Эффекты социальной перцепции

Социальная перцепция

Существует такое понятие, как социальная перцепция, что в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие». Применительно к психологии общества рассматривается то, как человек видит ситуацию, какие делает выводы.

Оглавление:

И самое главное, отмечают психологи, каких поступков следует ожидать от того или иного индивидуума, принадлежавшего к определенной группе единомышленников.

Для социальной перцепции характерны следующие функции:

  • Самопознание;
  • Познание собеседника, партнера;
  • Налаживание контактов в коллективе в процессе совместной деятельности;
  • Установление позитивного микроклимата.

Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития, но принадлежавшими к одному обществу, коллективу. Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации.

Существует два аспекта социальной перцепции в изучении процессов психологической совместимости. Это следующие вопросы:

  • Исследование социальных и психологических особенностей отдельного субъекта и объекта восприятия;
  • Анализ механизма межличностного общения.

С целью обеспечения познания и понимания другого человека, а также самого себя в процессе общения, существуют специальные механизмы социальной перцепции, позволяющие делать прогнозы в отношении поступков партнеров по общению.

Механизмы социальной перцепции

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями и заключаются в следующих понятиях:

Метод идентификации заключается в том, что психолог пытается поставить себя на место собеседника. Чтобы познать человека, необходимо усвоить его шкалу ценностей, нормы поведения, привычки и вкусовые пристрастия. Согласно этому методу социальной перцепции, человек ведёт себя таким образом, каким, по его мнению, мог бы повести себя собеседник.

Эмпатия – сопереживание другому лицу. Копирование эмоционального настроя собеседника. Только отыскав эмоциональный отклик, можно составить правильное представление о том, что творится на душе у собеседника.

Аттракция (привлечение) в понятии социальной перцепции рассматривается как специальная форма познания партнера при сформированном устойчивом чувстве к нему. Такое понимание может иметь форму дружбы или любви.

Рефлексия – осознание себя в глазах собеседника. При проведении беседы человек как бы видит себя со стороны партнера. Что о нем думает другой человек и какими качествами наделяет его. Познание себя в понятии социальной перцепции невозможно без открытости к другим людям.

Каузальная атрибуция от слов «кауза» – причина и «атрибут» – ярлык. Человека наделяют качествами, сообразно его поступкам. Социальная перцепция определяет следующие типы каузальной атрибуции:

  • Личностная – когда причина исходит от самого человека, совершившего тот или иной поступок;
  • Объектная – если причиной поступка послужил объект (субъект), на которого было направлено то или иное действие;
  • Обстоятельственная – условия, при которых был совершен тот или иной акт.

В процессе исследований, согласно социальной перцепции, было выявлены закономерности, которые влияют на формирование каузальной атрибуции. Как правило, человек приписывает успех только себе, а неудачу – окружающим, либо обстоятельствам, которые сложились, увы, не в его пользу. При определении тяжести действия, направленного против человека, потерпевший игнорирует объектную и обстоятельную каузальную атрибуцию, принимая во внимание только личностную составляющую. Немаловажную роль при восприятии играет установка человека, либо сведения, относительно воспринимаемого субъекта. Это было доказано экспериментом Бодалева, который показывал фотографию одного и того же человека двум разным социальным группам. Одни сказали, что перед ними отъявленный преступник, другие определили его как величайшего ученого.

Социальный стереотип – это восприятие какого-либо собеседника, основанное на базе личного жизненного опыта. Если человек принадлежит к какой-либо социальной группе, его воспринимают как часть некоего сообщества, со всеми его качествами. Клерка воспринимают иначе, чем сантехника. Социальная перцепция разделяет следующие виды стереотипов:

При общении людей из разных социальных групп могут возникнуть противоречия, которые сглаживаются при решении общих задач.

Эффекты социальной перцепции

На основе стереотипов формируется межличностное восприятие, в котором определяют следующие эффекты:

Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве. Оценка человека основывается на информации, полученной ранее.

Эффект новизны начинает действовать в том случае, когда появляется совершенно новая информация, которая считается самой важной.

Эффект ореола проявляется в преувеличении положительных или, наоборот, отрицательных качеств партнера. При этом не учитываются никакие иные аргументы и способности. Одним словом, «мастер, он во всём мастер».

Педагогическая социальная перцепция

Восприятие учителя воспитанниками определяется взаимоотношениями в рамках образовательного процесса. Каждому педагогу важно то мнение, которое формирует его личность в глазах учащихся. Так педагогическая социальная перцепция определяет статус учителя, образ его жизни. Все это влияет на создание авторитета, либо отсутствие его, что неизбежно сказывается на качестве образования.

Способность найти общий язык с изначально социально неравными людьми, не теряя при этом чувства разумной дистанции, свидетельствует о педагогическом таланте учителя.

Перцепция – суть субъективизма в познании мира

Функция психики, позволяющая познавать мир и вырабатывающая его индивидуальное восприятие, это перцепция – суть субъективизма в познании мира.

Надо отметить ключевую роль функции мировосприятия, в результате которой поступающие через органы чувств сигналы воспринимаются ими и трансформируются, в итоге преобразуется в формируемый психикой неделимый образ.

Социальная перцепция

Лишь взаимопонимание между участниками процесса может способствовать пробуждению и последующему развитию в его рамках коммуникативного между ними взаимодействия. Способность понимать и отражать ощущения и свойства друг друга и окружающих, а через них – собственную личность, в значительной степени влияет на процесс взаимного общения, на складывающиеся отношения, а также на способы реализации совместных проектов. Следовательно, общение должно выражаться во взаимном постижении его субъектов друг другом. Подобную составляющую и принято называть перцептивным аспектом общения.

Одним из наиболее важных феноменов социальной психологии выступает социальная перцепция. В психологии перцепция – это зарождающееся в процессе связанных манипуляций индивидуумов действие, подразумевающее объединенное восприятие и оценку этими индивидами существующих социальных объектов.

Под понятием перцепции объединяются:

  • персональный процесс мировосприятия отслеживаемых манипуляций;
  • интерпретация осознаваемых причин действий и предвидимые результаты;
  • формирование стратегии личностных поступков;
  • ємоциональное оценивание.

Межличностную перцепцию предваряет подчиненность эмоциональным реакциям, персональным воззрениям и ориентациям, пристрастиям и личной предубежденности. Суть межличностных отношений существенно отличается от сути отношений общественных. Межличностные всегда имеют эмоциональную окраску, именно поэтому их следует рассматривать как базис психологического комфорта в коллективе.

Известными и выделяемыми механизмами социальной перцепции являются: эмпатия, идентификация и аттракция. В определенном смысле перцепция подпадает под понятие интерпретирования, при этом трактовки обособленного лица или совокупности лиц всегда обнаруживают зависимость от полученного ранее опыта персоны воспринимающей, от ее системы ценностей, а также от рефлексии (реакции) объекта оценки (созерцания) в рассматриваемый момент времени.

Различают определяющие функции перцепции: постижение самого себя, партнера по общению, постановка деятельности в коллективе с ориентацией на необходимые эмоциональные установки. Выделение функций перцепции необходимо для осознания сути восприятия, ведь в ходе коммуникаций требуется взаимопонимание для качественного восприятия обмениваемой информации.

Взаимопонимание лежит в основе социального восприятия, в связи с этим различаются несколько его уровней. На первом – совпадают индивидуальные смыслы и социальные значения, в качестве примера – взаимодействие на уровне профессиональном.

На втором – совпадают не только смысловые системы, однако наступает еще и удовлетворенность общающихся субъектов возникающими у них при общении эмоциями.

Наконец на третьем – индивиды столь направленно доверяют один другому, что способствует их взаимной максимальной открытости. В данном случае перестают существовать какие-либо секреты, затрагивающие интересы партнера.

Социальная перцепция – механизмы

Вступающие в коммуникации индивидуумы воспринимают партнера по общению как личность, при этом также осознавая себя личностью. Если говорить об общении, как о перцепции, то в этом случае предполагается существование межличностной оценки с восприятием.

Ниже отдельно обозначим ключевые механизмы социальной перцепции, определяющие понимание и взаимное оценивание друг друга партнерами по коммуникативному общению.

Каузальная атрибуция (КА) – под ней понимается присутствие подразумеваемых причин действий партнера, в итоге индивид может приписывать ему разнообразные причины поведения, исходя из собственного опыта. КА основана на принципе аналогий и находится в зависимости от личностных самоощущений оценивающего действия партнера индивида.

Идентификация – речь в данном случае идет о сопоставлении себя с партнером по коммуникациям. В процессе идентификации становятся понятными ценности партнера, его жизненные и иные ориентиры, привычки и желания.

Общение – охватывает вопросы, связанные с пониманием партнера одним другого, в частности, особенности взаимно понятных «шифровок».

Эмпатия – в данном случае речь идет об эмоциональном сопереживании, когда используя систему сигналов, партнеры учатся правильно интерпретировать внутреннее состояние друг друга.

Аттракция – выражается как некая особая форма постижения объекта коммуникации с выработкой в его направлении стойких позитивных чувств. То есть в данном случае речь идет о привязанности, приятельских или даже более глубоко-интимных отношений.

Наконец, социальная рефлексия – в данном случае подразумевается осознание личностью собственных персональных качеств и их проявлений вовне, как они воспринимаются обществом.

Все механизмы, о которых говорили выше, оказывают управляющее воздействие на перцепцию межличностную.

Эффекты социальной перцепции

Среди эффектов социальной перцепции наблюдается ряд характерных признаков, затрудняющих природное восприятие взаимодействующих партнеров одного другим. Выделяется пять подобных эффектов.

Межличностная перцепция опирается на взаимную оценку участников коммуникации, однако в процессе притирки между партнерами формируется прекращение возникновения отклонений в их взаимных оценочных суждениях. Эффект этот называется эффектом ореола. Иными словами, что бы ни делал один из участников партнерства, второй не изменит о нем сложившихся на определенный момент суждение вне зависимости от накопляемого нового опыта общения.

Эффект социальной перцепции вполне наблюдаем в случае, когда об индивиде складывается некое первое впечатление. При благоприятном первичном ощущении партнера оно переносится чаще всего и на дальнейшее позитивное общение и оценивание. При первом неприятном впечатлении оно тянется и в будущее, провоцируя появление и накопление дальнейших неблагоприятных оценок.

С этим социальным эффектом взаимосвязаны еще два эффекта, такие как новизна (свежесть) и первичность. Когда сталкиваемся с восприятием какого-то незнакомого нам индивидуума, доминирует эффект первичности. Ему противоположным считается эффект свежести, который состоит в том, что информация, которая получена в заключении контакта, оказывается самой значимой. А вот эффект новизны имеет место в случае восприятия индивида, который был знаком ранее.

Отдельно выделяется эффект проекции, при его проявлении наблюдается трансляция собственных положительных качеств на объект общения и их ему приписывание, если собеседник неприятен, то он наделяется собственными отрицательными качествами.

Имеется еще один важный эффект – эффект средней ошибки, который проявляется в стремлении оценивать партнера со смягчением его реальных и заметно доминирующих черт к некоторому среднему.

Все упомянутые эффекты необходимо распознавать в контексте процесса, который сопровождает восприятие человека человеком и который носит название стереотипизации.

Как итог всего выше сказанного. Перцепция – это отражение, как вещей, так и реальных обстоятельств в период оказываемого с их стороны воздействия на человеческие органы чувств. Немаловажную роль при этом играет возраст индивида, который воспринимает ту или иную информацию.

Эффекты социальной перцепции

12.2. Закономерности и эффекты социальной перцепции

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Сейчас под социальной перцепцией понимают процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. В качестве субъекта социальной перцепции может выступать не только отдельный индивид, но и группа.

Особую важность в жизни человека представляет межличностная перцепция, или межличностное восприятие, так как именно этот процесс непосредственно включен в общение.

На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения – во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид, во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Значимое влияние на процесс межличностного восприятия оказывают установки и прошлый опыт субъекта восприятия. В повседневном общении люди, не зная действительных причин поведения другого человека или зная их недостаточно, в условиях дефицита информации начинают приписывать другому как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с другим образцом, имеющимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Таким образом, возникает целая система способов такого приписывания, которая в социальной психологии получила название каузальная атрибуция.

Важную роль в процессе восприятия человека человеком играют установки, которые приводят к возникновению различных социально-психологических эффектов. Наиболее полно исследованы три таких эффекта: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект стереотипизации.

Сущность «эффекта ореола» заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, «категоризируется» определенным образом, а именно накладывается на тот образ который уже был создан заранее. Этот ранее существовавший образ выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке и заключается в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Хорошо известны эксперименты А.А. Бодалева, в которых двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Первой группе было сообщено, что человек на фотографии является закоренелым преступником, а второй – что он крупный ученый. После этого студентам было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. При этом в разных группах одни и те же черты внешности получили противоположную интерпретации. В первом случае глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости «идти до конца» в преступлении, и т. д. Соответственно во второй группе те же «глубоко посаженные глаза» говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания, и т. д.

Эффекты первичности и новизны касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладающее влияние имеет та информация, которая предъявляется сначала. Люди говорят: «Первое впечатление самое верное». Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

В широком плане перечисленные эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, – явления стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением или человеком. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта. Очень часто он складывается относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. В этом случае ярко выраженные профессиональные черты, наблюдавшиеся у встреченных в прошлом представителей определенной профессии, рассматриваются как черты, присущие всякому представителю данной профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры педанты» и т. д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может иметь два различных следствия. С одной стороны, она ведет к определенному упрощению процесса познания другого человека. При этом стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не всегда происходит «сдвиг» в сторону его эмоционального приятия или неприятия. Возможен просто упрощенный подход, который хотя и не способствует точности построения образа другого, но тем не менее в каком-то смысле необходим, т. к. помогает сокращать процесс познания. С другой стороны, стереотипизация способствует возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта и этот опыт был негативным, то всякое новое восприятие представителя той же группы часто окрашивается неприязнью. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Особый круг проблем межличностной перцепции возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии и даже любви к нему. В связи с этим огромное значение для эффективного общения людей друг с другом имеет аттракция. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и результат этого процесса. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюда) на другого человека, характеризующийся преобладанием эмоционального компонента, оцениванием другого преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

Механизмы социальной перцепции

Механизмы социальной перцепции – это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Механизмы социальной перцепции можно поделить на две группы в зависимости от объекта восприятия: механизмы межличностного восприятия и механизмы межгруппового восприятия.

Наиболее распространенными механизмами межличностного восприятия являются: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.

Идентификация. Существует несколько толкований данного понятия:

А.А. Бодалёв под идентификацией подразумевает способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой способ понимания другого человека (Бодалёв А.А., 1982).

А.А. Реан считает, что – это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнёра по взаимодействию (Реан А.А., 2004). По этому поводу существует любопытное высказывание известного всем Г. Форда: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».

Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.

Децентрация – способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнёра и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.

Социальная рефлексия – осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. А.А. Бодалев (1996) отмечает, что интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии на прямую зависит от субъективной значимости партнера.

Аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: как процесс формирования привлекательности другого человека, как результат данного процесса, как качество отношений. Также можно выделить три уровня аттракции: симпатия, дружба и любовь. Д. Маейрс (1997) описывает следующие факторы, стимулирующие проявление аттракции: географическая близость (соседство, обучение в одном классе и т. п.); взаимодействие и антиципация взаимодействия; простое нахождение в поле зрения; физическая привлекательность; сходство мировоззрения; хорошее отношение к субъекту восприятия.

Н.В. Казаринова, В.Н. Куницына (2001) делят все факторы, стимулирующие аттракцию, на две группы: внешние, т. е. существующие до того, как начался процесс общения, это: потребность в аффилиации (доверии), эмоциональное состояние партнёров по общению, пространственная близость; внутренние, возникающие в процессе взаимодействия: физическая привлекательность партнёра по общению, стиль общения, фактор сходства между партнёрами, выражение личного отношения к партнёру в процессе общения.

Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием причин как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследования атрибуции анализируют «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Феномен атрибуции возникает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке, заменять которую и приходится путем приписывания (атрибуции).

В процессе межличностного восприятия характер атрибуции зависит от следующих показателей:

степени типичности или уникальности поступка;

социальной желательности или нежелательности поступка;

того, является ли субъект восприятия сам участником события или его наблюдателем.

Г. Келли (1984) выделил три типа атрибуции:

личностная – причина приписывается лично совершившему поступок;

объективная – причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

обстоятельственная – причина совершившегося приписывается обстоятельствам, сложившейся ситуации.

Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции

Тенденция переоценивать роль личностных факторов и недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Эта ошибка характерна для «наблюдателей». Когда мы выносим оценку поведению других людей, часто просматривается следующая закономерность. При их неудачах мы говорим, что они плохо старалались или что у них не хватает способностей. Если же результат деятельности успешен, мы говорим, что им просто повезло. При саматрибуции наблюдается обратная тенденция, так как её основная цель – сохранение положительной самооценки.

Ошибка ложного консенсуса (согласия) – человек склонен интерпретировать свое поведение как типичное, свойственное большинству людей. Для примера проведите мысленно следующий эксперимент. Представьте, что вам предложили за 1500 руб. в течение двух часов ходить с рекламным плакатом «Кока-колы» по центральной улице вашего города. Согласились бы вы? А теперь предположим, что все население вашего города от 18 до 60 лет – это 100 %. Сколько процентов из них, по-вашему, приняли бы аналогичное предложение? Посмотрите, отнесли ли вы себя к большинству (помните, что 50 % – это большинство). Мой опыт проведения данного эксперимента показывает, что за редким исключением люди причисляют себя к нормальному, «здоровому» большинству.

Ошибка неравных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли предполагают разное поведение, поэтому при атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение окружающих людей в строгом соответствии с их социальными ролями. В основе данной ошибки лежит склонность опираться на ролевые стереотипы. Нам кажется, что роль сильнее индивидуальности. (Стэнфордский тюремный эксперимент, проведенный Ф. Зимбардо, в целом подтверждает этот тезис: действительно социальная роль может влиять на поведение человека, и даже вполне миролюбивые люди в роли тюремного надзирателя ведут себя жестоко. Но мы должны учитывать также, что личностные качества даже при реализации той или иной роли делают человека уникальным. Мы сталкиваемся с разными врачами, учителями, родителями, начальниками и т. д.).

Игнорирование информационной значимости неслучившегося – тенденция учитывать только очевидные факты. Представьте, что дом охраняется собакой. В этом случае о безопасности хозяев в основном судят, опираясь на поведение собаки. Если собака спит, значит все спокойно. Английский детектив К. Дойль в одном из своих рассказах о Шерлоке Холмсе описывает сюжет, когда Холмсу надо было выкрасть документы из дома, охраняемого собакой. Тогда Холмс начал подкармливать пса котлетами, подружился с ним, а потом потихоньку проник в дом и вынес нужные бумаги. Собака молчала. Инспектор Лестрейд сделал вывод, что бумаги украл кто-то из домочадцев. Данная ошибка атрибуции уподобляет нас инспектору Лестрейду, и мы делаем поспешные ошибочные выводы.

К механизмам межгруппового восприятия В.С. Агеев (2000) относит: внутригрупповой фаворитизм, физиогномическую редукцию и стереотипизацию.

Внутригрупповой фаворитизм заключается в тенденции благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в противовес, а иногда и в ущерб членам другой. В.С. Агеев описывает ряд факторов, блокирующих его актуализацию: 1) более общие («надгрупповые») цели и социально значимые (не «группоцентрические») ценности межгруппового взаимодействия; 2) однозначность толкования, доступность и очевидность тех критериев, на основании которых выносится извне решение об успехе или неудаче группы; 3) чередование успеха и неудачи группы в межгрупповом взаимодействии.

Физиогномическая редукция – это восприятие внешности другого человека с одновременной или последующей интерпретацией его как личности. В каждой культуре имеются специфические способы, своего рода «ключи» (Агеев В.С., 2000) для восприятия («прочтения) другого человека. Эти «ключи» достаточно эффективны, когда «прилагаются» к представителям той же самой культуры, т. е. позволяют быстро нередко автоматически и вместе с тем достаточно адекватно воспринять другого человека. Но эти же самые «ключи» могут оказаться неадекватными при восприятии представителей других культур, причем чем более значительны различия между культурами, тем в меньшей степени применимы «ключи» одной культуры для свернутого и автоматического «прочтения» представителей другой.

Стереотипизация – это процесс формирования стереотипов, сущность которого заключается в тенденции максимизировать воспринимаемое различие между группами и минимизировать различия между членами одной и той же группы. Стереотип чаще всего возникает на основе ограниченного предшествующего опыта, когда выводы строятся на базе ограниченной информации. Социальный стереотип – это 1) устойчивое представление о явлении или людях, свойственной представителям той или иной социальной группы (Филатова О.Г., 2000); 2) упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью (Андриенко Е.В., 2000).

Термин «социальный стереотип» был введён У. Липпманом для обозначения предвзятых представлений и мнений. Он также указал на две основные причины склонности к стереотипам: принцип экономии умственных усилий и принцип защиты групповых ценностей, авторитетов, взглядов, мнений.

Предлагаем следующую классификацию социальных стереотипов.

Конституционально-антропологические – проявляются во влиянии антропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на оценку личности, психологических особенностей человека. Несмотря на очевидную ненаучность данных описаний, американский учёный Secord установил, что тенденция приписывать определённые общие черты характера лицам, у которых можно было найти общие конституционально-антропологические признаки, имеют под собой основания. Люди с похожими чертами лица действительно оказались похожими между собой и по личностным характеристикам.

Этнос – национальные стереотипы – это упрощённые, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, общности или национальности, легко переносимые на всех представителей этой группы. Примером могут служить многочисленные анекдоты о «прибалтах», финнах, русских, американцах и т. д.

Статусные – проявление данного типа стереотипов связано с зависимостью восприятия и понимания другого человека от его социального статуса. Широко известен эксперимент с исследованием зависимости роста от статусного положения человека (лаборант, доцент, профессор).

Социально-ролевые – это проявление зависимости восприятия и оценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей, которые выполняет этот человек, например, военный – дисциплинированный, строгий и т. д. Отметим, что статусные, социально-ролевые и профессиональные стереотипы очень похожи.

Вербально-поведенческие – характеризуют зависимость восприятия другого человека от особенностей его поведения и речи.

Эмоционально-эстетические – связаны с зависимостью восприятия и оценки другого человека от его внешней привлекательности – непривлекательности.

Профессиональные – имеется в виду персонифицированный образ профессии, т. е. обобщённый образ типичного профессионала. Изучением стереотипа психолога занимался отечественный учёный В.Ф. Петренко (1986), который выявил, что это сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный и …несчастливый человек.

Существует такое понятие, как аутостереотип, которое исследовала В.Н. Куницына. Речь идет о национальных аутостереотипах, например, типичный автопортрет русского человека: откровенный, щедрый, бесшабашный, «рубаха-парень», жизнелюбивый и умный.

Разновидностью социального стереотипа является имидж личности, под которым понимается воспринимаемый и передаваемый образ человека. Слово имидж произошло от английского image – образ и трактуется как эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым обыденным сознанием кого-либо, чего-либо, например, имидж политического деятеля.

Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т. д. Имидж имеет две стороны: субъективную, т. е. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается, и объективную, т. е. воспринимаемую тем, кто наблюдает. Передаваемый и воспринимаемый образ могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности.

Выделяют основные условия принимаемого имиджа: ориентация на социально одобряемые формы поведения, которые соответствуют социальному контролю, и на средний класс (как наиболее многочисленный) по социальной стратификации.

Межличностные и межгрупповые механизмы восприятия взаимодополняют, но не дублируют друг друга, выполняя специфические функции. Межгрупповые механизмы «обслуживают» взаимосвязь группы с другими группами. Межличностные механизмы являются средством, с помощью которого обеспечивается интеграция индивидуальных действий в совместной деятельности.

5.3. Эффекты социальной перцепции

При общении возникают эффекты социальной перцепции как результат приписывание или распространение оценочного впечатление на восприятие действий, поступков, личностных черт другого человека за дефицита времени и источников информации.

Эффект ореола. Характеризуется тенденцией преувеличивать свойства личности собеседника, переносить благоприятное (неблагоприятное) впечатление об одной качество индивида на все другие.

Эффект ореола проявляется в том, что общее положительное впечатление о человеке вызывает положительные оценки и не представленных качеств. Бывает и наоборот: общее неприятное впечатление порождает негативные оценки. Положительная переоценка поведения и рис другого человека обусловлена положительной предвзятостью. Относительно нее употребляют название "позитивный ореол", негативная негативной предвзятостью, когда выявленные в дальнейшем положительные качества не берутся во внимание, недооцениваются (негативный ореол).

Познавая другого человека, происходит эмоциональное оценивание ее, попытка понять поступки, спрогнозировать его поведение и смоделировать собственную. Это достигается благодаря использованию механизмов идентификации, эмпатии, эгоцентризма, рефлексии, стереотипизации, каузальної атрибуции, эффектов социальной перцепции и др.

Идентификация. Самым элементарным способом понимания другого человека является уподобление себя с ней, что играет важную роль в общении и взаимодействии.

Характеризуется отождествлением (уподібненням) себя с другим индивидом или группой, основой которого является эмоциональная связь; приобретение, усвоение ценностей, ролей, моральных качеств другого человека, особенно родителей; копирование субъектом мыслей, чувств, действий другого человека, которая является моделью.

Идентификация является способом понимания другого человека через осознанное или неосознанное отождествление ее с собой, попытка понять ее состояние, настроение, самооценку, отношение к миру, представив себя на ее месте. Она может быть полной (отождествление себя с другим человеком в целом) или частичной (уподобление по одному признаку).

Результатом идентификации является интроекция - выделение и отождествление себя с личностью или группой, перенос, заимствования, "уборка" в себя определенных черт объекта и проекция - приписывание другому своих мыслей и чувств.

Эмпатия. Этот механизм, реализуясь как эмоциональный отклик на проблемы другого, тесно связан с идентификацией. Эмпатия является основным навыком, которая приобретается в процессе социализации и предполагает способность принимать социальные роли и установки других, представлять себя в социальной позиции другого и предвидеть его реакции.

Эмпатия (сопереживание, сочувствие) попытка объять эмоциональное состояние другого человека; психические процессы, который дает возможность понять переживания другого человека (механизм познания); действие индивида, что помогает ему по-особому выстроить общение (особый вид внимание к другому человеку); способность, свойство, способность проникать в психическое состояние другого человека (характеристика человека, то есть емпатійність).

Склонность к эмпатии возрастает при приобретении жизненного опыта, а также среди схожих между собой людей. Уровень эмпатии зависит от способности индивида представить, как одно событие будет восприниматься разными людьми, признание права на существование различных точек зрения. Склонна к эмпатии человек терпимый к выражению эмоций другими людьми; глубоко вникает в субъективный внутренний мир собеседника, не раскрывая при этом собственного настроения и мира; готова адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека ради лучшего понимания того, что с ней происходит.

Проявлениями эмпатии является сопереживание - переживание индивидом тех самых эмоциональных состояний, чувств, которые испытывает другой, и сочувствие - эмоциональное восприятие проблем другого безотносительно собственного состояния и действий.

Эгоцентризм. Явлением эгоцентризма усложняется процесс межличностного познания людьми друг друга. Он заключается в неспособности увидеть и понять познавательную позицию другого человека, неумении оценить факты, события, явления с ее точки зрения.

Эгоцентризм - сосредоточенность индивида только на собственных интересах и переживаниях, что влечет его неспособность понять другого человека как субъекта взаимодействия и самодостаточную личность. Чаще всего эгоцентризм проявляется в раннем детстве. В процессе развития и обучения личности сила проявления его постепенно уменьшается.

Эгоцентричность как закономерный этап становления является нормальным личностным развитием. Отклонением от нормы являются застря-гання личности на этом этапе, отсутствие сил и стремление преодолеть его. Жесткая ориентация на себя не способствует развитию личности. Поэтому эгоцентрики живут своими представлениями о добре, справедливость, любовь.

Рефлексия. Механизм социальной перцепции, который реализуется как внутреннее представление человека о мнении тех, кем он контактирует.

Рефлексия (обращение вспять, самопознания) - видение индивидом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или общности; вид познания, в процессе которого субъект становится об 'объектом своего наблюдения; размышления, анализ собственного психического состояния.

Рефлексия означает познание другого через выяснения мнений о субъекте, субъектом познания себя через выяснения мнений других людей о нем. Чем шире круг общения, чем больше разных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше она знает о себе и окружающих ее людей. Рефлексия удостоверяет переход от полного включения самосознания в деятельность до формирования нового отношения субъекта не только к деятельности, но и к себе в этой деятельности.

Этот вид социальной перцепции предполагает не только знание субъекта о себе и своей деятельности, но и представление о том, как он и его деятельность воспринимаются другими. Как новообразования психики, она появляется на определенном этапе онтогенетического развития. Созревание механизмов рефлексии стимулирует самоанализ, формирование воли, становления личностной зрелости.

Стереотипізація- формирование впечатление о человеке на основе выработанных стереотипов; приписывание знакомых черт с целью ускорения или облегчения межличностного общения.

Оценочные стереотипы представляют собой совокупность качеств, которые человек приписывает другому человеку. Формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.п.) происходит незаметно для индивида. Возможно, в связи с недостаточной осознанностью стереотипы утверждаются как устойчивые эталоны, властвуя над людьми. Формируются они как следствие недостаточной информированности, результат обобщения личностью собственного опыта, дополненного сведениями, полученными из книг, кинофильмов, высказываниями других людей. Стереотип помогает быстро и достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, легче его понимать и прогнозировать. Когнитивной основой стереотипизации есть такие операции, как селекция, ограничения, категоризация социальной информации. Мотивационную основу этого механизма составляют процессы оценочной поляризации на пользу своей группы, что внушают индивиду чувство принадлежности и защищенности.

Обычно они формируются с недостаточной осведомленности об объекте восприятия, стереотипы могут выполнять консервативную, иногда реакционную роль, формируя неправильные представления о людях, деформируя процесс межличностного понимания и взаимодействия. Во время познания людьми друг друга стереотипізація способна повлечь упрощение и сокращение этого процесса. В таком случае стереотипы не обязательно выполняют оценочную роль. Стереотипізація порождает предубеждение в восприятии другого человека. Если суждение о другом человеке выстраивается на основе предыдущего негативного опыта, то новое восприятие представителя той самой группы будет также неприязненным.

Стереотипы формируются обыденным сознанием, поэтому они часто бывают не только сомнительными, но и ошибочными. Проверить истинность или ложность стереотипа можно только в процессе анализа конкретной ситуации.

Каузальна атрибуция. Изучение каузальної атрибуции помогает познанию механизмов взаимопонимания, процессов интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Каузальна (причинная) атрибуция (приписывание) - интерпретация необходимой субъекту информации путем приписывания партнеру по взаимодействию возможных чувств, причин и мотивов поведения.

Мы иногда, не зная, зная недостаточно истинные причины поведения другого индивида, начинаем приписывать друг другу несвойственные им причины, образцы поведения, общие характеристики. Это явление называется фундаментальной ошибкой атрибуции.

Способы коррекции ошибок сприйнятгя других людей с опорой на эталоны

Больше внимания уделяйте невербальному поведению партнера мимике, позе, жестам, интонациям, направления взгляда, походке, осанке.

Обращайте внимание на ошибочные действия партнера (оговорки, забывание, замалчивание, ошибки слуха и др.), за какие могут скрываться подавлены или чувства, которые сдерживаются.

Отмечайте для себя, как у человека выражаются две основные социальные нужды - в эмоциональной поддержке и в признании. Это ключ к пониманию того, как человек ведет себя с другими своими мотивами.

Следите, в какую сторону партнер отклоняется от темы вашего разговора. Отклонение от темы - признак сокрытия чувств к собеседнику.

Механизмы перцепции и развитие социальных навыков

Перцепция (это слово означает «восприятие» в переводе с латыни) — это когнитивный процесс активного прямого отображения человеком разнообразных объектов, явлений, событий и ситуаций. Если же подобное познание направлено на социальные объекты и эффекты, то такое явление называется социальная перцепция. Разнообразные механизмы социальной перцепции ежедневно можно наблюдать в повседневной жизни.

Описание

Упоминания о таком психологическом явлении, как перцепция, встречались ещё в античном мире. Большой вклад в развитие этого понятия внесли философы, физики, физиологи и даже деятели искусства. Но наибольшее значение этому понятию придаётся в психологии.

Перцепция — это важнейшая психическая функция познания, проявляющаяся в виде сложного процесса получения и преобразования чувственной информации. Благодаря перцепции индивид составляет цельный образ объекта, который воздействует на анализаторы. Другими словами, перцепция — это форма сенсорного отображения. Это явление включает в себя такие характеристики, как выявление отдельно взятых признаков, корректное выделение информации, формирование и точность сенсорного образа.

Перцепция всегда связана с вниманием, логическим мышлением, памятью. Она всегда зависит от мотивации и обладает определённой эмоциональной окраской. К свойствам любого вида перцепции причисляют структурность, предметность, апперцептивность, контекстность и осмысленность.

Изучение этого явления интенсивно ведут не только представители разных отраслей психологии, но и физиологи, кибернетики, а также другие учёные. В своих дифференциальных исследованиях они широко используют такие методы, как эксперимент, моделирование, наблюдение, эмпирический анализ.

Понимание того, что собой представляют функции, структура, а также механизмы социальной перцепции, имеет для психологии не только общее, но и практическое значение. Большую роль это явление играет при создании информационных систем, в художественном конструировании, в спорте, педагогической деятельности и многих других сферах деятельности человека.

Факторы

Перцептивные факторы бывают как внутренними, так и внешними. К внешним факторам относят интенсивность, размер, новизну, контрастность, повторяемость, движение, а также узнаваемость.

К внутренним факторам относят:

  • Мотивацию. Индивид видит то, в чём сильно нуждается либо то, что считает очень важным для себя;
  • Установку личностного восприятия. Обычно человек ожидает увидеть то, что уже видел в подобной ситуации ранее;
  • Опыт. Индивид воспринимает то, чему научен прошлым опытом;
  • Характерологические особенности личности. Скажем, на оптимиста какое-то событие производит позитивный эффект, а на пессимиста — неблагоприятный;
  • Я-концепцию. Восприятие ситуации всегда пропускается через личностную призму восприятия себя.

Взаимодействие с социумом посредством восприятия

Ещё одним понятием, широко применяющимся в психологии и смежных с ней науках, является такая разновидность нашего восприятия, как социальная перцепция. Так называют оценивание и понимание человеком других людей и самого себя, а также иных социальных объектов. К таким объектам могут относиться разнообразные группы, социальные сообщества. Данный термин появился в 1947 г., а ввёл его психолог Д. Брунер. Появление этого понятия в психологии позволило учёным совсем иначе посмотреть на задачи и проблемы человеческого восприятия.

Люди — существа социальные. В течение жизни любой человек контактирует с другими людьми огромное количество раз, формируя разнообразные межличностные взаимоотношения. Отдельные группы людей также образуют тесные связи. Поэтому каждый человек оказывается субъектом огромного количества самых разных взаимоотношений.

Позитивное либо негативное отношение к окружающим людям напрямую зависит от нашего восприятия, а также от того, как мы оцениваем своих партнёров по общению. Обычно во время коммуникации мы оцениваем сначала внешность, а затем уже поведение партнёра. Вследствие этой оценки у нас формируется определённое отношение, делаются предварительные предположения о психологических качествах собеседника.

Социальная перцепция может проявляться в нескольких формах. Так, в большинстве случаев, социальной перцепцией называют восприятие самим человеком. Любой индивид воспринимает самого себя, а также свою либо чужую группировку. Также существует восприятие членами группы. Сюда относят восприятие в границах своего сообщества либо членов чужой группировки. Третья разновидность социальной перцепции — групповое восприятие. Группа может воспринимать как своего человека, так и членов чужого сообщества. Последний вид социальной перцепции рассматривает восприятие одной группой чужой группировки.

Сам процесс такой перцепции можно изобразить в виде оценочной деятельности. Мы оцениваем психологические особенности человека, его внешний облик, действия и поступки. В результате мы складываем о наблюдаемом определённое мнение, формируем чёткое представление о его возможных поведенческих реакциях.

Механизмы

Перцепция всегда является процессом прогнозирования чувств и поступков окружающих людей. Для полного понимания этого процесса требуется знание особенностей функционирования её механизмов.

Механизмы социальной перцепции показаны в следующей таблице:

Механизмы и эффекты социальной перцепции

Лекция 4. Общение как познание людьми друг друга

1.Особенности социальной перцепции

2. Механизмы и эффекты социальной перцепции

3. Закономерности привлекательности при первом впечатлении

1. Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого; попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.

Выделяют 4 основных функции социальной перцепции:

- познание партнера по общению;

- организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

- установление эмоциональных отношений.

Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я. Осознание себя через другого имеет 2 стороны: идентификацию и рефлексию.

В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные и профессиональные различия. Огромное влияние оказывает профессия наблюдателя.

Наиболее существенными свойствами наблюдаемого являются: мимика, экспрессия, т.е. способы выражения чувств, жесты и позы, походка, внешний вид, особенности голоса и речи.

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познание самого себя (рефлексия), 3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация - уподобление себя другому и на основе этого предположение о мыслях, мотивах, чувствах или внутреннем состоянии другого человека.

Эмпатия– это постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.

Процесс эмпатии является в основном интеллектуальным и эмоциональным по своему содержанию. Эмпатия рассматривается как системное образование, которое включает следующие стороны: понимание эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень); сопереживание или сочувствие объекту эмпатии (аффективный уровень), активное помогающее субъекта (поведенческий уровень).

Следует отличать от сочувствия и сопереживания.

Сопереживание – переживание чувств другого человека путем отождествления с ним. Сочувствие – переживание своих чувств и состояний по поводу чувств другого.

Аттракция (дословно – привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Ее можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Рефлексия –механизм восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Казуальная атрибуция как механизм настолько важен и так часто работает, что на основе его формируются и другие механизмы, поэтому казуальную атрибуцию часто называют явлением, в том случае, если это явление лежит в основе других механизмов.

Казуальная атрибуция – причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения.

Итак, механизмы и эффекты, основанные на явлении казуальной атрибуции:

1) Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Здесь стереотип – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.

2)Имплицитная теория личности – представления человека о том, как в людях связаны черты характера, внешний облик и поведение. Складывается в сугубо индивидуальном опыте. Эта теория формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности.

3) Эффект ореола. Человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, ущербным во всех отношениях после неудачи.

4) Эффект первичности. Суть: первое впечатление о человеке, первая личностная информация о нем, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Это впечатление (“+” или “-”) становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание только ту информацию, которая согласуется с первым впечатлением. Особенно на первых порах межличностного общения. В дальнейшем этот эффект может вызвать у человека когнитивный диссонанс.

Когнитивный диссонанс – несоответствие новой информации сложившемуся опыту и взглядам человека, порождающее у него эмоциональную напряженность, стремление найти выход из возникшего состояния.

5) Эффект новизны (порядка) – противоположный 4-му. Касается последнего впечатления о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (но не самого первого!).

Над последней информацией человек может поразмышлять, подумать.

6) Эффект проекции. Приятному для нас человеку мы приписываем свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т.е. наиболее четко выявляем у других те черты, которые ярко представлены в нас самих.

7) Эффект средней ошибки. Тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения. Так, например, люди с личностной атрибуции в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.

Кроме этих схем выявлены некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различной в зависимости от того, был ли он участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной, т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности.