Эмпатия в общении

Эмпатия как феномен общения

В настоящее время в науке "Психология" понятие "эмпатия" обычно объясняют в основном как способность воспринимать мир переживаний постороннего человека, или еще как возможность индивида примерить на себя эмоциональную жизнь другого человека, разделить гамму его чувств и переживаний.

Оглавление:

Изначально понятие "эмпатия" было введено в психологию Э. Титченером чтобы обозначить внутреннюю активность, итогом которой является интуитивное понимание ситуации другого человека.

Если брать современные определения эмпатии, то среди них можно выделить следующие:

- знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;

- переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;

- активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого (принятие роли) ;

- огорчение в ответ на страдания другого человека; ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого.

Самым популярным в психологии межличностных отношений и психологии личности понимания является понятие эмпатии, которое предложил Даймонд: "Эмпатия - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу" .

Наши психологи, Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова, при изучении эмпатии предположили, что она, "как и всякое другое новообразование в психической жизни человека, развивается от элементарных (натуральных) форм эмоциональной отзывчивости - заражения, сопереживания - к сложным социально обусловленным формам - сочувствию" . В дальнейшем ими было установлено, что в процессе развития эмпатии основной составляющей действительно является непосредственное "заражение" субъекта тем переживанием, которое имеет место быть и у объекта эмпатии. В последующем, при дальнейшем развитии эмпатических переживаний индивида, у последнего начинает преобладать другое чувство, которое обуславливается особенностями именно его личности, которыми оно и опосредствуется. Так, например, чувство сострадания. Причем если в первоначальной форме эмоциональная отзывчивость связана с необходимостью собственного благополучия, то в дальнейшем эта отзывчивость проявляется уже связи с потребностью в благополучии других людей.

Исследования психологов Л.И. Божович и Т.П. Гавриловой подвели этих авторов к заключению о том, что для того, чтобы родилось сочувствие необходимо "накопить" достаточный опыт взаимообщения с людьми и в определенной степени развиться в своем психическом ощущении. Другими словами, человек должен суметь встать на место другого человека, понять истоки его переживаний и отнестись к ним как к человек эмпатирующий должен дорасти до определенного уровня своего нравственного развития.

Т. Липпс изучал эмпатическое восприятие в ходе развития и взросления своих собственных отношений как базу для отражения мира вещей, ставя при этом акцент на выделении внутренней связи и единства в субъект-объектных отношениях. В концепции Т. Липпса процесс межличностного познания основывается на механизмах проекции психологических свойств субъекта на воспринимаемую реальность, а познание "жизненных проявлений" других людей является своеобразной формой умственной активности. Поскольку такой уровень знаний невозможно приобрести на основе только чувственного восприятия, необходимо внутреннее переживание воспринимаемого содержания.

Эмпатия -- это отклик одной личности на переживания другой. Одни исследователи считают, что это эмоциональный процесс, другие -- эмоциональный и когнитивный процесс.

В настоящее время существуют две основные мысли в психологии, которые объясняют явление эмпатии. Исходя из этого, они указывают на два основных механизма этого понятия:

1. Если верить первому подходу, то эмпатию порождает "примерка на себя" эмоционального состояния другого человека, или, так сказать, исходя из аналогии.

Например, человек может сам следить за собственными поступками и внутренне связывать их со своими душевными состояниями, переживаниями, желаниями, чувствами, оценками и так далее. То есть, мы формулируем заранее свое поведение, и при этом наделяем его определенным смыслом.

Исходя из вышеизложенного, мы собираем свой образ исходя из собственных наблюдений и интерпретаций. Таким образом, при общении с другими людьми и при наблюдении за их поведением в наше распоряжение приходит уже сформированный образ "Я".

В последствии мы уже пользуемся испытанными и понятными интерпретациями, которые помогали нам понять собственное поведение, и исходя из которых мы уже делаем попытки понимать внутренний мир других людей. Такие выводы мы делаем исходя из похожести нашего собственного поведения и поведения окружающих.

Стоит только заметить, что если бы эмпатию можно было объяснить только вышеуказанным образом, то вряд ли бы один человек смог понять внутреннее состояние другого. Скорее всего, мы не смогли бы иметь представление о чувствах, которые нам до этого не встречались, мыслях, о которых мы никогда бы не задумывались, и т.д.

Кроме того, вызывает сомнение предположение, что на подобные поступки бывает одна и та же внутренняя эмоциональная реакция. Хотя и есть такое высказывание: "Чего не испытал, того никогда не поймешь", однако данный довод сомнительно называть верным и единственно правильным. Такая версия, что внутренние состояния различных людей имеют место быть одинаковыми при однородных действиях, настолько неправильна, что если брать её за основу в общении, то между людьми, наоборот, будет ещё одним барьером больше.

2. При рассмотрении другого подхода к эмпатии, выходит, что она формируется на возможности человеческого воображения, которое может помочь прочувствовать жизненную ситуацию другого человека и те роли, которые он исполняет.

Так, за пример в данном случае можно взять формирование и дальнейшее развитие внутреннего образа у ребенка. Изначально, общаясь с рождения с матерью, он в дальнейшем уже неосознанно начинает копировать её поведение, реакцию на определенные действия, голос, мимику… То есть, в своем воображении ребенок пытается поставить себя на место другого человека, чтобы посмотреть на себя его глазами.

Конечно, у каждого из нас есть свой багаж определенных опробованных или представляемых себе образов, масок, которые мы надеваем на себя в зависимости от той или иной ситуации. И тут понятно, что тот или иной человек наденет "свою" маску при схожести возникшей ситуации, поскольку у каждого свое представление о собственном поведении и вряд ли найдутся похожие исполняемые роли. Эти свои маски мы все носим при себе и достаем при каждом случае свою, нужную маску. Но для того, чтобы понять другого человека надо надеть его маску, что бы проникнуть в его сознание, в его чувственный мир, понять реакцию на ту или иную ситуацию. Вся проблема тут возникает из того, что мы обращаемся к уже готовым образам, поскольку можно лишь подобрать свою, похожую на чужую, маску.

Если подбор окажется удачным, и наша маска будет похожа на маску другого человека, то мы можем и в самом деле почувствовать внутренний мир другого человека, его переживания и эмоции. Возникает чувство уверенности, что происходящее с другим человеком действительно тебе близко и понятно. Но как же на самом деле такое предположение неверно. Никогда невозможно до конца проникнуть в другого человека, хотя бы потому, что изначально мы рождены разными, и у всех у нас свои мысли и чувства.

Исследователи говорят о различных формах эмпатии: сопереживание и сочувствие (Л.И.Божович, Т.П.Гаврилова, Т.Е.Конникова, А.П.Сопиков, И.М.Юсупов, О.И.Цветкова и др.); эмоциональная эмпатия - когнитивная эмпатия - оценочная эмпатия (Р.Б.Карамуратова); сопереживание - сочувствие - содействие (Л.П.Стрелкова, Л.П.Выговская); когнитивная, эмоциональная и поведенческая (Н.Н.Обозов).

Так, у Н.Н.Обозова эмпатия рассматривается в виде определенного процесса (механизма) и включает в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. Согласно данному исследователю у эмпатии имеется три уровня.

Первый уровень, то есть когнитивная эмпатия, представляет собой основу иерархической структурно-динамической модели. Проявляется данная эмпатия в качестве понимания психического состояния одним человеком другого человека, но без изменения своего состояния.

На втором уровне эмпатия предполагает определенную эмоциональную эмпатию, но не только в виде понимания состояния другого человека, но при этом и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. В первом варианте имеется связь человека и его простейших сопереживаний, в основании чего имеется нужда в своем собственном благополучии. А во втором варианте рассматривается уже переходная форма от эмпатии эмоций к эмпатии действий, где основой является сочувствие как необходимость в благополучии другого человека.

Высшей формой эмпатии является третий уровень, который включает в себя и когнитивную и эмоциональную и поведенческую составляющую. Данная форма полностью отождествляет одного человека другому и является наиболее правильной.

Одной из основных форм проявления эмпатии является симпатия, и это доказывают результаты экспериментальных исследований как в России, так и за рубежом. Симпатия является следствием определенных биосоциальных особенностей общающихся людей.

В том случае, когда у общающихся людей отсутствует схожесть в чувствах, то можно говорить о равнодушии и безучастности друг к другу, иными словами - индифферентности чувств. Если же в процессе общения у людей замечается не только непонимание, но и противоречие во взглядах и ощущениях, то это за собой влечет дисгармонию (дисбаланс) в когнитивных структурах и приводит к появлению антипатии друг к другу.

Исследования показали, что наиболее сходны между собой чаще всего такие межличностные отношения, которые не только подобны, но и дополняют друг друга. Так, например, чаще люди, при выборе товарищей, друзей, будущих супругов и др. неосознанно, хотя иногда и вполне взвешенно, выбирают именно таких партнеров, которые могут удовлетворить взаимные потребности. И на основе этого между людьми уже могут развиваться позитивные меж-персональные отношения.

Наличие симпатий может сделать более интенсивным переход в общении индивидов от одной стадии межличностных отношений к другой, а также расширять и углублять межперсональные отношения. Однако тут надо уточнить, что симпатия, как и антипатия, может быть как однонаправленной (без взаимности) так и разнонаправленной (с взаимностью).

Эмпатия, как механизм формирования межличностных отношений, способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. Благодаря механизму эмпатии в среде общения людей становится возможным как эмоциональное, так и деловое импонирование.

В зависимости от форм эмпатии возникает и чувствительность человека к своему и чужому миру. При развитии эмпатийности, как свойства личности, развивается как эмоциональная отзывчивость, так и способность предугадывать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Уровень эмпатийности экспериментально определялся в исследованиях Т.П.Гавриловой и Н.Н. Обозова. Те индивиды, у которых высокй уровень эмпатии, более заинтересованы в других людях, душевно они более пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Те же, кто имеет низкий уровень эмпатийности, имеют затруднения при установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.

Таким образом, роль эмпатии в понимании других людей заключается в возможности сопереживания, сочувствия другому человеку.

Эмпатия в психологии

Одно из главных предназначений человека в жизни – быть счастливым, а полноценное счастье невозможно без сострадания. Что такое эмпатия, есть ли она у вас, и если нет, то можно ли ею обзавестись?

Слово «эмпатия» происходит от греческого «empatheia», что переводится как «сопереживание».

Эмпатия. Что это такое ↑

Способность человека переживать эмоциональные чувства, сходные с чувствами собеседника, принято называть эмпатией.

В современной науке психологии значение этого слова трактуют, как способность понять внутреннее состояние другого человека, приобщиться к эмоциональной жизни другого, разделив его переживания.

Эмпатия - это понимание потребностей и чувств окружающих людей на бессознательном уровне.

Первым ввел в употребление это понятие американец Эдвард Титчнер.

Виды и уровни ↑

В психологии разработано много тестов, которые определяют уровень эмпатии и диагностику ее вида.

Уровни

  • Повышенный уровень характерен ярко-выраженным сопереживанием. Человек не в состоянии отделить свои проблемы и чувства от проблем близких, а иногда и совершенно чужих людей. Психологи в данном случае говорят об аффективном уровне эмпатии. Признаки эмпатов аффективного типа: слишком сильная душевная ранимость, впечатлительность, беспричинное чувство вины.
  • Нормальный уровень присущ большинству населения. Эмоции они стараются держать под контролем и не показывают их перед посторонними.
  • Низкий уровень характеризуется неспособностью к сопереживанию и принятию других точек зрения. Поступки людей, основанные на эмоциях, антиэмпат считает бессмысленными. В результате возникают серьезные затруднения при контактах с окружающими.

В связи с развитием уровня эмпатии людей принято разделять на четыре вида:

  1. Не эмпаты (или антиэмпаты) – имеют низкий уровень эмпатии.
  2. Слабые эмпаты – это большинство населения. У них достаточно высокий уровень эмпатии, они могут контролировать получаемые с внешнего мира впечатления, но не всегда достаточно хорошо. Поэтому они подвержены стрессам и эмоциональной перегрузке.
  3. Функциональные – люди с высоким уровнем эмпатии, способные контролировать собственные эмоции, не подавляя их. Таких людей мало, внешне они не отличаются от других людей.
  4. Профессиональные – легко распознают эмоции другого человека по самым незначительным формам и признакам. Поэтому они могут управлять чужими эмоциями, направляя их в нужное русло. Они способны поднять настроение даже тяжелобольному, а в период скорби могут заставить на время забыть о печали, поверить в себя когда, казалось, уже нет надежды. Такие люди – большая редкость.

Психология общения эмпатов ↑

Эмпатия – очень эффективный инструмент общения между людьми. Как всякий инструментарий, его важно уметь применять в жизни. Кому-то в этом помогает интуиция, а некоторым людям для достижения жизненного успеха приходится учиться представлять себя на месте другого.

Чувственность и возраст

Некоторые эмпатические реакции есть даже у младенцев: если один малыш начинает плакать, то его хором поддерживают дети, находящиеся рядом. Маленькие дети капризничают или бывают грустными, если у кого-то из домочадцев есть проблема.

Но и условия воспитания играют роль в формировании способностей, они либо притупляют, либо благоприятствуют развитию эмпатии.

Обычно способность к эмпатии все же увеличивается при накоплении жизненного опыта. Но бывают и исключения. Особенно пугающе выглядит низкий уровень эмпатии у подростков, когда человек уже не ребенок, но еще и не взрослый, думающий о правовых последствиях своих поступков.

Факторы развития

Есть целых ряд факторов, которые позволять развить в человеке способность к эмпатии:

  • Теплые и доверительные отношения внутри семьи.
  • Сопереживание взрослых другим людям.
  • Доброе отношение к другим живым существам: растениям и животным. Особенно в раннем возрасте ребенка его родители должны обратить внимание своего чада на то, например, что кошке так же больно, как и малышу, когда ее тянут за ухо и т. п.
  • Особенно важна эмоциональная реакция на печальные события, которая помогает ставить себя на место других людей.

Как помогает в жизни

  • Люди с высоким уровнем эмпатии доброжелательные и общительные, они не винят других за неблагоприятные события, не требуют сильных наказаний за проступки. Такие люди достигают в жизни гораздо большего успеха, чем те, кто постоянно винят окружающих и склонны видеть «соринку в глазу». Люди с низким уровнем эмпатии недоброжелательны, замкнуты и более агрессивны.
  • Проявлять эмпатию в общении полезно для взаимопонимания. Это создает благоприятные отношения для диалога, совместных решений в любой, даже в конфликтной ситуации.
  • Эмпатия поможет не только в реальной жизни, но и в искусстве: актеру вжиться в роль, режиссеру или писателю – донести до зрителя или читателя свою мысль, а зрителю или читателю – понять произведение искусства и мысль автора, обогатив тем самым свою духовную сущность и жизненный опыт.

Повышенный уровень

Людей с гипертрофированным уровнем эмпатии постоянно переполняет море чувств по отношению к другим. Они не умеют контролировать свою чувственную способность, она принимает болезненные формы. Эмпаты часто «рвут свое сердце» над чужими проблемами.

Быть таким человеком – удивительно, так как можно понять другого, как самого себя. Но это и огромная ответственность для собственного здоровья. Нужно учиться контролировать это чувство.

Вот несколько правил, которые помогут не тратить жизненную энергию попусту:

  • У каждого человека свой жизненный выбор. Если человек сам не желает себя спасать, то и эмпату не нужно думать об этом.
  • Эмпат не должен быть эмоциональным лекарем. Он должен принять чувства другого человека такими, какие они есть, а не пытаться постоянно вмешиваться, особенно, если его об этом не просит сам «болящий».
  • Что бы успокоиться и наладить душевную гармонию, полезно медитировать.
  • Не пытайтесь дружить со всеми. Если человек вызывает отрицательные эмоции или депрессивное состояние – нужно просто дистанцироваться от этого человека.

Эмпат обязательно должен полюбить себя таким, каков он есть, а не принимать на себя «вину за весь мир».

Знакома ли тебе толерантность? Читай статью.

Упражнения на развитие ↑

Пониженный уровень эмпатии, пожалуй, еще худшее явление, чем повышенный. Многие психологи констатируют, что эмпатия – врожденное свойство. Но специальный тренинг поможет более точно воспринимать собеседника и настраиваться с ним на одну эмоциональную волну.

Психологи дают рекомендации, которые помогут:

  • научиться понимать самого себя – эта первая ступень для адекватного восприятия других;
  • научиться управлять не только своими поступками, но также собственными мыслями и чувствами;
  • научится понимать чувства, а затем и мысли других людей.

Для этого психологи рекомендуют специальные упражнения в группе, где все участники копируют мимику, жесты и голос собеседника. Приводим несколько примеров таких упражнений.

Упражнение 1. Угадай чувство

Участникам раздаются задания, в которых указаны названия разных чувств. Каждый должен изобразить мимикой указанное чувство. Все остальные стараются угадать.

Упражнение 2. Зеркало и обезьяна

Участники делятся на пары, в которой один будет зеркалом, а другой – обезьяной. «Обезьяна» мимикой и пантомимой изображает все, что пожелает, а «зеркало» должно копировать все жесты.

Через 5 минут «обезьяна» и «зеркало» меняются ролями, затем наблюдатели оценивают, кто был лучшим в этой игре.

Участник получает по секрету задание разговаривать по телефону с воображаемым собеседником (начальником, сыном или женой). Весь разговор – пантомима, все остальные пытаются угадать, с кем «говорит» главный участник.

Упражнений разработано бесчисленное множество, Можно придумать и свои вариации. Главное – такие упражнения нельзя проводить в одиночку, нужны другие участники, которые служат чем-то наподобие «тренажера для развития эмпатии».

Эмпатия не только формирует достойного, приятного в общении индивида и гуманное общество, но и сказывается на вполне конкретных достижениях человека в его социальной и личной жизни.

Видео: Эмпатия и Симпатия

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Эмпатия в общении как сопереживание

Одним из важнейших компонентов правильного построения процесса общения является эмпатия как умение сопереживать чувствам собеседника (рис. 3.13).

1 Кодирует свои идеи и чувства в слова.

Чувства отделяются от содержания, от общения.

1Употребляет неточные слова, слова со скрытым смыслом.

1Использует мимику, жесты и др.

Отражая чувства, собеседник «Б» подсказывает собеседнику «А», насколько понимает его состояние

Положительность общения зависит от:

•чувств, эмоций, проявлений

ЧЕМ БОЛЬШЕ РАЗВИТА ЭМПАТИЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ УСПЕХА В ОБЩЕНИИ

•Способствует сближению общающихся.

•Делает поведение человека социально обусловленным.

IAI ИИ . присуща каждому, но развита неодинаково.

•Хорошо развита у женщин в связи с их социальной ролью

Рис. 3.13. Эмпатия в общении как сопереживание

Можно выделить несколько основных условий эмпатического общения.

1.Умение слышать партнера, отмечая, что сказано и как.

2.Наличие положительных установок к собеседнику.

3.Развитие внимания, памяти и особенностей воображения.

Приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет наши эмоции и переживания.

Развитие эмпатических способностей определяется:

¦условиями, в которых воспитывается человек;

¦числом содержательных коммуникативных связей человека в семье;

¦культурными традициями той среды, в которой вырос человек. Как развивается эмпатия в процессе взросления человека? В период

до 6 месяцев преобладает эмоциональное общение с матерью. Ребенок реагирует на эмоциональные проявления родителей, подражает им, имитирует их мимику, речевые звуки, не осознавая их значения.

К 3 годам ребенок отделяет себя от окружающей среды. У него формируется образ «Я», а также наблюдается ситуативно-речевое подражание. Ребенок начинает оценивать собственные поступки так, как это делали в отношении его взрослые: разговаривая сам с собой, он отчитывает или хвалит себя. Ребенок как бы использует социальные роли других, перенося свое «Я» на персонажи своего воображения.

В 5-7 лет у ребенка в сюжетно-ролевых играх обогащаются представления о жизни взрослых. Вместе со сверстниками дети отображают ситуации из жизни родителей, стараются в ней разобраться.

По мере развития мышления и речи децентрация собственного «Я» все чаще осуществляется «про себя», молча. Ребенок проигрывает роли в своем воображении, наделяя героев сопутствующими переживаниями. Материал для инсценировок берется:

¦из своего жизненного опыта;

¦из просмотренных кинофильмов;

¦из сказок, рассказов.

Период от 10 до 17 лет характеризуется тем, что постепенно, по мере приближения к юношескому возрасту, накапливается большой репертуар ролевых взаимоотношений, причем он тем шире, чем богаче социальный и эмоциональный опыт личности.

Эмпатические качества развиваются тем интенсивнее, богаче и разнообразнее, чем больше у подростка представлений о других людях, а познание других связано с познанием самого себя.

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию может оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, рукопожатия, походку собеседника.

Отражение чувств наиболее полезно в конфликтных ситуациях. Если мы сумеем показать человеку, что понимаем его чувства, наверняка «обвинительный накал» его речи спадет.

Отражение чувств помогает и говорящему — он лучше и полнее начинает осознавать свое собственное эмоциональное состояние, что является началом преодоления кризиса.

Правила отражения чувств.

1.При отражении чувств акцент делается не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника. Это различие не всегда легко уловить, но оно имеет принципиальное значение. Сравним две фразы: «Я чувствую себя обиженным» и «Я думаю, что я обижен».

2.Отражая чувства собеседника, мы должны показывать ему, что понимаем его состояние: «У меня такое ощущение, что вы чем-то расстроены». Желательно избегать категоричных формулировок типа: «Я уверен, что вы огорчены».

3.Следует учитывать и интенсивность чувств собеседника: «Вы немного расстроены!» (совершенно, очень и т. п.).

Понять чувства собеседника можно различными путями:

¦по выражению лица, жестам, интонации собеседника;

¦по его словам, отражающим чувства.

Иногда понять и промолчать ценнее, чем лезть к собеседнику в душу со своим «пониманием».

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию может оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, рукопожатия, походку собеседника.

Ситуация. Мама, встречая сына Сережу (7 лет) из школы, увидела, что его трясет от случившихся неприятностей. Мама сказала: «Прикрою окно, а то тебя всего знобит от холодного ветра». Как только окно было закрыто, дрожь прекратилась.

2 Что же произошло?

Решение. Эта ситуация показывает пример выражения эмпатии со стороны мамы. Кроме того, в этом случае ярко проявился такой психологический механизм, как создание «якоря» по типу условного рефлекса. Слова мамы связали его дрожь (вызванную испытанными неприятностями) с холодным воздухом из окна и сформировали так называемый «якорь». И как только окно закрылось, как только «причина» была ликвидирована — дрожь тут же пропала, хотя объективно от этого существенных изменений температуры воздуха и т. п. не произошло. «Якорь», подменив истинную причину дрожи другой, сумел «обмануть» организм сына. После этого мама смогла спокойно общаться с сыном, выясняя причины неприятностей.

Ситуация. Дети мгновенно улавливают наше дурное настроение. Беспокоясь за родителей, они часто винят в плохом настроении взрослых именно себя.

2 Как предпочтительнее поступать в данной ситуации?

Решение. Искренние слова о переживаемых нами чувствах помогут ребенку перестать чрезмерно беспокоиться, ощутить уверенность: «Раз у родителей могут быть мрачные мысли, значит, это нормально, что и у меня они время от времени появляются». Но ребенку не нужны подробности, иначе возможен риск сформировать у него тревогу, страх и склонность к депрессии.

Даже испытывая упадок духа, родители способны передавать детям оптимизм — не столько в отношении своего, сколько их будущего.

Ситуация. Дима в семье единственный ребенок. Он с удовольствием слушает мать, которая часто говорит ему о своей материнской любви и о том, какой он хороший. В такие минуты у него возникает мысль: «Она — мать и хочет мне добра». Но когда Дима смотрит на маму, то отчетливо видит холодные, отстраненные глаза, и ее голос тогда кажется ему суровым, и мальчик чувствует какую-то тревогу.

^ Как влияет на личность ребенка такое противоречивое поведение матери?

Решение. У Димы возник внутриличностный конфликт как результат противоречия между позитивным содержанием, которое он слышит из уст матери, и тем, что он видит безрадостное выражение лица матери.

Противоречия и несовпадение сказанного и демонстрируемого ребенок чувствует и при наблюдении за действиями и поступками матери. Противоречивость ее поведения может выражаться и в том, что она иногда бывает спокойной и любящей, все понимает и все прощает, а в другой раз — нервной, отчужденной, ничего не хочет понимать и прощать.

Диму такое поведение матери пугает. Не понимая причин, он винит себя: «Я что-то не так сделал, и мама перестала меня любить».

Неоднозначное отношение матери к ребенку значительно тормозит его личностное развитие. Это влияет и на формирование внутреннего образа «я», а также на отношение к самому себе. Ребенок не знает, как себя оценивать: «Хороший я или плохой?», «Умный или глупый?», «Сильный или слабый?».

При излишнем беспокойстве попробуйте немного «отойти» от своих ощущений и проявить в отношении

кого-либо эмпатию. Поставьте себя на место другого человека, подумайте, о чем он думает, что переживает. Такое изменение угла зрения помогает изменить стратегию отношений.

Родители должны передавать детям положительный настрой, даже если им самим не всегда хватает присутствия духа.

Задание (на различение интонирования речи). Подготовьте фонограмму с записями одних и тех же фраз с различными интонациями, выражающими неуверенность, растерянность, агрессивность, возмущение и др.

Задание (на понимание эмоционального содержания печатного текста). Приготовьте лист бумаги, разделенный на две части.

Слева нужно написать какой-либо текст, отражающий процесс общения, справа — названия выраженных в нем чувств.

Задание (на понимание эмоциональной стороны устной речи). Понаблюдайте со стороны за общающимися и попытайтесь определить эмоциональную окраску высказываний участников диалога.

Ситуация. Оценивая действия ребенка, можно ему сказать: «Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо» или: «Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это лучше».

^ Какое из данных высказываний нужно предпочесть?

В чем различие их психологического смысла?

Решение. Обращение первого типа обеспечивает психологическую поддержку, тогда как второе выражает разочарование. Для нормального развития ребенок часто нуждается в психологической поддержке. Чтобы ее оказать, нужно:

¦опираться на сильные стороны характера, психики ребенка;

¦помогать ему разделять большие задания на мелкие, с которыми он может справиться;

¦создавать ситуации гарантированного успеха;

¦проявлять веру в ребенка;

¦показывать удовлетворенность ребенком;

Поддерживать ребенка психологически можно:

¦словами, например: «красиво», «аккуратно», «продолжай» и т. п.;

¦высказываниями типа: «Мне нравится, как ты работаешь»;

¦прикосновениями к плечу, руке, легким объятием и т. п.;

¦выражением лица, улыбкой, кивком и т. п.

При общении с ребенком придерживайтесь некоторых правил, применяя эмпатическое слушание.

1.Проявите полную заинтересованность в его проблемах. Подчеркивайте эту заинтересованность мимикой, жестами, восклицаниями и т. п. Не пользуйтесь предвзятыми оценками, данными ребенку чужими людьми.

2.Свое расположение к нему подчеркните улыбкой.

3.Слушая ребенка, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте все свое внимание на нем.

4.Дайте ребенку высказаться. Не торопите, дайте ему время высказаться свободно.

5.Не подчеркивайте всем своим видом, что ребенка трудно слушать.

6.Не давайте советов и оценок без его просьбы.

7.Ищите истинный смысл слов ребенка. Помните, что сказанное слово дополняется оттенками, проявляющимися в изменении тональности и окраски голоса, мимике, жестах, движениях, наклонах головы и тела.

8.Покажите ребенку, что тот услышан и смысл сказанного понят.

Упражнения на развитие эмпатии.

1.Спросите о том:

•что необходимо для жизни яблони (земля, вода, пчелы, чтобы опылять цветы, и т. д.);

•что необходимо в жизни человеку (друзья, которые способны его понимать, и др.).

2.Дайте представить ребенку, что он какое-то животное, например собачка. Предложите ему сочинить рассказ от имени собачки. При этом в помощь ребенку предложите такие вопросы.

•Есть ли у собачки какой-либо домик?

•Всегда ли у нее есть еда?

•Зачем собачке нужен человек, у которого она живет?

•Зачем людям нужна собачка?

Пусть ребенок подумает о том, как собачка общается с человеком, который о ней заботится.

•Как она приглашает поиграть?

•Как дает себя погладить?

•Как показывает, что она хороший друг?

Поговорите с ребенком о том, почему люди нуждаются в домашних животных, а те — в нас. Задайте следующие вопросы.

•Испытывают ли животные чувства?

•Почему люди ответственны за животных?

•Что дают животные человеку?

3.Поговорите о семье ребенка, в чем нуждается каждый из ее членов.

•Что нужно папе (работа, мама, бабушка, сын и т. д.)?

•Что нужно маме (работа, папа, сын, бабушка и т. д.)?

•В чем нуждается сын (в пище, в заботе мамы, папы, бабушки, в учебе и т. д.)?

4.Перебрасываясь мячиком, попросите ребенка произносить добрые слова, которые поднимают людям настроение и помогают в беде.

Психологической основой гуманных отношений является эмоциональная эмпатия, которая представляет собой сочетание переживания, сочувствия и импульса к действию.

Эмпатия в психологии: понятие и примеры

Мы с благодарностью относимся к тем людям, которые в трудное время нашли нужные слова и находились рядом. Но, к сожалению, это могут делать не все знакомые и друзья. Иногда абсолютно чужой человек выражает понимание и участие в проблеме. Чем такое поведение обосновано?

Эмпатия в психологии - значение понятия

Нам часто приходится встречаться с этим понятием. О чем мы думаем, когда в новостях слышим или читаем такое слово?

Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека. Оно еще означает умение субъекта воспринимать все переживания и страхи другого человека, при этом понимать, что они к тебе не относятся.

Это необходимое качество для специалистов, чьей профессией является работа с людьми. Значение этого термина может быть различным в зависимости от контекста. Например, в медицине этим словом называется процесс понимания больного (в психологии - эмпатия слушания). Доктор во время приема пациента внимательно его слушает, явно показывая, что понимает, о чём говорит пациент. Цель такого поведения - показать пациенту, что его поддерживают, и поощрить на откровенный диалог, тем самым позволяя врачу наиболее точно определить диагноз.

Способность к сопереживанию для психологов, врачей, учителей считается нормой. Но и люди других профессий могут обладать этим качеством, ведь поддержка необходима не только в профессиональной плоскости, но и межличностной. Уровень развития такого качества, как эмпатия, в психологии определяется большим количеством различных методик.

Какие виды этого эмоционального состояния бывают?

Существует несколько видов эмпатии:

  1. Эмоциональная - основана на механизмах психологической защиты, проекции и подражании. Человек воспринимает боль и переживания другого, как свои, повторяя за ним все действия, эмоции и некоторые слова.
  2. Когнитивная - субъект сравнивает или анализирует ситуацию, ставит себя на место страдающего человека.
  3. Предикативная эмпатия в психологии - это способность одного человека угадывать реакции другого в определенных обстоятельствах. Имея ее, можно предотвратить ссору, конфликт или опасные ситуации.

К особым формам эмпатии относят сочувствие и сопереживание.

Уровни развития этого состояния

Эмпатия в психологии не просто понятие, но и состояние, которое может развиваться и совершенствоваться. Существует 3 уровня развития этого качества.

Первый: человек способен различать тон голоса говорящего, понимать его настроение и эмоции.

Второй: требует некоторых навыков для того, чтобы уметь "читать" жесты и мимику говорящего.

Третий: человек настолько эмпатийный, что может управлять эмоциями другого. Такие люди могут с легкостью выводить других из шокового состояния, власти негативных эмоций.

Как эмпатия связана с психотерапией?

Карл Роджерс этому понятию отводит ключевую роль. В своих работах он отмечает, что эмпатия - это основная установка терапевта во врачебных отношениях и главное условие в изменении личности самого клиента.

Эмпатия в психологии, определение ее заключается в следующем: она являет собой сложный процесс, который подразумевает принятие роли и понимание переживаний и установок другого человека. Но надо понимать, что это не просто соотношение и принятие чувств другого человека, но и взгляд со стороны, то есть способность вовремя абстрагироваться.

Психология помощи: альтруизм, эгоизм, эмпатия

В науке, изучающей особенности человеческой души, есть даже книга с таким названием. Действительно, все три качества личности взаимосвязаны между собой. Понятие "эмпатия" в психологии является антонимом эгоизму, а также основанием к альтруизму.

Альтруизм подразумевает под собой безвозмездную помощь каждому человеку, которому она нужна.

Эгоизм - это качество личности, при котором собственные интересы ставятся на первый план.

Но есть определенные ситуации, при которых альтруизм и эмпатия могут быть неискренними, например, оказание помощи как попытка замаскировать свой эгоизм. Совершая альтруистические поступки, мы растём в собственных глазах. Яркий пример этому - утверждения доноров: "Донорство помогает нам уважать себя, повышает собственную значимость в наших глазах".

Но у альтруизма есть и слабая сторона. Если мы спросим девушку, которая работает волонтёром, почему она этим занимается, то вполне логично услышать ответ: "Чтобы получить внутреннее вознаграждение". Таким образом, девушка удовлетворяет собственные личные интересы. Наше желание помочь другим может быть продиктовано личными потребностями заслужить поощрение или избежать наказания — это признаки эгоизма.

Проведя многие исследования на тему альтруизма, исследователи пришли к выводу: в некоторых случаях люди способны действовать исходя не из личных интересов, а из желания помочь другому человеку, не требуя ничего взамен. Существует также мнение, что альтруизм, побуждаемый эмпатией, - это часть человеческой природы. Поэтому на вопрос: "Эмпатия в психологии - что это такое?" - можно смело сказать, что это качество личности, помогающее человеку стать благородным, мудрым и альтруистичным.

Как проявляется эмпатия в жизни. Примеры

Примеры эмпатии в психологии, в обычной жизни встречаются часто. Особенно это качество проявляется между близкими людьми, а также в отношениях с детьми.

Все мы с детства помним фразу: "Поставь себя на место того или иного человека". Этим самым наши близкие старались побудить нас взять на себя ношу другого, прочувствовав то, что он переживает. Ярким примером является игра актёров. Каждый актёр перед выступлением просто обязан "войти" в образ персонажа. Также и зритель может прочувствовать характер героя, за которым наблюдает.

Эмпатия в психологии как чувственная характеристика была у человека с самого начала. Умение решать вопросы, сотрудничать и найти свое место в обществе было самой важной необходимостью для выживания. Проявление эмпатии можно заметить на самых ранних этапах развития человека. Младенец может расплакаться, если слышит плач другого малыша. Это один из видов эмпатийного поведения.

Приведем несколько примеров. Один из студентов не сдал экзамен, в то время, когда вся группа сдала на "отлично". Все сокурсники сопереживают и пытаются подбодрить студента, который не успел подготовиться. Родственники, которые пришли на похороны, также сопереживают вместе с вдовой.

Польза от эмпатии в межличностном общении

Эмпатия в психологии общения — довольно эффективный инструмент коммуникации между людьми. Нужно всего лишь научиться правильно применять этот инструмент в повседневной жизни. Некоторым очень хорошо помогает интуиция, кому-то приходится ставить себя на место другого человека.

Очень распространено эмпатийное поведение среди женщин. Они привыкли к эмоциональности, выслушиванию рассказов и помощи. Поэтому эмпатия в их случае - очень хороший инструмент для достижения целей. У мужчин это происходит иначе. Они не привыкли показывать свои эмоции, поэтому для них данный процесс проявляется не так эмоционально.

С помощью сопереживания и сочувствия вы сможете добиться хорошего расположения, стать ближе для другого человека. Это вам позволит быть более чувственным и понимать эмоциональное состояние других людей. Люди привыкли доверять тем, кто понимает их, кто внимательно слушает и показывает интерес к происходящему.

Развитие эмпатии

Развить в себе способности эмпатии не так уж и сложно. Необходимо только желание и время для специальных тренингов. Эти упражнения желательно проводить в группе людей. Такой группой может служить ваша семья, коллеги или друзья.

  1. Упражнение "Угадай-ка". Каждому участнику даётся листик, на котором написано любое чувство или эмоция. Задача участников - изобразить написанное слово, а остальные должны угадать его.
  2. "Зеркало и обезьянка". Все участники делятся на пары. У каждого есть роль: один — зеркало, второй — обезьяна. Задача "Обезьяны" показывать различные жесты и мимику. Задача "Зеркала" все это повторить. Через пять минут участники меняются ролями, и все происходит повторно.
  3. "Телефон". Участнику даётся задание говорить по телефону с воображаемой женой, подругой или директором компании. При разговоре не произносится ни единого звука, его заменяет пантомима. Задача других участников угадать, с кем разговаривает участник.

Здесь представлено малое количество упражнений. На самом деле их существует гораздо больше. Лучше всего прорабатывать их в тренинговой группе.

Какой он - эмпатийный человек?

Люди с высоким уровнем эмпатии добры, сострадательны, общительны. У них нет привычки винить других за какие-либо неприятные события в их жизни. Они не требуют жестоких наказаний.

Лица, имеющие низкий уровень эмпатии, недоброжелательны, агрессивны и достаточно замкнуты.

Также есть люди с гипертрофированным уровнем эмпатии. Им не удаётся контролировать своё состояние безграничной любви или ненависти, и зачастую оно принимает болезненную форму.

Часто бывает, что такие люди очень сильно переживают за тех, у которых есть какие-то проблемы. Это наносит огромный ущерб их здоровью, в особенности сердечно-сосудистой системе. Поэтому таким людям следует научиться контролировать свои переживания, чтобы в дальнейшем не было осложнений.

Быть эмпатийным человеком - это огромный дар. Некоторым действительно стоило бы поучиться сочувствию и сопереживанию. Возможно, если бы каждый человек мог принимать и понимать боль другого, на нашей земле было бы меньше бед и войн.

ЭМПАТИЯ В ОБЩЕНИИ

Эмпатия — сопереживание — умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание—это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению: в педагогике, искусстве, медицине, управлении. Это качество нашей психики присуще каждому, но развито не у всех одинаково.

Прекрасная половина человечества наиболее эмпатийна. Их представители превосходят мужчин в своей склонности к сопереживанию. Женщины более заботливы и внимательны к своим воспитанникам и пациентам, более осведомлены о жизни своих подчиненных, более восприимчивы к чужим идеям, нежели мужчины. Высокие эмпатийные тенденции объясняются спецификой их социальной роли. Они придают особое значение воспитательным отношениям. Мужчины же стремятся активно совершенствовать свое окружение, контролировать свои чувства.

Проявление эмпатии в общении — это общая установка на понимание не столько формальной стороны сказанного, сколько вчувствование в скрытый смысл его, в состояние партнера, отражаемое всеми невербальными средствами: интонацией, позой, жестами. Не всегда говорящий может подобрать нужные слова, но тон, которым он говорит, означает нечто большее, чем он смог сказать общеупотребительным языком. Иногда из-за принятых в обществе условностей люди начинают изложение мысли с некоторого отступления, из которого не сразу видно их намерение. Они как бы зашифровывают свои идеи и чувства в общепринятые слова. Поэтому часто не удается выразить мысль так, чтобы слушающий ее правильно понял. Раскодированию услышанного способствует эмпатическое слушание.

Различие между чувствами и содержанием общения не всегда легко уловить. Но если оно принято и понято партнером, говорящий испытывает невысказанную благодарность и полнее сознает свое эмоциональное состояние. Понимание и адекватный ответ на эмоциональные проявления важны потому, что в общении люди, по существу, обмениваются тем, что имеет лично для них существенное значение. Отражая чувства собеседника, мы подсказываем ему, насколько понимаем его состояние. Продуктивность общения зависит в таких случаях не только от фактической информации, но и от установок, чувств, эмоциональных проявлений.

Наибольший успех в общении имеют люди с развитой эмпатией. Это качество профессионально значимо для педагога. Как заметил выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский [38], «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего — с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях». И там же с глубокой проникновенностью добавил: «Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе; ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков».

Предлагаем проверить имеющиеся у Вас эмпатийные тенденции с помощью разработанного нами теста. Для этого, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывайте своим ответам следующие числа: если ответили «не знаю» — 0, ответу «нет, никогда» припишите 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4, и ответу «да, всегда» — 5. Отвечать нужно на все пункты.

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и .неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы не без причин.,

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои; глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы н чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему мои некоторые «одноклассники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать н уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой Вы отвечали. Не ответили ли Вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 1, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то Вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям Вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти — можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9,, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Если Вы набрали от 82 до 90 баллов — это очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В общении как барометр тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушивая на Вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; на только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия Вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.

От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допус­кать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели а одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов—нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», но в то же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять большее, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств и это мешает Вашему полноценному восприятию людей.

12—36 баллов — низкий уровень эмпатийностя. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют Вас своим вниманием. Но это исправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее — очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

Эмпатийные качества человека развиваются тем интенсивнее, чем богаче и разнообразнее его представления о других, чем изобретательнее он пользуется ими. Понимание других обязательно связано с пониманием самого себя. Стараясь познать себя, мотивы своих поступков и потребности, человек прибегает к аналогиям. Действует своего рода принцип идентификации. Его сущность в следующем.

Непосредственно наблюдая собственные действия и связанные с ними состояния, переживания, человек истолковывает свое поведение, оценивает его и придает ему определенное значение. На основе этого формируется образ «Я». В общении, обнаруживая схожие внешние проявления действий окружающих, человек пытается по аналогии со своими состояниями судить о внутреннем состоянии и чувствах других. Происходит приписывание (атрибуция) собственных пережитых состояний партнеру по общению. Этим, отчасти, объясняется наделение домашних животных теми человеческими качествами, которые им вовсе не присущи.

Если бы механизм эмпатии действовал так упрощенно, человек никогда не смог бы понять других, коль скоро сам раньше не испытывал ничего подобного. Кроме того, одни н те же поступки разных людей вызывают у них разные переживания и самые разные эмоциональные проявления этих пере/киваний. А отсюда непосредственное использование личного эмоционального опыта для объяснения поведения других лиц нередко приводит к ложному толкованию их состояний, порождает атрибутивные ошибки в интерпретации межличностного взаимодействия. Особенно выпукло это выступает в общении представителей разных культур.

И. Атватер приводит в своей книге случай с пятнадцатилетней пуэрто-риканской девочкой, которую застали в группе курящих подруг. Большинство курильщиц отличались недисциплинированностью, но за Ливией — так звали героиню этой истории — не наблюдалось нарушений школьного порядка. Тем не менее директор школы, поговорив с Ливией, решил наказать ее. Директор ссылался на ее подозрительное поведение, выразившееся в том, что она не смотрела ему в глаза: он принял это за выражение виновности. Этот инцидент вызвал протест матери. К счастью, школьный учитель испанского языка объяснил директору, что в Пуэрто-Рико вежливая девочка никогда не смотрит взрослым прямо в глаза, что является знаком уважения и послушания. Этот случай показывает, как можно ошибиться в мотивах поступков других людей, опираясь лишь на личный опыт.

Вчувствование во внутренний мир другого протекает намного сложнее. Эмпатийные тенденции имеются у каждого человека, но их развитие определяется условиями, в которых воспитывается человек. Специально изучая этот вопрос, мы установили [46], что обостренное сопереживание зависит от социально-демографических факторов воспитания: от числа содержательных коммуникативных связей человека в семье и от культурных традиций того региона, в котором вырос человек. Детство, проведенное в многодетной семье, не гарантирует формирования способности к сопереживанию. Необходимо, чтобы в контактах детей между собой взрослые воспитывали эмоциональную культуру. Вот почему наиболее эмпатийны дети, посещавшие детские сады с хорошо поставленным воспитательным процессом, или дети, выросшие в семье с культурным наследием. Точно так же региональная культура, воспитывающая эмоциональный отклик на потребности окружающих, выступает как общий фон, на котором развивается эмпатийность личности.

Как же формируется эмпатия у человека? В младенчестве ребенок не отличает себя от других. Эмоциональное общение с матерью в этом возрасте — его основной вид деятельности. Младенцы, лишенные контактов со взрослыми, резко отстают в своем развитии. В общении они реагируют на эмоциональные проявления родителей. Благодаря существующему механизму подражания они имитируют мимику, речевые звуки, не осознавая их значении.

Со временем количество и разнообразие копируемых ребенком действий и слов взрослых увеличивается. Наступает период, когда он выделяет себя из окружения и начинает смотреть на себя со стороны как на самостоятельную единицу общества. Формируется образ «Я». Буквальная имитация действий взрослых уступает место ситуативно-ролевому подражанию. Ребенок все чаще адресует поступки самому себе так, как это делали в отношении его взрослые: разговаривая с собой, отчитывает себя, запугивает или хвалит себя словами родителей. Он как бы исполняет социальные роли других, перенося свое "Я" в персонажи своего воображения и одновременно пытаясь понять их.

Представления о жизни взрослых обогащаются в сюжетно-ролевых играх, когда сообща со сверстниками изображают ситуации из этой жизни, стараются сами в ней разобраться. По мере развития мышления и речи такая децентрация собственного «Я» все чаще осуществляется про себя, молча. Ребенок проигрывает роли в своем воображении, наделяя героев сопутствующими переживаниями. Материал для инсценировок он черпает из своего жизненного опыта, из просмотренных фильмов и спектаклей, из рассказанных ему историй и сказок.

К юношескому возрасту каждый человек располагает собственным репертуаром ролей, ситуаций и возможных позиции потенциальных участников межличного взаимодействия. Репертуар ролей тем шире, чем богаче социальный и эмоциональный опыт личности. Склонность к сопереживанию развивается в соответствии с набором социальных ролей, известных индивиду. Все представления в возможных формах поведения, мыслях и чувствах других актуализируются при столкновении со схожими ситуациями и тогда из них как бы выбираются те, которые субъективно кажутся подходящими для данного партнера по общению. Логично допустить, что у двух разных людей не могут быть одинаковые репертуары, поэтому в сходных ситуациях эмоциональный отклик на партнера у этих лиц будет различным.

Характер общения матери с ребенком, педагога с учащимся, руководителя с подчиненным вызывает ответную эмоциональную реакцию, которая становится устойчивой при многократном повторении. Но это — не проявление типичных свойств личности, а отклик на стиль поведения: капризность ребенка — ответ на излишнюю уступчивость матери, грубость ученика — на бестактность педагога, неисполнительность подчиненного — реакция на низкую требовательность и бесконтрольность. Стиль общения непосредственно связан с эмоциональным вчувствованием в партнера.

Представители коммуникативных профессий (продавцы, врачи, педагоги, руководители разных рангов, администраторы), отличающиеся низкой эмпатией, классифицируют встречающихся им людей по шаблонным типам, дают им стереотипные оценки. Их восприятие отличается узостью и бедностью, не исчерпывающим все многообразие встречающихся типов личностей. А вот педагоги-мастера, как выяснила психолог С. В. Кондратьев, выделяют до двадцати типов неуспевающих учеников по разным личностным качествам, в то время как заурядные педагоги делят всех отстающих только на лентяев и тупиц.

Эмпатийность личности определяет не только ее ориентированность в социальной среде, но и многообразие способов воздействия на людей. Учителя с развитой эмпатией в своей работе с учащимися используют до 43 различных приемов воспитательного воздействия, а остальные только 17—19. У специалистов по общению репертуар приемов, к которым они прибегают во взаимодействии с другими, намного богаче, чем у неспециалистов. Например, в промышленности грубые начальники используют выговор подчиненным в разной форме в шесть раз чаще, чем успешные руководители, угроза по частоте применения к подчиненным стоит у них на седьмом месте, а у успешных — только на тринадцатом. Нотаций хорошие руководители вовсе не читают, плохие же ими злоупотребляют постоянно.

Наблюдения и эксперименты показывают, что развитость эмпатии зависит не столько от широты круга взаимодействия человека с другими людьми, сколько от субъективной значимости этих лиц для личности. Другими словами, зависит от числа лиц, которые ему по-настоящему дороги. У одних этот круг ограничивается семьей, у других он расширен до друзей детства, у третьих включает товарищей по работе, службе, увлечениям. Ограниченность круга лиц, которым склонен сопереживать человек, не просто блокирует эмоциональную чувствительность. В отдельных случаях она может перерастать в жестокость.

Американские психологи поставили опыт. За стеклянной перегородкой в кресле сидел человек, который в условиях дефицита времени должен был выполнять определенное задание. К его телу были прикреплены электроды, через которые он мог получать болевые воздействия электротоком. По другую сторону прозрачного экрана по очереди усаживались испытуемые. Им рекомендовалось побуждать человека за стеклом быстрее выполнять задание, вызывая у него болевые ощущения разной силы нажатием на соответствующие кнопки. В этом опыте очень многие испытуемые хотя и видели, что человек за стеклом корчится от боли, все же не прекращали нажимать на кнопки. Этот эксперимент наглядно показывает, к чему приводят упущения в воспитании эмоциональной сферы человека. Неумение чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горести как свои в крайних формах рождает бесчеловечность в отношениях. В обычных условиях она приводит ко всевозможным казусам.

Главный герой киноленты В. Шукшина «Печки-лавочки» -- в общем неглупый от природы алтайский мужик — проживший всю свою жизнь в деревне, в условиях ограниченного круга общения, отправляется впервые с женой на черноморский курорт. Не имея опыта взаимодействия с посторонними людьми, не обладая развитой эмпатией, центрированный на своих потребностях человек, он сразу же в поезде попадает в неуклюжее положение: из-за пустяков успевает поссориться с соседом по купе, оказывается обманутым вагонным вором и сам чуть не становится соучастником кражи, а прибыв на курорт, пытается дать взятку врачу здравницы. Его самобытные безыскусные поступки столь непривычны для окружающих, что вызывают смех кинозрителей. События на экране развиваются в жанре гротеска. В реальной жизни неприспособленность человека к эмпатийному общению может привести к серьезным конфликтам во взаимоотношениях.

Из каких компонентов складывается эмпатийное общение? Во-первых, это умение слышать партнера. Именно слышать, а не просто слушать, отмечая не только то, что сказано, но и то, как это сказано. Во-вторых, положительная установка на собеседника. И в-третьих, это развитое внимание, память и особенно воображение.