидовна «Прикоснись к душе ребенка.»

Серия: "речь о детях"

В книге представлено описание разнообразных тренинговых упражнений и игр, которые могут быть использованы в практической работе с детьми. Идание содержит готовыепрограммы занятий и сценарии праздников для развития эмоциональной и нравственной сфер, а также коммуникативных способностей ребенка. В книге описаны авторские методики для диагностики нравственного развития детей. Книга представляет интерес для родителей, психологов, воспитателей, педагогов, логопедов, дефектологов.

Румия Рашидовна Калинина

Репетитор по психологии Калинина Румия Рашидовна занимается репетиторством по специальности: психология.

Опыт преподавания – 18 лет.

гг. – Псковский вольный институт.

Опыт семейного консультирования – с 1996 года, семейной психотерапии – с 2005 года.

Доцент, семейный психотерапевт.

С 2004 по настоящее время – Псковский государственный педагогический университет.

Автор книг «Тренинг развития личности ребенка», «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду», «Введение в психологию семейных отношений».